Вспомни и рассказ Деяний апостольских об эфиопском евнухе. Тот читал книгу пророка Исаии и на вопрос апостола Филиппа, понимает он читаемое, ответил: как могу разуметь, если кто не наставит меня? ( Деян.8:31 ). Что же до приведенных тобою слов апостола, то поостерегись, как бы они не были вам в осуждение. Ибо помазание означает излияние Святого Духа в таинстве миропомазания, которое вы отрицаете, а слова знаете всё означают, что христианам известно всё относящееся к спасению, а значит, и к учению об антихристе и его сеятелях, о которых апостол Иоанн говорит далее (см.: и Ин.2:22; 4:2–3 ). Посему нельзя любому, кто пожелает, ходить по ветру главы своея, толкуя Писание вкривь и вкось, ибо он обречен впадать из заблуждения в заблуждение. Сектант : У каждого христианина есть право и даже долг самому толковать Священное Писание, ибо это заповедано Спасителем: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ). Священник : И снова поостерегись, человече, ибо многие зачинатели древних ересей Арий, Несторий, Евтихий, Аполлинарий, Ориген и другие дерзнули погрузиться в море Писания и потонули, погубив себя и всех своих последователей. Священное Писание имеет троякий смысл: – телесный, или буквальный; – душевный, или аллегорический; – духовный, или мистический. Посему, как говорят древние отцы Церкви, люди простого разумения да довольствуются смыслом буквальным; более преуспевшие могут проникать разумением в душу Писания; тем же, кто совершенен в деянии и разумении, доступно и самое глубокое в нем. О том, что совершенное разумение Писаний возможно лишь для совершенных, свидетельствует великий апостол Павел: Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей ( 1Кор.2:6–7 ). Сектант : Чтобы постичь Священное Писание, не нужна особая мудрость, ибо глубина его открывается и простецам, по слову Господа: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам ( Мф.11:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Гипотеза предсуществования Иисуса Христа и сотворение Адама Одним из наиболее ярких примеров инверсии причинно-следственных отношений во времени, когда следствие предшествует причине, является гипотеза предсуществования Иисуса Христа, т. е. явления Христа в событиях, предшествовавших Его плотскому рождению. В основе гипотезы лежат некоторые высказывания из Евангелия от Иоанна и апостола Павла: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3:13); «Что ж, если увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был прежде» (Ин. 6:62); «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Ефес. 4:10). Представления о предсуществовании Иисуса Христа были характерны для ранней Церкви. Об этом писали св. Григорий Чудотворец: «Един Сын, один и тот же и до воплощения, и по воплощении, человек и Бог, то и другое – единое» и св. Антоний Великий: «Иисус, прежде уже создавший людей, приходит вновь, дабы их исцелить» . Подобные высказывания можно найти в сочинениях Оригена , в послании Первого Антиохийского собора , в трудах св. Иринея Лионского, св. Афанасия Великого, прп. Николая Кавасилы. Тем не менее представления о предсуществовании так и остались всего лишь гипотезой в силу того, что явление во плоти Христа до Его рождения от Девы Марии неприемлемо с точки зрения причинно-следственных связей, воспринимаемых нами во времени. Однако эта гипотеза может быть реанимирована с точки зрения вневременного Божественного бытия . Следует отметить, что сам термин «предсуществование» не вполне удачен, так как наводит на мысль о ереси аполлинаризма. Во избежание недоразумений и перетолкования отметим, что как в цитированной выше статье, так и ниже речь идет о возможности явления именно воскресшего Иисуса Христа в событиях тварного мира, имевших место до Его воплощения. «Свершилось!» – это последнее слово, сказанное нам Христом на кресте. Свершилось то, что было задумано прежде всех веков, то, ради чего и был сотворен этот мир, – воплощение сына Божьего, Бога Слова . Апостол Павел поясняет: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), который родился от жены…» (Гал. 4:4), родился, дабы исполнить полноту времен и соединить Собою небесное и земное (Еф. 1:10), «открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, скрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом » (Еф. 3:9). Воскресший Иисус Христос вознесся к Отцу и тем самым исполнил полноту времен. Там, одесную Отца, Ему доступно время во всей полноте от начала и до конца. Вся история нашего мира для Христа как Бога лишь мгновение, лишенное протяженности. В этом мгновении нет прошлого и будущего, нет причины и следствия, ибо только Христос есть первопричина и полнота всего сущего. Ему, как Богу и человеку, доступны вневременная вечность Бога Отца и время нашего мира. Он, будучи посредником между Богом и тварным миром, может войти в любой момент времени нашей истории, как в прошлом, так и в будущем.

