В нач. XX в. Горийские викарии занимались вопросами духовного просвещения. Еп. Кирион III (Садзаглишвили (Садзагелов); 12 авг. 1900 - 10 марта 1902; впосл. Католикос-Патриарх Грузии) являлся председателем комитета Тифлисского церковно-археологического музея, способствовал пополнению его коллекции. Еп. Вениамин (Барнуков; 21 апр. 1902 - 16 февр. 1905) в нояб. 1903 г. был утвержден в должности председателя окружного училищного совета Грузинского Экзархата. Еп. Евфимий (Елиашвили (Елиев); 19 мая 1905 - 10 нояб. 1906) занимался проблемами груз. духовных периодических изданий, 28 авг. 1905 г. под его председательством состоялось совещание по реформированию «Духовного вестника Грузинского Экзархата». В июне следующего года еп. Евфимий участвовал в заседаниях Предсоборного присутствия в С.-Петербурге. Архиерей не поддержал требований груз. духовенства о предоставлении автокефалии Грузинскому Экзархату, из-за чего не смог вернуться в Тифлис и 10 нояб. 1906 г. был назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. Горийский еп. Петр (Кончошвили (Кончуев); 6 апр. 1907 - 5 февр. 1909) участвовал в исправлении груз. Библии и груз. богослужебных книг, совершил паломничество в Иерусалим и др. св. места, опубликовал записки с описанием путешествия. Последним Горийским епископом стал Антоний (Гиоргадзе) , хиротонисанный 15 янв. 1912 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге, 26 янв. того же года еп. Антоний был назначен на должность члена Грузино-Имеретинской синодальной конторы. Г. в. прекратило существование в результате реорганизации епархиальной структуры Грузинской Церкви после провозглашения ею автокефалии в марте 1917 г. Еп. Антоний, являвшийся одним из участников провозглашения автокефалии, в сент. 1917 г. был назначен на Кутаисскую кафедру с возведением в сан митрополита. Лит.: Д[урново] Н. Девятисотлетие рус. иерархии: 988-1888: Епархии и архиереи. М., 1888. С. 83, 85; Рункевич С. Н. Грузинский Экзархат//ПБЭ. Т. 4. Стб. 719, 720, 733, 740; Кирион (Садзагелов), еп. Кр. очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901; Герман (Веретенников), иеродиак. Грузинская Православная Церковь: (1800-1970 гг.)/МДА. Загорск, 1974. С. 9, 11, 12, 40, 46, 102. Ркп.

http://pravenc.ru/text/166213.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДУХОВНЫЙ ВЕСТНИК ГРУЗИНСКОГО ЭКЗАРХАТА» [груз. ] , ж., офиц. печатный орган Грузинского Экзархата РПЦ (ГЭ) (1891-1906; в 1907-1917 «Вестник Грузинского Экзархата», 15/16-20 за 1917 «Вестник Кавказского Экзархата»). Выходил в Тифлисе на издательской базе Тифлисской ДС в формате книги на рус. языке и с частичным переводом на грузинский, со средней периодичностью 2 раза в месяц (за год до 24 номеров). Офиц. и неофиц. части журнала были оформлены в виде 2 выпусков: «Д. в. Г. Э.» (объем до 20 страниц) и Прибавления к «Духовному вестнику Грузинского Экзархата» (объем до 48 страниц). В 1910-1917 гг. журнал издавался 2 раза в месяц объемом до 12 страниц. Печатался в типографиях Е. Хеладзе (1891-1905, по 21/22), (скоропечатной) А. Кутателадзе (с 23/24 за 1905-1906), Канцелярии наместника Его Имп. Величества на Кавказе (1910-1916), Особого Закавказского комитета (1916-1917). Редактором журнала был ректор (инспектор) Тифлисской ДС. В разные годы эту должность занимали архим. Николай (Зиоров) (1891), прот. Георгий Хелидзе (1891), архимандриты Тихон (Морошкин) (1891-1893), Серафим (Мещеряков) (1893-1898), Ермоген (Долганёв) (1896, 1898-1901), Стефан (Архангельский) (1901), прот. сщмч. Иоанн Восторгов (1901-1905), свящ. Никандр Покровский (1901, 1905-1906), И. А. Греков (1905), прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы М. Г. Попов (1910-1915), архим. Пирр (Окропиридзе) (1914-1915; в 1916-1922 епископ Алавердский), епископы Ереванский Леонтий (Вимпфен) (1915), Горийский Антоний (Гиоргадзе) (1915-1917), Ереванский Дамиан (Говоров) (10-е гг. XX в.), прот. И. Орехов 19/20, 21/22 за 1917). Помощника редактора назначал экзарх Грузии из владевших груз. языком образованных представителей духовенства и преподавателей. Цензоры также назначались экзархом из числа городских протоиереев или священников с высшим богословским образованием; в разное время ими были прот. Евстафий Елиев (Елиашвили) (1891-1902; в 1903-1905 еп. Алавердский Евфимий), архим. Амфилохий, И. А. Греков, архим. Григорий, свящ. Никандр Покровский и др.

