1943 г. Патриарх Сергий направил в Тбилиси архиеп. Ставропольского Антония (Романовского) , поручив ему при благоприятном исходе дел вступить от имени Патриарха и духовенства РПЦ в евхаристическое общение с Католикосом-Патриархом Грузии и груз. духовенством. 31 окт. 1943 г. в кафедральном Сионском соборе Тбилиси Католикос Каллистрат и архиеп. Антоний совершили Божественную литургию. Заслушав доклад прибывшего в Москву архиеп. Антония, 19 нояб. 1943 г. Синод РПЦ под председательством Патриарха Сергия вынес определение: «Ввиду того, что Святейший Патриарх, Католикос Грузии, от лица грузинской иерархии, клира и паствы засвидетельствовал неизменную решимость Грузинской Церкви как в прошлом, так и в настоящем и будущем пребывать в православной вере… признать… молитвенное и евхаристическое общение между обеими автокефальными Церквами-Сестрами, Русской и Грузинской, к нашей общей радости, восстановленным… просить Святейшего Патриарха, Католикоса Грузии, приняв православные русские приходы в Грузинской ССР в свое архипастырское окормление, предоставить им сохранять в своей богослужебной и приходской практике те порядки и обычаи, которые они наследовали от Русской Церкви… принимать к своему разрешению церковные дела и православных русских приходов, находящихся в Армении, которые хотя и проживают вне пределов Грузинской ССР, но по дальности расстояния и другим подобным внешним причинам затрудняются обратиться к подлежащей русской церковной власти» (ЖМП. 1944. 3. С. 7; Сергий (Страгородский), Патриарх Московский. Обращение к правосл. русским, живущим в Грузии//ЖМП. С. 10). Патриарх Сергий известительной грамотой уведомил автокефальные правосл. Церкви о признании РПЦ автокефалии ГПЦ и о восстановлении с ней молитвенного и евхаристического общения ( Сергий (Страгородский), Патриарх Московский. Известительные грамоты Восточным Патриархам//ЖМП. 1944. 3. С. 11-12; Радость единения//Там же. 1949. 12. С. 20). 21 нояб. 1943 г. в Елоховском Богоявленском соборе Москвы Патриарх Сергий впервые помянул за литургией имя Католикоса-Патриарха Грузии Каллистрата.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Выйдя в 1827 году в отставку, будущий Святитель вскоре принял монашеский постриг. С 1833 по 1857 годы архимандрит Игнатий был настоятелем Петербургской Сергиевой пустыни, а затем рукоположен во Епископа и направлен на Ставропольскую кафедру. В своем новом служении епископ Игнатий отличался доступностью, кротостью и снисхождением к окружающим. Большое внимание он оказывал воспитанию юношества в духовно-учебных заведениях, рекомендуя учебному начальству воздействовать на детей более разумным воспитанием их, чем применением строгих наказаний. В первые же годы пребывания своего на Кавказе преосвященный посетил церкви своей обширной епархии, был в Кизляре, Моздоке, Тамани, всюду неся с собой мир и благословение Божие. Его стараниями на средства благотворителей при Крестовоздвиженской церкви построено было приличное помещение для епископа. Надо отметить, что ставропольским губернатором в этот период был родной брат Святителя. Со временем с восточной стороны сделали пристройку для алтаря, возвели звонницу с пятью колоколами. В 1865 году к храму были пристроены два боковых придела. Южный придел был освящен в честь священномученика Игнатия Богоносца, а северный — в честь преподобного Антония Печерского. В1870 году временный холщовый иконостас был заменен деревянным с позолотой (по проекту архитектора Прозоровского). Перестроить здание самого храма по проекту архитектора Воскресенского в те годы не удалось. После постройки в 1889 году нового архиерейского дома при Андреевском храме, на старом подворье стали жить викарные архиереи. С 1901 года при Крестовоздвиженском храме располагались курсы псаломщиков. В середине 20-х годов этот храм закрывали. В годы войны службы в нем возобновились. Более того, он стал кафедральным собором Ставропольской и Бакинской епархии. Здесь же, при храме, в домике старого архиерейского подворья, где в XIX столетии жил святитель Игнатий (Брянчанинов), были «покои» митрополита Антония (Романовского), с именем которого неразрывно связана эта эпоха в истории Крестовоздвиженской церкви. В 1946 году ему удалось возродить Ставропольскую Духовную Семинарию. Она тоже располагалась при этом храме. За 14 лет Семинария выпустила более 100 образованных священнослужителей. Из них трое стали архипастырями Русской Православной Церкви: это митрополит Гедеон (Докукин), архиепископы Антоний (Завгородний) и Гермоген (Орехов).

