Возвращение к Св. Писанию К оглавлению В сердце большинства религиозных систем лежит ядро письменных текстов, которые считаются «авторитетными» иными словами, имеющими постоянное значение для определения «формы» данной религии. У христиан, эти письменные тексты собраны вместе в Библии и часто называются просто «Писанием».Как хорошо известно, Библия является центральным документом западной цивилизации, источником христианских идей, оказывающим влияние также на образование и культуру. Реформация стала свидетелем процесса придания Писанию нового значения или, возможно, воссоздания древнего взгляда на важность Библии. Принцип «Sciptura sola» («одним Писанием») стал одним из основных лозунгов реформаторов в их попытке привести обряды и верования Церкви в соответствие с практикой золотого века христианства. Если доктрина оправда ния одной верой была материальным принципом Реформации, то принцип «Scriptura sola» был ее формальным принципом. Реформаторы низвергали папу и возводили на его место Писание. Каждое течение Реформации рассматривало Писание как источник, из которого оно черпало свои идеи и обряды Однако, как нам предстоит увидеть, пользоваться Писанием таким образом оказалось гораздо сложнее, чем можно было ожидать. Св. Писание в Средние века. Концепция «Предания» Для большинства средневековых богословов Св. Писание было материально достаточным источником христианской доктрины. Иными словами, все, что имели существенное значение для христианской веры, содержалось в Писании. Не было необходимости искать материалы по христианскому богословию в каком-либо другом месте. Были, конечно, вопросы, по которым Писание хранило молчание, например, кто написал Апостольский Символ Веры, в какой точно момент совершения Евхаристии хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христа, предназначен ли обряд крещения только для взрослых верующих. Церковь чувствовала себя вправе самостоятельно разобраться в этих вопросах, хотя эти суждения считались подчиненными по отношению к самому Писанию Однако к концу Средних веков концепция «Предания» приобрела большое значение в связи с толкованием и авторитетом Писания. Хейко А. Оберман указал на то, что в период позднего средневековья были распространены две достаточно различные концепции Предания, которые он обозначает «Предание 1» и «Предание 2». Ввиду важности этих концепций для Реформации мы кратко на них остановимся.

http://sedmitza.ru/lib/text/441738/

Луи Дюшен (католик) XXV. Христианские нравы и обряды Приготовление к крещению; обучение оглашенных. – Апостольский символ веры . – Канон Нового Завета. – Апостольские повести. – Энкратизм. – Православный аскетизм. – Покаянная дисциплина. – Усиление светского духа. – Собор в Эльвире. Отмеченные нами выше и богословские распри, без сомнения, возбудили волнение в некоторых кругах; они оставили в церковной литературе значительные следы, которые нам было бы легче восстановить, если бы в следующие века новые споры не изгладили их довольно быстро. Нельзя однако сказать, чтобы христианские массы долгое время были заняты этими распрями. Событие, которое особенно способно было бы привлечь их внимание, – низложение антиохийского епископа, – не имело, строго говоря, никакого значения вне Антиохии. После поражения Павла Самосатского все очень скоро пришло в обычный порядок. Об этом-то обычном строе церковной жизни, в ту эпоху, до которой мы дошли в своем рассказе, т. е. накануне последнего великого гонения и официального торжества христианства, и надлежит нам теперь поговорить. Бросим же общий взгляд на христианское общество III века; посмотрим, как оно пополнялось членами, дадим себе отчет в его нравах, его религиозной жизни, его организации и управлении. В своем „Апологетике“ (гл. 17) Тертуллиан говорит, что человек не родится христианином, а делается им: fiunt, non nascuntur christiani. Эти слова не следует понимать слишком узко. Уже во времена Септимия Севфра многие родились христианами в том смысле, что происходили от христианских родителей и потому были крещены в самом раннем детстве и принимали на себя совершенно