Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @18665@ Подпись к иллюстрации: Митр. Анфим (Чалыков), Болгарский экзарх Размер файла: 66.5 Кб Кто разместил: Александр Иванов Дата размещения 13.02.2020 19:46:51 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/18665.html

В авг.-сент. 1872 г. в К-поле состоялся Собор с участием иерархов К-польского Патриархата (в т. ч. бывш. патриархов Григория VI и Иоакима II ), патриархов Александрийского Софрония IV , Антиохийского Иерофея и Иерусалимского Кирилла II , архиеп. Кипрского Софрония, а также 25 епископов и неск. архимандритов (в т. ч. представителей Элладской Церкви). Собор начал заседания 29 авг. Была назначена специальная комиссия для подготовки доклада о незаконных действиях болгар. Доклад комиссии был сделан 12 сент. В нем содержался обзор истории церковного спора, истолкование национального начала в Церкви как ереси филетизма, а также давалось толкование неканонических действий болгар. Иерусалимский патриарх Кирилл просил участников Собора не торопиться с объявлением схизмы и отказался подписать протокол. Антиохийский патриарх запретил своему представителю участвовать в комиссии, если она не займется изысканием средств к примирению. Патриарх Иерусалимский Кирилл объявил патриарху Анфиму, что не будет более принимать участия в Соборе при той ситуации, которая сложилась; за 2 дня до окончания Собора патриарх Кирилл уехал в Иерусалим. Между тем 16 сент. на 3-м, и последнем, заседании Собор принял акт о низвержении болгарских архиереев и орос, объявляющий Болгарскую Церковь схизматической. 17 сент. орос был оглашен в патриаршем храме св. Георгия, а через неделю - во всех греч. церквах столицы (см. также в статьях Анфим I (Чалыков) , Болгарская Православная Церковь ). Ист.: Γεδεν Μ. Ι. Εγγραφα πατριαρχικ κα συνοδικ περ το Βουλγαρικο ζητματος. Κωνσταντινοπολις, 1908; Тодоров-Хиндалов В. Въстания и народни движения в предосвобождителна България: Според новооткрити турски официални документи. София, 1929. Лит.: Курганов Ф. А. Исторический очерк греко-болгарской распри//ПС. 1873. Ч. 1. 1. С. 13-94; Ч. 1. 2. С. 187-260; Ч. 2. 5. С. 3-70; Ч. 2. 7. С. 283-335; Ч. 3. 11. C. 325-388; Теплов В. А. Греко-болгарский церковный вопрос по неизд. источникам. СПб., 1889; Макарий (Булгаков), митр.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

д) В отношении к чужестранным: один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш ( Лeb. XXIV, 22 ). е) В отношении к рабам: господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах ( Koлoc. IV, 1 ). ж) В отношении ко всем: отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Римл. XIII, 7). Бог требует правды: о человек! сказано тебе что добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим ( Mux. VI, 8 ). любит правду: Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника ( Пс. Х, 7 ). – Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва ( Npumч. XXI, 8 ). дает мудрость для совершения правды: Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум; тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю ( Npumч. II, 6, 9 ). Благословения, обещанные тем, которые терпят за правду: блаженны изгнанные за правду; ибо их есть царство небесное ( Mamф. V, 10 ). б) Замечательный пример любви к правде. Св. Анфим, епископ никонидийский жил в царствование Диоклитиана, жестокого гонителя христиан. Когда в это время гонители старались прежде всего отыскивать и предавать казни настоятелей церкви, чтобы тем лишить христиан руководителей, тогда св. Анфим, по особенному внушению Божию, на время удалился из города и скрылся в одном окрестном селении. Оттуда он посылал увещания и письма к преданным на суд и заключенным в темницах христианам, ободряя их к предстоящему подвигу мученичества. Это сделалось известно царю, и он послал воинов отыскать св. Анфима. Долго воины искали и, утомленные, остановились в том селении, где он был, его самого здесь встретили и спрашивали: «где скрывается Анфим, учитель христианский»? – Уразумев, что настал час его мученического подвига, св. Анфим сказал воинам: «войдите ко мне в дом и отдохните, я вам скажу, где скрывается тот, кого вы ищете». Приняв в дом воинов, святитель угостил их со всею любовию и радушием. После угощения, встав пред воинами, св. Анфим сказал; «я сам епископ. Анфим, за которым вы посланы, – возьмите меня и ведите к пославшим вас».