и приглашенные ВЦУЗ и епархиальными архиереями. Среди участников Собрания были 12 русских архиереев: митр. Киевский Антоний (Храповицкий), архиепископы Волынский Евлогий (Георгиевский), Кишинёвский Анастасий (Грибановский ; впосл. митрополит, Предстоятель РПЦЗ), Полтавский Феофан (Быстров) , епископы Севастопольский Вениамин (Федченков), Белгородский Аполлинарий (Кошевой ; впосл. архиепископ), Челябинский Гавриил (Чепур ; впосл. архиепископ), Царицынский Дамиан (Говоров ; впосл. архиепископ), Лубненский Серафим (Соболев ; впосл. архиепископ), Курский Феофан (Гаврилов ; впосл. архиепископ), Черноморский Сергий (Петров ; впосл. архиепископ), Сумской Митрофан (Абрамов) , Александровский Михаил (Космодемьянский); в заседаниях участвовал и серб. еп. Максимилиан (Хайдин). Участниками Собрания стали мн. известные церковные, политические, общественные и военные деятели эмиграции. Однако не все делегаты смогли прибыть в Сремски-Карловци. Всего на Русском Зарубежном Собрании присутствовало 103 чел., в т. ч. 23 священнослужителя и 67 мирян. 45% делегатов были выбраны от церковных общин, остальные являлись членами Собрания по положению и назначению. Первое общее заседание Собрания (22 нояб.) открылось приветственной речью митр. Антония, в к-рой он призвал «все сделать, чтобы мутные политические страсти не прикоснулись к непорочной ризе церковной, и это главное, что может сделать Церковь За границей». Были зачитаны поступившие в адрес Собрания приветствия от серб. и болг. иерархов, от рус. военных соединений, отдельных церковных общин, рус. студентов Белградского ун-та и др. В свою очередь Собрание одобрило проекты приветственных телеграмм в адрес патриарха Московского Тихона и патриарха Сербского Димитрия, короля и руководителей высших органов власти Королевства сербов, хорватов и словенцев, вдовствующей российской имп. Марии Феодоровны , командующего русской армией ген. Врангеля. При оглашении списка прибывших на Собрание делегатов один из руководителей Высшего монархического совета А.

http://pravenc.ru/text/1681087.html

Еп. Вениамин, как докладчик от меньшинства, указывал: «...большинство думает, что оно делает церковное и полезное дело, стоя на политической почве... Большинство полагает, что стоит на церковной почве, но несомненно, что точка зрения большинства - политическая. Церковь должна быть сугубо осторожной. Церковная точка зрения должна быть полезной, большинство же стоит на точке зрения целесообразной, которая, по моему мнению - вредна, и поэтому должна быть отвергнута... Вы губите правое дело, т. к. вносите расслоение и разъединение в Собрание, и в высшей степени характерно, что вопрос о духовном возрождении России начался с обсуждения политических вопросов, тогда как мы видим возрождение России только в церковном освещении. До сих пор думали, что строить государство можно только политически. Большинство и стоит на этой почве, но Святейший Патриарх сказал епископам, чтобы они были вне политики и стояли на духовной почве. И характерно, что большинство представителей клира на стороне меньшинства. Я говорю сейчас для того, чтобы меня слышал клир. Мы хотим защитить церковность нашего Собрания, ибо Церковь не может быть орудием политики». В Президиум Собрания было подано заявление представителей меньшинства: «Постановка вопроса о монархии с упоминанием притом и династии носит политический характер и, как таковая, обсуждению Церковного Собрания не подлежит; посему мы в решении этого вопроса и голосовании не считаем возможным принять участие». Заявление подписали 33 делегата Церковного Собрания, в т. ч. 5 рус. архиереев: архиепископы Евлогий (Георгиевский) и Анастасий (Грибановский), епископы Аполлинарий (Кошевой), Вениамин (Федченков), Сергий (Петров), серб. еп. Максимилиан (Хайдин), а также 14 священнослужителей и 13 мирян. Архиеп. Евлогий предложил голосовать за отдельные пункты воззвания к рус. беженцам, указав, что разногласие в воззвании вызывает только политическая идея династии, к-рая «никакого церковного характера не имеет и, как таковая, не подлежит обсуждению церковного Собрания, низводя его на степень обыкновенных политических собраний». В ответ председательствующий митр. Антоний заявил, что «вопрос о династии не политический, а чисто церковный, ибо отвергнуть этот вопрос - значит, отвергать существующие, никем не отмененные, основные законы, соглашаться с так называемыми завоеваниями революции, то есть одобрить низвержение Государя и царствующей династии, уничтожение русского народа и вместе с тем подвергать народ русский кровопролитию и ужасам бонапартизма и самозванщины. Вопрос этот моральный, нравственный, а, следовательно, и чисто-церковный». Проект воззвания в целом был принят 51 голосом (6 архиереев, 7 иереев и 38 мирян). В тот же день воззвание к рус. беженцам было утверждено совещанием епископов 8 голосами против 2 при 2 воздержавшихся.

