993. Чин православия в первую неделю Великаго поста , в лист, 12 лл., скорописью XVIII в., без переплета; листы 11 и 12 чистые. На обороте 12 листа внизу скорописью приписано: «от олонецкаго» (преосвященнаго). Возглашается многолетие императрице Екатерине Алексиевне и наследнику государю цесаревичу Павлу Петровичу. Сл. 987. 994. Чин православия в первую неделю Великаго поста , в лист, 12 лл., полууставом XVIII в., в цветной бумажной обложке; листы 10–12 чистые. Внизу 11 листа скорописью приписано: «оть смоленского» (преосвященнаго) декабря 15 766». По листам скрепы: 1) «Смоленского Аврамьева монастыря архимандрит Варлаам Иваницкий;»; 2) «Смоленского Троецкаго монастыря Серапион Лехницкий». Сл. 987. 995. Чин православия в первую неделю Великаго поста , в лист, 12 лл., скорописью XVIII в., без переплета; 12-й лист чистый. Возглашается многолетия императрице Екатерине II и «преосвященнейшему Кириллу Божию милостию епископу Черниговскому и Новагородка Северского». (Кирилл (Ляшевецкий) † 14 мая 1770 г. Строев. Списки иерархов). 996. Чин православия в первую неделю Великаго поста , в лист, 10 лл., скорописью XVIII в., без переплета; 6 и 7 листы малаго формата; 7-й лист чистый. Заглавие: «Последование соборнаго исповедания православия святаго в неделю первую святаго Великаго поста бываемое в церкве престолной митрополитанской Киевской святыя Софии;); далее приписано другим почерком: «епископии Черниговския церкве святых страстотерпец Бориса и Глеба». Возглашается вечная память князьям киевским удельно-вечевого периода, причем поименовываются те, которые были создателями церквей и монастырей в Киеве, и на 6-м листе, который вставлен после написания чина, – некоторым великим князьям черниговским и Черниговским архиереям: Иоанну, «при первом Печерския церкви освящении присутствовавшему», Лазарю Барановичу, Феодосию Углецкому, Иоанну Максимовичу , Антонию Стаховскому, Иродиону Жураховскому, Иллариону Рогалевскому, Никодиму Сребницкому, Антонию Черновскому, Амвросию Дубневичу. Многолетие возглашается императрице Екатерине II и киевскому митрополиту имрек. По составу этот чин тождествен с рукописью за 995.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свт. Иннокентий, еп. Иркутский. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. Воздвижения Креста Господня в Иркутске) Первым делом свт. Иннокентия стало определение своей юрисдикции в противодействии Тобольскому митр. Антонию (Стаховскому), стремившемуся оставить в своем управлении наиболее доходные храмы и мон-ри. Усилия Иркутского архиерея увенчались успехом, но соответствующий указ Синода прибыл в Иркутск уже после смерти свт. Иннокентия. В 1727 г. свт. Иннокентий организовал при иркутском Вознесенском мон-ре, где находилась резиденция епископа, архиерейский приказ, занимавшийся делами епархиального управления. Указом 1727 г. было установлено, что Иркутская епархия должна обеспечивать себя за счет взносов, поступавших от приходов и мон-рей. Поскольку этих денег не хватало, еп. Иннокентий ходатайствовал об увеличении содержания епархии за счет казенных средств. Указом от 16 нояб. 1731 г. Сенат удовлетворил прошение и установил дополнительное содержание епархии (506 р. 25 к., выдавались также рожь, овес, церковное вино). Немногочисленные храмы новообразованной епархии были чрезвычайно удалены друг от друга. В кон. XVII в. приход включал ок. 600 прихожан, в кон. XVIII в.- более чем 900 прихожан. Церкви в большинстве были деревянными. Кафедральным храмом епархии до 1894 г. был Богоявленский собор в Иркутске, сооруженный в 1693-1695 гг. и перестроенный в камне в 1718-1746 гг.; собор вмещал до 2 тыс. прихожан и являлся усыпальницей Иркутских архипастырей. Свт. Иннокентий уделял большое внимание строительству храмов: за годы его управления было построено и восстановлено 10 церквей, т. е. примерно 1/5 храмов, сооруженных на данной территории за предшествующие почти 100 лет. Клир Иркутской епархии к 1727 г. состоял из 199 священно- и церковнослужителей (РГИА. Ф. 796. Оп. 9. Д. 175. Л. 17). После расширения территории епархии в 1731 г. число священно- и церковнослужителей достигло 315 чел. Свт. Иннокентий положил начало духовной школе в Вост. Сибири, преобразовав в 1728 г. переводческую «мунгальскую» школу, действовавшую при Вознесенском мон-ре, в славяно-русскую школу для детей духовенства и др. сословий. В школе наряду с церковнославянским изучались кит. и монг. языки. Свт. Иннокентий занимался христ. просвещением прибайкальских бурят.

