Иконостас в этом храме дубовый с резьбою позолоченною, построен в 1873 году при игуменье Максимилле. В иконостасе местные иконы следующие: 1 . Икона сошествия Иисуса Христа во ад – в ризе серебряной, с позолоченным венцом. 2 . Икона крещения Господня в ризе с серебряным венцом. 3 . Икона Введения Божией Матери – храмовый. На нём риза серебряная, венец на Божией Матери с короной и сиянием; в венце 2 камня зелёных и 1 белый, в сиянии стразы. 4 . Икона Смоленской Божией Матери в ризе (аплике) с серебряным венцом. 5 . Икона Фёдоровской Божией Матери в ризе серебряной, вызолоченной, стоит за левым клиросом. 6 . Икона Тихвинской Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе; писан в 1750 r., стоит на стене за левым клиросом. B иконостасе иконы местные, кроме иконы Смоленской Божией Матери (аплике), в серебряных ризах; но замечательных по древности и искусству в живописи – нет. Для украшения местного образа Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1702 нарочито послана была старица Анфиса, и она привезла образ украшенным так: риза на нём и венец серебряные, золочёны; по убрусу и венцу Божией Матери в 3 нитки обнизано средним жемчугом, а между жемчугом 8 зелёных и красных камешков и 2 алмазные искры; на краях венца искры красные и зелёные, 8 бурмицких зёрен и 4 изумруда, на зарукавье 4 жемчужины и 2 изумруда. Кроме этого образа есть ещё образ Введения Божей Матери, стоящий во храме святого Феодора Стратилата. На нём риза серебряная, вызолочена, венец с сиянием и короною; вокруг венца две нитки крупного жемчуга, а по ризе 4 нитки и на руках обведено средним и мелким жемчугом; в поясе алмазные и яхонтовые искры. В двух приделах этого храма местные иконы – вклад архимандрита Фотия. В Знаменском приделе храмовая икона – икона Знамения Божией Матери с историческими событиями войны Андрея Боголюбского с Новгородом. Риза на иконе серебряная, вызолочена и имеет другие драгоценные украшения. Венец с короною низан крупным жемчугом с разноцветными камнями; между запайками алмазные искры; зарукавье жемчужное с такими же искрами. Письмо на иконе XVII века. Другая икона Знамения Божией Матери вставляется в средину иконы, пожертвованной Фотием – и есть также вклад его. На ней венец Божией Матери и Младенца серебряные, позолочены; на полях 22 изображения ангелов, пророков и святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Прп. Иринарх Соловецкий. Миниатюра из рукописи «Сад спасения». 1709–1711 гг. (ГММК) Прп. Иринарх Соловецкий. Миниатюра из рукописи «Сад спасения». 1709–1711 гг. (ГММК) Под Троицким собором Соловецкого мон-ря с юго-зап. стороны находилась каменная часовня И.: «Входная дверь с западной стороны деревянная крашеная… над нею снаружи икона преподобного Иринарха, длиною 7 вершков, в раме деревянной под стеклом». В часовне был установлен «иконостас столярной работы» с образом «преподобного Иринарха Соловецкого, длиною 28, шириною 151/2 вершков», а также «рака преподобного Иринарха, над его мощами… деревянная, столярной работы, вышиною 17, длиною 45, шириною 18 1/2 вершков; с трех сторон обложена парчою, по голубой земле красные букеты с золотыми травами аплике, крест гасовый аплике… Сверх ее во всю раку икона преподобного Иринарха». В нач. ХХ в. на это место была поставлена «новая металлическая посеребряная» рака (Там же. Д. 41. Л. 235, 237). В настоящее время рака И. хранится в собрании СГИАПМЗ (Соловецкий правосл. церк. календарь. 1998. С. 91). Среди прославленных Соловецких святых И. написан в правой части композиции на иконе «Святые и преподобные отцы, почивающие в Соловецкой обители», происходящей из Соловецкого мон-ря (1874, ГМЗК; см.: Полякова О. А. Архитектура России в ее иконе: Города, монастыри и церкви в иконописи XVI-XIX вв. из собр. Музея-заповедника «Коломенское». М., 2006. С. 194-199, 249. Кат. 39). Образ И. встречается на иконах, продававшихся паломникам в Соловецком мон-ре во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. Такие иконы писали по заказу обители преимущественно на небольших кипарисовых досках в иконописных мастерских в селах Владимирской губ. На них представлены преподобные Зосима, Савватий, Герман, Елеазар Анзерский,И., свт. Филипп, митр. Московский, напр. на 2 иконах «Соловецкие чудотворцы в молении образу Божией Матери Знамение» (ГРМ, СГИАПМЗ). Как правило, И. изображен с седой окладистой бородой, в клобуке, одет в черную мантию. В композиции «Собор русских святых» погрудное изображение И.

