Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Арсений Ростовский (Мацеевич) – †28 февраля 1772 Прославлен в 2000 г. 145 . Память празднуется 28 февраля/12 марта Священномученик Арсений (Мацеевич) происходил из бедной польской шляхты и был сыном униатского священника Иоанна Мацеевича, служившего в Спасской церкви во Владимире Волынском. Родился он в 1696 (или 97) году (согласно автобиографии 1738 года, в которой указано, что ему 42-й год). Во святом крещении был наречен Александром. Образование получил в академиях: Владимирской, Варенжской, Львовской и Киевской. Прибыв в Киев в 1715 г., Александр оставил униатство. Пробывши в Киевской академии не более одного года, он в 1716 году принимает постриг с именем Арсения в Новгород-Северском Спасском монастыре, где в сане иеродиакона получает должность проповедника и учителя латинского языка. Митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич) Здесь он проводит два года, которые стали лучшим временем его жизни (дважды, в 1745 и 1763 гг., он просил Святейший Синод поселить его на покое именно в этом монастыре). Но в 1718 году он вновь поступил в Киевскую академию “для слушания философии и богословия” и здесь в 1723 году принял сан иеромонаха. Окончив курс в 1726 году, иеромонах Арсений два года жил “в послушании” при архиепископе Варлааме (Вонатовиче) и был проповедником, а затемпоселилсяв Киево-Печерской Лавре. Краткое время он пробыл в Черниговском Троицком Ильинском монастыре. К этому времени иеромонах Арсений был известен как образованный проповедник; тогда же, очевидно, сформировались его взгляды на светскую власть и на независимость от нее власти церковной. В октябре 1729 года отец Арсений по вызову Тобольского митрополита Антония (Стаховского) едет в Сибирь для проповедывания слова Божия. В Москве он был представлен членам Святейшего Синода, от которого и получил благословение на проповедь. В Тобольске иеромонах Арсений прожил более двух лет, проповедуя и обучая ставленников; был духовником при архиерейском доме. В Сибири царили жестокие нравы; светская власть посягала на церковное имущество, не оказывала духовным лицам и самому архиерею должного уважения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это четвертое место среди русских митрополитов Тобольские архипастыри занимали со времен Алексея Михайловича до царствования императрицы Екатерины I, при которой в 1726 г. Тобольский митрополит был в полном смысле первосвятителем русской церкви, так как, кроме преосвященного Антония (Стаховского), никто из русских архиереев не имел тогда митрополичьего сана. С 1727 г. хотя было уже два митрополита, но Тобольский архипастырь оставался еще несколько лет на положении русского первосвятителя, так как второму митрополиту (Казанскому Сильвестру) не было предоставлено право ношения белого клобука. II Уже из той грамоты Михаила Феодоровича, коей объявлялось об учреждении в Тобольске архиерейской кафедры, видно, каким мотивом руководились царь и патриарх, открывая в Сибири первую епархию. Возложив на Тобольских архипастырей дело благовестия Христова, и Михаил Феодорович, и его преемники сами охотно шли им на помощь и давали им для этого средства. Еще архиепископ Киприан не выехал из Москвы, а царь уже своей грамотой предписал Тобольским воеводам содействовать новому архиепископу в его миссионерских трудах царской казной. «Как архиепископ Киприан приедет в Тобольск, – говорилось в этой грамоте, – и если иноземцы: татары, остяки, самоеды и вогулы захотят креститься в православную веру греческого закона, а в их платьях крестить нельзя, и архиепископ станет посылать к вам за платьем для тех людей, то вы посылали б: лучшим людям сукна на однорядки, на страфильные, а меньшим людям сукна летчину, кафтаны, шапки, рубашки, порты и сапоги, покупали б (эти вещи) и у торговых людей и платили за них деньги из нашей казны». И после Михаила Феодоровича русские государи всегда готовы были содействовать Тобольским святителям в деле крещения инородцев, как это видно, напр., из указа Софьи Алексеевны от 1685 г. «Буде, – гласил этот указ, – которые иноземцы похотят креститься в православную христианскую веру волею своею и их велеть принимать и крестить и на таковое дело призывать и государскою милостью обнадежить, которые крестятся и тем держать ласку и привет, чтобы смотря и иные иноземцы православную веру христианскую пожелали».

