119 . Нил Столбенский (Столобенский), уединенный отшельник, подвизавшийся на Столбенском (Столобенском) озере в Осташковском уезде Тверской губернии, где после образовался монастырь его имени, скончавшийся 7-го Декабря 1554-го года. Спустя пять лет после его кончины была поставлена над его могилою часовня, в которой была устроена гробница, покрытая покровом, вслед за чем начали совершаться у его гроба чудеса. В 1595-м году была написана его икона, а вслед за тем было установлено и местное празднование его памяти 339 . 120 . Симон Сойгинский, основатель упраздненной Спасо-Преображенской Сойгинской пустыни, которая находилась в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии, в 75-ти верстах от Сольвычегодска на реке Вычегде, скончавшийся 24-го Ноября 1561-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано 340 . 121 .  Арсений, юродивый Новгородский, основатель упраздненного Арсениева монастыря, который находился в Новгороде, скончавшийся 12-го Июля 1570-го или 1577-го года. О начале местного празднования (которое совершается теперь 8-го Мая) ничего не может быть сказано 341 . 122 .  Иоанн Власатый, юродивый Ростовский, скончавшийся 3-го Сентября 1580-го года. Записи о чудесах преподобного заставляют предполагать, что местное празднование его памяти установлено в первой четверти XVII века 342 . 123 . Трифон Печенгский, просветитель Лопарей западной части Кольского полуострова, пограничной с Норвегией и Финляндией, скончавшийся 15-го Декабря 1583-го года. Судя по тому, что преподобный рано прославился как чудотворец, вероятно думать, что и местное празднование ему установлено более или менее вскоре после его кончины 343 . 124 .  Антоний Черноезерский, основатель упраздненного Черноозерского Николаевского монастыря, который находился в Череповецком уезде Новгородской губернии, живший неизвестно когда, но относимый к XVI веку. О начале местного празднования, совершаемого 17-го Января, ничего неизвестно 344 . 125 .  Иоаким Опочский, основатель упраздненного Ильинского Опочского монастыря, который находился в Порховском уезде Псковской губернии, живший также неизвестно когда и также относимый к. XVI веку. О начале местного празднования, совершаемого 9-го Сентября, ничего неизвестно 345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

На южной стороне церкви в ограде пруд. Один придел в Вассьянском храме посвящён пр. Вассиану (память коего совершается 10 октября) в тот же день, когда православная церковь воспоминает пр. Вассиана игумена, «иже в Константине граде обители устроив, учеников до трехсот собра, в его же монастыре пр. Матрона, мужским одеяньем прикрывшись, иночествова время довольно» (память её 9 ноября). Пр. Вассиан жил в 5 веке. Трудно объяснить, почему в селе Вассианском (в предполагаемой Троицкой Рябовой пустыни) придел посвящён малоизвестному (а может быть и неизвестному для сельских прихожан) святому греческой церкви. Думается, под его именем почитался свой, местный, святой Вассиан, основатель Рябовой пустыни, как в селе Тутани под именем пр. Ксенофонта, чтимого всей православной церковью, чтился свой преподобный Ксенофонт Тутанский, или в селе Савватьеве вместо пр. Савватия Соловецкого праздновали своему пр. Савватию Савватьевскому, или в селе Саввине принимали своего св. Савву, основателя Саввина монастыря, за пр. Савву Освященного и т. п. – тем более что дни кончины – пр. Ксенофонта (Тутанского). Савватия (Савватиевского), Саввы (Саввинского), Вассиана Рябовского (или Вассиянского) были не известны, а памяти святых, дни кончины коих не известны, в нашей православной церкви приурочиваются к