Здесь же содержалась информация о массовых закрытиях храмов, об активной безбожной пропаганде, о преследованиях архиереев – митрополита Николая (Ярушевича) , архиепископов Антония (Романовского), Иова (Кресовича), Ермогена (Голубева), епископа Сергия (Ларина). 921 Но намного хуже, по мнению авторов брошюры, было то, что государство фактически сделало своими союзниками и часть священнослужителей. «Весь ужас судебного процесса против Архиепископа Иова, – писали авторы брошюры, – заключается в том, что главными свидетелями обвинения явились принужденные к тому священнослужители его же кафедрального собора. Это угроза всему епископату, против которого, когда понадобится власти, найдутся сотни принужденных к тому лжесвидетелей». 922 Протоиерей Г. Романов, присутствовавший на Родосе, пошел еще дальше и обрушился с прямыми обвинениями в адрес Московской Патриархии. 923 Выступление протоиерея Г. Романова вызвало недовольство архиепископа Василия (Кривошеина) , который охарактеризовал его как «фанатичного карловчанина». И все же весьма примечательно, что, по свидетельству архиепископа Василия, протоиерей Г. Романов в дни совещания встречался с архиепископом Никодимом, после разговора взял у него благословение, а затем, в Париже, рассказывал, что встретил в его лице подлинного архиерея. 924 Со стороны Русской Зарубежной Церкви оценка Родосского совещания была достаточно сдержанной. Послание этого совещания было охарактеризовано в РП ЦЗ как бесцветное: «Оно ни слова не говорит о тех испытаниях, которые перенесла Православная Церковь за истекшие годы. Оно вовсе умолчало о бесчисленных жертвах Советского преследования веры. Ни одна серьезная церковная проблема не получила отражения в этом Послании». 925 В официальных заявлениях митрополита Анастасия и других представителей Русской Зарубежной Церкви также звучали обвинения в адрес московской церковной власти. С одной стороны, прекрасно понимая, что Московская Патриархия вынуждена скрывать гонения, чтобы не ухудшить свое положение, митрополит Анастасий тем не менее представлял ее поведение как намеренное отступничество. Глава РПЦЗ в своем воззвании писал:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Мормыль Лев Васильевич; 5.03.1938, ст-ца Архонская близ Орджоникидзе, ныне Владикавказ (Дзауджикау), Сев. Осетия - Алания - 15.09.2009, Сергиев Посад), архим., регент, педагог, автор духовно-муз. сочинений и обработок. Род. в благочестивой казацкой семье, все члены к-рой знали церковные и народные напевы наизусть, отмечали церковные и народные праздники. Дед М. по линии матери Л. Г. Троценко пел в хоре конвоя наместника Кавказа гр. И. И. Воронцова-Дашкова под упр. М. П. Колотилина (1863-1917), затем окончил в Тифлисе консерваторию и стал солистом оперы; после революции 1917 г. управлял хором войск ген. А. И. Деникина в Пятигорске, впосл. был сослан в Сибирь; по возвращении в станицу стал церковным регентом; расстрелян в 1937 г. Отец и дядья М. погибли в годы Великой Отечественной войны. С 7 лет Лев пел на клиросе в станичной церкви, помогая слепым певчим, прислуживал в алтаре. В 1955 г. окончил среднюю школу, в течение года служил псаломщиком в Александро-Невском молитвенном доме своей станицы. В 1956 г. поступил в Ставропольскую ДС (сразу во 2-й класс), где учился церковному пению у В. П. Пестрицкого, регента и знатока обиходных мелодий, придерживавшегося школы К. К. Пигрова, знаменитого регента и хормейстера в предвоенной Одессе. С 1957 г. по благословению архиеп. Антония (Романовского) был псаломщиком и регентом левого хора в Свято-Никольской ц. г. Ессентуки, познакомился с регентом диак. Павлом Звоником ( 1964), чей опыт оказал большое влияние на Льва, положив начало формированию его стиля регентования; впосл. М. многократно включал в репертуар своих хоров сочинения Звоника. В 1959 г. поступил в МДА и уже после 1-го курса стал вести клиросную практику для 1-го класса семинарии; в это время он совершил поездки в Киев и Почаев для изучения пения хоров Киево-Печерской лавры (перед ее закрытием), Владимирского и Андреевского соборов в Киеве и Почаевской лавры. В 1961 г. поступил послушником в братию ТСЛ, начал управлять хором из народа и смешанным хором, позднее стал уставщиком и старшим регентом хора ТСЛ, руководителем объединенного хора ТСЛ и МДАиС. В 1962 г. принял монашеский постриг, в 1963 г. был рукоположен во диакона, в 1964 г.- во иерея. В 1963 г. защитил канд. дис. «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов». С 1963 г. преподавал в МДАиС церковный устав, Свящ. Писание ВЗ и НЗ, историю библейской критики НЗ и литургику. В 1968 г. был возведен в сан игумена, в 1971 г.- в сан архимандрита. В 1969-1974 гг. преподаватель регентского класса в МДА. В 1974-1977 гг. благочинный ТСЛ. С 1984 г. доцент, с 1988 г. профессор, с 2004 г. заслуженный профессор МДА. С 1989 г. член Синодальной богослужебной комиссии.

