ЗАТВОРНИЧЕСТВО особый вид подвижничества, состоящий во временном или постоянном заключении себя в ограниченном пространстве 661-666 666-669 669-670 670-677 ЗАХАРИИ РИТОРА ХРОНИКА сочинение об истории Вост. Церкви и Византийской империи, написанное в сер. VI в. на сир. языке; имя подлинного автора неизвестно 677-678 678-679 ЗАХАРИЯ ветхозаветный пророк (пам. 8 февр. и в Неделю праотец), предпоследний в ряду 12 малых пророков 679-680 680-686 686-688 ЗАХАРИЯ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 24 марта, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) 688-689 689-690 ЗАХАРИЯ (Лобов Захар Петрович;1865-1937), архиеп. Воронежский и Задонский, сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 690-691 691-692 ЗАХАРИЯ (XVI-XVIII вв.), иерей (?), Шенкурский, Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) 692-693 ЗАХАРИЯ (Джорджадзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1623-1632 (?)), еп. Некресский (до 1623) ЗАХАРИЯ (Квариани), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский; Пицундский) (1658 (?) - 1660), митр. Гелатский (1639-1660) 693-695 695-696 ЗАХАРИЯ (Копыстенский; не позже 1585 - 1627), архим. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, правосл. полемист, издатель 696-699 699-700 ЗАХАРИЯ АНЧЕЛИ (IX в.), еп. Анчийский, чудотворец, современник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.) 700-701 701-702 702-703 703-704 704-706 ЗАХАРЬИНА Нина Борисовна (род. 30.08.1961, Ленинград), музыковед, исследователь рус. церковного пения ЗАХВАТ один из специфических терминов, используемый в крюковых записях рус. безлинейного многоголосия 708-710 ЗАХИРИТЫ последователи правовой школы (мазхаба) Дауда бен Али аль-Исфахани по прозвищу аз-Захири (ум. в 883) 711-712 712-713

http://pravenc.ru/vol/xix.html

Солнечное затмение Луна настолько идеально закрывает Солнце во время затмений, что нам становится возможно наблюдать эти явления. Не значит ли это, что премудрость Творца заключалась в том, чтобы создать небесные тела определенного размера? 26 сентября, 2012 Луна настолько идеально закрывает Солнце во время затмений, что нам становится возможно наблюдать эти явления. Не значит ли это, что премудрость Творца заключалась в том, чтобы создать небесные тела определенного размера? В этой статье представлена история о солнечном затмении, и рассуждение на эту тему с точки зрения Библейского сотворения мира. Солнечное затмение В августе в Тбилиси пыльно, но уже не так жарко. Днем город кажется полупустым, особенно немноголюдно в центре, в переулках около Сиони, в Ортачала. В тот день, когда мы с Ираклием проходили по пустынным улицам Старого города, он казался мне особенно безлюдным. Быть может, отчасти это объяснялось тем, что накануне все СМИ транслировали предупреждения об опасности нахождения вне помещений из-за неких опасных излучений во время ожидавшегося в тот день, 11 августа 1999 года, солнечного затмения. Как бы то ни было, мы с Ираклием этими предупреждениями пренебрегли и во весь дух спешили к Метехи, боясь опоздать к началу, как нам казалось, грандиозного астрономического шоу. Сионский собор. Фото: Теймураз Блюмгардт/http://pik.tv/ru/blogs/   Собственно говоря, мы ровным счетом ничего не знали о солнечных затмениях, – ни как они происходят, ни как их наблюдать. Конечно, в школе каждому из нас объясняли механизм этого природного явления, но в жизни нужно нечто большее, чтобы заставить себя задуматься о закономерности движения светил. Придя на место, мы сели и стали ждать. На другом берегу реки перед нами возвышался кафедральный Сиони дальше – Патриархия, а за ней Анчисхати – храм второго Нерукотворного Образа, принесенного в Тбилиси из Анчийского кафедрального собора в 1675 году. На заднем плане громада Мтацминда венчала панораму города. Понятно, что мы забыли взять с собой старый рентгеновский снимок или хотя бы закопченное стекло, чтобы наблюдать за солнцем, – мы просто ожидали внезапного наступления темноты в назначенное время.

