Сведения о первоначальных границах К. е. сохранились в позднем источнике - сочинении груз. историка XVIII в. царевича Вахушти Багратиони «Описание царства Грузинского»: «Царь Баграт (Баграт III (978-1014).- Авт.) выстроил церковь (храм Баграта.- Авт.)... и посадил епископа, пастыря Имерети и Гурии» (КЦ. 1973. Т. 4. С. 761). Территориальное устройство груз. административно-структурных единиц (эриставств) и епархий происходило с учетом общих историко-географических особенностей и адм. деления данного региона. В средние века К. е. охватывала ранние Аргветское и Кутаисское эриставства, о границах к-рых Вахушти Багратиони писал: «Посадил [эриставом] того же Шорапани, [земель] к востоку от Риони и Ханисцкали до Лихи [и нарек эриставом] всего Аргвети. 8-го посадил в Кутатиси [эриставом] Ваке, Окриба и [земель] к западу от Ханисцкали до Гурии и к западу от Риони до Цхенисцкали» ( Вахушти Багратиони. 1976. С. 222). Очевидно, в состав К. е. вошли также территории пров. Гурия и часть пров. Ачара, поскольку в период, близкий к созданию епархии, была упразднена к-польская епархия Петры (совр. муниципалитет Кобулети), которой в церковном отношении подчинялись эти регионы. Также кутатели (Кутаисский архиерей) окормлял часть пров. Рача (Атлас. 2003. С. 55) и Н. Ачару («Подвластные католикосу первосвященники и паства в Самцхе-Саатабаго», нач. XVI в.- ПГП. 1970. Т. 3. С. 245). Сопоставив сведения Вахушти Багратиони с др. данными, можно полагать, что до кон. XV в. К. е. охватывала большую часть Зап. Грузии: на западе от Гонио до оз. Палеостоми граница тянулась вдоль побережья Чёрного м., далее шла вдоль рек Пичори и Цхенисцкали (здесь К. е. граничила с Хобской и Чкондидской епархиями ГПЦ), р. Риони (от сел. Горди до сел. Лехидрисхеви по течению реки К. е. граничила с Цагерской епархией ГПЦ), р. Аскисцкали (правый приток р. Риони), по Лечхумскому хребту. На северо-востоке горы Шода отделяли К. е. от Никозской епархии ГПЦ, на востоке Лихский хребет - от Руисской епархии. Юж. граница шла от устья р. Чорохи вдоль хребта Шавшети, затем сворачивала на север от горы Сакондриа до горы Перанга, далее пролегала вдоль Месхетского хребта, отделяя К. е. от Анчийской , Тбетской, Цурцкабской и Ацкурской епархий ГПЦ. По занимаемой площади и численности К. е. была одной из наиболее крупных в Грузии.

http://pravenc.ru/text/2462339.html

Анчийское Евангелие будет отреставрировано (версия для печати)/Православие.Ru Анчийское Евангелие будет отреставрировано Православие.Ru , 22 мая 2006 г. Тбилиси, 22 мая 2006 г. Анчийское Евангелие, на днях переданное Патриархии Грузии из Государственного архива, будет реставрировано. На реставрацию из Международного фонда Католикоса Патриарха всея Грузии Илии II будет выделено 3 тысячи лари, сообщает Благовест-инфо со ссылкой на агентство GHN. Евангелие сильно повреждено и разделено на 39 частей. Официальное решение о финансировании проекта реставрации этого памятника XII-XIII века будет принято на заседании Совета фонда Патриарха, которое состоится на будущей неделе.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В Грузии начато восстановление Анчийского Евангелия 23 ноября 2006 г. 10:56 В Грузии началась реставрация уникального Анчийского Евангелия XII-XIII вв. Как сообщили в министерстве юстиции Грузии, работы проводят в лаборатории по реставрации Департамента по управлению архивами. Они финансируются благотворительным фондом по возрождению духовности, культуры и науки Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II . На первом этапе будет проведена полистовая дезинфекция, умягчение и наполнение кожаного переплета, укрепление рукописного текста и гравюр и их очистка по так называемому «сухому методу». «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/163953.htm...

В Грузии принято решение о реставрации Анчийского Евангелия 22 мая 2006 г. 16:39 Анчийское Евангелие, на днях переданное  Патриархии Грузии из Государственного архива, будет реставрировано. На реставрацию из Международного фонда Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II будет выделено 3 тысячи лари. Евангелие, как сообщает агентство GHN, сильно повреждено и разделено на 39 частей. Официальное решение о финансировании проекта реставрации этого памятника XII-XIII века будет принято на заседании Совета фонда Патриарха, которое состоится на будущей неделе. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/114483.htm...

