Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Митр. Анфим (Чалыков), Болгарский экзарх (Антим) (Чалыков [болг. Чалъков] Атанас Михайлов; 1816, Лозенград; совр. Кыркларели, Турция - 1.12.1888, Видин, Болгария), 1-й экзарх Болгарского экзархата (1872-1877), общественно-политический деятель Болгарии. Род. в многодетной семье. Учился в греч. келейном уч-ще в родном городе, с 1836 г. обучался ремеслу портного в К-поле. 6 месяцев подвизался в мон-ре Ставроникита на Афоне, в 1837 г. в Хиландарском мон-ре принял постриг с именем А. В следующем году был рукоположен во диакона и возвратился в качестве таксидиота в Лозенград, откуда в 1839 г. прибыл в К-поль и служил в ц. св. Константина. Закончил греч. уч-ще в Куручешме (1844) и с отличием Богословское уч-ще на о-ве Халки (1848), работал учителем в Лозенграде (1849-1850) и Смирне (1850-1852). Благодаря содействию рус. консула в Смирне в 1852 г. приехал в Россию и поступил в Одесскую ДС , после окончания к-рой завершил курс наук МДА со степенью магистра богословия (1856). Служил в рус. храмах и был рукоположен во иеромонаха свт. Филаретом (Дроздовым) . Во время пребывания в России увлекся идеями славянофильства. По возвращении в К-поль в 1857 г. занимал пост смотрителя в рус. посольской церкви, преподавал церковную историю и церковнослав. и рус. языки в Богословском уч-ще на о-ве Халки, где впосл. стал ректором (1865-1868). В 1861 г. К-польским Патриархом Иоакимом II А. был рукоположен в митрополита Преславского, но обязанности архиерея отказался выполнять до тех пор, пока не будет урегулирован церковный вопрос о положении болг. паствы. В 1862 г. отправился в Малко-Тырново и Кукуш (1863), где противостоял распространению униатства. На созванном в 1864 г. в К-поле церковно-народном собрании отстаивал притязания Болгарской Церкви на независимость. В апр. 1868 г. переведен на Видинскую кафедру вместо отозванного по причине народных волнений грека митр. Паисия и был принят паствой только с условием разрыва отношений с К-польской Патриархией, в результате чего в дек. 1868 г. А. не упомянул имя Патриарха на литургии. Стал членом временного Синода Болгарской Церкви и принял активное участие в его организации.

http://pravenc.ru/text/114146.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Стойчев Димитр; 8.01.1837, София - 14.06.1907, Самоков), митр. Самоковский Болгарской Православной Церкви. Начальное образование получил в Софии у даскала Захария Крушева. В 1852-1853 гг. учитель в г. Берковица. В 1853 г. уехал в Стамбул. С сент. 1855 по 1862 г. в богословской школе на о-ве Халки учился вместе с буд. Доростольско-Червенским митр. Григорием (Немцовым) и митр. Варненским и Преславским Симеоном (Попниколовым) . 27 марта 1863 г. в Стамбуле, в храме св. Георгия, патриархом К-польским Иоакимом II пострижен в монашество, на следующий день рукоположен во диакона и назначен помощником главного секретаря К-польской Патриархии. 30 нояб. 1870 г. К-польским патриархом Горигорием VI рукоположен во иерея, возведен в сан архимандрита и назначен главным секретарем Патриархии. 1 мая 1872 г. отказался от должности и перешел в Болгарский Экзархат. 25 мая того же года в храме св. Стефана в Стамбуле хиротонисан во епископа и назначен на кафедру Самоковской митрополии - это была 1-я хиротония епископа болг. происхождения, к-рую совершили болг. архиереи экзарх Болгарский Анфим I (Чалыков) , еп. Макариопольский Иларион, митр. Пловдивский Панарет и Кюстендилский Иларион. Управляя митрополией, Д. противодействовал протестантской пропаганде, в 1874 г. стал инициатором строительства здания для богословского уч-ща (открыто в 1876). В 1875-1878 гг. постоянный член Свящ. Синода Болгарского Экзархата в К-поле. В 1876-1877 гг. временно управлял Софийской митрополией. Основное внимание уделял церковным делам, воздерживался от конфликтов со светскими властями и от церковно-гос. споров, возникших в 1878 г. В 1879 г. представитель в Учредительном народном собрании. В 1883-1891 гг. управлял Пловдивской митрополией. С 1889 г. член Свящ. Синода, в 1892-1902 гг. председатель Свящ. Синода. В кон. 1902 г. ушел на покой, проживал в Самокове. Похоронен в храме во имя свт. Николая в Самокове. 13 дек. 1907 г. Самоковская митрополия была упразднена, ее церкви вошли в юрисдикцию Софийской митрополии. Лит.: Църковен вестник. София, 1908. 3. С. 34-35; Цанков С., прот. Българската правосл. Църква от освобождението до настояще време. София, 1939. С. 43-44; Цацов Б. Архиереите на Българската правосл. Църква. София, 2003. С. 140-141. С. Илчевски Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Петков), митр. Нью-Йоркский Болгарской Православной Церкви - см. Американо-Австралийская епархия Болгарской Православной Церкви (1893-1978) БОРИС (Георгиев Константин; 1875 - 1938), митр. Охридский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви БОРИС (Разумов Вангел Симов; 1888 - 1948), митр. Неврокопский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/180345.html

