[lxxvii] Епископ Флавиан (Иванов) – епископ Орловский и брянский (позже Кубанский и Краснодарский): «…преосв. Флавиан рассказывал о своей епархии, в которой он 27 лет живет, говорил о том, что он сделал за это время в смысле открытия церквей (всего у него около 251 приходов, 20 благочиний), в смысле улучшения внешней обстановки быта и архиерейского помещения, в смысле улучшения состава причта. Между прочим, он жаловался на Ставропольского архиеп. Антония (Романовского. – Л.А.), который все время доносил в Учебный Комитет о неплатеже соседними архиереями, а сам не позаботился ставить их в известность о ходе учебного и хозяйственного дела в семинарии. Верная мысль, которую надо провести в Учебном Комитете в отношении всех семинарий, чтобы епископы этих семинарий сообщали отчеты о семинариях тем преосвященным, которые участвуют средствами в их содержании, чтобы приглашали их (или их представителей) знакомиться с жизнью этих семинарий, через участие на актах, на экзаменах и проч.». (См.: http://www.bogoslov.ru/text/.html 1151751). [lxxxi] Прот.А.Сергеенко – был в эмиграции, в юрисдикции митр.Евлогия (Георгиевского), в 1945 вместе с клиром митрополита Евлогия воссоединился с Московской Патриархией; вернулся в СССР и в августе 1948 г. избран на кафедру Догматического богословия ЛДА; преподавал также древнееврейский язык, пастырское и нравственное богословие; был утвержден в звании доцента [lxxxiv] 5 марта 1953 г. проф. А.И.Макаровский был арестован, как выяснилось впоследствии, по навету коллег. Благодаря тому, что митрополит Григорий немедленно встал на защиту профессора, написав письмо в его защиту в Совет по делам РПЦ для передачи в Верховный Суд СССР, уже 27 ноября 1953 г. профессор был освобожден.//Григорий (Чуков), митр. Дневник. Архив митр. Григория (См.: http://www.bogoslov.ru/text/1151751.html); ГАРФ. Ф. Р – 6991. Оп.7.Д.141 Л.145; Д.143.Л.69). [lxxxvii] Архимандрит Дионисий (Лукин) – благочинный православных приходов Московского Патриархата в Голландии, впоследствии – епископ Роттердамский, викарий Брюссельской епархии.

http://bogoslov.ru/article/4888315

инока Аверкия что был дружина романовской . инока Васиана. Генадия. инока Еуфимия поморец . инока Мисаила что был кривой клобук . инока Игнатия болоцкой крестьянин . инока Инокентия из болшей болницы слепой . священноди….. Аммона волжанин . инока… князя инока Иону воротынской 1238 … Феодорита слободкин . инока изсо . …инока Зосимы… инока Иванна чемесов . инока Иева колязинец . инока Симона. инока Иора. инока Константина. инока Еуфимия. инока Иора. инока Христофора. инока Акинфия. инока Никона. инока Иону. инока Тихона. инока Тимофея. инока Иоасафа. инока Иону. инока Гаврила. инока Серапиона. инока Кирьяка. инока Пахнотия. инока Геласию. Симона. Иону макаров . Мисаила бодинец . Филофея головушка слепой . Иону безрукой . Леанида с горы . Арсенья поморца . инока Гаврила малон . Софония боледа кузнец . Аврамия полестовал . Висариона озерецкой хромой . инока Филофея сииской . Инока Иосифа третьяк корела . инока Герасима Гаврило кожевник . инока Леанида. инока Измаила. Антония. Вавилу. инока Виктора головщич . Левкия болдинец . Феофи… князя инока Деонисия Голицын ….. Капитона. Еуфи…ефонта. Анофрея… Козму. Феодосья. 1092 Только некоторые лица, занесенные в синодик этот, умерли же в Кириллове монастыре, во зачислены сюда как бывшие его иноки. (См. напр. ниже об епископе Филофее Пермском). 1093 В начале рукописи Кир. библ. 754–1011, л. 9 не достает нескольких имен (сравнительно с рукописью 759–1016); «и послушников и иноков. Спиридона. Филофея. Никодима. Филофея». Вероятно, что имена игумена Кирила и друг, до имени Спиридона – позднейшая прибавка. 