http://pravenc.ru/text/180680.html

кн. Александра Невского, 2 апр. еп. Имеретинский Георгий (Аладашвили) рукоположил его во диакона. 16 мая 1917 г. Совет Кутаисского епархиального уч-ща избрал Н. на должность делопроизводителя школ Кутаисского и Окрибского округов, 20 июля Временное управление Имеретинской епархией подтвердило назначение Н. В 1918 г. митр. Кутаисско-Гаенатский Антоний (Гиоргадзе) рукоположил его во иерея и определил настоятелем ц. во имя Спасителя в с. Кока-Охомира (Семейный архив митр. Наума). По совместительству Н. работал зам. заведующего Отделом образования церковноприходских школ Кутаисско-Гаенатской епархии (до установления в Грузии советской власти в февр. 1921) ( Жвания. 1994. С. 75). В сент. 1921 г. участвовал в заседаниях III Собора ГПЦ, проходившего в мон-ре Гелати , был избран членом секретариата Президиума Собора (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 6 478. Л. 5). В 1928 г. на Пасху за добросовестное служение награжден золотым наперсным крестом (Сборник новостей. 1928. С. 33). С 1924 г. настоятель Спасской ц. с. Чогнари (близ Кутаиса, ныне в муниципалитете Терджоли, обл. Имерети). 1 сент. 1929 г. с сохранением должности настоятеля чогнарской церкви назначен благочинным церквей Гелатского окр.; 1 сент. 1930 г. переведен настоятелем в кутаисский храм во имя св. Архангелов в комплексе Мцване-Квавила с сохранением должности благочинного. По данным от 1 окт. 1931 г., также управлял канцелярией Кутаисско-Гаенатской епархии (до 1940). В списке духовенства от 1 окт. 1932 г. упомянут как протоиерей (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 1630. Л. 29, 126, 241). Со 2 окт. 1938 г., после ареста митр. Кутаисско-Гаенатского Варлаама (Махарадзе) (нояб. 1937), Н. фактически руководил епархией, осуществлял переписку с канцелярией Грузинской Патриархии и с католикосом-патриархом всей Грузии Каллистратом (Цинцадзе) . С 6 дек. 1938 до 23 янв. 1939 г. временно занимал должность благочинного церквей Кутаиси (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 2216. Л. 13, 15). В 1940-1943 гг. с закрытием храма в Мцване-Квавила был лишен места настоятеля и должности благочинного (ЦГА новейшей истории Грузии.