http://pravenc.ru/text/674055.html

Будущая, верх холма коегось большаго Водрузил знамение Христа всесвятго Крест с пророческими такими словами: Воссияет благодат над сими горами Божия. Ктоже весть? може, тот награду Вместо римлян готует Бог своему стаду». При этих словах, является «Предувидение Божие» и говорит: «Угадал ты, Фотие! тамо Бог избранны Готует себ люди; там жатвы пространны Благочестию будут; там от Михаила Владимир крещается и его всецела Фамилия и Русь вся». И затем после Владимира перечисляются князья, цари и императоры русские до импер. Елизаветы и некоторые знаменитые пастыри русской церкви. О Елизавете сказано: «Таже правительствует там Елизавета, Елизавета славна, имя чудна света, Одным естеством жена, а муж в слов, в деле, Одна что Ромул в брани, Нума в мире были». Таким образом, и в драматических пьесах Елизаветинской эпохи мы встречаем такие же постоянные похвалы Елизавете, какими наполнены торжественные оды поэтов и проповеди проповедников. Духовные драмы представлялись не только в Киеве, но распространены были воспитанниками киевской академии повсюду, где только им приводилось служить в епархиях и семинариях, даже в отдаленных местах Сибири. Щукин, рассказывая о вертепе в Иркутске в прошлом столетии, замечает: «Безошибочно можно полагать, что он занесен из Малороссии. Первые иркутские архиереи были малороссияне. С ними приехали певчие, служители и вероятно они первые завезли вертеп в Иркутск. Наследниками их были семинаристы, а от них перешел вертеп и в народ. Иногда бывали и постоянные вертепы. Какой-нибудь мещанин нанимал в большом доме, среди города, квартиру, сооружал вертеп, набирал певчих и пускал зрителей по пяти, по десяти копеек за вход; над воротами дома горел фонарь. Иногда после вертепа разыгрывалась комедия, сколько могу припомнить, из малороссийского или польского быта 414 . Введение театральных школьных представлений в Тобольске приписывается митр. Филофею Лещинскому (1702–1727), воспитаннику киевской академии. В рукописной сибирской летописи сохранилось о нем такое свидетельство: «Филофей был охотник до театральных представлений; славные и богатые комедии делал, и когда должно на комедию зрителям собиратца, тогда он, владыка, в соборные колокола на сбор благовест производил; а театры были между соборною и Сергиевскою церквами к взвову, куда народ собирался Приводя это свидетельство, Сулоцкий, в своей статье о старом тобольском театре, замечает: «Посеянное митр. Филофеем не заглохло.... При преемнике его, воспитаннике, как и он, киевской академии, митр. Антонии Стаховском, с его дозволения, ученики и учители тобольской архиерейской школы в святки представляли пьесы духовного содержания по домам, получали за то вознаграждение, и собранные деньги шли частью на содержание учившихся, частью на жалованье учивших» 415 . Газеты и журналы в первой половине XVIII века 416

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

С праздника Рождества Пресвятой Богородицы начались в нашем храме- " катакомбе» богослужения. И Рождество Христово встречали мы со светлой легкой радостью. Маленький хорик пел на всенощной тихо, немного робея (без спевок), молитвенно. Перед иконами иконостаса теплились разноцветные свечечки рождественские, подаренные для богослужения и елки всегда отзывчивой Е.Н. Рыженковой из Казабланки, изготовляющей свечи для всей общины. Мир Божий посетил наши сердца, Любовь Господня озарила нас, когда мы, бессемейные и одинокие, вместе с нашим настоятелем, также одиноким, собрались по южнорусскому обычаю на «богатую кутью» – воистину богатую – учрежденную хлебосольной З.К. Стаховской, доктором в Рабате, и ее дочерью. Начатая пением «Рождество Твое, Христе Боже наш» «вечеря» продолжалась почти до полуночи. «Боже, дай же день сей добрый Вам, добрые люди-и-и!»