1096 Здесь разумеется, быть может, Лука Соловаров, о котором сохранились заметки в Рукоп. Соф. библ. 1468, на л. 177 обор.: «Тоеж-осеин (т. е. 6987 года) постригл Нифонт Луку Соловарова, сентября 9 " … «В лето 6991 (1483) апреля 10 преставися Лука Соловаров. жил в чернцех 4 лета и 7 месяць». 1097 Игумен Серапион, вероятно, – кирилловский. По словам П. М. Строева, он был настоятелем в 1482–1484 годах (Списки иерархов, е. с. стб. 55).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Патриарх Сергий постарался облегчить участь некоторых арестованных священнослужителей, попросив Карпова ходатайствовать перед правительством об амнистии. «Я не беру на себя решать вопрос, насколько эти лица заслужили отбываемое ими наказание, – писал Патриарх. – Но я питаю уверенность, что оказанная им со стороны правительства милость побудит их (и даст возможность) приложить все свое старание, чтобы показать свою лояльность правительству СССР и без следа загладить прошлую вину». В список, прилагавшийся к прошению, было включено 26 имен, в том числе имена 24 архиереев. Глава Русской Церкви не знал, что почти все перечисленные в списке уже были расстреляны или погибли в лагерях. Единственным из списка, остававшимся к тому времени в живых, был архиепископ Николай (Могилевский) . Святитель находился в ссылке в Казахстане, где тяжело заболел. От смерти иерарха спасло чудо. Умиравшего владыку спас один незнакомый татарин, который отвез святителя в больницу. Когда позднее архипастырь встретился с этим человеком и спросил, почему он решил ему помочь, то услышал ответ: «Когда я ехал по своим делам, Бог сказал мне: «Возьми этого старика, его нужно спасти " ». Архиепископ Николай был досрочно освобожден из ссылки лишь в мае 1945г., уже при патриархе Алексии I, однако так и остался в Казахстане. Святитель Николай был назначен на Алма-Атинскую кафедру, которую возглавлял до своей смерти в 1955 г. (память 25 октября). В течение 1943–1944 гг. патриарх Сергий заботился о максимальном замещении архиерейских кафедр по всей стране, рукополагая новых иерархов. Среди важных кадровых решений того времени было перемещение митрополита Николая (Ярушевича) с Киевской кафедры на Крутицкую. 12 сентября 1943 г. после долгого перерыва вышел первый номер «Журнала Московской Патриархии». Всего в том году вышло четыре номера журнала, а со следующего выходило по 12 номеров в год. Началась нормализация отношений с Грузинской Церковью, общение с которой было разорвано в 1917 г. В октябре 1943 г. патриарх Сергий направил в Тбилиси архиепископа Ставропольского Антония (Романовского). Переговоры прошли успешно, Церкви восстановили общение, хотя канонической оценки событиям 1917 г. так и не было дано.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Влияние монахини стало определяющим: встреча со старицей изменила жизнь, она воспитала его душу и приучила к жизни по монашескому чину. Часто повторяла матушка: «Не вытирай чужой любовью ноги». Впоследствии старец Петр не только сам обладал глубоко любящим, чутким сердцем, отзывчивым на чужую боль, но умел ценить и беречь любовь других. На вопрос матери о том, кто ему дороже – она или его духовная мать, монахиня Фессалоникия, Петр ответил: «Не обижайся, мама, матушка мне дороже». В доме Сухоносовых нашел приют иеромонах Сампсон (Сивере), который приехал в Винодельное после ссылки, в которой познакомился с матушкой Фессалоникией. Спустя годы отец Сампсон отзывался об отце Петре с огромным уважением и повторял, что даже в Псково-Печерском монастыре можно найти не более пяти-шести монахов такой высокой и строгой духовной жизни, какую вел батюшка Петр. Отношение же отца Петра к старцу Сампсону было неоднозначным, сложным. Он с почтением читал его жизнеописания, но на вопрос о его мнении о духовном пути иеросхимонаха Сампсона отец Петр, помолчав, сказал: «Вы затронули больное место. Это – моя боль по сегодняшний день», – повторял он. Духовным отцом