Беседа LXV. О девятом члене символа веры. О том, что единству церкви христовой не противоречит существование частных церквей и разделение ее на земную и небесную Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Вы знаете, братие, что истинная Церковь Христова, к которой мы принадлежим, есть едина, потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу, Христа, и одушевляется одним Духом Божиим. Этому учению о единстве Церкви не противоречит, братие, то обстоятельство, что существуют многие церкви отдельные и самостоятельные, напр., Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская. Эти церкви различаются между собою только местом своего положения, языком, на котором совершается богослужение, некоторыми обрядами при богослужении и церковным управлением. Высшее церковное управление в Российской церкви принадлежит Святейшему Правительствующему Синоду (собранию нескольких Архипастырей), а напр., в Константинопольской – патриарху. Распоряжения Святейшего Правительствующего Синода обязательны для всех священноцерковнослужителей Российской церкви, но не обязательны для священноцерковнослужителей Константинопольской; равно и распоряжения Константинопольского патриарха обязательны для подчиненных ему церковнослужителей, и не обязательны для церковнослужителей нашей церкви. Таким образом, вышеупомянутые церкви различаются между собою по церковному управлению. Но это различие не существенно и нисколько не нарушает единства Церкви, потому что все эти отдельные и самостоятельные церкви признают над собою одну главу Иисуса Христа, исповедуют одну веру, и имеют взаимное общение в молитвах и таинствах. Все они имеют один символ веры и одинаковым образом толкуют его, одни таинства, как по числу, так и по пониманию их. Русский, путешествуя по востоку, может заходить напр., в греческие церкви, молиться в них, принимать от греческих священников таинства, равно и греки, сирийцы и другие православные востока ходят в наши церкви, молятся в них и принимают таинства от наших священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Глава II 169 . Разбор римско-католического учения о Церкви как о собрании верующих, соединенных между собою исповеданием христианской веры и общением церковных таинств под управлением законных пастырей и преимущественно единого на земле Христова наместника, римского первосвященника 170 §I 1 . «Кто не содержит церковного единства, тот», по словам св. Киприана, «не содержит закона, не содержит веры в Отца и Сына и истины ко спасению…» 171 ; таковой «в ослепленной гордости теряет свет истины " 172 , ибо, по словам другого отца, » Церковь возвещает истину, и она есть седьмисвещный светильник, носящий свет Христов» 173 . Со дня пятидесятницы воссиял этот свет, и вовеки не погаснет он для «сынов света», живущих в братском между собою единомыслии и составляющих «едино тело и един дух» Еф. 4, 4 . Исходящее от Самого Бога Отца, основывающееся на Господе И. Христе и оживотворяемое св. Духом, внешнее и внутреннее, необходимое и в то же время свободное единство всех и по всему есть существенное и неотъемлемое свойство церковной жизни, связующее всех членов Церкви в единый стройный организм, а они «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг к другу любовию , стараются сохранять единство духа в союзе мира» Еф. 4, 2. 3 . Таков основной закон церковной жизни. Кто стремится жить и действительно живет в Церкви, тот непременно соблюдает его, и, наоборот, кто нарушает закон единства, тот становится вне Церкви. 2 . Самовольным изменением никео-цареградского символа веры , вопреки вселенско-соборному ясному и точному запрещению изменять символ, римская Церковь отлучила себя от единства церковной жизни и вместо братского единомыслия началом ее признала неприязненное разномыслие. Чтó бы ни говорили в защиту римско-католических нововведений в символе и в богословской науке, даже при невозможном предположении истинности этих новшеств все-таки никто не может по справедливости отрицать той бесспорной истины, что Рим сознательно попрал и порвал узы церковного единства 174 . Строго говоря, самовольный поступок римско-католического мира означает в последнем стремление «ветхого человека – истлевать в обольстительных похотях» Еф. 4, 22 , ибо только св. Церковь есть «дверь жизни» 175 , ибо только она «насаждена, как рай, в этом мире» 176 и помимо ее нет другой двери и другого рая. Поэтому пред уклонившимся от церковного единства западом открывается другой путь – путь мирской жизни, сообразованный с «преданием человеческим, по стихиям мира, а не по Христе» Кол. 2, 8 . По этому пути и направилась жизнь западно-христианского мира 177 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Церковь Христова Оглавление   От автора перед Интернет-публикацией 2008 года Дорогие братьи и сестры! Перед вами – книга, в которой разбираются некоторые богословские вопросы, имеющие отношение к Церкви. В 2002 году эта книга была опубликована , как и некоторые другие мои работы. Но вот что огорчало. Если другие книги, с названиями: «Вселение и изгнание диавола», «Смерть. Что дальше?» и проч. мгновенно исчезали с прилавков, то книга о Церкви не покупалась. Ее листали, смотрели (обложки книжек, лежащих в магазинах, были потерты), но не брали. Почему? Несомненно, потому, что она казалась