Священник Алексей Смирницкий. 4. Петропавловская церковь в Кейкине Село Кейкино находится на р. Луге, в 150-ти верстах от Петербурга, в 25-ти от Ямбурга и в 16-ти от Нарвы. Прежняя здешняя церковь , деревянная, построена была в 1718 году и за ветхостью, закрыта в 1841 г. В том же году, канцлером Российской Империи, графом Карлом Васильевичем Нессельроде, в его мызе Итово, в деревянном флигеле, в связи с больницею, устроена была временная церковь , для его крестьян. Она существовала до построения нынешней каменной церкви. Внутренняя отделка каменной церкви, с утварью и ризницею, произведена, по просьбе графа, на 7000 р., пожертвованных 26 января 1838 г. нарвским купцом Моисеем Власовым Комаровым на поправку прежней деревянной церкви. За постройкой наблюдали: управляющий имением Артемий Михаилов, благочинный – ямбургский протоиерей Елисей Приморский и местный причт. Церковь освящена 17 декабря 1848 г. благочинным. Церковь имеет вид продолговатого четвероугольника. Длина ее 14 саж., ширина – 7, высота до крыши – 7 саж. Крыша – в два ската, над нею четвероугольный купол, с круглым, о 8-ми окнах, фонарем; на вершине – четвероконечный крест. Высота колокольни от крыши 6½ саж. Из шести колоколов самый большой в 56 п. 19 ф. устроен в 1871 г. усердием прихожан, священника Павла Свиязева и его тестя Александра Петрова, лит в Петербурге, на заводе г. Васильевой. У церкви 3 крыльца о 5 ступенях, из нарвской плиты; в церкви шесть окон. В 1869 г. церковь обнесена каменной оградой, с железной решеткой. Длина алтаря 2 саж. 2 арш., ширина 3 саж., в нем одно полукруглое окно в восточной стене. По сторонам алтаря – ризница и архив. Престол сосновый, высота его 1 арш. 6½ вер.; ширина 1 арш. 5 вер. Утвержден на камне. Антиминс освящен и подписан еп. Нафанаилом в 1847 г. февраля 16. Солея возвышается на 3 ступени. Длина церкви, от притвора до иконостаса, 9 саж., ширина 6 саж., высота 10 саж. В церкви 4 окна, по два на каждой стороне и – два полукруглых над боковыми дверями. Купол храма – круглый, деревянный, с открытым фонарем. Из притвора ход в колокольню и в сторожку. Посреди церкви – паникадило аплике, с 24-мя свечами. Церковь холодная, пол в ней деревянный, стены оштукатурены и выкрашены светло-сиреневою краскою, а купол с фонарем – темно-сиреневою с золотыми звездочками. Иконостас сосновый, одноярусный, выкрашен белой краской. На верху его – деревянный, вызолоченный крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Внутренне пространство заключает площадь вместительности около 40 кв. саж.; сводный потолок утверждается на шести столбах; пол в самой церкви устроен из мраморных плит, а в алтаре деревянный. К отоплению приспособлена. Под церковью есть три погреба, из коих в подалтарном находится усыпальница строителя сего церковного здания Александра Служко и его семейства; под среднею частью церкви погребены разные благотворители бывшего Доминиканского монастыря и костела и в третьем, устроенном под приделом с правой стороны, погребены останки чтимого римско-католического доминиканского ксендза Фабиана Малиновского. Верою окрестных римско-католиков приписывалась сим останкам врачующая сила от местной болезни колтуна. За обращением костела в православную церковь, вход в сей погреб наглухо закрыт и самые останки мнимо-святого глубоко зарыты в землю в том же склепе. Солея в церкви возвышена на аршин, на ней устроены и клиросы. Предалтарный новый иконостас устроен с колоннами в нижнем ярусе и пилястрами в верхних частях, покрашен в белый цвет, а карнизы, рамы и резьба позолочены; состоит из четырнадцати икон, расположенных в четыре яруса. Между другими иконами, находящимися в церкви, замечательны: икона св. равноапостольной Марии Магдалины и икона Божией Матери, не имеющая особенного наименования: обе иконы величиною около полутора аршина каждая остались в церкви после упразднения костела и пользуются от окрестных римско-католиков и православных особенным чествованием; икона Спасителя величиною в 7 вершков, покрытая серебряною ризою, принесена в церковь в дар от его императорского величества при преобразовании оной из римско-католического костела. Помещение для ризницы устроено в алтарной части храма. Все необходимые утварные вещи имеются, но все они малоценны, как устроенные из аплике. К ценным следует отнести один серебряный новой чеканки прибор литургийных сосудов, переданный в сию церковь в 1870 г. по распоряжению б. высокопреосвященного Александра из поступающих ежегодно из Святейшего Синода для снабжения беднейших церквей утварных вещей. Облачениями церковь также снабжена в достаточном количестве, так как имеется совершенно годных к употреблению восемь приборов облачений с четырьмя подризниками.