уч-ща. Нек-рые митрополиты были малообразованы и рукополагали неграмотных священников только ради получения платы за хиротонию. Имена епископов Видинской кафедры за XV-XVI вв. не сохранились, а их список XVII-XIX вв. крайне неполон. Последнего из них, митр. Паисия, К-поль был вынужден в нач. 1868 г. отозвать из-за народных волнений. В 60-х гг. XIX в. жители Видина образовали Церковно-училищную общину, к-рая признала своим церковным начальством управу Болгарской Церкви в К-поле в лице еп. Макариопольского Илариона и приняла решение о недопущении в будущем на кафедру греч. ставленников. Все богослужебные книги на греч. языке были изъяты и заменены на слав. Было установлено празднование памяти святых Кирилла и Мефодия. Вместо греч. уч-ща открылось болгарское, начала работу б-ка болг. лит-ры «Цвет». Т. о. было положено начало возрождению церковного просвещения. В апр. 1868 г. К-польская Патриархия назначила на кафедру болгарина по происхождению митр. Анфима (буд. Анфим I (Чалыков) , к-рый через 7 месяцев под влиянием Церковно-училищной общины вышел из-под юрисдикции К-поля. В 1872 г., при учреждении Болгарского Экзархата и избрании митр. Видинского Анфима экзархом, В. е. вошла в состав новой церковной структуры. 3 марта 1878 г. Видин был освобожден рус. войсками и по решению Берлинского конгресса 13 июля того же года вошел в состав автономного Болгарского княжества. Границы В. е., сохранившиеся до наст. времени, были определены Уставом Экзархата 1883 г.: г. Видин - епархиальный центр и архиерейские наместничества - в городах Белоградчик, Берковица, Кула и Лом. После возвращения в 1878 г. к управлению В. е. до своей смерти в дек. 1888 г. митр. Анфим особое внимание уделял нравственному и религ. просвещению паствы, объезжал города и села с проповедью. В завещании передал свой дом в Видине жен. епархиальному уч-щу и средства для уже существовавших уч-щ. С 21 марта 1891 по 21 мая 1914 г. В. е. управлял митр. Кирилл (Стоичков) , к-рый начал строительство нового кафедрального собора во имя вмч.

