IV. Хронологический перечень Архипастырей Русской Церкви со времени ее основания Епархии (в алфавитном порядке) и их викарианства (в порядке старшинства в конце 1911 года) Алеутская, учр. в 1870 г. 1 Кафедра в г. Нью-Йорке, в Сев. Америке (с 1905 г.). Епископы Алеутские и Аляскинские: Иоанн Митропольский 1870–1877. Нестор Засс 1878–1882. Владимир Соколовский 1887–1891. Николай Адоратский 1891. Николай Зиоров 1891–1898. Тихон Беллавин 1898–1900. Епископы и Архиепископы Алеутские и Северо-Американские: Тихон Беллавин 1900–1907. Архп. с 1905. Платон Рождественский 1907. Архп. Аляскинское викарианство, учр. в 1903 г. Епископы (в г. Сихте, в Сев. Америке): Иннокентий Пустынский 1903–1909. Александр Немоловский 1909. Бруклинское викариантство, учр. в 1904 г. Епископы (в Бруклине, близ Нью-Йорка): Рафаил Ававини 1904. Архангельская, учр. в 1682 г. Кафедра в Архангельске (перенесена в 1762 г. из г. Холмогор). Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702. Парфений Небоза 1703–1704. Сильвестр Крайский 1705–1707. Рафаил Краснопольский 1708–1711. Варнава Волатковский 1712–1730. Епископы, Архангелогородские и Холмогорские 2 : Герман Концевич 1731–1735. Архп. Аарон 1735–1738. Савва Шпаковский 1739–1740. Варсанофий 1740–1759. Архп. Иоасаф Лисянский 1761–1769. Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1769. Арсений Верещагин 1773–1775. Вениамин Краснопевков-Румовский 1775–1798. Аполлос Байбаков 1798–1801. Епископы Архангельские и Холмогорские (с 1799 г.): Евлампий Введенский 1801–1809. Парфений Петров 1809–1819. Иосиф Величковский 1819–1821. Невофит Докучаев-Платонов 1821–1825. Аарон Нарциссов 1826–1830. Георгий Ящуржинский 1830–1845. Варлаам Успенский 1845–1854. Антоний Павлинский 1854–1857. Александр Павлович 1857–1860. Нафанаил Савченко 1860–1871. Ювеналий Карюков 1871–1876. Манарий Миролюбов 1876–1879. Нафанаил Соборов 1879–1882. Серапион Маевский 1882–1885. Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890. Александр Закке-Заккис (латыш) 1890–1893. Нинакор Каменский 1893–1896. Иоанникий Надеждин 1896–1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Орловская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский собор (Болхов) Орловская область — субъект Российской Федерации. Входит в состав Центрального федерального округа и Центрального экономического района. Граничит с областями: на севере с Тульской, на востоке с Липецкой, на юге с Курской, на западе с Брянской, на северо-западе с Калужской. Административный центр — город Орёл . Содержание Православие в Орловской области [ править править код ] История Орловской и Ливенской епархий теснейшим образом связана с историей Орловского края; её знание помогает понять многие закономерности и причины тех или иных событий, характерные черты области и населяющих ее людей, ощутить духовный климат региона, предположить, какие тенденции будут определять дальнейшее развитие духовной жизни. Учрежденная в конце XVIII в. Орловская епархия более чем за двести лет своего существования претерпела немало преобразований, которые коснулись не только церковного управления, но и многих других областей духовной жизни. Была основана Духовная Семинария, учреждено викариатство, строились храмы и монастыри. Большую роль в деле духовно-нравственного просвещения народа сыграли такие выдающиеся епископы, как Аполлос (Байбаков), Иона (Павинский), Смарагд (Крыжановский), Симеон (Линьков), Никанор (Каменский) и др. С 1865 года стали выходить «Орловские епархиальные ведомости». Были организованы религиозно-просветительские общества и братства. Только за один XIX век Орловский край дал немало замечательных иерархов — подвижников благочестия, которые украсили церковную историю России. Среди них причисленные к лику святых Филарет (Дроздов), Митрополит Московский; Филарет (Амфитеатров), Митрополит Киевский и Галицкий; святитель Феофан, Затворник Вышенский (Говоров); знаменитый миссионер, автор первого полного перевода Библии на русский язык архимандрит Макарий (Глухарев); архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) ; протоиерей Иоанн Жданов; иеромонах Мельхиседек (Орнаутов).