http://pravenc.ru/text/2564752.html

славной вмц. царицы Кахетинской Кетевани// Он же. Иверский патерик. М., 2004. С. 247-277; Исторические док-ты Гареджи XIII-XVIII вв./Сост.: Д. Ломидзе, М. Чумбуридзе, З. Схиртладзе. Тбилиси, 2008. Вып. 1 (на груз. яз.). Лит.: Асатиани Л. Поэтессы Древней Грузии. Тифлис, 1936 (на груз. яз.). Авалишвили З. Теймураз I и его поэма «Мученичество святой Кетеван». П., 1938 (на груз. яз.); Бибичадзе А. Андреас Грифиус и его трагедия «Королева Грузии Катарина»: АКД. Тбилиси, 1950; Кенчошвили И. Английское послание о царице Кетеван//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1961. 1. С. 163-168 (на груз. яз.); Джамбурия Г. Георгий Саакадзе. Тбилиси, 1964 (на груз. яз.); он же. Новая ирано-тур. война и царства Картли и Кахети//Очерки истории Грузии. Тбилиси, 1973. Т. 4: Грузия с нач. XVI до 30-х гг. XIX в./Сост.: М. Думбадзе. С. 243-254 (на груз. яз.); он же. Нашествия шаха Аббаса на Грузию//Там же. С. 262-274 (на груз. яз.); Имедашвили Г. «Мученичество царицы Кетеван» Теймураза I и мартирологический жанр//Очерки древнегруз. письменности. Тбилиси, 1964. Т. 2. С. 129-149 (на груз. яз.); Орловская Н. К. Грузия в литературах Зап. Европы XVII-XVIII вв. Тбилиси, 1965; Паичадзе Г. Материалы к истории русско-груз. отношений (1652-1658)//Саисторио моамбе (Ист. вестник). Тбилиси, 1965. Вып. 19/20. С. 439-469 (на груз. яз.); Сванидзе М. Из истории грузино-тур. отношений в XVI-XVII вв. Тбилиси, 1971; Кавтария М. Из истории груз. гимнографии XVII-XVIII вв.//Мравалтави (Многоглав)/ТГУ. 1973. Вып. 3. С. 157-176 (на груз. яз.); Кекелидзе К. Григол Додоркели// Он же. Др.-груз. лит-ра. 1980. Т. 1. С. 342-343 (на груз. яз.); он же. Кетеваниани//Там же. 1981. Т. 2. С. 493-496 (на груз. яз.); он же. Теймураз I//Там же. С. 551-571 (на груз. яз.); он же. Царь Арчил//Там же. С. 572-592 (на груз. яз.); Гугушвили М. Теймураз Первый. Тбилиси, 1981 (на груз. яз.); Табагуа И. Грузия в архивах и книгохранилищах Европы. Тбилиси, 1986. Т. 2: XIII - 1-я четв. XX вв. (на груз. яз.); Гиоргадзе Р. Святыни Груз. Церкви в музее Загорска//Джвари вазиса (Крест из виноградной лозы).

http://pravenc.ru/text/1684283.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Храм Баграта. 1003 г. Фотография. 2012 г. [Груз. ] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (янв. 1927). Одна из главных епархий ГПЦ; митрополит Кутаисско-Гаенатский занимает 1-е место среди др. архиереев в Синоде ГПЦ. Кафедрой К.-Г. е. в разное время были храмы Кутаиси: собор во имя св. равноап. кн. Александра Невского (с 1919 - во имя царя Грузии св. Давида IV Строителя (Агмашенебели), разрушен в 1923), собор в честь Успения Пресв. Богородицы - т. н. Баграта храм (1923-1924), ц. во имя св. Архангелов в комплексе Мцване Квавила (груз.- Зеленый цветок), ц. во имя апостолов Петра и Павла (с 1947). С 2011 г. кафедральным собором епархии является храм Баграта. Образование епархии и ее территория После восстановления автокефалии ГПЦ (март 1917) был созван I Поместный Собор ГПЦ (сент. 1917), на к-ром был избран глава Церкви - католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (II) (Садзаглишвили) , а также решены вопросы устройства Церкви. В числе 13 новых епархий, восстановленных в пределах территорий древних епархий, были Кутаисская и Гаенатская епархии. Ввиду недостаточной численности епископата нек-рые архиереи окормляли по 2 епархии. Так, митр. Кутаисский Антоний (Гиоргадзе) возглавил Гаенатскую епархию и неофициально именовался Кутаисско-Гаенатским. 17 сент. 1917 г. на Соборе было принято «Положение об управлении Грузинской Церковью», установлены границы новых епархий. В юрисдикцию Кутаисской епархии вошли приходы Н. Имерети (территории древних Кутаисской и Хонской епархий; Кутаисский у., ниже р. Цкалцители), кафедрой и резиденцией митр. Кутаисского стал г. Кутаиси. В состав Гаенатской епархии вошли земли В. Имерети (территория древней Гаенатской епархии; Шорапанский у., регион Окриба, выше р. Цкалцители) с кафедрой в мон-ре Гелати и резиденцией в г. Зестафони ( Анания (Джапаридзе). 2003. Т. 1. С. 342). В принятом на церковном Соборе ГПЦ 21-27 янв. 1927 г. новом «Положении об управлении Грузинской Церковью» эти епархии были объединены в К.-Г. е. с приходами в Н. Имерети и Окриба (территории Кутаисского у.) и кафедрой и резиденцией митрополита в Кутаиси (Там же. С. 369).

