В XVIII веке складываются обширные международные связи Киево-Могилянской академии. С 1720-х годов известны случаи отправления выпускников Академии в сербские земли для открытия там школ. Также в Академию на учебу начинают приезжать выходцы с Балкан. По подсчетам профессора протоиерея Федора Титова за первые шесть десятилетий XVIII века в Киевской Академии обучалось 28 сербских студентов . Кроме того, в Академию поступали греки, черногорцы, молдаване, валахи, а также выходцы из Венгрии (жители современной Закарпатской Украины) . Некоторые из выпускников Киевской академии сыграли затем важную роль в возрождении церковной жизни на Балканах. Так, например, окончившие Киевскую школу епископ Дионисий Новакович и архимандрит Иоанн Раич стали наиболее известными сербскими церковными писателями XVIII века . Однако основную массу иностранных студентов в Киеве по-прежнему составляли выходцы из Речи Посполитой. Ежегодно в Академию поступало около сотни православных граждан Польши. После обучения в Киеве эти студенты играли важную роль в сохранении православия в Речи Посполитой. Однако некоторые из них по окончании Академии продолжили свое служение в России. Например, именно таким «иностранным» студентом был святитель Павел Конюскевич, уроженец Галичины, занявший впоследствии Тобольскую кафедру.   XIX – начало ХХ века В XIX веке, в первые десятилетия после проведения реформы духовного образования при императоре Александре I (в 1808–1819 гг.), иностранных студентов в реформированных духовных академиях почти не было. Лишь с 1840-х годов наблюдается процесс притока в Россию выходцев из других Поместных Церквей. Например, как видно из списков выпускников Московской духовной академии, первым студентом-иностранцем здесь стал иеромонах (впоследствии — митрополит) Парфений (Отенов), сын купца из Охрида, закончивший МДА в 1850 году со степенью кандидата богословия. В 1852 году степени кандидата был удостоен в МДА серб Василий Николаевич. Его земляков мы встречаем и среди выпускников 1854 и 1868 годов. В 1852 году в МДА поступил иеромонах Анфим (Чалыков) из Болгарии. Уже в 1854 году он закончил курс обучения со степенью магистра. В 1872 году он стал первым Экзархом Болгарской Церкви, а в 1879 году был избран почетным членом МДА. В 1852 году в МДА был принят и первый представитель Антиохийского Патриархата — сириец, уроженец Дамаска Спиридон Абуд, прежде закончивший Московскую семинарию .

http://bogoslov.ru/article/1432252

Еще забыла Вам сказать, что в Столовом вагоне всё было разрушено при катастрофе 17-го октября, только осталась невредима икона Нерукотворенного Спаса, даже не повредилось стекло. И. Ф. Кони представлялся Государю и был поражен его благодушием. Вот Господь посылает нам православную В. Княгиню 2513 в лице невесты В. К. Павла Александровича. —547— Погода у нас очень плохая и вечером, хотя с фонарем, а очень затруднительно мне ходить в церковь . Квартира моя холодна, и я бедствую в этом отношении; большое неудобство и железные печи, к которым я не привыкла совсем. Нечего говорить, что вода не проведена и нет никаких удобств, но, не смотря на всё это, я благодарю Господа день и ночь, что Он, Милосердый, привел меня сюда вдали от людей и молвы, потому что уединение просветляет ум, упраздняет от всякой суеты и дает безмятежное счастье». В ответ на это писал я от 3-го числа: «Получивши строгое запрещение приветствовать Вас «крылатым» словом, как выразился раз покойный Владыка Филарет в письме к покойному Государю, я хотел было предстать пред Вашим Превосходительством, в день вашего ангела, с книжным приношением, но и в этом воспрепятствовала мне почтовая контора. Адресованную на станцию Сергиево посылку с книгою на ваше имя на почте не приняли, потому что «Сергиево» – полустанок-де, а не станция. Итак, если Вам угодно будет получить от меня в дар новую книгу: «Письма Митрополита Филарета к Высочайшим Особам и другим лицам», извольте указать мне верный путь и надежный способ к доставлению Вам моего дара. Душевно благодарю Вас за сообщение мне разных известий. Особенно интересна весть о милом ответе Великой Княжны на вопрос К. Н. Посьета». 2-го числа скончался в Видине (в Болгарии) первый болгарский экзарх Анфим 2514 (в мире Афанасий Михайлович Чалыков, род. в 1816 г.). Почившего иерарха я знал лично в Москве, где он жил некоторое время по окончании курса в 1854 г. в Московской духовной академии. 