бессознательно весьма важные обязанности в отношении веры и нравственного поведения. Такой порядок не возбуждал в церкви никаких колебаний: настолько она была крепка в своей вере и своих надеждах, – убеждена, что семейное воспитание с избытком заменит крещаемому младенцу ту подготовку, которой она требовала от взрослых новообращаемых. Этих последних действительно не допускали в лоно церкви без испытаний. Такое испытание называлось оглашением (катехуменат), – институт, встречаемый почти всюду к концу VI века. Новообращаемые, которые принимали христианскую веру уже в зрелом возрасте, не были тотчас же включаемы в состав верных. Прием их в лоно церкви совершался лишь по истечении некоторого времени, употреблявшегося на обучение их правильному пониманию христианства, как его учения, так и различных обязанностей, которые им предстояло взять на себя. Оглашенные не только учились, но уже и начинали вести христианский образ жизни, испытывая таким образом свои силы. С своей стороны церковь следила за ними и решала, может ли она положиться на их постоянство. На оглашенных смотрели уже как на христиан; они носили это имя, и во время гонений подвергались тем же опасностям, что и верные. На христианских собраниях они присутствовали при чтении, песнопении и некоторых молитвах, но не при таинстве Евхаристии и некоторых иных, каковы крещение и рукоположение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОР [англ. Gore] Чарлз (22.01.1853, Уимблдон (ныне в черте Б. Лондона) - 17.01.1932, Лондон), еп. англикан. Церкви, богослов, один из лидеров 2-го поколения англо-католич. движения. Происходил из знатной семьи, воспитывался в элитной школе Харроу, в 1871 г. поступил в Бейллиол-колледж (Оксфорд). С 1875 г. член научного сообщества Тринити-колледжа. В 1876 г. рукоположен во диакона, в 1878 г.- во священника, после чего был назначен вице-ректором англо-католич. богословского колледжа в Каддесдоне (близ Оксфорда). С 1884 г. возглавлял Пьюзи-Хаус (Оксфорд). Достаточно активно занимаясь социальным служением, в 1889 г. основал Христианскую социальную школу и Рабочую образовательную ассоциацию; в 1901 г. возглавил Христианский социальный союз. В 1893 г. служил викарием в дер. Радли близ Оксфорда, где организовал монашескую общину Воскресения, к-рой руководил до 1901 г. В 1894 г. стал каноником Вестминстерского аббатства. В 1902 г. избран епископом Вустерским, в 1905 г., после разделения этого диоцеза,- епископом Бирмингемским. В 1911 г. переведен в Оксфорд, но в 1919 г. ушел на покой из-за внутрицерковных разногласий. В 1924-1928 гг. был деканом богословского фак-та в Кингс-колледже (Лондон). В 1930-1931 гг. побывал в Индии. По возвращении в Англию состояние его здоровья резко ухудшилось, и через нек-рое время он скончался. Похоронен в Мерфилде (совр. графство Уэст-Йоркшир). Автор множества трудов по богословию, экзегетике, социальному учению Церкви. Его взгляды представляли собой синтез трактарианизма и библейской критики. Свою позицию он определял как «либеральный католицизм», основными положениями для него были учение об апостольском преемстве, высокий сакраментализм и общее правило веры. Г. выступал против романизации англо-католицизма и против нападок либеральной критики на Символ веры. Его работы отличает пристальное внимание к наследию греч. отцов Церкви, он стремился сочетать традиц. богословские методы с достижениями совр. ему философии. По мнению Г., человеческое знание в области религии, как и в науке, постепенно возрастает и прогрессирует. Св. Дух освящает все творение, а потому не существует противоречия между правдой Божией в царстве благодати и правдой Божией в царстве природы. Хотя Свящ. Писание, Свящ. Предание и разум не совпадают, они могут исправлять или интерпретировать друг друга. Признавая значение научных открытий, Г. стремился сохранить авторитет Церкви, водимой Св. Духом, определяя ей роль арбитра в споре Свящ. Предания и науки. В области догматики Г. выступал с позиций минимализма, отвергая нововведения католич. богословов (учения о непорочном зачатии и о папской непогрешимости).