http://pravenc.ru/text/2462343.html

В своем первом рождественском послании патриарх обратился к народу с такими словами: «Вера – это свет на пути к миру, вера – это уже мир и вечная благодать и источник любви, которая возвышает душу и сознание человека. Это мост от земли к небесам. Встаньте твердо на этот мост ... мы с радостью укажем путь к этому мосту». Для народа, опутанного коммунистической идеологией, обещания такого рода были внове и внушали надежду. Люди постепенно возвращались к христианской вере, вере, которую самоотверженно защищали ценой своей жизни их предки, и медленно из номинальных верующих превращались в истинно верующих. Глава Грузинской Церкви призывал прихожан всегда помнить о главных ценностях: о вере, о родине, о своей национальной культуре, о своем языке. «Оглядываясь назад в наше прошлое, – говорил он, – удивляюсь, как при таком противостоянии грузинский народ смог сохранить свой родной язык, христианскую веру и культуру, как это все не исчезло? Тайна нашего существования до сегодняшнего дня и духовная непоколебимость народа заключается в нашей христианской вере...» Такое видение прошлого, настоящего и будущего было абсолютно неприемлемым для официальной идеологии. В начале апреля 1978 года в Грузии большое волнение вызвало обсуждение проекта новой Конституции ГССР. В этом проекте по указанию центральной власти была аннулирована имевшаяся там статья о государственном статусе грузинского языка. Конечно, проект во многих организациях и слоях населения вызвал негодование и перерос в волну критики всей системы. В то время ядро освободительного движения (3. Гамсахурдия, М. Костава, Г. Чантурия, М. Гиоргадзе, Т. Чхеидзе и 3. Чавчавадзе) состояло из прихожан патриаршего Сионского собора в Тбилиси. Правительство понимало, что Церковь стала мощным союзником народа, защищавшего свой язык. 14 апреля 1978 года в 9 часов утра в саду Тбилисского государственного университета собрались тысячи студентов и мирным шествием двинулись в сторону проспекта Шота Руставели, где находился Дом Правительства. В этот день Верховный Совет Грузии должен был утвердить новый проект Конституции. Молодежь выступала с требованием восстановить статус грузинского языка как государственного. По дороге к шествию присоединились студенты и других вузов, представители интеллигенции. На полпути, около здания филармонии, демонстранты прорвали милицейский кордон. Тысячи людей, скандировавших: «Грузия», «родина», «родной язык», собрались около Дома Правительства. На улицах чувствовалось волнение, вокруг стояли военная техника и солдаты, стояли жители города, молодые и старики, которые, боясь повторения событий 9 марта 1956 года 9 , плакали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Груз. общественность, еще во 2-й пол. XIX в. поднявшая вопрос о восстановлении автокефалии ГПЦ, возлагала большие надежды на Февральскую революцию. Однако, когда стало ясно, что Временное правительство, обещавшее восстановление независимости ГПЦ, сохранило Г. Э. и все права экзарха, груз. духовенство приняло решение объявить о неподчинении Временному правительству (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 15. Ед. хр. 3238. Л. 52; Оп. 27. Ед. хр. 4671. Л. 31; Ед. хр. 5412. Л. 3; Ф. 488. Ед. хр. 26429. Л. 3; Иверия. 1906. 4. С. 12; Цагарели. 1912. С. 324-327; Закавказье. 1907. 188. С. 3). Мцхетский Собор и провозглашение восстановления автокефалии ГПЦ 12 марта 1917 г. в мцхетском патриаршем соборе Светицховели был проведен Собор духовенства всей Грузии, где была провозглашена автокефалия ГПЦ. В Постановлении Мцхетского Собора, зачитанном в тот же день в Светицховели в присутствии 10 тыс. чел., говорилось: «Приняв во внимание, что 1) в Грузинской Церкви, имевшей, согласно с канонами Вселенских Соборов, автокефальное существование, уничтожение или упразднение которого не подлежало компетенции никакой силы, за исключением Вселенского Собора, совершенно антиканонически приостановлено было автокефальное управление и что 2) в России установилась новая форма государственного управления, с которой не гармонирует бесправное существование Грузинской Церкви, признали необходимым и единогласно и единодушно постановили: с этого момента считать восстановленным автокефальное церковное управление в Грузии и, пока произведены будут канонические выборы Католикоса Грузинской Церкви, местоблюстителем его назначить преосвященного Леонида (Окропиридзе), епископа Гурийско-Мингрельского, и при нем для управления Церковью, под его председательством, учредить Временное Управление Грузинской Церкви в составе духовных и светских лиц» ( Егоров. 1917. С. 9). Во Временное управление (ВУ) ГПЦ вошли: епископы Антоний (Гиоргадзе), Леонид (Окропиридзе), протоиереи Н. Талаквадзе, К. Кекелидзе, свящ. Василий и прот. Полиевкт Карбелашвили, миряне И. Вартагава, В. Барнов, С. Георгадзе, Т. Сахокия, Г. Кипшидзе, С. Мгалоблишвили, Д. Давидов-Давиташвили, А. Натрошвили (Сакартвело. 1917. 59. С. 4). ВУ должно было разработать необходимую документацию для передачи ее во Временное правительство, Положение об управлении ГПЦ, а также взять на себя подготовку груз. Архиерейского Собора, к-рый должен был подтвердить акт восстановления автокефалии ГПЦ и избрать Католикоса-Патриарха всей Грузии. Кавказский Экзархат (1917-1920)

