– То, что было от рождения, прощено Господом. Счет надо вести с того момента, как он стал монахом и принес обеты Богу.    Тогда те стали обвинять его, но доказать ничего не смогли и освободили дорогу. И тотчас же он увидел, словно он идет и возвращается в самого себя и вот он уже снова — прежний Антоний. Тут уж он позабыл о пище и остальное время дня и всю ночь плакал и молился: настолько его поразила мысль о том, как много врагов борется с нами и сколь трудно перейти воздушное пространство. Тогда ему пришло на ум, что именно об этом говорил апостол Павел: «…по воле князя, господствующего в воздухе» (Еф 2. 5). Вот в чем состоит господство врага — в том, чтобы бороться и препятствовать тем душам, которые восходят к небу! Потому и советует апостол: «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостоять в день злый» (Еф.6.13) — то есть чтобы враг не смог сказать о вас ничего дурного и был посрамлен. 2. В другой раз была у него беседа с теми, кто пришел к нему, об образе существования души и о том, где она будет, когда покинет этот мир. На следующую ночь зовет его кто-то сверху и говорит:   – Антоний, встань, выйди и смотри.    Тогда он вышел (потому что знал, кому следует повиноваться) и, подняв голову, видит, как кто-то безобразный и страшный стоит, ростом доставая до самых облаков. И когда кто-либо взлетал, будто на крыльях, к небу, он расставлял руки и одним не давал пролететь, а другие, поднимаясь выше, перелетали его и продолжали свой путь беспрепятственно. На таких великан скрежетал зубами, а когда кто-нибудь падал, он радовался. Тут Антонию был голос:    – Пойми то, что увидел.    И тотчас же смысл открылся ему, и он понял, что это — восхождение душ, а стоящий великан — диавол, который завидует верующим. И тех, кто в его власти, он удерживает и не дает пройти, а тех, кто ему не повиновался ранее, он не может задержать, так как они летят над ним.    Увидев это видение и вновь припомнив прежнее, Антоний стал еще более ревностным в своих ежедневных подвигах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

   А если они увидят, что мы воздерживаемся в пище, сразу осуждают нас такими словами: «Смотри, они постятся напоказ, человекоугодники». Злословя нас, они губят свои души. А если заметят, что мы едим, не вымыв рук, или у нас замарана одежда, говорят: «Какие монахи неряхи». А если увидят, что мы едим, вымыв руки, говорят: «Посмотрите, как они брезгливы». Так из-за нас они губят себя, и мы виноваты в их погибели.    Убегая, будем избегать их трапез! Пусть лучше они нас бранят, чем хвалят! Их брань приносит нам венцы, а их похвала ввергает в погибель.    Какая мне польза в том, чтобы угождать людям и гневить Господа Бога моего? Об этом свидетельствует божественный апостол, сказавший: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал 1:10). Итак, помолимся пред Господом так: «Иисусе Боже наш, исторгни нас и освободи от похвалы и поношения их». И не будем ничего совершать ради угождения им. Ибо ни их похвала не способна ввести нас в Царство Небесное, ни их поношение не может закрыть для нас вечную жизнь, но скорее, напротив, поможет этому. Да ведаем, возлюбленные, что «за всякое праздное слово» мы дадим ответ (Мф 12:36). Поэтому будем бежать от праздного слова, как от змеи». 2. Братья пришли к авве Антонию и попросили его:   – Скажи нам слово, как спастись.    – Вы слышали, что сказано в Писании? — сказал старец. — Этого вам (вполне) достаточно.    – Но мы хотели бы услышать от тебя слово о спасении, отче.    – В Евангелии сказано: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф 5:39).    – Мы не можем исполнить это, — воскликнули братья.    Тогда старец сказал им:    – Если не можете обратить другую, то хотя бы терпите, когда вас ударили.    – Мы и этого не можем.    – Если даже этого не можете, — сказал он, — то не воздавайте злом за зло.    – Мы и этого не можем.    Старец тогда позвал своего ученика и велел ему:    – Приготовь им немного горячей похлебки, ибо они больны. Если вы этого не можете и того не хотите, то что мне с вами делать?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

