Блаженному старцу Силуану в момент явления ему Живого Господа было дано познать всем его существом «неописуемое Божественное Смирение». Слово старца было действенным для многих, и даже для меня, тяжкодумного. Итак, благодаря старцу — мне стало очевидным, что в основе всех трагедий человеческого рода лежит падение в гордость. Страсть сия есть сама сущность ада: поистине — сатанинские глубины. Сейчас пишу и с острым стыдом вспомнил: этот богохульный и завистливый дух, задолго до встречи со старцем, однажды принес мне помысл: «Почему Христос Единородный, а не я?»... Одно мгновение, но злой огонь опалил мое сердце... Бог спас меня. Больше того: как-то приоткрылась мне тайна всех падений.    Бог спас меня, и углублялась моя любовь к Нему. Но навсегда осталось во мне сознание, что никто не спасается своею силою. Никто не может быть уверенным, что пришедший к нему тот или иной помысл не овладеет им на вечность. Господь в пустыне вышел победителем во всех искушениях от сего духа (Мф. 4:1—11).    Бог спас меня. Но я был в ужасе от одного факта, что такие помыслы могут придти ко мне. Я думал: «Нет мне надежды на спасение... Богу невозможно принять меня на вечность таким, как я есмь (см.: Ин. 17:21—23). Да и мне было бы слишком тяжко быть с Ним, если нужно всегда бороться со страстями».    Поразительно заботливым был о мне Промысл Божий: именно в нужный момент Господь допустил меня до встречи с Силуаном. Благодаря ему в моей внутренней жизни наступил решительный перелом. Он объяснил мне «держать ум во аде — и не отчаиваться». Велика моя благодарность к отцу и старцу моему. Я увидел, что и меня в прошлом Господь вел к тому же, но я был слишком туп, чтобы уразуметь Божие водительство. Благодаря Силуану и мне было дано начало познания путей Господних, и я с трепетом благословляю Имя Его.     «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое»... «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня»... «Не любящий Меня не соблюдает слов Моих»... «Не принимающий Меня имеет судию себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12, 48, 14:23, 21, 24).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Акила же во втором издании, которое евреи называют κατ κρβειαν (точным), перевел ρεμξων, то есть пребывая в покое и находясь особо, чтобы показать, что хотя он был среди пленников, однако по духу отделялся от них. Ueз.III:16–17 . По прошествии же семи дней было слово Господне ко мне, говорящее: сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать слово из уст Моих и возвещать им от Меня. Имеющий быть стражем и возвещать слова Божии народу должен в течение долгого времени оставаться в покое, и скорбеть о том, что видит, и не быть причастным ко всему тому, что будет обличать. Ueз.III:18–19 . Когда Я скажу нечестивому: «смертию умрешь!», а ты не будешь возвещать ему и говорить, чтобы обратить его от нечестивого пути его, и чтобы он жив был: то нечестивец тот умрет в беззаконии своем, а кровь его Я взыщу от твоей руки. Но если ты будешь возвещать нечестивому, а он не обратится от беззакония и от нечестивого пути своего: то хотя он умрет в беззаконии своем, однако ты спас душу свою. Есть двое нечестивых или беззаконников, как перевели LXX. Один, – который ничего не слышит от стража и умирает в беззаконии своем и кровь которого взыскивается от рук стража. Другой, – которому страж возвещает [слово Божие], но тот, пренебрегая тем, чтобы слушать, умирает по своей вине, но так, что страж остается непричастным его вине. Отсюда мы заключаем, что Бог для того угрожает нечестивому и говорит: смертию умрешь, чтобы он обратился от своего нечестивого пути и был жив. Ибо угроза [направляется] не против людей, а против грехов [или грешников], и не против тех, кои обращаются от пороков, а против тех, которые остаются во грехе, и большая разница – умалчивать о словах Божиих по трем причинам: или по причине страха, или по причине нерадения или по причине человекоугодливости. Поэтому и Исаия говорит: «горе мне несчастному, ибо я молчал» ( Ис. 6 ). В следующем же затем: ты спас душу свою слышится оное апостольское [изречение]: его же дело сгорит, отщетится, сам же спасется, такожде якоже огнем ( 1Кор. 3:14–15 ), чтобы доказать, виновен или не виновен страж в смерти того, кто погиб. Ибо труд учителя служит ко спасению ученика. Ueз.III:20–21 . Но и если праведник, отступивший от правды своей, будет совершать беззакония, Я положу пред ним преткновение. Он умрет, потому что ты не возвещал ему, – он умрет во грехе