Национальный архив Минюста Грузии завершил реставрацию Анчийского Евангелия (XI-XII вв) 26 апреля 2008 г. 14:11 Национальный архив Министерства юстиции Грузии завершил реставрацию Евангелия из Анчи, относящегося к XI-XII векам. Об этом сообщает пресс-служба Минюста. Евангелие выполнено на пергаменте древнегрузинской письменностью «нусхури». Переплет отделан серебром и зеленой эмалью. Иллюстрации на обложке и внутренних страницах Евангелия оформлены ювелиром Бекой Опизари. В Евангелии 269 страниц, из них три страницы чистые. Средства на реставрацию уникального исторического памятника выделил Международный благотворительный фонд Католикоса-Патриарха всея Грузии. Евангелие было передано в Исторический архив жителем Цалкского района Восточной Грузии в 1923 году. «Новости-Грузия» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/396943.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХИЗСКАЯ ЕПАРХИЯ [Груз. ], одна из древних епархий Грузинской Православной Церкви, расположенная в исторической пров. Грузии Кларджети. Кафедра находилась неподалеку от крепости Ахиза (ныне с. Фератлы в иле Артвин, Турция). Основана во 2-й пол. V в. св. царем Вахтангом Горгасали. По поручению царя его молочный брат эристав Кларджети Артаваз обновил крепость и построил церковь. Ахизский епископ числился первым в списке 12 епископов новооснованного Вахтангом Горгасали Мцхетского Католикосата. После нашествия Мервана Глухого (30-е гг. VII в.) А. е. была разорена и ее территория вошла в состав Анчийской епархии , а кафедра перешла в с. Анчи. Крепость Ахиза возведена еще до Р. Х. и расположена на отвесной скале: ее наружная стена укреплена круглыми башнями, основные постройки относятся к V в. Важной частью фортификационной системы является широкая сеть естественных и высеченных пещер, созданная, по сведениям средневек. груз. историка Джуаншера , еще Артавазом. В дальнейшем, после восстановления крепости Артануджи, Ахиза потеряла былое военно-политическое значение. В окрестностях Ахизы сохранились руины неск. зальных храмов небольшого размера. Кафедральный собор, построенный предположительно в V в., был полностью уничтожен в XIX в. По свидетельству краеведа А. Флоренского, побывавшего в 10-х гг. XX в. в Ахизе, часть стен церкви была еще цела и в апсиде храма сохранялось мозаичное изображение Богоматери Оранты. Ист.: . //КЦ. Т. 1. С. 178, 197. Лит: Djobadze W. Early Medieval Georgian Monasteries in Historic Tao, Klarjet " i and Šavšet " i. Stuttg., 1992. Р. 22-23; Edwards R. W. The Fortifications of Artvin: A 2nd Prelim. Rep. on the Marchlands of Northeast Turkey//DOP. 1986. Vol. 40. P. 170-171. Д. Хоштария Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77178.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЗРА Езра [груз. ], груз. гимнограф (X в.). Его имя упоминает Микаел Модрекили в акростихе песнопения, посвященного прп. Евфимию Великому (под 20 янв.) и вошедшего в гимнографический сб. Иадгари (НЦРГ. S 425, 978-988 гг.). Начальные буквы каждой строфы составляют акростих «Езра, Христос, славь Саурмага и сына его Мириана». Вероятно, эти лица были заказчиками песнопения. Нек-рые исследователи отождествляют Е. с еп. Анчийским Езрой, сведения о к-ром содержатся в Житии прп. Григория Хандзтийского . В последнее время высказывается предположение, что Е.- подвижник Синайской горы Езра Кобулеан, вместе с Иоанном-Зосимом и др. монахами упоминаемый в завещаниях-приписках мн. синайских рукописей X в. В завещании в рукописи Sinait. Iber. 30 (979) отмечено, что Е., названный священником, по распоряжению прот. Квирике Мидзнадзорели из мон-ря вмц. Екатерины на Синае переписал 2 Евангелия - от Матфея и от Марка. В своих произведениях Е. широко применял аллитерацию. Ист.: Ингороква П. Древняя груз. духовная поэзия. Тифлис, 1913. Т. 1. С. 158-163 (на груз. яз.); Джгамаия Л. Груз. гимнографы X в.//Мацне: Сер. языка и лит-ры. Тбилиси, 1973. Вып. 4. С. 51, 60 (на груз. яз.). Лит.: Кекелидзе. Др.-груз. лит. Т. 1. С. 177; Ингороква П. Собр. соч. Тбилиси, 1965. Т. 3. С. 347 (на груз. яз.). М. Кавтария Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.)