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

Историческое описание кладбища Кизического монастыря 182 . Древнейшие надписи надгробные могли бы служить наилучшими указателями того, насколько Кизический монастырь пользовался уважением граждан с первых-же лет его существования (в конце XVII в.). Но к сожалению, таких памятников всеразрушающее время не пощадило. Оно губительно подействовало и на памятники XVIII века, оно жестоко отнеслось ко многим памятникам XIX века, не пощадило многие и новейшие памятники. Письменные документы тоже не сохранили никаких известий о начале кладбища. Некогда в библиотеке Кизического монастыря сохранялся древний диптих, о котором упоминает в одном своем рапорте архимандрит Гурий (в 1833 году). Но он куда-то исчез. Имеющийся теперь старый диптих, переплетенный в кожу, относится к 1791 году. На первой странице его значится, что он принадлежал коллежской советнице Аграфене Михайловне дочери Овцыной, которая передала его в монастырь в 1793 году. В нем значатся записанными полууставным письмом с киноварными заглавиями роды: Стефана архидиакона Сахарова, полковницы Бутлеровой, Полянскова, А. Ф. Фондани, Чекмаревых, Третьякова, Дряблова, Осокина, Каменева, Колокольникова, иерея И. Васильева, советника Волка, майора Третьякова, секретаря Попова, Анны Романовской, купца Кумина, землемера Белоусова, Μ. М. Удочкиной, коллежского ассессора С. Ионова, Казанской губернии начальника князя Баратаева, Татищевых, казначея иеромонаха Антония, капитана Баранова, землемера Павловского, капитана Шагарова, игумена Серапиона, стряпчего Кизического монастыря Степана Петрова, землемера Пущина-Рюмина, Ждановых, Петрова, Брюма, Желтухина, Н. В. Панаевой, Романовой, купца Павлова. На последней обертке написано: „Помянник сей и синодик Кизического монастыря для тех, кои положены в сем монастыре”. Эта надпись сделана полууставом и повторена скорописью, и, однако ей веры иметь вполне нельзя, так как несомненно, что в роды погребенных при Кизическом монастыре, внесено множество лиц, похороненных и во множестве других мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Вообще библиотека Кизического монастыря не представляет ничего особенно замечательного, ибо в ней находятся по преимуществу книги, которые в свое время рассылались и приобретались почти во все церкви и монастыри, но и эти, так сказать, ординарные книги не везде сохранялись, а потому собрание их в Кизическом монастыре за 200-летний период представляет в общем не малую ценность. Некогда в библиотеке Кизического монастыря сохранялся древний диптих, о котором упоминает в одном своем рапорте архимандрит Гурий (в 1833 году). Но он куда-то исчез. Имеющийся теперь старый диптих, переплетенный в кожу, относится к 1791 году. На первой странице его значится, что он принадлежал Коллежской Советнице Аграфене Михайловне дочери Овчиной, которая передала его в монастырь в 1793 году. В нем значатся записанными полууставным письмом с киноварными заглавиями роды: Стефана архидиакона Сахарова, полковницы Бутлеровой, Полянскова, А.Ф. Фондани, Чекмаревых, Третьякова, Дряблова, Осокина, Каменева, Колокольникова, иерея П. Васильева, советника Волка, майора Третьякова, секретаря Попова, Анны Романовской, купца Кумина, землемера Белоусова, М.М. Удочкиной, Коллежского асессора С. Ионова, Казанской губернии начальника князя Баратаева, Татищевых, казначея иеромонаха Антония, капитана Баранова, землемера Павловского, капитана Шагарова, игумена Серапиона, стряпчего Кизического монастыря Степана Петрова, землемера Пущина-Рюлиша, Ждановых, Петрова, Брюма, Желтухина, Н.В. Панаевой, Романова, купца Павлова. На последней обертке написано: «памятник сей и синодик Кизическаго монастыря для тех, кои положены в сем монастыре». Эта надпись сделана полууставом и повторена скорописью и, однако ей веры иметь вполне нельзя, так как несомненно, что в роды погребенных при Кизическом монастыре лиц внесено множество лиц, похороненных в других местах. Все почти записаны из сего синодика были перенесены потом в позднейший синодик 1833 года, украшенный разными картинами и сказаниями, относящимися до загробной жизни и значения поминовения. Из сего же синодика все имена перенесены в новейший литографированный (в 3-х экземплярах) синодик, в котором все множество имен разделено на шесть частей, по числу дней поминания этих имен, начиная с понедельника. При сем как во втором, так и в последнем синодике означено, кто сколько пожертвовал за поминовение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Евангелие, вторично распинающего Христа. Пусть карающая десница Божия скорее опустит свой грозный меч над главой извергов рода человеческого и да сбудется над ними правда евангельских слов: Взявший меч, от меча погибнет». В 1943 г. вышло 4, а в 1944 г. уже 12 номеров «Журнала Московской Патриархии». В 1943 г. издательством Московской Патриархии выпущен был сборник документов «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война» под редакцией митрополита Николая (Ярушевича).    