сложной и скучной. Вот и сейчас я предчувствую, что, прочитав несколько страниц этого файла, боголюбивый читатель закроет его с намерением когда-то непременно его все-таки прочитать. И вряд ли это произойдет на самом деле… Тогда как именно эту небольшую книжечку в первую очередь следовало бы прочитать, даже жертвой умственного усилия, к чему многие не привыкли. Потому, что здесь говорится об основах некоторых наших христианских убеждений. Например: Мы ежедневно читаем (и в Утренних молитвах, и во время Божественной литургии) Символ Веры. В конце Символа Веры мы говорим: Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Что означают эти слова: Единая, Святая, Соборная и Апостольская? Эти 4 основных свойства Церкви? Если вы думаете, что и так прекрасно знаете, проверьте свои знания по книге, которая перед вами. Здесь эти вопросы рассматриваются. Уверяю, вы будете удивлены, что многого, слишком многого не знали. И так с другими вопросами… Оперируя аксиомными выражениями, например: «Вне Церкви нет спасения», мы даже не задумываемся, а что, собственно, такое Церковь? А почему без нее нет спасения? И т.д. Разговаривая с умными православными людьми, я убеждался, что у многих отсутствуют именно фундаментальные знания. То есть то, на чем должны надстараиваться другие знания, фундамент нашей веры.

http://azbyka.ru/parkhomenko/cerkov-xris...

Христос Воскресе! Христос Воскресе! В этих двух словах, исполненных несказанного радования, – все существо, вся сила, вся духовная мощь, все величие нашей православно-христианской веры. Истинное христианство – это радость о воскресшем Господе. Учение о Воскресении Христовом есть краеугольный камень нашей веры. Без веры в Воскресение Христово христианство не имело бы никакого смысла, никакого значения. Об этом ясно говорит величайший проповедник христианства по лицу всей вселенной святой Апостол Павел. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» … Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших… И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» ( 1Кор.15,14–19 ) . Вера в воскресение Христово потому так для нас важна и так радостна, что оно есть победа Жизни над смертью, победа Добра над злом, или над грехом, который и породил собою смерть. «Как во Адаме все умирают» , учит тот же святой Апостол Павел: «так во, Христе все оживут» ( 1Кор.15,22 ) . «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ( 1Кор.15,20 ) . Если воскрес Христос, то воскреснем и мы. И эту свою веру всегда исповедовали и исповедуют все истинные христиане, когда читают или поют Символ Веры : «… Чаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь» . Проповедуя, по заповеди Христа-Спасителя, «Евангелие всей твари», свв. Апостолы во главу угла своей проповеди ставили всегда радостное благовестие о Христе распятом и воскресшем тридневно из мертвых. Об этой апостольской проповеди повествует нам прежде всего и сильнее всего книга Деяний святых Апостол, описывающая и многочисленные чудеса, которые совершали Апостолыименем Христовым в подтверждение истины проповедуемого ими. Вот причина, почему, по издавна установившемуся обычаю, эта книга читается всегда в пасхальную ночь до начала пасхальной заутрени, всеми желающими, посреди церкви. И эта проповедь о Христе, распятому, нас ради человек и нашего ради спасения, и преславно воскресшем из мертвых, как ничто иное, пленяла умы и сердца людей в послушание Христово и делала их самоотверженными, даже до смерти, последователями Христовыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Часть третья. Вера Церкви Глава I. ДОГМАТ Греческое слово δ γμα означает бесспорную истину; в Деяниях апостолов это “решения”, принятые апостолами и пресвитерами в Иерусалиме ( Деян.13:4 ). Для отцов Церкви догматы выражают “Учение Господа и апостолов” 579 . Являясь живительным соком Священного Писания, каждый догмат соотносится со священным текстом, оправдывая, таким образом, выражение Отцов: “евангельские”, “божественные догматы”. Будучи “столпом и утверждением истины” ( 1Тим.3:15 ), Церковь исповедует догматы и свидетельствует об их природе, происходящей из откровения, откуда и происходит название “догматы Церкви”. В своем абсолютном значении истины, догматы являются определяющими и нормативными элементами веры – правилом веры. Первое правило Четвертого Вселенского собора гласит: “Тому, кто не приемлет и не исповедует догматов веры, да будет анафема: отлучен”. Самим фактом отделения себя от единодушного исповедания человек оказывается вовне и свидетельствует сам о своей не-принадлежности к Церкви. В этом смысле анафема является вовсе не карой (которая не может быть применена к тому, кто находится вовне), а заявлением о совершившемся разрыве: “Таковой... самоосужден” ( Тит.3:11 ). Однако это вовсе не иудейский херем, активно действующее проклятье. Заявив об отлучении, Церковь молится: “Святая Троице! Да вси приидут в познание вечныя Твоея истины”. Отмеченные кровью мучеников, догматы относятся только к вопросам жизни и смерти; как сказано в конце Евангелия от Иоанна, далеко не все описано, но то, что явлено, достаточно для спасения. Это – “единое на потребу” Царства Божьего. Вот почему, вступая в Церковь , неофит, исповедуя Символ веры , произносит “Верую”, а кандидат на епископский сан исповедует православную веру