http://pravenc.ru/text/673965.html

7). Два стихаря атласных. 8). Четыре полных облачения – священнических и дьяконских из парчи – аплике. Ценность означенных ризничных вещей простирается до 3500 руб., а всего с утварями на сумму 4225 рублей. Из ризничных вещей Архиерейское облачение предоставлено жертвователями в мою личную собственность, а прочие, равно как и священные утвари, назначены для возобновляющегося Кафедрального Николаевского Собора. Сообщая о сём Консистории, предлагаю оной о таких значительных и многоценных приношениях благочестивых Московских Граждан довести до сведения Св. Синода, с ходатайством о преподании жертвователям благословения Св. Синода“. 20-го ч. в 6-ть часов утра выехал из Витебска и в 6½ ч. по полудни прибыл в Полоцк. Между тем Киевская святыня, отпущенная из Витебска 13-го числа, 19-го числа в 5-ть часов по полудни прибыла в последнее перед г. Полоцком село Струнь, и здесь оставалась до 21-го числа. 21-го ч., после ранней литургии в Струнской церкви, Святыня двинулась, несомая на раменах священнослужителей, к Полоцку. На встречу ей я вышел из Полоцкого Богоявленского монастыря с крестным ходом, с сонмом духовенства, в сопровождении нарочито прибывшего из Витебска Вице-Губернатора Н. Р. Шулепникова, начальников и наставников, существующих в городе —441— 1871 г. Полоцких учебных заведений, воспитанников этих заведений, сестёр женского Спасского монастыря и множества Православных Граждан. Встреченная близ Витебской заставы святыня принесена была в Софийский Собор, при котором Благоверная Княжна Евфросиния начала в келье свои иноческие подвиги. По принесении святыни в собор начато было молебное пение Преподобной. В 6-ть часов вечера во всех церквах г. Полоцка благовест в большие колокола возвестил жителям о праздничном Богослужении по случаю появления св. останков Угодницы Божией в г. Полоцке. В Софийском Соборе за всенощной я сам выходил на литию и величание и читал житие Преподобной 1967 . На другой день, 22 ч., совершена была мной в том же соборе литургия, после которой сделано было начало молебна и затем открыто шествие со святыней из собора в Спасский женский монастырь, отстоящий от центра города версты на три, при торжественном звоне во всех церквах, при тихой и ясной, но не жаркой погоде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Главная церковь заключает площадь вместимостью около 90 кв. саж., устроена со сводами; пол сделан из дикого цвета мраморных плит, а в нижней – из кирпича, в обоих алтарях пол деревянный. Стены внутри выбелены, клиросы на солеях, возвышенных в главной церкви на четыре, а в нижней на одну ступень. Иконостасы в обоих церквах нового устройства, с пилястрами и колоннами. В главной церкви иконостас состоит из 23 икон, расположенных в три, а в нижней – из 9 икон, расположенных в два яруса. Карнизы, рамы и резьба на иконостасе главной церкви позолочены, а в нижней посеребрены и покрыты лаком; главный иконостас покрашен в пепельный, а в придельной – в белый цвет. В главной церкви находится копия иконы Божией Матери Ченстоховской, оставшейся после упразднения костела. Икона величиною 2, а широтою 1 ½ аршина, писанная на холсте по золоченному фону, пользуется особенным чествованием в приходе. Кроме сего, чествуется и хранится, как драгоценный дар, икона величиною в 8 вершков с изображениями преподобных Иосифа, Георгия и Зосимы, писанная на кипарисной доске и обложенная серебряною, 84 пробы, ризою, присланная в сию церковь Государем Императором при преобразовании оной из католического костела. В церкви имеется семь потиров и три дискоса с другими принадлежностями к ним; из сего числа один полный серебряный прибор весом в 2 фунта 12 лотов пожертвован в церковь Александро-Невскою лаврою, а другой такой же весом в 2 фунта и 7 ½ лотов пожертвован полковником Николаем Беляевым. Все другие необходимые утварные принадлежности, большею частью из аплике, также имеются в достаточном количестве; не достает только купели для крещения младенцев. Облачений священнических имеется 19 приборов, в том числе одно серебряной парчи, но годных к употреблению только шесть: остальные менее или более потерты. Евангелий, употребляемых при богослужении, имеется пять, из них два в полный лист, одно в ½, а два в ¼ листа. Все они в переплетах, крытых бархатом, с накладными бронзовыми украшениями или в сплошных металлических окладах. Из богослужебных книг не достает месячной минеи. В архиве церковном особенных документов не имеется, за исключением копии завещания от 1655 г. помещика Внучки на землю, состоящую при Ойценевской церкви. Метрические книги хранятся с 1790 г., a исповедные списки с 1848 г.

