5) Тихон Малинин из проповедников московской академии ректор Троицкой семинарии. Приехал в лавру 8 сентября 1770 года, а указом Синода от 30 сентября того же года переведен в префекты московской академии. В своей автобиографии Тихон называет себя вице-ректором Троицкой семинарии. Скончался в 1793 году в сане архиепископа астраханского (Словар. Щекат. 1, 1139 и след.). 6) Павел (Петр) Зернов, сын лаврского подъячего Сергея Зернова. Учился в Троицкой семинарии 1750 – 1763 г. В апреле последнего года определен учителем певчих при доме архимандрита Лаврентия, а в сентябре назначен при семинарии библиотекарем. В ноябре 1765 г. определен учителем пиитики, в 1766 г. прегодавал и риторику; пострижен в 1767 году; с сентября 1769 года во время ректорства Илариона был преподавателем богословия, с 19 апреля 1770 г. наместником лавры с оставлением при должности наставника, с 5-го октября тогоже года ректор с удержанием наместничества. Указом Синода 9 апреля 1775 г. переведен в Ярославль на должность ректора тамошней семинарии с возведением в сан архимандрита Спасского монастыря. Скончался в сане архиепископа казанского в 1815 году, 14 января. 7) Аполлос Байбаков из учителей риторики московской академии определен ректором Троицкой семинарии в апреле 1775 года. В 1782 – 3 годах исправлял должность наместника лавры. В декабре 1783 года переведен ректором в московскую академию. Скончался в 1801 году в сане епископа архангельского. 8) Мельхиседек Заболотский из префектов, ректор и наместнлк лавры с декабря 1783 года. Октября 9-го 1785 года уволен от должности ректора и учителя богословия, с оставлением в должности наместника. Скончался в 1794 году в Саввино Сторожевском монастыре, где быд архимандритом. 9) Мефодий Смирнов из префектов ректор с 9-го октября 1785 года. В декабре 1791 года переведен ректором в московскую академию. Скончался в 1815 году в сане архиепископа псковского. В письме к Амвросию Платон отзывался об нем, как о «человеке доброй души и редких достоинстве». 10) Евлампий Введенский. Из префектов ректор Троицкой семинарии с 1-го января 1792 года; с 1793 года быд и наместником лавры. В июле 1795 года переведен на должпость ректора в московскую академию. Скончался в 1813 году в сане епископа калужского.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Не все они, как и те, и не все, что издали, издали они в бытность свою на должности в Академии и Семинарии, а многое в последствии; но подготовлены были их труды по всей вероятности в Академии и Семинарии; а что здесь именно развился их вкус и любовь к таковым трудам, это можно считать несомненным. – Учитель, префект и ректор Московской Академии Архимандрит Амвросий (Подобедов) , в последствии митрополит Петербургский, написал Руководство к изучению Св. Писания Ветхого и Нового Завета, изданное несколько после 12 . Учитель и префект Троицкой Семинарии, а потом Академии Иеромонах Амвросий (Серебреников), в последствии Архиепископ Екатеринославский, написал Толкование на книгу пророка Иезекииля (ркп.). Учитель и катехизатор Академии Ириней (Клементьевский) , впоследствии Архиепископ Псковский, написал и издал целый ряд комментариев: из В. Завета – на Псалмы (обширный, трехтомный), на книгу Пророка Даниила, на двенадцать малых Пророков; из Н. Завета – на послания к Римлянам и к Евреям. Учитель и ректор Троицкой Семинарии, а потом Академии, Архимандрит Аполлос (Байбаков), в последствии Епископ Архангельский, написал и издал Толкования на послания Ап. Павла к Коринфянам (первое), Галатам, Ефесеям, Филиппийцам, Колоссянам и первое к Солунянам. Учитель, префект и ректор Академии Архимандрит Афанасий (Иванов), в последствии Архиепископ Екатеринославский, составил записки по классу чтения Св. Писания, где славянский перевод Библии поверялся и с греческим переводом и с еврейским подлинником (остаются в ркп.). Ученик, учитель и ректор Академии Архимандрит Мефодий (Смирнов) , в последствии Архиепископ Псковский, написал и издал Толкование на послание Ап. Павла к Римлянам (1794г.). Учитель, префект и ректор Академии Архимандрит Августин (Виноградский) , впоследствии Архиепископ Московский, написал толкования на Апостольские послания (ркп.) – Ряд толкований и толковников почтенный! Сюда же примыкают: Четвероевангелие или свод Евангельских повествований X. А. Чеботарева, профессора Московского Университета, и Толкование на послание к Римлянам Московского священника Петра Семеновича Томилова: Издавались и краткие толкования отдельных мест Писания в роде изъяснения молитвы Господней Московского Протоиерея Иоанна Кандорского (1806г.) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