http://pravmir.ru/solnechnoe-zatmenie/

1 Светицховлоба: воспоминание о принесении в Грузию Хитона Господня, празднование Столпа Животворящего, Крещения Грузии и воздвижения патриаршего кафедрального собора Светицховели Абиатар (Авиафар), прп. и Сидония, прав., IV в. Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана Мелхиседек I, свт. , католикос-патриарх Грузии, + 1033 2 Давид и Константин, князья Аргветские, великомученики, + 740 4 Евдемон I (Диасамидзе), сщмч., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1642 5 Григорий Ханцтели (Хандзтийский), прп., основатель Кларджетской пустыни и мон-рей Хандзта и Шатберди, + 861 Собор Кларджетских святителей, мучеников и преподобных отцов и жен, учеников и сподвижников прп. Григория Ханцтели (Хандзтийского), VIII-IX вв.: Амона (прп.), Андрей (прп.), Анастасия (прп.), Арсений (прп.), другой Арсений (прп.), Василий III Кларджетский, Гавриил (прп.), Георгий Зарзмский (Зарзмели), Георгий Мерчуле (прп.), Георгий Опизели (прп., 3-й настоятель мон-ря Опиза), Григорий Шатбердели (прп.), Давид (прп.), Димитрий (прп.), Епифаний Чудотворец (прп., настоятель мон-ря Хандзта), Езра (прп.), Захария (прп.), Захария Анчели (свт., еп. Анчийский, чудотворец), Зинон (прп.), Иаков (прп.), Иларион (свт., католикос Картли (Мцхетский)), Иларион Парехели (прп.), Иларион Убисели (прп.), Иоанн (мч.), Иоанн (прп.), Макарий (свт.), Макарий Опизели (прп.), Маркел (Маркелаос) (прп.), Матой (прп.), Михаил Зарзмели (прп.), Михаил Парехели (прп.), Нерсе Ишхнели (прп.), Павел (прп.), Петр (прп.), Савва Ишхнели (свт., еп. Ишханский), Самуил (прп.), Софроний Шатбердели (прп., возобновитель мон-ря Шатберди), Стефан Мтбевари (свт., еп. Тбетский), Теместия (Феместия) (прп.), Феврония (прп.), Феодор (прп.), Феодор Недзвели (прп.), Хведиос (Хведий) (прп.), Христофор (прп.), Шио (прп.) 7 Иосиф Мохеве (Хевский), прп., + 1763 13 Антоний Чкондидели, свт., митр. Чкондидский,+ 1815 г., и его ученик Иаков Чкондидели, иером., прп. 16 Зенон Икалтоели (Икалтойский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 17 Иосиф Чудотворец, свт., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1764/70 19 Николай Двали, мч., пострадавший в Иерусалиме + 1314 26 Александр (Окропиридзе), свт, еп. Гурийско-Мингрельский, 1907 28 Неофит Урбнели, еп. Урбнисский, свт. VII в. 29 Серапион Зарзмели, прп., + 900 30 Иоатам (Иотам) (Зедгенидзе, Зидгинидзе), мч., + 1465 31 Собор Тбилисских мучеников (100 тыс.), + 1227/1240

http://pravoslavie.ru/41585.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКИХ ПРИХОДОВ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА самоуправляемое объединение правосл. приходов рус. церковной традиции в юрисдикции К-польского Патриаршего престола ЗАПОРОЖСКАЯ И МЕЛИТОПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ УПЦ. Учреждена 27 июля 1992 г. на территории Запорожской обл. Украины, отделена от Днепропетровской епархии ЗАПЬЯНЦЕВ Александр Михеевич (1849 - 1916), руководитель старообрядческого беспоповского согласия самокрестов, наставник общины в с. Толба, полемист ЗАРЗМА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ЗАРИН Сергей Михайлович (1875 - 1935), проф. СПбДА, богослов, библеист, один из лидеров и идеологов обновленчества ЗАТВОРНИЧЕСТВО особый вид подвижничества, состоящий во временном или постоянном заключении себя в ограниченном пространстве ЗАХАРИИ РИТОРА ХРОНИКА сочинение об истории Вост. Церкви и Византийской империи, написанное в сер. VI в. на сир. языке; имя подлинного автора неизвестно ЗАХАРИЯ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 24 марта, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗАХАРИЯ (Лобов Захар Петрович;1865-1937), архиеп. Воронежский и Задонский, сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЗАХАРИЯ (XVI-XVIII вв.), иерей (?), Шенкурский, Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЗАХАРИЯ (Джорджадзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1623-1632 (?)), еп. Некресский (до 1623) ЗАХАРИЯ (Квариани), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский; Пицундский) (1658 (?) - 1660), митр. Гелатский (1639-1660) ЗАХАРИЯ (Копыстенский; не позже 1585 - 1627), архим. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, правосл. полемист, издатель ЗАХАРИЯ АНЧЕЛИ (IX в.), еп. Анчийский, чудотворец, современник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.) ЗАЧАТИЯ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ставропигиальный МП РПЦ), находится в Москве, во 2-м Зачатьевском пер., д. 2, близ ул. Остоженка ЗВАРТНОЦ церковь свт. Григория Просветителя (Сурб-Григор), один из памятников армянской и мировой средневек. архитектуры ЗЕДА-ВАРДЗИА в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь (1-я пол. XI в., возобновлен в 1997) Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕДАЗЕНИ во имя прп. Иоанна Зедазнийского муж. мон-рь (сер. VI в.) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121236_110.htm...