http://pravenc.ru/text/158410.html

И. принимал активное участие в этом процессе, контактируя со всеми сторонами. В дек. 1866 г. ему удалось добиться ухода несговорчивого патриарха Софрония III, но сменивший его Григорий VI также не был склонен идти на уступки болгарам. В сент. 1866 г. И. представил Горчакову проект создания единого Патриаршего Синода из представителей всех национальных правосл. Церквей, находящихся на территории Османской империи, включая Болгарскую Православную Церковь (БПЦ), но российский Святейший Синод отверг это предложение. В янв. 1867 г. И. представил в МИД новый проект, включавший создание Болгарского Экзархата, подчиненного К-полю, на территории, где жили болгары (в т. ч. со смешанным населением), с центром в Тырнове. После долгих уговоров патриарх Григорий VI согласился на этот проект, однако ограничил границы Экзархата 12 епархиями в Сев. Болгарии. Проект не понравился Порте, к-рая видела в создании Экзархата признание болгар самостоятельной нацией. Но активная позиция И., предупреждавшего о возможности восстания в Болгарии в случае отказа Порты учесть требования болгар, подтолкнула турок принять идею. В февр. 1870 г. был издан фирман султана, к-рый узаконивал создание Болгарского Экзархата. В него вошло 30 епархий с болг. населением, в остальных 15 епархиях со смешанным населением предполагалось провести плебисцит: при согласии 2/3 жителей они могли присоединиться к Экзархату. Однако примирить болгар и греков И. не удалось. Радикальные представители болг. общины сочли уступки недостаточными и потребовали включения в состав Экзархата епархий во Фракии и в Македонии, что вызвало протест греков. Болг. представители прекратили переговоры, а 11 мая 1872 г. болг. экзарх Анфим I (Чалыков) провозгласил автокефалию БПЦ. К-польский патриарх Анфим VI созвал Собор глав правосл. Церквей, на к-ром 16 сент. 1872 г. представители БПЦ и вся Церковь в целом были объявлены схизматиками. Др. важным для посольства вопросом было присутствие Русской Церкви в Палестине. Большой заслугой И. было предотвращение разрыва Русской и Иерусалимской Церквей.

http://pravenc.ru/text/293513.html

Митрополиты Варны: Мефодий (1325), Маркел (1327), Мефодий (ок. 1347), Алексий (1373-1380), Гавриил (1469), Каллист (1484), Акакий (1572-1594), Мелетий (1604), Феоклит (1604-1605), Матфей (1606), Митрофан (1622), Порфирий (1624), Парфений (1624-1632), Мелетий (1635), Парфений (1639), Анфим (1649-1654), Даниил (1656-1657), Никодим (1662), Митрофан (1672), Григорий (ок. 1698), Каллиник (1720-1726), Неофит (1774), Филофей (1780-1797), Паисий (1799-1806), Григорий (1806), Захарий (1817-1821), Филофей (1821-1829), Каллиник (1830), Иосиф (1835-1846), Порфирий (1847-1864) и Иоаким (с 1864). На момент объединения епархий включала Варненский, Балчикский, Мангалийский, Добричский и Провадийский округа, 3 мон-ря на побережье (Димитриевский, Константиновский и Тузлата близ Балчика). Основание кафедры в Преславе связано с Крещением кн. Бориса ок. 865 г. Первоначально кафедра находилась в Плиске близ Преслава, в 870 г. была возведена в ранг архиепископии. Первым архиереем был архиеп. Иосиф, прозванный исповедником. В 893 г. княжеский и архиерейский дворы были перенесены в Преслав. В 927 г. Болгарская архиепископия была возведена в ранг Патриархии (см. ст. Болгарская Православная Церковь ). В кон. Х в. город был захвачен византийцами и сожжен. С приходом к власти Асеней в кон. XII в. был восстановлен. Преславская епархия входила в число епархий Тырновской архиепископии, стоит на 1-м месте при перечислении болг. епархий в Борила царя Синодике . Известны митрополиты Преславские Савва (1263/64), Виссарион (1276/77) и Дорофей (1359). После завоевания Болгарии Османской империей в XIV в. и установления К-польской церковной юрисдикции Преслав оставался одним из епархиальных центров, в 1832 г. был возведен в ранг митрополии. В 1861-1868 гг. Преславской митрополией управлял митр. Анфим I (Чалыков) , активный сторонник независимости БПЦ от К-поля, в 1872 г. ставший 1-м экзархом Болгарского Экзархата. Перед объединением епархия включала Шуменский, Эски-Джумайский (Тырговиштский) и Осман-Пазарский (Омуртагский) округа.