Петра Сухоносова стал протоиерей Феодор Колесов, в тридцатые годы служивший в Кугульте. Он был единственным священником Ставрополья «тихоновского» направления, не запятнавший себя общением с обновленческой церковью. Православные верующие «тихоновского» направления приезжали к нему на богослужения со всего края. Протоиерей Петр вспоминал о нем с любовью и глубоким почтением, поскольку именно отец Федор воспитал его как священника. Духовное влияние этих двух наставников, – протоиерея Федора и монахини Фессалоникии, определило всю будущую жизнь Петра Петровича. По совету матушки в 1948 году юноша решил поступать в Ставропольскую духовную семинарию. Ему не хватало до необходимого для поступления возраста одного года. Мать Фессалоникия хорошо знала тогда еще архиепископа Антония (Романовского) и лично просила его в виде исключения принять Петра в семинарию.

http://azbyka.ru/fiction/blagodarnaya-pa...

Для того чтобы правильно понимать, что двигало синодальной Комиссией, важно понимать ряд исторических фактов, связанных с внутренней историей церковнославянского языка. Среди этих фактов – живая связь церковнославянского языка с современным ему разговорным славянским языком на протяжении всей истории их совместного существования. В разные века богослужебные тексты на ц ерковнославянском языке естественным и безболезненным образом меняли свои языковые парадигмы, следуя лингвистической эволюции самих носителей языка, т.е. наших предков. Отсюда существует около десятка различных изводов этого языка в зависимости от региона, исторической эпохи, а также культурного контекста. Язык богослужебных текстов времени прп. Антония и Феодосия Киево-Печерских отличается от церковнославянского языка эпохи прп. Сергия Радонежского. Тексты, совпадающие по времени с веком прп. Сергия, отличаются от текстов «романовской» Руси. Во все века церковнославянский язык и богослужебные тексты естественным образом правились и обновлялись, теряя иногда целые грамматические формы, как, например, в XII веке, когда язык навсегда теряет форму отглагольного имени супин (супинум). С веками в текстах могли меняться целые слова. Например, в XIII веке вместо древнего «возгласил кур» появляется греческое «аллектор», затем более понятное «петел». Под влиянием культуры и времени изменялись целые морфемы церковнославянского языка. Например, Юс Большой и Юс Малый. Отличаясь от разговорного древнерусского более возвышенными формами, церковнославянский язык, однако, никогда не терял с ним живую связь, а его «художественная» сторона никогда не отрывалась от его «умного начала». Язык богослужения был одинаково красив и понятен всем своим современникам. В этом проявляла себя церковная и народная мудрость наших отцов, заключающаяся в словах св. апостола Павла:«В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1Кор. 14:19). Проблема же, с которой столкнулась синодальная Комиссия, возглавляемая архиепископом Сергием (Страгородским), явилась результатом искусственного «замораживания» церковнославянского языка и его отторжения от живого русского. Такая печальная неестественность стала возможной в Синодальную эпоху, при возрастающей несамостоятельности Церкви и ее отделении от жизни церковного народа. На три века церковнославянский язык был искусственно законсервирован. Отсюда, как следствие, за 300 лет образовалась «понятийная яма». Менялся народ, страна, культура, развивался литературный язык, да и сама Церковь адекватно и своевременно отвечала на вызовы времени, только язык Церкви пребывал на том же самом месте, где ему определили быть светские реформы эпохи Петра Великого и предшествующее им эхо раскола. На это красноречиво указывали еще святитель Феофан Затворник, св. Филарет (Дроздов), а вслед за ними прп. Макарий (Глухарев), свмч. Александр (Хотовицкий) и мн. др.