http://pravenc.ru/text/2562676.html

95 По разным грамотам, архимандритам Киево-Печерской лавры было предоставлено между прочим носить мантию шелковую черную с изображением на скрижалях: Преподобного Антония и Феодосия Печерских , жезл среброзлащенный с яблоками и среброзлатошвейным платом, осенять в священнослужении обеими руками, употреблять дикирий и трикирий, рипиды и лампаду, служить на коврах, во время херувимской песни не выходить на великий выход, а принимать св. дары царских врат; по окончании «Достойно есть» быть через протодиакона возглашению. (См. Опис. Киево-печерские лавры изд. 1801 г.) 96 Не лишне пояснить, что присутствие духовного депутата при решении в светском суде дел, сопряженных с интересом духовных установлений, составляет столь существенное требование закона, что правительствующий Сенат обыкновенно не признает силы состоявшегося в установленном порядке судебного определения за такими решениями судебных мест прежнего устройства, которые были постановлены этими местами без участия депутатов с духовной стороны, без подписания последними таковых постановлений. (См. дела по части Юрисконсульта при Обер-прокуроре Св. Синода; например дело 10 Марта 1881 г. 14 о земле, спорной между дочерьми священника Каминскими с причтом Поремицкой церкви. Указ. Сената 10 Сентября 1881, 1462. Дело 16 Апр. 1881 г. 27 о деньгах, взыскиваемых свящ. Мониловским с Каменского Свято-Троицкого монастыря. Указ. Сената 18 Ноября1881 г. 1997. Дело 3 Июня 1882 г. 30 по иску свящ. Тихомирова и Колл. Регистратора Смоленского к крестьянину Романовскому о праве собственности на реку. Указ. Сената 7 Декабря 1882 2103, и многие другие дела. 97 Кроме поименованных, в некоторых епархиях существуют еще другие должностные лица, как напр. помощники благочинных, которые вместе с благочинными образуют особые учреждения с именем благочиннических советов. Об этих должностных лицах и образуемом ими присутствии не упоминается здесь потому, что эти лица и учреждения не имеют значения общих установлений епархиального управления и действуют на основании частных постановлений местного епархиального начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Ставропольская епархия Дата создания: 1842 г. (по др. сведениям 1843 г.) Описание: Входит в состав  Ставропольской митрополии Ставропольская епархия была выделена из Астраханской епархии в 1842 году, первоначально именовалась Кавказская и Черноморская. Ко времени открытия епархии (первый епископ — Преосвященный Иеремия (Соловьев)) в Кавказской области было 126 храмов и 180 причтов, в Черноморской — 66 храмов и 96 причтов. За менее чем десятилетний срок пребывания на кафедре епископа Иеремии была открыта Ставропольская духовная семинария (1846 г.), развернуто строительство храмов. При последнем дореволюционном архиерее митрополите Агафодоре (Преображенском) (1893-1919 гг.) особенно развернулась миссионерская работа среди народов Северного Кавказа; в его же бытность в г. Ставрополе в мае 1919 года состоялся Юго-Восточный Русский Церковный Собор, на котором было образовано Временное Высшее Церковное Управление Юго-Востока России (впоследствии оформившееся как Русская Православная Церковь Заграницей). В 1920-1930-е гг. в епархии были разрушены или отобраны у верующих большинство храмов. В г. Ставрополе остался один действующий храм — Успения Божией Матери, в то время как до 1917 года православных храмов в городе было более 20 при численности населения 45 тыс. человек. С 1936 по 1943 гг. деятельность епархии была прекращена. Послевоенное возрождение церковной жизни в епархии связано с именем митрополита Антония (Романовского) (1943-1962 гг.). При нем были открыты некоторые храмы и Ставропольская духовная семинария. После 1988 года количество приходов в епархии увеличилось в четыре раза, возродилась Ставропольская духовная семинария, открылись православные общеобразовательные гимназии, школы, детские сады. Возрождение епархии продолжилось при митрополите Ставропольском Гедеоне (Докукине) (1990-2003 гг.). Решением Священного Синода от 28 декабря 1998 года (журнал на территории Дагестана и Азербайджана, ранее входивших в Ставропольскую епархию, была восстановлена Бакинская и Прикаспийская епархия.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5199225...