V. Иконные оклады. Скань, чокань и эмаль в металличесних украшениях окладов. Оклады напрестольных Евангелий. Резные образки. Ковчежцы для хранения частиц Животворящего Древа, мощей и св. даров. Кресты, лампады, кацеи Афонские ризницы по многим причинам не богаты церковною утварью: один – два шкапа, с немногими полками, вполне удовлетворяют обиходным целям; что касается древних утварей, то, если они не помещаются в той же ризнице, их укрывают в башне, вместе с библиотекою, или в укромных скевофилакиях на хорах, хотя такие случаи исключительные. Но, помимо ризниц, множество икон в древних окладах, древних крестов, ковчежцев и пр. еще доселе держится на престолах церквей и приделов, на церковных стенах, по полкам в темных притворах и трапезах. Ватопед, Ивер, Хиландар, Лавра сохраняют много древних икон в алтарях, в шкапах, иногда за стеклами, иногда на простых полках. Между этими иконами некоторые сохранили свои металлические оклады, венцы, цаты: этот иконный убор вообще важен для истории орнамента, доселе мало известного в византийском (многосоставном) искусстве, а афонские иконы представляют довольно полный подбор окладов, хотя и сильно разрушенных, и достаточно ранний, хотя не первоначальный. В самом деле, металлическая оправа икон, если и явилась ранее X века, то составляла в этот период ряд одиночных явлений, стала же типическою именно в период X – XII столетий, и афонские иконы, хотя и сохранились от этой эпохи в немногих экземплярах, однако, представлены прекрасными образцами, а, затем среди афонских окладов металлической утвари XIII – XIV веков, представленная множеством предметов, повторяет типы основного предшествующего периода. Причина этого, крайне несложная, заключается в том, что металлические шаблоны и формы, однажды вырезанные, или отлитые, держатся и доселе в мастерских подолгу, почти столетиями, а в древности и того больше, как напр. в период, последующий за латинским завоеванием, которое для слабой Греции и Византии имело значение погрома. Мы уже имели случай при описании 91 древних эмалей и также икон, хранящихся в ризницах грузинских монастырей 92 , обращать внимание на древние оклады византийского типа и греческого происхождения, украшенные по полям тонкими орнаментальными разводами и рисунками, а по рамам рельефными и эмалевыми пластинками и представляющими архитектонические композиции фигур Спаса с Апостолами, Святых, Господских и Богородичных праздников, окружающих центральную икону. Чудно украшенная эмалями Хахульская (Гелатскаго монастыря) икона Б. Матери и обрамленный превосходными чеканными рельефами и узорными пластинками из басмы складень Анчийской иконы Спаса в Тифлисе, конечно, подражают византийским образцам, а басменные узоры оттиснуты греческими шаблонами, которые продавались точно так же, как теперь продаются латунные шрифты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД IV (Чавчавадзе), католикос-патриарх всей Грузии (1443/47-1459). Груз. летопись «Новая Картлис Цховреба» ошибочно называет преемником католикоса-патриарха Шио II (1439-1443/47) сына груз. царя Александра, католикоса-патриарха Давида II (Багратиони) , в то время как установлено, что Патриарший престол после Шио занимал Д. Предстоятельство Д. пришлось на период разрушения единого Грузинского гос-ва. Осложнившееся после падения Византии (1453) внешнеполитическое положение страны сопровождалось церковным сепаратизмом, особенно выраженным в Самцхе-Джавахети (Юж. Грузия). Из «Книги верности», данной еп. Кумурдойским Иоанном и Анчийским архим. Керобином, явствует, что епископ Ацкурский (мацкверели) и др. епископы Самцхе «были без креста» Д., т. е. фактически занимали кафедры без утверждения католикоса-патриарха. Ситуацией пользовались главы К-польской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей, поддерживая церковный сепаратизм в Самцхе-Джавахети, что имело место и при Д., когда братия мон-рей Вардзиа и Сапара заявила о неподчинении католикосу-патриарху и лишь благодаря жесткой