Святой Павел тотчас же принял предложение. Но он не взошел на кафедру, а по-видимому, только поднялся со своего места, и простерши руку (ср. Деян. 12:17, 21:40, 26:1 ), начал говорить ожидающему народу. Начав слово ласковым обращением к иудеям и прозелитам (обращенным из язычников), с просьбой о внимании к его словам, святой Павел, прежде всего, коснулся действий Промысла в истории Израиля, о чем вероятно, только что было прочитано в пророчествах. Господь избрал еврейский народ, умножил его в Египте, освободил его от рабства, провел через пустыню, истребил для него семь народов в земле Ханаанской, давал ему судей, а потом царей, начиная с Саула, сына Кисова из колена Вениаминова. Затем из семени Давида, Бог по обетованию, воздвиг Израилю Того, Кто по самому значению Своего имени, был Спасителем ( Деян. 13:23 ) Иисусом, о Котором свидетельствовал Иоанн Креститель, признанный великим пророком. Жители Иерусалима и начальники их, не столько по незнанию, сколько по распущенности, умертвили Его, исполнив слова пророческие. Но Бог воскресил Его из мертвых ( Деян. 13:30 ). И это – исторический факт, свидетелями которого существуют живые лица. Все же это свершилось согласно с пророчествами, которые в течение многих веков поддерживали в народе это верование. О воскресении Его из мертвых, говорится в псалме Давида, где Господь называет Его Своим Сыном ( Пс. 2:7 ), о Его нетлении – в пророчестве Исайи (см. Ис. 55:3 ) и в «золотом псалме» (см. Пс. 15:10 ), где обещается Святому Его не видеть тления. Не о себе говорит, таким образом, Давид, потому что он в свое время, послужив изволению Божию, почил, приложился к отцам своим и увидел тление. Да будет же известно, что ради Его возвещается теперь им, внимающим апостольской проповеди, прощение грехов ( Деян. 13:38 ). В законе же Моисеевом требуется беспрекословное ему последование, и не существует отпущения за нарушение законных правил, следовательно, оправдаться законом невозможно. И в виде заключительного слова, Апостол Павел приводит стих из пророчества Аввакума (см. Ав. 1:5 ), которым предупреждает слушателей, что если они не уверуют в Возвещаемого им, то на презрительно дерзкую насмешку, может последовать приговор, который поразит их удивлением и уничтожит безвозвратно (см. Деян. 13:40–41 ). Эта проповедь Апостола Павла произвела на слушателей его глубокое впечатление. Язычники, выходя из синагоги, просили Апостолов, чтобы они повторили сказанное в следующую субботу. Даже когда почти все разошлись, то многие иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников (прозелиты), последовали за Павлом и Варнавой, для получения от них наставлений. И Апостолы, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божьей ( Деян. 13:42–43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Сегодня, когда практически на каждого человека ежедневно обрушивается поток всевозможной информации, особенно важно научить пасомых различать шум преходящего пустословия от глаголов вечной жизни, внимать слову Божию и соблюдать его (Лк. 11:28), как учит нас Евангелие Христово. Церковью тебе дано не только право свидетельствовать о евангельской Истине. Возвещать ее изо дня в день — твоя прямая обязанность. Всегда памятуй о предостережении апостола Павла, который писал: «Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая [обязанность] моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9:16). На это же указывает и 58-е апостольское правило, которое гласит: «Епископ, нерадящий о причте и людях, и не учащий их благочестию, да будет отлучен; если же останется в этом нерадении и лености, — да будет извержен» . Вот насколько высока мера ответственности архиерея за вверенных его попечению клириков и паству. Они нуждаются не только в архиерейском священнодействии и научении, но и в управлении. Именно епископ обладает полномочиями управлять врученным ему церковным уделом. Это порядок запечатлен в слове Божием и в книге Деяний, и в Первом послании апостола Павла к Тимофею (см. Деян. 20:28; 1 Тим. 5:19). Епископ обязан наблюдать за исполнением Божиих заповедей, церковных канонов и правил, руководить жизнью приходов, рукополагать и назначать священнослужителей в пределах своей епархии. Все это и многое другое надлежит тебе делать для того, чтобы вверенная твоим заботам Златоустовская епархия развивалась и укреплялась. А укрепление означает и созидание храмов, и подготовку новых пастырей, и просветительские труды, и миссионерство, и работу с молодежью, и социальное служение, но, самое главное, изменение духовного состояния народа. Когда ты будешь видеть больше радости и света в глазах людей, это и будет свидетельством того, что труды твои не тщетны, а богоугодны и плодотворны. Укрепляй церковное единство, утверждай православную веру, воспитывай людей в духе евангельской любви и милосердия. Где, как не в Церкви, человек может почувствовать, что он не одинок, не забыт Богом и ближними. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Имя Церкви — это имя не разделения, но единения и согласия… Церковь устроена не для того, чтобы собирающиеся в ней разделялись, но чтобы разделенные соединялись, как показывает и самое слово " собрание " » , то есть εκκλησα — церковь (Беседы на первое послание к Коринфянам, Беседа 1.1 и 27.3).