http://pravenc.ru/text/166165.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Вступление Трудно человеческим сердцу и разуму неподготовленным неделями Великого Поста, воспринять то таинственное и великое, что совершается в течение нескольких дней Страстной седмицы. Все то, что разлито в ежедневных службах целого года, все то, к чему подготовляют нас вступительные к Великому Посту недели, а затем и весь Великий Пост, здесь сконцентрировано до полной насыщенности. Чтобы не остаться посторонними зрителями и холодными наблюдателями того, что в эти дни совершается, и чтобы, с другой стороны, не изнемог человеческий дух от непосильных ему переживаний, нужно постараться вникнуть в то, что Церковь бережно собрала от апостольских времен и облекла в полные сокровенного и глубокого смысла формы богослужений Страстной седмицы. Эти дивные слова и звуки — лучшие дары, принесенные из сокровищниц человеческого духа; они есть драгоценное миро, возлитое на Тело нашего Царя и Господа; они тот златотканный покров, который Невеста — Церковь, исткала своему возлюбленному Жениху — Христу. Как некогда волхвы принесли к ногам Младенца — Христа свои дары — золото, ладан и смирну — так на погребение Христа певцы принесли свои лучшие песни, поэты — стихи, богословы — чеканное слово догматической мудрости. Уже самый приход в мир, сошествие в девическую утробу Приснодевы-Матери и возлежание в пещере и яслях нашего Спасителя подготовляли нас к мысли о крайнем Его самоограничении, самоистощании, обнищании и уничижении. Вертеп (пещера) и ясли, в которые Он возлег как Младенец, есть символ (прообраз) гроба, в котором Он был погребен, и поэтому богослужения Страстной являют таинственную связь и сходство с богослужениями Рождества Христова. В богослужении Страстной мы можем различить как бы три между собой чередующихся плана: план исторический, с его временами и сроками; план премирный или надмирный, в котором таится вечность и в котором лежит неведомая и непостижимая человеческому разуму тайна Божества; и план человеческого сердца, где время и вечность слиты, где временное человеческое, в минуты высших прозрений, зрит и Божию предвечную славу и прежде век сущую Божию Премудрость. Мы можем расслышать, как в переплетающихся мотивах церковной службы текут исторические события, как гремит о них пророческое слово и как бьется наше собственное сердце, изнемогающее под бременем того таинственного, непонятного, дивного и страшного, что совершается в нем и пред ним. Стираются грани времени. Настоящее, прошедшее и будущее сливаются во единое целое, и душа, переступая в эти минуты порог временного, переносится в вечность. Страстная седмица

http://azbyka.ru/obyasnenie-sluzhb-stras...

Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий): Берегитесь производящих расколы! Проповедь в Неделю Торжества Православия святителя Луки Войно-Ясенецкого 20 марта, 2016 Проповедь в Неделю Торжества Православия святителя Луки Войно-Ясенецкого Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий): проповедь в первое воскресенье Великого поста — Неделю Торжества Православия. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) Аудиоплеер На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.     Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писал Моисей и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот, подлинно израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: «Я видел тебя под смоковницею»; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. (Ин. 1,43-51). В первое воскресенье Великого поста , которое называется Неделей Торжества Православия , святая Церковь торжествует утверждение и упрочение православной веры, победу над многочисленными еретиками, осужденными семью Вселенскими соборами. Надо вам знать, что еще во времена апостольские появилось много лжеучителей, и число их все умножалось и умножалось с течением веков. Восстали еретики, искажавшие святую веру православную, вносившие в Символ веры свои нечестивые исправления, ложно учившие о Божестве Господа нашего Иисуса Христа. Так было во времена древние; это было предсказано святыми апостолами, ибо вот что говорит святой апостол Петр во втором своем соборном послании:

http://pravmir.ru/svyatitel-luka-kryimsk...