позиции Д. была возвращена в лоно Грузинской Церкви. Д. упоминается в грамоте пожертвований (дек. 1447 ) груз. царя Георгия VIII: царь подтверждает дарованную патриаршему собору Светицховели царем Александром грамоту, по к-рой принадлежащие Светицховели поместья в Картли и Кахети освобождались от налогов. В том же документе Георгий, сравнивая Д. со святителями Василием Великим и Григорием Богословом , просит у католикоса молитв. Известно, что в предстоятельство Д. Георгий VIII пожертвовал Светицховели сел. Гобни и учредил 6 дней в году церковного поминовения себя и своего брата Димитрия. В янв. 1454 г. католикос-патриарх Д., установив величину налога, подписал книгу кулухи (винного сбора). Ист.: Жордания. Хроники. 1897. Кн. 2 (на груз. яз.); ПГП. 1970. Т. 3 (на груз. яз.). Лит.: Джавахишвили. История народа. 1965. Т. 3 (на груз. яз.); Ломинадзе Б. Из хронологии Грузии XV в.//Вопр. истории народов Кавказа. Тбилиси, 1966 (на груз. яз.); Абашидзе З. Давид IV//Груз. Католикосы-Патриархи. Тбилиси, 2000. С. 74-76 (на груз. яз.). З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168520.html

Нечто иное говорят нам подписки анчийского архимандрита Херувима и кумурдойского архиепископа Иоанна (1453–1459 гг.) на имя католикоса Давида. Надо заметить, атабэг Кваркварэ II (1447–1459) вновь устроил церковный раскол, почему мацквэрели и некоторые самцхийские епископы снова перестали поминать на службах католикоса. Не будучи солидарны с ними, кумурдоэли и анчийский архимандрит остались, однако, верными католикосу, поминая при богослужении именно его. А попутно с этим, когда в том же 1453 году в самцхийский вардзийский монастырь, считавшийся ставропигиальным католикосским, приезжал греческий (антиохийский) митрополит и там произвел «отпадение», то братия этой обители, опомнившись вскоре, поспешила умилостивить католикоса Давида торжественным обещанием или клятвой: «не принимать более ни митрополита – грека, ни посланий его, ни заповедей его и ни в чем не верить ему, а ставленников на иеромонашеские и иеродиаконские места по прежнему посылать во Мцхет» (Там же, стр. 269). Затем, к концу XV века, в отношениях атабэгов к католикосам произошла существенная перемена к лучшему, что явствует из сигеля, написанного между 1483–1490 гг. Автор этого документа, один из атабэгов, указывая на точное исполнение им своих обязанностей по отношению к мцхетскому католическому престолу, выражает здесь полную уверенность в том, что и католикос не позволит себе поступать с ним, атабэгом, в противность канонам и правилам соборным; пусть все будет благопристойно и по закону и пусть присланных нами для рукоположения во епископы лиц не приводят к присяге на верность (карталинскому) царю (Там же, стр. 302). В начале же XVI века (1500–1502) архиепископ кумурдоэли Герасим пишет католикосу Евагрию: «так как патрон Мзедчабук (атабэг 1500–1516 г.) воззрел на меня милостиво, пожаловал мне кафедру кумурдоэли и прислал меня для хиротонии к вам и вы меня хиротонисали, то во благо себе ( ) до самой смерти буду верен вашему престолу и молиться за (грузинского) царя» (Там же, стр. 315). Фактическое выполнение последних слов кумурдоэли, как видно, со всем не понравилось Мзедчабуку, почему на освободившуюся тогда кафедру мацквэрели он пригласил трапезундского грека Симеона и вошел в сношение с антиохийским патриархом Дорофеем II (1484–1523) о принятии самцхийских церквей под свое начальство, на что патриарх Дорофей ответил целым посланием. В этом послании он восхваляет Мзедчабука, считая его единственным из правителей, крещенным настоящим образом (т. е. через погружение 6 ; называет его великим, богобоязненным и православным царем своим и всего Востока; предсказывает оружию его по беды над неверным врагом – народом и царем грузинским; хвалит благочестие, богобоязненность, православие, познания и верность законам божественным мацквэрели (Симеона) и в заключение предоставляет ему (мацквэрели) право рукополагать епископов самцхийских, вязать и разрешать грехи (Там же, стр. 317–318).