Глава 5 1–11. Призвание Симона. – 12–26. Исцеление прокаженного и расслабленного. – 27–39. Пиршество у мытаря Левия. Лк.5:1 .  Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, Во время проповеди , которую держал Христос, стоя на самом берегу Геннисаретского озера (см. Мф.4:18 ), народ так стал теснить Его, что дольше Ему трудно было держаться на берегу (ср. Мф.4:18 ; Мк.1:16 ). Лк.5:2 .  увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. «Вымывали сети». Евангелист Лука обращает внимание только на эту работу, другие евангелисты говорят и о починке сетей ( Мк.1:19 ) или же только о закидывании сетей ( Мф.4:18 ). Промывать сети нужно было для того, чтобы освободить их от попавших в них ракушек и песка. Лк.5:3 .  Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Симон был уже учеником Христа (см. Ин.1:37 и сл.) – только не был еще призван, как и другие апостолы, к постоянному следованию за Христом и продолжал заниматься рыболовством. О положении Христа в лодке во время проповеди см. Мк.4:1 . Лк.5:4 .  Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Лк.5:5 .  Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Лк.5:6 .  Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. Лк.5:7 .  И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Господь предлагает Симону проплыть подальше на глубокое место и там закинуть сети для ловли рыбы. Симон, обращаясь к Господу как к «Наставнику» ( πισττα! – вместо часто употребляющегося у других евангелистов обращения «равви»), замечает, что улова вряд ли можно ждать, он со своими товарищами пробовал ловить даже ночью – в самые хорошие часы для рыбной ловли – и, однако, ничего не поймали. Но все-таки по вере в слово Христа, которое, как знает Симон, имеет чудодейственную силу, он исполняет волю Христа и получает в награду огромную добычу. Добыча эта так велика, что начали уже в некоторых местах прорываться сети, и Симон со своими спутниками стали подавать знаки руками рыбакам, оставшимся в другой лодке у самого берега, чтобы те поскорее ехали к ним на подмогу, кричать же было излишне по причине дальности расстояния лодки Симона от берега. «Товарищи» же, очевидно, все время следили за лодкой Симона, так как слышали то, что сказал Христос Симону.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной "/> Слово 40. О грехе симонии. В среду 3й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего. ( Деян.8:22 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Сегодня в Апостольском чтении (см. Деян.8:18-25 ) продолжается рассказ о бывшем волхве Симоне, который позавидовал силе апостольского дара и стремился деньгами купить Божественную благодать. Апостол Лука, повествуя об этом в Деяниях, пишет: Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Приземленный и меркантильный, он не понимал, что не все в этом мире продается и покупается. За деньги, за жалкий металл, в очах Божиих ничего не значащий, Симон дерзнул начать торг со святыми апостолами и вознамерился купить то, что не продается, потому что принадлежит единому Богу. Когда апостолы возлагали руки на новокрещаемых в граде Самарии, сошествие Святого Духа сопровождалось видимыми знамениями. Это-то обстоятельство и побудило Симона предложить им безумную сделку. Наверное, не было случайностью то, что печать Святого Духа не успела запечатлеться на Симоне, уверовавшем с корыстными помыслами и нечистыми побуждениями. Разве Дух Святой не видит полноту и устремления человеческого сердца?! Как повел себя Симон? Он не стал смиренно ждать своей очереди, полагая, что деньги сделают все за него и для него. Но — не вышло… Ведь ни за какие богатства мира невозможно купить Божественную любовь! Блаженный Феофилакт писал о Симоне, толкуя данный отрывок Апостольского чтения: «Не ради веры он уверовал, но чтобы и ему творить чудеса. Как он думал творить чудеса? Сам он обольщал, а также укрощал беснуемых, а потому думал, что и апостолы подобно ему пользовались каким-либо искусством. Потому он и деньги давал. Опять потому же, чтобы не лишиться сего дара, он постоянно находился при Филиппе».