По наблюдениям Г.М. Зеленской, подробно изложившей историю создания и внешний вид этого колокола по монастырским описям, иконографическая и богословская программа колокола была посвящена теме Воскресения Господня. На лицевой стороне помещался образ Воскресения – Сошествия во ад и текст тропаря «Воскресение Христово видевше...». По сторонам образа были вылиты «персоны» царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильичны, царевича Алексея и патриарха Никона , держащего в правой руке храм, в левой – колокол. Это изображение имело смысловую связь с композицией поклонения Кресту Господню в Голгофской церкви и представляло царскую семью и патриарха Никона как основателей и ктиторов Нового Иерусалима. В двух нижних поясах колокола размещалась надпись, состоявшая по смыслу из двух частей, первая из которых содержала толкование колокола как образа Святой Троицы; вселенское значение евангельской проповеди, направленной во все концы света, пояснялось во второй части толковательной надписи. На колоколе были изображены также четыре евангелиста. В 1726 г. Воскресенский колокол пострадал во время пожара. 25 февраля 1786 г. он был перелит. Новый большой колокол весил 515 пудов 10 фунтов. Настоятель монастыря архимандрит Аполлос (Байбаков), при котором производились работы, благословил повторить на нем основной состав изображений и толковательную надпись старого Воскресенского колокола – Зеленская 2002, 80 – 83. Л. 80 «Праведницы во вбки живут и от Господа мзда им»... – Парафраза стихов из псалма; ср.: Пс. 36:29, 39 . Л. 82 ..яколсе и Великого Константина. первого царя, создаешаго храм Святого Воскресения... – Храм Воскресения Христова в подмосковном Ново-Иерусалимском монастыре, как и весь Воскресенский монастырь, по замыслу их создателя – патриарха Никона , – были призваны воплотить историческую память вселенского православия и продолжил церковно-историческую традицию. Воскресенский собор был выстроен по подобию храма Воскресения Господня в Иерусалиме, который был сооружен в форме пятинефной базилики тщанием царя Константина Великого и освящен 13 сентября 335 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

188 Феофилакт Горский написал толкование на все св. Писание (оставшееся в рукописи). Аполлос Байбаков издал (1785–87 г.) читанные им толкования на к ефесянам, филиппийцам, колоссянам, на 1-е послание к коринфянам, на 1-е послание к солунянам, на послание к галатам. Гавриил Петров (известный впоследствии митрополит Новгородский и С.-Петербургский) издал (1794) толкования на Соборные послания (Апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды); написал также обьяснение беседы о блаженствах и нескольких псалмов (оставшиеся в рукописи). Мефодий Смирнов напечатал истолкование посланий к римлянам, имевшее три издания (1794, 1799 и 1815 г.г.). Ириней Клементьевский издал толкования на послания к римлянам (1787 г.), к евреям (1787 г.), на 12 меньших пророков в 6 ч. (изд. 1804 и 1809 г.г.), на Даниила (1816 г.), на псалмы (изд. 1791, 1807 и 1814 г.г.). Прот. Сидоровский напечатал изъяснение на воскресные и праздничные Евангелия, имевшее три издания (1784, 1804 и 1805 г.г.). Ириней Фиалковский издал толкование на послание к римлянам (1806 г.), на послание к галатам (1807 г.); толкование на остальные 16 посланий осталось в рукописи. Далее: иеромонаха Феоктиста объяснение соборнаго послания апостола Иакова (1806 г.), Сергия Краснопевкина краткое изъяснение посл. к римлянам (1801 г.), Анастасия Братановского толкование на Евангелие Иоанна (в ркп.), Симона Лагова толкование на Новый Завет (в ркп.), Андрея Прокоповича мысли при чтении посланий ап. Павла к солунянам (1819 г.), к галатам (1820 г.), к колоссянам (1820 г.), к ефссянам (1821 г.), Амвросия митр. Новгородского «Руководства к чтению Св. Писания». См. Филарета, И. Р. Ц.. V, 44, 45; его же Обз. р. дух. лит.. II, §§ 74, 109. 