   Проводя время в тех же твердынях, где подвизались отцы, и имея возможность держать в руках их личные вещи, мы не скажем, что они покинули нас. Как это возможно, когда «праведники живут во веки; награда их — в Господе» (Прем. 5:15) так что их переход в иной мир — лишь «сон честный перед Господом» (Пс. 115:6)? Да, сон и успение отделяют их от нас, но лишь затем, чтобы мы могли будить их в часы разнообразных бурь и опасностей, как некогда апостолы Господа. «Его будят и говорят Ему: Учитель! Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» (Мк. 4:38).    Их живой пример, отеческие советы, нежная забота и покровительство, чтобы у нас «ни в чем не было недостатка» (Тит. 3:13), свидетельствуют о их присутствии среди нас. Это наше подлинное наследие, которое дает нам дерзновение хвалиться тем, что мы, хотя и недостойные и ничтожные, остаемся наследниками завета отцов, переданного нам их любовью. Сколь часто их живые примеры воодушевляют нас среди наших разнообразных недоумений и слабостей! Память о том, что старец не делал того-то, не хотел того-то, а также столь многочисленные иные переданные нам старцем правила жизни служат для нас наставлением в благочинии.    В пространном Житии великого отца нашего Пахомия рассказывается, как его ученики пришли к Антонию Великому, который, однако, к тому времени уже скончался. Но ученики святого отца, сопровождая своих посетителей повсюду, где бывал их святейший наставник, рассказывали тем, что «такую-то вещь собственноручно изготовил наш отец, такое-то растение он сам посадил, в таком-то месте, бывало, отдыхал». Блаженные мужи хвалились всем тем, что получили в наследство от старца.    Мне представляется, что ощущение любви во Христе, присутствующей в лоне нашей Церкви, ни в чем не проявляется с такой ясностью, как в институте духовного отцовства. Это было известно толкователям Господнего обращения «дети» и сходных с ним речений апостола Павла: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19), а также: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов» (1Кор. 4:15). «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11:29) — говорит апостол, и эти слова первоверховного отца во Христе являются выражением одной из характерных черт духовного отцовства.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Сатана говорил преп. Антонию: „вот я не имею ни одного места, не обладаю ни одним городом, нет у меня оружия; во всех родах и странах прославляется имя Христово; пустыни наполнились иноками» (Ч.-М. генваря 17 д.).    Св. мученик Трифон изгнал беса из одной царской дочери и, сделав его видимым для всех, спросил: „кто вам, бесам, дал власть над созданием Божиим?» – Бес отвечал: мы не имеем власти над теми, которые знают Бога и веруют в Единородного Сына Его Христа. От тех мы бежим со страхом. Наносим им искушения тогда, когда нам попущено будет (от Бога). Над теми же, которые не веруют в Бога и Сына Его и ходят во всех похотях своих – над теми имеем власть мучить их (Ч.-М. февраля 1 д.).   60. Библейские тексты о падших ангелах    Глава падших ангелов – диавол, или сатана: а) согрешив пред Богом, свержен с неба с соучастниками своими: сначала диавол согрешил (1 Иоан. III:8). (Господь) сказал: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лук. X:16). – Низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Апок. XII:9);    б) есть начальник мира (греховного): ныне князь мира сего изгнан будет вон (Иоан. XII, 31). Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего ( – XIV, 30). Князь мира сего осужден (XVI, 11);    в) владеет царством смерти; как дети причастны плоти и крови, то и Господь также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. II:14);    г) есть виновник нашего падения и искушения (Быт. III:1 – 6). Боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христа (2 Кор. XI:3). – Кто делает грех, тот от диавола (1 Иоан. III:8). – Я послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель (1 Сол. Ш, 5):    д) противится делу Божию; показал ангел Захарии Иисуса, великого иерея, стоящего пред ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему (Зах. III:1). – Мы, я Павел (и Силуан и Тимофей) и раз и два хотели придти к вам: но воспрепятствовал нам сатана (1 Сол. II:18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

