Словно царь, желая прибыть в некий город, посылает глашатаев, говоря: «вот, таким-то образом собираюсь прибыть». Если же он прибудет, и они узнают провозглашенное прибытие, поклонятся ему, и уже нет нужды в глашатае, ибо они воочию увидели самого провозглашенного прежде. Если же кто-то скажет в этом городе, что царь еще только собирается прибыть в город, то разве не оплюют его горожане? [И справедливо] скажут: «мы его уже видели, он с нами», то как же ты говоришь, что, мол, «я провозглашаю о другом?» И эти посему вместе с прочими ересями погибли. 11 . Скажем мы и новой ереси, пришедшей из Сирии в Египет – аполлинаристам и принесшей новое учение – Аполлинария, что Бог принял от Пречистой Приснодевы Марии только тело, а вместо души был Сам Бог Слово 18 . О, несовершенный и бездушный [еретик]! Если совершенный [ Col. 521 ] человек поступил вопреки заповеди, был изгнан из рая и впал в смерть, а человек был спасен частично, то как же Он тогда собирался спасти душу? Разве ты не слышал великого пророка Исаию, против твоего безбожия проповедующего: «Яко отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, Егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его: велика совета Ангел» ( Ис.9:6 )? Не сказал он, что «плоть», а Младенец и Сын. Итак, знай, неразумный, что речь о Младенце указывает на совершенного человека. Посему указывая на совершенного, великий Евангелист Иоанн, сын громов ( Мк.3:17 ), ясным голосом говорит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ни что не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:1–3 ). И Сам Господь говорит: «Душа Моя теперь возмутилась» ( Ин.12:27 ). О ком говорят эти слова? О Боге Слове? Ни в коем случае! Ибо если Бог Слово невозмущаем и пришел, [как раз для того,] чтобы прекратить возмущение, то Сам же о Себе такое говорит? Но ты наверняка скажешь, что мол, это тело, оно сказало. Но ты заблуждаешься, потому что тело само по себе бездвижно, если нет в нем души. Разве ты не слышал Моисея, говорящего: «Покажи мне Себя» и тотчас услышал в ответ: «Никто не может видеть лица Моего и остаться в живых» ( Исх.33:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Слово же Apedno сложное, и если его разделить, то можно понимать его, как θρονου ατο, то есть престола своего. Смысл же следующий: и поставит шатер свой и престол свой (или шатер престола своего) между двумя морями на горе славной и святой. Это место Симмах так перевел: κα εκτανει τς σηιος το ιπποστασου ατο μεταξ τν Θαλασσν ει-)σ τ πος τς δυνμςως τ γιον, και ξει ω_Σ κπου αυτο, что по-латыни означает: и раскинет палатки конницы своей между морями, на святой горе силы, и дойдет до вершины горы. Феодотион: «и поставит шатер свой в Афедане (in Aphedano), между горами, на горе святой Саба, и дойдет до части ее». Акила: «и поставит свой шатер главнокомандующего (plantabit tabernaculum praetori sui) в Афедане (in Αφαδαν) между морями, на горе славной и святой, и дойдет до части ее». Одни LXX, освободив себя от всякого вопроса об имени, перевели: «и поставит тогда шатер свой между морями и святою горою воли, и придет час кончины его». Последовав за ними, и Аполлинарий совсем умолчал об имени Apendo. Это я потому изложил подробно, чтобы показать и уловки Порфирия, который всего этого не знал или притворялся незнающим, и трудность святого Писания, понимание которого без благодати Божией и без наставления старших приписывают себе лишь люди самые невежественные. Нужно заметить, что буквы ne (p) нет в еврейском языке и что вместо нее он употребляет фе (phe), которое имеет звук греческого φ. Но в этом месте у Евреев хотя и написано фе, однако оно произносится как ne. А что Антихрист дойдет до вершины горы святой и славной и там погибнет, об этом подробнее говорит Исайя: «низвергнет Господь на горе святой лицо властителя тьмы над всеми племенами и властелина над всеми народами, и помазание мазью против всех народов». 