«Россия строго придерживается Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (вступила в силу 26 марта 1975 года. — RT). Однако данное соглашение не ограничивает РФ в создании биосенсоров. Они необходимы не только для охраны здоровья военнослужащих, но и для выявления следов применения биологического оружия. К сожалению, эта проблема до сих пор остаётся актуальной», — сказал Борисов. «Бесконтактная война» В комментарии RT профессор Академии военных наук, старший научный сотрудник Центра политических исследований России Вадим Козюлин подчеркнул особую важность средств биологической разведки. Он напомнил, что Москва обеспокоена исследовательской деятельностью отдельных зарубежных институтов, в том числе американских центров, расположенных вблизи рубежей РФ. «Современные лаборатории, принадлежащие государственным ведомствам и частным фармкомпаниями, могут непреднамеренно создавать биологическое оружие. Такова специфика нынешних биотехнологий. Страшно представить, если биологическое оружие попадёт в руки террористов, или какое-либо государство нарушит Конвенцию. Однако такие сценарии исключать нельзя. России нужны соответствующие средства разведки и противодействия», — пояснил Козюлин. По данным Минобороны РФ, закрытые исследовательские институты США расположены в Грузии, на Украине и в Азербайджане. В октябре прошлого года начальник войск РХБЗ генерал-майор Игорь Кириллов представил на пресс-брифинге доклад «Анализ военно-биологической деятельности США на территории Грузии». При подготовке документа он использовал материалы, предоставленные экс-министром госбезопасности Грузии Игорём Гиоргадзе о деятельности Центра общественного здравоохранения им. Ричарда Лугара. Данный институт расположен в населённом пункте Алексеевка, неподалёку от Тбилиси. В Вашингтоне утверждают, что миссия Центра «состоит в защите граждан от биологических угроз, укреплении здоровья людей и животных в интересах Грузии, Закавказья и мирового сообщества». Однако в Минобороны РФ уличили США в попытках обхода ряда положений Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/01/kak_ro...

Грузия: осенью 1803 г. кн. Мегрелии Григол Дадиани подписал продиктованный главнокомандующим в Г. ген. от инфантерии П. Д. Цициановым договор о присоединении к России. В 1809 г. российская армия вошла в Имерети. Царь Соломон II энергично боролся за сохранение независимости, но потерпел поражение и бежал в Турцию. В 1810 г. главнокомандующий в Г. ген. от кавалерии А. П. Тормасов объявил в Кутаиси об упразднении Имеретинского царства. В 1828 г. перестало существовать Гурийское княжество, в 1857 г.- Мегрельское: последняя правительница Мегрелии Екатерина Дадиани переехала в С.-Петербург, ее сын и наследник Николоз отрекся от престола. В 1859 г. было упразднено Сванетское княжество, в 1864 г.- Абхазское (с абх. княжеского престола был смещен Михаил Шервашидзе). Т. о., вся территория Г. вошла в состав Российской империи. Ист.: Переписка на иностранных яз. груз. царей с российскими государями от 1639 до 1770/Сост.: М. Броссе. СПб., 1861; Теймураз I Багратиони. Мученичество царицы Кетеван/Ред.: А. Барамидзе, Г. Джакобия. Тбилиси, 1934 (на груз. яз.); Док-ты по социальной истории Грузии. Тбилиси, 1940. Т. 1; 1953. Т. 2 (на груз. яз.); Тбилели И. Дидмоуравиани. Тбилиси, 1944 (на груз. яз.); Искандер Мунши. Сведения о Грузии/Перс. текст, пер., предисл.: В. Путуридзе. Тбилиси, 1969 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского/Пер., предисл., указ.: Н. Т. Накашидзе. Тбилиси, 1976; Шарден Ж. Путешествие в Персию и в др. страны Востока/Пер. с франц., исслед., коммент.: М. Мгалоблишвили. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.; рус. пер.: Путешествие по Закавказью в 1672-1673 гг. Тифлис, 1902) [сведения о Грузии]; Кастели Кр. Сведения и альбом о Грузии/Предисл., коммент.: Б. Гиоргадзе. Тбилиси, 1976 (на груз. яз.); Гурамишвили Д. Давитиани. Тбилиси, 1980 (на груз. яз.). Лит.: Дубровин Н. Ф. Георгий XII, последний царь Грузии и присоединение ее к России. СПб., 18972; Ламберт А. Описание Мегрелии/Пер. с итал.: А. Чкония. Тбилиси, 1938 (на груз. яз.); Антелава И. Г. Очерки по истории Абхазии XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/168205.html