http://sobory.ru/article/?object=48130

Тотьма. Спасо-Суморин монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1554. Адрес: Россия, Вологодская область, Тотемский район, г. Тотьма, мкр. Лесотехникума Координаты: 59.973437, 42.732759 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Спас-Сумарин монастырь, заштатный, в 2 верстах от города Тотьмы. Основан преподобным Феодосием (см. 28 января). Мощи преподобного Феодосия находятся зимою в Воскресенском соборе под аркою между собором и северным приделом во имя самого угодника, а весною ежегодно с торжественным крестным ходом переносятся в холодный Преображенский собор и здесь остаются в продолжение лета на месте левого клироса в серебряной раке под массивной аплике сенью; они покрыты покровом и только оставлена открытою для лобзания рука преподобного. Перед ракою, в киоте за стеклом, — чудотворная икона Божией Матери, именуемая Тотемскою и Суморинскою, принесенная самим преподобным (по фамилии Сумариным) из вологодского Прилуцкого монастыря, как дар напутственного ему благословения; празднование в честь этой святой иконы бывает 28 января и 29 июня. В ризнице хранятся: часть крышки с гроба преподобного Феодосия; кожаные сапоги его с железными подковами, найденные в земле при открытии мощей его; древняя копия с духовной преподобного, писанная столбцом на свитке; железная шапка из двух полос, сложенных крестообразно, с обручем вокруг головы, железные четки и железные вериги преподобного Феодосия. Ежегодно 28 января вокруг монастыря, а 30 августа, 2 и 5 сентября в монастыре из собора города Тотьмы совершаются крестные ходы. При монастыре богадельня, странноприимный дом и открытая в 1889 году церковно-приходская школа имени преподобного Феодосия. К монастырю приписана с 1832 года Дедовская Троицкая пустынь, в 7 верстах от города Тотьмы, на Дедове острове реки Сухоны, основанная в 1676 году. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году » Спасо-Суморин монастырь – бывший мужской православный монастырь в городе Тотьме. Расположен на продолговатом мысу между речками Песья Деньга и Ковда. Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года 176 Ансамбль Спасо-Суморина монастыря, XVIII-XIX вв. отнесен к категории объектов культурного наследия федерального значения.

http://sobory.ru/article/?object=00367

Самохваловичи. Церковь Сошествия Святого Духа (старая). /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Духа Святого Сошествия Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1863. Год утраты:приблизительно 1935 Адрес: Беларусь, Минская обл., Минский р-н, пос. Самохваловичи Координаты: 53.739097, 27.504312 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Существовавшая ранее церковь Сошествия Святого Духа. Местечко Самохваловичи, состоящее в Минском уезде, расположено при реке Птиче и военно-коммуникационной дороге из Минска в Слуцк. От Минска оно отстоит в 18 верстах. В приходе всегда существовала одна церковь. Настоящая Свято-Духовская церковь, расположенная на краю местечка, построена в 1863 г. на отпущенную из казны сумму в количестве 5 900 руб. Зданием деревянная, представляет вид продолговатого креста с одним глухим куполом на середине и колокольнею во фронтонной части. Крыша на церкви гонтовая, входных дверей трое, окна расположены в два ряда и нижние снабжены железными решетками. Как крыша, так и стены покрашены масляною краскою. Вообще, церковь крепка и в значительной ремонтировке не нуждается. Внутренняя площадь вместительности заключает в себе пространства около 90 кв. саж. Потолок настлан досками и поддерживается восемью деревянными столбами, пол деревянный, стены покрашены голубою масляною краскою, к отоплению церковь не приспособлена. Клиросы устроены на солее, возвышенной на четыре вершка. Иконостас нового устройства, состоит из тринадцати икон, считая и боковые киоты, расположенных в один ряд; покрашен он белою краскою, а карнизы, рамы и лучи позолочены. Помещение для ризницы находится в особой пристройке при алтаре. Необходимые утварные вещи имеются, но все они из аплике, малоценны, за исключением одного серебряного прибора литургийных сосудов.