http://pravenc.ru/text/1681087.html

Ф. Трепов выразил протест по поводу присутствия по праву члена Поместного Собора бывш. председателя Гос. думы 4-го созыва М. В. Родзянко, обвинив того в причастности к свержению в России монархии. На следующий день Родзянко подал письменное заявление, что он отказывается от участия в Собрании «ввиду нарастающего недовольства среди членов Церковного Собрания его присутствием». Это в целом малозначительное событие продемонстрировало, какую активную роль на Собрании играли представители монархического движения. Делегатам было предложено записываться в 8 образованных отделов. Председатели отделов были уже предварительно избраны Совещанием епископов: высшего и окружного церковного управления - митр. Антоний (Храповицкий), приходского - еп. Михаил (Космодемьянский), хозяйственного - еп. Аполлинарий (Кошевой), судебного - еп. Феофан (Гаврилов), просветительского - еп. Гавриил (Чепур), миссионерского - еп. Серафим (Соболев), военно-церковного - еп. Вениамин (Федченков), духовного возрождения России - архиеп. Анастасий (Грибановский). Товарищи председателя и секретари отделов были позднее избраны членами соответствующих отделов. На том же заседании состоялись выборы членов Проверочной комиссии под председательством еп. Гавриила (Чепура). На 2-м общем заседании (23 нояб.) после доклада Проверочной комиссии о присутствии необходимого для кворума количества делегатов прошли выборы в президиум Церковного Собрания. Его составили председатель - митр. Антоний (Храповицкий) и 4 товарища председателя - архиеп. Анастасий (Грибановский), прот. С. Орлов, А. Н. Крупенский и кн. А. А. Ширинский-Шихматов. Секретарями Собрания были избраны С. И. Голиков (старший секретарь), прот. А. Писарчик и Д. В. Скрынченко. Ни в один из руководящих органов Собрания не вошел задержавшийся с приездом в Сремски-Карловци архиеп. Евлогий (Георгиевский), наиболее авторитетный среди рус. епископата за границей представитель умеренной линии. Он, как ранее предполагалось, должен был быть избран товарищем председателя Собрания и председателем отдела высшего и окружного церковного управления.