своем, а кровь его Я взыщу от твоей руки. Если же ты будешь возвещать праведнику, чтобы он не согрешил, и если он не согрешит: то он будет жить, потому что ты возвещал ему, и ты спас душу свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Блж. Иероним слышит в словах Екклесиаста не только досаду, что успех достаётся не достойному, а есть дело случая, но и таинственное указание на то, что бег, победа, хлеб, богатство даются не по усилиям человека, а по благодати. Всё это даже «муж мудрый может собирать… не иначе, как получив от Господа 9, 11–12]. Что касается пагубной сети , о попадании в которую не знает человек своего времени , то это и «несчастия или смерть», и «еретики (которые) имеют невод, чтоб ловить им рыб на погибель» [там же]. Превосходство мудрости Всему время и случай. Однако есть и в этой жизни вещи превосходнейшие над другими. Такова мудрость. Еккл. 9:13 Вот ещё какую мудрость видел я под солнцем, и она показалась мне важною: Еккл. 9:14 город небольшой, и людей в нём немного; к нему подступил великий царь и обложил его и произвёл против него большие осадные работы; Еккл. 9:15 но в нём нашелся мудрый бедняк, и он спас своею мудростью этот город; и однако же никто не вспоминал об этом бедном человеке. Еккл. 9:16 И сказал я: мудрость лучше силы, и однако же мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают. Еккл. 9:17 Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми. Еккл. 9:18 Мудрость лучше воинских орудий; но один погрешивший погубит много доброго. Царь-мудрец хвалит мудрость. Он знает её превосходство и приводит тому три примера. Соломон вспоминает случай, когда некий великий царь осадил небольшой город, произвёл все необходимые осадные работы, и осталось уже самое малое – решительным штурмом овладеть городом. Силы были неравные, сопротивление города бессмысленно. Но тут в городе нашёлся некий мудрый бедняк и своей смекалкой спас город! Однако слава ему не досталась. Бедняка быстро забыли. И что ж? Даже в таком случае остаётся факт – мудрость лучше силы! Мудрый бедняк спас свой город, а великий царь со своей несметной силой посрамлён. Но мудрый пусть не надеется на славу, пусть всегда помнит: мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают . Так эта жизнь устроена.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Вместо сказанного нами скорбя и написанного в еврейском masmim, Феодотион перевел: удивляясь, чтобы выразить изумление пророка, видящего беззакония их. Акила же во втором издании, которое евреи называют κατ κρβειαν (точным), перевел ρεμαξων, то есть пребывая в покое и находясь особо, чтобы показать, что хотя он был среди пленников, однако по духу отделялся от них.    Ст. 16—17. По прошествии же семи дней было слово Господне ко мне, говорящее: сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать слово из уст Моих и возвещать им от Меня. Имеющий быть стражем и возвещать слова Божии народу должен в течение долгого времени оставаться в покое, и скорбеть о том, что видит, и не быть причастным ко всему тому, что будет обличать.    Ст. 18—19. Когда Я скажу нечестивому: „смертию умрешь!“ а ты не будешь возвещать ему и говорить, чтобы обратить его от нечестивого пути его и чтобы он жив был: то нечестивец тот умрет в беззаконии своем, а кровь его Я взыщу от твоей руки. Но если ты будешь возвещать нечестивому, а он не обратится от беззакония и от нечестивого пути своего: то хотя он умрет в беззаконии своем, однако ты спас душу свою.    Есть двое нечестивых или беззаконников, как перевели LXX. Один, — который ничего не слышит от стража и умирает в беззаконии своем и кровь которого взыскивается от рук стража. Другой, — которому страж возвещает [слово Божие], но тот, пренебрегая тем, чтобы слушать, умирает по своей вине, но так, что страж остается не причастным его вине. Отсюда мы заключаем, что Бог для того угрожает нечестивому и говорит: смертию умрешь, чтобы он обратился от своего нечестивого пути и был жив. Ибо угроза [направляется] не против людей, а против грехов [или грешников], и не против тех, кои обращаются от пороков, а против тех, которые остаются во грехе, и большая разница — умалчивать о словах Божиих по трем причинам: или по причине страха, или по причине нерадения или по причине человекоугодливости. Поэтому и Исаия говорит: „горе мне несчастному, ибо я молчал» (Исаии гл. 6). В следующем же затем: ты спас душу свою слышится оное апостольское [изречение]: его же дело сгорит, отщетится, сам же спасется, такожде якоже огнем (1 Кор. 3:14), чтобы доказать, виновен или не виновен страж в смерти того, кто погиб. Ибо труд учителя служит ко спасению ученика.    