... – пел колядку Коля, поддержанный другими гостями, обращаясь к «добрым людям» неумирающей Святой Руси – к хозяйкам. Расходились под темно-синим небом африканским с низко горящими рождественскими звездами, под пальмами, раскачивающими своими ветвями-крыльями, среди безмолвной тишины города-столицы, отпраздновавшего уже раньше христианской своей частью праздник Рождества Христова и погрузившегося, как всегда, в девять часов вечера в глубокий мир-отдых. Сам день Рождества Христова – понедельник – был днем рабочим, и мало кто решился пожертвовать заработком одного дня или настоять перед начальником на службе, чтобы быть на Литургии, в храме, с Церковью: Великий день прошел среди серой обыденщины... В Казабланке и Бурназеле празднование Рождества Христова совершается более торжественно, да и пожертвований для храма было больше. Их сделали М.П. Косенко и М.М. Колтовской, эти «два вола», впрягшиеся в подвиг храмостроения в Бурназеле, ведущие скромно свою борозду... В. И. Жедринский написал Распятие на крест для Свято-Успенского храма в Казабланке. Вечером в первый день Рождества после всенощной в Бурназеле колядники-школяры пошли славить Христа. Допоздна ходили они со звездою в поселке, протянувшемся по обе стороны шоссе, переходя из барака в барак, под сенью звезд по бесснежной марокканской рудой земле... Каждый год ходят колядники и весь денежный сбор передают настоятелю на благотворительные нужды, на сирот в Париже и для Вифанской общины в Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Солдаты могли быть при этом даже женатыми 22 (ряд историков считают, что на проживание в монастыри могли быть определены только вдовые или холостые ветераны, а приписанные к монастырю семейные служивые проживали неподалеку, под его стенами 23 ). «Вначале инвалиды имели право выбирать монастырь для своего содержания, но вскоре выяснилась неравномерность расселения призреваемых, и назначения инвалидам и их семьям стал осуществлять непосредственно Синод» 24 . Итак, отставной прапорщик поступал так, как, по всей видимости, было предписано ему Синодом. Однако уже со времени введения положений воинского артикула в епархиях и монастырях наблюдается явное или скрытое сопротивление ему, солдаты и унтеры приносили из армии грубые и невоздержанные нравы и пьянством и буйством своим никак не способствовали духовному деланию монашествующих. К тому же содержание и прокорм солдат был многим монастырям тяжел по финансовым соображениям. Нет потому причины удивляться, что митрополит Арсений, крайне отрицательно относившийся к этой практике, отказывает Корсунскому в весьма резкой форме. Приехав в Тобольскую епархию, митрополит Арсений почти сразу вступил в конфликт с генерал-губернатором Иваном Афанасьевичем Шиповым, который получил свой пост годом ранее митрополита и к его приезду вел себя точно так же, как при смиренном его предшественнике, митрополите Антонии (Стаховском), то есть «забривал» в солдаты лиц духовного звания, хозяйничал в монастырях, отбирая у монахов здания под государственные нужды, судил монастырских людей светским судом. Все это было совершенно неприемлемо для нового владыки, который видел в Шипове врага не личного, но самого «устроения пастырского дела» 25 . В монографии епископа Диомида и статье А. И. Алексеева 26 весьма поверхностно упомянут конфликт Мацеевича с подполковником Никитой Миклашевским. Первый пишет: «Трудное дело миссионерства находило препятствия с той стороны, откуда менее всего можно было ожидать, а именно от начальников, воевод, приказчиков и других представителей светской власти...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Maceev...