http://pravenc.ru/text/154303.html

В XVIII веке складываются обширные международные связи Киево-Могилянской академии. С 1720-х годов известны случаи отправления выпускников Академии в сербские земли для открытия там школ. Также в Академию на учебу начинают приезжать выходцы с Балкан. По подсчетам профессора протоиерея Федора Титова за первые шесть десятилетий XVIII века в Киевской Академии обучалось 28 сербских студентов . Кроме того, в Академию поступали греки, черногорцы, молдаване, валахи, а также выходцы из Венгрии (жители современной Закарпатской Украины) . Некоторые из выпускников Киевской академии сыграли затем важную роль в возрождении церковной жизни на Балканах. Так, например, окончившие Киевскую школу епископ Дионисий Новакович и архимандрит Иоанн Раич стали наиболее известными сербскими церковными писателями XVIII века . Однако основную массу иностранных студентов в Киеве по-прежнему составляли выходцы из Речи Посполитой. Ежегодно в Академию поступало около сотни православных граждан Польши. После обучения в Киеве эти студенты играли важную роль в сохранении православия в Речи Посполитой. Однако некоторые из них по окончании Академии продолжили свое служение в России. Например, именно таким «иностранным» студентом был святитель Павел Конюскевич, уроженец Галичины, занявший впоследствии Тобольскую кафедру.   XIX – начало ХХ века В XIX веке, в первые десятилетия после проведения реформы духовного образования при императоре Александре I (в 1808–1819 гг.), иностранных студентов в реформированных духовных академиях почти не было. Лишь с 1840-х годов наблюдается процесс притока в Россию выходцев из других Поместных Церквей. Например, как видно из списков выпускников Московской духовной академии, первым студентом-иностранцем здесь стал иеромонах (впоследствии — митрополит) Парфений (Отенов), сын купца из Охрида, закончивший МДА в 1850 году со степенью кандидата богословия. В 1852 году степени кандидата был удостоен в МДА серб Василий Николаевич. Его земляков мы встречаем и среди выпускников 1854 и 1868 годов. В 1852 году в МДА поступил иеромонах Анфим (Чалыков) из Болгарии. Уже в 1854 году он закончил курс обучения со степенью магистра. В 1872 году он стал первым Экзархом Болгарской Церкви, а в 1879 году был избран почетным членом МДА. В 1852 году в МДА был принят и первый представитель Антиохийского Патриархата — сириец, уроженец Дамаска Спиридон Абуд, прежде закончивший Московскую семинарию .

http://bogoslov.ru/article/1432252

Αθναι, 1874. Э. П. Б. Собор 1872 г. Собор, объявивший Болгарскую Церковь схизматической. 11 февр. 1872 г. тур. правительство дало разрешение на избрание экзарха Болгарии, что стало началом греко-болг. церковной распри. 16 февр. 1872 г. экзархом был избран митр. Видинский Анфим I (Чалыков) . Согласно фирману, изданному правительством в 1870 г., был образован особый церковный округ - Болгарский Экзархат; фирман определял границы Экзархата: кроме перечисления ряда городов было объявлено, что жители др. мест, исповедующих правосл. веру, могут подчиниться Экзархату в том случае, если 2/3 населения того пожелают. 17 марта Анфим I прибыл в К-поль. 2 апр. он получил султанский берат, определявший его полномочия как верховного представителя правосл. болгар, и попытался установить контакт с Патриархией: согласно фирману, глава Болгарской Церкви должен был получить утверждение патриарха, а каждый его приезд в столицу - иметь санкцию патриарха. Однако К-польская Патриархия не признавала законными эти деяния (в своем протесте, адресованном Порте, патриарх Григорий VI еще в 1870 г. категорически отверг фирман, указав, что не признает за султанским правительством права вмешиваться в чисто церковный вопрос). Последовало предложение незамедлительно созвать вселенский Собор. Одновременно патриарший синод обратился с посланием к болг. народу, в к-ром осуждал фирман как акт незаконный и неканонический. Отправил он и послания др. автокефальным Церквам с просьбой о поддержке. Ответы Русской и Сербской Церквей не оправдали надежд Патриархии. Несмотря на вмешательство гражданской власти посредством издания фирмана, требования болгар были признаны справедливыми и не противоречащими церковным канонам. Официально Экзархат был провозглашен независимым 11 мая, в день равноапостольных Кирилла и Мефодия; экзарх Анфим I совершил торжественную литургию. В ответ Патриархия 13 мая объявила экзарха низвергнутым, сослуживших ему архиереев - отлученными. После того как Порта приняла отставку патриарха Григория VI на Патриарший престол взошел Анфим VI.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