http://bogoslov.ru/article/6027535

Глас в Раме слышан. Глас в Раме слышан. Рама — возвышенное место в Палестине, ибо это название значит: «высокая». Она досталась в удел колену Вениамина, который был сыном Рахили. Рахиль же погребена в Вифлееме. Итак, пророк называет Вифлеем Рахилью, потому что она была погребена в нем. Плач и рыдание были слышны на высоте. Итак, послушай пророка. Плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль (то есть Вифлеем) плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. Плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль (то есть Вифлеем) плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. В этой жизни «нет», ибо души бессмертны. По смерти же Ирода. По смерти же Ирода. Горькую кончину имел Ирод, извергнув свою злую душу горячкою, болью в животе, зудом, кривизной ног, гниением срамного члена, порождавшим червей, одышкою, дрожанием и судорогой членов. Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву. Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву. Не говорит: «бежи», но «иди», ибо страха уже не было. Ибо умерли искавшие души Младенца. Ибо умерли искавшие души Младенца. Где Аполлинарий, говоривший, что Господь не имел души человека? Здесь он изобличается. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти. Трех сыновей оставил Ирод: Филиппа, Антипу и Архелая. Архелаю приказал быть царем, а прочим тетрархами. Иосиф побоялся возвратиться в землю Израиля, то есть Иудею, потому что Архелай был подобен своему отцу. Антипа же — это новый Ирод, который убил Предтечу. Но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские. Но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские. Галилея была земля не израильская, но языческая; поэтому иудеи смотрели на них (галилеян), как на мерзость.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Господь Иисус Христос — Всечеловек по той причине, что Он не имеет, как бы мы сейчас выразились, человеческой личности (хотя это очень неточное слово, но общепринятое). Его личность — Божественная Ипостась Пресвятой Троицы. Но в то же время Он обладает всей полнотой человеческого естества. Если бы какой-либо части этого естества в Нем не было, то Он ее не искупил бы. Если бы у Него была призрачная плоть, как говорили древние еретики докеты, то Он не искупил бы человеческую плоть. Если бы в Нем не было души, как рассуждали другие ересиархи, и ее замещало бы Божество, то Он искупил бы только тело, но не искупил бы душу, являющуюся, по сути, источником греха и вообще грехопадения. Если бы в Нем были душа и тело, но не было ума человеческого, как говорил Аполлинарий и его последователи, то остался бы неискупленным ум, высшая, но, к сожалению, наиболее отравленная грехом часть нашего естества. Именно через ум человек воспринял искушение диавола и поддался ему. Мы же говорим, что Господь обладал всей полнотой человеческого естества. «Но почему же, — спросите вы, — Он не имел человеческой личности и почему получилось так, что в Нем только одна личность, Божественная? Ведь Он полноценный, совершенный человек». Потому, что Господь Иисус Христос Своим человеческим естеством ни одного мгновения не существовал самостоятельно (слово терминологически не совсем правильное). Своим человеческим естеством Он возник сразу в соединении с Божественной Ипостасью. Он не был создан из земли, но вместо первозданной земли была плоть Пресвятой Девы. Требовалось согласие человеческого рода на то, чтобы явился в мир Сын Божий. И согласие получено от Пресвятой Девы: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк.1:38 ). Эти великие слова, сказанные Ангелу, позволили Сыну Божию войти в мир, позволили Богу начать дело человеческого спасения. Господь Иисус Христос не был сотворен подобно Адаму, Он родился в обычной человеческой среде, но необычным способом. Если бы Он родился обычным способом, то Ему было бы сообщено и страшное последствие грехопадения — первородный грех.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Для начала в прямом смысле пойми сказанное Христом: Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф. 19:4–6 ). А затем примени это к словам апостола: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф. 5:32 ). То есть мы становимся причастниками Христовыми, соединяясь с Ним верой, знанием и добродетелями. 