А вот Ваше рассуждение: Ап. Павел «говорит, что Господь принес Себя непорочного Богу и его Кровь очищает нашу совесть от мертвых дел ( Евр.9:14 ); тоже говорит и ап. Иоанн в первом послании (1:7). Но ведь эти возражения, как и слова тех же свв. апостолов о спасающей силе Креста Господня, обозначают в этих образах (кровь, крест) ту же общую идею, которая выяснена нами выше (идею возрождения нравственного), ибо сейчас же следуют указания на чисто нравственные последствия этих понятий: очистить совесть от мертвых дел, я распять миру крестом Христа и проч.) Именно, наоборот, когда Апостолы говорят сперва о спасительности Креста Господня, Крови Христовой, а потом сейчас же переходят к нравственным указаниям или когда указывают на чистоту жизни, как на условие спасительного действия их, то они различают искупительное дело в собственном смысле (крест, кровь), в котором почивает вся полнота спасительной благодати, и принятие усвоение ее людьми. На первую они смотрят, как на единственную вечную основу морально святой жизни. Без нее спасение человека невозможно: «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу Живому и Истинному» ( Евр.9:12–14 ). «Если ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг ко другу, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» ( 1Ин.1:7 ). ………………………………………………………………………………………………………………. Простите меня, Ваше Высокопреосвященство, если я позволю себе здесь высказать свой взгляд по интересующему меня вопросу – каким образом произошло у Вас отождествление Искупления с возрождением? Я и раньше догадывался, а при чтении Вашей статьи об Искуплении почти убедился в том, что в выяснении сущности догмата Вы исходили не из Божественного Откровения и Свято-Отеческих писаний о том, а из опыта и наблюдения над реальною и человеческою жизнью. Лично я Вас мало знаю; знаю только по рассказам, отзывам о Вас и по Вашим печатным трудам. Мне кажется, что Вы натура более эмоциональная.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

А вот обозрел ли ты широту земли? Обозрел, со спутников, сфотографировали всё. Дальше :] Объясни, если знаешь все это. Где путь к жилищу света, и где место тьмы? Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее. Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико [конечно, это ирония. “Ты, конечно, знаешь это всё”]. Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града [да три дня пойдёт какая-то позёмка, и встанет весь город со всеми институтами и университетами, встанет всё на месте, не двинется никак – всё будет завалено снегом], которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны? По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле? Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию? Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы?» ( Иов. 38:2–28 ) – вот в таком духе. Смотрите, теперь Он переходит к животному «Ты ли ловишь добычу львице стих] и насыщаешь молодых львов, когда они лежат в берлогах, или покоятся под тенью в засаде? Кто приготовляет ворону корм его, когда птенцы его кричат к Богу, бродя без пищи? Знаешь ли ты время, когда рождают дикие козы на скалах, и замечал ли роды ланей? Можешь ли расчислить месяцы беременности их? и знаешь ли время родов их? Они изгибаются, рождая детей своих, выбрасывая свои ноши; дети их приходят в силу, растут на поле, уходят и не возвращаются к ним. Кто пустил дикого осла на свободу, и кто разрешил узы онагру» ( Иов. 38:39–41; 39:1–5 ). И дальше Он переходит к таким животным как: к боевому арабскому коню, к левиафану и к бегемоту, эти животные являются прототипом неповиновения и сатаны, как было открыто Антонию Великому , что описание этих животных – это прототипы сатаны. Вот я что вам хочу сказать. Мы с вами должны из книги Иова сделать такой вывод: меньше совопросничества, меньше наших убогих рассуждений. И давайте читать эту книгу, видеть этот и ответ, результат: я слышал о Тебе слухом уха, теперь же мои глаза видят Тебя. Хотите, чтобы у нас не было никаких противоречий и вопросов? Надо увидеть Господа – в себе ли, вне ли себя, – и тогда умолкнут все эти бесовские вопросы. А это – бесовские вопросы. Они ставятся исключительно с тем, чтобы подорвать нашу любовь к Богу, нашу веру, остудить и охладить её. Читать далее Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов/И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Bockpecehie, 2013. - 1375 с., л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