http://sobory.ru/article/?object=43933

В приделе Преподобного Тихона, Калужского чудотворца иконостас трехъярусный в готическом стиле с резными украшениями, сплошь вызолоченный. В нижнем ярусе в средине царские двери, сверху с ажурной резьбой, вызолоченной с образами на них, в середине Благовещения Божией Матери и по сторонам в кругах четыре Евангелиста, с правой стороны царских дверей образа: Спасителя, стоящего и благословляющего, Архистратига Михаила вместе с св. Моисеем Угрином, на южной двери Архидиакона Лаврентия; с левой стороны: Богоматерь с младенцем, стоящая с распростертыми руками, Великомученицы: Варвары и Екатерины, на северной двери Архидиакона Стефана. Во втором ярусе над царскими дверьми Тайная Вечеря, с правой стороны Антоний и Евфимий Великие, Пахомий и Паисий Великие, Зосима и Савватий. С левой стороны Св. равноапостольные Константин и Елена, Параскева мученица и Мария Египетская, Стратоник и Великомученик Дмитрий Солунский. В третьем ярусе над царскими дверьми Распятие Спасителя с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом. С правой стороны – Иоанна Богослова, пророка Исаии; с левой стороны – Иакова Апостола, пророка Иезекеиля, с полукружиями сверху. Все иконы нового стиля и хорошей яшвописи на дереве. В нижнем ярусе у южных дверей храмовой образ Преподобного Тихона Калужского Чудотворца, в рост, в посеребренной и вызолоченной аплике ризе. Вокруг солеи железная решетка с двумя одностворчатыми и одной двухстворчатой против царских врат дверьми, выкрашена масляною краскою с медными сверху поручнями. Заклиросные иконостасы в готическом стиле с резными украшениями, сплошь вызолоченные. За правым клиросом иконы. В средние Казанской – Божией Матери, с правой стороны Калужской – Божией Матери, с левой стороны Дмитрия Ростовского Чудотворца – все в серебряно-вызолоченных ризах. За левым клиросом иконы: в середине свят. Алексея и проч. Московских Чудотворцев, и среди них крест со св. мощами без ризы. С правой стороны крест с мощами и предстоящими Божьею Матерью и Иоанном Богословом в серебряной ризе, с левой стороны – Божьей Матери Троеручицы в серебряно-вызолоченной ризе. В переносном деревянном с резным украшением вызолоченном киоте образ Божией Матери (Калужская Ее икона) в серебряно-вызолоченной ризе. Вокруг средней арки сверху деревянная с резным украшением вызолоченная гирлянда, на нее в кругах иконы: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи, св. Николая Чудотворца и Преподобного Тихона Калужского Чудотворца. Вся трапезная церковь отапливается одною духовою печкою, устроенною с северной стороны в подвальном этаже.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Храм каменный с деревянным куполом, обшитым листовым железом, теплый, во имя Николая Чудотворца, шестиглавый. Кровля и купол окрашены медянкою, кресты – белилами. Длина храма 13 сажень (27,7м), ширина от 3 до 5 сажень(6,4-10,6м). Антиминс освящен митрополитом Григорием и подписан 1 июля 1858 г. В храме достопримечательны: 1)икона святителя Николая со следующей надписью: «Лета 7108(1660), октября в 31-й день построен, сей образ св. Николы Чудотворца, и риза позолочена, и киот написан