пантеона. Преемник Амазаспа царь Рев «женился на гречанке, которая привезла изваяние Афродиты и воздвигла над Мцхетой» (Там же. С. 58). Греко-рим. влияние, сказавшееся на различных сферах общественной жизни, в т. ч. и религ., нашло отражение в способах погребения и сюжетах, запечатленных на резных камнях могильников. Ист.: Леонти Мровели. Жизнь грузинских царей//КЦ. 1955. Т. 1. Лит.: Болтунова А. И. К вопросу об Армази//ВДИ. 1949. 2. С. 228-240; Апакидзе А. , Гобеджишвили Г. , Каландадзе А. , Ломтатидзе Г. Археологические памятники Армазисхеви//Мцхета. Тбилиси, 1955. Т. 1; Меликишвили. К истории. 1959; он же. Древнегруз., арм. и греч. исторические традиции и вопросы происхождения Иберийского царства//Вестник АН Груз. ССР. 1962 (на груз. яз.); Луконин В. Г. Завоевания Сасанидов на Востоке и проблема кушанской абсолютной хронологии//ВДИ. 1969. 2. С. 20-44; Ткешелашвили О. Ущелье Полодаури. Тбилиси, 1969; Тушишвили Н. Погребения раннеантичного периода Богвисхеви//Мацне. Тбилиси, 1970. 3; Очиаури Г. , Сургуладзе И. Кавказско-иберийских народов: мифология//Мифы народов мира. М., 1971. Т. 1. С. 603-607; Фрай Р. Наследие Ирана: Пер. с англ. М., 1972; Пицхелаури К. Основные проблемы истории восточногруз. племен. Тбилиси, 1973; Ломоури Н. Очерки из истории Картлийского (Иберийского) царства. Тбилиси, 1975; Вирсаладзе Е. Груз. охотничий миф и поэзия. М., 1976; Немсадзе Г. Погребения иберийской знати из Эгудери//КСИА. 1977. 151. С. 108-114; Николаишвили В. Памятники античного периода Дигомского ущелья. Тбилиси, 1978. Т. 1; Рамишвили Р. Ущелье Эрцо в позднеантичную эпоху. Тбилиси, 1979; Квижинадзе К. Погребения раннеэллинского периода Цнисисхеви//Дзегли мегобари. Тбилиси, 1983. 63 (на груз. яз.); Гиоргадзе Г. Хеттско-армазские «триады»//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1985. 7; Бибилури Т. Типы гробниц и способы погребения в Картлийском царстве (VI в. до н. э.- IV в. н. э.). Тбилиси, 1987. Ркп.; он же. Погребения картлийских питиахшев Армазисхеви: Попытка нового осмысления способов погребения//Вопросы истории культуры: Тр. каф. истории культуры ТГУ. Тбилиси, 1998. Т. 6 (на груз. яз.); он же. Храм Аполлона в Мцхете//Вопросы истории и культуры. Конф.: Сб. докл. Тбилиси, 2003 (на груз. яз.); Лорткипанидзе О. Наследие Др. Грузии. Тбилиси, 1989; Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи: Пер. с англ. СПб., 19943.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Агрессивность Тбилиси и по отношению к России, и по отношению к народам самой Грузии, стремившимся сохранить исторические и культурные связи с северным соседом, начала проявляться с самого начала существования Грузии как независимого постсоветского государства. Достаточно почитать речи сегодня полузабытого первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа. Напротив, силы, выступавшие за развитие отношений с Россией, изначально были вытеснены за пределы грузинского политикума, да и социума тоже (вспомним судьбу Игоря Гиоргадзе), и полностью маргинализировались ещё в середине 1990-х. Тогда, напомним, рассуждать о российской «мягкой силе» было просто смешно, вполне прозрачно стоял вопрос о судьбе самой России как централизованного государства. А когда дело дошло до механизмов влияния России в Грузии, зацепиться уже было не за что, не считая «попутчиков», действовавших исходя из корыстных экономических, а в отдельных случаях - криминально-политических интересов. Неудивительно, что