Скачать epub pdf ЦЕРКОВЬ «Верую... во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» ( Ин. 17, 21–23 ). Есть только Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь , которая утверждена Кровию и учением Христа, апостолов, святых отцов и мучеников, и врата адовы не одолеют ее. Святитель Димитрий Ростовский ( 113, 84 ). Как один Бог и один Господь, так и истинное достоинство выражается единством во образ Единого Начала. Итак, единая Церковь , которую ереси усиливаются рассечь на многие, уподобляется единством природе Единого. Мы называем древнюю кафолическую Церковь единой по ее существу, по понятию о ней, по ее началу и превосходству. Святитель Климент Александрийский ( 113, 439 ). Епископство одно, и каждый из священнослужителей может сделаться его участником. Церковь также одна, хотя члены ее с распространением веры сделались очень многочисленны: как лучей много, но солнце одно; ветвей на дереве много, а дерево одно, разросшееся от корня; или хотя из одного источника течет много потоков и образуется обильный разлив воды, но в начале сохраняется единство. Отними луч солнца от его начала – он не может существовать сам по себе; отломи ветвь от дерева – отломленная уже не может расти; пресеки ручей, текущий из источника, он иссохнет. Равным образом Церковь , сияющая светом Господним, хотя по всей земле распространяет свои лучи, но однако светило, разливающее всюду свой свет, одно, и единство тела этим не нарушается. Обремененные плодами ветви свои она распростирает по всей земле, потоки ее текут по широкому пространству; при всем том постоянно пребывает один источник, одно начало, одна мать, обильная духовным плодотворением. Священномученик Киприан Карфагенский ( 113, 439 ). Поскольку название церкви употребляется в различных смыслах... и так как по праву и поистине можно назвать церковью лукавые сборища еретиков, то есть маркионитов, манихеев и других, то Символ веры в предосторожность теперь и учит тебя так: «Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », чтобы ты этих скверных сборищ избегал, а пребывал в Святой Вселенской Церкви, в которой ты и возродился... Не спрашивай просто: где Церковь ? но: где Вселенская Церковь? Ибо это, собственно, и есть имя Святой и всеобщей нашей Матери Церкви, невесты Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия ( 113, 440 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Слово в день Успения Божией Матери 14 Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти ( Пс. 88:49 )? Воспоминание кончины друзей и благодетелей, обыкновенно, сопровождается горестью и печалью; но воспоминание кончины Божией Матери, напротив, всегда приносит утешение и оживляет надежду вечной жизни. Отчего такое различие в чувствах, при воспоминании одинакового события? Отчего смерть одних наводит мрак и погружает в скорбь и печаль, а смерть других приводит в веселие и составляет светлое торжество? От того, что мы смотрим на смерть с двух сторон, как на потерю и как на приобретение. От того, что смерть Божией Матери представляется в виде успения, а смерть других людей – в страшном виде тления. Сколько верен и точен взгляд на кончину Божией Матери, столько неверен и неточен на кончину других людей. Смерть не уничтожает бытия человеческого. Как Живота Матерь преставилась к Животу, так и все мы, веруя в Сына Божия, перейдем от смерти в жизнь вечную. Сия истина, столь отрадная на пути скорбей и столь благотворная на поприще христианских добродетелей, – сия истина да будет, при воспоминании успения Божией Матери, предметом нашего размышления. Вера в бессмертие души находится в теснейшей связи с верою в бытие Бога. Есть Существо совершеннейшее, вечное; есть и жизнь совершеннейшая, вечная. И потому первый член веры всего человечества есть вместе первый и последний член апостольского и отеческого исповедания. Так начинаем символ веры : Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли и пр., и так оканчиваем: чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Не верить в бессмертие собственного духа невозможно. Все потребности его удостоверяют в бессмертии. Мы стремимся к истине, и не находим предела своему стремлению; желаем богоподобной святости, и не достигаем своих желаний; ищем блаженства, и не обретаем его нигде. Неужели же Бог вселил в нас стремление к невозможному и несбыточному? Неужели силы и способности дарованы только для земной жизни? Неужели