Назначение иеромонаха Феофана в Новгород пришлось на первые годы двенадцатилетнего ректорства архимандрита Антония (Павлинского) 12 . Впоследствии, став архиереем, он примет управление Владимирской кафедрой от святителя Феофана после его удаления на покой в Вышенскую пустынь. Архимандрит Антоний уделял пристальное внимание хозяйственному устроению Новгородской семинарии и ее территории, заботился об улучшении быта ее воспитанников. Коллегами иеромонаха Феофана по педагогическому коллективу Новгородской семинарии были учитель истории и канонического права Ф.Я. Жураховский, учитель геометрии, пасхалии, естествознания и французского языка Т.Е. Добронравов и учитель математики А.В. Добрынин 13 . Все они, как и ректор, были выпускниками санкт-Петербургской духовной академии. Будучи инспектором, иеромонах Феофан осуществлял непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом в семинарии. В годы наставничества и преподавания в Новгороде будущий святитель следовал педагогическому подходу, выработанному во время служения в Киево-Софийских училищах. Как наставник, он много времени проводил со своими воспитанниками, раскрывая для них глубину православного богослужения, научая добродетельной жизни, приучая к физическому и умственному труду, воспитывая в них творческое начало. Определяя круг внеклассного чтения, «он советовал юношам больше читать книги религиозно-нравственного содержания, особенно священное Писание и писания святых отцов и сказания об их поучительной жизни, подвигах и трудах», позволяя «читать и книги с человеческой мудростью, но книги хорошего направления и не противоречащие словесам Божественным» 108–109]. Во время бесед и совместных прогулок он учил их заботе о постоянном устремлении всех сил души к Богу, разумной умеренности в отношении к телесным нуждам, самоконтролю и осознанному выбору добра в различных жизненных ситуациях. Инспектор постоянно присутствовал при чтении семинаристами утреннего и вечернего правил, а по выходным и праздничным дням обычно служил литургию и разъяснял учащимся благодатную силу таинств покаяния и евхаристии. Во время совместных молитв он своим примером приучал семинаристов к усердному предстоянию пред Богом, «советуя им постоянно молиться, особенно перед каждым делом и в затруднительных обстоятельствах» 108–109].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В 1873 г. в Благовещенском кафедральном соборе была помещена икона святого мученика Авраамия Болгарского с частицей его мощей, присланная «по усиленной просьбе» казанского архиерея архиепископом Владимирским и Суздальским Антонием (А.И. Павлинским), вместе со «службою св[ятому] Авраамию Болгарскому, которая совершается во Владимире». Одновременно с этим архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Я./И./Г. Амфитеатров) вменил в обязанность Казанской духовной консистории предписать Благовещенскому кафедральному собору принять ряд мер к обеспечению должного почитания святого и его иконы, в том числе, чтобы таковая «употребляема была в обычных крестных ходах из кафедрального собора, в определённые дни, вместе с иконами - казанской божией матери и святителей казанских - Гурия, Варсонофия и Германа». с. 690] В 1878 г. в г. Казани - по поручению архиепископа Казанского и Свияжского Антония (Я./И./Г. Амфитеатрова) - был составлен и издан перевод краткого «Жития св[ятого] Авраамия, мученика Булгарского» на «крещёно-татарский», а в юбилейном 1879 г. - на чувашский язык (для ознакомления, по словам Е.А.Малова, «крещёных и некрещёных чуваш и татар с жизнию и мученическою кончиною Аврамия Болгарского»). Благодаря этому, а также другим немаловажным обстоятельствам, празднование 300-летия обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери обрело актуальное миссионерское звучание. 4 июля 1879 г. - в «Казанских губернских ведомостях» было помещено извещение, в котором сообщалось, что: «Казанское Епархиальное Начальство, по поводу имеющего исполниться 8-го июля сего 1879 года трёхсотлетия со времени явления в г. Казани чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Казанской, предположив ознаменовать этот праздник особенно-торжественным Богослужением в Казанском первоклассном женском Богородицком монастыре, а также крестным ходом со св[ятыми] иконами и хоругвями из градских церквей вокруг означенного монастыря и молебствием с акафистом Богоматери, - долгом поставляет известить об этом благочестивых православных жителей г. Казани и вместе с тем пригласить их принять в означенном торжестве своё живое участие». с. 259]

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/19/...

