Глава VII. Церковь. Царство Христа «Христианства нет без Церкви», – писал в начале XX века архиепископ Иларион (Троицкий) , один из многих российских новомучеников. 140 Церковь – это Христово Царство, купленное ценой Его крови, Царство, в которое Он вводит тех, кого избрал Своими детьми и кто избрал Его своим Спасителем. Начальным моментом существования Церкви на земле считается беседа Иисуса Христа с учениками в Кесарии Филипповой, когда Петр от лица прочих апостолов исповедал Его Сыном Божьим, на что Спаситель ответил: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:17–18 ). То есть исповедание Петра становится камнем, положенным в основание Церкви Христовой. Однако в собственном смысле краеугольным основанием Церкви является Сам Христос: апостол Петр говорит о Христе как краеугольном камне Церкви: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится» ( 1Пет. 2:4–6 ). Таким образом, вера во Христа есть камень, становящийся фундаментом духовного здания, имя которому – Церковь . Об этом же говорит и апостол Павел: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие духом» ( Еф. 2:19–22 ). В Послании к Коринфянам апостол Павел называет коринфскую общину «строением», себя «строителем», а «основанием» (фундаментом) Христа: «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос» ( 1Кор. 3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Петр апостол Петр апостол (скала, камень) ( Uh. I, 40 ) – сын Ионин и брат Андрея. Он был уроженцем города Вифсаиды; первоначально назывался Симоном. Название Кифы (сирийское слово, означающее скалу) было дано ему в то время, когда он был призван к апостольскому служению ( Uh. I, 42 , Mф. XVI, 18 ). Семейство его жило в Капернауме ( Mф. VIII, 14 , Mk. I, 24 , Лk. IV, 38 ); по роду своих занятий он был рыбарь ( Лk. V, 1–3 ). Религиозная жизнь этого апостола с самого начала и до конца преисполнена трогательнейшими событиями. Теща его была исцелена от горячки Господом Иисусом. В присутствии Господа происходила чудесная ловля Петром рыб ( Лk. V, 6–9 ) в таком количестве, что даже сеть прорывалась. Ужас объял Петра и всех бывших с ним от этого лова рыб, ими пойманных. Выйди от меня, Господи! воскликнул Петр при сем событии, потому что я человек грешный. О многих чудесных событиях в жизни Петра упоминается в евангельских сказаниях. Однажды во время бури на Галилейском озере Господь шел по волнам к утопавшим ученикам. Петр с дозволения Господа присоединился к Нему и шел некоторое время по воде ( Mф. XIV, 29 ). Он первый засвидетельствовал свою веру в Божественное посланничество Господа ( Mф. XVI, 16 ). Впрочем, его понятия о лице Мессии еще не достигали надлежащей высоты и величия, так как он имел смелость прекословить Господу Иисусу Христу, когда Он говорил о Своих страданиях и смерти. На это прекословие Господь сказал Петру: отойди от меня, сатана; ты Мне соблазн; потому что думаешь не о том что Божие, но что человеческое ( Mф. XVI, 22, 23 ). Он был особенно сильно привязан к своему великому Божественному Учителю. Когда многие отстали от Иисуса и Он спросил Своих учеников: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого ( Uh. VI, 67–69 ). И Господь удостоил Его особенной близости к Себе. Так. ап. Петр с Иаковом и Иоанном были свидетелями воскрешения дочери Иаира ( Лk. VIII, 51 ). Вместе с Иаковом и Иоанном он также был свидетелем славы Господа на Фаворе, во время Его Преображения; равно как через несколько времени вместе с теми же учениками был свидетелем уничижения и душевных страданий Господа в саду Гефсиманском ( Mф. XXVI, 36–56 ). Там же, движимый горячей любовью и преданностью Господу, Петр извлек меч, и, ударив первосвященнического раба, Малха, отсек ему правое ухо, когда Иуда с отрядом воинов и первосвященнических служителей готовились взять Иисуса в саду Гефсиманском ( Uh. XVIII, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