http://azbyka.ru/palomnik/Орловская_обла...

Филарет, до пострижения Федор Георгиевич Амфитеатров, митрополит киевский и галицкий, род. 17 апр. 1779 г., ум. 21 дек. 1857 г. Отец его, Георгий Никитич, был священником в селе Высоком, кромского уезда, орловской губ., где и родился Феодор Георгиевич. После домашнего воспитания он прошел с полным успехом курс тогдашнего школьного образования, начав его в 1789 г., и учился сперва в орловской духовной семинарии, а затем, с богословского класса, в Севске, где были в то время и высшие классы орловско-севской семинарии, и резиденция преосвященных орловских. В 1797 г. Амфитеатров кончил курс учения, а 1 марта 1798 г. был назначен учителем поэзии и низшего греческого класса в орловской же духовной семинарии, изъявив пред тем желание принять монашество. Но так как он был в то время еще слишком молод для этого, то самое пострижение его состоялось лишь 7 нояб. 1798 г., на 20-м году его жизни. Пострижение совершал сам преосвященный Аполлос (Байбаков), епископ орловский и севский, и наименовал его при сем Филаретом, в память св. праведного Филарета Милостивого (1 декабря), к которому Амфитеатров с детства имел особенную приверженность. 9 нояб. 1798 г. инок Филарет был рукоположен в иеродиакона, а 13 янв. 1799 г. – в иеромонаха, получив звание соборного иеромонаха, и вскоре по рукоположении был назначен на должность префекта (инспектора), а в 1802 г. – ректора севской семинарии, с возведением в сан игумена, с званием настоятеля третьеклассного Свенского монастыря и с обязанностью присутствовать в орловско-севской духовной консистории. Но с 1804 г. положение его несколько изменяется к худшему. По неудовольствию на него со стороны преосвященного орловского Досифея (Ильина), он, хотя и возведен был в сан архимандрита (1804), однако тогда же получил назначение на ректорскую должность в отдаленную Уфу, где семинария, открытая только в 1800 г., была в самом неустроенном виде, где он даже не имел квартиры в семинарии, а состоя настоятелем весьма бедного Успенского монастыря, находившегося в 4-х верстах от города, проживал там и должен был ежедневно пешком ходить в семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛОС (Байбаков Андрей Дмитриевич; 1737 г., с. Зметаево (Зметнево?) Черниговского полка - 14.05.1801, Архангельск), еп. Архангельский и Холмогорский. В 1757-1767 гг. учился в московской Славяно-греко-латинской академии , с 9 февр. 1768 г. по 26 марта 1770 г.- на философском фак-те Московского ун-та. С 1770 г. работал корректором при университетской типографии, с 1772 г.- учителем поэзии в Славяно-греко-латинской академии. В 1774 г. пострижен в монашество, переведен в класс пиитики и риторики академии и назначен катехизатором. С апр. 1775 г. ректор Троицкой ДС, в 1782-1783 гг. исполнял обязанности наместника ТСЛ. По благословению архиеп. Московского Платона (Левшина) в 1778 г. А. разделил в академии курс пиитики и риторики на 2 отдельных курса, в преподавании поэтики особое внимание уделял практике стихотворства. 17 дек. 1783 г. возведен в сан архимандрита Заиконоспасского мон-ря и назначен ректором академии, организовывал академические богословские диспуты, активно в них участвовал. В дек. 1785 г. вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди. С 1786 г. настоятель Новоиерусалимского мон-ря , составил записку о памятниках мон-ря, в том же году избран членом Российской академии. 5 июня 1788 г. А. был хиротонисан во епископа Орловского и Севского, 26 окт. 1798 г. переведен на Архангельскую и Олонецкую кафедру (с 1799 Архангельская и Холмогорская). Погребен в холмогорском Преображенском соборе. Аполлос (Байбаков), еп. Архангельский Аполлос (Байбаков), еп. Архангельский А.- автор многочисленных переводных и оригинальных гомилетических, богословских, экзегетических, филологических трудов, а также назидательных романов и повестей. Принадлежал к кругу просвещенного духовенства, к-рое в борьбе с деистическим и антиклерикальным движением подкрепляло истины правосл. вероучения философскими и логическими обоснованиями. Опираясь на вольфианскую телеологию (см. Х. Вольф ), А.