и прочее; все церковные иконы построены повелением вдовы Никитинской жены Воронцова Марьи Даниловой дочери, а прежде сего строил же Сергей Гурьев сын Воронцова в 122г.». В 1858 г. сделали на образ ризу-аплике, ценой в 50 рублей; 2) образ Знамения Божией Матери с надписью: «7146(1698) изображена бысть сия икона повелением сына боярского Сергея Гурьева сына Воронцова»; 3) икона Мирожской Божией Матери, а по сторонам - Никандр и Ефрем, Псковские чудотворцы. На иконе надпись: «В лето 7123(1675), месяца августа в 14 день, написан бысть, сей образ Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии с предвечным младенцем Ея, Господом нашим Иисусом Христом, с Чудотворныя иконы Мирожския в церковь св. Николы Чудотворца, во область Псковскую в весь нарицаемую Мыслогостицы, на поклонение православным христианам … (далее не разобрать)… Писал сию (икону) Федотко Матвеев»; 4) старинное медное блюдо, с надписью: «Сие блюдо подаяние вдовы Анны Ивановны Скобельцыной в церковь Николая Чудотворца погоста Маслогостиц 1735 году, мая в 30 день», 5) Евангелие 1735г.; 6) типикон, на котором, начиная с третьего листа, находится следующая надпись: «1720 году куплена сия книга в церковь Божью Николая Чудотворца, в Маслогостицу, на церковные казенные деньги, за пятинный церковный хлеб, а купила сию книгу вдова Ивана Степановича Ушакова Ирина Никитина дочь 728 года стараньем Архиерейского крестьянина деревни Серёдки, Герасима Исакова, дано денег три рубля, Двадцать шесть алтын, четыре деньги»; 7) колокол времен Иоанна Васильевича Грозного, с надписью: «Лета 7065(1553), марта в 30 день, Божиею милостию, слит бысть колокол при царе и Великом Князе Иване Васильевиче Всея Руси и при Архиепископе Пимене великого Новгорода и Пскова. Лил Стефан Лаврентьев сын»; 8)колокол времен Екатерины второй. Надпись показывает, что колокол слит « зданием вотчины Елеозарова монастыря, дер. Постоева, крест. Василия Фадеева, мастером Пантелеем Артемьевым Похмурскиным».

http://sobory.ru/article/?object=13550

При назначении к разным должностям монашествующих, мне нужно знать с точностью о степени благонадёжности и способностях всякого из них; посему предлагаю консистории доставить мне засвидетельствование настоятелей о всех находящихся ныне налицо подчинённых им монашествующих: какого всякий из них поведения, к чему и во сколько способен, привержен ли к постановлениям нашей Греко-восточной Церкви, знает ли хорошо свойственное сей Церкви богослужение, равно усердно ли отправляет оное и с точностью ли соблюдает свойственные сему богослужению обряды. Означенное засвидетельствование по Бытенскому и Тороканскому монастырям должно быть от самих преосвященных Иосафата и Антония. Литовской Греко-униатской консистории, от 2 марта за 98, о приобретённых вновь плащаницах, дарохранительницах, крестах, блюдах, дароносицах, мурницах и ковшиках, для снабжения оными церквей Для снабжения церквей Литовской епархии необходимою церковною утварью приобретено мною вновь: 10 плащаниц, по 75 рублей ассигнациями каждая; 10 плащаниц, по 60 рублей каждая; 15 дарохранительниц, каждая по 100 рублей серебром; 15 дарохранительниц, каждая по 75 рублей; 40 