в четкой и полной форме. С другой стороны, перед лицом поднявшейся волны ложных учений, Церковь должна была с самого начала своего существования защитить чистоту и целостность догматического мировоззрения и противопоставить любой ереси консенсус (единое суждение) апостольских кафедр. Однако, в то время как на Западе развивается тринитарное богословие святого Августина, характеризуемое уже с самого начала величайшим доверием к человеческому разуму, греческая мысль, напротив, погружается в безмолвие апофазы перед лицом Тайны. Каппадокийцы защищают догматическую формулу, но совсем не разъясняют ее; они говорят о тайне Святой Троицы только в своих полемических трудах. Святой Иларий хорошо объясняет эту необходимость:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Каноны или Книга Правил Символ веры На церковнославянском Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь. На современном русском Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день, согласно Писаниям. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых. Его же царству не будет конца. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и сопрославляемого, говорившего через пророков. В едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Признаю одно крещение для прощения грехов. Ожидаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь (истинно так)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4157...

По мнению некоторых [ 308 ] , были различные Соборы, или, лучше сказать, собрания святых апостолов [ 309 ] . Первое – в 33 или 34 г. от Рождества Христова – по поводу избрания апостола вместо предателя Иуды, когда были предложены Иосиф и Матфий и выпал жребий Матфию ( Деян. 1:26 ). Второе же – когда, оттого что у уверовавших было одно сердце и одна душа ( Деян. 4:32 ), те из них, которые владели земельными участками и домами или чем-то другим, продавали их и приносили их стоимость к ногам апостолов, для того чтобы те распределили ее среди неимущих (см. Деян. 4:32–35 ). Однако из текста Деяний нельзя сделать ясного заключения об этом собрании. Третье состоялось тогда, когда были избраны семь диаконов, для того чтобы пещись о столах ( Деян. 6:2 ). Четвертое – когда апостолы и братья из обрезания 310 , услышав, что Петр крестил язычника Корнилия и тех, кто был с ним, разошлись с ним во мнениях (см. Деян. 11:1–2 ). Пятое – когда апостолы и пресвитеры собрались для того, чтобы решить вопрос, неужели не могут спастись верные, не обрезывающиеся по закону Моисееву, как это утверждали некоторые, пришедшие из Иудеи в Антиохию. Именно это собрание любой рассудительный человек должен называть в собственном смысле Собором и собранием апостольским, а лучше сказать – примером и первообразом последующих Соборов, поскольку оно имеет и название, и отличительные свойства Соборов. Восстали некоторые из фарисейской ереси и говорили, что должно обрезывать их ( Деян. 15:5 ) (вот распря и спор, из-за которых требовался Собор). Апостолы и пресвитеры собрались ( Деян. 15:6 ) (вот поименованные Собор и собрание). По долгом рассуждении ( Деян. 15:7 ) (вот и предварительное исследование по поводу этой распри). Тогда апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили ( Деян. 15:22 ). И угодно Святому Духу и нам ( Деян. 15:28 ) и пр. (вот принятие решения и постановление). Было же это собрание на 17-м году после вознесения Христа. Шестое собрание апостолов произошло в 56 или 58 г., когда Павел пришел к Иакову, брату Божию; пришли к нему и все пресвитеры (см. Деян. 21:18 ). Некоторые же настаивают, что было и другое собрание апостолов в Антиохии, на котором было изложено 9 правил, как отмечают отдельные западные отцы (о чем см. примеч. 1 к Апост. 85), и сверх того еще другие собрания, из которых крупнейшее и замечательное, как говорят западные, было в 44 г., когда апостолам предстояло разлучиться друг с другом. Между прочим, на нем они составили Символ веры , называемый апостольским (см. о нем примеч. 3 к VI Всел. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

святитель Амвросий, епископ Медиоланский Содержание Символ веры На церковнославянском    Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.    И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.    Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.    Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.    И воскресшаго в третий день по Писанием.    И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.    И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.    И в Духа Святаго, Господа, животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.    Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов.    Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь. На современном русском    Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.    И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.    Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.    Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.    И воскресшего в третий день, согласно Писаниям.    И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых. Его же царству не будет конца.    И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и сопрославляемого, говорившего через пророков.    В едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4157...

