Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. К предстоящему Собору Епископов Русской Православной Церкви заграницей. – «Того даде Главу выше всех Церкви, яже есть Тело Его»  ( Ефес. 1, 22–23 ). «Вы же есте Тело Христово, и уди от части» ( 1Кор. 12, 27 ). В Неделю 3-ью по Пасхе – св. Жен-Мироносиц – 417 мая сего 1964 года, в Нью-Йорке, если Богу будет угодно, откроется Собор Епископов Русской Православной Церкви заграницей, одним из важнейших деяний которого будет, как объявлено, «обеспечение возглавления» нашей Церкви. Велико значение Собора Епископов, ибо Собор Епископов представляет собою высшую власть в Церкви, осуществляя, вместе с тем, самым делом одно из главнейших основных свойств истинной Церкви – ее соборность. Что такое «соборность Церкви»? В девятом члене нашего Символа Веры , принятого на Втором Вселенском Соборе, а потому обязательного для всей нашей Церкви, как исповедания ее веры, ясно и точно изложенного, Церковь именуется  " соборной»,  каковое именование является переводом греческого слова  «кафоликос». Весьма характерно и чрезвычайно важно, что наши славянские первоучители, переводя Символ Веры с греческого языка на славянский, слово «кафоликос» передали не каким либо другим словом, а именно словом: «соборная». Совершенно не точно и, во всяком случае, далеко не исчерпывающе, у нас под очевидным влиянием Запада (римо-католиков), это слово «кафоликос», а вместе с ним и слово «соборная», в применении к Церкви, стало истолковываться и пониматься лишь в смысле «вселенская». Это ясно, если мы примем во внимание, что для выражения понятия «вселенскости» в греческом языке употребляется совсем другое слово – «икуменикос». Включая в себя и понятие «вселенскости», слово «кафоликос» – «соборная» в действительности гораздо  глубже:  оно выражает собою то понимание существа истинной Церкви Христовой, которое в ряде своих посланий излагает св. Апостол Павел, уча о  Церкви, как о Теле Христовом, глава которого – Сам Христос, а все мы, верующие, – члены  (см. 1 Коринф. 12, 12–28; Ефес. 1, 22–23 ; Ефес. 4, 4–16 ; Колос 1, 18–29 ; Колос. 2, 10–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АПОСТОЛЬСТВО [апостоличность], одно из 4 существенных свойств Церкви, перечисленных в Никео-Константинопольском Символе веры : «Верую… во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь» (πιστεω... ες μαν γαν καθολικν κα ποστολικν κκλησαν). Термин имеет позднее происхождение. Он связан с учением о свойствах Церкви, к-рое было сформулировано в период Реформации XVI-XVII вв. католич. богословами. В библейской и святоотеческой традиции термину А. ближе всего понятия ποστολικς (греч.- апостольский) и ποστολ (посланничество, миссия), соответствующие лат. термины - apostolicus и apostolatus. Вместе с тем ни одно из этих понятий не может быть однозначно сопоставлено с понятием А. В Свящ. Писании ποστολ (в синодальном переводе - апостольство) указывает на служение Двенадцати: «...и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда…» (Деян 1. 24-25; см. также Рим 1. 5; 1 Кор 9. 2; Гал 2. 8). В небиблейском употреблении этот термин постепенно начинает приобретать все более широкий смысл, связанный со служением Христовым, к-рое продолжается в Церкви. В святоотеческой традиции гораздо чаще встречается небиблейское ποστολικς. В первые века христианства термин употреблялся при указании на время служения святых апостолов (апостольский век), на их учение (апостольское предание), на людей, имевших общение со святыми апостолами ( мужи апостольские ). Однако уже Всел. I Собор (325) называет Церковь апостольской в Соборном изложении веры: «Говорящих же, что было время, когда не было (Сына)… таковых предает анафеме кафолическая и апостольская Церковь». I Всел. 8 вновь называет Церковь апостольской. Наконец, Всел. II Собор (381) вводит понятие «апостольская Церковь» в Символ веры. В самом общем смысле А. Церкви означает, что все существенное, чем Церковь, основанная Христом, обладала при апостолах, всегда в ней сохраняется. Она до скончания века будет тождественна той Церкви, к-рая была основана Самим Христом. Развитие и изменение исторических форм бытия Церкви не нарушают свойств А., существенные признаки к-рого остаются при этом неизменными.