http://pravenc.ru/text/75690.html

Аполлос, епископ Архангельский и Холмогорский (Байбаков Андрей Дмитриевич) Родился в 1745 году в Малороссии. С 1759 по 1767 год учился в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1767 году поступил в Московский университет на философский факультет. В 1770 году, окончив курс, поступил на должность корректора при университетской типографии. В 1772 году определен учителем поэзии в Московскую духовную академию. В 1774 году пострижен в монашество и назначен катехизатором и преподавателем риторики. С апреля 1775 года – ректор Троицкой духовной семинарии. В 1782–1783 годы был наместником Троице-Сергиевой лавры. 17 декабря 1783 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором Московской духовной академии. В декабре 1785 года вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. В 1786 году назначен настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 5 июня 1788 года хиротонисан во епископа Орловского и Севского. 26 октября 1798 года переведен на Архангельскую кафедру. С 16 октября 1799 года именовался Архангельским и Холмогорским. Скончался 14 мая 1801 года. Погребен в Холмогорском Преображенском соборе. Епископ Аполлос принадлежал к славной плеяде выдающихся учеников знаменитого митрополита Платона (Левшина ; †1812) и был известен в свое время как хороший проповедник, плодовитый писатель. Его произведения очень многочисленны и разнообразны. Кроме переводов и сочинений богословского характера он написал несколько руководств по теории словесности и др. В 1786 году Российская Академия наук единогласно избрала его своим членом. Труды: Правила пиитические российского и латинского стихотворения. – М., 1774, и 10-е изд. – М., 1826. Иеффай. Священная трагедия. – М., 1778; 2-е изд. – М., 1782. Натура и благодать, или некоторые существенные различия между чувствованиями натурального человека и человека духовного, в рассуждении вечного спасения, с приложением таблиц о должностях и качествах человека. – М., 1785. Христианский календарь на лето от Рождества Христова 1784 г. с присовокуплением нужных рассуждений для чтения на каждый день, наставления, как читать Священное Писание , и многих весьма любопытных известий. – М., 1784.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XXVII. Епархия Архангельская Архангельская епархия учреждена в 1682 г. Десятая в третьеклассных. I. Архиепископы Холмогорские и Важеские 1. Афанасий (бывший игум. Исетского Успенского монастыря) хирот. 19 мар. 1682, из крестовых патриарших иеромонахов; † 6 сент. 1702. 2. Парфений Небоза , Грек, митрополит Лаодикийский, определён 3 дек. 1703; † 2 янв. 1704, на пути, в Ярославле. 3. Сильвестр Крайский хирот. 11 мар. 1706 из архим. Заиконоспасских; в сент. 1707 перев. в Смоленск. 4. Рафаил Краснопольский 21 мар. 1708 хирот. из архим. Симонова монастыря; † 4 нояб. 1711. Погребён в Холменом соборе. 5. Варнава Волатковский 24 авг. 1712 хирот. из иеромонахов Заиконоспасских; † 8 окт. 1730. 6. Герман Концевич хирот. 2 мая 1731 из архим. Заиконоспасского монастыря; 246 † 26 июля 1735. Погребён в Холменом соборе. II. Архиепископы Архангелогородские и Холмогорские 7. Аарон хирот. 28 дек. 1735 из архим. Чудова монастыря; † 7 мая 1738. 8. Савва Шпаковский хирот. 