3-го числа получил письмо из Казани от архимандрита Зилантова монастыря Сергия (Василевского). Он писал от 26-го ноября:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Григория Синаита , покинувших вместе с ним А. после одного из нападений турок на Св. Гору в 1-й пол. XIV в. и обосновавшихся в Парории. После смерти прп. Григория (1346) на А. подвизался до 70-х гг. XIV в. один из его учеников прп. Ромил Видинский , одновременно с ним на Св. Горе жили свт. Евфимий и буд. митр. Киевский и всея Руси свт. Киприан. Хиландарский пирг Хрусия. Нач. XIV в. В XV-XVIII вв. болг. иноки по-прежнему обитали не только в Зографе, но и в др. мон-рях (по преимуществу находившихся под покровительством молдав. и валашских господарей) - Дохиаре, Каракале, Ксенофонте, мон-ре Св. Павла, Филофее, а также в различных скитах и келлиях. На протяжении XVIII в. они постепенно стали преобладать в братии Хиландара (уже в 1744 Григорович-Барский отмечал присутствие здесь болгар и говорил о смешанных общинах в хиландарском скиту на Спасовой Воде и пирге Хрусия). Эта ситуация сохранялась до рубежа XIX-XX вв., свидетельством чему служат, в частности, хиландарские письмовники 1782 (Зограф. 238) и 1801 гг. (Пантелеимонов мон-рь. СБК. 12): почти все послания, содержащиеся в них, адресованы в Болгарию или в болг. общины за ее пределами. В то время великая серб. лавра, поддерживая тесные экономические и культурные связи с болг. землями, играла роль центра болг. национального возрождения. В сер.- 2-й пол. XVIII в. здесь жил и работал прп. Паисий Хиландарский, написавший «Историю славяно-болгарскую». В 1755-1785 гг. на средства болг. вкладчиков из Банско, Видина, Габрова, Копривштицы, Пазарджика и др. мест был обновлен и укреплен ряд монастырских построек, сооружены больница и храмы во имя св. Димитрия и св. Саввы. В 1800 г. в Хиландаре принял постриг и затем провел здесь 17 лет буд. активный деятель национального возрождения Македонии Кирилл (Пейчинович) . В XIX в. с Хиландаром были связаны такие деятели болг. возрождения, как Неофит (Бозвели) и первый Болгарский экзарх Анфим I (Чалыков) . Во 2-й пол. XVIII - сер. XIX в. на А. трудилось много болг. иконописцев, наиболее значительной их работой является роспись паперти собора Вел. Лавры, выполненная в 1852 г. Захарием Зографом . Во 2-й пол. XVIII в. (не позднее 70-х гг.) болг. монахи заселили скит Пресв. Богородицы (Ксилургу), расположенный на земле Пантелеимонова мон-ря и бывший некогда древнейшей рус. обителью на Св. Горе, в 1820 г. в скиту был введен общежительный устав, в нач. XX в. там жили 20-30 болг. иноков. Последний болг. насельник скита - известный на А. о. Евфимий - скончался во 2-й пол. 80-х гг. XX в. В Ксилургу до наст. времени сохранилось много болг. (в большинстве своем с греч. надписями) икон XVIII - сер. XIX в. с характерными чертами самоковской и тревненской зографских школ.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Стойчев Димитр; 8.01.1837, София - 14.06.1907, Самоков), митр. Самоковский Болгарской Православной Церкви. Начальное образование получил в Софии у даскала Захария Крушева. В 1852-1853 гг. учитель в г. Берковица. В 1853 г. уехал в Стамбул. С сент. 1855 по 1862 г. в богословской школе на о-ве Халки учился вместе с буд. Доростольско-Червенским митр. Григорием (Немцовым) и митр. Варненским и Преславским Симеоном (Попниколовым) . 27 марта 1863 г. в Стамбуле, в храме св. Георгия, патриархом К-польским Иоакимом II пострижен в монашество, на следующий день рукоположен во диакона и назначен помощником главного секретаря К-польской Патриархии. 30 нояб. 1870 г. К-польским патриархом Горигорием VI рукоположен во иерея, возведен в сан архимандрита и назначен главным секретарем Патриархии. 1 мая 1872 г. отказался от должности и перешел в Болгарский Экзархат. 25 мая того же года в храме св. Стефана в Стамбуле хиротонисан во епископа и назначен на кафедру Самоковской митрополии - это была 1-я хиротония епископа болг. происхождения, к-рую совершили болг. архиереи экзарх Болгарский Анфим I (Чалыков) , еп. Макариопольский Иларион, митр. Пловдивский Панарет и Кюстендилский Иларион. Управляя митрополией, Д. противодействовал протестантской пропаганде, в 1874 г. стал инициатором строительства здания для богословского уч-ща (открыто в 1876). В 1875-1878 гг. постоянный член Свящ. Синода Болгарского Экзархата в К-поле. В 1876-1877 гг. временно управлял Софийской митрополией. Основное внимание уделял церковным делам, воздерживался от конфликтов со светскими властями и от церковно-гос. споров, возникших в 1878 г. В 1879 г. представитель в Учредительном народном собрании. В 1883-1891 гг. управлял Пловдивской митрополией. С 1889 г. член Свящ. Синода, в 1892-1902 гг. председатель Свящ. Синода. В кон. 1902 г. ушел на покой, проживал в Самокове. Похоронен в храме во имя свт. Николая в Самокове. 