в конце концов Москве пришлось рассчитывать на Бидзину Иванишвили, и справедливости ради скажем, что это был не худший вариант по сравнению с Джабой Иоселиани, Тенгизом Китовани или Эдуардом Шеварднадзе, числившимися в разное время пророссийскими политиками. Но никаких признаков, что за последние тридцать лет в Грузии у России появилась какая-то институциональная опора, какой-то действительно широкий слой людей, устойчиво на неё ориентированных. И это вопреки тому, что по крайней мере до 2006 года между странами существовали крайне выгодные для Грузии экономические связи. Хотя, например, медиадива Тина Канделаки заявляла, что для «аренды значимых групп в грузинской политической элите» Россия должна давать Тбилиси больше денег, нежели США. Но влияет ли безграничная финансовая щедрость на качество «мягкой силы»? Едва ли.... Опыт влияния Для начала обратим внимание на то, что так называемая «мягкая сила», которая сейчас считается неотъемлемым атрибутом любой «великой державы», - порождение процессов глобализации и формирования сперва отраслевых, а затем и общеэкономических систем экономической и инвестиционной взаимозависимости, которая, в частности, использовалась для поддержания американской гегемонии в мире, опиравшейся через глобализацию на возникающие в ходе её реализации социальные, социально-экономические и социально-культурные институты. И ключевым словом в этой цепочке является слово «социальный».

http://ruskline.ru/opp/2019/avgust/13/na...

События в Кахети, судя по мартирию, не привели шаха Аббаса II в замешательство, хотя персы были раздражены и происшедшее " великим для себя позором и потерей сочли " . Шах велел главарю Гандзийскому возглавить Кахети, но тот " в страхе не дерзнул войти в нее " . Правитель велел грузинскому царю, Вахтангу, притворно омусульманившемуся и потому носившему второе имя Шахнаваз " дабы тот выдал ему отважных сих христианских ратников " и, как уверяет Виссарион Орбелишвили, " царь схватил троих блаженных и представил их шаху Аббасу в Персии " . Шах в свою очередь выдал их тому самому хану Ардаланскому, который со всеми своими " татарами " был изгнан из Кахети. Далее происходит типичный и исторический вполне реальный факт в отношениях персов к грузинам. Персы не собирались физически уничтожить грузин и даже высоко ценили их как известных в то время воинов. Они требовали от последних лишь одного - отречения от христианства и принятия ислама, что, собственно, и предопределяло полное этническое вырождение народа. Поэтому-то и в борьбе " за христианство " как бы аккумулировалось освободительное движение грузин в течение всего средневековья. Автор мученичества грузинских эриставов передает слова, с которыми шах якобы обратился к хану Ардаланскому (важна не их аутентичность или неаутентичность, а вполне реальный смысл): " Я не желаю смерти их, ибо они весьма полезны против врагов и супротивников наших. Вынуди их отречься от веры их: ежели они отринут веру свою и станут мусульманами, они будут удостоены нами великой почести и множества даров " . И это, надо сказать, были не просто слова, но вполне возможная перспектива закованных в кандалы грузинских аристократов. [Вообще участие грузин на службе у персидских шахов - тема особая, но, по нашему мнению, до сих пор недостаточно изученная. Из ряда фактов можно упомянуть историю Алаверди-хана, одного из видных военных и государственных деятелей периода правления шаха Аббаса I. Его подлинная фамилия Уедиладзе; по словам европейских авторов, подвизавшихся при персидском дворе, шах говорил о нем: " Вся Персия повинуется мне, а я повинуюсь Алаверди-хану " (Гиоргадзе Б.Г. Реаляция Дона Антонио де Говеа " Война между Шах Аббасом и султаном Мухмудом и его сыном Ахмедом " )//Вопросы истории феодальной Грузии. Кн.1 (Сборник). С.90.На груз.