http://pravenc.ru/text/168201.html

22 сент. 1917 г. благочинный Феодосий (Забытин) докладывал экзарху Платону о насилии груз. духовенства над русским (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 23247. Л. 6). Груз. сторона отрицала свою вину. «Сыновья и дочери дорогой нам Русской Церкви! - призывал еп. Леонид (Окропиридзе).- Не верьте словам искушения, которые на протяжении веков поднимали брата против брата. Эти сотрясающие душу голоса исходят из сердец тех, кто дышит лишь местью, жаждет чужой смерти и припадает к братской крови, льющейся из нанесенной им же раны… Грузинское духовенство готово вместе с вами к равноправной и братской работе во имя осуществления новых государственных положений и осуждению сильного противника, являющегося злейшим врагом всяческих свобод» (ЦГИАГ. Ф. 2080. Оп. 1. Ед. хр. 149. Л. 24-25). 19 марта 1918 г. митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским был назначен архиеп. Тамбовский и Шацкий сщмч. Кирилл (Смирнов), к-рый радикально настроенным груз. духовенством не был допущен в Тифлис; в 1920 г. он был перемещен на Казанскую и Свияжскую кафедру. 27 марта 1918 г. обе Церкви поставили перед ОЗАКОМ вопрос о создании общей комиссии по решению имущественных проблем, учитывавшей интересы обеих сторон. 4 апр. состоялось совещание с участием руководства ОЗАКОМ, а также представителей рус. (свящ. Тбилисского военного храма В. Н. Егоров, прокурор синодальной конторы Попов, педагог Тифлисской ДС В. П. Тихвинов, свящ. И. Лозовой, педагог жен. епархиального уч-ща И. И. Авраменко) и груз. духовенства (еп. Горийский Антоний (Гиоргадзе), ректор Тифлисской ДА прот. К. Кекелидзе, прот. К. Цинцадзе, педагог жен. епархиального уч-ща С. Р. Горгадзе). Было решено создать комиссию из 5 чел., в состав к-рой входили бы председатель ОЗАКОМ В. Харламов и по 2 представителя от каждой стороны. До окончательного разрешения дела обеим Церквам было запрещено посягать на имущество друг друга (ЦГИАГ. Ф. 2080. Оп. 1. Ед. хр. 149. Л. 1). 11 апр. председателем комиссии был назначен А. Миткевич, а также в члены комиссии выбраны инспектор Тифлисской ДС П. В. Беклемишев и прокурор синодальной конторы Попов с рус. стороны и прот. Н. Талаквадзе и К. Кекелидзе с груз. (ЦГИАГ. Ф. 2080. Оп. 1. Ед. хр. 149. Л. 20; Ед. хр. 230. Л. 23-25; Ф. 2081. Оп. 1. Ед. хр. 602. Л. 5; Ф. 1818. Оп. 1. Ед. хр. 139. Л. 5). 20 апреля председатель ОЗАКОМ М. Пападжанов сообщал обер-прокурору Синода: «Участившиеся в последнее время недоразумения между грузинами и русскими по церковным делам настоятельно требуют немедленного разрешения вопросов по управлению Церковью и по распределению церквей и монастырей между грузинами и русскими. Ввиду устранения нежелательных осложнений и ожидаемых эксцессов, прошу возможно скоро утвердить положение по управлению Церковью и распределению церквей и монастырей между этими народностями» (ЦГИАГ. Ф. 2080. Оп. 1. Ед. хр. 149. Л. 62). Упразднение Кавказского Экзархата