дням празднеств святых, чтимых всей церковью, как, например, пр. Антоний Леохновский и др. (Черноезерский, Краснохолмский, Дымский) воспоминаются 17 января, в день памяти пр. Антония Великого ; или Афанасия (Ростовский, Лубенский, князь Афанасий и др.) воспоминаются в дни св. Афанасия Великого 18 января, 2 мая – и т. д. (см. Месяцеслов русских св. архиепископа Димитрия, 17 и 18 января, 2 мая, 12 и июня. Пр. Вассиан был родом из села Рожалина, находившегося в Кесовской волости г. Бежецкого Верха (ныне г. Бежецк) Тверской губернии, – происходил из рода князей Шестихинских, а по другим из рода князей Шаховских; (как Шестихины, так и Шаховские родоначальником своим считают св. Благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского, 19 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Преподобный Косма Яхромский. Февраль, 18 1492 Преподобный Леонтий Караховский. Июль, 18 1492 Преподобный Нектарий Бежецкий. Апрель, 3 1492 Блаженный Иоанн, Христа ради Юродивый, Устюжский Чудотворец. Май, 29 1494 Преподобный Савва Крыпецкий (Псковский). Август, 28 1495 Священномученик Макарий, Митрополит Киевский. Май, 1 1497 XVI в. Преподобный Иаков Галичский. Апрель, 4 XV-XVI вв. Преподобные Онуфрий и Авксентий Мальские, Псковские. Июнь, 12 XV-XVI вв. Преподобный Христофор Сольвычегодский, или Коряжемский. Июль, 25 XVI в. Преподобный Елисей Сумский, Соловецкий Подвижник. Июнь, 14 XVI в. Преподобный Афанасий Свирский. Май, 2 XVI в. Преподобный Евфимий Архангелогородский. Январь, 20 XVI в. Преподобный Антоний Черноезерский. Январь, 17 XVI в. Преподобный Варлаам Керетский. Ноябрь, 6 XVI в. Преподобный Никандр Городноезерский. Ноябрь, 4 XVI в. Преподобные Онуфрий и Авксентий Перцовские, Вологодские. Июнь, 12 XV-XVI вв. Преподобный Александр Вочский, Галичский. Март, 27 XVI в. Преподобный Даниил Шужгорский. Сентябрь, 21 XVI в. Преподобный Киприан Сторожевский. Август, 26 XVI в. Праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская. Июль, 6 XVI в. Преподобный Себастиан Пошехонский. Декабрь, 18 1500 или 1542 Преподобный Тихон Луховский. Июнь, 16 1503 Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский. Июль, 25 1504 Преподобный Паисий Угличский. Июнь, 6 1504 Преподобный Кассиан Угличский, или Учемский. Октябрь, 2 1504 Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский. Декабрь, 4 1505 Преподобный Галактион Белоезерский (Белозерский). Январь, 12 1506 Преподобный Нил Сорский. Май, 7 1508 Преподобный Вассиан Угличский. Февраль, 12 1509 Преподобный Харитон Сянжемский. Апрель, 11 1509 Преподобный Иоаким Опочский. Сентябрь, 9 ок.1515 Блаженный Лаврентий Калужский, Христа ради Юродивый. Август, 10 1515 Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, Или Волоколамский, Чудотворец. Сентябрь, 9 1515 Святитель Серапион. архиепископ Новгородский. Март, 16 1516 Преподобный Давид Серпуховский. Октябрь, 18 1520 Преподобный Геннадий Важеозерский (Олонецкий). Февраль, 9 1520

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

До того я добродила да всё по высокой траве, что выбилась из сил. Села на чью-то могилку и плачу, плачу... Вдруг слышу: кто-то сквозь заросли пробирается. Вышел ко мне древний-древний старичок с большой бородой, на палку опирается и говорит: – Что ты, милая моя, плачешь! Что ты грешишь! Твои дети в раю Господу радуются, а тебе всё печаль! Я вскочила, как ото сна какого пробудилась. Осмотрелась – никого нету... Испугалась и давай снова дорогу искать. И что ты думаешь! Тут же и нашла. С тех пор перестала я реветь, а только молюсь об упокоении своих ребят. Да вот к вам в Череповец езжу в церкву – панихиды