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Кладбище находится при церкви Иоанна Предтечи. Часовен две – одна в Прусыне, другая в Каменке. В них есть большие деревянные кресты. Февраля 6 дня 1884 г. Священник Иоанн Каменский. Троицкая церковь в Помялове Село Помялово находится в 150 верстах от Петербурга и в 40 от Ладоги, на возвышенном берегу Волхова, на большой Новгородской дороге. Из надписи на иконостасе видно, что церковь здесь построена в 1694 г., при митрополите Корнилии. Есть предание, что на кладбище, где теперь деревянная часовня, была также церковь , некогда принадлежавшая Новгородскому Духову монастырю. Поэтому здешняя местность иногда называется «Духовщиною». Храм здешний деревянный, холодный, во имя св. Троицы, с теплым приделом Архангела Михаила. Антиминс главного престола освящен и подписан митрополитом Никанором в 1850 г. октября 1. Антиминс придела освящен Евфимием, митрополитом Новгородским и Великолуцким, при патриархе Адриане, в 1697 г. В храме достопримечательны: 1) рукописное Евангелие, в поллиста, без означения времени и места написания; 2) печатное Евангелие в поллиста, кем-то положенное в церковь в 7113 (1602 г.); 3) Евангелие печатное в четверть листа с следующим надписанием: «Новый завет си есть Евангелие или благовествование Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа благословением Ясне (?) к Богу преосвящ. архиеп. Черниговского Новгородского и преосвящ. Антония Стаховского, тщанием же всечестного архимандрита Германа Кононовича, в типографии сто–Троицкой Илен. Черне первее типом изданный року 1717». К Евангелию приложен антиминс с картинами и с толкованием непонятных слов. При церкви хранится план и межевая книга церковной земли, составленная в 1779 г., 10-го апреля, землемером инженер-прапорщиком Шамшевым. Метрические книги, в отрывках, имеются с 1803 г. По документам видно, что с 1809 по 1811 г. причт составляли: священник, два дьячка и два пономаря; с 1812 года – два священника, диакон, два дьячка и два пономаря; с 1816 – священник, диакон и два дьячка; с 1843 года причт состоит из священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирни.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Вечером в Тобольском кремле состоялась встреча членов выездной экспертной комиссии с ректором Тобольской духовной семинарии митрополитом Тобольским и Тюменским Димитрием . На встрече присутствовали иеромонах Варлаам (Горохов), протоиерей Михаил Безукладников, игумен Серафим (Краснов). Собравшиеся обсудили вопросы организации и работы курсов на всех учебных площадках Тобольской митрополии . После встречи для членов комиссии была проведена экскурсия по храмам и ризнице собора Тобольского кремля. В Софийско-Успенском соборе покоятся мощи святителя Иоанна (Максимовича; +1715), святителя Антония (Стаховского; +1740), святителя Варлаама (Петрова; +1802). Члены комиссии поклонились мощам тобольских архиереев-просветителей Сибири и священномученика Гермогена (Долганева). 30 ноября члены комиссии посетили Тобольскую духовную семинарию. Заведующий иконописной школой Тобольской духовной семинарии иерей Виталий Ведерников провел экскурсию по музею школы, которая расположена в здании бывшего женского епархиального училища, показал мастерские и работы учащихся. Затем члены выездной экспертной комиссии встретились с методистом курсов для монашествующих, старшим преподавателем и методистом Тобольской духовной семинарии Д.В. Прахтом. Во время встречи была проверена документация курсов, даны рекомендации по их учебно-методическому обеспечению. Далее была проведена проверка библиотечного фонда семинарии на соответствие базовой площадке (методическому и организационному центру курсов). Во второй половине дня выездная экспертная комиссия отбыла в Тюмень, а затем — в Москву. Всего с 2022 года к трехлетнему очному обучению на курсах базовой подготовки в области богословия монашествующих приступят 38 слушателей — насельников двух мужских и двух женских монастырей Тобольской митрополии. Обучение будет проводиться по единым учебным программам, разработанным Межведомственной комиссией по вопросам образования монашествующих. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ←

http://patriarchia.ru/db/text/5983013.ht...

