Из высшего клира там были: митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) , митрополит Херсонский и Одесский Платон (Рождественский), архиепископ Кишиневский и Хотинский Анастасий (Грибановский) , архиепископ Волынский и Житомирский, управляющий русскими церквами в Западной Европе Евлогий (Георгиевский), архиепископ Полтавский и Переяславльский Феофан (Быстров) , епископ Курский и Обоянский Феофан (Гаврилов), епископ Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур), епископ Александровский, викарий Ставропольской епархии Михаил (Космодемянский), епископ Белгородский Аполлинарий (Кошевой), епископ Черноморский и Новороссийский Сергий (Петров), епископ Лубненский Серафим (Соболев) , епископ Севастопольский Вениамин (Федченков) , епископ Царицынский Дамиан (Говоров), епископ Сумской Митрофан (Абрамов) , епископ Екатеринославский Гермоген (Максимов). От Сербской Патриархии – епископ Максимилиан. Сам Собор начался со скандала, возникшего при появлении в зале заседаний фигуры бывшего председателя Государственной Думы, участника Всероссийского Церковного Собора 19171918 гг. Михаила Владимировича Родзянко. Большинство Собора, состоявшее из «прозревших» монархистов, поставило вопрос о его присутствии на заседаниях из-за его роли в событиях, связанных с отречением Николая II. В итоге Родзянко, которого довели до слез, был вынужден написать письмо о сложении своих полномочий. В своей вступительной речи митрополит Антоний подчеркнул: «Довольно слов. В их мутной пене утонуло все, что было великого в России. У нас бумажки, не обеспеченные золотом. Золото – это воля выполнять свои решения, а этого как раз у нас нет. Утешать Россию мы не можем, слишком она велика в своем терпении. Мы должны возвысить свой голос, обращенный к миру и русским, находящимся в изгнании, с призывом не переходить бездну, наполненную трупами мучеников и разделяющую нас от большевиков. Мы можем здесь молиться, и мы должны все сделать, чтобы мутные политические страсти не прикоснулись к непорочной ризе церковной, и это главное, что может сделать Церковь Заграницей». 32

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В окт. 1924 г. митр. Платон участвовал в Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) в Сремски-Карловци и получил признание как управляющий Североамериканской епархией. Однако в дальнейшем споры о границах властных полномочий привели к конфликту митр. Платона с Архиерейским Синодом РПЦЗ. На Архиерейском Соборе РПЦЗ в июне 1926 г. митр. Платон поддержал управляющего рус. правосл. приходами в Зап. Европе митр. Евлогия (Георгиевского) , отказавшегося признавать за Архиерейским Синодом высшие адм. и судебные права, и вместе с митр. Евлогием покинул Собор. 31 янв. 1927 г. митр. Платон обратился к пастве с заявлением о неканоничности Архиерейского Синода РПЦЗ. Его поддержали викарные епископы Чикагский Феофил (Пашковский ; впосл. митрополит), Аляскинский Амфилохий (Вакульский) , Виннипегский и Канадский Арсений (Чаговец) и Бруклинский Евфимий (Офейш) . Направленный ранее в США Зарубежным Синодом Сан-Францисский еп. Аполлинарий (Кошевой ; впосл. архиепископ) вышел из подчинения митр. Платону и 1 февр. того же года был им отстранен от управления вик-ством, но епископ не подчинился этому решению. 31 марта Архиерейский Синод РПЦЗ объявил действия митр. Платона неканоничными и недействительными, отстранил его от должности и запретил в священнослужении. В Русской Церкви в США и Канаде произошло разделение. Большая часть приходов М. о. (ок. 300) осталась в подчинении митр. Платону, остальные (ок. 60 общин) образовали Североамериканскую епархию РПЦЗ под управлением еп. Аполлинария. В том же году митр. Платон одобрил организацию т. н. Независимой Американской Православной Церкви во главе с еп. Евфимием, однако в дальнейшем отказался поддерживать своего викария и объявил созданную им структуру «автокефалистской затеей». В 1929 г. еп. Евфимий обвинил митр. Платона в неканоничном захвате церковной власти в Сев. Америке и объявил себя старшим архиереем Североамериканской епархии, но впосл. вступил в брак и был лишен священства. 25 дек. 1929 г. решением митр. Платона Алеутская и Североамериканская епархия была официально преобразована в М. о. (также часто употреблялось наименование Американская или Североамериканская митрополия).