306. Беседа в день памяти Святителя Алексия (Говорена в Чудовом монастыре февр. 12; напечатана в Твор. Св. От. 1855 г. и в собр. 1861 г.) 1855 год Хвалю же вы, братие, яко вся моя помните, и яко же предах вам, предания держите ( 1Kop. XI. 2 ). Пятый век протекает, как блаженный Пастырь, Святитель Алексий, почил и почивает от видимых дел пастырских: и не престает паства, в срочные и несрочные дни, притекать к нему, с благоговением, с верою, с прошениями о помощи в скорбях, в нуждах, в болезнях, в бедах, в искушениях, с утвержденною опытами надеждою невидимых, но, тем не менее, действительных от него благотворений. В сем видна, с одной стороны, сила благодати, пребывающей во Святых, с другой, – постоянство благочестивого предания. Если бы Святитель благоволил отверсть уста: то не удостоил ли бы он ваше настоящее собрание такой же похвалы, какой Апостол Павел удостоил христиан коринфских: «хвалю... вы, братие, яко вся моя помните, и предания держите»? – Счастливы были бы мы, если бы явились вполне достойными такого одобрения. Предания, соблюдение которых Апостол одобряет, и через то утверждает, и предлагает к дальнейшему исполнению, суть не одного рода. Есть предания догматов, то есть, главнейших истин веры и благочестия. Есть прадания церковных правил и чиноположений, для совершения Богослужения, и особенно таинств веры. Соблюдение сих преданий лежит на попечении особенно священноначальствующих и учащих в Церкви: и в свидетели постоянного сохранения сих преданий в православной Церкви довольно представить неизменный Символ веры , от Апостолов до Собора Никейского наиболее устный, со времени сего Собора доныне писанный, и чин Божественной литургии, от Апостола Иакова до Василия Великого частию писанный, частию подражательно преемственный, а от времен Василия Великого и Иоанна Златоустог о неизменным писанием огражденный. Между преданиями, которые Апостол называет своими, есть и такие, которые, исходя от начал христианских, простираются от Церкви в обыкновенную домашнюю и общественную жизнь христиан, и составляют их обычаи. Так он повелевал христианам «отлучатися... от всяка брата безчинно ходящаго , а не по преданию» ( 2Сол. 3:6 ) Апостольскому, то есть, удаляться от сообщения с человеком, который ведет жизнь праздную и рассеянную, или обезображенную подражанием обычаям языческим. Так он предписывал, чтобы христианския «жены» ходили «во украшении лепотном, со стыдением и целомудрием, ...не в плетениих власов» ( 1Tuм. II. 9 ), по подобию жен языческих. Как предания сего рода суть более наставления и советы о приличном и полезном, нежели строгие заповеди о необходимом: то сохранение оных наиболее зависит от внимания, рассудительности, послушания и усердия получивших предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

IV. Виды церковной власти 45. Власть учения 45.1. Власть учения – один из трёх видов церковной власти Подобно тому, как подвиг Основателя Церкви Христа Спасителя явился исполнением трёх высших служений: пророческого, первосвященнического и царского, так и церковную власть, производную от воли Главы Церкви, духовную по своей природе, по содержанию её принято разделять на три вида: власть религиозного учения (potestas magisterii), власть религиозного освящения (potestas ministerii) и собственно правительственную власть, или власть управления (potestas jurisdictionis). Власть и право управления составляет преимущественный предмет нашей дисциплины – канонического права. Церковное учение и богослужение с содержательной стороны составляют предмет других церковных наук, но канонические основания церковного учительства и богослужения, их регламентация церковно-правовыми актами должны быть рассмотрены и в канонике. Власть учения, осуществляемая во образ Христа-Пророка, составляет, таким образом, один из трёх основных видов церковной власти. 45.2. Символ веры и другие авторитетные изложения вероучения Единство Церкви основано и на единстве веры, исповедуемой Церковью, веры, дарованной в Откровении и хранимой в Священном Предании; за соблюдение Предания в его неповреждённой чистоте несёт ответственность вразумляемый Святым Духом вселенский епископат и всё Тело Церкви – Церковная Полнота. При появлении недоумений по богословским вопросам, волнующим церковный народ, Церковь Христова, через свой епископат, а в исключительных случаях через Вселенские Соборы, выясняет недоумённые вопросы в свете непреложных и неизменных Истин Откровения, в духе Священного Писания и Предания и формирует своё непререкаемое и непогрешимое решение по затруднительным вопросам вероучения. Это решение не является новым догматом и новым учением, а только изложением Апостольского Предания применительно к новым вопросам, поставленным в церковной жизни. Так издавались догматические вероопределения (оросы) на Вселенских Соборах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010