К нач. XIX в. их накопилось более 80. После освидетельствования мощей, к-рое в янв. и марте 1801 г. в И. м. совершили Иркутский еп. Вениамин (Багрянский) и вик. Казанской епархии еп. Свияжский Иустин (Вишневский) , в 1803 г. Синод предложил имп. Александру I: «...тело 1-го епископа Иркутскаго... поставить в церкви Вознесенскаго монастыря... с установлением празднования ему ноября 26-го числа... Всенощныя бдения и молебныя пения... и надлежашую тому святителю службу отправлять, а также и в печатаемыя церковныя книги... внесть позволить» ( Голубинский. Канонизация святых. 19032. С. 176). Указ Синода от 1 дек. 1804 г. определил открыть мощи и установить общецерковное празднование святителю. 2 февр. 1805 г., на праздник Сретения Господня, еп. Иркутский Вениамин (Багрянский) с сонмом духовенства переместил мощи свт. Иннокентия из склепа на середину Тихвинской ц., а 9 февр. торжественно перенес из Тихвинской ц. в Вознесенский собор. 28 июля 1806 г. на раку с мощами святителя было положено «парчовое покрывало, с золотою бахрамой и кистями». 16 февр. 1808 г. еп. Вениамин переложил мощи в новую, серебряную раку, изготовленную московскими мастерами на средства иркутского купца 1-й гильдии Н. П. Мыльникова (Иркутская летопись. 1911. С. 201, 207). 24 июня 1891 г., во время посещения И. м., наследник, буд. имп. Николай II Александрович пожертвовал сребропозлащенную лампаду, к-рую повесили перед ракой с мощами св. Иннокентия. В XVIII - нач. XX в. И. м. был одним из центров духовного просвещения в Вост. Сибири. Указом митр. Тобольского свт. Антония (Стаховского) от 24 февр. 1725 г. при И. м. учреждалась переводческая «школа мунгальскаго языка»; митрополит благословлял «для учения во оную школу ныне мунгальскаго, а потом китайскаго языков собирать причетнических детей и сирот, к учению потребных». В 1725-1726 гг. настоятель архим. Антоний безуспешно добивался приписки к И. м. «малого пустынного» Усть-Киренского монастыря для пополнения средств на содержание школы. В 1728 г. св. Иннокентий (Кульчицкий) реформировал школу, назвав ее Славяно-русско-монгольской, передал часть своего жалованья на ее содержание.

http://pravenc.ru/text/674061.html

См. Покровский. Суздальский Спасоевфимиев монастырь См. Евфимиев Суздальский. Суздальский Успенский Александро-Невский монастырь См. Александро-Невский Успенский Суздальский. Сумский Предтечев монастырь Девичий упразднённый, находящийся при заливе реки Псёла, близ уездного города Сум Слободской Украинской Епархии, построен в 1687 году Сумским Полковником, бывшим прежде Атаманом Сумским, Герасимом Кондратьевым, иждивением его собственным и других Сумских градоначальников. В этом монастыре – соборная церковь в память Рождества Св. Иоанна Предтечи. Сумский Успенский монастырь Мужской упразднённый, находящийся близ того же уездного города Сум, построен в 1658 году вышеупомянутым Полковником Герасимом Кондратьевым. По грамотам 1772 года Октября 1 и 1785 года Июня 13 снабжён землёй, угодьями и рыбной ловлей. Настоятельство было до 1671 года Строительское, а в 1671 году, Апреля 1 числа, по грамоте Всероссийского Патриарха Иосифа, учреждено Игуменское. Соборная церковь во имя Успения Божьей Матери освящена в 1676, году, по грамоте Мисаила, Митрополита Белгородского от 28 Апреля того же года. Суножрожский монастырь Мужской упразднённый, находившийся в Костромской Епархии, построен Пр. Геннадием Костромским, преставившимся 23 Января 1565 года. Сунская пустынь Мужская, давно уже упразднённая, находилась в Новгородской Епархии в Олонецком уезде. Суражицкий Благовещенский монастырь Черниговской Епархии мужской упразднённый, находившийся при новоучреждённом городе Сураже или Саражичи за рекой Ипутью близ бывшей Польской границы. Основан в 1720 году Иеромонахом Симеоном Глущинским, вышедшим из Польши, и обозным полковым Стародубским Афанасием Есимонтовским, по благословению Архиепископа Черниговского Антония Стаховского. В соборной церкви этого монастыря имеется чудотворная икона Божьей Матери, именуемая Новодворская, писаная Св. Петром, Митрополитом Всероссийским, во время пребывания его в Волынской земле в устроенном от него монастыре над рекой Ретью в урочище Дворце. Икона эта во время гонения на православие от Униатов при нападении их на Новодворский монастырь вынесена была тамошним Иеромонахом Иаковом в Черниговский Успенский Елецкий, и при устроении монастыря Суражицкого отдана Преосвященным Антонием Стаховским Строителю, помянутому Иеромонаху Симеону. Сурдецкий Святодухов монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Сего-то