А если так, то мы уже входим в то истинное положение, что Он добровольно принял на Себя всю людскую вину пред Богом, а чрез то и равносильное следствие ее, смерть, в которой разрушилась вина, как преграда между Богом и людьми для вечной жизни в Воскресшем Христе, что подсказывалось Правдою Божией и исполнилось любовью Его. Этот ход мыслей по существу не может изменить богословствующий ум. Вот почему и Ваше Высокопреосвященство в своем письме обходите поставленный мною вопрос о смерти безгрешного Христа. Для философствующего ума крест Христов не существует. Он ложится «вопреки» горизонтальной линии – мирской, человеческой мысли, но, все же, ложась «вопреки» ее на земле, Он восходит к небеси и туда, к Воскресшему Христу возводит верующих в Него. Другого пути туда нет. Выньте из христианского понимания Искупления, главнейшего догмата, крест, образуется бездонная огромная пропасть, в которой окажется поглощенным все христианство . Конечно, этого не будет, но я этим только оттеняю великость заблуждения всех, кто хочет обойти страшную Голгофу, как центр Искупления. Это большое искушение. Вы немножко иронизируете: «Бог Отец оскорблен (термин из «дуэли») Адамом. Он должен для восстановления Своего достоинства пролить кровь не мужика Адама, а равного себе Бога, и вот поскольку жертва Христова была добровольною, то в Его действиях проявилась и любовь и справедливость». На самом деле тут не было ни любви, ни справедливости, а родовая месть: согрешил Адам, а удовлетворять должны 1) все люди и 2) исполнит Сын Божий. Вы прекрасно знаете, что пролил кровь за нас не Сын Божий, как Таковой, но Иисус, как безгрешный человек, воспринятый в Ипостась Сына Божия. Нет здесь любви и Правды Божией? А что свидетельствует о том Св. Ап. Павел? «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам всего? Кто осуждает нас? Христос умер и воскрес. Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас». Прошу вникнуть во всю силу выражения: «не пощадил, но за всех нас предал Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Авва Иаков, как человек простой, находился в затруднении, слушая, что говорили ему с обеих сторон. Наконец овладело им беспокойство, и он пошел молиться Богу. Заключился в келии, которая была в уединении вне Лавры, и надел на себя погребальные одежды, как бы перед смертью. Ибо отцы египетские имеют обыкновение до смерти сберегать свой левитон и куколь, в которых принимают монашеский образ, и в них погребаться; в продолжение жизни надевают их только по воскресным дням для приобщения Святых Таин и тотчас же после снимают. Итак, авва Иаков, удалившись в помянутую келию и стоя на молитве пред Богом, столько изнурил себя постом, что наконец пал на землю и лежал распростертым. Сказывал он, что в эти дни много пострадал от демонов, особенно в уме. По прошествии сорока дней Иаков видит, что к нему входит Отрок с веселым лицом и говорит ему: " Авва Иаков! Что здесь ты делаешь? " . Иаков вдруг осиян был светом и, почувствовав в себе силу от видения Отрока, отвечал Ему: " Господи, ты знаешь что со мною делается! Одни говорят мне: не оставляй Церкви (православных); другие говорят: дифизиты тебя прельщают. Недоумевая и не зная что делать, я решился на такой подвиг " . Господь отвечает ему: " Хорошо там, где ты " , и тотчас при сем слове авва Иаков увидел себя пред дверьми святой Церкви православных последователей Халкидонского Собора " .Авва Антоний, проникая в глубину судов Божиих, вопросил Бога так: " Господи! Для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? Для чего одни бедны, а другие богаты? Для чего нечестивые богаты, а благочестивые бедны? " . Тогда пришел к нему глас: " Антоний! Себе внимай! А то суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их " .Некоторые братия пришли к авве Антонию и предложили ему слова из книги Левит. Старец пошел в пустыню, а за ним тайно последовал авва Аммон, знавший его обыкновение. Старец отошел на далекое расстояние, стал на молитву и громким голосом воззвал: " Боже, пошли Моисея, и он изъяснит мне слова сии! " . И пришел к нему голос, говоривший с ним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