http://bogoslov.ru/article/2016975

Первостепенной по важности заботой священноначалия было замещение вдовствующих кафедр. Как правило, рукополагали престарелых вдовых священнослужителей, принявших постриг за несколько дней перед этим. 21 мая в московском Богоявленском соборе патриарший Местоблюститель митрополит Алексий возглавил хиротонию во епископа Полтавского и Кременчугского Николая (Чуфаровского). В Преображенской церкви Москвы митрополит Крутицкий Николай хиротонисал во епископа Ворошиловградского священника Калининской епархии Александра Порфирьевича Петина, получившего в монашестве имя Никон. Пожалуй, единственным исключением явилась хиротония во епископа Симферопольского и Таврического архимандрита Иоасафа (Журманова), принявшего монашеский постриг еще в 1915 г. Она состоялась 13 августа в Богоявленском патриаршем соборе. Ее возглавил митрополит Алексий. 27 августа он хиротонисал во епископа Владимирского и Суздальского иеромонаха Онисима (Фестинатова). 29 октября митрополит Крутицкий Николай возглавил хиротонию во епископа Калининского иеромонаха Рафаила (Березина). В январе 1945 г. в Спасо-Преображенском соборе Москвы патриарший Местоблюститель митрополит Алексий возглавил хиротонию во епископа Вологодского и Черновицкого Иустина (Мальцева), кандидата богословия Казанской Духовной Академии.    В первый месяц своей первосвятительской деятельности митрополит Алексий вместе со Священным Синодом совершил ряд перемещений на архиерейских кафедрах: архиепископ Саратовский Григорий (Чуков) был переведен на Псковскую кафедру, впоследствии на Саратовскую кафедру был назначен епископ Паисий (Образцов); архиепископ Рязанский Алексий (Сергеев) был перемещен на Ярославскую кафедру, на Рязанскую назначили епископа Ульяновского Димитрия (Градусова); архиепископа Ставропольского Антония (Романовского) перевели на Николаевскую кафедру. На Смоленскую кафедру патриарший Местоблюститель и Священный Синод поставили новохиротонисанного епископа Сергия (Смирнова). Всего за время местоблюстительства митрополита Алексия с мая 1944 по январь 1945 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Поддерживающие с двух сторон крест фигуры Владимира и Ольги уподобляются здесь традиционному изображению утверждающих истинный крест равноапостольных Константина и Елены. Эта иконографическая параллель важна для понимания замысла иконы и образов князей в его контексте. Креститель Руси и его равноапостольная прародительница Ольга, принявшая христианство первой из представителей русского княжеского рода, утверждают на Руси истинную веру. Композиционное построение иконы Угличского музея в виде древа ориентируется на целый ряд гравюр киевского происхождения с изображением «Родословного древа Киево-Печерского монастыря», опирающихся в свою очередь на западные примеры 9 . С 1620-х годов в киевских изданиях появляются орнаментальные обрамления титульного листа с изображениями Киево-Печерской лавры и святых, где часто встречаются изображения Владимира Святославича с сыновьями, княгини Ольги, преподобных Антония и Феодосия Печерских. То есть Владимир Святославич включается в число почитаемых киевских святых (например, «Номоканон», Киев, 1629; «Пречестные акафисты», Киев, 1677). К середине века складывается иконография «Родословного древа Киево-Печерского монастыря». Это вырастающее из лаврской Великой церкви условное генеалогическое древо, по сторонам которого предстоят основатели обители преподобные Антоний и Феодосий Печерские — например, композиции фронтисписа «Печерского Отечника» 1661 года мастера Ильи 10 , или Выходной гравюры к «Пречестным Акафистам» 1665 года 11 . Исследователи отмечают близость иконографии родословного древа Киево-Печерского монастыря композиции иконы «Богоматерь