http://patriarchia.ru/db/text/4751224.ht...

Согласно Символу веры , мы веруем «... во едину святую, соборную (греч.:кафолическую) и апостольскую Церковь » . Единство, святость, соборность и апостольство или апостоличность и являются существенными неотъемлемыми признаками Церкви Христовой. Единство Церкви означает, что истинная Церковь только одна и что в ней существует глубокое внутреннее согласие и общность и веры, и жизни. Это и понятно, поскольку Церковь есть тело, имеющее одного Главу и одного Утешителя. «Все мы одним Духом крестились в одно тело, … и все напоены одним Духом» ( 1Кор. 12, 13 ). Все члены тела Христова содержат одну веру и участвуют в одной нераздельной благодатной жизни. Это Апостол выражает словами: «Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф. 4, 5–6 ). Внешне это единство проявляется в согласном исполнении веры (один Символ веры ); в существенном единстве богослужебного строя, допускающем различие лишь во второстепенных предметах; в полном взаимообщении в таинствах, и, в частности, в святой евхаристии ( «все причащаемся от одного хлеба» – 1Кор. 10, 17 ); в существенном единстве церковного устройства (единство церковных правил или канонов). Святость Церкви есть пребывающая в ее недрах новая благодатная жизнь, истекающая от ее Главы и сообщаемая ее членам Духом Святым. В освящении верующих состоит главная цель Церкви и Христа – ее Спасителя (см. Еф. 5, 23 ). «Христос , – говорит Апостол, – возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью , не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф. 5, 25–27 ). История Церкви Христовой показывает, что в ней всегда были люди с высшей христианской чистотой и особенными дарами благодати – мученики, девственники, подвижники (аскеты), преподобные, святители, праведные, блаженные, носители чрезвычайных дарований Святого Духа. Впрочем, имея своей задачей врачевать духовные немощи и исправлять грешников, Церковь имеет и здравые члены, и немощные (см. 1Кор. 8, 10–11 ). Присутствие в ней слабых и немощных членов не препятствует, однако, телу Христову оставаться чуждым скверны или порока, ибо каждый из ее членов в отдельности не составляет Церкви, а Церковь не есть простая сумма ее членов, но есть возглавляемая Господом и состоящее из верующих в Него тело, в котором всегда пребывают Христос Спаситель и Дух Святой со всей полнотой освящающих сил и средств. Слабые, но не отпадающие от Церкви, ее члены могут мало помалу оживляться, очищаться благодатными средствами и делаться способнее к участию в жизни, разливаемой от Главы тела животворящей силой Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Среди тех же коринфян появлялись люди, которые причиняли ап. Павлу «огорчения», даже прямо были его «обидчиками», они вселяли в его сердце «скорби и стеснение»; в подобного рода явлениях Павел готов был видеть обнаружение «умыслов сатаны» ( 2Кор.2:3–5, 11 . Ср.7:12). Не менее печально для апостола было и то, что по легкомыслью или недоверию к нему, иные из христиан, бывших его чадами, переходили, по выражению апостола, к «иному благовествованию», каковы были, наприм., галаты ( Гал.1: 6–7 ). В числе крупных недостатков, характеризующих христианскую общину в Коринфе, историк отмечает сутяжничество. Апостол Павел говорит: «и то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою, брат с братом судится. Для чего бы вам, скорбит апостол, лучше не оставаться обиженными? Для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» ( 1Кор.6:1–7 ). Люди того времени далеки были от того, чтобы не противиться злу, хотя Павел и Евангелие стремились к этому идеалу христианства. Другой недостаток общественного же характера Павел усматривает и изобличает в христианских жителях Фессалоники. Правилом апостольского времени был труд для всех, Апостол поставил заповедь: «кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Заповедь эта, однако же не всеми исполнялась. Некоторые из христиан оказывались людьми легкомысленными и по выражению Павла: «ничего не делали, а суетились». Таких «суетных» людей апостол именует «бесчинниками» (2Фессал.3:10–11). Обращаясь к характеристике нравственного состояния первенствующих христиан – в строгом смысле этого слова, проф. Лебедев говорит, что и в этом отношении христиане не стояли на высоте своего евангельского призвания. В доказательство этого положения он приводит прежде всего некоторые места из послания Павла к Коринфянам; так ап. Павел пишет: «вы (т. е. некоторые христиане) сами обижаете и отнимаете притом у братьев» ( 1Кор.6:8–9 ), т. е. у таких же христиан, и затем угрожает: «или не знаете, что неправедные царства Божия не наследуют?» В послании к тем же коринфянам тот же Павел еще пишет: «я опасаюсь, чтобы мне не найти вас такими, какими не желаю, чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков, и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали» ( 2Кор.12:20–21 ), очевидно, апостол, хотя точно и не знает, есть ли перечисленные грехи и пороки среди коринфян, но не сомневается, что они могут быть и вероятно бывают. Что некоторые нарушения христианских нравственных правил и притом важнейших в самом деле встречались среди коринфян, об этом довольно ясно дает понять апостол, когда говорит: «я писал вам, чтобы вы не сообщались с тем, кто, называясь братом (христианином), остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таковым (не следует) даже и есть вместе» ( 1Кор.5:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