высшие потребности должны оставаться неудовлетворенными? Нет, везде, где мы находим естественную наклонность к какому-либо предмету, находим вместе и соответственные потребности средства удовлетворения ее. Цветок, когда растет в комнате, где солнце и воздух не имеют свободного влияния, всегда клонится к окну. Так, врожденное в нас семя бессмертия, своими листьями и ветвями всегда обращено к вечности. Высшим потребностям духа соответствует одна высочайшая истина в Боге, одна высочайшая Его святость и одно высочайшее Его блаженство; и не на краткой черте настоящей нашей жизни могут быть удовлетворены они, но на бесконечном пути вечного бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Христос Воскресе. Сердечно приветствуем всех наших читателей с великой и неизреченной светлой пасхальной радостью – радостью о Воскресшем Господе. Еще на Своей последней прощальной вечери с учениками Своими – на Тайной Вечери – Господь, пришедший в Иерусалим на вольную страсть, предрек об этой радости Своим ученикам, сказав им: «Паки узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас»   ( Ин. 16, 22 ). Явившись по Своем воскресении женам-мироносицам, Воскресший Господь приветствовал их словом: «радуйтеся!»   ( Матф. 28, 9 ). Несомненно, что в данном случай это слово «радуйтеся» означало нечто гораздо большее, чем обычно выражавшееся таким словом на Востоке приветствие. Можно себе представить, сколь велика была  радость  жен-мироносиц, а затем и. всех учеников и последователей Господа, когда великая истина Воскресения стала для них очевидной и неподлежащей сомнению! Эта дивная, ни с чем земным несравнимая радость подвигла одну из жен-мироносиц, горевшую особенно преданною любовью к Господу, изгнавшему из нее «седмь бесов» ( Марк. 16, 9 ), – Марию Магдалину на такое необыкновенное мужество, что она решилась явиться с апостольской проповедью о Воскресении Христовом в самый императорский дворец в царственном Риме и, представ пред грозные очи самого императора Тиверия, поднесла ему, как символ Воскресения, красное яичко со словами: «Христос Воскресе!» Эта же светлая пасхальная радость побудила Апостолов Христовых, в начале столь робких и малодушных, разбежавшихся в разные стороны при взятии Господа под стражу в саду Гефсиманском, мужественно и совершенно безбоязненно выступить в Иерусалиме в день Пятидесятницы перед многотысячным народом с вдохновенной проповедью о Христе, как о Спасителе нашем, Распятом и тридневно Воскресшем из мертвых, и не страшиться потом никаких угроз, прещений и преследований со стороны первосвященников, старейшин и начальников иудейских ( ). Эта светлая пасхальная радость, будучи ярким светочем жизни и деятельности Св. Апостолов, всегда и прежде всего благовествовавших о Воскресении Христовом, озаряла весь жизненный путь первых христиан. Проповедь о Христе Распятом и тридневно Воскресшем из мертвых имела поистине неотразимую силу, покоряя сердца всех, кто еще не окончательно ожесточился и безнадежно погиб для Царствия Божия. Это и понятно, ибо ничего так не жаждет душа человеческая, как  веры в Воскресение – веры в полное и окончательное торжество правды, добра и справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

5 Хитрость разума Смысл истории и смысл жизни 1 2 3 4 Вечное и преходящее в учении русских славянофилов 1 2 3 4 5 6 7 8 Человеческая мудрость и премудрость Божия 1 2 3 4 5 6 В мире исканий и блужданий I. Знаменательный спор II. Соблазн прекраснодушия III. Пафос лжепророчества и мнимые откровения Два завета Памяти проф. П. И. Новгородцева Метафизические предпосылки утопизма I II III IV V Дом отчий Филарет, митрополит Московский Тварь и тварность 1 2 3 4 Идея творения в христианской философии Оправдание знания Евхаристия и соборность (Из книги о Церкви) 1 2 Жил ли Христос? 