На заседании Священного Синода 12 февраля 1944 г. митрополит Киевский Николай был перемещен на Крутицкую кафедру, став помощником Патриарха по управлению Патриаршей Московской епархией. Митрополитом Киевским и Галицким, экзархом Украины Синод назначил архиепископа Ярославского Иоанна (Соколова). В мае 1944 г. на Ярославскую кафедру был перемещен архиепископ Алексий (Сергеев).    После избрания Патриарха более интенсивными стали контакты Русской Церкви с другими православными и инославными Церквами. На повестке дня стоял вопрос о нормализации отношений с Грузинской Церковью, самочинное отделение которой в 1917 г. не признал ни Патриарх Тихон, ни заседавший тогда Поместный Собор. В октябре 1943 г. в Тбилиси для переговоров с Патриархом Грузии Каллистратом Патриарх Сергий направил архиепископа Ставропольского Антония (Романовского). Эти переговоры увенчались возобновлением канонического общения между Русской и Грузинской Церквами. Русские приходы в Грузии после этого были объединены с грузинскими под единым священноначалием Грузинской Церкви. Но согласованной оценки каноничности акта отделения Грузинской Церкви, совершенного в 1917 г., при этом не было сделано. Сообщая Восточным Патриархам о восстановлении молитвенно-канонического общения с Грузинской Церковью, Патриарх Сергий направил им известительные грамоты с изложением истории событий. С 19 по 28 сентября в Москве пребывала делегация англиканской Церкви во главе с архиепископом Йоркским С. Ф. Гарбеттом.    Для консолидации церковной жизни необходимо было установление внутрицерковного мира, преодоление расколов и разделений в российской пастве.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Приходы и монастыри были не единственным объектом ненависти советской администрации. Согласно директивам, из Москвы по всей стране упразднялись и епархии. Упразднить епархию в своей области для уполномоченных было делом чести. У Церкви отбирались и святыни, например, мощи святителей Тихона Задонского и Феодосия Черниговского. Оказались в руках государства и останки Киево-Печерских преподобных. Параллельно с этим власти нанесли удар и по кадровому составу Церкви. На начало хрущевского правления в стране было две духовные академии (Московская и Ленинградская) и восемь семинарий. В ходе хрущевских гонений академии удалось сохранить, но число семинарий сократилось – были закрыты Киевская, Саратовская, Ставропольская, Луцкая и Жировицкая семинарии. В Русской Церкви осталось только три семинарии – Московская, Ленинградская и Одесская. Качественный состав будущих пастырей тоже контролировался. Поступление в духовные школы было невозможно для людей с высшим образованием, серьезные проблемы создавались и для тех, кто успешно оканчивал школу или отслужил в армии. «В семинарию, – вспоминает Святейший Патриарх Кирилл, – поступали либо люди, имевшие душевное расстройство, либо совсем никчемные, с точки зрения властей, для общества». Большое внимание уделяла советская администрация и кадровому составу епископата. Архипастыри-исповедники, прошедшие лагеря и умевшие дать отпор партийной номенклатуре, постепенно покидали этот мир. В 1955 г. умер епископ Вениамин (Милов) , в 1961 г. не стало архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) , в 1962 г. – митрополита Антония (Романовского) и епископа Афанасия (Сахарова) . Уходили и архиереи-реэмигранты, проведшие 1920–1940-е гг. заграницей и в силу сложившегося у них менталитета не привыкшие кланяться властям. В 1952 г. умер архиепископ Сергий (Королев) , в 1958 г. – архиепископ Ювеналий (Килин), в 1961 г. – архиепископ Никандр (Викторов), в 1962 г. – митрополит Нестор (Анисимов) . Теперь власти старались допускать на архиерейские кафедры лишь тех, кто, по их мнению, будет послушно наблюдать за уничтожением Церкви, активно «бороться за мир» и «разоблачать антисоветскую пропаганду». Однако успех в этом направлении содействовал коммунистическому руководству далеко не всегда, и немалая часть архипастырей как могла отстаивала храмы от закрытия, а священников – от преследований.