дарохранительниц, каждая по 35 рублей серебром; 25 дарохранительниц, каждая по 27½ рублей; 25 дарохранительниц, каждая по 19 рублей; 10 крестов больших с финифтяными образами, каждый по 25 рублей; 5 крестов резных позолоченных, каждый по 18 рублей; 3 креста средней величины, с финифтяными образами, каждый по 15 рублей; 20 крестов меньших, тоже с финифтяными образами, каждый по 10 рублей серебром; 18 блюд для благословения хлебов на всенощном бдении, каждое по 18 рублей; 20 таковых же блюд, каждое по 15 рублей; 12 дароносиц, каждая по 6 рублей; 5 мирниц, каждая по 18 рублей; 20 ковшиков аплике для теплоты, каждый по 5 рублей; 30 таковых же ковшиков луженных, каждый по 2 рубля. Означенная вся утварь и сосуды отправляются ныне купцом Пучковым В Жировицы в оную консисторию. За сим предлагаю консистории: 1) помянутые выше церковные вещи от доставщика принять и следующие ему по условию на месте 100 рублей ассигнациями уплатить из денег, вырученных от духовенства за церковные книги и утварь;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Иконостас дубовый, без покраски, с такими же рамами, карнизами и резьбою, которые по местам позолочены, устроен с колонами и пилястрами, состоит из десяти икон, расположенных в три яруса. Кроме сего, в церкви находится местно-чтимая икона святителя и чудотворца Николая величиною в аршин и 10 вершков, писанная на холсте и покрытая металлическою золоченною ризою. Сохраняется предание, что икона сия принесена каким-то благочестивым старцем прихожанином из Мирликии еще в XVII ст. Все необходимые утварные вещи имеются; к ценным могут быть отнесены: полный прибор литургийных сосудов 84 пробы серебра, пожертвованный в церковь московским гражданином И. И. Четвериковым, и серебряная чаша, пожертвованная в 1778 г. Кунцевичами, остальные вещи большею частью из аплике. Ризница находится в хорошем состоянии и может быть признана достаточною, так как из имеющихся девяти облачений только два довольно ветхи, остальные же пять парчовых и два бархатных траурных совершенно годны к употреблению и благовидны, хотя сделаны не из серебряной парчи. Богослужебных Евангелий имеется два, из коих одно в сплошном металлическом окладе с финифтяными образками, а другое молебное, обложенное малиновым бархатом, с металлическими украшениями. Из других богослужебных книг недостает только месячной минеи. В архиве церковном имеются две книги визитных записей с 1732 по 1832 гг., писанные на польском языке, в коих указываются документы на церковную землю и другие статьи обеспечения причта. Метрические книги хранятся с 1790 г., a приходские регестры с 1828 г. Колокольня устроена во фронтонной части церкви, в ней имеются четыре колокола: в 12 ½, 3, 2 пуда и 20 фунт. Вокруг погоста устроена каменная крытая железом ограда. Кладбищ в приходе восемь, на коих устроено четыре кладбищенских церкви, а именно в деревнях: Добрыневе, Лантевичах, Панкове и Кукшевичах, а также есть одна приписная деревянная Анненская церковь в застенке Косках, отстоящем от Станькова в четырех верстах, где живет и настоятель. До 1834 г. Косковская церковь была самостоятельною, в 1812 г. церковь потерпела разорение от французов.