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь Анчисхати (груз. ) построена в начале VI века царем Дачи Уджармели на берегу Куры. Представлял собой трехнефную базилику из тесаного камня с 3 парами столпов, трехчастным алтарем и южным приделом, включавшим крещальню. В 60-х годах XVII века, при Католикосе-Патриархе Доментии III, был восстановлен: возобновлены кирпичные своды, возведены 2 пары столпов, разделяющих нефы. В 1675 году в нескольких метрах от базилики была построена колокольня с кубообразным объемом 1-го яруса, выложенным из кирпича, и башней на колонках с шатровым завершением. В 1664 году в храм была перенесена чудотворная икона Спасителя из монастыря в c. Анчи в Юго-Зап. Грузии (ныне в пределах Турции) - отсюда наименование храма Анчисхати (букв.- Анчийский Образ). Очевидно, тогда же Анчисхати стал подворьем Католикоса-Патриарха в Тбилиси. В 1683 году по заказу католикоса-Патриарха Николая IX (Амилахвари) была выполнена фресковая роспись (сохранилась в алтаре). В 1755 году при храме открыли семинарию. В 1814 году Анчисхати обновлялся настоятелем Дмитрием Алекси-Месхишвили, позже был заново расписан. В середине XIX века внешний вид храма был искажен добавлением мелких форм, в 1876 году пристроили колокольню. Первоначальные формы Анчисхати были возвращены после реставрации 1958 года (под рук. Р. Г. Гвердцители). В советское время храм был закрыт. Богослужение возобновлено в конце 80-х годов XX века по благословению Католикоса-Патриарха Грузии Илии II. Адрес: ул. Шавтели, 9, Тбилиси Подробнее... Церковь Александра Невского (Тбилиси) [ править править код ] Церковь святого благоверного князя Александра Невского построена в 1864 году на пожертвования верующих, дополнительно Святейший Синод выделил 5 000 рублей. В 1886 году к церкви была пристроена колокольня. Есть две трапезных: Александра Невского и Николая Чудотворца, которая была построена в 1900 году в честь императора Николая II. В 1913 году рядом с церковью возвели часовню в честь 300-летия династии Романовых. С 1950 до 1982 года настоятелем храма был митрополит Зиновий (Мажуга), который погребён у северной стены храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Грузия_(храмы)

В 1995 году Духовная семинария и Духовная академия были созданы и в Кутаиси. В том же году по инициативе патриарха была открыта Гелатская Академия наук. По замыслу Его Святейшества, этот научный центр в Западной Грузии должен продолжать и развивать традиции знаменитой Гелатской академии, созданной св. Давидом IV Строителем. В 1995–2007 годах президентом этой академии был филолог Магали Тодуа, затем языковед Михаил Курдиани, а ныне действующим президентом является академик Гелатской АН митрополит Иоанн (Гамрекели). Гелатская академия каждый год проводит научные конференции и семинары, издает ежемесячный научно-популярный журнал, посвященный вопросам картвелологии. За последние пятнадцать лет духовные семинарии открылись в Поти, Батуми, Ахалцихе и Гори. По всей Грузии заработали более пятидесяти православных гимназий и школ. Сам патриарх, вскоре после интронизации восстановивший так называемые четверги патриарха Каллистрата, когда в патриархии собирались известные ученые, писатели, деятели искусств для обсуждения важнейших вопросов, касающихся общественной и культурной жизни, – живо интересуется всем, что происходит в области культуры, образования и науки. Сближение науки и веры – одна из главных задач в деятельности Его Святейшества, о ней он неустанно говорил и говорит во время многочисленных встреч со студентами и преподавателями высших учебных заведений, с учеными в академических институтах, в своих проповедях... 