http://pravenc.ru/text/168201.html

26 мая 1918 г. меньшевистское правительство Грузии объявило о гос. независимости страны. Правительство признало необходимым проведение радикальных мер как во внутренней, так и во внешней политике. Отсутствие идейной и материальной поддержки России, а также раздирающая страну политическая анархия и гражданская война привели к тому, что рус. паства в Грузии оказалась фактически незащищенной в чужой стране. Духовенство КЭ считалось поддерживающим белогвардейское движение и проводящим в Грузии пророссийскую политику. Центральным местом собраний рус. паствы и духовенства стал рус. собор во имя Александра Невского в Тифлисе, что послужило поводом военному министру Грузии Г. Гиоргадзе запретить служение рус. духовенству. Храм был передан груз. духовенству, употребление церковнослав. языка за богослужением запрещено (ЦГИАГ. Ф. 1863. Оп. 1. Ед. хр. 791. Л. 1-2). Численность рус. духовенства и паствы значительно сократилась, мн. приходы были упразднены, церковное имущество действующих церквей и мон-рей было расхищено, участились случаи разбойничьих нападений на церкви и духовенство (ЦГИАГ. Ф. 1700. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 10). Серьезной причиной национального противостояния явилась также и тяжба по вопросам церковного имущества. 17 февр. 1920 г. на заседании правительства Грузинской республики был заслушан и принят к рассмотрению вопрос об упразднении Кавказской синодальной конторы. Опираясь на церковные каноны (8-е прав. Всел. I Собора, 12-е прав. Всел. IV Собора), по к-рым существование на одной территории 2 правосл. Церквей не допускалось, а также на основании принятого 2 авг. 1918 г. Национальным Советом республики закона о ликвидации российских учреждений на территории Грузии (Сб. правовых актов. 1990. С. 47) КЭ был упразднен. Постановление вступило в силу 21 февр. 1920 г. (ЦГИАГ. Ф. 1938. Оп. 1. Ед. хр. 237. Л. 16). 17 марта 1920 г. на заседании правительства был заслушан доклад министра юстиции Р. М. Арсенидзе об удовлетворении духовных потребностей негруз. правосл. паствы. На основании пункта «в» ст. 7 Конституции Республики Грузии находящиеся на территории республики рус., греч., осет. и др. приходы были переведены в юрисдикцию ГПЦ (ЦГИАГ. Ф. 1938. Оп. 1. Ед. хр. 237. Л. 21).