42 Глава XII Дан. 12:1–3 . И восстанет в то время Михаил, великий князь, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время, какого не бывало с тех пор, как народы начали существовать, до этого дня. Но в это время спасется народ твой, всякий, кто найдется записанным в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, а другие для поругания, чтобы вечно видеть его. И образованные (docmi) будут сиять, как блеск тверди, а научившие многих правде – как звезды во веки вечные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Слово же Апедно сложное, и если его разделить, то можно понимать его как «престола своего». Смысл же следующий: и поставит шатёр свой и престол свой (или: шатёр престола своего) между двумя морями на горе славной и святой. Это место Симмах так перевёл: и раскинет палатки конницы своей между морями, на святой горе силы, и дойдет до вершины горы. Феодотион: и поставит шатёр свой в Афедано, между морями, на горе святой Саба, и дойдет до части её. Акила: и поставит свой шатёр главнокомандующего в Афедано между морями, на горе славной и святой, и дойдет до конца её. Одни Семьдесят, освободив себя от всякого вопроса об имени, перевели: и поставит тогда шатёр свой между морями и святою горою воли, и придёт час кончины его. Последовав за ними, и Аполлинарий совсем умолчал об имени Апедно. Это я потому изложил подробно, чтобы показать и уловки Порфирия, который всего этого не знал или притворялся незнающим, и трудность святого Писания, понимание которого без благодати Божией и без наставления старших приписывают себе лишь люди самые невежественные. Нужно заметить, что буквы Р нет в еврейском языке и что вместо неё он употребляет РНЕ, которое имеет звук греческого ф. Но в этом месте у Евреев хотя и написано РНЕ, однако оно произносится как Р. А что Антихрист дойдет до вершины горы святой и славной и там погибнет, об этом подробнее говорит Исайя: низвергнет Господь на горе святой лицо властителя тьмы над всеми племенами и властелина над всеми народами, и помазание мазью против всех народов (?). ПИСЬМО К АЛГАЗИИ [ПИСЬМА, 121] (11) Что значит написанное тем же апостолом [Павлом] к Фессалоникийцам: пока не наступит прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели (2 Фес 2:3)? В Первом послании к Фессалоникийцам апостол писал: о временах же и сроках, братия, нет нужды писать вам, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придёт, как тать ночью. Ибо когда будут говорить «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их гибель, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут (1 Фес 5:1-3).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

«Сюда относятся все роды знаний и всякая научность; все роды искусств, всякая художественность и всякое мастерство; все роды практической жизни, семейная и общественная жизнь со всеми способами их устроения и поддержания. На все это в душу вложены потребности, и на удовлетворение их дарованы силы с предуказанием в них и способа удовлетворения». 195 Характерной чертой души является погруженность в чувственность, а цель ее и назначение – посредничество в сношении с миром вещественным, чувственным. Она должна подчинять чувственное духу, который, общаясь с Богом, одуховляет и душу, и тело. 196 В этом святые Отцы и усматривают отличие духа и души. У Апостола Павла встречаются изречения, в которых душа ясно различается от духа. Например такое: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4:12 ). Видим, что Апостол различает душу и дух, но только как две стороны или силы одной и той же духовной природы человека, а не как особые самостоятельные части. Он говорит, что Слово Божие точно так же проникает до разделения души и духа, как – составов и мозгов, но члены и мозги являются частью одного тела человеческого, а не суть его отдельные части. Некоторые философы, (в частности Плотин) тоже учили, что человек состоит из тела, души и ума, как из трех отдельных сущностей, полагая при этом, «что иное есть душа, а иное ум», 197 т.е. иное есть душа животная, а иное есть душа разумная, которая еще по-другому называется умом. Их мысли последовал Аполлинарий, епископ Лаодикийский, положив это неверное мнение в основу своего учения. 