8 февраля 2005 года, в день памяти св. царя Давида V, был создан Международный благотворительный фонд Католикоса-Патриарха по возрождению и развитию духовности, науки и культуры. На церемонии учреждения фонда его основатель и президент Святейший Илия так определил задачу: «Фонд призван способствовать укреплению национального и государственного мышления, научным исследованиям, культурному развитию, что так важно для нашего будущего, мы должны сотрудничать со всеми нашими высшими учебными заведениями, поддерживать деятельность наших ученых». При поддержке фонда вновь стали выходить исчезнувшие было известные грузинские литературные журналы «Цискари» («Заря»), «Мнатоби» («Светоч»), «Литература да хеловнеба» («Литература и искусство»), издано множество книг по истории и филологии, проводятся фольклорные фестивали и ежегодный международный музыкальный фестиваль «От Пасхи до Вознесения». Активно участвует фонд в деле сохранения и популяризации национального достояния и культурного наследия. При его финансовой поддержке была проведена реставрация хранящегося в Национальном архиве Грузии древней (XII–XIII века) рукописи так называемого Анчийского Евангелия. Фонд Католикоса-Патриарха сотрудничает с различными телеканалами и финансирует некоторые учебно-познавательные программы 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сер. VII в. груз. земли (за исключением западногруз. царства Эгриси) были завоеваны арабами. «Защитная (охранная) грамота» ( ), выданная араб. военачальником Степанозу II, ограничивала активность как в политической жизни, так и в церковной сфере ( Сихарулидзе. 2001. С. 10-12). М. К. платил арабам дань, церковное строительство было запрещено. С 60-х гг. VII в. на протяжении почти столетия судьбу закавказских стран определяла борьба между Арабским халифатом, Хазарским каганатом и Византийской империей. Однако даже в такой политической ситуации М. К. пользовался каждым удобным случаем, чтобы распространить свое влияние за пределы Картли. Так, воспользовавшись выступлением в 697 г. визант. патрикия в Эгриси Сергия Барнукис-дзе против Византии ( Георгий Кедрене. 1963. С. 29), что дало возможность эрисмтавару Картли Степанозу III присоединить Эгриси к Картли ( Абрамишвили. 1977. С. 36), М. К. (очевидно, в этот же период) включил в свою юрисдикцию вост. епархии Зап. Грузии - Питиунтскую (Пицундскую), Эгрисскую, Фасисскую, Абазгийскую. Считается, что в то время они входили в юрисдикцию К-польского Патриархата, однако нек-рые исследователи полагают, что эти кафедры могли изначально быть частью ГПЦ ( Адонц. 1908. С. 219; Анания (Джапаридзе). 2011. С. 6-9, 277-278, 642-645). Активную политику вел М. К. и на территории Албании Кавказской, где пересеклись интересы Картлийской и Армянской Церквей. Так, на рубеже VII и VIII вв. Албанский католикос Нерсес, к-рый, по всей вероятности, был ставленником М. К., распространил среди своей паствы халкидонскую веру. В период правления в Картли царя мч. св. Арчила († 744 или 761) в христианство были обращены горцы исторических провинций Шаки в Кахети и Цукети в Албании ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 244; Мусхелишвили. 2003. С. 384-385; Папуашвили. 2008. С. 38-39). В посл. трети VIII в. положение М. К. ухудшилось - арабы учредили Тбилисский эмират Арабского халифата, к-рый охватывал центральную и юж. части Картли, включая Мцхету с ее окрестностями. В 786 г. был упразднен институт эрисмтавара Картли ( Аласания. 2007. С. 11; Она же. 2008. С. 164), что способствовало появлению новых княжеств на периферии бывш. царства Картли; в это же время в Зап. Грузии было образовано Эгрис-Абхазское царство. В лице эрисмтавара Мцхетский престол лишился покровительства гражданской власти, ослабли коммуникационные связи с периферийными церковными центрами и паствой, что привело к нарушениям в области канонических прав Мцхетского католикоса. Так, во 2-й пол. IX в. арабский эмир в обход католикоса поставил на Анчийскую кафедру своего кандидата Цкири, а влиятельный самцхийский азнаур Мириан сумел склонить архиереев Самцхе избрать католикосом его сына - свт. Арсения I Великого (860-887) и т. д. (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 286, 305).

http://pravenc.ru/text/2564526.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010