Владимирская» («Древо государства Российского»), написанной Симоном Ушаковым для церкви Святой Троицы в Никитниках (1668 года, ГТГ) 12 . В этой историко-хронологической конструкции затрагивается тема «спиритуальной генеалогии» и идея «Вертограда», духовного и государственного строительства. Композиционная схема киево-печерской генеалогии серьезно повлияла на формирование иконографии «Родословное древо российских государей», получившей распространение в русском искусстве второй половины — конца XVII века. В общих чертах схема киевских гравюр воспроизведена в росписи 1689 ­года галереи Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве — важнейшей для романовской династии обители, долгое время служившей ее представителям родовой усыпальницей. Свод южной галереи собора занят изображением древа: из единого корня происходят многочисленные ветви, в изгибы которых вписаны ростовые фигуры русских князей и царей. Древо поливают основоположники — Владимир и Ольга, склоняющиеся с кувшинами к корню и словно питающие его своей святостью. Их образы выделены не только своим положением, но и золотыми венцами на главах. За их спинами — фигуры склоняющихся к древу в молитвенных позах Бориса и Глеба.

http://e-vestnik.ru/analytics/svyatoy_kn...

отец Павел праздновал день Ангела 10 (23) января, в день памяти прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Также своим Небесным покровителем отец Павел считал прп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147), чей день памяти, 3 (16) августа, совпадает с официальной датой рождения батюшки. 42 Образ Господа Иисуса Христа, именуемый Всемилостивым Спасом, – наиболее почитаемая и любимая верующими святыня Воскресенского собора. По преданию, он был написан в первой трети 15 в. св. прп. Дионисием Глушицким и первоначально располагался в куполе древней деревянной монастырской церкви св. князей Бориса и Глеба. Позднее его перенесли в собор, построенный на месте церкви. В 1749 г. Ростовский митрополит Арсений (Мациевич) распорядился забрать чудотворную икону в архиерейский дом, но в 1798 г. она была возвращена в Воскресенский собор. В память о перенесении святыни и был установлен крестный ход по правой, Борисоглебской, стороне. А в конце 19 в. в память 900-летия Крещения Руси стали совершать крестный ход и по левому. Романовскому, берегу. 45 Эта икона, находящаяся сейчас в Воскресенском храме Тутаева, была написана в 1900 г. в Москве по заказу сенатора В.П.Мордвинова для Успенской церкви Вауловского скита (бывшее имение Мордвинова, переданное им в дар Санкт-Петербургскому монастырю, созданному трудами св. прав. Иоанна Кронштадского). Икона являлась копией с образа «Благодатное Небо» из иконостаса Архангельского собора Московского Кремля. Празднование совершается 6 (19) марта. 46 Свято-Троицкий Павло-Обнорский Комельский монастырь находится в 15 км от г. Грязцова Вологодской епархии, на левом берегу р. Нурмы. Основан учеником прп. Сергия Радонежского прп. Павлом Обнорским в 1414 г. по благословению Московского свт. Фотия. Монастырь был закрыт в 1924 г. Вновь открыт в 1994 г. Обитель, бывшая когда-то ставропигиальным монастырем и имевшая приписными Спасо-Преображенский Макариево-Писемский и Свято-Благовещенский Иннокентиево-Комельский монастыри, сейчас является подворьем Вологодского Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Спиридонов частью от простуды, частью от утомления, отец Димитрий Жог совсем истрепался, да еще с астмой, в субботу уже отпросился не служить. Хорошо еще, что в Пасху со мной приехал служить из Энгельса отец Травинский и служили отец Б. Толстоногов, да еще отцы Выресов и М. Алференко, а то совсем не с кем было бы служить, а причт - против лишнего священника! Службы прошли хорошо, все довольны (прихожане). Крестные