http://sobory.ru/article/?object=41481

Настоящая приходская церковь во имя Успения Божией Матери, по рассказам старожилов, построена в прошедшем (XVIII) столетии блужским помещиком Тросько, а починяема была в 1832 г. местными крестьянами, при участии помещицы Завадской. Зданием деревянная, устроена на подобие продолговатого креста, с двумя глухими куполами над фронтонною частью, гонтовою крышею, одним рядом окон без решеток и двумя входными дверями; вообще, церковь до такой степени ветха, что не годна даже к починке. Внутреннее пространство заключает в себе около 20 кв. саж.; пол деревянный, потолок настлан досками; к отоплению церковь не приспособлена. Иконостас старого устройства, дощатый, с окрашенными рамами, устроен в два яруса и состоит из 11 икон разной величины и живописи. В церкви находится также местно чтимое изображение Божией Матери с предвечным младенцем, на деревянной доске в 1 ½ аршина вышины и в 1 аршин ширины с подписью старо-славянскими буквами, под титлами, следующею: «Радуйся обрадованная Марие, Господь с тобою, благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко родила еси Христа Спаса и избавителя душ наших». Риза на иконе ветхая из шелковой материи, шитой серебром, на главе Богоматери находится серебряный венец, а в правой руке таковой же скипетр, серебряный венец находится также и на главе Богомладенца. При иконе находятся 22 привески: 18 блях из серебра низкой пробы с изображением рук, глаз, сердца и ног, две восковые ноги, одна такая же рука и чистого серебра небольшая медаль. Определенного и достоверного сказания о явлении и чудесах сей иконы не сохранилось. Все необходимые утварные вещи имеются; к ценным могут быть отнесены: полный прибор литургийных сосудов 84 пробы серебра, три потира и два дискоса низшей пробы серебра; остальные большею частью из аплике. Ризница удовлетворительна, священнических облачений из мишурной парчи и бархата, вполне годных к употреблению, пять. Евангелий богослужебных три: одно в бархатном окладе, ветхое, а два новых в бархатном малинового цвета окладе, с изображением из бронзы: с одной стороны воскресшего Спасителя и Евангелистов, а с другой – креста. Из других богослужебных книг недостает только месячной минеи и нотного обихода.

http://sobory.ru/article/?object=39149

Слобода. Церковь Анны Праведной. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Анны Праведной Год постройки:не позже 1997. Адрес: Беларусь, Витебская область, Докшицкий район, д. Слобода Координаты: 54.98639, 27.774387 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью О Существовавшей ранее церкви Анны Праведной в селе Замошская Слобода Село Замошская Слобода Борисовского уезда расположено в болотистой местности при военно-коммуникационной дороге из Борисова в Полоцк. От губернского города находится в 110 верстах и в таком же отдалении от своего уездного города. В трех верстах от приходской церкви в деревне Замошье находится филиальный, приписанный к Докшицкому римско-католический костел. Настоящая приходская церковь с престолом во имя Св. Праведной Анны, расположенная в конце селения, построена неизвестно когда помещиком Деспот-Зеновичем. Зданием деревянная, устроена продолговатым прямоугольником, с двумя глухими фронтонными башнями. Окна расположены в один ряд, дверей двое, крыша гонтовая, которая, как и стены, совершенно обветшала и, вообще, все церковное здание нуждается в неотлагательной и капитальной ремонтировке. Внутренняя площадь вместительности заключает в себе около 15 кв. саж., потолок настлан досками и в алтарной части поддерживается кирпичною аркою, пол кирпичный, стены выбелены, а на самой церкви остаются без покраски; к отоплению церковь не приспособлена. Солея не имеет никакого подъема. Старый и грубой отделки иконостас, покрашенный на синий цвет, не имеющий никакой позолоты кроме рамы на одной иконе, состоит из 11 икон, расположенных в одном ярусе. Необходимые для совершения богослужения утварные вещи имеются, но все они малоценны, как устроенные из аплике, за исключением одного серебряного прибора литургийных сосудов. Ризницу следует признать совершенно недостаточною, так как из имеющихся четырех мишурных облачений только два годны к употреблению. Богослужебное Евангелие, в лист, обложено бархатом и по оному бронзовыми золочеными украшениями, из прочих богослужебных книг не достает только месячных миней.