http://pravenc.ru/text/75762.html

свящ. Михаил Легеев Тема 6. Дидахи 6.1. Цель написания и жанр Одним из самых ярких примеров письменности эпохи мужей апостольских является Дидахи (или Дидахе) – древнейший в истории Церкви катехизис . Сама эпоха мужей апостольских имеет главной своей задачей катехизацию – начальное просвещение готовящихся ко крещению или недавно пришедших в Церковь людей. Закономерно, что в эти времена надлежало появиться и первому катехизису – произведению, катехизическому не только в широком смысле, то есть по своей общей направленности и духу, но и специально, целенаправленно предназначенному для дела начального церковного просвещения, своего рода учебному пособию для новопросвещаемых и их пастырей. Само слово «катехизис» происходит от греческого «κατηχω», что означает «оглашать», «наставлять»; этимология слова показывает основную ориентацию катехизисов на готовящихся к вступлению в Церковь Христову, то есть оглашенных. Можно дать следующее определение: катехизис есть письменное компактное изложение основ веры Христовой, предназначенное для наставления и научения приходящих в Церковь . Древние катехизисы, начало которым было положено Дидахи, составляли особый жанр церковной письменности. Главной отличительной особенностью этого жанра, помимо собственно ориентации на наставление в основах веры, был состав катехизисов: по сути, они представляли изложение учения о церковных таинствах. Главное внимание уделялось таинству Крещения, и причины тому очевидны – именно к совершению этого таинства прежде всего готовились оглашенные. Подобный внутренний состав характерен для Дидахи – его основу составляет речь о таинствах Крещения, Евхаристии и священства (заметим, что здесь ещё не употребителен сам термин «таинство», который не приобрёл к тому времени своего догматического значения); прочие темы оказываются так или иначе привязаны к этому повествованию. Внутренний состав катехизисов с течением времени изменился: он стал более многообразным, а тематика его расширилась; появились катехизисы, довольно сильно отличающиеся друг от друга согласно тем подходам, которые положены в основу их внутреннего строения (например, Символ веры , заповеди блаженств, энциклопедизм и др.). 6.2. Почему произведение называется Дидахи?

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Скачать epub pdf Верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь «...Того даде главу выше всех церкви, яже есть тело его» ( Еф.1:22–23 ). «Вы же есте тело Христово, и уди от части» ( 1Кор.12:27 ). В Неделю 3-ю по Пасхе – св. Жен-Мироносиц – 4/17 мая сего 1964 года, в Нью-Иорке, если Богу будет угодно, откроется Собор епископов Русской Православной Церкви Заграницей, одним из важнейших деяний которого будет, как объявлено, «обеспечение возглавления» нашей Церкви. Велико значение Собора епископов, ибо Собор епископов представляет собою высшую власть в Церкви, осуществляя, вместе с тем, самым делом одно из главнейших основных свойств истинной Церкви – ее соборность. Что такое «соборность Церкви»? В девятом члене нашего Символа Веры , принятого на Втором Вселенском Соборе, а потому обязательного для всей нашей Церкви, как исповедания ее Веры, ясно и точно изложенного, Церковь именуется соборной, каковое именование является переводом греческого слова «кафоликóс». Весьма характерно и чрезвычайно важно, что наши славянские первоучители, переводя Символ Веры с греческого языка на славянский, слово «кафоликóс» передали не каким-либо другим словом, а именно словом «соборная». Совершенно не точно и, во всяком случае, далеко не исчерпывающе, у нас под очевидным влиянием Запада (римо-католиков), это слово «кафоликóс», а вместе с ним и слово «соборная», в применении к Церкви, стало истолковываться и пониматься лишь в смысле «вселенская». Это ясно, если мы примем во внимание, что для выражения понятия «вселенскости» в греческом языке употребляется совсем другое слово – «икуменикóс». Включая в себя и понятие «вселенскости», слово «кафоликóс» – «соборная» в действительности гораздо глубже: оно выражает собою то понимание существа истинной Церкви Христовой, которое в ряде своих посланий излагает св. апостол Павел, уча о Церкви, как о Теле Христовом, глава которого – Сам Христос, а все мы, верующие, – члены (см. 1Кор.12:12–28 ; Еф.1:22–23 ; Еф.4:4–16 ; Кол.1:18–29 ; Кол.2:10–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Арий богохульный ересеначальник, родом из Ливии и Александрийской церкве протопресвитер, после триста двадцать первого года от Рождества Христова, начал насеивать на сердцах верующих губительные и смертоносные плевелы еретических и богохульных своих догматов. Тварию, а не истинным Богом единосущным Отцу, богоненавистный, называл он единородного Сына Божия и Слово, Спасителя и Владыку. Поелику же сие Арианское заблуждение