250. Председателю Фавсту Восхваляем, прославляем, чествуем поклонением Отца и Сына и Святого Духа, единую силу, Единое Божество, единую власть и единую волю. Прославляем единосущную Троицу, исповедуем единство и троичность – единство в единой сущности, троичность в Ипостасях, или Лицах. 251. Пелагию Чревовещателей, говорящих как будто из-под земли, пустословов, следует избегать, потому что во всяком лживом слове нет истины. Посмотри, что сказано в Евангелии: И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать ( Ин. 1:16 ). А у суесловов и еретиков нет полноты истины, все их слова не имеют Божией силы и премудрости. Иные чревовещают, потому что не познали истины. Однако же возвещают истину, вещая от чрева, потому что служат чреву, как сказано: их бог – чрево ( Флп. 3:19 ). Чревовещатели говорят не от Святого Духа, не от высшего в душе, не от сердца, возлюбившего Христа, но от своего чрева. 252. Диоклитиану Человек легко может совратиться с правильного пути на ложный, как говорит апостол: кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть ( 1Кор. 10:12 ). Потому что до последнего вздоха неизвестна человеческая участь, переменяющаяся то в одну, то в другую сторону. Ты своими глазами видел, как Аполлинарий 60 состарился, живя целомудренно и честно, был уважаем за проповедь истины и гоним арианами, однако же, такой муж впал в ересь, обольщённый дьяволом . Он учил, что Сын Божий воспринял плоть, не имеющую ни души, ни ума, и Божество Слова называет Божественным одушевлением. Всё это произошло благодаря дьяволу, завидующему всем людям. Как сказал кто-то из мудрецов: зависть – вечная противница великого преуспеяния. Так через людей прославленных и пользующихся большим уважением отыскивает она какие-либо предлоги возмутить, огорчить и привести в сильное смятение Церковь Христову. 253. Комиту Савурию

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Если и можно было высказывать суждения в духе хилиазма, как частные мнения, то можно было до тех пор, пока не высказала об этом своего мнения вселенская Церковь . Но когда второй вселенский собор (381 г.), осуждая все заблуждения еретика Аполлинария, осудил и его учение о тысячелетии Христовом и внес в самый символ веры слова о Христе: Его же царствию не будет конца, – держаться этих мнений православному христианину совершенно непозволительно. Кончина века сего Вследствие падения человека вся тварь невольно покорилась «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне ( Рим. 8:22 ). Наступит время, когда весь вещественный и человеческий мир должен очиститься от греха человеческого и обновиться, как равно мир духовный – от греха в мире ангельском. Это обновление вещественного мира должно совершиться в последний день, в тот день, когда совершится последний суд над миром, – и произойдет он посредством огня. Допотопное человечество погибло, будучи потоплено водой: а нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков – наставляет ап. Петр ( 2Пет. 3:7 ). Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят... мы по обетованию ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда ( 2Пет. 3:10, 13 ). О том, что нынешний мир не вечен, предсказывал еще псалмопевец, взывая к Богу: В начале Ты основал землю, и небеса – дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь, и все они, как риза, обветшают, и как одежду, Ты переменишь их, – и изменятся (пс. 101:26–27). И Господь Иисус Христос сказал: Небо и земля прейдут ( Матф. 24:35 ). Кончина мира будет состоять не в совершенном разрушении и уничтожении его, а в полном изменении и обновлении. Пятый вселенский собор, опровергая разные лжеучения оригенистов, торжественно осудил и то их лжеучение, будто вещественный мир не преобразится только, а совершенно уничтожится. Что касается тех людей, когда пришествие Господне застанет живущими на земле, то, по слову апостольскому, с ними произойдет мгновенное изменение, такое же, как и с воскресшими мертвыми: Не все мы умрем, но все изменимся, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся: ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие ( 1Кор. 15:51–53 ). Всеобщий суд