Антония и других, совращено Порозовскими ксёндзами вновь много прихожан Порозовской Православной церкви. По именному списку, представленному мне благочинным в феврале месяце текущего года, сих последних прихожан значится 62, двенадцать мужеска и пятьдесят женска пола. А всего совращённых по Порозовскому приходу показано с прежними по именной ведомости 81 мужеска и женска пола. Все сии совращенцы – казённые крестьяне, за исключением пяти последних, по именному списку значащихся. Соответственно обнаружившимся обстоятельствам, приняты епархиальным начальством нужные меры. Священник Порозовской церкви Станкевич устранён от должности за нерадение и другие поступки, противные долгу службы. На его место назначен прежде временно надёжный соседний священник, а после другой самостоятельный. Сим священникам и благочинному поручено: наставлениями и кроткими убеждениями возвратить отступивших на лоно Православия; но этим убеждениям последовали только некоторые пропущенные затем и по именному списку, другие ж остаются в упорстве, поддерживаемые почти явными наущениями Римско-католических Порозовских ксёндзов, как уверяют Православные благочинный и священники. Эти ксёндзы не только не исполнили требования Православного духовенства, чтобы не преподавать духовных треб помянутым в списке совращенцам, но даже решились и после того крестить неподлежаще младенца Православной матери Магдалины Романовской и совратить в Латинство Православного прихожанина Степана Сохона. После этих мер и кроткого долготерпения, желая иметь более точные по сему делу сведения, поручил я преосвященному Игнатию, викарию Литовской епархии, посетить Порозовскую и соседние Православные церкви и, вникнув ближайшим образом в тамошние обстоятельства, уведомить меня: действительно ли помянутые выше Порозовские прихожане остаются в совращении, или же приобщились вновь св. таин от собственного Православного священника; кто именно и какими средствами действовал на их совращение; равно действительны ли приписываемые выше Римско-католическим ксёндзам вредные действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

На улице Лукишкес находится тюремная церковь Св.Николая, , из желтого кирпича, возведенная 1905 году рядом с тюремными костелом и синагогой. Из разговора со священником Виталием Серапинасом узнал, что внутри она разделена на отделения по степени тяжести вины осужденных. Требы проходят в одной из комнат, устроенной для этих целей и администрация заведения обещяет крест на куполе востановить. На фасаде с улицы еще угадывается мозаичный лик Спасителя, напоминющий о доме Божьем. До революции этот тюремный храм опекал священник Георгий Спасский(1877–1943), которому будущий Всеросийский Патриарх Тихон (Белавин) /1865–1925/, как «виленскому златоусту», подарил наперстный крест с частицей мощей святых мучеников Антония, Иоанна и Ефстафия. С 1917 года протоиерей Георгий Спасский – главный священник Императорского Черноморского флота и духовник русской эмиграции города Бизерт в Тунисе. С теплотой вспоминал этого свяшенника и Федор Шаляпин, он был духовником великого певца (6). Теперь, почти в центре города – на улице Басанавичус, по соизволению императора Николая II, в честь 300 летия царствующего дома Романовых, в 1913 году построена, когда-то с золотыми куполами, на средства Действительного статского советника Ивана Андреевича Колесникова, церковь св. Михаила и Константина. На торжествах чина освящения храма-памятника присутсвовала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. Через год, в октябре 1914 г., в этом храме отпевали представителя династии Романовых – Олега Константиговича, смертельно раненого в бою с немцами. Более сорока лет, с 1939 года, общину этой церкви окормлял о. Александр Нестерович, арестовывавшийся сначало немецкой администрацией, а затем и советским НКВД. Теперь внутри храма от былого величия остался только иконостас, но в народе ее попрежнему с любовью называют Романовской (15). В 1903 году, в конце Георгиевского проспекта, переименованого затем в проспект Мицкевича, Сталина, Ленина и наконец проспект Гедиминаса, на противоположной стороне от Кафедральной площади, из желтого кирпича в византийском стиле, построена трехпрестольная церковь , в честь иконы Божьей Матери «Знамение».