http://pravenc.ru/text/1681087.html

Вся его жизнь была подвижничеством. В свое время он был экономом, а затем главой типографии в Почаевской лавре. После революции проживал в Сербии, будучи уже известным пастырем. Однажды он услышал, что одно униатское село в Пряшевской Руси в Карпатах желает перейти в Православие, нотам не хватает священников. В 1923 г. он направляется туда и за короткий срок создает полноценную обитель. Пряшевская Русь, онаже Карпатская, лежит западнее Руси Угорской, населенной исконно русскими людьми, которые под давлением венгерских панов в прошлые столетия приняли частично униатство. Окормляя паству, он возродил Православие в этих землях, но в 1934 г. был рукоположен в сан епископа и назначен церковными властями в Америку. Со скорбью он расставался с братией обители, которую на следующие годы возглавил архимандрит Серафим, выпускник белградского богословского факультета и постриженник горы Афонской. После окончания Второй мировой войны братия не решилась оставаться под коммунистами и с превеликими трудностями в 1946 г. сумела добраться до Америки, где в 1948 г. соединилась с братией Свято-Троицкого монастыря. Среди прибывших иноков будет иконописец Киприан (Пыжов) со своим учеником Алипием, искусно расписавших позднее построенный собор в Джорданвилле, которым будут восхищаться все архипастыри Русской зарубежной церкви на Архиерейском соборе уже в 1950 г. В 1950–1960е гг. в Джорданвилле будут возведены многочисленные хозяйственные постройки, типография, библиотека, монашеские кельи, пекарня и прачечная. Построен коровник на сто голов, птицеферма, разведены парники, огороды и пасеки. Недалеко от монастыря возвели гостиницу для паломников и «старческие» дома, предназначенные для пожилых людей, желавших провести последние годы жизни рядом с монастырем. На монастырском кладбище найдут упокоение все американские митрополиты и архиепископы РПЦЗ. Здесь похоронены митрополиты Анастасий и Филарет, архиепископы Тихон (Троицкий), Аполлинарий (Кошевой), Аверкий (Таушев) , Антоний (Медведев) , валаамский игумен Филимон (Никитин), иконописец архимандрит Киприан и убиенный хранитель Иверской иконы брат Иосиф.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Другой коллекцией документов, возникшей во Франции, является архив Русской средней школы в Париже, которая действовала с 1920 по 1961 гг. и дипломировала за это время больше, чем 1200 выпускников. Школа первоначально была открыта при поддержке Российского консульства в 1920 г. Будучи основным образовательный центром, Русская средняя школа в Париже принимала прошения от детей русских эмигрантов из разных слоев общества, среди которых были великий князь Владимир Кириллович, Тихон Николаевич Куликовский, Николай Зернов и другие. Фонд содержит личные дела, финансовые документы, учебные планы и другие документы. Несколько коллекций посвящены истории донских казаков и их деятельности в эмиграции. Среди этих коллекций архив генерала С.В. Денисова и генерала И.А. Полякова, а также архив атамана Донских казаков и писателя генерала Петра Николаевича Краснова. Большинство произведений Краснова в эмиграции освещают события, приведшие к русской революции, а также и саму революцию с ее последствиями. Помимо этого, Краснов является автором труда по истории Донского казачества. Его сочинения были переведены и изданы на английском, немецком и других языках. Архив Свято-Троицкой семинарии хранит документы различных военных организаций и обществ ветеранов. В данный проект были включены документы Суворовского кадетского корпуса, Объединения чинов Корниловкого ударного полка и РОВС (Русский Обще-Воинский Союз). Последняя коллекция особенно ценна тем, что является дополнением к коллекциям РОВС, находящимся в других хранилищах, таких как Бахметевский архив при Колумбийском университете, а также в некоторых частных коллекциях. Помимо организационной переписки, циркуляров, приказов и отчетов, эта коллекция содержит приблизительно 20000 учетных карточек с личной информацией членов организации с 1920-х гг. Важной стороной истории русской диаспоры является роль и деятельность Русской Православной Церкви. Ее деятельность в Соединенных Штатах и роль в жизни эмигрантов хорошо представлены в документах нескольких важных деятелей. Среди них архиепископ Аполлинарий (Кошевой) занимает центральное место. Его служение на кафедре Северной Америки и Канады было сопряжено со сложными юрисдикционными конфликтами и влиятельными движениями внутри Русского Православия на североамериканском континенте. Его переписка, а также несколько других коллекций известных деятелей церковной истории и богословия являются ценным первоисточником для церковных историков в их исследовательской работе.

http://patriarchia.ru/db/text/603243.htm...

