Главный из этих врагов — совершитель предательства Иуда, почему апостол Петр и меняет в первом изречении множественное число на единственное, и прещение против врагов представляет, как прещение против одного врага — Искариота. «Да будет двор его пуст» — это символ гнева Божия на обитавших в этом месте жительства. В применении к Иуде это означает: апостольское место его да будет праздно. Вместо недостойного, оно должно быть замещено достойным, что и выражено в псалме: «достоинство его да приимет другой».    Так как пророчество об извержении Иуды из сонма Апостолов исполнилось, надо, чтобы исполнилось и другое — о замещении опустевшего места: надо избрать на место предателя другого и таким образом восполнить установленное Господом число 12-ти Апостолов Его. Вероятно, на это восполнение было дано повеление Самого Господа, не записанное в Евангелии. Необходимым и единственным условием избрания нового Апостола святой Петр поставляет то, чтобы избираемый был свидетелем-очевидцем всей земной жизни и деятельности Господа Иисуса Христа. Это потому, что Апостолы — прежде всего «свидетели», как их Сам назвал Господь (Лк. 24:48). Они должны свидетельствовать перед всем миром о том, что они сами видели и слышали (Деян. 4:20) — в этом особенная сила и убедительность их проповеди. С другой стороны, постоянное пребывание с Господом в течение трех с половиной лет Его служения — достаточное ручательство его веры, любви и преданности Господу: такому человеку можно доверить исполнение Апостольского служения.     «Начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас» — здесь как раз указывается начало и конец общественного служения Господа на земле, свидетелем которого должен быть избираемый.     «Свидетелем воскресения Его» — второе весьма важное условие избрания — главный предмет апостольского свидетельства — это свидетельство об истине Воскресения Христова, основной истины спасающей веры христианской. Необходимо, чтобы избираемый Апостол был свидетелем действительности воскресения распятого и умершего Мессии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Господь Иисус умывал ноги Своим ученикам, Петр воспротивился этому: Тебе ли, Господи, умывать мои ноги? Не умоешь ног моих вовек. Когда же Господь сказал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною, он впал в другую крайность и воскликнул: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову ( Uh. XIII, 8, 9 ). При предсказании Господом Иисусом о малодушном рассеянии Его учеников, Петр сказал Ему: Господи, почему я не могу идти за Тобою теперь? Я душу мою положу за Тебя. На это сказал ему Господь: душу свою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от меня трижды ( Uh. XIII, 37, 38 ). Слово Божие неукоснительно вскоре исполнилось, так как он три раза отрекся с клятвой от того, что знает Господа Иисуса. Свой тяжкий грех апостол искупил искренним слезным раскаянием. И, вышед вон, замечает евангелист, он плакал горько ( Mф. XXVI, 75 ). Искреннее раскаяние его было принято Господом, и вот, явившись в день Своего воскресения Марии Магдалине и другим мироносицам, Он дал им следующее повеление: идите, скажите ученикам и Петру... ( Mk. XVI, 7 ). После он снова был утвержден в звании апостольском троекратным повторением следующих слов: паси овец Моих ( Uh. XXI, 16 ). В день Пятидесятницы он обратил своею проповедью к вере во Христа сначала 5000, а потом 3000 душ. Вместе с Иоанном он исцелил хромого при вратах храма, причем обратился к собравшейся толпе с проповедью и бестрепетно свидетельствовал о Христе перед начальниками иудейскими ( Дeяh. IV, 19, 20 ), был заточен в темницу и смело защищался пред синедрионом. Из дальнейшей деятельности ап. Петра видно, что в Самарии он победоносно обличил Симона волхва, в Лидии исцелил расслабленного Энея, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу. Заточенный вторично в темницу и обреченный уже на смерть, он был чудесно освобожден ангелом из темницы. В Иерусалиме он присутствовал на соборе апостольском (540 г.), потом, пробывши несколько времени в Антиохии, проповедовал Евангелие в разных других странах на Востоке и Западе и, наконец, скончался мученически в Риме. Существует предание, что римские христиане просили пред мученической его кончиной спасаться бегством, но Господь в чудесном видении остановил его в сем намерении. Он был осужден на распятие и погребен близ триумфального пути в Риме. В Риме доселе находится древняя темница под названием Мамертинской, которую считают одним из древнейших зданий в городе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Деян.13:2. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.     «Когда они служили Господу» — греческое слово, употребленное здесь относится к храмовому священническому служению: вероятно, это была Евхаристия. Важно отметить при этом, что они «постились». А современные сектанты, уверяющие, что они во всем следуют Священному Писанию, отвергают пост. Во время этого богослужения Дух Святой, вероятно, через одного или нескольких пророков, повелел «отделить Варнаву и Савла на дело, к которому Он призвал их», то есть на особенное благодатное служение Церкви Христовой. Как видно дальше, это было миссионерское служение для обращения ко Христу язычников. Деян.13:3. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.    Знаменательно возложение рук на Варнаву и Савла, предваренное опять «постом и молитвой» . Это было рукоположение их на апостольское служение. Конечно, возлагало руки не все общество, а его предстоятели, сообщившие, таким образом, поставляемым на апостольское служение особые благодатные дары, необходимые им для успеха их дела. Они отправились в путь, как видно, сопровождаемые Иоанном-Марком, который должен был услуживать им и помогать, крещая новообращенных и исполняя второстепенные обязанности.    Прежде всего они отправились на остров Кипр, ближайший к Антиохии остров Средиземного моря. Это место было самым подходящим для того, чтобы с него завязать сношения со всем остальным языческим миром. Варнава был сам родом с этого острова, на нем жило много иудеев. Благодаря географически-выгодному положению Кипра, они должны были ближе общаться с языческим населением, чем на материке — как занимавшиеся морской торговлей, жители острова имели обширные связи с окружающими материками, особенно с южными областями Малой Азии, куда и отплыли потом Апостолы.    Чтобы отправиться из Антиохии на Кипр, они должны были прийти в «Селевкию» — небольшой портовый городок в устье р. Оронта, на берегах которой лежала Антиохия. Здесь они сели на корабль и отправились на Кипр, высадившись затем на восточном берегу острова в г. Саламине. Так как Варнава был родом из кипрских иудеев, то естественно, что они обратились с проповедью о Христе прежде всего к тамошним иудеям в их синагогах. Святой Павел и позже держался правила — проповедовать сначала иудеям, а потом уже язычникам. Для исполнения разных поручений они имели при себе Иоанна-Марка.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Для составления единого православного исповедания время еще не настало. Г. Понятие и значение церкви: а) Понятие о Церкви Получив благодать Святого Духа в день Пятидесятницы, малое стадо учеников Христовых стало Церковию. Первые страницы церковной истории свидетельствуют о том, что христиане с самого начала сознавали себя в виде единомысленной и единодушной общины людей, призванных Самим Богом из среды их соплеменников и единоверцев. «Из посторонних же никто не смел пристать к ним» ( Деян.5:13 ). Когда Церковь Христова вышла из Иерусалима и Апостолы начали свою всемирную проповедь Евангелия, то они, по существу дела, занимались тем, что раздвигали первоначальные границы единой Церкви все шире и шире, делая членами этой единой Церкви представителей различных национальностей. В этом единстве Церкви, пребывающей в разных местах и включающей в себя множество людей, совершается и исполняется Божественная воля, многократно возвещенная и в Ветхом, и в Новом Завете и с предельной ясностью выраженная в Первосвященнической молитве Христовой: «Отче Святый, соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Не о них же молю только, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едины: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:11,20–21 ). В основу единения членов Церкви Христос полагает любовь, а идеал Церкви указан в единосущны Лиц Пресвятой Троицы. Единство Церкви основано на возглавлении ее Единым Главою Христом ( Еф.4:15–16 ), на единстве Богопреданного вероучения и на единстве пребывающей в Церкви благодати ( Еф.4:5 ). Необходимо отметить, что в древней Церковной практике различия в церковных обрядах и в местных обычаях не считались нарушением единства Церкви, а принадлежность к христианству всегда понималась не только как признание учения Христова, но и как органическая принадлежность к Церкви. Хотя в новозаветных книгах слово κκλησα часто употребляется для обозначения отдельных Поместных Церквей, весь контекст Апостольских Писаний свидетельствует об изначальном, живом и отчетливом самосознании Церкви, как цельного и единого по своей природе организма, без которого немыслимо бытие отдельных общин. Взаимоотношения членов