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Нарыжного при митрополите Михаиле (Чубе) батюшку пытались перевести в Грозный. В то время в Чечено-Ингушетии было всего два действующих храма, – в Грозном и в станице Слепцовская. Храм в Грозном был полностью готов к закрытию, но начинать нужно было с сельского прихода. Представителям власти хотелось одновременно достичь две цели – закрыть церковь и убрать ревностного священника, но станичные жители сумели отстоять любимого пастыря, дошли до патриарха Алексия I (Симанского). Святейший глубоко возмутился тем, что хотели перевести за штат одного из самых верных служителей Церкви, и отдал личное распоряжение митрополиту Михаилу (Чубу) оставить отца Петра в станице Слепцовской. Со слезами после этого батюшка поехал на могилу дорогого владыки Антония (Романовского) благодарить его за молитвенное предстательство и заступничество. Так и не удалось А. Нарыжному блистательно от читаться в центре о полной и окончательной победе в районе над религиозными предрассудками. Спустя десять лет, в начале 1970х годов, при митрополите Ионе вновь отца Петра перевели за штат. Духовник батюшки, старец Херувим (Барабуля) из горного села Ахкерпи, благословил его бороться и не оставлять место своего служения. На коленях, со слезами просил отец Петр владыку Иону оставить его в станице Слепцовской. Верующие не позволили убрать своего духовного отца. Люди днями и ночами охраняли церковь, установили дежурство. При попытке милиции закрыть и опечатать храм происходили столкновения прихожан с представителями власти, которые не останавливались перед применением по отношению к сельчанам физического насилия. Батюшка дни и ночи проводил в молитве в своей келье. Отца Петра восстановил в должности настоятеля Покровского храма станицы Слепцовской митрополит Алексий (впоследствии святейший патриарх Алексий II). Нужно сказать несколько слов о том, как батюшка жил в казачьей станице на границе Чечни и Ингушетии. Название ей было дано в 1851 году, согласно приказа военного министра по фамилии героя Кавказской войны, генерала-майора Николая Павловича Слепцова, «образовавшего Сунженский полк и постоянно водившего его к победе», погибшего здесь и похороненного на местном кладбище.

http://azbyka.ru/fiction/blagodarnaya-pa...

После освобождения Пятигорска от немецких оккупантов Михайловский храм приобрел статус кафедрального собора - до 1946 г. здесь находилась вторая кафедра архиепископа Ставропольского и Пятигорского Антония (Романовского). В 40-х г.г. ХХ в. вблизи храма был построен хладокомбинат, который в последствии стал наращивать свои мощности и расширять свою территорию, возводить складские помещения, подойдя вплотную к церковной земле. И чтобы присоединить и ее, надо было закрыть храм. Начались уговоры, угрозы, требования сдать церковь. Издается решение Пятигорского Горисполкома 24 от 28 сентября 1960 г. (председатель Горисполкома – Ивакин) которое гласило: «Конфисковать храм как бесхозный и передать его вместе с территорией для нужд хладокомбината». Это решение вызвало протест жителей Слободки. Не подчинившись этому решению, прихожане закрылись в храме и молились три дня. На третий день в церковь ворвалась милиция и силой удалила прихожан. Получив в свое распоряжение храм, хладокомбинат превратил его в склад химикатов, отчего разрушилась металлическая кровля и частично барабан. Церковный купол был сорван. Разрушились все деревянные конструкции, обрушились хоры, сгнил пол. Белый камень снаружи потемнел и закоптился. Таким образом, памятник архитектуры, украшавший город, стал «памятником бесхозяйственности». Но храму умереть было не суждено. Трудами Высокопреосвященнейшего владыки Гедеона, митрополита Ставропольского и Владикавказского, храм был возвращен верующим. В 1990 г. принято решение 1213 «…На основании решения Совета по делам религии при Совмине СССР (протокол Пятигорскому хладокомбинату передать здание Михайловской церкви на баланс Ставропольской и Бакинской епархии». Сложно обстояло дело с восстановлением куполов. На то время не было известно ни одного изображения храма. Проект восстановления куполов составил пятигорский архитектор А.П. Миненко. С помощью вертолета был водружен главный купол. А через некоторое время после восстановления куполов в Пятигорском Краеведческом музее была обнаружена фотография начала ХХ в. с единственным из известных в настоящее время изображений храма раннего периода. Выяснилось, что формы купола заданы верно, отступление от первоначального вида заключалось лишь в методе покрытия. Ранее гладкая поверхность была выполнена чешуйчатым образом.