http://pravenc.ru/text/189591.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ АНЧЕЛИ [Груз. ], свт. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт., в Кларджетских преподобных отцов и жен Соборе ), еп. Анчийский ГПЦ (IX в.), современник и сподвижник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели). Упоминается в Житии прп. Григория, созданном Георгием Мерчуле (83 гл.): «В то же время в Анче епископом был Макарий» ( Георгий Мерчуле. 1911. С. 149; ПДГАЛ. Т. 1. С. 317). Память М. А. была внесена в месяцеслов ГПЦ в сер.- 2-й пол. XX в. вместе с именами др. сподвижников прп. Григория, упоминаемых в Житии святого; канонизация в Соборе Кларджетских святых была осуществлена в 2003 г. Ист.: Георгий Мерчуле. Житие св. Григория Хандзтийского/Груз. текст, введ., изд., пер. Н. Марра с дневниками поездки в Шавш(ет)ию и Клардж(ет)ию. СПб., 1911. (ТРАГФ; Кн. 7). Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2561436.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Мидзнадзори. Зап. рукав кафоликона. IX в. [Груз. , (?); тур. Miznazol, Kilisar], муж. мон-рь во имя святых апостолов Петра и Павла (IX-XVI вв.) Анчийской (до XV в.) и Тбетской (нач. XV-XVI в.) епархий Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Ныне М. находится на территории, окормляемой Ахалцихской и Тао-Кларджетской епархией ГПЦ. Расположен в грузинской исторической пров. Кларджети, на левом берегу р. Карчхалки (Чидила), у ее слияния с р. Цхумурки (ныне в дер. Алабалик, иль Артвин, Турция). Относится к группе мон-рей Кларджетской пустыни . Этимологию названия Мидзнадзори возводят к армянскому слову «миджнадзор» ( - «посреди ущелья»), что соответствует географическому местоположению мон-ря у слияния рек. Также М. занимал центральное место между кларджетскими обителями Мере, Хандзта , Нука-сакдари и Цкаростави ( Марр. 1911. С. 132; Хоштария. 2005. С. 64-65). Появление арм. топонимов в юж. провинциях Грузии обусловлено переселением в эти регионы армян-дифизитов, подвергшихся религ. гонениям в Армении в нач. VII в. Есть также версия, возводящая этимологию М. к груз. понятию «миджна джвари» ( - «межевой крест») ( Халваши. 2016. С. 152), но эта версия считается менее вероятной. История М. впервые упоминается в Житии прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), созданном Георгием Мерчуле в 951 г. На основании данных источника можно установить, что мон-рь был основан в 20-30-х гг. IX в.; его строителем и 1-м игуменом был «великий отец» и «строитель монастырей» прп. Давид Мидзнадзорели, сподвижник прп. Григория Хандзтийского . В Житии также названы имена учеников прп. Давида: свт. Илариона , «отца и строителя» мон-ря Цкаростави (католикос Картли в 50-х гг. IX в.), и прп. Захарии, основателя и игумена мон-ря Баретелта ( Георгий Мерчуле. 1911. С. la-lb, 108; Он же. 1963. С. 275). Наличие этих имен в тексте свидетельствует о том, что братия М.

http://pravenc.ru/text/2563170.html

Недалеко от совр. тур. с. Аначлы сохранились руины кафедральной анчийской церкви, предположительно крестово-купольной. Груз. историк Вахушти Багратиони , описывая местность Анчи, характеризует храм как «благолепный и прекрасный» ( . . С. 677). В нач. XIX в. церковь была еще в хорошем состоянии; но уже в 1879 г. Д. З. Бакрадзе засвидетельствовал, что храм почти полностью разрушен. В 1904 г. Н. Я. Марр писал, что сохранившиеся части сев.-зап. угла и сев. стены храма, алтарная апсида с частью купола, разрушенные стены сев. и юж. приделов снаружи и изнутри были облицованы чисто тесанными квадрами песчаника, к нач. XX в. практически полностью сбитыми местными жителями, вставлявшими их в стены своих домов. Фрагменты убранства фасада, найденные в селе, позволяют датировать церковь 1-й пол. XI в. Камнями из церковной кладки в значительной степени была облицована сельская мечеть. Ист.: .//. , 1897. T. 2. C. 167; 175; 267-268; 482; Георгий Мерчул. Житие св. Григория Хандзтийского//Тексты и разыскания по арм.-груз. филологии/Введ., изд., пер. Н. Я. Марра. СПб., 1911. Т. 7; : // / . . , 1946. Т. 1. С. 343-346; : //Там же. С. 381-389; //КЦ. Т. 1. C. 292; . //Там же. Т. 4. С. 677; . // . , 1963. T. 1. C. 248-319; / , . , , 1965. T. 2. C. 48; 1970. Т. 3. С. 181-186, 218-220, 244-246; / , , , . , 1993. C. 26. Лит.: Бакрадзе Д. Археологическое путешествие по Гури и Адчар. СПб., 1878. С. 83-84; он же. Об археологической поездке, совершенной в 1879 г. по поручению Академии наук//ЗИАН. 1889. Т. 37; Марр Н. Я. Дневник поездки в Шавшию и Кларджию//Тексты и разыскания по арм.-груз. филологии. СПб., 1911. Т. 7. С. 93-95; . . , 1913. Т. 1. С. VIII-X, 158-164; он же. // , , 1954. C. 376-380; . (XV-XVI .). , 1961. С. 85-98; . . , 1962. T. 1. Сб. 2. С. 383-440; . // . , 1980. Т. 1. С. 170; Djobadze W. Early Medieval Georgian Monasteries in Historic Tao, Klarjet " i and Šavšet " i. Stuttg., 1992. P. 54-56.

http://pravenc.ru/text/75558.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010