В 1840 году новым Волынским архиереем стал архиепископ Никанор (Клементьевский) , который перевёл кафедру из Почаева в Житомир. Из-за значительной удалённости Дермани от Житомира архимандрит Иерофей затруднялся часто ездить для исполнения своих обязанностей в консисторию и стал значительно больше времени уделять Свято-Троицкому монастырю. Он окончательно восстановил главный монастырский храм, отремонтировал колокольню и другие монастырские здания. Не оставлял и занятий естественными науками, добавив к этому изучение родного края, а особенно Дерманской обители. В это время он публиковал много статей исторического содержания в " Волынских губернских ведомостях " , однако из скромности не подписывал их своим именем. В 1845 году он был назначен вице-президентом Волынского попечительного комитета по тюрьмам. Его деятельность на этом посту дважды была отмечена " Высочайшим благоволением " . 25 марта 1845 года хиротонисан во епископа Острожского , викария Волынской епархии и оставлен настоятелем Дерманского монастыря. В то время епархия была весьма обширной и включала в себя польские земли, называвшиеся тогда Варшавской губернией. Правящие архиереи постоянно проживали в Варшаве и наведывались на Волынь лишь время от времени. Поэтому преосвященный Иерофей в это время жил постоянно в Житомире и фактически руководил церковной жизнью всей Волыни. Ситуация изменилась в 1860 году, когда правящим архиереем Волынской епархии стал Антоний (Павлинский) , который стал жить в Житомире, а преосвященный Иерофей переместился снова в Дерманский монастырь. Сведений о 27-летнем архиерейском служении епископа Иерофея сохранилось немного. В большинстве своём они указывают на то, что его деятельность была довольно однообразной и не изобиловала значимыми событиями. Архимандрит Амвросий, автор " Воспоминаний о Преосвященном Иерофее… " , опубликованных в " Волынских епархиальных ведомостях " , пишет, что деятельность владыки всегда была исполнена мудрости и личного участия в судьбе каждого человека - и ставленники, и священники неизменно были напутствуемы соответствующими делу поучениями и наставлениями: " Волынские священники, получившие от сего святителя рукоположение, навсегда сохранят о нем благодарное воспоминание и будут передавать своим поколениям о той отеческой любви и заботливости, с которыми он наставлял каждого из них, отпуская на приход " .

http://drevo-info.ru/articles/13680623.h...

Новгородский, и архим. Мануил. Отпевание О.-Ч. 10 окт. в Георгиевском соборе совершил еп. Леонид, надгробное слово произнес ректор Новгородской ДС архим. Антоний (Павлинский ; впосл. архиепископ Владимирский и Суздальский). О.-Ч. похоронили в мраморном саркофаге в ц. Похвалы Пресв. Богородицы рядом с архим. Фотием. В 1850 г. в настоятельских покоях, в к-рых почила О.-Ч., был создан храм, освященный во имя свт. Алексия в память о ее отце. По завещанию от имени О.-Ч. было передано в Юрьев мон-рь 300 тыс. р., в Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскую лавру - 30 тыс. р., в Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь - 10 тыс. р., в 340 российских мон-рей - по 5 тыс. р., в 48 кафедральных соборов - по 3 тыс. р., в 49 епархиальных попечительств о бедных духовного звания - по 6 тыс. р., итого 2 млн 478 тыс. р. серебром, а также 30 тыс. р. на афонские монастыри. Всего же за свою жизнь О.-Ч. внесла на устройство храмов и мон-рей ок. 25 млн р. только учтенных вкладов. По свидетельству Муравьёва, в благодарность за эти пожертвования графиня удостоилась особого поминовения Церкви. Имение графини под Юрьевым монастырем вместе с ее личными вещами (кроме драгоценностей, которые также были направлены на благотворительные цели) перешло в собственность монастыря. Родственники по завещанию О.-Ч. получили только степные земли в Бобровском у. Воронежской губ. Распорядителем наследства стал гр. А. Ф. Орлов, которому переходило 100 тыс. р. Лит.: Муравьёв А. Н. Воспоминание о гр. А. А. Орловой-Чесменской//ПрТСО. 1849. Т. 8. Кн. 2. С. 316-327; он же. Мои воспоминания. М., 1913; Елагин Н. В. Жизнь гр. А. А. Орловой-Чесменской. СПб., 1853; Макарий (Миролюбов), архим. Описание Новгородского общежит. 1-кл. Юрьева мон-ря. СПб., 18622; Алексеев А. Краткое описание Новгородского Юрьевского 1-кл. мон-ря и неск. слов о настоятеле его архим. Фотии и о благотворительнице обители - гр. А. А. Орловой-Чесменской. Новг., 1875; Карнович Е. П. Архим. Фотий, настоятель Новгородского Юрьева мон-ря//РС.