Ст. 20—21. Но и если праведник, отступивший от правды своей, будет совершать беззакония, Я положу пред ним преткновение. Он умрет, потому что ты не возвещал ему, — он умрет во грехе своем, а кровь его Я взыщу от твоей руки. Если же ты будешь возвещать праведнику, чтобы он не согрешил, и если он не согрешит: то он будет жить, потому что ты возвещал ему, и ты спас душу свою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Враг рода человеческого, без сомнения, не преминет воспользоваться помощью своих служителей (так что и впрямь забывать о них не след), но зачем же забываем мы: подчинить нас своей воле они смогут толко через наши слабости. Вовсе не для того, чтобы тут же осудить Пушкина, должны мы уяснить себе, в чем он позволил темным силам взять над собою верх, - так мы лишь впадем в грех гордыни, не сумев добыть для себя никакой духовной пользы, ради которой и необходимо нам осознать истинный смысл происшедшего. " Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут " (Лк. 12,47-48). Пушкину было дано с переизбытком. Поэтому небесполезно задуматься над мыслью Вл.Соловьева, непонятой и отвергнутой многими, ибо для большинства она оказалась неприемлемой эмоционально и непостижимою рассудком: " Пушкин убит не пулею Геккерна, а своим собственным выстрелом в Геккерна " . Вернемся мыслью в тот зимний январский вечер, на берег Черной речки, где в снегу лежит раненый Пушкин. Мы не можем утверждать с непоколебимой уверенностью, что рана была безусловно смертельною, но нельзя отвергнуть того, темная злая энергия переполняла в тот момент душу поэта. Друзьям, которые бросились к нему в тревоге, он твердо сказал: " У меня хватит силы на выстрел " . НЕДРОГНУВШЕЙ рукою, прицелившись послал он свой выстрел во врага - и вот в этот-то момент зло, обращенное на противника, жажда убийства отравляющим ядом поразила стрелявшего, отозвалась безусловным разрушительным действием в его физическом теле. Дантес упал, ибо Пушкин был слишком опытным стрелком, ибо рука его была достаточно натренирована. Падение противника вызвало недобрую радость в душе поэта, радость убийства, - и это все усугубило. Но противник оказался лишь контужен. До сих пор мусолятся милые обывателям слухи о кольчуге, более трезвые рассуждают, что Дантеса спас случай. Нет. Нет ничего случайного, во всем Промысел Божий. " Не случай спас Дантеса - его спас Бог " , - так могли бы мы сказать как будто и, сказавши, все же ошиблись бы в главном: не Дантес, а Пушкин был СПАСЕН.

http://zavet.ru/a/rss_1119781122.html

Все силы небесные – «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр.1:14 ). Творяй ангелы своя духи, и слуги своя огнь палящих ( Евр.1:7 ), Господь охраняет чрез св. Своих ангелов избранников Своих. Ангелом Своим заповедает Он о них, сохранити их во всех путех их: на руках возмут их, да не когда преткнут они о камень ногу свою ( Пс.90:11–12 ). Святые ангелы Божии, и по изволению Божию и по собственному их произволению, конечно, с усиленною ревностью охраняют людей в те дни, в которые церковь с особенным упованием и теплою молитвою к ним, вверяет их охранению чад своих. Потому можем ли мы сомневаться в том, что св. ангелы Божии, стоявшие на страже Божественной, в день спасения Царя нашего, были орудиями Божиими в чудесном спасении Царя? Кто из нас усомнится в том, что Господь, заповедавший ангелам своим охранять Царственных Путников на всех путях Их, сохранил Их чрез ангелов Своих и от грозившей Им смертельной опасности, что св. ангелы взяли на руки свои и избавили от сокрушения о камни Царственную Отроковицу, безвредно выброшенную из вагона на насыпь? Чествуемый ныне св. церковию св. преподобномученик Андрей Критский , претерпевший тяжкие страдания и смерть от злочестивого императора Константина Копронима за чествование св. икон и смертию своею запечатлевший свою веру в святость, богоугодность и спасительность чествования их, – утверждает нас в том св. убеждении, что, чрез посредство своего святого образа, Господь наш Иисус Христос спас Царственное Семейство, с глубокою верою чтущее как сей св. образ, так и все иконы святые. А святые мученики Косма и Дамиан, спасённые Господом от потопления в морской пучине, в которую ввергли их по приказанию мучителя Лисия, – спасением своим от потопления, убеждают нас в той истине, что тот же Господь Иисус Христос, Который спас их от потопления, спас от смерти, во время крушения