111, 154, 160, 171. 190 Сухопутный (1731 г.). Морской (1752 г.). Пажеский (1759 г.), Артиллерийско-Инженерный (1762 г.). В 1732 г. учреждены были гарнизонные школы при полках для обучения солдатских детей, причислявшихся тоже к военному сословию. С этими школами слились в 1740 г. цифирные школы Петра. 193 См. Листовского, биография гр. П. В. Завадовского в Р. Архив, 1883 г., 3, стр. 152; Paterson, Book for every Land, р. 370.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

22 Он был сын нижегородского поселянина. Отец, спасая его от злобы своей второй жены, поместил его послушником в Макарьевский Желтоводский монастырь, но родственники склонили его оставить монастырь и вступить в супружество. По способности его к духовным занятиям он был возведен на степень причетника, а потом и в сан священника. Московские купцы, знавшие его по Макарьевскому монастырю, перепросили его в Москву. Лишившись всех детей, он после десятилетнего супружества убедил жену свою идти в монастырь, сам же удалился в обитель на Анзерском острове, смежном с островом Соловецким, и там провел несколько лет в духовных подвигах. Отселе перешел он в обитель Коже-Езерскую и здесь молением братии убежден был принять сан игумена. 23 До 1751 г. перепечатывали издание острожской Библии, сделанное в первый раз в Москве в 1653 г. С 1713 г. над пересмотром и исправлением этого издания трудились сначала Феофилакт Лопатинский, а потом две, следовавшие одна за другою, нарочитые комиссии, в которых более всех занимался и успевал Варлаам Лящевский. 24 Между толкователями Священного Писания замечательны ректоры московской д. академии, издавшие толкования: Аполлос Байбаков – на послания к Коринфянам (первое), Галатам, Ефесеянам, Филиппийцам, Колоссянам и Фессалоникийцам (первое); Гавриил Петров (впоследствии митрополит новгородский) – на семь соборных посланий; Мефодий (впоследствии архиепископ псковский) – на послание к Римлянам; Ириней Климентьевский (впоследствии также архиепископ псковский) – на послание к Римлянам, Евреям, на 12 меньших пророков, на пр. Даниила и на книгу Псалмов. Из позднейших опытов толкования известны: Записки на книгу Бытия, митрополита московского Филарета, в объяснение нагорной проповеди Спасителя, составленное Филаретом, архиепископом рязанским. 25 Между изданными богословскими системами замечательны: 1) Христианское Православное Богословие, соч. Феофана Прокоповича , дополненное и изданное Самуилом Милославским; 2) Учение вост. Православной Церкви о вере и нравственности, соч. Феофилакта Горского; 3) Богословие, соч. ректора тверской семинарии Макария; 4) Об истинном христианстве, соч. Тихона, епископа воронежского; 5) Православное учение, составленное м. Платоном для тогдашнего наследника престола Павла Петровича; 6) Деятельное учение, соч. Иннокентия, епископа пензенского; 7) Введение в Прав. Хр. Богословие, соч. инспектора с.-петербургской д. академии архимандрита Макария; 8) его же Догматическое богословие; 9) Догматическое богословие, соч. ректора Невской семинарии архимандрита Антония; 10) Пастырское богословие, соч. инспектора с.-петербургской д. академии архимандрита Кирилла

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Одушевление и оживление богословской науки и изучения Библии в Московской Академии и Троицкой Семинарии под влиянием Митрополита Платона выразилось целым рядом трудов по библейской науке ученых представителей этих заведений, восполнивших ряд упомянутых нами предшественников их. Не все они, как и те, и не все, что издали, издали они в бытность свою на должности в Академии и Семинарии, а многое – впоследствии; но подготовлены были их труды по всей вероятности в Академии и Семинарии; а что здесь именно развился их вкус и любовь к таковым трудам, это можно считать несомненным. – Учитель, префект и ректор Московской Академии Архимандрит Амвросий (Подобедов) , впоследствии митрополит Петербургский, написал Руководство к изучению Св. Писания Ветхого и Нового Завета, изданное несколько после 20 .