http://pravenc.ru/text/2563398.html

В нижнем храме преп. Иова Почаевского хранится рака с 88 частицами мощей Киево-Печерских святых, иконы с частицами мощей великомучеников Пантелеимона, Георгия Победоносца, мч. Христофора, святителей Нектария Пентапольского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Феодосия Черниговского, Белгородского Иоасафа, сщмч. Иоанна (Помера) и др. Перед иконой «Новомучеников и исповедников Российских» работы о. Киприана в особом ковчеге – частицы мощей сщмч. Игнатия Богоносца, св. равноап. Марии Магдалины, свт. Николая Чудотворца, свщмч. Макария, митр. Киевского, святителей Арсения Сербского, Иркутского Иннокентия, преподобных Евфимия Великого, Харитона, Кириака, Сергия Радонежского, Амвросия Оптинского и др. Другой почитаемый образ – список Почаевской иконы Божией Матери. За алтарной частью Троицкого собора находится небольшое монастырское «братское кладбище». Здесь покоятся братия и архиереи Русской Православной Церкви за границей, в том числе архиепископы Североамериканский Аполлинарий (Кошевой), Детройтский Иероним (Чернов), Чикагский Григорий (Боришкевич), Каракасский Серафим (Свежевский), Лос-Анджелесский Антоний (Синкевич), Буэнос-Айресский Афанасий (Мартос), епископ Сиэтлский Нектарий (Концевич), основатель Свято-Троицкого монастыря архимандрит Пантелеимон (Нижник). Под алтарем Троицкого собора сооружены два склепа, в которых покоятся останки Первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского), архиепископов Сан-Францисского Тихона (Троицкого), Сиракузского Аверкия (Таушева) и постриженика Валаамского монастыря, многолетнего духовника Свято-Троицкой обители игумена Филимона (Никитина). В 2000 с северной и южной сторон были пристроены еще две усы-пальницы, в южной покоятся останки иконописца архимандрита Киприана (Пыжова), в северной погребены Первоиерарх РПЦЗ митрополит Филарет (Вознесенский) и архиепископ Западноамериканский Антоний (Медведев). Позднее здесь похоронили еще одного Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра (Шкурлу). Братский корпус монастыря был заложен 28 сентября 1952 архиепископом Виталием (Максименко) и построен к 1958. В полуподвальном помещении находятся пекарня, книжные склады и кладовые, на 1-м этаже – типография, трапезная, книжный магазин, на 2-м этаже - канцелярия, фальцовочная и переплетная мастерские, покои настоятеля, на 3-м и 4-м этажах – кельи. В 1987–1988 корпус был значительно расширен, с западной и восточной сторон пристроены два новых крыла. В типографии находится большой чтимый образ преп. Иова Почаевского, вывезенный из Почаевской Лавры. На 3-м этаже братского корпуса 17 ноября 1991 была освящена часовня во имя преп. старцев Оптинских, иконостас и иконы которой выполнены иеромонахом Андреем (Эрастовым). В Оптинской часовне хранятся частицы мощей многих святых, частица Креста Господня, камень от Гроба Господня, камень из храма Воскресения Христова в Иерусалиме, камень со Св. Голгофы, камень с судного места, скуфьи святителей Митрофана Воронежского и Феофана Затворника.