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Когда он скрывался в вышеупомянутом селении Семане и тайно сеял слово Божие и умножал веру во Христа, Максимиан проведал о нем и немедленно послал двадцать воинов, чтобы схватить его. Достигнув этого селения, они встретили здесь святого Анфима и его же самого спрашивали: — Где находится Анфим, учитель христианский? Встретив воинов, Анфим повел их в свою хижину и сказал: — Я сообщу вам об Анфиме и предам его в ваши руки, но только отдохните немного от пути. Затем он предложил им вкусить пищи и устроил им посильную трапезу, радушно угощая их. После сего святой открылся пред ними, что он — Анфим. — Я, — сказал он, — тот, которого вы ищете; возьмите же меня и ведите к пославшему вас. Услыхав это, воины изумились и стыдились поднять взоры на почтенные седины Анфима, потому что видели его сердечный прием и приветливое угощение. И вот они стали рассуждать между собою о том, что они должны повести сего невинного и доброго человека не для благополучия его в сей жизни, а к мучителю, на крайнюю скорбь и имеющую последовать после лютых мучений очевидную смерть. Им стало жаль Анфима, и стыдно пред ним, и сказали они святому: — Не возьмем мы тебя с собою, но советуем тебе скрыться; а мы скажем пред Максимианом, что везде, в окрестностях Никомидии, мы искали Анфима и нигде его не нашли. Но Анфим ревностно сохранял заповеди Господни и посему убеждал их говорить правду, так как не желал, чтобы ради его говорили ложь, и притом стремился пострадать и умереть за Христа; посему он пошел вместе с ними. По пути он проповедовал им слово Божие, уча их вере в Господа нашего Иисуса Христа. Не без следа падало это сеянное Анфимом себя слова Божия, но попало на добрую землю: оно вкоренилось в сердца воинов, процвело там и возросло к усовершению их в вере. Когда они достигли реки, Анфим сотворил о них молитву и крестил их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Потом они опять отправились в путь, ведя душеполезную беседу, пока не достигли Никомидии. Когда Анфим вошел в город, о нем было возвещено Максимиану, — и тот повелел связанным представить его к себе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Написано, что тот, кто примет смерть за девственность и чистоту в борьбе с грехом, тот равен мученикам за веру во Христа Спасителя. Он – праведник, ибо он сохранил целомудрие и чистоту души своей, общаясь с людьми, всегда исповедуя только истину. Он – проповедник потому, что проповедовал людям о покаянии – самом необходимом для спасения. Сегодня в Евангелии вы слышали, как Господь сказал: самая большая и первая заповедь – это: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим (Мф. 22, 37), а вторая, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). Казалось бы, для нас должно быть естественным любить Бога, как ребенку – своих родителей и еще больше, но почему мы не любим Бога? Ответ на это дает нам Святое Евангелие – по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь(Мф. 24, 12). Да, братия и сестры, это наши грехи иссушают в нас любовь к Богу. Из источника, который завален камнями и мусором, уже не текут струи воды. Так и мы, не очистив сердце свое, не можем испытать настоящей духовной радости и близости к Богу, ибо единственный путь к любви – это покаяние. Святые Отцы говорят: «Христос – это олицетворенная любовь. Иоанн – это образ покаяния». Вся церковная служба – во все праздники, даже во Святую Пасху, проникнута вместе с торжеством и радостью покаянием. И как Иоанн Креститель