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1818 г. помощник семинарского архитектора Яков Ант-ч Данкевич для пользы учащихся пожертвовал в библиотеку рисунки, планы и фасады всех числом 20, Стоит упомянуть еще о других жертвователях, именно об одном из питомцев троицкой семинарии архимандрите свияжского монастыря Назарие Романовском (1804 г.) и протоиерее Иоанне Бедринском (1816 г.) 2.Не мало книг приобретено для библиотеки и от покупки на библиотечную сумму. Из штатной десятитысячной суммы, отпускаемой с 1798 г. на содержание академии, по 300 руб. ежегодно отчислялось на улучшение библиотеки и покупку учебных книг. С 1807 г., когда сумма на содержание академии увеличена была вдвое, на библиотеку положено было 600 руб. Такая сумма выдавалась до преобразования академии в семинарию в 1818 году. Преосвящ. Амвросий Подобедов , Павел Зернов и Амвросий Протасов, для увеличения библиотеки, сверх штатной суммы, отделяли значительное количество из неокладной. С 1805 г. академия покупкою приобрела 15 книг у казанского вице-губернатора И. Ив. Ивановского; в 1814-м году до 80 книг у пр. Антония епископа воронежского, бывшего ректора академии. С требованием книг академическое правление обращалось в г. Москву к Н. Б. Бантыш-Каменскому, в комиссию дух. училищ, в книжный магазин главного правления училищ, московское или петербургское библейское общество. Академия ежегодно выписывала чрез казанскую газетную экспедицию периодические издания на сумму от 60 до 175 р. Б 1803 г. были выписаны: Вестник Европы, Патриот или журнал воспитания, Политический журнал, Друг просвещения, Северный вестник; в 1808 г. французская газета Северная пчела, московские и русские ведомости, Вестник Европы, Русский вестник. В 1818 году с легкою почтою были получаемы: 1) Московские ведомости за 28 руб., 2) Вестник Европы за 18 руб., 3) исторический журнал за 12 руб. 4) Сын отечества за 40 руб. и 5) Русский Инвалид за 45 руб. Библиотечные деньги расходуемы были также на переплет книг, иногда выдавались и воспитанникам на покупку книг. Так в 1808 г., по словесному распоряжению пр. Павла, 50 руб. послано в Петербург, отправленному из казанской академии, медико-хирургической академии студенту Д. Талиеву на покупку нужных для него книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всего до революции 1917 года в России насчитывалось шесть чудотворных икон Божией Матери «Иверская». Из них два образа были на Северном Кавказе — в городе Моздоке и в городе Ставрополе. Иверский образ был прислан из афонского Русского Пантелеимонова монастыря 9 октября 1867 года на имя настоятеля Троицкого собора г. Ставрополя протоиерея Василия Розалиева. Имя человека, заказавшего список с чудотворной афонской иконы, до настоящего времени остается неизвестным. После прибытия на Ставрополье икона стала одной из почитаемых святынь на Северном Кавказе. В годы Первой мировой войны 598-я Ставропольская пешая дружина избрала своим годовым праздником 12 февраля в честь Иверской иконы. По просьбе командира подразделения подполковника Салмина и офицеров дружины в специальной мастерской трофейной комиссии в Петербурге был разработан эскиз дружинного знамени с изображением Иверской иконы Божией Матери. По благословению епископа Кавказского и Черноморского Феофилакта (Губина) с 1867 года в летнее время Иверская икона находилась в Иоанно-Мариинском монастыре города Ставрополя, т.к. в это время там всегда было много богомольцев. В 1922 году во время изъятия ценностей из храмов в Троицком соборе в числе других дорогих реликвий с Иверской иконы был снят серебряный оклад весом 18 фунтов, украшенный жемчугом, некогда пожертвованный купеческими женами. После закрытия и разрушения Троицкого собора в 1930 году Иверская икона попала в Успенскую церковь — единственный сохранившийся храм Ставрополя, где и находится до сего времени. В 1955 году по благословению архиепископа Ставропольского и Бакинского Антония (Романовского) трудами монахинь и прихожан Успенской церкви на Иверскую икону Божией Матери была сделана новая риза из бисера. В октябре 2022 года, спустя сто лет после разорения, по благословению митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла образ Иверской иконы Божией Матери был передан на реставрацию в ХПП «Софрино», где была восстановлена иконографическая композиция, включая лики, утраченный серебряный оклад и изготовлен новый деревянный киот.