Лаврентия Преосвященный определил надзирателем в школу, чтоб между учениками не было ссор, драки, сквернословия и всякого иного безчиния, как человека не только доброжизненного, да и опытного; ибо еще с самого основания монгольской школы он, по распоряжению архимандрита Платковского, взят был из дьячков Богородско-Тихвинской церкви в Вознесенский монастырь и по 1726 г. находился на этой же должности школьного надзирателя. Преданный душою Святителю Иннокентию старец Селенгинский архимандрит Мисаил, получив 7 мая 1729 г. от Тобольского митрополита Антония Стаховского разные предписания и формы того же содержания, какие давно уже получены им были из Иркутска от Преосвященного Иннокентия, в простоте своей послал Тобольскому владыке следующий неосторожный ответ: «Получили мы от Тебе великого господина пакет с формами и прочими указами; а такие же формы и указы присланы к нам в монастырь из Иркуцка от Преосвященнаго Иннокентия Епископа Иркуцкаго и Нерчинскаго давно, и по тем указом у нас в Троицком монастыре все исправлено. А и прежде сего, 1727 году Сентября 13 дня он Преосвященный Епископ указом Его Императорскаго Величества прислал к нам в монастырь от себе указ о богомолий Его Преосвященства, и всю братию монахов и бельцов и все монастырское с вотчинами монастырскими присланные от Его Преосвященства переписчики переписав, к нему Преосвященному Епископу переписанные книги отвезли, и от того вышеписаннаго числа у нас в монастыре по Его архиерейским по многим указом все управляется и по се число, потому что сей Троицкий монастырь стоит в Иркуцкой Епархии, за Иркуцким, и за Байкалом морем на Селенге в Даурских странах, и монастырския вотчины смежны с Нерчинскими деревнями, а в монастырь и в монастырскую вотчину во священники посвящаются все в Иркуцкой Епархии, потому что во все стороны монастыря вся Епархия Иркутская. Данные деньги собираются с монастыря и с монастырских вотчин с церквей в Иркуцкую Епархию. Школьным учеником хлеб и деньги из монастыря всегда в Иркуцк же отсылается, и всякие потребы в Иркуцк же употребляются. А и прежде бывый Преосвященный Варлаам Епископ к нам в монастырь Троицкой святил во диаконы и попы, и из монастыря имал, что ему архиерею было надобно. Попы у нас в Троицком монастыре волею Божиею все померли, и ныне Преосвященный Иннокентий Епископ пожаловал прислал к нам в монастырь токмо одного иеромонаха Мисаила, а я при старости своей одряхлел, и в церковь Божию ходить и стоять немогу».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эта ризница состояла из следующих вещей: 2 архиерейские шапки (митры), вышитые золотом и жемчугом, шапка белая полотняная, шапка архиерейская суконная, обшитая соболем; 3 креста серебряных, один со св. мощами, 2 омофора парчовых, кадило серебряное; 2 архиерейских варшалака (омофора), один шитый золотом по красному атласу, другой из золотой парчи: поручи парчовые золотые, епитрахили парчовые, пояса архиерейские, 3 антиминса тафтяные, печатные; ризы, подризники, четки, образа в окладах и без окладов; все имущество по оценке 281 р. 18 алт. 4 деньги. От казанского митрополита Тихона св. Иннокентий проездом чрез Казань действительно получил из той ризницы митру и прочее и переделал по чину великороссийской церкви. От Тобольского митрополита Антония Стаховского принята еще одна митра, вывезенная из Китая по смерти архим. Илариона. М. Антоний потом опять просил возвратить эту митру в Тобольск, но Свят. Синод определил: «помянутой митре для надлежащего священнослужения и новости, быть ныне при нем – преосвященном Иннокентии епископе в Иркутской епархии, впрочем, быть только на время, буле иной тамо нет, доколе свою построит». Тот же митрополит Антоний доносил, что покойный преосвященный Варлаам, скончавшийся в 1721 г. в сане митрополита Смоленского, когда был еще епископом Иркутским, выезжая в Москву, взял с собой из Иркутского Вознесенского монастыря полную архиерейскую ризницу, которую потом увез в Тверь и наконец в Смоленск, и что эту именно ризницу он пред смертью своей завещал возвратить в Иркутский Вознесенский монастырь. По описи назначено сюда: Евангелие оправное серебро под финифтью, с закладкою жемчужною среднею и с влагалищем, потир, дискос, звезда серебряная позлащенная, под чернью и лыжица серебряная позлащенная, блюдце и наливка серебряныя позлащенныя маленькия, трикирии серебряные, рипида одна малая серебряная позлащеная, шапка архиерейская зеленая бархатная и с жемчугом китайским, палица красная бархатная, шитая золотом, рострухан серебряный позлащенный и с крышкою немецкой работы, панагия костяная белая, крест оправной в серебре красной камьянис.