http://sobory.ru/article/?object=41354

Спасо-Прилуцкий , 2 кл., в 15 в. от г. Вологды. Основан в 1371 г. пр. Димитрием Прилуцким (см. 11 февр.). В 1612 г. он подвергался разорению от татар; в 1619 г. был опустошен литовцами. Спасский двухэтажный собор построен в 1542 г.; возобновлен после пожара в 1817. В нижнем храме почивают под спудом св. мощи пр. Димитрия и пр. Игнатия (см. 19 мая). В иконостасе Спасского храма находится чудотворный образ пр. Димитрия, написанный пр. Дионисием Глушицким; он взят был вел. кн. Иоанном III на время похода его под Казань и возвращен им, по украшении его богатым окладом, в 1503 г.; ежегодно 3 июня в память сретения образа пр. Димитрия бывает из Вологодского собора в мон. крестный ход. В мон. хранятся: фелонь, деревянный костыль и вериги пр. Димитрия. В юто-вост. и сев.-вост. башнях монастырской ограды до сих дор сохранились так называемые мешки или каменные столбы с узкими внутри их помещениями, куда заключаемы были важнейшие преступники. При мон. школа с приютом и, странноприимный дом. Спасо-Суморин , зашт., в 2 в. от г. Тотьмы. Основан пр. Феодосием (см. 28 янв.). Мощи пр. Феодосия находятся зимою в Воскресенском соборе под аркой между собором и северным приделом во имя самого угодника, а весною ежегодно с торжественным крестным ходом переносятся в холодный Преображенский собор и здесь остаются в продолжение лета на месте левого клироса в серебряной раке под массивной аплике сенью; они покрыты покровом и только оставлена открытою для лобзания рука преподобного. Пред ракой, в киоте за стеклом, – чудотворная икона Божией Матери, именуемая Тотемскою и Суморинскою, принесенная самим преподобным (по фамилии Сумариным) из вологодского Прилуцкого монастыря, как дар напутственного ему благословения; празднование в честь этой св. иконы бывает 28 янв. и 29 июня. В ризнице хранятся: часть крышки с гроба пр. Феодосия; кожаные сапоги его с железными подковками, найденные в земле при открытии мощей его; древняя копия с духовной преподобного, писанная столбцом на свитке; железная шапка из двух полос, сложенных крестообразно, с обручем вокруг головы, железные четки и железные вериги пр. Феодосия. Ежегодно 28 янв., вокруг мон., a 30 авг., 2 и 5 сент. в мон. из собора г. Тотьмы совершаются крестные ходы. При мон. богадельня, странноприимный дом и открытая в 1889 г. цер.-приход. школа имени пр. Феодосия. К мон. приписана с 1832 г. Дедовская Троицкая пуст., в 7 в. от г. Тотьмы, на Дедове острове р. Сухоны, основанная в 1676 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Киевец. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь Троицкая Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Киевец (белор. - деревня в Воложинском районе Минской области Белоруссии, в составе Першайского сельсовета. Церковь Живоначальной Троицы построена в 1919 году на месте деревянного храма, поставленного в 1716 году на средства помещика Пожарского. Согласно «Историко-статистического описания минской епархии 1864 г.», старая церковь была обновлена в 1850 году прихожанами. Штатного годичного жалованья причту 140 руб. Земли при ней усадебной, пахотной, сенокосной и под лесом около 60 десятин. Прихожан мужеского пола 420 и женского пола 478 душ. К ней принадлежали деревянные церкви: 1) в деревне Галимцах - Богородичная; 2) в имении Тупальщине - Св. Аннинская. После богоборческого периода храм передан верующим и действует с 1990 года. Крестово-купольный храм симметрично-осевой объемно-пространственной композиции состоит из прямоугольных срубов притвора, молитвенного зала, апсиды и низких боковых приделов. Над притвором надстроена 2-ярусная шатровая колокольня (четверик на четверике). Над средокрестием 8-гранный барабан с куполом. Горизонтально обшитые стены прорезаны прямоугольными оконными проемами. Главный вход решен крыльцом на столбах. http://hram.by/rus/churches/view/233; http://radzima.aiv.by/be/object_comm/3184.html Существовавшая ранее церковь Святой Троицы в селе Киевце. Село Киевец находится в Минском уезде, расположено при реке Ислочи и проселочной дороге из мест. Ракова в мест. Ивенец. От губернского города отстоит в 45 верстах. В визитной записи за 1818 г. говорится, что настоящая церковь во имя Святой Троицы построена в 1816 г. Зданием деревянная, устроена в форме равностороннего прямоугольника, с двумя фронтонными башнями и небольшим куполом над алтарною частью. Церковь до того ветха, что грозит разрушением. Внутреннее пространство представляет площадь около 25 кв. саж.; пол кирпичный, к отоплению не приспособлена. Иконостас самой простой столярной работы, покрашенный голубою краскою, без всякой позолоты, состоит из 11 посредственного письма икон, расположенных в один ряд. Все необходимые утварные вещи, большею частью из аплике, имеются; к ценным могут быть отнесены: потир 84 пробы серебра и дискос низкопробного серебра.