При следующем митрополите Сибирском и Тобольском Антонии (Стаховском; 1721–1740) мощи святого Василия были сокрыты под спудом, в земле, в пределах монастырской ограды, над этим местом устроили часовню. В 1788 году гроб святого вновь показался из земли наружу. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес его во вновь построенный каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и устроил особое надгробие. Все это время местное почитание святого Василия практически не прекращалось: верующий народ по-прежнему прибегал к его молитвенному предстательству и по вере своей получал облегчение в болезнях и исцеления. Почитание святого Василия Мангазейского немало способствовало обращению из язычества в Православие различных местных народностей Севера: тунгусы, эвенки и юраки молились святому как покровителю охотников-промысловиков. В конце 1802 — начале 1803 гг. Туруханский край охватила эпидемия. Жители Туруханска усмотрели причину бедствия в том, что иконы святого Василия вынесены из Троицкого монастыря, мощи его находятся под спудом, а службы в его честь прекращены. Архиепископ Тобольский Амвросий (1806–1822) предписал игумену Туруханского Троицкого монастыря внести в соборный храм образ святого Василия и не чинить препятствий к его почитанию. В 1907 году по благословению Святейшего Синода было отпечатано цветное литографическое изображение святого Василия Мангазейского. На иконах святого Василия изображают «лицом млада, мала возрастом, образом священнолепна, очи имуща светли, взирающе прелюбезне, власы же главы его русы». На некоторых иконах изображается Троицкий Туруханский монастырь, а над ним на горе молящийся святой Василий, в одной рубашке и без обуви. Иногда на иконах изображались и страдания его при купце и воеводе. Известны изображения святого Василия Мангазейского во Владимирском соборе города Киева, в Новгороде, в Москве. Среди жителей Туруханска сохранилось предание, что некогда святой Василий явился во сне одному благочестивому эвенку и повелел ему взять из монастырского храма святые мощи и сокрыть их в тайге, что и было исполнено.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

По всей видимости, скрупулёзность и основательность были качествами А. П. Рождественского не только как учёного, но и как просто человека. Это не прошло незамеченным для академического начальства, и Рождественский вовлекается в активную научно-преподавательскую деятельность. С 1894 года он является непременным членом приёмной комиссии, в которой, чередуя года, принимает экзамены по Священному Писанию Ветхого или Нового Завета. Часто вступительные испытания ему помогал проводить Н.Н. Глубоковский . Так же А.П. Рождественский систематически назначается рецензентом кандидатских, магистерских и докторских диссертаций, пишет отзывы на новые статьи и сочинения. Так, в 1898 году Рождественский рецензирует магистерскую диссертацию епископа Серафима (Мещерякова) «Прорицатель Валаам. Книга Чucл. XII-XXV гл.» 36 , в 1904 году – докторскую диссертацию профессора И.Г. Троицкого «Талмудическое учение о посмертном состоянии и конечной участи людей, его происхождение и значение в истории эсхатологических представлений» 37 , в 1906 году – докторскую диссертацию И.Е. Евсеева «Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе. Введение и тексты» 38 . В 1899 году в семье А.П. Рождественского рождается первый мальчик, которого называют Сергеем 39 . В сентябре 1899 года выпускник академии 1851-го года Л.П. Стаховский составил духовное завещание, по которому академии перечислялось 5 тысяч рублей на учреждение учёной премии Стаховского в память Высокопреосвященного Иннокентия (Борисова) , архиепископа Херсонского и Таврического. А.П. Рождественскому вместе с профессором А.А. Бронзовым было поручено составить положение об этой премии 40 . В сентябре 1900 года Высочайшим приказом по гражданскому ведомству за 54 профессор А.