протоиерей Николай Зефиров Второе соборное послание святого апостола Петра С переходом к изъяснению второго соборного послания апостола Петра само собою возникает вопрос, – если это второе послание св. Петра, то кому и когда оно писано? Ответ на этот вопрос мы находим в самом втором послании. Так из 1-го стиха 3-й главы, где апостол говорить своим читателям: это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные, ясно видно, что читателями послания были те же самые лица, которым написано было и 1-е послание, т. е. христиане из иудеев и язычников, рассеянные по городам и селениям Малой Азии. Когда же написано 2-е послание Петра? Данные к решению этого вопроса мы находим в самом же 2-м послании ап. Петра. В 14 ст. 1-й главы он говорить: знаю что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Это упоминание о близости кончины апостола дает возможность высказать некоторые соображения о времени написания послания. Кончина апостола последовала в 66–67 г., следовательно если послание написано незадолго до смерти, то оно написано приблизительно не более года до смерти, т. е. в 65–66 году. Цель послания Цель послания, как это видно из 17 и 18 ст. 3-й главы, было оберечь читателей, чтобы они не увлеклись заблуждениями беззаконников и не отпали от истинной веры и возрастали в познании Господа нашего и спасителя Иисуса Христа. Глава 1-я 1 ст. Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: 2 ст. благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. В этих двух первых стихах апостол посылает приветствие своим читателям и желает им благодати и мира. При этом называет своих читателей получившими равночестную с ними, т. е. апостолами, веру и этим заграждает уста тем христианам из иудеев, которые в своем самомнении могли думать иначе. Выражение получившими может указывать на то, что эту равночестную с апостолами, а следовательно и одинаково благодатную веру читатели получили не по своим заслугам, а даром, по милости Божией. Получившими по правде Бога нашего Иисуса Христа, т. е. получившими чрез правду или от праведности Бога нашего и Спаса Иисуса Христа. Благодать и мир вам да умножится. Как? каким путем? чрез познание Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Апостольская вера и неверие Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 26 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 Современный человек привык связывать веру с областью предположений, необоснованных мнений, недоказуемых гипотез. Вера воспринимается как неполноценное знание, потому что это знание нельзя проверить и оно не может быть общезначимо. Вера, тем самым, — это знание, которое всегда можно поставить под сомнение, знание зыбкое, эфемерное, не выдерживающее серьезной критики. Для библейского сознания дело обстоит противоположным образом. Вера по своему смыслу — твердыня, непоколебимое основание для человеческой жизни. Здание веры — не колосс на глиняных ногах, но дом, построенный на скале, который устоит перед разбушевавшейся стихией благодаря своему крепкому основанию. Вера человека — проявление силы, а не слабости. Во многих языках есть слово аминь, взятое из Библии без перевода. Оно звучит как решающее слово и не допускает никакой двусмысленности, сомнений. Именно в таком духе использует его Христос: Аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех раб есть греха (Ин 8:34; в русском переводе: Истинно, истинно говорю вам). Аминь в переводе означает истинно. Древнееврейские слова аминь и эмуна (вера) — однокоренные. Иначе говоря, истина и вера в библейском языке — родные сестры. Вера Христова преподносится Апостолами не в виде системы предположений, а как явление истины такой важности и очевидности, что свидетели проливают свою кровь ради веры. Яркий пример мученического свидетельства веры во Христа — личность апостола Петра. Сам Христос дает нам целостный образ Апостола, когда нарекает ему имя Петр, что означает камень, точнее, скала. Вера во Христа, как твердыня, делает Апостола камнем, и этот камень будет иметь фундаментальное значение в строительстве дома Божия для всех народов (Мф 16:18). Нельзя сказать, что вера Петра — само совершенство. Эта вера знает взлеты и падения, причем от взлета до падения порой один шаг. Проследим этот шаг по Евангелию. Апостол Петр исповедует веру в Иисуса и свидетельствует Ему: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф 16:16). Этот взлет веры был назван от Бога блаженным состоянием: Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф 16:17). Христос пророчествует, что благодаря твердой как камень вере Апостол будет иметь основополагающее значение для Церкви и получит ключи Царства Небесного (Мф 16:18,19).

http://pravmir.ru/apostolskaya-vera-i-ne...