Церкви с самого начала были проникнуты взаимной органической связью, которая в своем наиболее упорядоченном выражении осуществлялась в церковной иерархии. Вся духовная атмосфера первоначального христианства была проникнута идеей единой Церкви, члены которой, хотя и рассеяны в мире, но благодатию Божией соединяются в общении любви. Это учение об органическом, взаимно обусловленном и жизненно необходимом единстве членов Церкви, изображаемое в Апостольских Писаниях, было впоследствии развито св. отцами. В их творениях мы имеем подробное изложение учения о Церкви единой и единственной, учрежденной для всех христиан и имеющей Божию силу, для объединения спасаемых в Духе Святом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если бы Священное Писание было единственным источником христианских богооткровенных истин, то, значит, христиане долгое время не имели бы никакого наставления в истинах христианской веры. Сам Иисус Христос не писал Священных книг, но учил устно. Он никогда не говорил о чтении Его слов или будущих писаний апостолов, но всегда говорил о слушании Его учения и о слушании учения Апостолов. «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф.7:24). «Слушающий Слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную» ( Ин.5:24,12:47 ). «Слушающий вас, Меня слушает» ( Лк.10:16 ). Иисус Христос повелел апостолам проповедовать Его учение устно: «идите по всему миру и проповедуйте евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ). Апостолы своей главною обязанностью считали не письменную проповедь , но устную. Многие из них не писали никаких книг, но все они проповедовали по сошествии Св. Духа на них. Если бы Священные книги были единственным источником Божественного Откровения, то почему об этом никогда не говорил Иисус Христос? Почему Он Сам не писал? Почему Он не повелел Своим Апостолам записывать все, что Он творил и чему учил? Почему так долго не писали Апостолы после Его смерти? Почему не все Апостолы писали? Почему писали они только по поводу каких-либо особых обстоятельств и так мало? Если бы Священные книги были единственным источником Божественного Откровения, то в какое затруднительное положение тогда были бы поставлены все, не умеющие читать и не имеющие возможности приобрести Священные книги! Вся древняя Церковь , апостольские ученики и мужи апостольские свидетельствуют о Священном Предании, как о первом и важнейшем источнике христианского Откровения. Без Священного Предания мы не могли бы знать, какие книги несомненно принадлежат к числу Священных книг. Если Лютер выключает из числа Священных книг послание св. апостола Иакова и Апокалипсис потому только, что не находит в них сходства с евангельским учением и духом евангельским, то с таким же правом и по таким же основаниям его последователи выключали из числа Священных книг то одну, то другую.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Заботясь об их спасении, она самой себе приготовляет спасение. Жена, говорит Апостол, спасется чадородия ради, аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием ( 1Тим. 2:15 ), и если упражнением в сих добродетелях будет служить примером для детей, ибо не одним словом, но наипаче жизнью благочестивою и добродетельною матери семейства должны назидать своих чад. Не всякая из них обладает даром учительства, но всякая может послужить спасению своих чад ревностью к исполнению заповедей Христовых. Да поможет им Господь Иисус в этом святом деле своею благодатью. Источник благодатных даров и раздаятели их Поучение в неделю расслабленного и в праздник перенесения св. мощей святителя Николая. 9-го мая Рече Петр Енею: Енее, исцеляет тя Иисус Христос; востани с постели твоея. И абие воста ( Деян. 9:34 ). В сегодняшних чтениях Евангельском и апостольском содержатся повествования об исцелении двух расслабленных. В Евангельском чтении идет речь о расслабленном, который исцелен непосредственно Самим Иисусом Христом при силоамском водоеме после тридцати осми годов его болезни. В апостольском чтении идет речь о другом расслабленном – Енее, который восемь лет лежал в постели без движения, и исцелен апостолом Петром. То и другое чудо совершено словом: востани; но разность в том, что Христос исцелил расслабленного единственно своею всемогущею силою, а Петр – силою и именем Иисуса Христа: Енее, исцеляет тя Иисус Христос. Подобное он сказал, исцеляя хромого от чрева матери его, которого носили и сажали при дверях Иерусалимского храма: во имя Иисуса Христа Назорее востани и ходи ( Деян. 3:6 ). Разъясняя народу, сбежавшемуся посмотреть на исцеленного хромого, значение этого чуда, Петр от своего лица и от лица бывшего с ним апостола Ион., сказал зрителям: «что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что хромой ходит? Нет, ради веры во имя Христа, имя Его укрепило хромого, которого вы видите и знаете» ( Деян. 3:12,16 ). Вообще все чудеса, совершенные и совершаемые людьми, совершались и совершаются не собственною их силою, но вообще силою Божиею и в частности силою второго лица Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