http://sobory.ru/article/?object=19057

Архипастырем были написаны книги и брошюры «О значении обновления святых икон», «О живой Церкви», «О церковных нестроениях», «По поводу признания московской церковной властью советской власти». После его смерти Харбинскую кафедру занял архиепископ Мелетий (Заборовский). Еще одним ревностным архипастырем в Маньчжурии был архиепископ Нестор (Анисимов) , до революции прославившийся своей миссионерской деятельностью на Камчатке. Благодаря трудам архиепископа Нестора в Харбине действовал дом милосердия. В г. Маньчжурия служил еще один замечательный иерарх – святитель Иона (Покровский), духовный сын Оптинских старцев и преподобного Гавриила Седмиозерского. Святитель был рукоположен во епископа в эмиграции в 1922 г. В Маньчжурии епископ Иона основал детский приют на 30 человек, народные училища, где обучалось около 500 человек без различия вероисповедания, среднюю школу с ремесленным уклоном, мастерские, бесплатную столовую, амбулаторию и аптеку, где неимущим бесплатно раздавались лекарства. Иерарх умер в 37 лет, в последний путь его провожали и русские, и китайцы. Первое чудо по молитвам святителя произошло уже в ночь его похорон. Впоследствии могила святителя Ионы стала местом паломничества. Большую роль в жизни православного Китая играл Казанский монастырь, настоятелем которого был архимандрит Ювеналий (Килин). Монастырь приобрел большой участок земли, при монастыре действовала типография, а также аптека и амбулатория. После уничтожения большевиками Иверской часовни в Москве русские эмигранты решили создать точную копию часовни в Харбине. Часовня была воздвигнута в ограде Николаевского кафедрального собора и освящена в 1933 г. После ухода из Зарубежной Церкви митрополита Североамериканского Платона местную епархию РПЦЗ возглавил епископ (затем архиепископ) Аполлинарий (Кошевой) († 1933). Зарубежный Синод направил в Северную Америку еще несколько иерархов, в том числе и двух замечательных подвижников – архиепископов Тихона (Троицкого) и Виталия (Максименко) . Как правило, американские приходы не могли содержать штатных пономарей и певчих, а потому таковые работали на предприятиях и участвовали в богослужениях только по воскресеньям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда же в июле 1919 г. стало ясно, что Алапаевск будет взят красными, иг. Серафим взял на себя как исполнение последнего долга перед Великой княгиней спасение останков убиенных. Восемь гробов перевозились в товарном вагоне, их сопровождающими были трое человек – иг. Серафим и послушники Серафим Гневашев и Максим Канунников. В Чите, в Покровском женском монастыре, иг. Серафим нашел временный приют. Помощь в перевозке при соблюдении строгой секретности оказал тогда Главнокомандующий вооруженными силами Восточной Окраины генерал-лейтенант атаман Г.М. Семенов (†1946). В 1920 г. в Пекине шесть тел нашли пристанище в новом склепе на кладбище Русской Духовной Миссии. Игумен Серафим продолжал следование в Иерусалим с останками Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары. «Великая княгиня лежала как живая, только на одной стороне лица был большой кровоподтек от удара при падении в шахту» – свидетельствовал бывший посланник России в Китае князь Н.А. Кудашев, специально прибывший в Харбин для опознания. В 1921 г. иг. Серафим выполнил завещание Великой княгини. Он перенёс останки Алапаевских мучениц в Иерусалим, где и захоронил их «по-христиански». На Святой Земле скитоначальник Белогорского монастыря столкнулся с новыми испытаниями. «Среди эмигрантского духовенства возникло движение за воссоединение с Московской Патриархией, которое возглавил игумен Серафим» В конце 1922 г. между епископом Аполлинарием Рыльским (Кошевой Андрей Васильевич, из Высшего церковного управления заграницей который управлял делами Миссии в Иерусалиме, и иг. Серафимом произошёл конфликт В 1923 г. в результате конфликта игумен Серафим был запрещён в священнослужении «за неподчинение епископской власти» Иерусалимский Патриарх Дамиан (†1931) серьёзно отреагировал на подобные действия: снял запрещение с иг. Серафима и потребовал от ВЦУЗ отзыва епископа Аполлинария. «В это дело вмешался Иерусалимский Патриарх: прочитал над ним (иг. Серафимом. – Авт.) молитву и разрешил ему служение (конечно, в греческих храмах)» По благословению Патриарха Дамиана иг. Серафим построил небольшую келью невдалеке от церкви на Елеонской горе в Малой Галилее. По свидетельству инокини Серафимы (кн. Путятиной) «доступ в Гефсиманию был закрыт о. Серафиму в последние годы его жизни, и он был лишен возможности поклониться гробу той, которой он с таким самоотвержением и великим трудом отдал последний долг»