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Того ради и я, един сый от сынов тоеяжде церкви, при вернозычливом моём и всего Малороссийского реименту моего народа святейшеству вашему оного первейшего в Всероссийской церкви сана повеншованю и при отданю нижайшего моего уклону, меючи низшевираженных интерес, барзей до высокой святейшества вашего власти стягаючийся, с сым моим покорственным к вашему ж святейшеству одзиваюся писанием. Не от теперь всечестный отец Лаврентий Горка, игумен монастыря Видубицкого Киевского, наваждения ради и преследования од Лавры Киево-Печерской и барзей од власти в ней сущой деючегося, лишившись невинне своей обытели и до мене в Глухов, аки не имеяй где главы подклонити, удавшися, доселе тут не в сых не в тых мешкоту купно с тескнотою одаправует, которого напрасное злоключение и неправедный на его честность, от злобы точию нанесённый, порок я доволно слышанием и видением узнавши, и з розных очисток, а паче з декрету консисторского митрополии Киевской, совершенно его очищающего, подлинно вирозумевши, писалем три рази до ясне в Богу преосвященного отца Антония Стаховского, архиепископа Черниговского, просячи, дабы его преосвященство на степень Архимандрии Новгородской, сего времени вакуючый, его отца, Лаврентия Кгорку, яко того сану по разуму и по добродетельном своём житии достойного, а иле к тому и в правлении господарском искусного и радетельного мужа, произвести изволил. Но поневаж его преосвященство, знать информованный з Печерского ж, тую волю мою и промоцию за ним отцом Горкою пренебрегши, як бы и не годилось, ставшися противен, одъехал з тым, по указу Царского Священнейшего Величества, в царствующий Санкт-Петербург; сей за сь од его преосвященства без вини презренный, единою токмо скорбию себе безотрадно снедает. Теди я теперь нарочно в том интересе до Духовного Правительствующего Синода к вашему святейшеству одзиваючися, яко все тое высокому вашего ж святейшества рассмотрению предлагаю, так покорственно прошу: благовольте, ваше святейшество, на вышпомянутое Новгородской архимандрии местце годного мужа отца Лаврентию Горку, игумена Видубицкого, о которого достойности, кроме вышенамененных доводов, и я сам свидетельствую, произвести и посвятити повелеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Побывав предварительно с октября 1729 г. в течение 2-х лет проповедником Слова Божия в Сибири, во дни митрополита Антония Стаховского, затем совершив в 1734–6 гг. четыре северных экспедиции к Камчатским окраинам для исследования пролива Дежнева (ныне Берингова) и, наконец, отслужив законоучителем первого петербургского кадетского корпуса в 1738 г. и гимназии при академии наук в 1739 г., митрополит Арсений явился на сибирскую кафедру с огромным духовным опытом и широкой осведомленностью. Первым его делом в Сибири было снаряжение миссии на Камчатку под начальством архимандрита Иоасафа Хотунцевича из 5-ти священников, двух диаконов и 10 причетников, в числе которых состояли несколько питомцев духовных академий. Несколько удачен был сделанный владыкою Арсением выбор личного состава Камчатской миссии, это видно из того, что миссионеры за семь лет успели обратить в православие почти всех камчадалов, завели там школы для них в Большерецке, Верхнекамчатске и Нижнекамчатске. Из миссионеров особенно прославились иеромонах Пахомий, как просветитель камчадалов и иеромонах Иоасаф, совершивший с камчатским сержантом Емельяном Басовым на шитике отважную экспедицию, во время которой открыты острова, получившие впоследствии название «Командорских», при чем Иоасаф первый проповедовал христианство на Курильских островах. Владыка Арсений первый из архиереев распорядился переименовать свою тобольскую духовную канцелярию в консисторию, с помощью прав которой открыто выступил в защиту своей судной власти над духовенством, стремясь его избавить от всяких светских притеснений. Связи Арсения с Петербургом и личная известность воцарившейся дочери Петра Великого Елизавете помогли ему даже отстоять и возвратить из камчатской ссылки архимандрита Платона Малиновского, который, как выразился Арсений в письме к Императрице «страдал по единой злости плута Остермана». Ведь Арсений сам был свидетелем свирепых гонений против Православия сперва со стороны Вагеция, Лефорта и пастора Глика – воспитателя Екатерины I, а затем со стороны Бирона, Миниха и Остермана.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010