указывает нам на Христа как на Спасителя мира, так и покаяние ведет нас к любви! Аминь. Это событие воспоминается Церковью 29 авг./11 сент. – Ред. О грехе лжи и лицемерия Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия и сестры, сегодня Церковь празднует память святого священномученика Анфима, епископа Никомидийского [ 1 ]. Во время одного из гонений на христиан епископ Анфим по просьбе своей паствы удалился из города и жил, никому не известный, в селе, как простой поселянин. Епископа разыскивала римская власть, чтобы предать суду и казни. Отряд воинов зашел в селение, где скрывался Анфим, и, встретив его, воины спросили не знает ли он, где скрывается Никомидийский епископ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

Но восстал Финеес и умилостивил (Его), и прекратилась язва. И (это) вменено ему в праведность, в род и род до века 1409 . И прогневали Его при воде пререкания, и потерпел Моисей из-за них: Ибо огорчили они дух его, и он погрешил 1410 устами своими. Не истребили народов, о которых сказал им Господь. И смешались с язычниками и научились делам их. И служили истуканам их, и было им (это) 1411 в соблазн: И приносили в жертву сыновей своих и дочерей своих бесам 1412 . И проливали кровь невинную, кровь сыновей своих в дочерей своих, которых они приносили в жертву истуканам Ханаанским, и убита 1413 была земля их 1414 кровию 1415 И осквернена была делами их. И блудодействовали они поступками своими. И разгневался в ярости Господь на народ Свой, и возгнушался наследием Своим. И предал их в руки врагов, и возобладали ими ненавидящие их. И теснили их враги их, и смирились они под руками их. Много раз Он избавлял их, они же огорчали Его упорством 1416 своим и были унижаемы за беззакония свои. И видел Господь, когда они скорбели, и слышал моление их, И вспомнил завет Свой, и раскаялся по множеству милости Своей. И преклонял к ним милость 1417 всех пленивших их. Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас из среды народов, исповедаться имени Твоему святому, хвалиться славою Твоею 1418 . Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века. И да скажет весь народ: да будет, да будет 1419 . 1397 Слав. мн. ч. ненавидящих соответствует μισοντων – ват., [син. до испр.,] text. recept., Вульг. odientium; а син. [после испр.], алекс., 13, 21, 43, 66 и др. (до 100), Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт. и Анфим – ед. ч. μισοντος. 1398 Слав. мн. ч. врагов соответствует χθρν – син. [после испр.], 65, 69, 81, 106 и др. (до 80), компл., альд., греч. церк. Псалт., Анфим и Вульг. inimicorum; а ват., [син. до испр.,] алекс., Феодорит – ед. ч. χθρο соответствует масор. т.]. 1399 Слав. ед. ч. словеси соответствует τ λγ [ср. 24 ст.] – син. [после испр.], 13, 21, 43, 55 и др. (до 120), Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт. и Анфим; а ват., [син. до испр.,] алекс., text. recept. – мн. ч. τος λγοις.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Тогда епарх повелел бить его палками и бросить в общую темницу. Ночью к Конкордию пришел блаженный Евтихий со святым епископом Анфимом. Анфим был другом Торквата и упросил его отпустить к нему узника на короткое время. И вот Конкордий ночью был выпущен из темницы и прожил вместе с Анфимом не мало времени. При этом Анфим посвятил Конкордия во иереи, и они, живя вместе, упражнялись в посте и молитвах. По прошествии некоторого времени, Торкват послал за Конкордием и спросил его: — Что ты придумал относительно своей жизни? — Моя Жизнь — Христос, Которому я ежедневно приношу жертву хваления, а ты будешь гореть в геенне, — сказал епарху Конкордий. Тогда Торкват повелел привязать святого к позорному столбу. Но святой с радостью говорил: — Слава Тебе, Господи Иисусе Христе! — Принеси жертву великому Зевсу — настаивал епарх. — Я не стану приносить жертву глухому и немому камню, — отвечал блаженный Конкордий, — так как со мною Господь мой Иисус Христос, Которому служит душа