1. Свидетельство апостольской проповеди 2. Свидетельство внешних 3. Свидетельство первохристианства Спор о немецком идеализме Эволюция и эпигенез (к проблематике истории) Богословские отрывки О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси Промысел Святого Духа в Богооткровении (Выступление достопочтенного профессора Г. Флоровского на Шестой англо-русской студенческой конференции) Проблематика христианского воссоединения О границах Церкви Соборность Церкви Богочеловеческое единство и Церковь Внутреннее свойство соборности Преображение личности Священное и историческое Недостаточность Викентиева канона Свобода и авторитет О воскресении мертвых Церковь: ее природа и задача Соборный дух Новая реальность Новая тварь Исторические антиномии Патриарх Иеремия II и лютеранские богословы Библиография Социальная проблема в Восточной Православной Церкви 1 2 3 4 5 Утрата Библейского мышления Современный человек и Священное Писание Проповедуйте Символ веры! Предание живо Что означал Халкидон Трагедия, освещенная новым светом Новое несторианство Новое монофизитство Современный кризис Актуальность святых отцов Откровение и истолкование Благовестие и свидетельство История и система Евангелие Воскресения Христианство и цивилизация Вера и культура 1 2 Затруднения историка-христианина 1 2 3 4 5 Послушание и свидетельство «Непрестанно молитесь» (1Фес.5:17) (Рецензия на книгу:) Emil Brunner. Der mittler. Zur besinnung über den chrisusglauben Противоречия Оригенизма (Рецензия на книгу:) Charles Gore. Jesus of Nazareth Приложение Слово в день Светлого Христова Воскресения О почести горнего призвания Христианин в церкви «От Рождества Христова» Тайна Фаворского света Сыны и наемники (Мф.20:1–16) Светозарная ночь. Слово в светоносный день спасительного Христова Воскресения Смерть и жизнь (Иез.37:1–14) Соблазн учеников (Ин.13:12–30) Профессор протоиерей Георгий Васильевич Флоровский 1883–1979  

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

III. О различии в вероучении Н. Я. Данилевский. Различие вероисповедное Le romanisme, en remplacant l’unité de la foi universelle, par l’indépendance de l’opinion individuelle ou diocé-saine a été la première héresie contre le dogme de la nature de l’Eglise ou de sa foi en eile même. La Réforme n’a été qu’une continuation de cette même héresie sous une apparence différente. Quelques mots par un chretien orthodoxe sur les communions occidentales 306 Различие в просветительных началах русского и большинства других славянских народов от народов германо-романских состоит в том, что первые исповедуют православие, а вторые – римский католицизм или протестантство. Достаточно ли велико различие между этими исповеданиями, чтобы основывать, между прочим, и на нем культурно-историческое различие славянского от германо-романского типа? Не составляет ли оно малосущественную особенность, так сказать, исчезающую в общем понятии христианской цивилизации? И, с другой стороны, не существеннее ли даже различие между католичеством и протестантством, чем между первым и православием , догматическая разность между которыми для многих представляется не очень большой, так как они оба основываются на авторитете, в противоположность протестантству, основывающемуся на свободном исследовании? На это можно бы ответить очень коротко, именно: что отличие истины от лжи бесконечно и что две лжи всегда менее между собою отличаются, чем каждая из них от истины; но такой ответ был бы удовлетворителен только для тех, которые и в нем даже не нуждаются; для тех же, которые в трех названных формах христианства видят не более как формальное различие, соответствующее различным ступеням развития религиозного сознания, такой ответ не сказал бы ровно ничего, и посему-то я позволю себе несколько остановиться на этом существенно важном предмете. Сущность христианской догматики излагается в Символе веры , и действительно все мы – православные, католики, протестанты читаем этот символ почти одинаково, соединяя, однако же, совершенно различный смысл со словами: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь », – смысл столь различный, что Хомяков в известных своих брошюрах мог сказать, что все западные христианские общества суть ереси против Церкви, в противоположность неправославным обществам восточным, которые, неправильно толкуя и понимая разные другие догматы, выраженные в Символе, и тем, конечно, удаляясь от истинной Церкви, о сущности самой Церкви сохраняют, однако же, понятие правильное. Но важность правильного понятия о Церкви такова, что между тем как ложный догмат, касающийся даже самых основных влияний истин христианства, может ограничивать свое вредоносное влияние одним кругом понятий, к нему относящихся, оставляя все прочее неповрежденноистинным, – ложное понятие о Церкви неминуемо ведет хотя иногда и медленным, но неизбежным логическим процессом к ниспровержению всего христианского учения, лишая его всякого основания и всякой опоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010