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Если и можно было держаться учения о хилиазме даже как частного только мнения, то лишь до тех пор, пока вселенская церковь не высказала об этом своего голоса. Но когда второй вселенский Собор (в 381 году), осуждая все заблуждения еретика Аполлинария, осудил и учение его о тысячелетнем царстве Христовом «для того внес в самый символ веры слово о Христе: «Его же царствию не будет конца», – держаться этого учения, даже в качестве частного мнения, совершенно непозволительно православному христианину. 278 Об основных истинах христианской веры апологетические публичные чтения Протоиерея Л. А. Сергиевского. М. 1872 г., стр. 173 – 174. 279 Вот полный состав речи апостола; «Вы, братия, сделались подражателями церквам Божьим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от иудеев, которые убили и Господа и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и чрез это всегда наполняют меру грехов своих: но приближается» и т. д. 300 Благовестник. Казань, 1857 г., ч. II, стр. 124, 125; сн. ч. I, стр. 302. – Снеси также Дамаскина. Точное изложение прав. 308 В той же беседе св. Златоуст высказывает мнение, что второе пришествие Христово будет в полночь. Св. церковь установила особую церковную службу – полунощницу для молитвенного воспоминания второго пришествия и страшного суда Христова. 313 Если бы одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна бы и получила венец; а если бы одна предавалась удовольствиям, то, одна по справедливости была бы и наказываема. Поскольку же душа не творит ни добрых, ни злых дел без тела, то по справедливости и душа, и тело вместе получают воздаяние (Св. Иоанн. Дамаск. Точное излож. прав. веры, кн. IV, гл. 27). 314 Тогда праведники, говорит Писание, просветятся, как солнце ( Mamф. XIII, 43 ) и луна и как светлость тверди ( Дah. XII, 3 ). И Бог, предвидев человеческое неверие, малейшим червям во время лета даровал способность испускать из тела световидный блеск, дабы люди, судя потому, что видят, поверили тому, чего ожидают. Тот, который дает несколько, может подать и все: Тот, кто сотворил червя блистающим, кольми паче и просветить праведного человека (св. Кирилл Иерусалимский , огласит. поучение XVIII).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

». «Если кто-либо не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия, Оригена и их нечестивые писания, а также всех других еретиков, осужденных и подвергнутых анафеме святой Вселенской (кафолической) и апостольской Церковью и четырьмя вышеназванными Святыми Соборами, равно как и тех, кто придерживался или придерживается мнений, подобных мнениям упомянутых еретиков, и кто оставался или остался до смерти в своем нечестии, да будет отлучен от сообщества верных», — было указано отцами V Вселенского Собора. В том же фрагменте, приводимом Крашенинниковой, легко можно заметить начаток своеобразного и кощунственного «комплекса Христа», о чем будет сказано ниже. Другая ересь — о предрешенности человеческого существования, которая имеет древние гностические корни (Василид, Валентин и др.) и лежит в основе современного протестантизма, также озвучена Л. Емельяновой в качестве «откровения» Вячеслава Крашенинникова: «Праведные пусть делают правду, неправедные пусть делают неправду, на Небе все решено, ничего ни остановить, ни изменить нельзя…». Это высказывание — классический образец прямого подлога. Первая часть пророчества — почти дословная цитата из Откровения Апостола Иоанна Богослова: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще». ( Откр.22:11 ). Но дальше в Откровении говорится: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам». ( Откр.22:12 ). Ни о какой предрешенности в человеческой жизни, как видим, речи не идет. Господь никогда не посягал на свободу нравственного выбора. Сказанное «святым отроком», таким образом, находится в прямом противоречии с Писанием. Правда, в другом месте Вячеслав говорит нечто прямо противоположное: «Славик говорил, что даже убийца может стать святым, если сильно каяться в своих грехах и больше не делать их». То, что в данном случае концы с концами не вяжутся, Л. Емельянова просто не замечает. Для сравнения приведем здесь высказывание знаменитой болгарской прорицательницы Ванги (Вангелии Гущеровой, 1911-1996), также считавшей себя православной и даже построившей храм у себя на родине: «Не думайте, что вы вольны делать, что хотите, в действиях своих никто не свободен, и все предопределено.

http://sueverie.net/babix-basen-otvrashh...