Учитель и префект Троицкой Семинарии, а потом Академии Иеромонах Амвросий (Серебреников), впоследствии Архиепископ Екатеринославский, написал Толкование на книгу пророка Иезекииля (ркп). Учитель и катехизатор Академии Ириней (Клементьевский) , впоследствие Архиепископ Псковский, написал и издал целый ряд комментариев: из Ветхого завета – на Псалмы (обширный, трехтомный), на книгу пророка Даниила, на двенадцать малых пророков; из Нового Завета – на послания к Римлянам и к Евреям. Учитель и ректор Троицкой Семинарии, а потом Академии, Архимандрит Аполлос (Байбаков), впоследствии Епископ Архангельский, написал и издал Толкования на послания Ап. Павла к Коринфянам (первое), Галатам, Ефесеям, Филипийцам, Колоссянам и первое к Солунянам. Учитель, префект и ректор Академии Архимандрит Афанасий (Иванов), впоследствии Архиепископ Екатеринославский, составил записки по классу чтения Св. Писания, где славянский перевод Библии поверялся и с греческим переводом, и с еврейским подлинником (остаются в ркп.). Ученик, учитель и ректор Академии Архимандрит Мефодий (Смирнов) , впоследствии Архиепископ Псковский, написал и издал Толкование на послание Ап. Павла к Римлянам (1794 г.). Учитель, префект и ректор Академии Архимандрит Августин (Виноградский) , впоследствии Архиепископ Московский, написал Толкование на Апостольские послания (ркп.). – Ряд толкований и толковников почтенный! Сюда же примыкают: Четвероевангелие или свод Евангельских повествований Х.А. Чеботарева, профессора Московского Университета, и Толкование на послание к Римлянам Московского священника Петра Семеновича Томилова. Издавались и краткие толкования отдельных мест Писания в роде изъяснения молитвы Господней Московского протоиерея Иоанна Кандорского (1806 г.) и др. 21

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/b...

Варлаам Ляшевский , архим. Донского монастыря, определён 23 июля 1753; уволен от ректорства в июле 1754, оставлен архим-том Донским. Иоасаф Хотунцевский определён в 1754, из Камчатских миссионеров; 12 мая 1757 перев. в Высокопетровский. Геннадий Драницын , 12 мая 1757, из префектов; в 1758 перев. в Иосифов мнтрь. Гедеон Сломинский , 30 апр. 1758, из ректоров Троицкой семинарии, а 9 авг. 1761 перев. в Черниговский Елецкий, но там не был, а 4 сент. перев. в Бизюков. Гавриил Петров , 20 сент. 1761, из наместн. Троицкой Сергиевой Лавры; 6 дек. 1763 хирот. в еписк. Тверского. Геннадий Грацинский ( Броницкий ?), 1 янв. 1764, из архим. Псковского Святогорского (?) монастыря; 13 апр. 1768 хирот. в еписк. Переяславль-Залесского. Антоний Герасимов-Зыбелин , 20 мар. и 1768, из префектов; 10 окт. 1770 хирот. в еписк. Архангелогородского. Феофилакт Горский , 12 окт. 1770, из префектов; в 1774 перев. в Донской мнтрь. Амвросий Подобедов , 18 авг. 1774, из префектов, а 5 июля 1778 хирот. в викария Московской епархии. Дамаскин Семенов-Руднев 24 мая 1778 перев. из Московского Богоявленского монастыря, а 5 июля 1782 хирот. в викария Московского. Павел Пономарев , 1782, из наместн. Троицкой Лавры, а 27 нояб. 1783 перев. в Симонов мнтрь. Аполлос Байбаков , 17 дек. 1783, из наместн. Троицкой Лавры, а в 1786 перев. в Воскресенский Новый Иерусалим. Афанасий Иванов , 1786, из префектов и игум. Московского Покровского монастыря; 12 нояб. 1788 хирот. в еписк. Коломенской епархии. Мельхиседек Заболотский в дек. 1788 перев. из Саввина Сторожевского; в окт. 1791 уволен, за болезнью; с марта 1792 паки в Саввине. Мефодий Смирнов , 1 янв. 1792, из ректоров Троицкой семинарии; 14 февр. 1794 перев. в Новоспасский мнтрь. Амвросий Яковлев-Орлин в мар. 1794 перев. из Казанского Спасо-Преображенского монастыря, а 12 июня 1795 – в Новоспасский. Евлампий Введенский , 23 июля 1795, из ректоров Троицкой семинарии; в 1798 перев. в Донской мнтрь. Серафим Глаголевский 28 сент. 1798 перев. из Лужецкого монастыря; 25 дек. 1799 хирот. в викария Московской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Библия, напечатанная 18 дек. 1751 г. была пущена в продажу по 5 руб. Нужда в ней была так велика, что за первым изданием (1200 экз.) скоро понадобились другия (1756, 1757, 1759 г.