заказывать да сорокоусты. Рассказала на исповеди батюшке, тоже уже старенькому, что со мной было на кладбище-то. Сначала он спросил, откуда я приехала, потом подумал-подумал да и пошёл в алтарь. Выносит икону: на ней старый священник изображён. Я на него смотрю и глаз отвести не могу: так он похож на того старичка лесного. Батюшка мне объясняет: – Это преподобный Антоний Черноезерский. Слышала о нём? Я тут всё и поняла: – Да как же не слышать! – говорю. - Ведь старый Черноезерский монастырь у нас под боком был. До революции там только одна церква стояла. А потом игуменья Таисия Леушинская женский монастырь начала строить, Троицкий храм. Его остатки до сих пор белеют над озером. Так неужто это сам преподобный Антоний меня утешить явился! – Тебе виднее! Раз чувствуешь, что он, так теперь молись ему и благодари за благодатное утешение, – сказал батюшка и накрыл меня епитрахилью. С тех пор стала я ходить к разрушенному монастырю и молиться преподобному Антонию, благодарить его. Стала я замечать, что на Чёрном озере монастырском в любую погоду будто бы дорожка какая проходит. Такая полоса пролегает по воде. Долго я никому об этом не говорила, думала, что мне кажется это. А тут как-то была я на Квасюнине у Раисы Ивановны на Спасов день и встретилась у неё с монашкой Натальей, что из разорённого Ярославского монастыря вернулась на родину к нам. Слово за слово и рассказала им о дорожке на озере. Тут мне Наталья и говорит:

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/28/...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри Ист. Иер. III.      103. Антониев Черноозер. III.      258. Аргамаков. III.      361. Благовещ. девичий. III.       417, 692. Борисоглеб. Новг. III.      480. Важбахтский. III.      497. Варецкий. III.      498. Варлаамиев. два. III.      516. Вельевский. III.      518. Верендовский. III.      520. Веретенский. III.      537. Видогодский. III.      571. Водский. III.      601. Волокодержковский. III.      609. Волотов. III.      613. Воротилов. [строитель Исаия Кувшинев , 1733.] III.      616, 17. Воскрес. два. III.      630. Вырдомский. III.      631. Высокоезерский. III.      683. Габановский. III.      685. Гдитский. III.      686. Геннадиев, III.      696. Глинский. III.      741. Голыневский. III.      752. Горский. IV.      127. Загорицкая. IV.      136. Зарецкий IV.      290; V, 64. Илоезерский. IV.      311. Предтечев. IV.      319. Казанский. IV.      322. Казаринов. IV.      355. Карихов. IV.      356. Касин. IV.      530. Кленовский. IV.      578. Колповский. IV.      774. Коровьеруцкий. IV.      876. Крутецкий. IV.      880. Курдюжский. IV.      886. Кушпикова V.      38, 41. Макариева пустынь. V.      71, 134. Миролюбский. V.      90. Млевский. V.      91. Миозерский. V.      106. Морхиничский. V.      136. Настетский. V.      201. Николаевский. V.      359. Образовский. V.      360. Озадский. V.      370. Оредежский. V.      373. Ореховский. V.      466. Передольский. V.      624. Преображенский. V.      692. Рождественский приписан к Антониеву 1647. V.      715. Розвадский. V.      726. Рубежский. V.      732. Рышков. VI.      95. Стар. Сергиев. VI.      96. Середокоротный. VI.      141. Склавский. VI.      202. Спасогорский, игум. Филарет 1755 дек. 12 перев. в Костромской. VI.      247. Краснопольский. VI.      293. Стаповищский. VI.      337. Сутоцкий. VI.      357. Сытинский. VI.      357. Северский. VI.      471. Андогская. VI.      605. Храминогорская. VI.      653. Чащинская. VI.      699. Черноезерский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чернечий-Ярский-Великобудищск., Полт. г., I, 518. Черниговский-Борисогл.