П. Рождественский был произведён в чин коллежского советника 41 . В январе 1901 года архимандрит Сергий (Страгородский) стал ректором академии, таким образом, освободилась штатная кафедра экстраординарного профессора. На заседании Совета академии 30 января 1901 года в числе кандидатов на замещение кафедры был назван А.П. Рождественский, но большинство голосов было отдано доценту П. С. Смирнову 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Сделаны отметки и на полях: «Начало ... отечество ... кончины начаток» и т. д., по которым видно, как Святитель из многословного жития (лл. 420–449) выбирал то, что ему было надо. Л. 450-й. «Святого Мелита епископа Сардийского о преставление Приснодевы Марии книга». Заметка: «Перевод отца Антониа Стаховского, казнодея Чернеговского». Лл. 454–460. Месяцеслов на месяцы – июнь, июль и август, о котором подробно скажем ниже. Л. 466-й. Имена историков и хронологистов. Л. 468-й. «Ех sanctorum actis». «Собрание некиих святых древних невоспомяновенных в месяцеслови словенском, ихже житиями возможно будет наполнили дни, оскудении от житий настоящих святых дней (sic!)». Подробно эту рукопись рассмотрим ниже. Л. 476-й. «Свидетельства, яко святыи в небеси суть»: а) из Октоиха; б) из Триоди постной; в) из Триоды цветной и г) из месячных Миней. Л. 538-й. «Месяца июлиа в 16 день память святых и Богоносных отец 318, иже в Никеи». Начало: «Св. вселенский первый собор бысть». (Ср. Макарьевские Великие Четии-Минеи, июль 16, л. 193 об.). Заметка: «О соборах вселенских». Л. 545-й. «М ца июлиа в 22 день – Страдание святого священномученика Фоки» Начало: «Елма многащи отшествия Спаса н. И. Х а»... (Ср. Макарьевские Великие Четии-Минеи 22 июля, л. 390). Л. 546-й. «Кирилла мниха слово на собор святых отец 318, от святых книг сказание о Христе Сыне Божий и похвала отцем св. Никейского собора». Начало: «Я коже ритора и ветиа»... (Ср. Макарьевские Великие Четии-Минеи, июль 16, л. 183). Л. 550-й. «Беседа св. Кирилла архиеп. Александрийского о Пресв. Богородице и о свв. Отцах Ефесского собора» (То же в Макарьевских Великих Четиих-Минеях, июль 16, л. 186-й). Л. 562-й. «Григориа священника Кесарии Каппадокийские о святых 318 отцах, иже на собори Никейском». Заметка: «Surius л. 156 и 163». Начало: «Начальником повиноватися увещано апостольскою заповедию». Л. 577-й. «О св. муч. Ианнуарии, латинский текст из Сурия, л. 597». В самом конце рукописи латинский текст книги еписк. Мелита (см. ранее, л. 450-й). 308 И. А. Ш л я п к и н. Цит. исслед., с. 373, прим. 1-е. Ср. письмо Святителя к митрополиту Иову. Там же, с. 372. 314 О своей работе и о статье проф. Пачовского автор по предложению профессора Московского университета, члена Украинской Академии наук Н. К. Гудзия делал доклад в секции древней литературы при Институте мировой литературы им. А. М. Горького 6 мая 1947 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРКУТСКОЕ И НЕРЧИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Тобольской и Сибирской епархии РПЦ, существовало в 1706-1727 гг. На Московском Соборе в 1681-1682 гг. рассматривался вопрос об увеличении числа архиерейских кафедр, в т. ч. в Сибири. Сибирский митр. Павел (Конюскевич) предложил учредить неск. вик-ств Сибирской митрополии. Собор постановил создать епархию с центром в Енисейске, однако она не была организована. Ранее, в февр. 1680 г., в Вост. Сибирь по решению царя Феодора Алексеевича и патриарха Иоакима (Савёлова) была послана Даурская духовная миссия . Прибайкалье и Забайкалье составляли Даурскую десятину Сибирской епархии, десятину в 1682-1686 гг. возглавлял сын боярский А. Беляев - «начальствующий за делами христианскими». Беляев не подчинялся Тобольскому митрополиту, присваивал церковные доходы, вслед. чего Даурская десятина была упразднена (Из истории Иркутской епархии. 1998. С. 13). В кон. XVII в. в данном регионе существовали Илимская и Иркутская протопопии. В 1706 г. Тобольский и Сибирский митр. св. Филофей (Лещинский) ходатайствовал о назначении ему помощника в сане викарного епископа. 