и сия тлетворная ересь распространялась и возрастала: то первый христианский царь, равноапостольный Константин, ревностию Божиею движимый, от всея вселенной созвал пастырей Христовой церкви и учителей к защищению бедствующих благочестивых догматов и к утверждению истинной и православной веры. Собрались убо они в знатном граде Никее, числом триста осмьнадесять, кои были архиереи и иереи, и диаконы и монахи. Из архиереев иные были исповедники веры такие, кои носили язвы Господа, то есть раны, напечатленные на теле их от мучителей, как-то: Ираклий Потамский, Пафнутий Фивейский, Павел Неокесарийский и Евстафий Антиохийский ; другие же были чудотворцы и знаменоносцы, как-то: Спиридон Тримифунтский и Иаков Нисивийский. Прочие мужи были боголюбивые и честные, учители Божественного Писания и в догматах православных искусные. Сии, составя собор, все единоустно и единогласно Сына и Слово Божие единосущным Отцу и Богом истинным от Бога истинна исповедали, написав святой веры Символ , зловерного же и злочестивого Ария низложили, предав его анафеме с его богохульными умствованиями. Сих Божественных отец православная Христова Церковь признав вторыми по Богоглаголивых Апостолах проповедниками веры, учителями истинных догматов и благотворителями и спасителями душ наших, учредила, да каждое лето память их Собора, называемого первым вселенским, благоговейно празднуем в славу и благодарение Богу, в похвалу и честь их и во утверждение истинной веры, которую сии Богодухновенные, основываясь на Священном Писании, проповедали и научили. На сей конец и нынешнее Евангелие чтено, понеже заключает в себе прошение и молитву Господа нашего Иисуса Христа к Богу и Отцу. Мир узнал, что сия молитва услышана есть, во первых видя, после Апостольского жития, пример сих Божественных отец: понеже и они, став учениками Христовыми, соблюли слово Божие. Приняли и они словеса Божии, и познали и уверовали, что от Отца рожден Сын, и послан в мир. Имея и они после Апостолов едино сердце и едину душу, проповедали Иисуса Христа быти Сына Божия по естеству, и единоустно научили велией благочестия тайне. Молитва Господа Иисуса исполнена есть Богословия, есть правило и образ истинной и благоприятной Богу молитвы. Послушайте убо толкования оной, да стяжете небесное добродетели сокровище.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Беседа со старообрядцем, утверждавшим, якобы изменение двуперстного сложения руки для крестного знамения на троеперстное подобно отвержению иконопочитания, утвержденного седьмым вселенским собором Старообрядец. Вы, принадлежащие к Греко-российской церкви, всегда убеждаете нас, старообрядцев, к соединению с своею церковью тем, что ваша церковь акибы не имеет никаких ересей и что она не погрешила ни против св. Евангелия, ни против Апостольского учения, ни против определений семи вселенских соборов о догматах веры. А на деле видится противное: ваша церковь погрешила против определений вселенских соборов о догматах веры. Я спросил: Скажите, пожалуйста, в чем же погрешила наша церковь против определений вселенских соборов о догматах веры? Это весьма желательно слышать. Старообрядец: Седьмой вселенский собор утвердил догмат иконопочитания, осудив и предав проклятию иконоборцев. Иконоборцы не погрешали против Евангельского и Апостольского учения, также не погрешали и против определений шести вселенских соборов о догматах веры, но отметали поклонение св. иконам, образующим плотское Христово смотрение, и за то седьмым вселенским собором отвержены от церкви и преданы проклятию совокупно с прочими еретиками, развращающими самые догматы веры. Я сказал: Мы св. иконам поклоняемся; почему же вы подводите нас под осуждение седьмого вселенского собора? Старообрядец. Двуперстное сложение образует Св.Троицу и два во Христе естества; посему оно есть образование или символ Св. Троицы и двух во Христе естеств, подобно как и икона. Думаю, что этого нельзя не признать. Я ответил: Двуперстное сложение и я признаю изображением Св. Троицы и двух естеств во Христе, если оно употребляется с православною мыслью; но образованием, установленным Апостолами или вселенскими соборами, признать его не могу, потому что о нем ничего не обретается в правилах св. Апостолов и седьми вселенских соборов. Старообрядец. Пусть о нем и ничего не обретается в Апостольских и семи вселенских соборов определениях; но оно есть образование Св. Троицы и двух естеств во Христе, чего и вы не отвергаете. Иконоборцы отвергли поклонение св. иконам и поклоняющихся предали проклятию; подобно тому и ваша церковь поступила с двуперстным сложением, имеющим такое образование, отложила его, то есть запретила им знаменаться и знаменующихся им предала проклятию: значит она поступила во всем подобно еретикам иконоборцам, а потому и подлежит равному с ними осуждению седьмого вселенского собора. Как же вы можете без стеснения совести говорить, что церковь ваша чиста от ересей, когда вина ее прямо подлежит осуждению седьмого вселенского собора?