13 дек. 1907 г. Самоковская митрополия была упразднена, ее церкви вошли в юрисдикцию Софийской митрополии. Лит.: Църковен вестник. София, 1908. 3. С. 34-35; Цанков С., прот. Българската правосл. Църква от освобождението до настояще време. София, 1939. С. 43-44; Цацов Б. Архиереите на Българската правосл. Църква. София, 2003. С. 140-141. С. Илчевски Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Петков), митр. Нью-Йоркский Болгарской Православной Церкви - см. Американо-Австралийская епархия Болгарской Православной Церкви (1893-1978) БОРИС (Георгиев Константин; 1875 - 1938), митр. Охридский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви БОРИС (Разумов Вангел Симов; 1888 - 1948), митр. Неврокопский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/180345.html

Запоздалое предложение нового проекта патриархом Анфимом VI (3-е Патриаршество, 1871-1873) уже не могло остановить ход событий и заменить собой фирман. 11 мая 1872 г. экзарх Анфим I (Чалыков) объявил Болгарскую Церковь независимой. 16 сент. 1872 г. на Соборе с участием вост. патриархов (Иерусалимского, Александрийского и Антиохийского) и бывших на тот момент в К-поле архиереев была провозглашена т. н. болг. схизма - новообразованная Болгарская Церковь объявлялась раскольнической, уклонившейся в ересь филетизма, с ней прекращалось каноническое общение. Решение о схизме было провозглашено, несмотря на первоначальное несогласие др. вост. патриархов и Кипрского архиепископа; открыто выступил против этого решения только Иерусалимский патриарх Кирилл II. Отлучение, наложенное на Болгарскую Церковь, поставило Россию в крайне затруднительное положение: РПЦ предстояло либо поддержать болгар и порвать отношения с К-полем, либо присоединиться к решению Собора 1872 г. Российский Синод предпочел продолжать осторожную политику, начатую митр. Филаретом, и вовсе уклонился от вмешательства в это дело. Неоднократные попытки со стороны КПЦ вызвать Россию на открытое высказывание своей позиции, предпринимавшиеся в последующие десятилетия, оставались безрезультатными. Тем не менее РПЦ пришлось уклоняться от сослужения рус. духовенства с болгарским, что во многом обусловило охлаждение отношений между обеими Церквами. Редкие нарушения этого правила (напр., случаи сослужения во время русско-тур. войны или при освящении русских храмов в Болгарии) неизменно вызывали бурю негодования в К-поле (см. подробнее в ст. Болгарская Православная Церковь , разд. «Церковь в период Болгарского Экзархата»). После низложения с Патриаршего престола Кирилла II, не подписавшего решение Собора 1872 г., по указу российского имп. Александра II в 1873 г. были секвестированы доходы с бессарабских имений Вост. Патриархатов и греч. мон-рей. С тех пор греч. владельцы земель получали только 2/5 доходов, к-рые передавались им через российское посольство в К-поле и по мере политической надобности могли удерживаться на длительные сроки.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Начало болгарского национального возрождения связано с именем прп. Паисия Хиландарского. Он в возрасте 23 лет отправился на Афон, где в монастырских библиотеках начал изучать материалы, касавшиеся истории родного народа. Его «История славяно-болгарская о народах, и о царях, и о святых болгарских», написанная в 1762 году, явилась своеобразным манифестом патриотизма. В ней приведены факты минувшей славы болгарского народа как предмет, достойный памятования и подражания. Паисий считал, что для пробуждения народного самосознания необходимо иметь чувство своей земли, знание национального языка и исторического прошлого страны. И своим трудом он взялся напомнить болгарам, какое достойное место принадлежало их родине в былые времена. Эта книга не излагает исторические факты спокойно и бесстрастно, а непосредственно обращается к читателю, осуждает и разоблачает, дает оценку всем событиям прошлого, резко разграничивает добро и зло — в общем, оказывает сильное эмоциональное воздействие (15, 