То же самое лукавые демоны из подражания научили делать и в таинствах Мифры; ибо, как вы знаете или можете узнать, при посвящении вступающего в эти таинства, также предлагается, с произнесением некоторых слов, хлеб и чаша воды. С того-то времени мы между собой всегда уже и творим воспоминание об этом, – достаточные из нас помогают всем бедным, и мы всегда заодно друг с другом. За всё, что служит нашим потребностям, благословляем мы Творца всего через Сына Его Иисуса Христа и через Духа Святого, и в так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам; при этом читаются памятные записи апостолов или писания пророков, сколько позволяет время. Потом, когда читающий перестанет, предстоятель, посредством слова, делает наставление и увещание подражать слышанному доброму. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончим молитву, тогда, как я выше сказал, приносится хлеб и вино и вода; и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может, а народ подтверждает, говоря: аминь; затем следует раздаяние каждому и причащение Даров, над которыми совершено благодарение, а к неприсутствовавшим они посылаются через диаконов. Между тем достаточные и желающие, каждый по своему произволению, дают, что хотят, и собранное складывается у пред­стоятеля, а он имеет попечение о сиротах и вдовах, о всех нуждающихся вследствие болезни или по другой причине, о находящихся в узах, о пришедших издалека чужестранцах – вообще печется о всех находящихся в нужде. В день же именно солнца творим собрание таким образом все вообще потому, что это первый день, в который Бог , изменив мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых; так как распяли Его накануне кроносова дня, а в день после кроносова дня, т.е. в день солнца, Он явился своим апостолам и ученикам и научил их тому, что мы представили теперь и на ваше усмотрение. Разговор с Трифоном Иудеем, гл. 41 и 117. Приношение пшеничной муки, государи мои, – продолжал я, – которую велено было приносить за очистившихся от проказы, было прообразом хлеба Евхаристии, который заповедал приносить Господь наш Иисус Христос в воспоминание страдания, подъятого Им за людей, очищающих свои души от всякого греха, а вместе для того, чтобы мы благодарили Бога как за то, что Он сотворил для человека мир и всё, что в нем находится, так и за то, что освободил нас от греха, в котором мы были, и совершенно разрушил его начальства и власти через Того, который соделался страждущим по Его воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тогда как верующие, видя в святых апостолах посланников Христовых, оказывали им всякое послушание и подобающую их великому служению честь, принося к ногам их свои имущества на дела благовествования и благотворения, враги Христова Евангелия старались всячески противодействовать им, распространяя о них ложные слухи, называя их иногда всесветными обманщиками ( Деян.17:6 ), преследуя и даже убивая их. Так было сперва, во времена апостольские, так было потом – то же совершается и ныне. Не видим ли теперь, каким поношениям, оклеветанию и злословию подвергаются и преемники апостольского служения – пастыри и учители церковные? Отступники от веры, а иногда и мнимые сыны Церкви публично позорят их, выставляя на вид немощи некоторых из них, а иногда и выдумывая случаи уклонения от правил благоповедения и приписывая это всем членам церковного клира. Есть такие даже из среды верующих, ревнителей закона, этих современных книжников и фарисеев, мнящих через позор пастырей Церкви, как мнили убивавшие апостолов, службу приносити Богу ( Ин.16:2 ). Да не смущается этим совесть истинных чад Церкви, да не оскудевает вера в слова и обетования Христовы. Если есть между членами клира и немоществующие, то таковые всегда были и будут; помнить нужно, что сила Христова в немощи совершается: она одних терпит, других исправляет, иных прославляет. Мы, пастыри, хотя и скудельные сосуды, но носим великую благодать Христову, спасительную для всех человеков ( Тит.2:11 ). И в лике апостолов были немоществующие, но Господь не лишил их Своей милости и благодати. Так было всегда, так бывает и ныне. Мы, служители Церкви, также не можем хвалиться ни