http://patriarchia.ru/db/text/6076447.ht...

     Как пополняется музейная коллекция? Коллекция все эти годы продолжает пополняться, в основном, дарителями. Например, владыка Феофилакт пожертвовал в экспозицию свое облачение. Многие предметы мы получили еще в 2016 году – приехавшие к нам на открытие священнослужители привезли подарки музею. Одним из наиболее ценных стал подрясник схииеромонаха Стефана (Игнатенко), который подвизался в нашей обители с 1908-го года практически вплоть до ее закрытия в 1927 году. Отец Стефан находился в ссылках, претерпевал различные скорби, в конце жизни служил на приходах Ставропольского края. Последним местом его жительства стал г. Кисловодск, Пантелеимоновский храм, а на Седлогорском кладбище он погребен. Подрясник подвижника благочестия передали из другого церковного музея епархии «Святыни земли родной», находящегося в Кисловодске при Никольском соборе. Настоятель собора, благочинный церквей Кисловодского округа протоиерей Иоанн Знаменский лично знал отца Стефана. Он сын священника, еще подростком общался со старцем. Вместе с подрясником батюшка привез в дар некоторые личные вещи отца Стефана.      Из Кабардино-Балкарии нам привезли два древних нательных крестика, которые были найдены при раскопках. Они являются артефактами IX–X веков, периода существования на Кавказе Аланской митрополии. Один из священников нашей епархии передал жезл митрополита Ставропольского и Бакинского Антония (Романовского), исповедника веры. У нас также хранится книга «О христианском воспитании детей», изданная Синодальной типографией в 1827 году, с дарственной надписью святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Эта книга принадлежала отцу Силуану. Из недавних поступлений – фотографии и книги одного из последних настоятелей нашей обители схиархимандрита Иоанна (Мирошникова), а также фотографии с его погребения в 1956 году. Отец Иоанн последние годы жизни был настоятелем Покровского храма Пятигорска и погребен за алтарем. Снимки передала в музей жительница села Солдато-Александровского Валентина Ивановна Ларина. Эта женщина знала священника, общалась с ним и еще школьницей присутствовала на его погребении.

http://pravoslavie.ru/121212.html

Петр (Полянский Петр Федорович), митр.Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего Престола Родился около 1860–1865 годов. Окончил московскую духовную академию со степенью магистра богословия. Много лет занимал разные посты в Учебном Комитете и Училищном Совете при Священном Синоде. 25 сентября 1920 года хиротонисан во епископа Подольского, Московской епархии. В 1923 году возведен в сан архиепископа. В 1924 году возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Крутицким. 17 ноября 1924 года хиротонисал во епископа Ереванского Антония (Романовского). 12 апреля 1925 года собором 37 русских иерархов, присутствовавших на отпевании Патриарха Тихона, согласно завещанию последнего, был избран местоблюстителем Патриаршего Престола. Каноничность местоблюстительства митр. Петра остальным епископатом Русской Церкви была признана не сразу, многие еще недоумевали, как мог недавно посвященный во епископа Петр стать местоблюстителем, тем более, что он в Патриаршем завещании был последним кандидатом. Действительно, в завещании Патриарха первым кандидатом был указан митрополит Кирилл, – затем – митрополит Агафангел, а митрополит Петр, согласно указанию Патриарха, должен был принять управление Церковью в том случае, если ни один из указанных выше по каким-либо обстоятельствам не сможет стать местоблюстителем. Обстоятельства были именно таковы, что ни митрополит Кирилл, ни митрополит Агафангел не имели этой возможности, вследствие чего обязанность управлять Церковью легла на митрополита Петра, который тоже был местоблюстителем очень недолго, всего семь месяцев, до 10 декабря 1925 года. Епископат Русской церкви был не расположен к нему за его очень быстрое возвышение. Многие были убеждены в том, что он достиг этого возвышения посредством настойчивого сближения с Патриархом, но деятельность митрополита Петра показала, что Патриарх не ошибся, указав его, ибо он оказался стойким и мужественным руководителем вверенного ему корабля Русской Церкви. В тот момент, когда митрополит Петр принял управление Церковью, основной и ближайшей задачей его была борьба против обновленчества, так как обновленцы в то время еще не сложили своего оружия и точили мечи для новых боев, хотя огромное большинство духовенства и мирян уже поняло настоящую сущность обновленчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010