103 Анфим (в миру Атанас Чалыков, 1816–1888) – выдающийся болгарский церковнополитический деятель. В 1837 г. принял постриг в Хилендарском монастыре на Афоне, в 1848 г. окончил Халкинскую богослов скую школу; в 1852 г. поступил в Одесскую семинарию; в 1856 г. окончил Московскую духовную академию. С 1857 г. состоял смотрителем русской посольской церкви в Константинополе, преподавал церковную историю, церковнославянский и русский языки в Халкинской школе; ректор школы (1865­1868). В 1861 г. рукоположен в митрополита Преславского. На созванном в 1864 г. в Константинополе церковно-народном собрании отстаивал права болгарских епархий на независимость от Патриархии. В апреле 1868 г. переведен на Видинскую кафедру. Участник первого болгарского церковно-народного собора в 1871 г. В 1872 г. избран экзархом Болгарским. После освобождения Болгарии в 1879 г. был избран председателем Учредительного собрания в Тырнове. См.: Милков Т Антим първи български екзарх. Пловдив, 1899; Орманджиев И. Антим I български екзарх. София, 1929; Кирилл, Патриарх. Екзарх Антим (1816–1888). София, 1956. 104 Г Бурмов рассказывал мне, что при собрании подписей под протест болгар против униатского движения пригласили подписаться и одного, принявшего унию, объяснив ему, что дело идет о независимости. «Да сколько раз я буду подписываться! – отвечал тот. – Мне все равно, я подпишусь, но вы отвечаете». И подписался. (Прим. о. Антонина.) 105 Пий IX (1792–1878) – римский папа в 1846–1878 гг. При нем был провозглашен догмат о непорочном зачатии Девы Марии и созван I Ватиканский собор, утвердивший учение о безошибочности римского первосвященника. 108 «Византис» ( Βυζαντς) – греческая газета Константинополя, основанная в 1857 г. чиновником Порты Димитрием Ксенисом. В июне 1857 г. она была объединена с газетой Τηλγραφος το Βοσπρου, издававшейся с 1843 г. Константином Адосидисом. До 1871 г. издание фигурировало под обоими названиями; с 1871 г. – как Βυζαντς. Направление газеты в русле реформаторской политики Аали-паши (который в значительной степени финансировал ее издателя, Д. Ксениса) поддерживалось русским посольством. В отношении болгарских требований издание демонстрировало мягкость и уступчивость.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Григория Синаита , покинувших вместе с ним А. после одного из нападений турок на Св. Гору в 1-й пол. XIV в. и обосновавшихся в Парории. После смерти прп. Григория (1346) на А. подвизался до 70-х гг. XIV в. один из его учеников прп. Ромил Видинский , одновременно с ним на Св. Горе жили свт. Евфимий и буд. митр. Киевский и всея Руси свт. Киприан. Хиландарский пирг Хрусия. Нач. XIV в. В XV-XVIII вв. болг. иноки по-прежнему обитали не только в Зографе, но и в др. мон-рях (по преимуществу находившихся под покровительством молдав. и валашских господарей) - Дохиаре, Каракале, Ксенофонте, мон-ре Св. Павла, Филофее, а также в различных скитах и келлиях. На протяжении XVIII в. они постепенно стали преобладать в братии Хиландара (уже в 1744 Григорович-Барский отмечал присутствие здесь болгар и говорил о смешанных общинах в хиландарском скиту на Спасовой Воде и пирге Хрусия). Эта ситуация сохранялась до рубежа XIX-XX вв., свидетельством чему служат, в частности, хиландарские письмовники 1782 (Зограф. 238) и 1801 гг. (Пантелеимонов мон-рь. СБК. 12): почти все послания, содержащиеся в них, адресованы в Болгарию или в болг. общины за ее пределами. В то время великая серб. лавра, поддерживая тесные экономические и культурные связи с болг. землями, играла роль центра болг. национального возрождения. В сер.