поезда, и нашего Благочестивейшего Монарха и благословенное Семейство Его. Так вещают нам Господь Бог наш и сонм святых Его, ныне воспоминаемых св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Закон и Благодать Как мы видим, в пророчествах Библии есть и скрытый таинственный смысл, который не лежит на поверхности повествования и открывается только вдумчивому читателю. Впрочем, преподобный Амвросий Оптинский учил: «Советую тебе почаще и подолгу читать Евангелие… Читать так, чтобы только твои уши слышали: понимаешь – не понимаешь, читай. Благодатное слово евангельское сильно прогоняет скуку и уныние и успокоит тебя, только читай побольше и подольше» iv . После столь важных слов о значимости Евангелия, самого звучания новозаветного благовествования вернемся к собственно значению этого слова – Евангелие – как благая и радостная весть. В чем заключается благость и радость этой вести Нового Завета? И чем она принципиально отличается от вести, ниспосланной в Ветхом Завете? Ветхий Завет – это учение о Законе, или о добрых делах. Новый Завет – это учение о благодати и прощении. Сказано: «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17). О Законе говорится в Новом Завете: «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим. 3: 20). Иными словами, все мы являемся нарушителями Закона, и главное, что он показывает нам, – это наше действительное греховное состояние. В Послании апостола Иакова Закон прямо называется зеркалом. Сказано: «Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале» (Иак. 1: 23). Закон обвиняет нас и делает грех более греховным, как и сказано у апостола Павла: «Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди» (Рим. 7: 13). Христос спасает нас не ради наших возможных благодарений, а исключительно по Своей милости Евангелие – это благая весть о том, что «…ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» (Рим. 3: 21–22). Иными словами, Законом могли жить только те, которые целиком его исполняли (таких людей практически не существовало), а по Евангелию (то есть по Благодати ) может жить каждый уверовавший во Христа. Как и сказано: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8: 1). Причем надо всегда помнить, что Сын Божий спас нас и не ради той религиозной жизни, которую мы ведем сейчас. Фактически наша жизнь – я имею в виду дела – осталась прежней. Сказано: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3: 5). Можно сказать, Он спас нас совершенно беспричинно, не ради наших возможных благодарений, а исключительно по Своей милости и благости. «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» (Ис. 43: 25).

http://pravoslavie.ru/92470.html

Иконографический тип " Вседержителя " распространен и в моленных иконах, небольших, имеющих хождение в быту: это личные и келейные иконы, дорожные образки, нагрудные медальоны. Здесь в равной степени представлены образы с закрытым и открытым Евангелием. Трактовка образа Иисуса Христа в некоторых иконах достигает удивительной глубины, лучшие образцы византийской и русской живописи являются настоящими шедеврами иконописи, начиная с синайского образа V в., вплоть до наших дней. Здесь и известный образ Пантократора, написанный в Константинополе в конце XIV века, под явным влиянием мистики св. Григория Паламы, и образ Спаса Тверской школы XV в., и икона Спасителя кисти Тихона Филатьева, 1703 г., и многие другие. В ранних русских иконах встречается иконографический вариант Вседержителя еще более сокращенный - это т.н. " Спас Оплечный " . Две великолепные иконы такого рода находятся в Успенском соборе Московского Кремля - " Спас Оплечный " и " Спас Ярое Око " , обе написаны в самом начале XIV века. В более поздний период получил распространение тип иконографии Христа, именуемый " Царь царем " или " Христос Великий Архиерей " . На иконах этого типа Спаситель представлен в царской или священнической одежде, изукрашенной золотом и в венце в виде то ли короны, то ли тиары. Этот иконографический тип имеет западное происхождение и вошел в русскую иконографию только в конце XVII века. " Этот образ имеет апокалиптическую трактовку, здесь художники пытались запечатлеть явление Господа Иисуса Христа так, как оно написано в книге Откровения Иоанна Богослова: " и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него, как пламень огненный, и на голове Его много диадем... из уст же Его исходит меч, чтобы им поражать народы. (...) На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих " (Откр. 19.1112, 15-16). Любовь к прямолинейным символам и аллегориям в XVII веке сказалась в несколько нарочитом выделении некоторых деталей - меч, исходящий из уст Христа, имя, написанное на бедре, и т.