http://pravenc.ru/text/168201.html

15 янв. 1925 г. на заседании Президиума ЦИК Грузии был выслушан вопрос о мон-рях Гареджи. «Древнейшие комплексы древностей пустынь Давида Гареджи с их историческими и художественными надписями, также крепостями, которые расположены в долине Карая приблизительно длиной в 20 км и шириной в 8 км» были признаны «имеющими большое научное значение не только в масштабах Грузии, но и всего мира». Было решено «организовать защиту этих древностей. Эта территория является безводной пустыней, здесь нет населения и сами древности превратились в укрытие бандитов» (ЦГА новейшей истории Грузии. Ф. 284. Оп. 1. Д. 153. С. 2). Однако никаких реальных мер за этим решением не последовало. В 1980-1981 и 1983-1987 гг. археологическая экспедиция Спелеистической лаборатории Гос. музея Грузии осуществила в Н. археологические работы небольших масштабов с целью изучения культурных слоев и стратиграфии на территории мон-ря; было выделено 3 археологических участка, заложено неск. шурфов (Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1988. 2. С. 15 (на груз. яз.)). В 2000 г. с благословения Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) в Н. восстановлена монастырская жизнь, настоятелем назначен архим. Иоанн (Киквадзе), также являющийся настоятелем церкви Мамадавити (во имя прп. Давида Гареджийского) на горе Мтацминда в Тбилиси. В Н. постоянно живет иеродиак. Неофит (Джобава). Г. Мачуришвили Настоятели Н. Иоанн (кон. X в.), Онуфрий (Мачутадзе; 1690 - нач. XVIII в.), Харитон (1702-1718), Серапион (с 1724), Симеон (Орбелишвили; 1742-1746), Авраам (1749-1751), Зенон (1752-1760), Симеон (Инауридзе; 1760-1772), Николай (Кипиани; 1773-1775), архим. прп. Евфимий (Мчедлишвили; 1775 - март/апр. 1804), архим. Доментий (Давиташвили-Багратиони; апр. 1804 - † 21 марта 1815), архим. Афанасий (Петриашвили; 29 сент. 1815 - 19 янв. 1819), архим. Димитрий (Лионидзе; 19 янв. 1819 - 21 авг. 1819), архим. Ириней (Ключарёв; 21 авг. 1819 - 1 июня 1821), архим. Елевферий (Элептер) (Зукакишвили; авг. 1821 - окт. 1822), архим. Евгений (30 нояб. 1822 - 2 июня 1826), архим. Феодосий (Хелашвили; 2 февр. 1827 - 24 февр. 1844), игум. Феофан (Мачабели; 27 февр. 1844 - 15 июля 1844), архим. Иоанн (Джорджадзе; 15 июля 1844 - 1865), архим. Макарий (Мататашвили; 10 сент. 1865 - 7 июня 1892), архим. Евсевий (Цабадзе; 4 сент. 1892 - 14 июля 1897), еп. Леонид (Окропиридзе; 14 июля 1897 - 12 авг. 1900), архим. Георгий (Аладашвили; 12 марта 1902 - 29 авг. 1905), архим. исп. Амвросий (Хелая; 24 нояб. 1905 - 22 янв. 1909; 23 авг.- 14 окт. 1917), еп. Давид (Качахидзе; 1909-1910), архим. Антоний (Гиоргадзе; 30 янв. 1910 - 7 июня 1911), архим. сщмч. Назарий (Лежава; 17 нояб. 1911 - 5 мая 1917), архим. Тарасий (Канделаки; окт. 1917 - май (?) (официально с 12 нояб.) 1918), иером. Михаил (Мандария; нояб. 1918 - 1919), архим. Иоанн (Киквадзе; с 2000).

http://pravenc.ru/text/2564744.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010