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Другая часть материалов, хранившаяся в Св. Николаевском соборе, попала в архив Центра исследования эмиграции Миннеапольского университета. В 1983 г. материалы архива были переданы Архиву Православной Церкви Америки, где раздробленное собрание, наконец, воссоединилось. Среди возвращенных материалов 66 ящиков писем, рукописей за 18901950-е гг., касающихся правления архиепископов Тихона, Платона, Евдокима, Александра, митрополита Иоанна Кедровского, а также 44 ящика, включающих описи документов Синода, богословские журналы, епархиальные ведомости различных епархий Российской Империи и т. д. В настоящее время Архив Американской Православной Церкви расположен в г. Сайссет (штат Нью-Йорк). Документы архива отражают, прежде всего, административную деятельность Церкви, ее учреждений, епархий, приходов, взаимоотношения с другими Православными Церквями, в первую очередь, с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Документы архива позволяют проследить историю развития Американской Православной Церкви от Духовной Миссии до Автокефальной Церкви. 508 Крупнейшим в США центром собирания и хранения российского культурного наследия является основанный в 1930 г. Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле (штат Нью-Йорк) юрисдикции Русской Православной Церкви за границей. Музей-архив был открыт при монастыре в 1984 г. Музей проводит работу по комплектованию и хранению церковно-архивных материалов. В основном, материалы поступают как пожертвования от частных лиц и эмигрантских организаций. Р.В. Полчаниновым была подарена Музею большая коллекция русской церковной периодики. И.И. Сикорский передал в Музей своею коллекцию крестов и крестиков. В Музее имеются коллекции монет, медалей, орденов. Музей располагает копиями указов митрополита Иоанна (Максимовича) . 509 В 2012 г. вышла книга протоиерея Владимира Цурикова «История России: В документах архива Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле». 510 В ней публикуется каталог архива семинарии, отражающий, в числе прочего, состав архивов таких известных деятелей, как архиепископ Аполлинарий (Кошевой), протоиерей Стефан Ляшевский, П.Н. Краснов, Н.Д. Тальберг , В.А. Маевский, А.К. Свитич, а также архивы организаций – РОВС, Суворовского кадетского корпуса, Корниловского ударного полка и других. Помимо этого, архив включает коллекцию периодических изданий (более 600 наименований). Многие из них – раритеты, которые выпускались в России перед революцией и в период Гражданской войны, в том числе на территориях, занятых Белой армией (например, газета с характерным названием «В Москву»). 511

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Балахнинская 10(23).08.1914–28.01(10.02).1917: Макарий Гневушев 02 .1917–24.10(06.11).1918: Лаврентий Князев 02(15).02.1919–1920: Пётр Зверев 29 .11(12.12).1920–1925: Филипп Гумилевский Балашовская 1918–1919: Нифонт Фомин 1919–1922: 1922–1923: Николай Коноплев 31 .12(13.01).1923–13(26).07.1927; Андрей Комаров 02(15).09.1927–01(14).12.1927: Евгений Кобраков 01(14).12.1927–05(18).12.1928: Флавиан Сорокин 24 .01(06.02).1929–22.03(04.04).1933: Иаков Маскаев Балашовская (обн.) 1922–1922: Николай Позднев 04(17).09.1922–1923: Пётр Данилов Балтская 12(25).02.1915–1918: Пимен Пегов 1918–1922: Герасим Строганов Балтская (обн.) 1922–1924: Герасим Строганов 1924–1927: 1927–1930: Гавриил Рогут, в. у. Барабинская (обн.) 1925–23.12(05.01).1925: Александр Четыркин 1926–1926: Владимир Злобин 1926–1928: 11(24).05.1928–1932: Максим Светич Барановичская (окк.) 1941–1944: Афанасий Мартос, в. y.. окк. Барнаульская 26 .01(08.02).1916–1919: Гавриил Воеводин 1919–1923: Виктор Богоявленский 1923–1925: Никодим 20 .03(02.04).1927–15(28).11.1933: Владимир Юденич 1930–1931(?): Александр Бялозор 12 .1931–1932: Тарасий Ливанов 1932–1932: Герман Коккель 22 .03(04.04).1933–29.11(11.12).1937: Иаков Маскаев 29 .01(11.02).1937–14(27).07.1937: Григорий Козырев Барнаульская (григ.) Николай Барнаульская (обн.) 08(21).09.1922–23.10(05.11).1922: Иоанн Завадовский 01(14).12.1922–1923: Гавриил Ландышев 1923–1931: 1931(?)–09(22).04.1931: Анатолий Синицын 07(20).04.1931–03.1934: Михаил Вяткин Бахмутская (укр.) 21 .10(03.11).1921–: Иоанникий Соколовский Бежецкая 27 .08(09.09).1921–1923: Алексий Замараев 1923–1928: 1928–11(24).04.1929: Захария Лобов 1929–01.1937: Григорий Козырев Белгород-Днестровская 22 .11(05.12).1911–1918: Гавриил Чепура Белгородская 15(28).11.1913–21.08(03.09).1921: Никодим Кононов 1919–1921: Аполлинарий Кошевой 1921–1923: Никон Пурлевский 1924–1925: Никон Пурлевский, паки 1925–1930: 13(26).08.1930–1930: Евгений Зернов 01(14).06.1931–11(24).08.1931: Иннокентий Клодецкий 1931–1933: 29 .07(11.08).1933–09(22).11.1933: Онуфрий Гагалюк