д. Одна из наиболее известных икон подобного типа принадлежит кисти иконописца А.И. Казанцева, написана им в 1690 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Итак, перестанем яге попусту утешать себя подобными рассуждениями; будем лучше внимательны и усердны к нашему спасению; поревнуем о добродетели и возбудим себя к деланию добрых дел, чтобы удостоиться столь высокой чести во Христе Иисусе, Господе нашем. БЕСЕДА 5   " Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире " Еф. 2:11,12)   Что значит мудрование плотское.   1. Много есть доказательств человеколюбия Божьего к нам: во-первых, Он сам Собою Спас нас, и Спас столь дивным образом; во-вторых, Он Спас нас, когда мы были в таком состоянии (уже мертвы и чада гнева по естеству); в-третьих, Он возвел нас (на необыкновенную высоту). Все это заключает в себе величайшее доказательство человеколюбия Божьего, и все это Павел изображает в настоящем послании. Выше он сказал, что нас, " мертвых по преступлениям и чад гнева " , (Бог) спас; теперь показывает, кому равными Он сделал нас. " Итак " , – говорит, – " помните " , Когда от великой бедности мы переходим в противоположное состояние, или сподобляемся какой-нибудь еще большей чести, то, наслаждаясь славой своего нового положения, о прежнем обыкновенно все мы и не вспоминаем. Имея это в виду, (апостол) и говорит: " Итак, помните " . Что же должно помнить? Что мы созданы на дела благая. Этого достаточно для того, чтобы побудить нас заботиться о добродетели. " Помните " , – потому что такое памятование может сделать нас благодарными к Благодетелю. " Что вы, некогда язычники " . Заметь, как (апостол) низлагает те преимущества, которыми гордились иудеи, и удивляется недостаткам язычников, – которые однако не были недостатками (делающими для них невозможным спасение во Христе), – и для тех и других извлекает увещания из образа их поведения и жизни. " Которых называли необрезанными " . Честь была только на словах и преимущество (от обрезания) относилось только к плоти, потому что ни необрезание, ни обрезание ничего не значат.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Науч у беззак о нныя пут е м Тво и м, и нечест и вии к Теб е обрат я тся. Когда Ты избавишь меня от греха и даруешь мне Духа Святого — я смогу вновь учить законопреступных, чтобы они ходили путями Твоими,— говорит Господу Давид, избранник Его. А для нас в этом обете заключена та же мысль, что и в прошении молитвы Господней: да свят и тся и мя Тво е в нас, Господи; ибо если Ты очистишь грехи наши и мы благодатью Твоею станем жить по воле Твоей — самой жизнью своей мы тогда сможем проповедовать правду Твою и обращать к Тебе сердца людей. Изб а ви мя от кров е й, Б о же, Б о же спас е ния моег о … Пророк Давид просит Бога спасти его из пролитой крови Урии, в которой он как бы тонет (из кровей — более точный перевод слов псалма). Слова Б о же спас е ния моег о равнозначны словам Б о же Спас и телю мой — обращение к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Этими словами пророка и мы взываем к Спасителю об избавлении нас от убийственного действия наших грехов. Возр а дуется яз ы к мой пр а вде Тво е й. Г о споди, устн е мо и отв е рзеши, и уст а мо я возвест я т хвал у Тво ю . Уста мои ныне заключены грехом. Получив отпущение грехов, я не буду молчать, но стану свидетельстовать о Тебе, воспевать Тебя и прославлять милости Твои. Яко а ще бы восхот е л ес и ж е ртвы, дал бых у бо: всесожж е ния не благовол и ши. Ты, Господи, отменил подзаконные жертвы, которые не могут даровать отпущения грехов: внешняя жертва, без участия сердца приносимая, не имеет значения. Ж е ртва Богу дух сокруш е н; с е рдце сокруш е нно и смир е нно Бог не уничиж и т. Жертва, которую возлюбил Ты — это покаяние и сокрушение сердечное; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (русский перевод). Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим, — говорит Господь через пророка Исаию (66, 2). ¦Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит о ней Бог. Он не уничижит дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно» (Святитель Игнатий Брянчанинов). Ср. слова другого псалма: Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет (Пс. 33, 19)

http://pravmir.ru/obyasnenie-pyatidesyat...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010