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

В детстве я не любил книги, предпочитая чтению возню с мячом в одном из московских двориков. Футбольный мяч был для меня лучшим подарком, и как ни пытались родители подсовывать мне интересные книги, из этого ничего путного не получалось. Покойный отец очень сокрушался и нередко говорил маме, что обеспокоен состоянием моего умственного и душевного развития. После окончания восьмого класса, меня, как обычно, отправили на каникулы, на дачу. Помню, как в день отъезда отец подозвал меня и, сказав: “вот тебе, сынок, подарки”, протянул коробку и какую-то книгу. В коробке оказались настоящие адидасовские футбольные бутсы, а книга называлась “Преступление и наказание”. Моей радости не было предела, но, разумеется, не от книги. Выдержав паузу, пока не иссяк мой восторг, отец продолжил: “Очень прошу тебя, Саша, найди время прочитать эту книгу”. Я, естественно, пообещал и тут же забыл об этом. Начались замечательные дни подмосковного мальчишеского лета — беготня до полного изнеможения, купание, рыбалка, мегалитры молока и сметаны, бабушкино ласковое ворчание. Однажды ночью, когда я долго не мог заснуть от дневного перевозбуждения и жары, мой взгляд упал на стоящие у кровати бутсы и неожиданно в памяти возникли отцовские слова: “…Саша, найди время прочитать эту книгу”. Ощутив что-то вроде угрызений совести, я открыл ее и стал читать: “В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки…”. Так началось мое путешествие в мир по имени Достоевский. Очень хорошо помню, что не мог оторваться от книги до утра, она захватила меня мгновенно и бесповоротно. Без всякого преувеличения могу сказать, что к завтраку на нашу солнечную веранду я вышел другим человеком. Нет, я не перестал играть в свой любимый футбол и ходить на рыбалку, но в сердце тихо и властно вошло какое-то совершенно новое и светлое чувство, сразу заполнившее душу. Этот внутренний переворот, это ощущение перехода в совсем другое измерение бытия и какой-то особой радости я могу сравнить только со своим обращением к Православию, которое произошло намного позже в Абхазии, в пещере, где обитал, проповедуя слово Божие один из двенадцати апостолов Христовых, Симон Кананит. Для меня эти два события имеют глубинную и таинственную связь. По преданию, будущий апостол Христов Симон Кананит был хозяином того самого дома в Кане Галилейской, где совершался брак, на котором Господь наш Иисус Христос положил начало своим чудесам, претворив воду в вино. Одна из центральных глав романа “Братья Карамазовы” называется “Кана Галилейская”. В ней повествуется о внутреннем перевороте, происшедшем с Алешей Карамазовым. К этой главе мы еще вернемся.

http://pravoslavie.ru/37651.html

Е.В. Герцман Эпилог Минуло почти четыре столетия с того памятного дня, – пятницы, 14 Нисана, – когда Симон Киринеянин случайно встретил на дороге отряд римских солдат с обреченными на казнь. С тех пор на земле произошло много разных событий и сменилось около пятнадцати поколений. Безжалостное время вершило свой суд не только над людьми, но и над материалом куда более крепким, чем немощное человеческое тело: рушилось от ветхости некогда величественные и крепкие дворцы и храмы. От прошлого сохранились лишь воспоминания. Чем дальше оказывались реальные события и живые люди, запечатленные в этих воспоминаниях, тем более нечеткими и расплывчатыми они становились, постепенно превращаясь в смутные и тусклые силуэты. То же самое происходило и с идеями, провозглашавшимися когда-то в различных областях древнего мира – в кругу учеников и друзей, на площадях и в храмах, на рукописных фолиантах. Многие из них канули в небытие вслед за своими авторами, от других сохранились лишь отдельные фрагменты. Человечество брало с собой в дальнюю дорогу лишь то, что могло пригодиться на его многотрудном пути. Среди этих последних чуть ли не самыми распространенными стали идеи, принесенные в человеческое общество Тем, для кого Симон Киринеянин нес тяжелый крест по дороге на Голгофу. Провозглашенные впервые в Древней Палестине эти идеи постепенно распространялись по всему Средиземноморью и далее на Север, Запад и Восток. Вначале их несли людям двенадцать верных Его учеников, затем их стало семьдесят, а потом – неисчислимый легион. С идеями Учителя боролись (и, к несчастью, не только при помощи противоположных идей), но ничто не смогло остановить их победное шествие ни в древнем мире, ни позже, ни даже в наше время. Если апостолы должны были оправдываться перед сильными мира сего за свои христианские проповеди, то уже мать императора Константина I Елена едет в Иерусалим, чтобы отыскать там хотя бы остатки знаменитого и трагически прославленного креста, к которому довелось прикоснуться Симону Киринеянину.