198 Священное Писание ясно показывает, что у человека душа не может быть отдельно от духа и поэтому часто допустимы наименования души духом и наоборот. «Не бойтесь, – говорит Господь, – убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф. 10:28 ). «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор. 6:20 ), – говорит тот же апостол, который в иных случаях различал душу и дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Так как Церковь – это богочеловеческий организм, то в учении о Церкви повторяются христологические ереси. Несторианство в учении о Церкви проявляется как заблуждение разделяющих Церковь на небесную, невидимую, истинную и абсолютную, – и на земную, видимую, несовершенную и относительную (восточный протестантизм Кирилла Лукариса XVII в.). Монофизитство в учении о Церкви видит в Церкви лишь Божественное бытие, когда все священно, все обязательно, все постоянно. Человеческая сторона полностью устраняется (русский старообрядческий раскол). Монофелитство в учении о Церкви отрицает церковную икономию, снисхождение к миру, ради спасения которого Церковь была основана. Противоположная ересь состоит в оправдании принесения истины в жертву целям церковной икономии. Этот церковный релятивизм проявляется, например, в экуменическом движении. Ересь Аполлинария, отрицавшая человеческий дух в человеческой природе Христа, в учении о Церкви выражается в утверждении, что догматическая истина на Соборе открывается без участия собравшихся. То есть в формуле «угодно Святому Духу и нам» ( Деян.15:28 ) слова «и нам» упраздняются. Одним словом, заблуждения относительно Христа как главы Церкви актуальны и для самой Церкви. И наоборот, все, что верно для Христа, верно и для Церкви. В священнодействиях Церкви проявляются две воли: Божественная и священническая. В христологическом аспекте Церковь абсолютна и незыблема. В пневматологическом – Церковь динамична. Апостол Павел брачный союз представляет как прообраз Христа и Церкви. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» ( Еф.5:25-29 ). Но где же ипостась Церкви, отличная от Христа? Святой Дух в Своем личном пришествии не сообщает Церкви Своей Ипостаси, не становится личностью Церкви. Ипостасью Церкви является человеческая личность, а точнее, многочисленные личности. Однако Церковь свята. А поэтому ипостасью Церкви может быть лишь святая личность. Но тогда до воскресения мертвых мы не можем найти, как кажется на первый взгляд, такую личность. Душа не может быть полноценной личностью, так как человек не душа, а душа и тело. И все же такая личность есть – это воскресшая телесно Пресвятая Богородица и Приснодева Мария.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Такою-то верою спасались и ветхозаветные праведники. Напр. Авраам, не поколебавшийся ни на одно мгновение принесть в жертву Богу сына своего Исаака, ибо он веровал, что Бог силен и из мертвых воскресить его сына, – Моисей, законодатель, верою совершивший великие знамения и чудеса в народе Божием, и другие свв. великие мужи и пророки, «которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» ( Евр. 11, 32 ). III. Вот, братия мои, какая вера спасительна! Иной скажет, что он верует во Христа; а почему же он так мало думает и говорит о Нем? А почему он даже и на молитве, при беседе со Христом, рассеевается и часто сам не знает, что говорит? Другой скажет, что он верует во Христа: а почему же он не удерживается от того, чего Христос не любит, что Христос запрещает нам? Зачем он часто оскорбляет Христа Спасителя своего своим невниманием к Его святым заповедям? Зачем он божится и лжет; зачем обижает своих ближних, братьев и чад Христовых, даже своих кровных родных, даже отца и мать? Зачем безчинствует, ворует, грабит, клевещет, тайно и явно доносит о всех мнимых и действительных слабостях своего ближняго, чтобы погубить его и потом злорадствовать при виде его погибели и пр., и пр.? Так ли должна проявляться в жизни нашей вера в Бога и во Христа Спасителя нашего? Аминь. (Сост. по Чет. Мин. и пропов. прилож. к «Рук. для сел. паст.», за 1889 г., декабрь, стр. 216–218). Читать далее Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т./Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897./Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Тогда святой, приблизившись к покойнице, молился: — Господи Иисусе Христе Боже мой, исполняющий все прошения Апостола Твоего Петра, моего наставника, исполни и мою просьбу, — воскреси эту отроковицу, так как она Твое создание. И да видят предстоящие Твою силу и разумеют, что нет иного Бога, кроме Тебя! Потом, прикоснувшись к мертвой, воскликнул: — Восстань и исповедуй Создателя твоего! И тотчас девица воскресла, стала на ноги и, громко взывая, восклицала: — Велик Бог, Которого