Свято-Троицкий мужской монастырь в Джорданвилле внесен в список исторических объектов, над которыми нависла угроза исчезновения 6 января 2008 г. 12:51 Свято-Троицкий мужской монастырь в Джорданвилле внесен в список исторических объектов штата Нью-Йорк, над которыми нависла угроза исчезновения. Об этом решении объявила в пятницу Лига сохранения исторического наследия штата Нью-Йорк. Основанная в 1974 году, эта общественная организация ежегодно составляет список из семи имеющих важное историческое значение зданий, районов и ландшафтов штата, которые, с ее точки зрения, остро нуждаются в защите. «Свято-Троицкий монастырь имеет исключительное историческое, религиозное и культурное значение, однако сейчас ему угрожает проект промышленного использования энергии ветра», — заявил президент Лиги Джэй Дилоренцо. Проект предусматривает сооружение в живописнейшей долине Мохок на севере штата неподалеку от православного монастыря нескольких десятков ветряков. «Невозможно измерить важность Свято-Троицкого монастыря, являющегося духовным центром Русской Православной Церкви Заграницей », — сказал заместитель настоятеля монастыря архимандрит Лука (Мурянка). Там находится не только резиденция нынешнего Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра , но и издательство, духовная семинария , готовящая будущих служителей церкви, русское кладбище, где захоронены сотни верующих. Джорданвилл давно стал местом паломничества православных со всего мира. Установка ветряных турбин окажет «катастрофическое воздействие на монастырь», считает региональный представитель Лиги Танья Вербицки. «В буквальном смысле окажется унесенной ветром та безмятежность и душевное спокойствие, которые стремятся обрести там монахи и паломники», — сказала она. Свято-Троицкий монастырь основан в 1928 году архимандритом Пантелеимоном. Главный храм обители посвящен в честь Святой Троицы, нижний храм — в честь преподобного Иова Почаевского, кладбищенский — в честь Успения Пресвятой Богородицы, а храм на озере — в честь святых Новомучеников Российских и преподобного Иоанна Рыльского. Помимо издательства и семинарии при монастыре действуют иконописная мастерская, библиотека и исторический музей. Главная святыня обители — почитаемый список Почаевской иконы Божией Матери. На монастырском кладбище похоронены митрополиты Анастасий и Филарет, архиепископы Тихон (Троицкий), Аполлинарий (Кошевой), Аверкий (Таушев), Антоний (Медведев), валаамский игумен Филимон (Никитин), иконописец архимандрит Киприан и убиенный хранитель Иверской Мироточивой иконы брат Иосиф. ИТАР-ТАСС /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/346810.htm...

Свято-Троицкий мужской монастырь в Джорданвилле внесен в список исторических объектов, над которыми нависла угроза исчезновения Москва, 7 января 2008 г. Свято-Троицкий мужской монастырь в Джорданвилле внесен в список исторических объектов штата Нью-Йорк, над которыми нависла угроза исчезновения, передает ИТАР-ТАСС. Об этом решении объявила в пятницу Лига сохранения исторического наследия штата Нью-Йорк. Основанная в 1974 году, эта общественная организация ежегодно составляет список из семи имеющих важное историческое значение зданий, районов и ландшафтов штата, которые, с ее точки зрения, остро нуждаются в защите. «Свято-Троицкий монастырь имеет исключительное историческое, религиозное и культурное значение, однако сейчас ему угрожает проект промышленного использования энергии ветра», — заявил президент Лиги Джэй Дилоренцо. Проект предусматривает сооружение в живописнейшей долине Мохок на севере штата неподалеку от православного монастыря нескольких десятков ветряков. «Невозможно измерить важность Свято-Троицкого монастыря, являющегося духовным центром Русской Православной Церкви Заграницей», — сказал заместитель настоятеля монастыря архимандрит Лука (Мурянка). Там находится не только резиденция нынешнего Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра, но и издательство, духовная семинария, готовящая будущих служителей церкви, русское кладбище, где захоронены сотни верующих. Джорданвилл давно стал местом паломничества православных со всего мира. Установка ветряных турбин окажет «катастрофическое воздействие на монастырь», считает региональный представитель Лиги Танья Вербицки. «В буквальном смысле окажется унесенной ветром та безмятежность и душевное спокойствие, которые стремятся обрести там монахи и паломники», — сказала она. Свято-Троицкий монастырь основан в 1928 году архимандритом Пантелеимоном. Главный храм обители посвящен в честь Святой Троицы, нижний храм — в честь преподобного Иова Почаевского, кладбищенский — в честь Успения Пресвятой Богородицы, а храм на озере — в честь святых Новомучеников Российских и преподобного Иоанна Рыльского. Помимо издательства и семинарии при монастыре действуют иконописная мастерская, библиотека и исторический музей. Главная святыня обители — почитаемый список Почаевской иконы Божией Матери, сообщает Патриархия.ru. На монастырском кладбище похоронены митрополиты Анастасий и Филарет, архиепископы Тихон (Троицкий), Аполлинарий (Кошевой), Аверкий (Таушев), Антоний (Медведев), валаамский игумен Филимон (Никитин), иконописец архимандрит Киприан и убиенный хранитель Иверской Мироточивой иконы брат Иосиф. 7 января 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/25448.html