силой, ни важностью, ни дарами благодатными, но только немощами. И мы будем хвалиться этими немощами, когда нас поносят, когда оставляют, когда наказывают нас голодом, холодом и презрением несправедливым, – будем хвалиться этим, да вселится в нас сила Христова. Об истинности евангельской вести. Беседа в Неделю 20-ю по Пятидесятнице Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Ты пишешь, что в простые дни не ходишь в трапезу, чтобы не видеть там беспорядков и ссор; также, чтобы не заставлять келейную готовить в общей кухне и во избежание столкновения, ты две недели питалась одним чаем с хлебом и как бы почувствовала себя несколько крепче. Но всегда делать так неудобно – можешь подвергнуться засорению желудка, от чего бывают головные боли. Потребно, хоть вперемежку, употреблять хоть холодный обед или ужин: картофель или огурцы с квасом, если можешь, процеженный горох с очищенными огурцами, а иногда горячий картофельный суп или горячую кашку. По усмотрению твоему придумай что-либо вроде этого (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Пищу вкушай, смотря по голоду, а не по тому, как смотреть будут (прп. Амвросий, 20). Слышу, что касательно пищи нет у вас настоящего порядка. Следует в простые дни готовить только три пищи: холодное, щи и кашу, или – щи, суп картофельный и кашу, и в праздники четыре пищи – холодное, щи, лапшу и кашу. Есть в вашей стороне какое-то растение кукуруза. Нельзя ли ею по временам заменять кашу, чтобы далеко не отступать от монастырских правил, и арбузы не всегда в трапезе подавать, а по усмотрению, в праздники или еще при каком случае (прп. Амвросий, 20). Вопрос: – Не все ли равно Богу, какая пища? Старец ответил: – Не пища имеет значение, а заповедь, Адам изгнан из рая не за объядение, а за вкушение только запрещенного. Почему и теперь в четверг или вторник можно есть, что хочешь, и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что через послушание вырабатывается покорность (прп. Амвросий, 20). Предлагаю на рассмотрение апостольские слова: Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим. 14, 17 ). Как ни дорого для христиан Царствие Божие и Царствие Небесное, но, по немощи человеческой, мы прежде всего заботимся о пище и питии и о прочем, за что и подвергаемся евангельскому упреку Господа: Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф. 6, 31–33 ). Господь порицает заботливое житейское попечение как препятствующее к приобретению Царствия Божия; а святой апостол Павел выставляет и другую причину, также препятствующую, когда кто употребляет пищу или питие на соблазн и претыкание ближнему. Такому он угрожает наказанием, глаголя: худо человеку, который ест на соблазн ( Рим. 14, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Указываемая правоспособность каждого члена Церкви на очищение содеянных им грехов, посредством акта сакраментального покаяния, отчетливо устанавливается еще первоисточником церковного права – Священным Писанием, в тех его местах, где мы читаем здесь слова И. Христа: «Сказываю... что на небесах более радости будет об одном грешнике, кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» 887 ; «Приходящего ко мне не изгоню вон» 888 , и в особенности: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» 889 . В канонических правилах, и притом со ссылкою на одно из цитуемых мест Свящ. Писания, то же самоекатегорически проводится в самом древнейшем их кодексе, – разумеем, кодекс Апостольских правил. «Аще кто, епископ или пресвитер, – читаем мы здесь, – обращающегося от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священного чина. Опечаливает бо Христа, рекшего: «радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся» 890 . Один из знаменитых средневековых византийских канонистов – Зонара, комментируя это правило, прекрасно дополняет его детальный смысл, говоря: «Господь наш, ради согрешивших, преклонил небеса и низшел, ибо Он сказал: « я пришел...; и так, кто не приемлет обращающегося от греха, тот противодействует Христу Богу нашему, а противодействующей и не повинующейся Ему – не есть его ученик; а не будучи Его учеником, – не достоин священствовать. Ибо каким образом может быть принять Христом тот, кто делает себя антихристом, противясь воле Его?» 891 . Что цитуемое Апостольское правило относится, действительно, к сакраментальной исповеди, а не к покаянию, как внутреннему нравственному акту, – это со всею очевидностью утверждается комментарием на оное другого знаменитого византийского канониста – Вальсамона 892 . В виду столь ясного основания на первоисточников церковного права – Священном Писании и столь категорического требования помянутого Апостольского правила, Восточная церковь всегда и относилась к отрицательному учению о праве христиан на покаяние, как к учению еретическому.