«За мною грядущий»: к вопросу об экзегезе Евангелия от Иоанна 1:30 в контексте христологических споров Источник Содержание 1. Примеры экзегезы Ин. 1:30 в греческой христианской письменности (Ориген, Аполлинарий, свт. Иоанн Златоуст) 2. Ин. 1:30 в контексте антинесторианской полемики (свт. Кирилл Александрийский, Феодор Мопсуэстийский, Несторий) 3. Ин. 1:30 в контексте антимонофизитской полемики (свт. Фотий Великий, Степанос Сюнеци)     Настоящий доклад посвящен святоотеческой экзегезе слов св. Иоанна Крестителя из 1 гл. Евангелия от Иоанна ( Ин. 1:30 = Ин. 1:15 ), произнесенных перед крещением Господним во Иордане. «26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня (πσω μου ρχεται νηρ δς μπροσθεν μου γεγονεν, τι πρτος μου ν)» ( Ин. 1:26–30 ). Последний стих данного фрагмента, понимавшийся как пророчество, духовное прозрение, откровение, позволял предлагать разные богословские интерпретации, которые оказались учтенными и востребованными в христологических спорах IV-V вв. Уже в древности христианские экзегеты констатировали неоднозначность Ин.1:30 1 . Толкование Ин. 1:30 содержится прежде всего у тех схолиастов, которые комментировали и истолковывали Евангелие от Иоанна – у Оригена , Аполинария Лаодикийского, Феодора Мопсуэстийского, свт. Иоанна Златоустог о, свт. Кирилла Александрийского , в некоторых катенах 2 (и в том числе у блаж. Феодорита 3 ). Другая группа памятников – это соборные акты (III и IV Вселенских Соборов), а также позднейшая полемическая письменность, которая в нашем докладе будет представлена одним из посланий к армянам свт. Фотия Великого. Надо отметить, что Ин. 1:30 толковался, как правило, профессиональными экзегетами Писания; у известнейших греческих отцов, писавших в разных богословских жанрах (таких как прпп. Максим Исповедник , Симеон Новый Богослов , Никита Стифат , свт. Григорий Палама ), толкование данного стиха не встречается или встречается крайне редко.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

И потому к сектантам вполне относятся слова свят. Афанасия Великого, обращенные к аполлинаристам: «Если же душа, по вашему мнению, есть плотская; то почему она не умирает и не истлевает вместе с телом? Почему и Петр, содержимые во аде души наименовав духами, сказал: сошел заключенным в темнице духовом проповедать воскресение (1 Петр. 3, 19)? Но вы утверждаете и именуете все вопреки естеству, чтобы, изобразив домостроительство согласно с естеством, не сказать вам истины, то есть, что Слово истинно соделалось и человеком». А человек, добавим мы, является не просто плотью, но союзом бессмертной души и тела. 5.5. Воскресение Христово в представление сектантов Одним из самых ярких и разительных расхождений догматики иеговистов и христиан является отвержение первыми факта телесного Воскресения Христа. Так как из их учения о «духовном воскрешении Иисуса» вытекают коренные искажения их антропологии (духовное воскрешение 144000 «небесных правителей»), то необходимо в данной работе рассмотреть и эту ересь. Иеговисты утверждают: «Умерев, Иисус навсегда отказался от человеческой жизни. Он был воскрешен на небе и стал духом, дарующим жизнь. Более того, когда Иисус вознесся к своему любимому Отцу, он преподнес Ему цену своей совершенной человеческой жизни. Цена его столь дорогой жизни могла быть применена на благо послушного человечества» . «Возвращение Ему плотского тела сделало бы эту жертву недействительной» . Описывая вознесение, они говорят: «Дематериализовав Свое физическое тело, Он поднимается на небо как духовная личность. Когда 11 апостолов дальше смотрят на небо, рядом с ними появляются двое мужчин в белой одежде. Эти материализованные ангелы говорят: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Иисус только что ушел с земли без широкой огласки, и только Его верные последователи наблюдали это. Значит, Он вернется таким же образом — без широкой огласки, и только Его верные последователи поймут, что Он вернулся и начал Свое присутствие в царственной власти» . Так из их фундаментального заблуждения вытекает извращение учения о Втором Пришествии Христа на землю, которое они понимают как невидимое присутствие среди организации Свидетелей Иеговы. Не надо даже говорить, что это учение иеговистов делает Христа и Иегову лжецами. Ведь вместо того, чтобы прямо сказать, что Иисус — больше не человек, они утверждают прямо обратное. Более того, если правы иеговисты, Христос говорил прямую ложь, когда утверждал: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24, 39)! Объяснения иеговистов, что этими словами Иисус «объяснял, что Он не является видением» , просто надуманны, ибо Он опровергал именно иеговистское понимание Его как воскресшего в духовном теле.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010