http://sobory.ru/article/?object=40425

Главный храм, освященный декабря 20-го 1770 года Черменецким игуменом Иоилем, отделяется от приделов толстою каменною стеною. В нижней части храма 2 больших окна, в средней – два малых, а в куполе – 7 больших. Стены и купол, к дню столетия 1870 года расписаны живописцем Смирновым за 400 р. Иконостас – старый в 5 ярусов, с распятием на верху. Длина алтаря 2 саж. 2 арш. Ширина 2 саж. 2 арш. высота 2 саж. 1 арш. Антиминс освящен митрополитом Григорием 1858 г. июня 15-го. Придел св. Николая соединяется с главным храмом стеклянною дверью в капитальной стене. Длина его с алтарем 5 саж., ширина 3 саж., высота в куполе 4 саж., а в остальной части – 2 саж. Иконостас в 2 яруса, выпуклый без резьбы. В приделе пять окон. Антиминс освящен митрополитом Григорием 8-го июня 1858 г., придел освящен в один день с главным храмом. Придел св. Димитрия, такого же устройства, как и Никольский, освящен игуменом Иоилем 22-го декабря 1770 г. Антиминс его освящен епископом Венедиктом августа 5-го дня 1842 г. В храме достопримечательны: 1) иконы Успения Божией Матери и св. Варвары, в ризах «аплике»; 2) три серебряных креста. В них до 35 св. мощей. 3) Крест серебряный, тоже с св. мощами, внесенный в церковь г-жою Татищевою; он лежит на главном престоле и прихожане, веруя в его целебную силу, просят служить молебен «Кресту» с водосвятием и освященною водою – окатить, или обмыть больных младенцев 4) Евангелие (М. 1653); 5) Евангелие, подаренное в 1831 г. придворным протоиереем Герасимом Павским , здешним уроженцем. Оно обложено малиновым бархатом, с финифт. образками и серебр. окладом; 6) три деревянных креста, вероятно бывшие прежде под престолом, с обычною надписью об освящении храма; 7) Три плана и межевые книги на три участка церковной земли, в размере 37 десятин. До 1864 г. причт состоял из 2 священников, диакона, 2 дьячков и пономаря. По устроении в 1864 г. церкви в Хредине, причт составили священник и 2 причетника. Из прежних священников известны: Петр Макариев, до 1829 года; Трофим Яковлев – до 1827 г., Андрей Иоаннов Смирнов (1828–1851 г.), Алексей Петров Покровский (1829–1860 г.), Степан Иоаннов Рождественский (1852–1866 г.), Михаил Семенов Павский (1860–1864 г.). Ныне священствует Антоний Степанов – с 1863 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Внутреннее пространство церкви заключает около 35 кв. саж. Потолок подшит досками, пол деревянный, столбов нет, к отоплению не приспособлена. Иконостас, поставленный на солее, возвышенной на пол-аршина, состоит из 8 икон, расположенных в два яруса; карнизы и рамы на нем позолочены, a прочие места покрашены в светло-голубой цвет. Помещение для ризницы и пономарни устроено в особой пристройке к алтарю. Все необходимые утварные вещи исключительно из аплике имеются в достаточном количестве, но к ценным относится один прибор литургийных сосудов нового чекана, пожертвованный в церковь московскими гражданами. Облачений имеется десять; из них 5 из мишурной парчи, 4 из шелковой материи и 1 плисовое траурное, потому в этом отношении ризницу можно признать достаточною, хотя половина из облачений истерта и не вполне благовидна. Евангелие богослужебное, в листе, обложено малиновым бархатом и по оному бронзовыми, золоченными украшениями. Архив в порядке, в нем хранятся приходские документы только с 1852 г., впрочем, в рухляди бывшего костела, сваленной под лестницею, найдена старая метрическая книга, принадлежащая упраздненной в прошедшем XVIII ст. церкви. Книга эта писана на польском языке. Колокольня устроена отдельно от церкви, над воротами церковной ограды; в ней помещаются три колокола: в 5, 1 ½ и 1 пудов. Погост церковный обнесен деревянною бревенчатою оградою. Кладбищ в приходе четыре и на одном из них находится каменная приписная церковь, бывшая прежде приходскою, о которой сказано уже в начале. В состав прихода входят 13 селений, самое отдаленное находится в 9 верстах. Прихожан числится муж. пола 920 душ, а жен. пола 935 душ; все они крестьянского сословия, кроме хлебопашества, промышляют изготовлением и доставкою в Минск для продажи на торгах дров, сена, теса, мха и брусьев. Религиозности у прихожан очень мало; этому чрезвычайно благоприятствует близость к Минску, где в воскресные дни на базарах каждый раз бывает от мала до велика. Существует обычай, по которому брачная дружина, по совершении брака в церкви, заезжает в ближайший кабак, где шинкарь в дверях встречает новобрачных с водкою и поздравлением, затем на шинкарском столе постилается дружиною кусок нового холста и происходит угощение привезенными же яствами; холст по окончании закуски остается шинкарю, а дружина продолжает путь к местожительству жениха. При совершениях погребений принято бросать мелкие деньги в могилу.

http://sobory.ru/article/?object=13654

  001     002    003    004