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Крайне актуальная книга — зачем вообще нужна Церковь? Не измена ли она Евангелию? Почему нельзя быть со Христом вне Церкви? Группа Вконтакте Facebook группа Христианства нет без Церкви ХРИСТИАНСТВА НЕТ БЕЗ ЦЕРКВИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН (ТРОИЦКИЙ) Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Так в девятом члене Символа веры исповедует каждый православный христианин свою веру в великую истину Церкви. Но едва ли можно указать иной член Символа веры, который столь мало воспринимался бы сердцем человека, устами читающего Символ веры, как именно девятый, где и выражена истина Церкви. Отчасти это и понятно. Ведь именно в девятом члене Символа веры человек исповедует свою связь с видимым обществом последователей Христовых, и тем самым уже в этих кратких словах исповедания он дает обещание соглашаться со всеми истинами, преподаваемыми Церковью, которая признается хранительницей Христова учения и в жизни своей подчиняется всем тем законам, которыми Церковь достигает цели своего существования и по которым она, как общество, живущее на земле, управляется. Поэтому, думается, мы не погрешим, если выскажем ту мысль, что истина Церкви по преимуществу перед всеми другими касается самой жизни каждого христианина, определяет не только его верование, но и саму его жизнь. Признать Церковь – это значит не мечтать только о Христе, а жить по-христиански, идти путем любви и самоотречения. Вера в Церковь требует подвига и от ума и от воли человека. А потому-то и противна истина Церкви тем началам жизни, которые долгим путем и незаметно вкрались в сознание и самосозерцание даже и русского православного общества, преимущественно, конечно, так называемого общества интеллигентного и образованного. С печальных для Церкви времен Петра I верхи русского общества оторвались от церковной народной жизни и стали жить, скорее, общей жизнью со всеми другими европейскими народностями, только не с русской. Подчиняясь западному влиянию во всех областях жизни, русское общество не могло избежать влияния и на строй своего религиозного миросозерцания со стороны западных исповеданий. А эти исповедания недаром верный сын Православной Церкви и святой Родины А. С. Хомяков называл " ересями против догмата о существе Церкви, против ее веры в самое себя " , и отрицание Церкви не напрасно он считал самой характерной чертой и католичества, и протестантства.

http://predanie.ru/book/72266-hristianst...

ХРИСТИАНСТВА НЕТ БЕЗ ЦЕРКВИ Верую во единую святую, соборную и апостольскую Церковь. Т ак в девятом члене Символа веры исповедует каждый православный христианин свою веру в великую истину Церкви. Но едва ли можно указать на иной член Символа веры, который столь мало воспринимался бы сердцем человека, устами читающего Символ веры, как именно девятый, где и выражена истина Церкви. Отчасти это и понятно. Ведь именно в девятом члене Символа веры человек исповедует свою связь с видимым обществом последователей Христовых, и тем самым, уже в этих кратких словах исповедания он даёт обещание соглашаться со всеми истинами, преподаваемыми Церковью, являющейся хранительницей Христова учения, и в жизни своей подчиняться всем тем законам, которыми Церковь достигает цели своего существования и по которым она, как общество, живущее на земле, управляется. Поэтому, думается, мы не погрешим, если выскажем ту мысль, что истина Церкви, по преимуществу перед всеми другими, касается самой жизни каждого христианина и определяет не только его верование, но и самую его жизнь. Признать Церковь - это значит не мечтать только о Христе, а жить по-христиански, идти путём любви и самоотречения. Вера в Церковь требует подвига и от ума, и от воли человека. А потому-то и противна истина Церкви тем началам жизни, которые долгим путём и незаметно вкрались в сознание и мировоззрение даже и русского православного общества, преимущественно, конечно, так называемого общества интеллигентного и образованного. С печальных для Церкви времён Петра I-ro вехи русского общества оторвались от церковной народной жизни и стали жить, скорее, общей жизнью со всеми другими европейскими народностями, только не с русской. Подчиняясь западному влиянию во всех областях жизни, русское общество не могло избежать влияния и на строй своего религиозного мировоззрения со стороны западных исповеданий. А эти-то исповедания недаром верным сыном Православной Церкви и святой Родины А. С. Хомяковым названы " ересями против догмата о существе Церкви, против её веры в самоё себя, " и отрицание Церкви не напрасно считал он самой характерной чертой и католичества, и протестантства.