И ещё апостол говорит, что и Смерть, и Погребение, и Воскресение Спасителя Христа представляют собой Предание Церкви, которое он (апостол) принял от Самого Господа и которое передаёт христианам ( 1Кор. 15:1–4 ) 777 . Согласно этому, Священное Предание, по апостолу Павлу, представляет собой не только то, что написано или не написано в Евангелии как в книге. Но, прежде всего, Предание – это доверие Церкви самого Евангелия Христова как Богопереданной веры, истины, жизни и спасения. А ещё конкретнее, да повторим основную истину всей апостольской экклесиологии: Божественное, Богочеловеческое Предание есть предание Самого Господа Иисуса Христа как Спасителя в Церковь , и как Церковь, из века в век, из поколения в поколение, вкупе со всеми Его Божественными истинами и догматами, благодатями и добродетелями 778 . Это со всей очевидностью следует из цитированных слов апостола ( Кол. 2:6–7 ): вы приняли Иисуса Господа, и других фрагментов 779 . Поэтому апостол всякое изменение Предания, то есть Евангелия, характеризует как переход к иному благовествованию и как проповедь другого Иисуса ( Гал. 1:6 ; 2Кор. 11:4 ). Апостол очень часто говорит о Предании в Послании к Тимофею ( 1Тим. 6:20 ; 2Тим. 3:14 ; ср. 1Тим. 4:6, 16 ; Евр. 13:7 ; Фил. 4:19 ; Гал. 1:9 ): О Тимофей! храни преданное тебе ( τν παρακαταθκην), и ещё: А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Но ещё конкретнее он говорит в 2Тим. 1:13–14 : Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог ( τν παραθκην) Духом Святым, живущим в нас. Этими словами апостол показывает, что Дух Святой – хранитель Предания в Церкви 780 . Предание связано, как проистекает из выше процитированных слов апостола, и с апостольской иерархией (преемством), существующей в Церкви 781 , и, как говорит святой Златоуст, со святой, духоблагодатной жизнью в Церкви, то есть со святыми, в которых живёт Святой Дух 782 ; такими были сами святые апостолы 783 и, прежде всего, Павел, поэтому он «учил (людей) не только словами, но и делами» 784 , что значит: своей жизнью и делами, образом жизни, поведением и деланием – все во Христе и в Духе Святом.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

И когда мы начинаем размышлять над существом власти, может быть, прежде всего надо думать о полноте власти церковной. Ведь власть, которую дает Христос Своим ученикам, ничем не отличается от собственной власти Мессии. Это сила исцелять больных, торжествовать над темнотой, власть прощать грехи, побеждать смерть. В Деяниях апостольских и показано, как осуществляется эта власть. Как Христос, Именем Его апостолы и диаконы, поставленные ими, совершают чудеса исцеления, изгнания злого духа. Даже тени Петра достаточно, чтобы исполнилась власть Христа: «Так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хоть тень проходящего Петра осенила кого из них». Вот и Павел словами Самого Христа воскрешает мертвого. Эта сторона власти апостолов наиболее отчетливо выражается там, где история Страстей Христовых своеобразным «перевернутым образом» повторяется в их жизни. Чудесным образом спасаются двенадцать от рук Синедриона, и Павел — от рук Ирода (прежняя власть Пилата, Римского государства, предавшая Иисуса кресту, избавляет Павла от рук иудеев в Коринфе, в Ефесе и Иерусалиме). Сила апостольских проповедей, обращающая тысячи людей к вере, — во внутреннем присутствии Божием, в силе Духа Святого (как и обещал Христос ученикам при прощании, они сотворят дела большие, нежели Он, их проповедь будет совершеннее и яснее). С этой точки зрения молодая Церковь обладала властью чрезвычайной. Однако эта власть — лишь внешний знак подлинной силы. Сила проповеди апостольской росла вместе и вопреки усилению преследований. «Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами. И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святого», — так писал апостол Павел в Первом Послании к Солунянам, наиболее древнем документе Нового Завета. Сила Божия, сила Духа Святого, которой действует Сын, — вот власть Церкви. Но раскрывается она как реальная сила — прежде всего в противостоянии гонениям, преследованиям, одним словом, — в немощи.