г.). Московская академия, где Блонницкий и Лящевский были наставниками, образовала многих толкователей св. Писания и преимущественно Нового Завета. Феофилакт (Горский), воспитанник и ректор (1770–74) московской академии, в 1778 г. скончавшийся епископом коломенским, написал «Соглашение» св. Писания. Воспитанник и ректор той же академии Аполлос (Байбаков), впоследствии епископ архангельский и член российской академии (ум. 1801 г.), издал читанные им толкования на послания св. Ап. Павла. Воспитанник той же академии, будущий митрополит новгородский Гавриил (Петров), с 1761 по 1763 г. ректор Заиконоспасской академии, известен по объяснению соборных посланий. Мефодий (Смирнов) , с 1791 по 1795 год ректор академии, впоследствии епископ воронежский, коломенский, архиепископ тверской и псковский (ум. 1815), толкователь св. Писания. Особенно трудился для объяснения св. Писания ректор ярославской семинарии и впоследствии архиепископ псковский (с 1798 г.), Ириней (Клементьевский) . Он писал толкования на послания к Римлянам и Евреям, на 12 меньших пророков и на пр. Даниила, по греческому и еврейскому тексту, наконец по тому и другому тексту толкование на псалмы, впрочем извлеченное из Беллярминова толкования. Ириней известен также, как догматист и филолог. Состоя членом Российской Академии он много переводил святоотеческих творений с греческого языка. Один из просвещеннейших пастырей своего времени, состоявший членом Снода, владыка Ириней в 1814 г. был уволен на покой и скончался в 1818 г. Ириней (Фальковский), преподаватель киевской академии, впоследствии ея ректор и еп. Чигиринский, весьма и разносторонне даровитый, писал толкование на послания апостольские. Продолжал он трудиться в XIX в., скончавшись в 1823 г. «Вообще все эти и другие опыты, как первые опыты, были не зрелы», пишет в «Истории» архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Орловская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский собор (Болхов) Орловская область — субъект Российской Федерации. Входит в состав Центрального федерального округа и Центрального экономического района. Граничит с областями: на севере с Тульской, на востоке с Липецкой, на юге с Курской, на западе с Брянской, на северо-западе с Калужской. Административный центр — город Орёл . Содержание Православие в Орловской области [ править править код ] История Орловской и Ливенской епархий теснейшим образом связана с историей Орловского края; её знание помогает понять многие закономерности и причины тех или иных событий, характерные черты области и населяющих ее людей, ощутить духовный климат региона, предположить, какие тенденции будут определять дальнейшее развитие духовной жизни. Учрежденная в конце XVIII в. Орловская епархия более чем за двести лет своего существования претерпела немало преобразований, которые коснулись не только церковного управления, но и многих других областей духовной жизни. Была основана Духовная Семинария, учреждено викариатство, строились храмы и монастыри. Большую роль в деле духовно-нравственного просвещения народа сыграли такие выдающиеся епископы, как Аполлос (Байбаков), Иона (Павинский), Смарагд (Крыжановский), Симеон (Линьков), Никанор (Каменский) и др. С 1865 года стали выходить «Орловские епархиальные ведомости». Были организованы религиозно-просветительские общества и братства. Только за один XIX век Орловский край дал немало замечательных иерархов — подвижников благочестия, которые украсили церковную историю России. Среди них причисленные к лику святых Филарет (Дроздов), Митрополит Московский; Филарет (Амфитеатров), Митрополит Киевский и Галицкий; святитель Феофан, Затворник Вышенский (Говоров); знаменитый миссионер, автор первого полного перевода Библии на русский язык архимандрит Макарий (Глухарев); архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) ; протоиерей Иоанн Жданов; иеромонах Мельхиседек (Орнаутов).