яз. )] И такие люди среди грузин встречались даже в окружении Элисбара и его близких соратников. Автор мартирия сообщает факт, пусть даже с нарочитой гиперболизацией (прием, типичный для агиографа), ужасов пыток героев: когда палачи " словно пашню, бороздили тело Эристава Бидзины " , то бывшие при нем немногочисленные слуги " стали уговаривать их подчиниться воле " персов, но истязаемые " глянули глазами гневными на них ... " и т.д.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Закрыть itemscope itemtype="" > За что мы наказаны? О духовных причинах коронавируса 24.04.2020 2043 Время на чтение 15 минут Внезапно поразивший человечество зловещий коронавирус заразил за три месяца 2020 г. 2 миллиона 560 тысяч жителей планеты. Скончалось от вируса почти 178 тысяч человек. Говорят, что от туберкулеза или СПИДа умирает не меньше. Но всех встревожило новое загадочное заболевание, от которого нет вакцины. 80% инфицированных выживают, но около 5,85% фатально гибнут и как спасти эти 6%, никто не знает. При этом считается, что от ежегодного сезонного гриппа умирает 0,1% населения. Имеется печальный прогноз, что нынешняя пандемия может отправить на тот свет 3 миллиона 300 тысяч жителей Африки. Там скверное здравоохранение и гигиена, да еще тотальная коррупция (выше, чем на Украине или у нас). Спорят насчет источника коронавируса. Рукотворный он или стихийно возникший при лакомствах летучими мышами? США имеют военную биолабораторию в Грузии, как поведал авторитетный знаток И.Гиоргадзе. У предприимчивых янки немало подобных лабораторий и в других странах. Но я лично думаю, что мировая закулиса к этому чудовищному эксперименту на этот раз непричастна. Ведь коронавирус больше всего затронул цитадель международного масонства – США (инфицировано 819.805 чел., скончалось 45.318), а также их союзников по блоку НАТО. Однако каждому верующему очевидно, что так просто такие жуткие явления не возникают. Почему эту пандемию попустил Господь? Знаю, что сейчас будут улыбаться чиновники московской мэрии (особенно Олейник Василий Васильевич), регулярно срывающие наши молитвенные стояния по зову своего большевистского сердца. Однако в наше время уже третья часть членов КПРФ (согласно выступлению Г.А.Зюганова на Всемирном Русском Народном Соборе) – верующие, не скрывающие своих убеждений. Многие ученые в 21 веке твердо, с позиций науки верят, точнее – знают, что у Вселенной есть Автор, есть Творец. Особенно это касается специалистов по молекулярной физике, генетике и биохимии. Итак, вполне логично поставить вопрос: за что мы наказаны? Мы же такие цивилизованные и пушистые, за что нам такое бедствие? Но в Европе и США, кажется, никто не задумывается, что случилось с христианами в 20 и 21 веке.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/24/za...

Грузинский православный священник из Сионского собора в Тбилиси о. Амиран Амиранашвили имеет абхазские корни. Он считает, что абхазы имеют право перевести Евангелие, но выбрали для этого неудачный момент, так как взаимоотношения с Грузией очень напряженные. Сейчас, -- говорит он – когда ситуация столь сложна, перевод  Евангелия – провокация. «Россия всегда пытается вмешаться во внутренние дела Грузии. В XX веке Россия «помогла» мегрелам перевести Евангелие, а в XIX она начала переводить Библию для сванов. Сегодня она снова избирает старую тактику. Россия хочет посеять между нами рознь. Абхазы – одно из старейших грузинских племен. В наших жилах течет одна кровь», -- говорит он. О. Амиран недавно вернулся из Соединенных Штатов, куда он ездил по приглашению русского епископа Меркурия, с которым они вместе служили литургию. «Он крепко обнял меня и сказал, что мы должны быть примером любви и мира для политиков», -- говорит священник. О. Амиран рассказал также, что встречался с послом России в США и в частной беседе с ним выразил надежду, что России и Грузии