моя! После этого епарх, разгневавшись, отправил Конкордия на заключение в тесную темницу, а на руки и на шею его повелел наложить железо и запретил кому-либо входить к нему, ибо желал уморить святого голодом. Но блаженный Конкордий, заключенный в темнице, не пал духом, но с веселием начал приносить благодарность всесильному Богу: — «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение», — воспевал он. В полночь явился ему Ангел Господень и сказал: — Не бойся, но мужественно стой в вере, потому что я с тобою. По прошествии трех дней, епарх послал к нему ночью двух оруженосцев своих и повелел им: — Пойдите и сообщите узнику, дабы он принёс жертву нашим богам, или же, в противном случае, — ему будет отсечена голова. Оруженосцы пришли к Конкордию с идолом бога Зевса и спросили его: — Слышал ли ты, что приказал епарх? — Я не знаю этого, — отвечал святой. — Принеси жертву богу Зевсу, — продолжали оруженосцы, — в противном же случае будешь обезглавлен! Тогда блаженный Конкордий, благодаря Бога, сказал: — Слава Тебе, Господи Иисусе Христе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

б) Не думайте, однакож, будто ложь сама по себе – не важный грех и извинительный, потому только, что она у нас стала грехом слишком обычным. Послушайте, братия, не меня, но св. ап. Иакова, брата Господня, который говорит: «язык небольшой член, но много делает; посмотри: небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; он оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспламеняем от геенны... язык – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда!» ( Иак. 3, 5. 6. 8 ). в) Поэтому ложь строго наказывается в здешней жизни. Псалмопевец взывает к Богу: погубиши вся глаголющия лжу; мужа кровей и льстива гнушается Господь ( Пс. 5, 7 ). Сладок человеку хлеб лжи, говорит Соломон, но потом исполнятся уста его камения ( Притч. 20, 17 ). А Сирах говорит: порок зол человеку лжа: уне – лучше есть тать – вор, нежели присно лжай – постоянный лжец, оба же пагубу наследят (20, 24). Авессаломь, обманом искавший царства, повис между небом и землею (2 Царств. 18, 9): и Ахитофел, подававший ему коварные советы против Давида, окончил жизнь самоубийством (17, 23). Анания и жена его Сапфира утаили часть своего же имения и один за другим пали мертвыми у ног апостола Петра и погибли ( Деян. 5, 5 – 10 ). Сам антихрист, человек беззакония, сын погибели, придет, как открывает апостол, в знамениих и чудесех ложных, и во всякой льсти неправды; и Господь Иисус убиет его Духом уст Своих ( 2Сол. 2–4, 8–10 ). Лжецы и обманщики часто думают про себя в ослеплении: мы заключили союз с смертию, и с преисподнею сделали договор; когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, потому что ложь мы сделали убежищем для себя, и обманом прикроем себя ( Ис. 28, 15 ). Но Господь так разрушает их замыслы: напрасны надежды ваши на ложь! Союз ваш со смертию рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны! (17–18). И это – еще в настоящей жизни. г) А что грозит лжецам в будущей жизни, – послушайте вот слово Самого Господа, сидящего на престоле: неверным и скверным, и убийцам, и блуд и чары творящим, идоложерцем, и всем лживым (слышите: лживых Он полагает так сказать на одних весах с неверными и другими беззаконниками, и присуждает им одно и то же наказание) – часть им в езере горящем огнем и жупелом! ( Апок. 21, 8 ). – Итак, ложь и обман, по учению Христову, происходят от диавола, и он-то, овладев устами и сердцем людей, сплетает в них ложь; поэтому лжецы – дети диавола, который есть отец лжи; ложь не меньше других тяжких грехов, потому что большею частию произносится без нужды, добровольно и с намерением; а за это и наказывается наравне с другими тяжкими беззакониями.