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

23 .07(05.08).1936–09(22).04.1937: Пётр Горбатов 1937–1943: 19 .10(01.11).1942–1945: Димитрий Лобанов Рыльская 15(28).12.1913–1917: Феофан Гаврилов 22 .10(03.11).1917–1919: Аполлинарий Кошевой 14(27).04.1920–1921: Никон Пурлевский 02(15).05.1921–14(27).10.1926: Павлин Крошечкин 10 .1926–04.1927: 04 .1927–1932; Алексий Готовцев 1928–1928: Александр Раевский, в. у, 1932–1933: Иоанн Пашин 13(26).12.1933–08(21).05.1935; Стефан Адриашенко 08(21).05.1935–18(31).05.1935; Сергий Куминский Рыльская (обн.) 06(19).12.1922–03(16).02.1923; Георгий Шрамков 03 .1923–06(19).01.1925; Константин Запрудский 26 .07(09.08).1925–1926: Иоанн Кушнев – 1927: 26 .03(08.04).1927–: Иоанн Кушнев, паки Ряжская (обн.) 17(30).02.1930–17(30).07.1930: Алексий Покровский Рязанская 25 .07(07.08).1911–17(30).06.1917: Димитрий Сперовский 08(21).05.1917–: Модест Никитин, в. у. 17(30).10.1917–11.1919: Иоанн Смирнов 1 13(26).07.1920–1922: Вениамин Муратовский 1923–15(28).11.1923: Амвросий Смирнов 1923–1923: Глеб Покровский, в. у. 07(?).1923–08(21).02.1928: Борис Соколов Мефодий Абрамкин, в. у. 27 .04(10:05).1928–09(22).01.1936: Иувеналий Масловский 1936–1936: Иоанн Широков, в. у. 07 .1937–1937: Ефрем Ефремов, в. у. 1937–1942: 09 .1942–11(24).07.1943: Алексий Сергеев 02 .1944–31.12(13.01).1946: Димитрий Градусов Рязанская (обн.) 1922–24.08(06.09).1923: Вениамин Муратовский 1923–18.11(01.12).1925: Михаил Попов 05(18).12.1925–08(21).06.1926: Сергий Добромыслов 09(22).07.1926–1926: Алексий Покровский, в. у. 12(25).12.1926–08(21).09.1927: Николай Шумовский 1927–: Сергий Фаворский –1928: Сергий Иванцов 10(23).10.1928–27.08(09.09).1930: Капитон Лавров 09 .1931–1931: Софония Яскевич 13(26).12.1931–1935: Михаил Постников 1935–: Александр Цветиков 1937(?) –10(23).08.1937: Пётр Горбатов 09(22).04.1937–24.03(06.04).1939: Николай Смирнов Сааремааская 1933–1933: Николай Булин Салмасская 06(19).08.1916–1917: Пимен Белоликов Иоанн Сальская (обн.) 02(15).05.1926–11(24).08.1926: Сергий Шубин 22 .9(05.10).1926–1926: Сергий Карнеев