ходы прошли очень удачно, спокойно, без давки и без шуму. Я заранее предупредил в пятницу вечером (перед самым выходом), и народ не выходил из храма, не зажигал свеч на галерее собора. Народу была масса. Богослужение, в общем, прошло чинно и благолепно, но это стоило больших нервов. Архиерейской пасхальной службы здесь не было с 1934 года. Кто и знал, тот позабыл, а остальные вовсе не знали особенностей Страстной и Пасхальной служб с архиереем. Приходилось всем все показывать, предупреждать. Помогал порядочно отец Вл. Спиридонов. Отец Борис все время служил внизу - отдельно. 2.05. Вчера с монахом Павлом получил письмо от бывшего Сталинградского епископа Антония Романовского с просьбой помочь выбраться ему на Кавказ к родным, так как сидит без средств после ссылки и тюрьмы (5 лет). Отец Борис обещал дать 2 тысячи. 6.05. Вчера написал письмо митрополиту Сергию. Епископу Антонию послал 1000 рублей из своих и белье» . Все духовно-учебные заведения в стране были закрыты в 1918 году, а через четыре года прот.Николай писал в дневнике: «19 января/1 февраля. 1922 г. Среда. Жалеет Патриарх, что епископы перестали присылать отчеты по епархиям и потому сведения малы. Но, например, по сообщению Омского архиеп. Димитрия, положение церковных дел там крайне печальное: совсем нет кандидатов на священство и приходится посвящать совсем неучей, как некогда Геннадию Новгородскому. Много бесчиний и новшеств творится в самой Москве, где в этом участвует даже епископ Антонин. Патриарх очень рад и доволен, что его указ о новшествах принят петроградским духовенством едино­душно (хотя, в действительности, это не совсем так: - Введенский уже собирается читать в пастырском собрании доклад «О задачах современного пастырства» в противовес докладу Чепурина)» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Новые храмы освящены в монастырях Житомирской и Мукачевской епархий Украинской Православной Церкви 28 сентября 2020 г. 12:15 Новые храмы освящены в монастырях Житомирской и Мукачевской епархий Украинской Православной Церкви. В новоосвященных храмах совершены архиерейские богослужения. Храм в честь образа Спаса Нерукотворного освящен в Спасо-Покровском женском монастыре с. Ольха Романовского района Житомирской области 26 сентября 2020 года. Чин освящения и Божественную литургию возглавил управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , сообщает  епархиальный сайт . Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Житомирский и Новоград-Волынский Никодим , митрополит Нежинский и Прилукский Климент , архиепископ Бучанский Пантелеимон , епископ Ладыжинский Сергий , а также духовник и строитель Спасо-Покровского монастыря схиархимандрит Амфилохий (Волощенко), духовенство Житомирской епархии и гости в священном сане. За богослужением молились сестры и настоятельница монастыря игумения Серафима (Мелещук), жители села и паломники. После Литургии митрополит Антоний отметил благотворителей и меценатов строительства церковными наградами. Духовнику обители схиархимандриту Амфилохию вручен орден святителя Луки Крымского, игуменье Серафиме — орден преподобных Антония и Феодосия Печерских. Новый храм в Георгиевском мужском монастыре с. Заболотное (Иршавский район Закарпатской области) освящен 25 сентября, в день памяти иконы Божией Матери «Боянская». Чин освящения и Божественную литургию возглавил митрополит Мукачевский и Ужгородский Феодор , сообщает  сайт епархии . Его Высокопреосвященству сослужил наместник монастыря архимандрит Серафим (Вереш), братия и гости обители в священном сане. После Литургии архиерей обратился к присутствующим со словом проповеди. Наместника, братию и прихожан митрополит Феодор поздравил с праздником. «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010