удастся найти общий язык и что абхазы и грузины будут жить в мире и взаимопонимании. Грузинский православный священник Константин Гиоргадзе говорит, что абхазам не следовало предпринимать такой шаг (перевод Евангелия) без консультаций с грузинским правительством, так как Абхазия все еще является частью Грузии и абхазская Церковь должна получить разрешение на перевод от Грузинской Патриархии. «Абхазия будет раздавлена в лапах России. Среди миллионов россиян она потеряется. Для Абхазии лучше оставаться с нам», -- утверждает Гиоргадзе. Студент Грузинского технического университета Гога Гамисониа – абхаз по происхождению. Он считает, что нет ничего плохого в том, что у абхазов будет Евангелие на родном языке. «У абхазов не было достаточных финансовых возможностей, и русские сделали доброе дело, оказав им помощь. Но я не думаю, что Россия сделала это только из добрых побуждений – Россия смешивает религию и политику. Может быть, они рассчитывают получить от этого какую-то выгоду», -- Говорит Гамисониа.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

После трагической кончины мужа в кон. 80-х гг. XIX в. ( Рафаил (Карелин). 2006. С. 90-91) Горнич решила основать здесь жен. мон-рь. Территория была расчищена, близ 1-й церкви обнаружили руины храма большего размера. В 1892 г. работы по восстановлению малого храма были закончены, построены каменная звонница (рядом с храмом), 3 помещения для духовенства и 8 келий для монахинь, устроен колодец. 22 окт. церковь освятили экзарх Грузии архиеп. сщмч. Владимир (Богоявленский) , благочинный церквей груз. железной дороги свящ. И. Нанобашвили, настоятель мцхетского кафедрального собора Светицховели прот. И. Мревлишвили и представители мцхетского духовенства. Сохранились 1-я (1908) и 2-я (1914) описи имущества О. м.; книга доходов и расходов велась с 1914 г. Настоятельницей была назначена Горнич, к-рая управляла обителью, будучи послушницей. 13 нояб. 1911 г. благочинный мон-рей Вост. Грузии архим. Антоний (Гиоргадзе) постриг Горнич в монахини с оставлением ей прежнего имени - Ольга. В кон. 1915 г. в О. м. подвизались 16 чел.: настоятельница мон. Ольга, казначея Татьяна Вербицкая и 14 послушниц (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 57648. Л. 282). По ходатайству в Синоде Грузино-Имеретинской синодальной конторы (31 марта 1916) и наместника на Кавказе вел. кн. Николая Николаевича (2 июля) Синод 11 авг. вынес распоряжение о предоставлении обители статуса жен. общежительного мон-ря с правом «иметь столько монахинь, сколько он сможет содержать на свои средства» (Там же. Д. 23188. Л. 2). 14 авг. Горийский еп. Антоний (Гиоргадзе) вновь освятил обновленную на средства гр. С. А. Олсуфьевой церковь О. м., мон. Ольга была возведена в сан игумении (ДВГЭ. 1916. 17. С. 561-562). Монастырь окормляли как русские, так и груз. священники: Владимир Бедиашвили (17 мая 1911 - 24 июля 1912; НА Грузии. Д. 489. Оп. 1. Д. 57648. Л. 286), Андрей Самков (24 июля 1912 - окт. 1915; ДВГЭ. 1912. 16. С. 4), Елевферий Сахвадзе (31 окт. 1915 - июль 1919; Там же. 1915. 23. С. 5). Служили на грузинском и церковнослав. языках.

http://pravenc.ru/text/2578379.html

Ист.: Цагарели А. Памятники груз. старины в Св. земле и на Синае. СПб., 1888; Марр Н. Я. Синодик Крестного мон-ря в Иерусалиме. СПб., 1914; Описание груз. рукописей бывшего Об-ва распространения грамотности среди груз. населения: Колл. S/Сост.: Е. Метревели и др. Тб., 1967. Т. 5 (на груз. яз.); Отчет посольства Алексея Иевлиева в царство Имерети в 1650-1652 гг./Рус. текст, с обзором рукописей и груз. переводом к изд. подгот. И. Цинцадзе. Тб., 1969 (на рус. и груз. яз.); Статейный список посла Никифора Толочанова в Имерети, 1650-1652 гг./Рус. текст с груз. переводом и обзором рукописей к изд. подгот. И. Цинцадзе. Тб., 1970 (на рус. и груз. языках); Жан Шарден. Путешествие