18 февр. 1739 из архим. Нежинского Благовещенского монастыря; 247 30 июня 1740 перев. в Коломну. 9. Варсонофий хирот. в еписк. 13 июля 1740, из архим. Соловецких; 9 янв. 1741 пожалован в архиепископа; † 8 нояб. 1759. III. Епископы Архангелогородские и Холмогорские 10. Иоасаф Лисянский хирот. 2 дек. 1761 из архим. Спасо-Мирожского монастыря; † 1 мая 1769. 11. Антоний (Герасимов) Зыбелин хирот. 10 окт. 1770 из архим. Заиконоспасских; 9 июля 1773 перев. в Нижний-Новгород. 12. Арсений Верещагин 22 дек. 1778 хирот: из архим. Колязина монастыря, а 1 апр. 1775 перев. в Тверь. 13. Вениамин Краснопевков-Румовский 1 апр. 1775 перев. из викариев Новгородских и велено именоваться: «Архангельский и Олонецкий»; 26 окт. 1798 перев. в Нижний-Новгород. 14. Аполлос Байбаков 26 окт. 1798 перев. из Орла; в 1799 велено именоваться опять: «Архангельский и Холмогорский»; † 14 мая 1801. 15. Евлампий Введенский 29 июня 1801 хирот. из архим. Донского в Москве монастыря, а 16 апр. 1809 перев. в Калугу. 16. Парфений Петров 6 июня 1809 хирот. из архим. Юрьева монастыря; † 22 июля 1819.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23 До 1751 г. перепечатывали издание Острожской Библии, сделанное в первый раз в Москве 1653 г. С 1713 г. над пересмотром и исправлением этого издания трудились сначала Феофилакт Лопатинский, а потом две, следовавшие одна за другой, нарочитые комиссии, в которых более всех занимался и успевал Варлаам Лящевский. 24 Между толкователями Священного Писания замечательны ректоры Московской Духовной Академии, издавшие толкования: Аполлос Байбаков — на Послания к Коринфянам (первое), Галатам, Ефесянам, Филипписеям, Колоссянам и Солунянам (первое); Гавриил Петров (впоследствии митрополит Новгородский) — на семь Соборных посланий; Мефодий (впоследствии архиепископ Псковский) — на Послание к Римлянам; Ириней Клементьевский (впоследствии также архиепископ Псковский) — на Послания к Римлянам, Евреям, на 12 Меньших пророков, на пророка Даниила и на Книгу Псалмов. Из позднейших опытов толкования известны записки на Книгу Бытия, митрополита Московского Филарета, и объяснения Нагорной проповеди Спасителя, составленного Филаретом, архиепископом Рязанским. 25 Между изданными богословскими системами замечательны: 1) Христианское Православное Богословие, соч. Феофана Прокоповича, дополненное и изданное Самуилом Милославским; 2) Учение Восточной Православной Церкви о вере и нравственности, соч. Феофилакта Горского; 3) Богословие, соч. ректора Тверской семинарии Макария; 4) Об истинном Христианстве, соч. Тихона, епископа Воронежского; 5) Православное учение, составленное митрополитом Платоном для тогдашнего наследника престола Павла Петровича; 6) Деятельное Учение, соч. Игнатия, епископа Пензенского; 7) Введение в Православное Христианское Богословие, соч. инспектора С.-Петербургской Духовной Академии архимандрита Макария; 8) его же Догматическое богословие; 9) Догматическое богословие, соч. ректора Киевской семинарии архимандрита Антония; 10) Пастырское богословие, соч. инспектора С.-Петербургской Духовной Академии, архимандрита Кирилла. 26 Первый катехизис в России составлен был Симеоном Полоцким (1670). После него лучшие катехизисы были составлены Феофаном Прокоповичем, митрополитом Платоном и митрополитом Филаретом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3447...