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Психология апостола Павла → Бедность русской богословской литературы проявляется, между прочим, и скудостью в ней переводных иностранных трудов. Даже многие классические труды всемирно известных древнехристианских богословов греческих и латинских во множестве доселе остаются без перевода. Несколько было оживившаяся во второй половине прошлого столетия деятельность по переводу древнеотеческой литературы в Духовных Академиях и Оптиной пустыни сменилась потом полным застоем и в настоящее время имеет чахлый вид. Еще печальнее положение переводной литературы новейших иностранных богословских трудов. Вероисповедные разности до последнего времени вынуждали русских богословов оригиналы классических и капитальных иностранных трудов заменять компиляциями, нередко очень слабыми, или же замаскированными переделками в православном духе. Только уже в самые последние годы стали появляться в значительном количестве переводы иностранных богословских трудов. К сожалению, это дело находится в руках партийных. Переводятся не наиболее капитальные и научно-объективные труды, но преимущественно тенденциозно отрицательного направления, и притом наиболее популярные, в расчете на широкое распространение среди не имеющих научно-богословского образования читателей, большею частью падких до запрещенного доселе плода и склонных верить всякой смелой печатной строке. Издаются Штрауссы, Фейербахи, Ренаны, Велльгаузены, Гарнаковские популяризации Сендерленды и др. Переводчики противоположного лагеря, увлекаясь более торгово-промышленными, чем идейно научными интересами, большею частью ограничиваются изданиями мало научными и популярно написанными, в роде Дидона, Рейки, Фаррара и подобные. Напротив, труды капитальные и объективно научные, в большинстве тяжелые и веские, широкой публике не интересные и мало доступные, у нас не находят себе ни переводчиков, ни издателей. Причины ясны. Для переводчика тут нужно специальное – научное богословское образование, а от издателя требуется самоотверженная решимость на малый барыш или даже полную беспроцентность риска.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

1. Моисей, который всем преподал учение в небесных книгах своих, этот вождь Евреев, и меня, как ученика, да научит своим Пятокнижием этою сокровищницею откровения. В нем раскрыта история едемскаго сада; по наружности только описанный, он величественен по сокровенным в нем тайнам, и кратко изображенный, дивен по своим растениям. Долго порывался я страхом и любовию. Любовь призывала меня внимательно разсмотреть рай, а страх его величия удерживал от такой пытливости. Наконец, то и другое соединил я с мудростию. Благоговейно чтя сокровенности рая, я изследовал одно то, что открыто в нем. Одно изследовал для собственнаго приобретения, о другом умолчал для собственной же пользы. Радостно приступил я к истории рая. Немного в ней для чтения, но очень много для изследования. Уста читали открытое в повествовании, а дух, воспаряя трепетно, возносился в изследование славы рая, однакож не мыслию - постигнуть, что такое рай сам в себе, а желая изведать его, сколько дозволено сие человеку. Духовным оком воззрел я на рай. Вершины всех гор низки пред его высотою. Едва пяты его касались высокия волны потопа; благоговейно лобызали стопы его, и возвращались назад, подавить и попрать вершины гор и высот. Одну пяту рая лобызал потоп сокрушивший всякую высоту. Но как ни высоко поставлен рай, не утомляются восходящие туда, не обременяются трудом наследующие его. Красотою своею исполняет он радости и влечет к себе шествующих, осиявает их блистанием лучей, услаждает своим благоуханием. Светоносныя облака образуют из себя кущи для соделавшихся достойным его. Нисходят из кущей своих сыны света, и радуются на той земле, где были они гонимы; ликуют на хребте моря и не утопают, где не утопал и Симон - камень. Блажен, кто видит, что и возлюбленные его с ними же вместе, и здесь долу в их сонмах, и там горе в их обителях! Колесницы их - облака с легкостью несутся по воздуху. Каждый воспарит во главе тех, которых он обучал. Подвижнические труды его стали для него колесницей, а сонм учеников его - славным его сопровождением. Блажен, кто увидит Пророков, воспаряющих с ликами их, и Апостолов - с сонмами их! Иже сотворит и научит, сей великий наречется в царствии небеснем (Матф. 5,19).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