Жана Шардена в Персию и другие страны Востока: Сведения о Грузии/Пер. с франц., исслед., коммент.: М. А. Мгалоблишвили. Тб., 1975 (на груз. яз.); Кристофоро де Кастелли. Альбом зарисовок и реляции Кристофоро де Кастелли/Текст расшифровал, пер., исслед., коммент.: Б. Гиоргадзе. Тб., 1977 (на груз. яз.). Лит.: Тамарашвили М. История католичества среди грузин. Тб., 1902 (на груз. яз.); Вирсаладзе Т. Б. Роспись Иерусалимского Крестного мон-ря и портрет Шота Руставели. Тб., 1974. С. 35, 47; Акопашвили Г. Грузинский дипломат Николоз Чолокашвили - Никифоре Ирбахи, XVII в. Тб., 1977 (на груз. яз.); Табагуа И. Посольство Никифора Ирбаха в Европе//Грузия в архивах и книгохранилищах Европы. Тб., 1986. Т. 2 (на груз. яз.); Сванидзе М. Посольство Никифора Ирбаха (Николоза Чолокашвили) в Европу в 1626-1629 гг. с целью создания антиосманской коалиции// Он же. Очерки по грузино-османской истории, XIV-XVIII вв. Тб., 1990 (на груз. яз.); Ватеишвили Дж. По следам Никифора Ирбаха//Мацне (Вестник)/Сер. истории, этнографии и истории искусства. Тб., 1991. Вып. 2. С. 76-80 (на груз. яз.); Жордания Г., Гамезардашвили З. О дипломатической миссии Никифора Ирбаха// Они же. Римско-католическая миссия и Грузия. Тб., 1994 (на груз. яз.); Чехановец Я. Грузинская Церковь на Св. земле. М., 2012. С. 89-91. Т. Коридзе Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2565534.html

С 1 февр. 1908 г. епископ Гурийско-Мингрельский. Л. не одобрял русификацию образования в Грузии. Большое внимание уделял вопросу изучения груз. языка и груз. церковного пения в духовных школах. Под его председательством была учреждена комиссия, которая разработала новую программу обучения груз. языку; также Л. создал хор под упр. А. Кавсадзе, к-рый исполнял грузинские церковные песнопения на богослужениях в тифлисских церквах. Л. имел попечение о груз. монахах, изгнанных из некогда принадлежавшего грузинам Иверского монастыря на Афоне, он предоставил им место в мон-рях в пуст. Гареджи. На Соборе ГПЦ, прошедшем 12 марта 1917 г. в патриаршем кафедральном соборе Светицховели в Мцхете под председательством Л., он зачитал решение о восстановлении автокефалии ГПЦ. Л. был назначен председателем Временного управления ГПЦ, в состав к-рого вошли еп. Горийский Антоний (Гиоргадзе) , протоиереи Н. Талаквадзе, К. Кекелидзе , св. Полиевкт Карбелашвили, свящ. Василий Карбелашвили (см. в ст. Карбелашвили ) и др. На следующий день Л. оповестил о принятом постановлении представителя Особого Закавказского комитета (высший орган Временного управления в Закавказье) Б. Хатисова и экзарха Грузии архиеп. Платона (Рождественского) (Тбилисский гос. музей литературы Грузии им. Г. Леонидзе. Ф. прот. Н. Талаквадзе. Ед. хр. 25995. Л. 7-8). Церковная власть в Закавказье была разделена: грузинские приходы отошли в юрисдикцию ГПЦ, признанной Временным правительством, негрузинские, в т. ч. и русские - в ведение новообразованного Кавказского Экзархата РПЦ (подробнее см. в ст. Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви ). 15 авг. 1917 г. Л. был избран митрополитом Тифлисским ГПЦ и местоблюстителем престола католикоса-патриарха всей Грузии. 23 авг. 1917 г. митр. Платон покинул Тифлис, его дворец заняли члены Временного управления ГПЦ во главе с Л. 8-17 сент. в Тифлисе прошел Собор ГПЦ и была утверждена автокефалия Церкви, избраны католикос-патриарх всей Грузии свт. Кирион III (II) (Садзаглишвили) и архиереи, учреждены новые епархии. С 17 сент. 1917 до 23 февр. 1919 г. Л. занимал должность временно исполняющего обязанности главы Церкви в период ее вдовства. 8 июня 1918 г. была образована Грузинская демократическая республика, социал-демократическое правительство отделило Церковь от гос-ва, в школах были отменены уроки Закона Божиего.

http://pravenc.ru/text/2463431.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010