http://sobory.ru/article/?object=13679

Рожок – здесь: табакерка, сделанная из воловьего рога. Аплике – накладное серебро ( фр. ). …вынул шинель из носового платка.  – В XVIII–XIX bb. носовые платки бывали значительных размеров, величиною с наволочку. Ср. в романе И. И. Лажечникова «Ледяной дом», где Тредиаковский, «уложив в свой табачный носовой платок богатую пару платья, ему подаренную, и свою «Тилемахиду», отправился с этим сокровищем домой» (Лажечников И. И. Ледяной дом. 2е изд. М., 1838. С. 142–143). Ванька – согласно толковому словарю В. Даля, в Москве и Петербурге так назывался «зимний легковой извощик на крестьянской лошаденке и с плохой упряжкой, который не стоит на бирже, а стережет ездоков по улицам; пртивп. биржевой извощик, из коих лучшие щеголи называются ухорскими и лихачами ». Эспаньолка – короткая остроконечная бородка. Капельдинер – здесь: лакей. …ваше превосходительство…  – обращение к чинам 3 и 4го классов. Жаба – здесь: устаревшее название ангины. Десть – единица счета писчей бумаги, 24 листа; в современной метрической системе – 50 листов. Добрый день, папа ( фр. ). Впервые напечатано с подзаголовком «Клочки из записок сумасшедшего» в сб.: Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя. Спб., 1835. Ч. 2. Повесть написана осенью 1834 г. П. В. Анненков вспоминает, как в первый свой приход к Гоголю застал у него «пожилого человека, рассказывавшего о привычках сумасшедших, строгой, почти логической последовательности, замечаемой в развитии нелепых их идей. Гоголь подсел к нему, внимательно слушал его повествование. Большая часть материалов, собранных из рассказов пожилого человека, употреблены были Гоголем потом в «Записках сумасшедшего» (Анненков П. В. Литературные воспоминания. С. 50–51). В 1852 г. доктор А. Т. Тарасенков, лечивший Гоголя во время его предсмертной болезни, завел разговор с ним о «Записках сумасшедшего»: «Рассказав, что я постоянно наблюдаю психопатов и даже имею их подлинные записки, я пожелал от него узнать, не читал ли он подобных записок прежде, нежели написал это сочинение.

http://azbyka.ru/fiction/peterburgskie-p...

   001    002    003   004