254). С этого времени болгары действительно поднялись на решительную борьбу за свою национальную и церковную независимость: стали открываться школы, печататься книги, смело высказываться новые идеи. Среди афонцев-болгар были великие подвижники, прославленные Православной Церковью. Кроме весьма почитаемых 26 преподобномучеников Зографских, известны также св. Иоанн Кукузель (XII век); прп. Косма, отшельник Зографский (конец XIII – начало XIV века); прп. Ромил Видинский (XIV век); свт. Иоаким I, патриарх Тырновский (XIV век), который прославился своей добродетельной жизнью, доступностью и милосердием и был канонизирован сразу после смерти; свт. Евфимий, патриарх Болгарский (XIV век); прп. Пимен Зографский, иконописец и книгописец (XVII век); мч. Иоанн Болгарин, Лаврский (XVIII век); сщмч. Дамаскин Хиландарский (XVIII век); прп. Паисий Хиландарский (XVIII век); прмч. Онуфрий Хиландарский (XIX век) и многие другие. В XIX веке с Хиландарем были связаны такие деятели болгарского возрождения, как Неофит Бозвели, Иларион, епископ Макариопольский, и первый болгарский экзарх Анфим I Чалыков.

http://pravoslavie.ru/31826.html

103 Анфим (в миру Атанас Чалыков, 1816–1888) – выдающийся болгарский церковнополитический деятель. В 1837 г. принял постриг в Хилендарском монастыре на Афоне, в 1848 г. окончил Халкинскую богослов скую школу; в 1852 г. поступил в Одесскую семинарию; в 1856 г. окончил Московскую духовную академию. С 1857 г. состоял смотрителем русской посольской церкви в Константинополе, преподавал церковную историю, церковнославянский и русский языки в Халкинской школе; ректор школы (1865­1868). В 1861 г. рукоположен в митрополита Преславского. На созванном в 1864 г. в Константинополе церковно-народном собрании отстаивал права болгарских епархий на независимость от Патриархии. В апреле 1868 г. переведен на Видинскую кафедру. Участник первого болгарского церковно-народного собора в 1871 г. В 1872 г. избран экзархом Болгарским. После освобождения Болгарии в 1879 г. был избран председателем Учредительного собрания в Тырнове. См.: Милков Т Антим първи български екзарх. Пловдив, 1899; Орманджиев И. Антим I български екзарх. София, 1929; Кирилл, Патриарх. Екзарх Антим (1816–1888). София, 1956. 104 Г Бурмов рассказывал мне, что при собрании подписей под протест болгар против униатского движения пригласили подписаться и одного, принявшего унию, объяснив ему, что дело идет о независимости. «Да сколько раз я буду подписываться! – отвечал тот. – Мне все равно, я подпишусь, но вы отвечаете». И подписался. (Прим. о. Антонина.) 105 Пий IX (1792–1878) – римский папа в 1846–1878 гг. При нем был провозглашен догмат о непорочном зачатии Девы Марии и созван I Ватиканский собор, утвердивший учение о безошибочности римского первосвященника. 108 «Византис» ( Βυζαντς) – греческая газета Константинополя, основанная в 1857 г. чиновником Порты Димитрием Ксенисом. В июне 1857 г. она была объединена с газетой Τηλγραφος το Βοσπρου, издававшейся с 1843 г. Константином Адосидисом. До 1871 г. издание фигурировало под обоими названиями; с 1871 г. – как Βυζαντς. Направление газеты в русле реформаторской политики Аали-паши (который в значительной степени финансировал ее издателя, Д. Ксениса) поддерживалось русским посольством. В отношении болгарских требований издание демонстрировало мягкость и уступчивость.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Душевно благодарю Вас за сообщение мне разных известий. Особенно интересна весть о милом ответе Великой Княжны на вопрос К. Н. Посьета». 2 числа скончался в Видине (в Болгарии) первый болгарский экзарх Анфим 656 (в мире Афанасий Михайлович Чалыков, род. в 1816 г.). Почившего иерарха я знал лично в Москве, где он жил некоторое время по окончании курса в 1854 г. в Московской духовной академии. 3 числа получил письмо из Казани от архимандрита Зилантова монастыря Сергия (Василевского). Он писал от 26 ноября: «По милости Господней сподобился я посильно совершить и второй мой труд, – полную биографию в Бозе почившего приснопамятного первосвятителя Киевского Филарета 657 . В бытность мою недавно в С.