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

31 янв. 1927 г. митр. Платон и 4 из 5 викарных архиереев Североамериканской епархии, в т. ч. Виннипегский еп. Арсений, обратились к амер. пастве с заявлением о неканоничности Архиерейского Синода РПЦЗ в Сремски-Карловци. Заявивший о своей поддержке Синода РПЦЗ Сан-Францисский еп. Аполлинарий (Кошевой) 1 февр. того же года от управления кафедрой был уволен митр. Платоном. 31 марта Синод РПЦЗ признал это увольнение неканоничным и поручил еп. Аполлинарию временное управление новосозданной Североамериканской епархией РПЦЗ (утвержден постановлением Архиерейского Собора РПЦЗ 5 сент. 1927). Часть приходов Канады после церковного разделения по-прежнему окормлялась викарием митр. Платона Виннипегским еп. Арсением. Те общины, к-рые находились в юрисдикции РПЦЗ, первоначально подчинялись непосредственно еп. Аполлинарию (с 14 мая 1929 архиепископ). 11 июня 1930 г. определением Синода РПЦЗ в Канаду был назначен викарный архиерей с титулом «епископ Монреальский». Им стал настоятель храма свт. Николая в Монреале (пров. Квебек) архим. Иоасаф (Скородумов ; впосл. архиепископ), архиерейская хиротония которого состоялась 12 окт. 1930 г. в Белграде. Ввиду немногочисленности в то время правосл. паствы на востоке Канады еп. Иоасаф перенес свое местопребывание в зап. часть страны, где проживало большинство правосл. украинцев и русских. Резиденцией еп. Иоасафа стал г. Калгари (пров. Альберта), храм Всех святых был освящен в городе в 1934 г. При еп. Иоасафе в Блафтоне (пров. Альберта) был основан скит в честь Покрова Пресв. Богородицы (с 1953 приписан к Владимирскому жен. мон-рю в Сан-Франциско, с 1980 самостоятельная обитель). В нояб. 1935 г. на Архиерейском Соборе в Сремски-Карловци было принято «Временное положение о Русской Православной Церкви Заграницей», по к-рому возглавлявшийся митр. Феофилом (Пашковским) Митрополичий округ в Сев. Америке воссоединялся с РПЦЗ с признанием его автономии. В состав округа вошли епархии РПЦЗ, находившиеся на территории США и Канады. В мае 1936 г. под председательством митр. Феофила в Питтсбурге состоялся объединенный Собор русских православных архиереев в Сев. Америке. Определением Собора было образовано 2 самостоятельные епархии в Канаде. Еп. Иоасаф (Скородумов) стал правящим архиереем Западноканадской епархии. На Монреальскую и Восточноканадскую кафедру был назначен еп. Иероним (Чернов) . 11 окт. 1937 г. еп. Иероним был перемещен на Детройтскую и Кливлендскую кафедру. В том же году кафедральным центром Западноканадской епархии стал г. Эдмонтон (адм. центр пров. Альберта). В 1938 г. еп. Иоасаф приобрел в Эдмонтоне здание бывш. протестант. церкви, где был устроен кафедральный собор во имя св. кн. Владимира, основано архиерейское подворье. Постановлением Архиерейского Собора Североамериканского митрополичьего округа в июне 1940 г. была образована Канадская епархия с центром в Эдмонтоне, включившая приходы на всей территории страны.

http://pravenc.ru/text/1470185.html

Участие в Соборе руководителей Эмигрантского Военного Монархического Совета Н.Маркова, А.Трепова, которым сочувствовали митрополит Антоний, придавало его деяниям подчеркнуто политический характер. Об атмосфере острой нетерпимости к инакомыслию, которая сложилась на Соборе, говорит то обстоятельство, что Председатель Государственной Думы при Временном Правительстве М.Родзянко, появившийся на Соборе в Карловцах как член Всероссийского Поместного Собора, был с негодованием изгнан с его заседаний. Его обвиняли в развале Российской Империи. Собор составил два послания: «Народы Европы! Народы мира! Пожалейте наш добрый, открытый, благородный по сердцу народ русский, попавший в руки мировых злодеев! Не поддерживайте их, не укрепляйте их против ваших детей и внуков! А лучше помогите честным русским гражданам. Дайте им в руки оружие, дайте им своих добровольцев и помогите изгнать большевизм, этот культ убийства, грабежа из России и всего мира». Легко было предвидеть опасные последствия для Русской Церкви от этого воззвания, тем более что все постановления Собора начинались со слов: «По благословению Святейшего Тихона», хотя на деле ни один из документов карловацкого Собора не был послан на утверждение Патриарху. Во втором послании Собора, обращенного к чадам Русской Церкви в рассеянии и изгнании сущим, были такие слова: «И ныне пусть неусыпно пламенеет молитва наша - да укажет Господь пути спасения и строительства родной земли; да даст защиту Вере и Церкви и всей земле Русской и да осенит Он сердце народное; да вернет на всероссийский Престол Помазанника, сильного любовью народа, законного православного Царя из Дома Романовых». Против этого места из обращения возражали многие на Соборе. Архиепископ Евлогий призывал к благоразумию: «Поберегите Церковь, Патриарха. Заявление несвоевременно. Из провозглашения ничего не выйдет. А как мы отягчим положение! Патриарху и так уже тяжело!». 34 члена Собора, в том числе архиепископы Евлогий и Анастасий, епископы Вениамин (Федченков), Аполлинарий (Кошевой), Сергий (Королев), Максимилиан, 12 священников, сделали письменное заявление: «Мы, нижеподписавшиеся, заявляем, что данная большинством Отдела «Духовное возрождение России» постановка вопроса о монархии с упоминанием при том и династии носит политический характер и, как таковая, обсуждению Церковного Собрания не подлежит, почему мы в решении этого вопроса и голосовании не считали возможным принять участие».

http://sedmitza.ru/lib/text/440019/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010