http://sobory.ru/article/?object=23407

Впервые вышел в свет Православный календарь Ставропольской епархии 29 октября 2020 г. 16:34 Издательство Ставропольской духовной семинарии выпустило в свет Православный календарь Ставропольской епархии на 2021 год — официальное календарно-богослужебное и справочное издание. Вышедшее впервые издание, включает традиционный полный месяцеслов с развернутыми богослужебными заметками, а также фрагменты проповедей митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла на весь церковный год. В богослужебных заметках раскрываются литургические особенности предстоящего года. В епархиальном календаре на 2021 год отражен целый ряд церковных памятных дат и юбилеев: 180-летие со дня рождения преподобного Феодосия Кавказского; 175-летие со дня открытия Ставропольской (Кавказской) духовной семинарии; 135-летие со дня рождения митрополита Ставропольского и Бакинского Антония (Романовского); 100-летие назначения на Ставропольскую кафедру священномученика архиепископа Димитрия (Добросердова); 100-летие со дня убийства священномучеников Иоанна Яковлева, Григория Конокотина, Григория Троицкого, Андрея Ковалева; 100-летие со дня закрытия и разорения Иоанно-Мариинского женского монастыря; 10-летие со дня назначения на Ставропольскую кафедру епископа Кирилла (Покровского) и другие. Двум событиям — 175-летию Ставропольской (Кавказской) духовной семинарии и 10-летию архипастырского служения на Ставропольской земле митрополита Кирилла — посвящены церковно-исторические статьи. В специальных разделах календаря приводится справочная информация: о епархиальных учреждениях, образовательных, социальных и общественных организациях, благочиниях и приходах Ставропольской епархии. Календарь содержит множество цветных иллюстраций, отображающих важнейшие события. В соответствующем разделе размещены фотографии духовенства. Приобрести Православный календарь Ставропольской епархии можно в церковных лавках всех храмов и монастырей. Ставропольская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Послевоенное возрождение церковной жизни в епархии связано с именем митрополита Антония (Романовского) (1943-1962 гг.). При нем были открыты некоторые храмы и Ставропольская духовная семинария. После 1988 года количество приходов в епархии увеличилось в четыре раза, возродилась Ставропольская духовная семинария, открылись православные общеобразовательные гимназии, школы, детские сады. Возрождение епархии продолжилось при митрополите Ставропольском Гедеоне (Докукине) (1990-2003 гг.). Решением Священного Синода от 28 декабря 1998 года (журнал на территории Дагестана и Азербайджана, ранее входивших в Ставропольскую епархию, была восстановлена Бакинская и Прикаспийская епархия. Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года ( журнал 13 ) из Ставропольской епархии были выделены две новых епархии — Пятигорская и Черкесская (включавшая приходы на территории Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Минераловодского, Предгорного и Кировского районов Ставропольского края) и Владикавказская и Махачкалинская (приходы на территории республик Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия и Чечня). Решением Священного Синода от 7 июня 2012 года ( журнал 51 ) из состава Ставропольской епархии была выделена Георгиевская епархия . Ставропольская епархия включена в состав Ставропольской митрополии. Объединяет приходы в административных границах следующих субъектов Ставропольского края: город Ставрополь, город Невинномысск, Шпаковский муниципальный округ, Грачевский муниципальный округ, Изобильненский городской округ, Труновский муниципальный округ, Новоалександровский городской округ, Красногвардейский муниципальный округ, Кочубеевский муниципальный округ, Андроповский муниципальный округ, Петровский городской округ, Туркменский муниципальный округ, Ипатовский городской округ, Апанасенковский муниципальный округ. Епархия сегодня (по состоянию на октябрь 2022 года) Благочиннические округа Кафедральные соборы Монастыри мужские: женские: Учебные заведения Епархиальные СМИ Доклад епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла о епархиальной жизни в 2011 году на епархиальном собрании 6 марта 2012 года

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244121...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010