15 дек. 1706 г. во епископа Иркутского и Нерчинского, викария Тобольской митрополии, был хиротонисан Варлаам (Коссовский) , архим. туруханского Мангазейского во имя Св. Троицы мон-ря . Под упр. еп. Варлаама находилась обширная территория с городами Иркутск, Якутский (Якутск), Нерчинск (ныне в Забайкальском крае), Селенгинск, Удинск (ныне Улан-Удэ), с монастырями Посольским в честь Преображения Господня (совр. Бурятия) и нерчинским в честь Успения Пресв. Богородицы . Более богатые селенгинский во имя Св. Троицы и Усть-Киренский во имя Св. Троицы (совр. Иркутская обл.) мон-ри свт. Филофей оставил в своем ведении. Кафедральным храмом И. и Н. в. стал иркутский Богоявленский собор (построен в 1693-1695), к к-рому была приписана иркутская Преображенская ц. Еп. Варлаам начал свою деятельность с объезда И. и Н. в., побывал в Якутске, где в июне 1708 г. принял участие в закладке каменного Троицкого собора. Вместе с тем, будучи викарным епископом, он не получил мн. управленческих функций, военные и гражданские власти на местах с ним не считались. В 1710 г. еп. Варлаам уехал в Москву и увез с собой архиерейскую ризницу (Тобольскому митр. Антонию (Стаховскому) со временем удалось ее вернуть). Еп. Варлаам (Коссовский) жил в Москве, имел титул Иркутского архиерея, 21 янв. 1714 г. был назначен на Тверскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/674065.html

Полевской. Церковь Петра и Павла. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. С 1728 года заводские мастеровые стали ходатайствовать о строительстве в Полевском храма, чтобы и в этом небольшом поселении настроить нормальную духовную жизнь. 29 июня 1730 года в день празднования святых апостолов Петра и Павла игумен Филипп заложил церковь во имя этих святых. Об этом событии он так сообщил митрополиту Тобольскому Антонию (Стаховскому): ... в ономъ Полевскомъ заводе главныъ командировъ, также плавильныхъ и горныхъ служителей и прочихъ обывателей дворового числа имеется 125, а другихъ окрестныхъ деревень въ близости не имеется, а оный заводъ отстоитъ разстояниемъ ближайше что отъ Горного Щита верстъ за 40 и дальше. И по мнению насъ, нижайшихъ, для многолюдствия и дальнего разстояния въ Полевскомъ заводе вновь церкви быть можно. И оного заводу все главные и прочие обыватели общекупно и доброжелательно ту церковь строить желаютъ своимъ иждивениемъ, такоже желаютъ имети и священника съ причтомъ и награждать ихъ деньгами и хлебомъ не в скудость, въ чемъ и подписались со обязательствомъ Деревянный храм В 1731 году строительство деревянной церкви в честь первоверховных апостолов Петра и Павла было завершено. В том же году церковь была освящена. С этого момента Полевской завод, согласно общепринятому понятию, стал полноценным селом. При значительных запасах леса и за неимением мастеров кирпичного дела первые храмы на Урале строились деревянными и почти по одному образцу. Но русская деревянная архитектура имела особый стиль, обусловленный природными свойствами дерева. Создавать из прямоугольных балок и досок плавные формы купола было затруднительно. Поэтому в деревянных храмах, в том числе Полевском Петро-Павловском, вместо купола делался остроконечной формы шатёр и обшивался гладким тёсом. К западной части храма примыкали крыльцо и паперть. Окна делались небольшие, прямые и «стеклились» слюдой, отчего в храме даже днём всегда царил полумрак. На колокольне храма размещалось пять колоколов. Самый большой из них весил 15 пудов и 19 фунтов кг), а самый маленький — 20 фунтов (8 кг). Деревянный храм послужил полевским прихожанам чуть более сорока лет. За это время здание обветшало, и было решено построить более долговечный храм - из камня. Своё согласие на это дал и новый управляющий полевскими заводами - А. Ф. Турчанинов.

http://sobory.ru/article/?object=11621

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010