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Будем все бодрствовать и беречься тех лжеапостолов, которые приходят к нам в одеждах овчих, чтобы прельщать простых и неопытных наших братии разными коварными обещаниями! Они все для себя считают позволенным и допускают единение церквей, под условием признания римского папы верховным и непогрешимым главою и неограниченным повелителем всей Церкви, единственным на земле наместником Христа и источником всякой благодати. Особенно же мы, благодарю и милостью Божьею поставленные епископами, пастырями и учителями святых Божиих церквей, будем внимать себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил насблюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею ( Деян. 20:28 ), ибо мы дадим ответ. Посему будем увещевать друг друга и назидать один другого (1 Фессал. 5:11). Бог же всякий благодати, призвавший нас в вечную Свою славу во Христе Иисусе… да совершит нас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми ( 1Петр. 5:10 ) и даст просвещение светом благодати Его и познания истины всем, которые – далеко вне единой святой соборной и православной паствы словесных Его овец. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. Патриарх Константинопольский Анфим. Митрополиты : Кизический Никодим; Никейский Иероним; Брусский Нафанаил; Смирнский Василий; Филадельфшский Стефан; Лемносский Афанасий. Диррахийский Виссарион. Велеградский Дорофей. Елассонский Никодим. Карпатский и Кассийский Софроний. Елевферопольский Дионисий. 1 Характерный пример – статья проф. П. П. Пономарева и В. А. Керенского «Книги символические вообще и в Русской Православной Церкви в частности» и Богословской энциклопедии, т. XII, СПб., 1911, кол. 1–107. 2 Вопрос об инославных влияниях на исповедания веры XVII в. рассматривается им в его труде «τεροδοξοι επιδρασεις επι τας ομολογας το ΙΖ αιωνος»; в журнале «Νεα Σιον» 29 (1947) с. 40–49, 68–83, 175–186, 235–242; (1948) с. 45–50, 111–120, 167–174, 226–251, 280–288; (1949) с. 33–40; (1960) с. 1–10. 3 Ιωαννου Ν. Καρμιρη. Τα Δογματικα κα Συμβολικα Μνημεια τς Ορθοδοξου καθολικης κκλησας.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Всего одну веру. Ап. Павел говорит: „один Господь, одна вера“... ( Еф.4:5 ). В самом деле, если Господь один, то мог ли Он давать о Себе несколько противоположных учений, которые содержатся в разных верах? Это немыслимо. Единый Господь даровал людям одну истинную религию или веру. Прежде такой верой было иудейство· ( Рим.9:4 ). С пришествием Христа, его заменило христианство ( Гал.3:24–26 ). И вот о христианской вере ап. Павел засвидетельствовал, что она – истинная одна на земле ( Еф.4:5 ). Значит, так называемые, многие христианские верования не принадлежат Христу, а выдуманы людьми, по заблуждениям или ради корысти. Сколько же истинных Церквей на земле? Церковь Христова истинная – тоже одна. Это с несомненностью следует из учения ап. Павла. Св. Павел уподобляет Церковь телу Христову. Как тело человеческое состоит из многих членов, а в соединении эти члены образуют одно тело, так и Церковь ( 1Кор.12:12,13 ) ... Сколько бы ни было в ней верующих христиан, к какому бы племени они ни принадлежали, Церковь Христова. вселенская – одна. Почему? Потому что „все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом“ ( 1Кор.12:13 ). Поэтому, если мы видим христиан, отпавших от вселенской Христовой Церкви и мечтающих о себе, что они тоже составляют Церковь , – это обман. Таким самообманывающимся людям мы должны сказать словами ап. Павла: не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны“ ( 1Кор.12:21 ). Жизнь нас учит, что если ногу или руку оторвать от тела и положить отдельно, то они сгниют. Погибнет и всякий христианин без тела Христова – Церкви. Об этом Господь сказал: „кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего“ ( Ин.15:5 ). Итак, без Христа, Который пребывает в Своей истинной Церкви, нет надежды на спасение... Анфим стоял в глубоком раздумье и соображал. Потом он с волнением в голосе спросил: – Что же, неужто все язычники погибнут за то, что они не христиане? Жестокое ваше учение!..

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010