Не все они, как и те, и не все, что издали, издали они в бытность свою на должности в Академии и Семинарии, а многое в последствии; но подготовлены были их труды по всей вероятности в Академии и Семинарии; а что здесь именно развился их вкус и любовь к таковым трудам, это можно считать несомненным. – Учитель, префект и ректор Московской Академии Архимандрит Амвросий (Подобедов) , в последствии митрополит Петербургский, написал Руководство к изучению Св. Писания Ветхого и Нового Завета, изданное несколько после 12 . Учитель и префект Троицкой Семинарии, а потом Академии Иеромонах Амвросий (Серебреников), в последствии Архиепископ Екатеринославский, написал Толкование на книгу пророка Иезекииля (ркп.). Учитель и катехизатор Академии Ириней (Клементьевский) , впоследствии Архиепископ Псковский, написал и издал целый ряд комментариев: из В. Завета – на Псалмы (обширный, трехтомный), на книгу Пророка Даниила, на двенадцать малых Пророков; из Н. Завета – на послания к Римлянам и к Евреям. Учитель и ректор Троицкой Семинарии, а потом Академии, Архимандрит Аполлос (Байбаков), в последствии Епископ Архангельский, написал и издал Толкования на послания Ап. Павла к Коринфянам (первое), Галатам, Ефесеям, Филиппийцам, Колоссянам и первое к Солунянам. Учитель, префект и ректор Академии Архимандрит Афанасий (Иванов), в последствии Архиепископ Екатеринославский, составил записки по классу чтения Св. Писания, где славянский перевод Библии поверялся и с греческим переводом и с еврейским подлинником (остаются в ркп.). Ученик, учитель и ректор Академии Архимандрит Мефодий (Смирнов) , в последствии Архиепископ Псковский, написал и издал Толкование на послание Ап. Павла к Римлянам (1794г.). Учитель, префект и ректор Академии Архимандрит Августин (Виноградский) , впоследствии Архиепископ Московский, написал толкования на Апостольские послания (ркп.) – Ряд толкований и толковников почтенный! Сюда же примыкают: Четвероевангелие или свод Евангельских повествований X. А. Чеботарева, профессора Московского Университета, и Толкование на послание к Римлянам Московского священника Петра Семеновича Томилова: Издавались и краткие толкования отдельных мест Писания в роде изъяснения молитвы Господней Московского Протоиерея Иоанна Кандорского (1806г.) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

Упразднена в 1935 г. Именовалась: Орехово-Зуевская; Ореховская. 06(19)11.1929 02(15)09.1930 06.1931 10(23)03.1932 10(23)03.1932 13(26)09.1932 25.09(07.10)1932 26.11(08.12)1932 05(18)12.1932 Тихон Попов 05.1934 Николай II Смирнов 02(15)08.1934 08.1934 09.1935 Софония Яскевич, паки Ореховская, обн. (см. Орехово-Зуевская, обн.) Орджоникидзевская (см. Владикавказская) Орловская Основана 13.01 (по др. 29.05) 1764. Московское викариатство; полусамостоятельная. Самостоятельная с 06.05.1788. Местопребывание – в г. Севск, с 1819 г. – в г. Орел. Именовалась: Севская и Брянская; с 09.1783 – Севская и Орловская; с 06.05.1788 – Орловская и Севская; Орловская и Брянская; с 13(26)02.1994 – Орловская и Ливненская. Викарные кафедры: Елецкая, Брянская, Болховская, Ливненская. 