- 2-й пол. XVIII в. здесь жил и работал прп. Паисий Хиландарский, написавший «Историю славяно-болгарскую». В 1755-1785 гг. на средства болг. вкладчиков из Банско, Видина, Габрова, Копривштицы, Пазарджика и др. мест был обновлен и укреплен ряд монастырских построек, сооружены больница и храмы во имя св. Димитрия и св. Саввы. В 1800 г. в Хиландаре принял постриг и затем провел здесь 17 лет буд. активный деятель национального возрождения Македонии Кирилл (Пейчинович) . В XIX в. с Хиландаром были связаны такие деятели болг. возрождения, как Неофит (Бозвели) и первый Болгарский экзарх Анфим I (Чалыков) . Во 2-й пол. XVIII - сер. XIX в. на А. трудилось много болг. иконописцев, наиболее значительной их работой является роспись паперти собора Вел. Лавры, выполненная в 1852 г. Захарием Зографом . Во 2-й пол. XVIII в. (не позднее 70-х гг.) болг. монахи заселили скит Пресв. Богородицы (Ксилургу), расположенный на земле Пантелеимонова мон-ря и бывший некогда древнейшей рус. обителью на Св. Горе, в 1820 г. в скиту был введен общежительный устав, в нач. XX в. там жили 20-30 болг. иноков. Последний болг. насельник скита - известный на А. о. Евфимий - скончался во 2-й пол. 80-х гг. XX в. В Ксилургу до наст. времени сохранилось много болг. (в большинстве своем с греч. надписями) икон XVIII - сер. XIX в. с характерными чертами самоковской и тревненской зографских школ.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Еще забыла Вам сказать, что в Столовом вагоне всё было разрушено при катастрофе 17-го октября, только осталась невредима икона Нерукотворенного Спаса, даже не повредилось стекло. И. Ф. Кони представлялся Государю и был поражен его благодушием. Вот Господь посылает нам православную В. Княгиню 2513 в лице невесты В. К. Павла Александровича. —547— Погода у нас очень плохая и вечером, хотя с фонарем, а очень затруднительно мне ходить в церковь . Квартира моя холодна, и я бедствую в этом отношении; большое неудобство и железные печи, к которым я не привыкла совсем. Нечего говорить, что вода не проведена и нет никаких удобств, но, не смотря на всё это, я благодарю Господа день и ночь, что Он, Милосердый, привел меня сюда вдали от людей и молвы, потому что уединение просветляет ум, упраздняет от всякой суеты и дает безмятежное счастье». В ответ на это писал я от 3-го числа: «Получивши строгое запрещение приветствовать Вас «крылатым» словом, как выразился раз покойный Владыка Филарет в письме к покойному Государю, я хотел было предстать пред Вашим Превосходительством, в день вашего ангела, с книжным приношением, но и в этом воспрепятствовала мне почтовая контора. Адресованную на станцию Сергиево посылку с книгою на ваше имя на почте не приняли, потому что «Сергиево» – полустанок-де, а не станция. Итак, если Вам угодно будет получить от меня в дар новую книгу: «Письма Митрополита Филарета к Высочайшим Особам и другим лицам», извольте указать мне верный путь и надежный способ к доставлению Вам моего дара. Душевно благодарю Вас за сообщение мне разных известий. Особенно интересна весть о милом ответе Великой Княжны на вопрос К. Н. Посьета». 2-го числа скончался в Видине (в Болгарии) первый болгарский экзарх Анфим 2514 (в мире Афанасий Михайлович Чалыков, род. в 1816 г.). Почившего иерарха я знал лично в Москве, где он жил некоторое время по окончании курса в 1854 г. в Московской духовной академии. 3-го числа получил письмо из Казани от архимандрита Зилантова монастыря Сергия (Василевского). Он писал от 26-го ноября:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010