Беседа XLIII. О пятом члене символа веры. О явлениях Господа нашего Иисуса Христа ученикам по воскресении И воскрешшаго в третий день по писанием. Господь наш Иисус Христос на третий день после смерти, как вы знаете, братие, воскрес из мертвых, – душа Его соединилась опять с телом, только уже прославленным и светоносным. О воскресении Его вскоре многие узнали различными способами. Воины, которые стерегли гроб Его с ужасом узнали сие потому, что Ангел Господень отвалил камень, которым закрыт был гроб Его и притом произошло великое землетрясение. Ангелы также возвестили о воскресении Христовом Марии Магдалине и некоторым другим. Сам Иисус Христос по воскресении неоднократно являлся многим, как то: Марии Магдалине, Мироносицам, Апостолу Петру, двум ученикам, шедшим в Еммаус, апостолам в доме, которого двери были заперты. Затем чрез восемь дней по воскресении Господь опять явился апостолам. При этом апостолу Фоме, который не был при первом явлении и не верил словам апостолов, что они видели воскресшего Господа, – дал осязать Свои раны, чтобы уверить Его. Чрез несколько времени он явился ученикам при море Тивериадском во время рыбной ловли. При этом Он восстановил Петра, который во время суда над ним у первосвященников три раза отрекся от Него, в звании Апостола троекратным вопросом, обращенным к нему: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня»? и поручением пасти стадо Его. Потом многократно являлся Господь апостолам в продолжение четыредесяти дней; в некоторый же день явился более, нежели пятистам верных вместе. Передавая об этом явлении Апостол Павел говорит, что многие из видевших Господа в это время (разумеется, время написания послания к Коринфянам) находились еще в живых, а некоторые уже умерли ( 1Кор.15:6 ). Господь являлся ученикам своим для того, чтобы удостоверить их в истине Своего воскресения. А постолы сначала отнеслись недоверчиво к первым известиям о воскресении Иисуса Христа. Чтобы уверить их в этом Господь, являясь им, пользовался всеми возможными способами уверения: Он беседовал с ними, вкушал пред ними пищу и питие, позволял им осязать руки и ноги и ребра свои. Особенно недоверчиво отнесся к известию о воскресении Христовом апостол Фома. Когда ему апостолы сказали о том, что видели воскресшего Господа, он ответил им: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». И вот спустя восемь дней после этого, когда все ученики были вместе и Фома с ними в запертом доме, явился Господь и сказал им: «мир вам»! Потом обратившись к Фоме, сказал ему: «подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим». Фома, уверившись в истине воскресения Господа, воскликнул: Господь мой и Бог мой. На это Господь ответил ему: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Во времена Св. Апостола Иоанна Богослова был знаменитый волхв, именем Кинопс, который прельщал людей, чтобы отвратить их от проповеди и чудес Апостола. Однажды, в присутствии его, и всего многочисленного народа, Кинопс бросился в море, и вывел оттуда давно утопшего человека. Потом представил еще другого убитого и убийцу его. «Что! удивляешься-ли ты, Иоанн?» — сказал волхв. «Нисколько не удивляюсь сему», — отвечал Апостол, — потому-что твои бесовские чарования скоро исчезнут». Народ бросился бить Иоанна, и хотел растерзать его до смерти, но Кинопс остановил их, желая и еще показать ему свою силу. На другой день волхв, в сопровождении трех бесов, которых считали воскресшими мертвецами, опять бросился в кипящее волнами море, хвалясь пред Апостолом. Народ воскликнул: «Велик Кинопс!» А Св. Апостол помолился ко Господу, и Кинопс не возвратился более, а исчез во глубине морской. Три дня ожидали люди Кинопса, не отходя от берега, но все напрасно. Тогда все уверовали в Господа, и крестились руками Апостола. Симон волхв, во время проповеди Апостола Петра, долго прельщал безумных людей ложными чудесами и бесовскими привидениями, препираясь с Св. Апостолом; но видя себя побеждаемым силою Христовою, обещался вознестись на небо посреди Рима. Он взошел на высокое здание, окруженный всей бесовской силой, увенчанный лаврами, и воззвал с высоты: «О, Римляне! за то, что вы оставили меня, последовали Петру, и я оставляю вас, и возношусь к отцу на небо». С сими словами он стал летать по воздуху, и возноситься на высоту, поддерживаемый бесами. Великий же Апостол Петр стал взывать ко Господу, чтоб Он обличил прелесть волхва, потом обращаясь к демонам, силою Христовою запретил им возносить Симона, а приказал им оставить его на воздухе. Бесы, тотчас-же, словом Апостола, отступили от волхва, и полетел он на землю, как сверженный с неба сатана, и разбился всем телом. А народ взывал: «Велик Бог, Петром проповеданный». После этого, чему же удивляться, что у спиритов столы вертятся и к потолку поднимаются, когда и люди летали по воздуху силою бесовскою. Ныне спириты ведут переговоры с духами, конечно темными, подобно этому, и Император Иулиан богоотступник советовался с идолом Аполлином о всех делах и получал ответы. Когда же он пришел в Антиохию, где почивали мощи Св. мученика Вавилы с тремя младенцами, и стал вопрошать идола, победит ли Персов, идол не отвечал ему. Тогда опечаленный Царь спрашивал жрецов, почему идол не дает ответов по прежнему? Жрецы сказали ему, что с тех пор как в Антиохию принесены мощи Вавилы, Аполлин замолчал. Царь приказал немедленно Христианам взять из Антиохии мощи. Тогда огнь сошел с неба и сжег храм Аполлина. Озлобленные жрецы возложили всю вину на Христиан, и Св. Мелетий Архиепископ был изгнан в заточение.