http://azbyka.ru/palomnik/Орловская_обла...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XXVII. Епархия Архангельская Архангельская епархия учреждена в 1682 г. Десятая в третьеклассных. I. Архиепископы Холмогорские и Важеские 1. Афанасий (бывший игум. Исетского Успенского монастыря) хирот. 19 мар. 1682, из крестовых патриарших иеромонахов; † 6 сент. 1702. 2. Парфений Небоза , Грек, митрополит Лаодикийский, определён 3 дек. 1703; † 2 янв. 1704, на пути, в Ярославле. 3. Сильвестр Крайский хирот. 11 мар. 1706 из архим. Заиконоспасских; в сент. 1707 перев. в Смоленск. 4. Рафаил Краснопольский 21 мар. 1708 хирот. из архим. Симонова монастыря; † 4 нояб. 1711. Погребён в Холменом соборе. 5. Варнава Волатковский 24 авг. 1712 хирот. из иеромонахов Заиконоспасских; † 8 окт. 1730. 6. Герман Концевич хирот. 2 мая 1731 из архим. Заиконоспасского монастыря; 246 † 26 июля 1735. Погребён в Холменом соборе. II. Архиепископы Архангелогородские и Холмогорские 7. Аарон хирот. 28 дек. 1735 из архим. Чудова монастыря; † 7 мая 1738. 8. Савва Шпаковский хирот. 18 февр. 1739 из архим. Нежинского Благовещенского монастыря; 247 30 июня 1740 перев. в Коломну. 9. Варсонофий хирот. в еписк. 13 июля 1740, из архим. Соловецких; 9 янв. 1741 пожалован в архиепископа; † 8 нояб. 1759. III. Епископы Архангелогородские и Холмогорские 10. Иоасаф Лисянский хирот. 2 дек. 1761 из архим. Спасо-Мирожского монастыря; † 1 мая 1769. 11. Антоний (Герасимов) Зыбелин хирот. 10 окт. 1770 из архим. Заиконоспасских; 9 июля 1773 перев. в Нижний-Новгород. 12. Арсений Верещагин 22 дек. 1778 хирот: из архим. Колязина монастыря, а 1 апр. 1775 перев. в Тверь. 13. Вениамин Краснопевков-Румовский 1 апр. 1775 перев. из викариев Новгородских и велено именоваться: «Архангельский и Олонецкий»; 26 окт. 1798 перев. в Нижний-Новгород. 14. Аполлос Байбаков 26 окт. 1798 перев. из Орла; в 1799 велено именоваться опять: «Архангельский и Холмогорский»; † 14 мая 1801. 15. Евлампий Введенский 29 июня 1801 хирот. из архим. Донского в Москве монастыря, а 16 апр. 1809 перев. в Калугу. 16. Парфений Петров 6 июня 1809 хирот. из архим. Юрьева монастыря; † 22 июля 1819.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010