Примерно так же охарактеризовали будущее собрание другие иерархи. Архиепископ Елевферий (Богоявленский) считал поставленные греками вопросы «уступкой плоти», а епископ Аполлинарий (Кошевой) отозвался об этих вопросах как о нечестивых. К моменту открытия Архиерейского Собора РПЦЗ (июнь 1926 г.) было известно, что Константинопольская Патриархия решила отложить «Вселенский Собор», а все заявленные темы рассмотреть на предсоборном совещании. Поскольку «нечестивые вопросы» с повестки тем самым не снимались, Архиерейский Собор 1926 г. не мог оставить их в стороне. Он вновь заявил, что обновленцев на совещании быть не должно, а модернистские вопросы из повестки должны быть исключены 875 . Позиция Русской Зарубежной Церкви не была пустым звуком. К ее мнению прислушивались, а авторитет митрополита Антония и других иерархов-изгнанников был высок не только во всем православном мире, но и среди инославных. Особенно заметно было влияние русской эмиграции на Сербскую Церковь . Патриарх Димитрий (t 1930) называл митрополита Антония «заграничным русским патриархом» 876 , а его преемник Патриарх Варнава распорядился, чтобы его интронизационную службу возглавил именно глава РПЦЗ 877 . Сербский журнал «Христианская жизнь» в 1924 г. писал, что Сербская Церковь «оскудела специфически-православной церковностью», что «ураган легкомысленного модернизма соблазнительно дует в душах многих клириков», а потому присутствие в стране митрополита Антония имеет огромное значение в преддверии Вселенского Собора. «Нам должно молиться Богу, да сохранит его в живых до этих великих дней», – говорилось в статье о главе РПЦЗ 878 . Естественно, что позиция Русской Зарубежной Церкви относительно «Вселенского Собора» принималась во внимание и другими Поместными Церквами. Глава 3. «Поражу пастыря, и рассеются овцы» (Мк.14:27). Русская эмиграция и Константинополь в 1926–1939 гг. Вторая половина 1920-х гг. была ознаменована сложными внутренними нестроениями в русском церковном зарубежье, причем и здесь Фанар сыграл заметную негативную роль. Прежде всего, это отразилось на взаимоотношениях карловацкого церковного центра и митрополита Евлогия (Георгиевского), управлявшего русскими приходами в Западной Европе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В это время отношения Североамериканской митрополии с Карловацким Синодом были еще вполне доброжелательными. Синод считал свои претензии на управление Североамериканской митрополией вполне обоснованными, и пока митрополит Платон признавал себя в подчинении Архиерейскому Синоду, там оказывали ему поддержку. 335 А митрополит Платон в 1924 г. со страниц «Американского Православного вестника» 6) призвал свою паству «беспрекословно подчиняться Архиерейскому Собору и Синоду Русской Православной Церкви за границей как представителям Христовой Церкви». 336 «С одной стороны, митрополит Платон считал себя вправе объявить временную автокефалию, не оглядываясь на Карловацкий Синод. С другой стороны, поддержка Карловацкого Синода была нужна ему для борьбы с Кедровским [обновленцем], успешно отбиравшим у него храмовые помещения по всей Америке...», – отмечает А.А. Кострюков. 337 Далее события разворачивались более драматично. В 1926 г. в Карловцах состоялся очередной Архиерейский Собор. В нем участвовали митрополит Платон и митрополит Евлогий. Вместе они выступили против притязаний Зарубежного Синода во главе с митрополитом Антонием на церковное управление в диаспоре. Как полагает современный исследователь, «...митрополит Платон (Рождественский), отправляясь на Собор в Сремские Карловцы, планировал заручиться поддержкой зарубежных епископов в деле против обновленцев, однако не собирался отказываться от автокефального пути Американской митрополии». 338 Поначалу он надеялся обойти этот вопрос и не стал говорить о самостоятельности своей митрополии. Но в ходе полемики выяснилось, что митрополит Платон, как и митрополит Евлогий, признает за Архиерейским Синодом не каноническое и судебно-административное, а только морально-общественное значение. Это приводило переговоры в тупик – поскольку «иерархи РПЦЗ рассматривали себя как единственную структуру, уполномоченную говорить от имени Всероссийской Церкви в эмиграции. Недовольный происходящим, митрополит Платон покинул Собор». 339 Таким образом, отношения между Русской Зарубежной Церковью и митрополитом Платоном были фактически разорваны. Последний был обвинен в самовольном провозглашении автокефалии. Последовал указ о смещении митрополита Платона с должности управляющего Североамериканской епархией. 31 марта 1927 г. на его место был назначен епископ Белгородский Аполлинарий (Кошевой). «Этот архипастырь стал центром притяжения для всех русских эмигрантов, не согласных с политикой митрополита Платона, и вскоре вопрос о другом архиерее для Северной Америки отпал. Первоначально количество приходов РПЦЗ в Америке было невелико, но постепенно оно стало увеличиваться, что было во многом заслугой епископа Аполлинария». 340