-Мучен., I, 83. Черниговский-Елецкий-Успен.-Богород., II, 794. Черниговский – Ильин. – Троиц.-Болдин., I, 214. Черниговский-Пятниц., II, 1103. Черницкий-Псковский, II, 1354. Черногорский-Богород., Арх. г., II, 888. Черноезерский – Никол., С.-Петер. г., II, 1355. Черноостровский – Николаев. – Малоярославецкий, I, 568. Чернораменск.-Никол., Ниж. г., II, 966. Чернеев-Шацкий, I, 594. Чернеев-Николаев., Тамб. г., I, 569. Чигиринский-Троиц.-Скитский или Новоскитский, II, 1287. Чирцова, Арх. г., II, 1356. Чолминский, Олон. г., II, 1352. Чонский, Орл. г., II, 1353. Чонский-Успен., Могил. г., I, 573. Чудова, Арх. г., II, 1356. Чудов-Московский, II, 1357. Чуркинская-Никол., Астраханск. г., II, 967. Чусовский-Трифонов-Успен., Перм. г., II, 1224. Чухломск.-Авраамиев – Городец.-Покр., II, 597. Ш Шалацкая-Успен., Новг. г., II, 1358. Шандожская-Рожд., Волог. г., II, 1115. Шаргородский-Никол.-Спасский, Подол. г., I, 330. Шаровкин или Шаров-Успен., Калуж. г., I, 576. Шартоминский или Шартовск., Влад. г., II, 1011. на Шатме-Никол., Влад. г., II, 1011. Шатрищегорский-Казан., Калуж. г., II, 856. Шацкий-Чернеев, I, 594. Шегонин, Твер. г., II, 1314. Шенкурский-Троиц., I, 528. Шервинская, Перм. г., II, 1359. Шеренский или Ширинский-Благовещ., Твер. г., II, 639. Шеринская, Перм. г., II, 1359. в Шероховичах Городноезерская- Никандрова, Новгор. г., II, 944. Шидоровский, Волог. г., II, 1199. Шкловский-Воскр., Могил. г., I, 141. Шкнятин-Введен., Пск. г., II, 707. Шужгорский-Данилов-Преобр., Новг. г., II, 778. Шуйский-Спасский, II, 1182. Шуйский-Троиц., II, 1286. Шумаровский, Черниг., г., II, 1360. Щ Щирский, С.-Петер. г., II, 1355. Ю Югская-Димитриев., Яросл. г., II, 1361. Югская-Дорофеева, Яросл.г., II, 1362. Южная-Дорофеева-Троиц., Яросл. г., II, 1362. Юнгинский, Каз. г., II, 1193. Юрьевский-Архан.-Михаилов, II, 628. Юрьевский-Введен.-Николаев., I, 107. Юрьевский-Козелецкий, II, 759. Юрьевский-Мещовский, II, 758. Юрьев-Новгородский, II, 1363.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Николаев.-Пищугова или Пещеговская, Влад. г., II, 961. Николаев.-Плескова или Плесская, Псков. г., II, 962. Николаев.-Подлеск., Смол. г., II, 1100. Николаев. в Подлесье, Костром. г., II, 963. Николаев. – Подольный, Вологод. г., II, 1058. Николаев. – Покровский – Макошинский, Черниг. г., II, 1073. Николаев.-Полистский, Новг. г., II, 998. Николаев.-Понедельский, Новгор. г., II, 999. Николаев.-Прилуц., Волог. г., II, 1001. Николаев.-Промзинская, Симбир. г., II, 949. Николаев.-Прусинский, Олон. г., II, 974. Николаев.-Пустын.-Киевский, I, 399. Николаев.-Пустын.-Новоторж., I, 401. Николаев.-Пустын.-Подлесская, Смол. г., II, 1110. Николаев. – Розважский – Новгородский, I, 328. Николаев.-Рыльский, II, 978. Николаев. – Рыхловский, Черниг. г., II, 1136. Николаев.-Самарский, Екатериносл. г., I, 400. Николаев. – Сендегская, Костром. г., II, 963. Николаев.-Сокольницкий-Новгородский, I, 436. Николаев.-Солбинск., Влад. г., II, 964. Николаев. в Становищах, Новгор. г., II, 1004. Николаев.-Староладожский, I, 332. Николаев. – Староторжский – Галичский, II, 1005. Николаев.-Столбов., Орл. г., II, 1209. Николаев.-Столпен., Твер. г., II, 1210. Николаев. – Стороженский, С. – Петер. г., II, 1009. Николаев.-Теребин. Твер. г., II, 1216. Николаев.-Тобольский, I, 585. Николаев.-Туринский, I, 314. Николаев.-Угрешск., Моск.г., II, 1007. Николаев.-Улейминский, Ярослав. г., II, 1008. Николаев.-Хвоинский или Хвощинский, Пск. г., II, 1010. Николаев.-Холков, Кур. г., II, 1341. Николаев.-Царев, Кур. г., II, 1341. Николаев.