проповедует Аполлинарий, и нет, кроме Него, другого Бога! Обрадовались родители отроковицы, обрадовались и все христиане, что так прославилось имя Господа Иисуса. Крестилась девица с матерью и все домашние, и всех принявших крещение душ обоего пола было триста двадцать четыре, и многие другие из язычников уверовали во Христа и крестились. Правитель же Руфин, хотя и уверовал во Христа, но страха ради перед цезарем, не принял крещения, но втайне любил святителя Божия и служил ему. Дочь же его посвятила себя Иисусу Христу, обручив себя Ему, как невеста, и пребыла девою в течение всей своей жизни. Сообщено же было цезарю язычниками, что какой-то человек, пришедший из Антиохии, своим волшебством и чарами, внес имя Иисуса Жидовина в город Равенну, и многие из народа слушают его, причем он даже семью и домашних Руфина совратил в свою веру. Цезарь же, немедленно послал наместника своего, именем Мессалина, в Равенну лишить власти Руфина, а Аполлинария приказал или принудить к поклонению языческим богам, или изгнать в самые отдаленные страны. Мессалин, исполняя волю цезаря, позвал Аполлинария в преторию и при капитолийских жрецах расспрашивал его, — кто он, откуда и чем занимается. Святой же сказал о себе, что он христианин, родом из Антиохии, ученик апостольский; дело же его исключительно состоит в проповедовании Иисуса Христа, Сына Бога Живого, сотворившего небо и землю, и море и всё, что на них и в них. — Не того ли проповедуешь Христа, Который, несколько лет тому назад, назвался Сыном Божиим, и был убит жидами? — спросил Мессалин. — Если бы Он был Бог, то не умер бы и не принял бы поругания, но так как Он был горд, то предан был на мучение и погиб от смертной казни, — ради чего ты причисляешь Его к богам, не знаю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Члены собора назвали учение Итала тем самым, которое ввел Аполлинарий и которое этот «новый учитель принял в целости и признал за свое собственное». Итал в своем исповедании назвал Сына Божия «плотоносным». Аполлинарий же, младший современник св. Афанасия в первую половину своей деятельности прославился, как ревностнейший защитник догмата об Единосущии. Но принеся церкви немалую пользу уяснением вопроса об Единосущии, Аполлинарий положил начало спорам христологическим и оказался главным виновником нового учения о Лице Сына Божия, о соединении в Нем двух естеств. В начале своей деятельности по разработке христологического учения он резко еще не высказывал своих ложных мыслей, и о нем продолжали думать, как о защитнике учения церкви. Так, в одном из раннейших своих сочинений, когда еще не были прекращены тринитарные споры, он так писал о Сыне Божием: «исповедуем, что Сын Божий сделался сыном человеческим не по имени, а по истине, приняв плоть от Марии Девы, и что Он есть совершенный Сын Божий и Он же сын человеческий». Не иное Лицо – Бог Слово и не иное человек Иисус», но один и тот же сущий из начала Сын сделался соединенным с плотию из Марии, составивши собою совершенного и святого и безгрешного человека. «Бог воплотившийся в человеческой плоти, имеет чистое собственное действие, будучи умом, недоступным для телесных и душевных страстей, и действуя безгрешно и божественно во плоти и плотских движениях». Говоря таким образом, Аполлинарий настаивал на мысли, что Сын Божий воплотился, принял плоть. Что разумел здесь под плотию, он ясно еще не высказывал; но в сочинениях позднейших он уже ясно и отчетливо определил, что разумел под плотию. Сделал это Аполлинарий в своем сочинении о Божественном воплощении. В этом сочинении Аполлинарий резко и определенно развил свою христологическую теорию. Первый человек, говорил он, «от земли перстен, потому что в нем одушевлено тело, образованное из персти»; второй человек с неба называется духовным; а это означает, что человек, соединенный с Богом, не имеет ума». «Он называется небесным, потому что воплотился Дух небесный». Поэтому, Христос есть «Бог по духу воплотившемуся и человек по плоти, воспринятой Богом». Итак, вместо духа, т.е. ума имея Бога, Христос с душою и телом справедливо называется человеком». В своем учении Аполлинарий ясно выразил мысль, что Сын Божий, воплотившись, принял от Девы Марии только одушевленную плоть, без ума, который во Христе заменило Божество.