08.08.1764 17.12.1767 Тихон Якубовский 13.01.1768 26.04.1778 05.07.1778 28.04.1782 Амвросий Подобедов 05.07.1782 22.09.1783 Дамаскин Семенов-Руднев 07.01.1784 09.02.1787 Феоктист Мочульский (Могульский) 05.06.1788 26.10.1798 Аполлос Байбаков 26.10.1798 04.06.1817 22.07.1817 21.07.1821 Иона Павинский 18.09.1821 22.05.1828 Гавриил Розанов 15.07.1828 30.12.1839 28.01.1840 25.04.1840 Иннокентий Коровин-Сельнокринов 27.06.1840 12.11.1844 Евлампий Пятницкий 12.11.1844 05.06.1858 Смарагд Крыжановский 12.07.1858 29.08.1867 29.08.1867 25.12.1876 Макарий Миролюбов 25.12.1876 31.12.1882 13.02.1883 03.06.1889 Симеон Линьков 03.06.1889 10.08.1896 Мисаил Крылов 10.08.1896 02.01.1899 Митрофан Невский 02.01.1899 28.03.1902 Никанор Каменский 28.03.1902 10.04.1904 23.04.1904 03.02.1906 Кирион Садзегели 03.02.1906 16.09.1908 31.10.1908 31.12.1910 Александр Головин 31.12.1910 28.01.1917 05.06.1913 07.06.1914 30.08.1914 28.01.1917 26.05.1917 27.05.1917 19.08.1917 19.08.1917 01(14)11.1927 1924 (?) 03(16)09.1927 04.1931 16(29)04.1931 18(31)12.1931 Иоанникий Сперанский 08.1931 12.1931 Даниил Троицкий 29.07(11.08)1931 14(27)07.1932 18(31)12.1931 14(27)07.1932 14(27)07.1932 17(30)09.1935 17(30)09.1935 06(19)10.1935 06(19)10.1935 19.11(02.12)1935

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М., 1781; Вера, Надежда и Любовь, учения богословского состав. М., 1782; Евгеонит, или Созерцание в натуре видимых Божиих дел. СПб., 1782; Кто есть истинный друг? Иносказательное со нравоучением повествование. М., 1783; Христианский календарь на лето от Рождества Христова 1784. М., 1784; Послание св. ап. Павла ко Ефесеем со истолкованием. М., 1785; Два послания св. ап. Павла к Филипписием и к Колоссаем со истолкованием. М., 1785; Дар для благодетелей и друзей, состоящий в поучениях... и проповедании слова Божия. СПб., 1786; Первое послание св. ап. Павла к Солуняном со изъяснением. М., 1786; Послание св. ап. Павла к Галатам со изъяснением. М., 1787; Исследование книги масона (С. Мертена) о заблуждениях и истине. Тула, 1790; Грамматика руководствующая к познанию славенороссийского языка. К., 1794. Пер.: Бона Дж. Христианская философия, или Руководство к небесам: Пер. с лат. М., 1774, 17822; Рейхель И. Г. Краткое руководство к познанию натурального, церковного, политического и учебного состояния некоторых знатнейших европейских государств: Пер. с лат. М., 1775; Геллерт Х. Ф. Песни духовные: [Пер. с нем.]. М., 1778, 17822; Прокопий Кесарийский. Речь, которую говорил оклеветанный Велисарий пред Юстинианом, государем своим. М., 1778, 17812; Натура и благодать, или Некоторые существенные разнствия между чувствованиями натурального человека и духовного в рассуждении вечного спасения: Пер. с франц. М., 1785. Лит.: Сухомлинов М. И. История Российской Академии. СПб., 1874. Т. 1. С. 198-220; Филарет (Гумилевский). Обзор. СПб., 1884. Кн. 2. С. 382-383; Аполлос, еп. Архангельский и Холмогорский//Странник. 1879. 4. С. 3-9; Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 699-703; Кадлубовский А. П. «Правила пиитические» Аполлоса Байбакова//ЖМНП. 1899. 7; Евгений. Словарь. М., 1995. С. 41-43; Степанов В. П. Байбаков//Словарь русских писателей XVIII в. Л., 1988. Вып. 1. С. 48-52; Есюков А. И. Архангельский епископ Аполлос: (А. Д. Байбаков: Опыт характеристики мировоззрения)//Региональные аспекты исторического пути Православия: архивы, источники, методология исследований. Вологда, 2001. С. 323-329 (Ист. краеведение и архивы; Вып. 7). Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/75690.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010