-Цивецкая, Волог. г., II, 965. Николаев.-Чебоксарский, II, 969. Николаев.-Черноезерский, С.-Петер. г., II, 1355. Николаев. – Черноостров. – Малоярославецкий, I, 568. Николаев.-Чернораменская, Нижег. г., II, 966. Николаев.-Чернеев, Тамб. г., I, 569. Николаев.-Чуркинская, Астрахан. г., II, 967. Николаев,-Шаргородский, Подоль. г., I, 330. Николаев.-Шартоминский, Шартовский или на Шатме, Влад. г., II, 1011. Николаев. – Щирский, С.-Петер. г., II, 1355. Николаев.-Юрьевский, I, 107. Николаев.-Яренгский, Арх. г., II, 1012.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Вологодская Успенская-Княжая Самарская Успенская-Паройская-Липецкая Нижегородская Успенская-Салалейская Тверская Успенская-Сергиева-Проломская Ярославская Успенский-Кукарский Иркутская Успенский-Казанский Вологодская Успенский-Чердынский Владимирская Успенский-Порховский Псковская Успенский-Усманский Самарская Успенский-Епифанский Тобольская Успенский-Богородицкий-Старорусский Новгородская Успенский-Богородицкий-Уфимский Успенский-Богородицкий-Радоговицкий Московская Успенский-Болгарский Успенский-Боровенский-Ферапонтова пуст. Псковская Успенский-Быстринский-Вепринский Новгородская Успенский-Волотов Нижегородская Успенский-Дубенский Казанская Успенский-Иваницкий Архангельская Успенский-Кержебельмашский или Керженский Успенский-Клинский Ярославская Успенский-Колмовский Нижегородская Успенский-Колюбацкий Успенский-Лихвинский Московская Успенский-Лихоткин в Арамазке Успенский-Лявлинский Пермская Успенский-Нерчинский Успенский-Верхнеломовский Вологодская Успенский-Особный-Опочецкий Успенский на Полонище-Псковский С.-Петербургская Устьвымская-Архангельская Вятская Усть-Недумская-Богород.-Леонидова Вятская Усть-Шехонский-Троицкий Тверская Феодоровский-Владимирский Вологодская Феофилова-Омучская-Успенская Казанская Ферапонтов-Благовещен.-Монзенский Вологодская Филиппова-Ирапская-Красноборская Орловская Хергозерская Московская Холков-Царев-Николаевский Олонецкая Христорождественский-Балахнинский Ярославская Христорождественский на поле у Скуделен Пензенская Христорождественский-Спасский-Слободский Христофорова-Богородицкая Тамбовская Царево-Константинов-Еленовский Орловская Челможский или Чолминский Черницкий-Арх.-Михаиловский в Поле Вологодская Черноезерский-Николаевский-Щирский Пермская Чирцова-Троицкая-Чудова Вятская Шалацкая-Успенская-Гурьева Курская Шаровкин-Успенский Шеринская или Шервинская-Богородицкая Ярославская Югская-Димитриева Архангельская Ярославская Владимирская Олонецкая Новгородская Новгородская Новгородская Вологодская Тамбовская Олонецкая Владимирская Казанская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Архиепископ Кирилловский Тихон (Тихомиров) в 1920 году создал акафист преподобному Антонию Черноезерскому, где прославляется монашеский подвиг. Таким образом, автор книги " Слово о родной деревне» обобщила исследования по духовной истории деревни, и перед читателем встают и имена православных подвижников, и, как написал в стихотворении «Я дарю тебе этот край» Кирилл Иванович Вальков: «Этот облик и этот лик//Красоты, для мира незримой». Уникально собрание частушек деревни Квасюнино конца XIX - начала XX века, записанных Л.