http://pravoslavie.ru/sretmon/illarion/c...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Введение В ветхозаветной церкви, состоящей в основном из евреев, распятие, как известно, не применялось, и казнили, по обычаю, тремя способами: побивали камнями, сожигали живьем и вешали на дереве. Поэтому “и пишется у них о висельниках: “проклят всякий висящий на древе” ( Втор.21:23 )”, поясняет Святитель Димитрий Ростовский (Розыск, ч. 2, гл. 24). Четвертая же казнь – усечение головы мечом – прибавилась у них в эпоху Царств. А крестная казнь была тогда языческой Греко-Римской традицией, и еврейский народ познал ее лишь за несколько десятилетий до Рождества Христова, когда римляне распяли их последнего законного царя Антигона. Поэтому в ветхозаветных текстах нет и не может быть никаких даже подобий креста в качестве орудия казни: как со стороны названия, так и со стороны формы; но, напротив, там имеется множество свидетельств: 1) о деяниях человеческих, образ креста Господня пророчески предобразовавших, 2) о предметах известных, силу и древо креста таинственно предначертавших и 3) о видениях и откровениях, самое страдание Господне предызобразивших. Сам же крест, как страшное орудие позорной казни, избранное сатаной знаменем смертоносности, вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу-Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский – муж Апостольский – восклицал: “и у Церкви есть свой трофей над смертью – это Крест Христов, который она носит на себе”, и святой Павел – Апостол языков – писал в своем Послании: “желаю хвалиться (…) только крестом Господа нашего Иисуса Христа” ( Гал. 6:14 ). “Смотри, сколь вожделенным и достолюбезным соделалось сие столь ужасное и поносное (позорное – славян.) в древности знамение жесточайших казней”, – свидетельствовал святитель Иоанн Златоуст . И Апостольский муж – святой Иустин Философ – утверждал: “Крест, как предсказал пророк, есть величайший символ силы и власти Христовой” (Апология, § 55). Вообще же “символ” – по-гречески “соединение”, и означает или средство, осуществляющее соединенность, или обнаружение невидимой реальности через видимую натуральность, или выражаемость понятия изображением.

http://azbyka.ru/istoriya-razvitiya-form...

Разделы портала «Азбука веры» ЧИН ПРИЧАЩЕНИЯ БОЛЬНОГО Церковнославянский Русский Приемлет иерей часть от Святых Таин, влагает в потир и вливает мало вина, якоже мощно больному удобь прияти то. Священник берет частицу Святых Таин, вкладывает в потир и вливает туда немного вина, чтобы больной мог легко приять то. И начинает: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. И начинает: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Таже, Трисвятое. По Отче наш: Господи, помилуй, 12. Приидите поклонимся: трижды. Затем Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3) Символ веры Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь. 1 Верую во единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего и видимого и невидимого. 2 И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого всё произошло. 3 Ради нас, людей, и нашего ради спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося. 4 Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. 5 И воскресшего в третий день, по Писаниям. 6 И восшедшего на небеса, и сидящего справа от Отца. 7 И снова грядущего со славою, судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца. 8 И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и Сыном равно поклоняемого и славимого, говорившего чрез пророков. 9 Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. 10 Признаю одно Крещение, для прощения грехов. 11 Ожидаю воскресения мёртвых, 12 и жизни будущего века. Аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/chin-pric...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010