http://sueverie.net/o-volxvax-i-voxvovan...

Второе послание Апостола Петра Время и место, откуда оно писано, неизвестны. Оно обращено к христианам вообще и направлено главным образом на возникшее в новых общинах отделение веры от жизни и нравов, под влиянием ложных учений. Вместе с тем убеждает Апостол в неизбежности второго пришествия Христова, хотя время, когда оно будет, предузнать невозможно и предугадывать не следует. В этом послании усматривается сходство с содержанием послания Апостола Иуды. Глава 1 Симон Петр, раб и Апостол Иисус Христов, – от праведности Бога нашего и Спаса Иисуса Христа приявшим равночестную с нами веру. Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. Христианское достоинство и жизнь христианская Сила Его божественная даровала нам все потребное для жизни благочестивой, в познании Призвавшего нас явлением славы Своей и благости. Тем и дарованы нам обетования великие и драгоценные, чтобы стали мы чрез них причастниками Божеского естества, избежав от сущего в мире растления всякой похоти. Итак, прилагая всякое старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если все это есть и еще возрастает в вас, то не останетесь вы ни ленивы, ни бесплодны в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, ничего перед собой не видит, и думать забыл о том, как очищены прежние грехи его. Посему, братия, всячески старайтесь, чтобы твердо было в вас известно призвание и избрание ваше: так поступая, никогда не преткнетесь. И так богатно откроется вам вход в вечное Царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа. И не обленюсь я никогда напоминать вам о сем, хотя вы и сами знаете, и утверждены в настоящей истине. Праведным долгом почитаю себе, доколе пребываю в сей храмине телесной, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен я оставить сию храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Но все буду еще стараться, чтобы вы и по отшествии моем всегда имели в себе о сем память. Преображение Господне

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

При берегах моря Галилейского, оказал, наконец, великое училище небесного учения Божественный Учитель, с небесе сошедший. Здесь начал первую беседу на земли Богочеловек Слово, и учинил первую проповедь покаяния и Царствия небесного, от небесного Отца к человеком посланный, великий Апостол: отъиде Иисус в Галилею; и оттоле начат проповедати и глаголати: покайтеся, приближибося Царство небесное 78 . Сей-то есть оный великий Свет, о Котором пророчествовал Исаия, что имел Он возсиять на люди, сидящия во тъме, и сени смертный 79 ; сиречь спасительное осияние Евангельское, кое имело просветить и оживить новою благодатию человеков подлородных, каковыми были Галилейские Иудеи, с языками помраченными, и в зловерии умерщвленными смешанные. Первые были в новое сие учение позванные, ученики преблаженные: Симон Петрь и Андрей брат его; Иаков, да Иоанн, дети Зеведеевы, человецы простонравные, состоянием бедные, пропитание себе от рыболовли имевшие: грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком. Такия-то орудия воплотившаяся Божия Премудрость употребила, буляя, немощна и уничиженная 80 , чтобы ею посрамить и упразднить, как упоминает Павел, мирскую мудрость, благородие и силу; и чрез то явно показать, что учение Христово, от всего света принятое, не человеческим делом, но силы Божия исправлением было. Да что же добрые сии рыболовы сделали? Они, оставя вдруг и мрежи и корабль, то есть все имение своего убожества, да еще и самого Отца, без усумнения позыву повинулися, и с усердием за Позвателем пошли: они же абие оставльше мрежи и отца по Нем идоста 81 . Таковым-то надлежит быть истинным ученикам Христовым, совсем себя Христу предавшим, и от всего мирского отступившимся и отрекшимся. И в сем-то состоит, благочестивые слушатели, дело сегоднешнего Евангелия, то есть, в позыве Апостолов Христовых. А понеже в честь священных Апостолов святая наша Церковь Богодухновенно посвятила нынешние дни, повелевающи освящать нам их постом; того ради видится мне запристойно поговорить сего дня о преимуществе и достоинстве Апостольского звания, дабы вы уразумели, что то значит Апостол Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