Однажды некто из фарисеев просил Господа Иисуса Христа «вкусить с ним пищи; и Он, вошед в дом фарисея, возлёг». Хозяин же тщательно наблюдал за Ним. Вообще фарисеям было свойственно наблюдать: руки ли кто перед вкушением пищи не омыл, или что другое сделал не по правилам. Очень важной стороной ритуальной дисциплины было требование не прикасаться ни к чему, способному осквернить. И вот, фарисей видит, что некая «женщина того города, которая была грешница, узнавши, что он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром; и, ставши позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и оттирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром». в другой раз фарисей прямо обвинил бы Иисуса, что он позволил грешнице прикоснуться к себе. Но тут задачей лукавых наблюдателей было иное: разоблачить Его как лжепророка, как самозванца, незаслуженно окружённого народным почитанием. И поэтому фарисей просто с удовлетворением отмечает в себе: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница». Но Господь тут же отвечает в слух на этот не произнесённый укор, тем самым сразу указав на главное заблуждение фарисея. И начинает говорить по существу дела. Говорит же Он о грехе и прощении. Он показывает, что грех – это не какая-то несмываемая печать, вроде проказы, но – искажение должных отношений человека к Богу, искажение, которое может быть исправлено обоюдным усилием сторон. А чтобы раскрыть истинное соотношение этих усилий, Господь рассказывает притчу о двух должниках. Но интересно, что в этой притче причина и следствие занимают противоположные места, нежели в самой ситуации. Указывая на женщину, Господь сказал фарисею: «Я пришёл в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла. Ты целования Мне не дал; а она, с тех пор, как Я пришёл, не перестаёт целовать у Меня ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи твои». То есть, по-видимому, любовь к Иисусу – причина прощения ей грехов. Но в притче – наоборот: «У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой – пятьдесят; но как они не имели чем заплатить, он просто простил обоим. Скажи же, который более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал: правильно ты рассудил…» То есть выходит, что любовь человека к Богу – вторична, и зависит от количества прощённых каждому грехов…

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Подробного сравнительно обзора Четвероевангелия в хронологическом порядке отдел третий III. Евангелие о последних днях Христа-Искупителя и восшествие Его на небо, к Отцу 1. Вечерня Пасхальная. а. Возлежание на вечери. По наступлении вечера (пасхального дня, как он приходился по закону), – Пред праздником Пасхи (как она совершалась на тот год по преданию), (Иисус Христос) приходит с двенадцатью учениками (в приготовленную горницу). И когда настал час; Он возлег (νπεσε), и двенадцать Апостолов с Ним, – возлежал (νκειτο) с двенадцатью учениками. б. Вкушение ветхозаветной Пасхи. Иисус, зная, что пришел час Его перейти из мира сего к Отцу, торжественно показал, что возлюбив своих, сущих в мире, Он возлюбил их до конца. И сказал им: очень желал Я есть с вами сию Пасху, прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в царствии Божием. И взяв чашу, и воздав хвалу, сказал: примите ее, и разделите между собою. Ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, пока не приидет царствие Божие. 2. Умовение ног. а. Иисус Христос умывает ноги ученикам. И по совершении (пасхальной) вечери (δεπνου γενομνου), [когда уже диавол вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,] Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога изшел, и к Богу отходит, Встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду, и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воду в умывальницу; и начал умывать ноги ученикам, и отирать полотенцем, которым был препоясан. б. Разговор Иисуса Христа с Апостолом Петром. Подходит к Симону Петру; и сей говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь того, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовеки. Иисус ответствовал ему: ежели не умою тебя; не будешь иметь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки, и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть; потому что чист весь; и вы чисты, но не все.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Понятно, что не было никакой возможности в один день, в тесных дворах храма, совершить столько закланий. Поэтому допускалось закалать их и совершать пасху накануне, 13 нисана, когда Господь и совершил ее, не отлагая на 14 число, ибо время Его было сокращено («время мое близко», – говорит Он Сам, посылая учеников приготовить пасхальную вечерю). Другие думают, что синедрион нарочито перенес в этот год празднование пасхи с 14 на 15 нисана, чтобы избежать двух, совершенно свободных от труда дней, т.