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

расположенный в полумиле к северу от мон-ря, основан в 1936 г., делится на 2 части: «старое» и через дорогу от него обширное «новое» кладбище с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. На этих участках преобладают захоронения мирян и белого духовенства. Собственно монастырское «братское кладбище» находится за алтарной частью Троицкого собора. Здесь покоятся братия и архиереи рус. зарубежья, в т. ч. архиепископы Североамериканский Аполлинарий (Кошевой) , Детройтский Иероним (Чернов), Чикагский Григорий (Боришкевич), Каракасский Серафим (Свежевский), Лос-Анджелесский Антоний (Синкевич), Буэнос-Айресский Афанасий (Мартос) , еп. Сиэтлский Нектарий (Концевич). Под алтарем Троицкого собора сооружены 2 склепа, в которых покоятся останки Первоиерарха РПЦЗ митр. Анастасия (Грибановского), архиепископов Сан-Францисского Тихона (Троицкого), Сиракузского Аверкия (Таушева) и духовника обители игум. Филимона. В 2000 г. с сев. и юж. сторон были пристроены еще 2 усыпальницы, в юж. покоятся останки иконописца архим. Киприана (Пыжова), в сев. погребены митр. Филарет (Вознесенский) и архиеп. Западноамериканский Антоний (Медведев). Богослужебные особенности Д. м. отчасти является преемником Ладомировского во имя прп. Иова Почаевского мон-ря в Карпатах. Этим объясняется наличие в богослужебной жизни мон-ря нек-рых традиций Юго-Зап. Руси и, в частности, Почаевской лавры, в т. ч. особое почитание прп. Иова и Почаевской иконы Божией Матери. Прп. Иову посвящен нижний монастырский храм, где хранятся чудотворный список с Почаевской иконы и типография. В день праздника Успения Пресв. Богородицы Почаевская икона из Иовского храма крестным ходом переносится в кладбищенскую Успенскую ц., где образ остается до праздника прп. Иова 28 авг./10 сент., а затем возвращается в Д. м. В этот день она воздвигается и народ проходит под иконой. Накануне совершаются молебен и акафист прп. Иову. К традициям Юго-Зап. Руси восходит также обычай использовать на Пасху белые, а не красные, как в России, облачения. Арх.: Арх. Св.-Троицких мон-ря и семинарии.

http://pravenc.ru/text/171857.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010