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Флп. 3:7–11 . Но все это я «вменяю уметы (сорт выметаемый) быти да Христа приобрящу» ( Флп. 3:8 ), т. е. чтобы все более и более походить на Христа и объединяться с Ним по духу «и чтобы найтись в нем», т. е. оказаться в живой связи с Ним, подобно розге, пребывающей на лозе и творящей плод, – «не с своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа» ( Флп. 3:9 )… «Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» ( Флп. 3:10–11 ). Апостол очевидно разумеет здесь не теоретическое познание исчисленных истин веры, для которого было бы достаточно нескольких уроков катехизиса, а постижение их всеми силами души своей и осуществление на деле, как законодательных правил всей жизни своей. Флп. 3:12–14 . Впрочем, – прибавляет Апостол, – «говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился, но стремлюсь, не достигну ли я (до Христа столь же близко), как достиг меня Христос Иисус… Забывая заднее и простираясь вперед», я только «стремлюсь еще к цели, к почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе». Свое обращение ко Христу и дивные пути промысла Божия в своей прежней анти-христианской жизни Св. Ап. Павел изображает под видом того, как будто бы Господь преследовал его ловил, и, наконец, достиг и уловил. Нарочитого примечания заслуживают, после вышеозначенного смиренных слов Апостола, дальнейшие слова его, на которые неправильно ссылаются все мистические секты, отвергающие иерархическую власть учителей церковных и надеющиеся на внутреннее озарение и научение от Духа Святого. «Елицы убо совершени сие да мудрствуем: и еже аще ино что мыслите, и сие Бог вам открыет» ( Флп. 3:15 ). Это не значит, что рассуждай и учи всякий, кто как сумеет, а там после Бог откроет истину. Нет, в связи с контекстом смысл апостольских слов получается иной. Говоря, что «все мы совершенные должны так мыслить», Апостол разумеет собственно мысли о праведности и смиренный образ мыслей о ничтожности собственных дел пред заслугами Христа Спасителя, представляет как общее правило для всех утвердившихся в вере совершенных христиан. Так и Св. Златоуст изъясняет, что «не о догматах сие сказано, но о совершенстве жизни и о том, чтобы не считали себя совершенными». «И аще ино что мыслите», – присовокупляет Апостол, – т. е. если еще есть между вами высокомудрствующие о себе по обольщение от иудействующих лжеучителей, то и сие Бог вам открыет; т. е. откроет то, о чем совершенные христиане знают с полным убеждением, подобно Апостолу, вменяющему в уметы все, на чем основывается праведность закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Отсюда-то этот ученый заключает о неизвестности в то время собрания апостольских правил, так как собиратель этого приска, главною целью поставив для себя собрать все древнейшие правила и расположить их в хронологическом порядке, не опустил бы, без сомнения, и эти правила, если кодекс их в то время существовал уже Против этого считаем нужным сказать только то, что этот перевод, неисправный по языку, был так неисправен в изложении правил, что правила разных соборов были смешаны между собою (например, никейские смешаны с сардикийскими, некоторые совсем пропущены, или поставлены одни вместо других Несовершенство этого перевода и побудило предпринять новый, который сделан был в конце V столетия Дионисием Малым, аббатом Римским: в этом переводе уже были помещены пятьдесят правил апостольских. А потому " Prisca canonum " , как несовершенный и неисправный перевод, не может служить доказательством позднейшего происхождения апостольских правил. 5. Наконец, сильнейшее, по-видимому, доказательство против древности апостольских правил находят протестанты в том, что ни Евсевий, ни Иероним не упоминают об этих правилах. " Если бы этот кодекс правил, - говорит Даллей, - действительно существовал в первые века, то невероятно, отчего не упомянули о нем ни Евсевий, ни Иероним, которые даже рассуждали о том, что нужно признать апокрифическим, и особенно тщательно исследовали то, что обыкновенно приписывалось в первые века апостолам " Против этого доказательства можно было бы многое представить; но мы вообще заметим, что молчание Евсевия и Иеронима нисколько не может подтверждать той мысли, что известное собрание апостольских правил не существовало в первые века. Ни Евсевий, ни Иероним не имели повода также приводить и исчислять их, как приводить и исчислять все догматы, все нравственные законы, все части церковной дисциплины. Сверх того, древние правила после Никейского собора были или подтверждены, или ограничены соборными определениями и правилами, а потому, если писатели этого времени должны были заниматься церковным законоведением, то они, без всякого сомнения, оказали бы большее внимание законодательствам новейшим, чем древнейшим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010