е. пасхи, приходившейся в пятницу, и субботы, которая сама по себе была днем нерабочим, а тем более – в дни пасхальной седмицы. Желающие, конечно, могли отправлять пасхальную вечерю и 14 нисана, в день, указанный Моисеем. По этому мнению, Господь и совершил ее 14 нисана. Можно принимать или то, или другое мнение, но заключение будет одно и то же: синедрион закалал и ел пасхального агнца в пятницу, будь это 14 или 15 день нисана; а Господь совершил эту пасху днем раньше, в четверг, будь это 13 или 14 нисана. Вот почему, хотя три первых евангелиста и называют четверг первым днем опресночным, но сами же они пишут, что на Тайной вечере Господь употребил хлеб квасный, по-гречески артос, а не опресночный, по-гречески азимос. В законно установленный день всеобщего празднования пасхи допускать на трапезу квасный хлеб было строго запрещено. Евангелисты также сообщают, что в пятницу Симон Киринейский возвращается с поля, очевидно – с работы, Иосиф покупает в пятницу же плащаницу, а мироносицы – миро, следовательно, в пятницу допускались и работы, и торговля, а общий праздник пасхи еще не наступал – до вечера. При этом должно помнить, что Иудеи считали церковный день с вечера, так что вечер 13 нисана принадлежал уже 14 нисану. Для нас, христиан, неважно знать, в какое именно число месяца пострадал Господь наш; довольно знать, что день Его страданий и смерти был днем ветхозаветной пасхи, так что если Он совершил пасху даже 13 нисана, то пострадал Он 14 нисана, в законный день пасхи; если же Он совершил Свою Тайную вечерю 14 нисана, то все же Он умер на кресте 15 нисана в тот самый час, когда в Иерусалимском храме происходило заклание безчисленного множества агнцев пасхальных, Его смерть прообразовавших. На это совпадение с особенной силой указывают и святые апостолы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Последняя беседа Петра с Господом ( Ин. 21:20–33 ) Свящ. М. Трухманов. «Симон Петр, апостол Господа» Высказав пророчество о мученичестве Симона Петра, Господь обращается в Своему ученику с требованием: «Иди за Мною». Просто, ясно и определенно это требование, которым повторяется только то, что до сих пор не раз уже Господь требовал от него и на что не раз уже с полным усердием он решался. Еще после первой чудесной ловли на озере Геннисаретском, когда ученики получили сильнейшее впечатление от Божественного могущества и величия Спасителя, они и особенно Петр оказались готовыми оставить все и последовать за Ним. К этому же последованию Он снова приглашает помилованного апостола; и последний прежде уже с большою радостью присоединился к Господу и в обращении и общении с Ним нашел высочайшее счастие своей жизни, в союзе с Ним чувствовал себя блаженным, испытав невыразимую любовь и величие Иисуса. Потому мало стоило ему труда по Его зову пожертвовать всем, оставить все и последовать за Ним. Но нынешнее последование было выше, чем простое присоединение к Воскресшему, чем простое внешнее общение с Ним. Без сомнения, оно прежде всего состояло в том, что Он сопровождал прославленного Спасителя, пока Он пребывал еще на земле в кругу учеников; но мы знаем, как скоро Он лишил их Своего видимого присутствия, чтобы возвратиться к Отцу, от Которого Он исшел и явился в мир, дабы снять с нас проклятие греха. Посему последование, к которому Он призывал Петра, должны мы понимать преимущественно как внутреннее, которое проявлялось бы у ученика в неотступном стремлении уподобляться своему Божественному Наставнику и Господу в мысли, желании и действии. Слова Господа «Иди за Мною» стоят здесь в тесной связи с предыдущим. Эта связь указывает нам, очевидно, на последование Петра за Господом в страдании и мученической смерти. Воскресший только что открыл Своему ученику, «какою смертью Он прославит Бога», открыл ему будущую судьбу его жизни и непосредственно за этим говорит ему: «Иди за Мною». Ясно отсюда, что жизнь Петра будет подобна жизни Самого Господа, что она пройдет путем борьбы, страдания и мученической смерти. Этим путем шел Спаситель, и этим же путем пойдет за Ним и ученик. Что у него не будет недостатка в мужестве, терпении и смелости, об этом частью уже позаботился Господь посредством опытов, которые имел случай сделать Петр в Его обществе, частью позаботился еще позднее чрез послание Святого Духа, Который должен быть ему, равно и всем прочим ученикам, могущественнейшим Утешителем и Помощником на свидетельском пути, проложить который они были призваны. История показывает нам также, с какою преданностью, с какою самоотверженною любовью, с какою смелою верою, с каким постоянным мужеством следовал Петр за воскресшим Господом в страдании и смерти, как он терпелив был в страдании, к которому он был призван ( 1Пет. 2:20–21 ), и как он оставался непоколебимым даже в виду смерти, которою он должен был прославить Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010