Г. Яцкевич из уст Надежды Феофановны Калачёвой, Ульяны Ивановны Вальковой, Раисы Ивановны Тихомировой, Галины Евстафьевны Калачёвой. Частушки обладают ярким местным колоритом, расположены в алфавитном порядке по первому слову частушки. По содержанию это или любовные сюжеты, или тоска по уехавшему милому, или юмористическая характеристика неудачных ухаживаний. Среди семи сотен частушек семейные сюжеты, множество картинок сельской жизни, уход за животными, бытовые зарисовки, праздники, плясовые частушки. Как один из жанров русской народной лирики, очень популярный в указанный период, частушки дают эмоциональную окраску выбранной теме, выражают определенные чувства по поводу того или иного события. Короткая рифмованная песенка, исполняемая более быстро, чем протяжная песня, она предназначается для публичного исполнения в мажорном, бодром тоне, отличается импровизацией, экспромтом относительно какого-то явления, события, человека. Людмила Григорьевна очень интересно описывает священное место, куда ходили жители Квасюнино на гулянья на Троицу или на Пасху, где пели, танцевали и исполняли частушки - это древняя Репинская сосна и священный камень у реки Игайки, протекающей по древнейшим священным языческим местам. Из исследования лексики собранных частушек, в которых встречается большое число морфологических и синтаксических диалектизмов, родился «Словарь диалектных слов и фольклоризмов», в состав которого вошли местные слова, диалектизмы жителей деревни Квасюнино и слова, бытующие в произведениях устного народного творчества, в том числе, в собранных частушках. В словаре дается грамматическая характеристика слова и его лексическое значение, а также проделан огромный труд по сопоставлению значения слова с родственными - в толковых словарях современного русского языка и в словарях русских народных говоров, исторических словарях, с указанием номера частушки.

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/14/...

Местное почитание его началось неизвестно точно когда, но ранее учреждения Святейшего Синода (1721 г.). 1 Тропарь и Кондак общие. Дополнительные сведения Хрусталев М. Ю. Антониева Черноезерская в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь// 55 С. 593–594. Пустынь находилась на восточном берегу Черного озера, в 1,5 км от деревни Анисимово Череповецкого уезда Новгородской губернии (ныне Шекснинский район Вологодской области). ...Основана в конце XVI в. преподобным Антонием Черноезерским, построившим церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Поляки дважды разорили Антониеву Черноезерскую пустынь: в 1585 и 1610 гг., когда пустынь была сожжена. Впоследствии восстановлена. В XVII в над гробом преподобного построили деревянную часовню, на месте которой в 1875 г. возвели деревянную церковь Рождества Богородицы, в которой под спудом за правым клиросом покоились мощи преподобного Антония. В 1764 г. Антониева Черноезерская пустынь была упразднена, в 1841 г. приписана к Чуровскому приходу, по штату в ней служили священник, диакон и пономарь. В 1911 г. по инициативе архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) Антониева Черноезерская пустынь была возобновлена с целью осуществления православной миссии среди старообрядцев-беспоповцев Спасова согласия, имевших в Череповецком уезде женские скиты. 7 июня состоялось торжественное открытие пустыни, на котором архиепископ Арсений совершил чин освящения мраморного креста. Начальное управление Антониевой Черноезерской пустынью было поручено игумении Леушинского монастыря преподобной Таисии (Солоповой) , первая настоятельница Антониевой Черноезерской пустыни – игумения Маргарита – была также из насельниц Леушинского монастыря. На миссионерские цели пустыни в 1914 г. было назначено ежегодное пособие в размере 380 рублей. В конце 30-х годов XX в. Антониева Черноезерская пустынь была закрыта, насельницы репрессированы. К 2001 г. на территории обители находились руины недостроенного (начат в 1916 г.) каменного собора и приходское кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007