протоиерей Василий Заев Скачать epub pdf 5. Грузинская Православная Церковь 5.1. Краткий очерк истории Грузинского Патриархата 5.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Грузии По преданию, Грузия (Иверия) – апостольский жребий Божьей Матери. После Вознесения апостолы собрались в Сионской горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился св. апостол Андрей Первозванный, который взял с собой нерукотворный образ Богородицы. Он обошел с проповедью Евангелия многие города и селения Грузии. В г. Ацкури, близ современного г. Ахалцихе, по молитве апостола воскрес умерший незадолго до его прихода сын вдовы, и это чудо подвигло жителей города принять Святое Крещение. Апостол Андрей поставил новопросвещенным епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием в путь оставил в городе икону Пресвятой Богородицы. Кроме апостола Андрея в Грузии проповедовали св. апостолы Симон Кананит и Матфий. Древнейшие источники сообщают и о проповеди в Восточной Грузии св. апостолов Варфоломея и Фаддея. На грани I–II в.в. отправленный императором Траяном в ссылку в Херсонес Таврический святитель Климент, епископ Римский, привел к евангельской истине и спасению местных жителей. В последующие годы христианство поддерживалось христианскими миссионерами, выходившими из пограничных христианских провинций. Частое столкновение грузин с греками-христианами также способствовало знакомству язычников грузин с христианским учением. Известны епископские кафедры в Понте и Колхиде. В Восточной Грузии преобладал в это время маздеизм – учение Заратустры, обычно называемое огнепоклонством, а в Западной – эллинистическое язычество, и особенно культ Гекаты, богини смерти и магии, изображающейся в виде луны или женщины, обвитой змеями. Первые века христианство в Грузии подвергалось гонениям. К началу II в. относят мученическую кончину св. Сухия и его дружины. Однако уже в 326 г. христианство стало в Иверии государственной религией благодаря проповеди св. равноапостольной Нины, родом из Каппадокии. Исполняя волю Пресвятой Богородицы, св. Нина из Иерусалима пришла в Грузию и окончательно утвердила в ней веру Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  4.5 из  5) Библеист Юлия Латынина, или Сколько стоит накормить пять тысяч человек Журналист и литератор Юлия Леонидовна Латынина, которая несколько раз «сжигала» Коперника, теперь решила стать библеистом. В новой книге она попыталась создать портрет «исторического Иисуса» и рассказала о своем видении истории первого поколения христиан. «Многие из чудес Иисуса, собственно, в том и состоят, что они чудесным образом сотворяют то, что самый обычный человек может купить за деньги. Нет никакой проблемы закупить продовольствие для пикника на 5 тыс. человек чудо с раздачей хлебов заключается в том, что продовольствие явилось без денег?». Юлия Латынина, «Иисус. Историческое расследование» Основную идею исследователя можно пересказать в нескольких предложениях: Иисус Христос ессей и лидер боевой группы типа Усамы бен Ладена. «Боевое крыло» раннего иудеохристианства возглавлял апостол Иаков брат Господень. Христианские мученики и современные шахиды это свидетели веры и ее основные проповедники. Апостол Павел на самом деле был колдуном по имени Симон Волхв (это реальный персонаж, описанный в Деяниях святых апостолов). Канонические Евангелия скрывают от людей правду, а кем был «настоящий» Христос, можно понять, лишь сравнивая тексты из Талмуда, апокрифические евангелия и апокалипсисы и те редкие свидетельства античных авторов, которые не успела исказить Церковь за полторы тысячи лет своего господства над умами. Заметим, что автор книги приводит довольно интересные цитаты и источники, а также коротко рассказывает об изучении Нового Завета за последние двести лет. Вот только качество анализа источников и корректность их отбора и комментирования ниже, чем у классика жанра Давида Фридриха Штрауса, который ещё в середине XIX века написал «Жизнь Иисуса». Уже тогда число попыток научного исследования текстов Нового завета шло на сотни. В наши же дни один человек не в состоянии не только прочитать все новинки в этой области, но и составить актуальную библиографию. Академик Сергей Аверинцев в одной из статей писал, что каждую минуту в мире появляется новый научный текст, посвященный Новому Завету.

http://azbyka.ru/fiction/bibleist-yuliya...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010