http://moral.ru/за-сто-лет-до-революции/

Избираемые же и получающие положительное решение Собора, должны принимать этот сан бесстрастно, поапостольски, или, лучше сказать, богоподражательно. Ибо хотя апостольское решение об избрании Матфия в число двенадцати, на место отпавшего Иуды, исходило от апостолов, но начало избранию положил Спаситель, Который есть Начальник и Совершитель нашего спасения. Так, Он избрал Андрея и Петра, Иоанна и Иакова, Филиппа и Нафанаила, и Матфея, и прочих учеников Своих, которым потом и сказал: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» ( Ин. 15:16 ). И назвал Он их ловцами человеков, солью земли и светом мира, судьями Израиля и сопрестольниками Себе, пастырями овец Своих, имеющими власть вязать и решить, иереями, священнослужителями, учителями и благовестниками. Также назвал и соделал их проповедниками Евангелия и учителями вселенскими. Потому-то от Него, через служителей Его, должны быть избираемы и рукополагаемы поставляемые в епископов. Или, лучше сказать, если избрание будет совершено так, как Ему угодно, то и рукоположение будет поистине от Него и через достойных служителей на пользу Церкви Его. Тогда и Божественное поставление будет достойным. Если же нет, то будет оно сделано через недостойных. И хотя мы знаем, что и через таковых благодать действует, но не по благоволению Христа, подающего благодать от Отца во Святом Духе. И будет она тогда к разорению, а не к созиданию душ и Церкви. Итак, поскольку архиерейство есть исключительно дело Христово и божественное, то посвящение в архиерея должно и совершаться по законам церковным. 156. О священных решениях церковных и о том, что в них должны принимать участие все епископы или, по крайней мере, трое Первый иерарх области, который символизирует собою Христа, приглашает подчинённых ему архиереев, составляющих как бы лик первых апостолов, получивших от Спасителя благодать и силу Его, и объявляет им о деле. Ибо боголюбезно и вожделенно, когда в таком предприятии все действуют единодушно. И если присутствуют все епископы епархии, то хорошо, потому что так постановлено церковными правилами и так поступать – дело апостольское и их заповедь, так как они все присутствовали при избрании Матфия.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Извлечем из апостольского чтения и другое для себя назидание о том, сколь много милостей и сколь велики милости, которые явил нам Бог в деле устроения нашего спасения. «Только помысли о безнадежности нашего положения, – говорит один святитель-богослов, – и противопоставь ему, в какое благобытие и какую славу возведены мы, ничего не чаявшие и ничего не достойные, и каким дивным притом домостроительством, и прими все это в чувство; то не найти тебе слов для выражения своих благодарных чувств: будешь только взывать: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!» Если б от зол только были мы избавлены, и каким-либо служебным духом; и то было бы величайшее благо. А то Сын Божий нисходит, принимает на Себя бедное естество наше и, проведя чрез искупительные страдания и смерть и воскресивши, посаждает одесную Бога и Отца; за тем последовала благодать Святаго Духа, которая всех верующих делает сынами и дщерями Богу с обетованием, что и они все будут там же, идеже есть Христос одесную Бога седя ( Ин.12:26 ; 2Кор.6:18 ; Кол.3:1 )» (см. ссылку 158). Слава Тебе, Боже, сотворившему нас. Слава Тебе, Господи, искупившему нас. Буди благословен Ты, Господи, во веки. Аминь. Как нам облечься в нового человека. Объяснение апостольского чтения из Послания к Колоссянам, глава 3, стихи 4–11. Беседа в Неделю 29-ю по Пятидесятнице 159 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. ( Кол.3:4–11 ). В настоящую неделю чтение апостольское взято из Послания к Колоссянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010