-Петербурге сочинение это было принято там с живым и полнейшим сочувствием и благовниманием, начиная с Высокопреосвященнейшего первосвятителя Митрополита Исидора, имени коего оно посвящено, и Его Высокопревосходительства Константина Петровича. Имею честь и утешение представить Вашему Высокопреосвященству экземпляр этого сочинения и прошу не оставить его без благовнимания, какого изволили удостоить Вы и первый мой труд – биографию Антония 658 , архиепископа Казанского.» В ответ на это писал я от 8 числа: «Хотя я, известившись из газет о поступлении в продажу вашего нового литературно-биографического труда о приснопамятном святителе Киевском Филарете, поспешил приобрести его, тем не менее приношу Вам усерднейшую благодарность за доставление мне второго экземпляра вашего ученого произведения. Я принял его, как знак вашей доброй памяти о мне. В свою очередь прошу и от меня взаимно принять препровождаемый при сем экземпляр моего нового издания: «Письма Митрополита Московского Филарета к Высочайшим Особам и другим лицам». 7 числа писал я господину Обер-Прокурору Св. Синода: «Ваше Высокопревосходительство, Милостивый Государь! Отношением от 4 минувшего нобря за 4 5122, при коем приложена бумага на имя Вашего Высокопревосходительства от крестьянина Вышневолоцкого уезда села Алексеевского Косьмы Иванова, требуются от меня по содержанию сей бумаги сведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

чел. В то же время мн. христиане были спасены местными мусульманами. Эта трагедия стала поводом к вводу в Ливан франц. войск. Османские власти сурово покарали зачинщиков и участников резни. Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра Л. Майера. 1804 г. (Нью-Йоркская публичная б-ка) Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра Л. Майера. 1804 г. (Нью-Йоркская публичная б-ка) В эпоху реформ Танзимата также активизировалась борьба болг. патриотов за религ. автономию. После создания болг. церковного прихода в К-поле в 1849 г. его руководители наладили прямые контакты с османским правительством в обход контролируемого греками-фанариотами К-польского Патриархата. С 1860 г. в населенных болгарами местностях духовенство стало отказываться от упоминания имени К-польского патриарха во время пасхальных литургий, началось изгнание греч. духовенства из болг. приходов и епархий. В 1870 г. болг. выборные представители добились султанского фирмана об учреждении Болгарского Экзархата с адм. правами отдельного миллета. В состав Экзархата вошли епархии с преобладающим болг. населением. Согласно фирману, управление Экзархатом вручалось высшему по чину болгарскому митрополиту с титулом экзарха и состоящему при нем Синоду. К-польский патриарх не имел права вмешиваться в духовные дела Болгарского Экзархата. Болг. церковно-народный Собор, прошедший в К-поле, утвердил синодальное устройство Болгарской Православной Церкви. В 1872 г. экзархом был избран митр. Видинский Анфим I (Чалыков) . В ответ Поместный Собор К-польской Церкви объявил болгар схизматиками, обвинив их в ереси филетизма. Создание Болгарского Экзархата было воспринято мн. болгарами как признание особого статуса и прав болг. нации в О. и. и стимулировало дальнейший рост национализма. Второй по численности христ. общиной после правосл. Церкви в О. и. XIX в. являлась община Армянской Апостольской Церкви. С кон. XVIII в. на деятельность К-польского армянского патриарха в качестве миллетбаши (главы миллета) все большее влияние оказывали богатые арм. купцы и откупщики. Рост влияния светской арм. знати способствовал созданию школ, в программы к-рых включали дисциплины по образцу европ. школ. В эпоху Танзимата миряне воспользовались новыми гос. установлениями, регулировавшими деятельность миллетов, и в 1860-1863 гг. разработали и обнародовали национальную конституцию арм. миллета. Согласно ей, патриарх оставался главой исполнительной власти миллета, но должен был избираться Генеральной Ассамблеей в составе как духовенства, так и мирян. Ассамблея могла отстранять патриарха от должности в случае доказанности выдвинутых против него обвинений. Конституция также предусматривала создание провинциальных ассамблей и исполнительных советов. Монополия патриарха на регулирование общественной жизни арм. миллета де-факто ликвидировалась, а миряне получали возможность формировать представительные органы власти и активно влиять на их работу.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНФИМ (ЧАЛЫКОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Анфим (Чалыков), Болгарский экзарх Редакция текста от: 13.02.2020 20:40:41 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13679464.h...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010