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По отзывам современных Аполлинарию писателей и церковных историков, равно как и в оставшихся известными по своим названиям сочинениях его, литературная его деятельность рисуется необычайной как по количеству написанного им, так и по разнообразию предметов, затронутых им в своих произведениях. Эта удивлявшая даже писателей века плодовитость условливалась столько же напряженными умственными интересами и широтою требований золотой эпохи христианской, богословской производительности, сколько способностями и образованием самого Аполлинария. Он жил и вращался в кругу известнейших и выдающихся лиц века, из которых каждое стояло в центре целого ряда событий, обращавших на себя общее внимание и требовавших определенного отношения к себе. „Имея, – по выражению св. Василия, – язык, готовый свободно говорить о всяком предмете» 461 , Аполлинарий считал себя обязанным отвечать на эти требования и всюду выступал со своими сочинениями. Возникает ли в церкви вопрос о Маркелле, епископе анкирском, и его учении, – Аполлинарий обсуждает его в особом сочинении 462 ; издает ли Евномий свою „Апологию» 463 , – Аполлинарий отвечает и ему 464 ; поднимаются ли в церкви споры о Божестве св. Духа, – Аполлинарий опять пишет книгу по этому предмету 465 . Множество вопросов, разные перемены в церковной жизни давали ему темы для составления сочинений. Вступил на престол Юлиан, и вместе с тем открылась попытка реставрации язычества на почве философской, – Аполлинарий выступает борцом против языческой мудрости в сочинении „за истину» 466 и защитником христианства в книгах против Порфирия 467 ; издает Юлиан закон, запрещающий христианам занятие классической литературой, и Аполлинарий предпринимает смелую попытку создать равносильные и равночисленные образцы христианской поэзии 468 . Так, богатство и разнообразие событий общей жизни, церковной и государственной, находило себе постоянный отклик в „способности» Аполлинария „легко писать» 469 , и всё это вместе выразилось в богатстве литературной производительности последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Кирилла Александрийского 1318 , „большая книга о догматах против Аполлинария» Амвросия, ученика Дидима 1319 , „Против синусиастов» Феодота Антиохийского 1320 и Диодора Тарсийского 1321 , „Книга о вочеловечении Сына Божия» Феодора Мопсуэстского 1322 и слова против Аполлинария Феодорита Кирского 1323 . Вся эта обширная литература, имевшая в виду опровержение ложного воззрения Аполлинария, в сущности своей посвящена была изложению и раскрытию именно догмата о воплощении. Своим сочинением „о Божественном воплощении» Аполлинарий создал школу в области христологии, и чтобы устранить эту школу, нужно было ее ложные воззрения заменить истинным, твердо установленным учением. Это и делают вышеназванные писатели; они раскрывают православное учение о Богочеловеке, разъясняя его в связи с основными положениями христианства. По своему содержанию сочинение Аполлинария „о Божественном воплощении» направлялось к той цели, чтобы охранить чистоту учения о воплощении от вторжения чуждых христианству элементов эллинизма и юдаизма. В нем Аполлинарий берет на себя обязанность выяснить истинную сущность христианской веры, показать ее коренное отличие от языческого и иудейского неверия. Поэтому, Аполлинарий выставляет себя здесь защитником основных догматов христианства, хочет быть таким же „борцом за правую веру» в учении о воплощении, каким он был некогда в учении о Св. Троице, хочет поучатъ и наставлять. Удалось ли Аполлинарию на деле выполнить эту задачу? – ответ на это ясен сам собой. Аполлинарий не только не достиг своей цели, но напротив он исказил сущность христианства и исказил в угоду тому эллинизму, в котором он обвинял своих противников. В построенной им системе важное значение заняли метафизические понятия, существенно повлиявшие на главные пункты его воззрений и обусловившие собой неправильность его выводов. Еще св. Григорий Нисский , как мы видели, отметил влияние философии на богословие Аполлинария. Он упоминает об эллинских мнениях, которые Аполлинарий „выдыхал» на конце своего сочинения в защиту своих басней, хотя и не обозначает точно, в чем состояли эти эллинские мнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010