Антоний не сказал. Афанасий не спросил. Конечно, у первого монаха были ученики, последователи и продолжатели, так что любители духовной литературы выстраивают целые генеалогии святости. Но подумайте: на протяжении десятилетий самым преданным и самым близким Антонию человеком оставался этот маленький безвестный труженик! Не потому ли святой старец решил спрятать ото всех имя верного друга? Мы не знаем. Тайна дружбы — священная тайна. Даже Евангелие, за тысячелетия изученное во всех деталях, пестрит лакунами и тайнами биографий и имен таинственных друзей Христа, которые, возможно, были ближе апостолов. Мы не знаем точно. Но есть повод делать такие предположения. Накануне Тайной вечери Христос посылает Петра и Иоанна приготовить пасху. — Где велишь нам приготовить? — Вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте (Лк. 22:9-12). Знаменательно, что Тайную Вечерю поручено готовить самым близким — Петру и Иоанну. Они следуют за Христом повсюду. Господь их берет туда, куда другим вход закрыт. Им доверены самые удивительные тайны и знамения. И апостолы будто оспаривают друг у друга первенство: кто ближе, кто дороже Учителю? Они будто соревнуются в этой близости, и, может быть, именно эта ревность подтолкнула Петра заявить, что уж он точно никогда не отречется от Господа, не то что некоторые! Мы не знаем. Тайна дружбы — священная тайна. Но даже после Воскресения Христа эта ревность не утихла, и на последних страницах Евангелия от Иоанна мы слышим, как Господь призывает Петра: «Иди за Мной!» И Петр готов идти, но совсем рядом снова оказывается этот шустрый Иоанн. — Господи! А он что? — Если Я хочу, чтобы он пребывал, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною. Однако и сам Иоанн, похоже, не был свободен от этой ревности, иначе зачем бы ему постоянно подчеркивать, что именно его любил Иисус, так что позволил быть на Вечери приклонившись к груди Учителя. Не эта ли ревность дружбы заставила Иоанна так настойчиво подчеркивать, что Иуда был вор и человек пропащий?

http://pravmir.ru/kem-byl-chelovek-s-kuv...

Берется Царствие Божие усилием, т. е. трудом, часто мукой и скорбями. Узок, страден путь в него, но не крив. Кривыми, далеко окольными дорожками, компромиссами да поклонами сильным мира сего и сам никто войти не сможет, и других не введет. Мир вконец измучился от лжи и ненависти, этими плевелами, обильно посеянными на земле воинствующим безбожным большевизмом, исчадием адских глубин. Он захлебнулся в крови миллионов неповторимых человеческих личностей, принесенных на алтарь нового Ваала. Он больше не в силах выносить этой ужасной муки. Предел, по-видимому, достигнут. Человечество должно прийти и уже приходит в себя и тянется к Тишине, Миру, Свету, Любви и Правде. «Пусть неправедный еще делает неправду; нечистый пусть еще осквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще», и может быть, еще сильнее это по церковно-славянски: «Обидяй да обидит еще, и скверный да осквернится еще и праведный правду да творит еще, и святый да освятится еще». Так для вечности вещает Тайнозритель Иоанн Богослов и немного дальше говорит еще сильнее: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь право на древо жизни и войти в город воротами», т. е. прямым путем. «А вне псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» ( Откр.22:1415 ), а значит, и нынешние безбожники вместе со всеми поклонившимися им церковниками. «Прииди, Господи, суди земли, яко Ты царствуеши во веки», – вопием мы, немощные. Ате, кому дано, уже слышат, пусть издалека еще, гремящие глаголы: «Се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» ( Откр.32:12 ). «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Архимандрит Серафим (Иванов) теперь епископ Сент-Ягский 1059 Архив ОВЦС. Дело «Русская Зарубежная Церковь ». Ч. 2. Папка «1945». Л. 8994. Машинопись, копия. 23. Письмо архиепископа Виталия (Максименко) архимандриту Антонию (Синькевичу) о положении Русской Зарубежной Церкви 4 февраля 1946 г. Благословение Божие, мир и помощь да будет с Вами и Вашими верными братьями и сестрами, твердо ставшими на защиту Русских Святынь от большевистского поругания. Мы здесь все в Америке восхищаемся крепким стоянием наших Иерусалимских братьев и сестер, и пример их многих здесь воодушевляет. На защиту Вашего дела я послал в Ваше полное распоряжение в конце Января с. г. 500 дол. Смотрите сами по обстоятельствам, как с ними поступить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010