http://pravenc.ru/text/2581547.html

Храм Федоровской иконы Божией Матери (Ковров) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Федоровской иконы Божией Матери в Коврове построен во второй половине XIX века напротив железнодорожного и автовокзала. Содержание История [ править править код ] Церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери даже в масштабе всей Владимиро-Суздальской епархии имеет особенную, ни с чем не сравнимую историю. С самого начала этот храм относился к ведомству Министерства путей сообщения Российской Империи. Его даже называли церковью при станции Ковров и при железнодорожных мастерских. Мастеровые решили жертвовать в счет строительства по одной копейке с каждого получаемого рубля. О храме так и говорили, что он выстроен на рабочие пятачки. Была открыта подписка по всей линии Московско-Нижегородской железной дороги для сбора добровольных пожертвований. В феврале 1868 года Святейший Синод дал разрешение на устройство церкви при Ковровских мастерских с образованием при ней особого прихода и определением причта. Об усердии ковровских мастеровых обер-прокурор граф Дмитрий Толстой доложил самому императору, и Александр II «изволил написать собственноручно: «Благодарить». Проект нового храма в так называемом «русском романтическом стиле» разработал опытный владимирский епархиальный архитектор Николай Андреевич Артлебен. Освящение новоустроенной церкви в честь Феодоровской иконы Божией Матери при Ковровских железнодорожных мастерских состоялось в мае 1875 года. Для этого из Владимира экстренным поездом прибыл архиепископ Владимирский и Суздальский Антоний (Павлинский). Феодоровский храм, особенно после возведения трапезной и притвора в начале XX столетия, оказался самым поместительным в Коврове и остается таковым до сих пор. Его площадь более 500 квадратных метров. В 1924 году Феодоровский храм закрыли — самым первым в Коврове. Долгое время в здании разгромленного храма располагался клуб, учебный пункт местной воинской части, а потом база городского промторга. Только в конце 1990-х начались работы по возрождению церкви. Весной 2000 года в возрожденной церкви начались постоянные богослужения. Престольные праздники [ править править код ] Икона Пресвятой Богородицы " Феодоровская " – 29 августа, 27 марта Контакты [ править править код ] Адрес: 601911, Россия, Владимирская область, г.Ковров, ул. Лопатина, 2А Телефон: +7 (49232) 3-00-87 Электронная почта: kovrovhramfbm@mail.ru Паломнику [ править править код ] Храм открыт ежедневно с 7:00 до 18:30. Расписание богослужений. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Федоровск...

Алексей Соболев. 30. Виктор Соколов. IX-ro курса Со степенью магистра: 10. Арсений Скворцов. Дмитрий Вознесенский. Михаил Воскресенский. Иеромонах Анастасий Любомудров. Павел Орнатов. Петр Копосов. Василий Троицкий. Иеромонах Антоний Павлинский. 5. Гавриил Михайлов. 15. Иван Жемчужин. С правом на получение степени магистра через год с одобрением епархиального начальства Петр, в мон. Климент, Мажаров. Петр Лебедев. Петр Черепнин. Гавриил Розов. Андрей Беневоленский. Федор Рождественский. Павел Тяжелов. – кандидата: Петр Руднев. 25. Василий Волков. Андрей Мысов. Иван Чупров. Игнатий Спасский. Никита Горбачевский. 20. Михаил Щеглов. 30. Владимир Полянский. Василий Шишов. Иван Смирнов. Андрей Гостунский. Иван Орлов. Андрей Виноградов. Петр Львов. Иван Репьев. Николай Скорбященский. – студента: 35. Иван Остроумов. Х-го курса Со степенью магистра: 1. Иван Загорский. Павел Никитский. Тимофей Добронравов. Андрей Павловский. Петр Боголюбов. Иеромонах Платон Троицкий. 5. Иеромонах Флавиав Остроумов. Михаил Сикорский. Василий Пчелинский. Сергей Галахов. Василий Орлов. С правом на степень магистра через два года одобрительной службы в епархиальном и училищном ведомствах. Иеромонах Феофил Надеждин. 15. Василий Попов. Василий Сбоев. Петр Покровский. Федор Надеждин. Иван Воскресенский. 20. Иван Виноградов. – кандидата: Иван Комаров. 35. Алексей Розанов. Венедикт Преображенский. Павел Весин. Иван Архангельский. Николай Яблонский. Григорий Смирягин. Николай Пятницкий. Иван Святков. 25. Петр Успенский. 40. Дмитрий Максимов. Филипп Сперанский. Алексей Марсов. Петр Сильванский. Федор Аделфинский. Степан Чамов. Александр Одинарев. Василий, в мон. Виталий, Вертоградов. Иван Осеченский. 30. Иеромонах Евангел Благовещенский. 45. Владимир Владимиров. Яков Заозерский. Александр Вихров. Иван Магпицкий. Петр Богословский. Михаил Раевский. С званием семинарского студента: 47. Георгий Сахаров. XI-ro курса Со степенью магистра: 1. Аполлос Знаменский. 15. Яков Пряников. Иеродиакон Иоасаф Покровский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Арсений (Верещагин) епископ, рукоположен с 22.12.1773 по 1.04.1775; еп. Тверской и Кашинский Вениамин (Краснопевков-Румовский), епископ, бывший еп. Олонецкий и Каргопольский, викарий Новгородской епархии с 1.04.1775 по 15.03.1787 переименован еп. Архангельский и Олонецкий Архангельская и Олонецкая С 15 марта 1787 года Кафедра в Архангельске Вениамин (Краснопевков-Румовский), епископ, бывший еп. Архангелогородский и Холмогорский с 15.03.1787 по 26.10.1798; еп. Нижегородский и Арзамасский Аполлос (Байбаков) епископ, бывший еп. Орловский и Севский с 26.10.1798 по 16.10.1799 переименован еп. Архангельский и Холмогорский Архангельская и Холмогорская С 16 октября 1799 года Аполлос (Байбаков) епископ, бывший еп. Архангельский и Олонецкий с 16.10.1799 †14.05.1801 Евлампий (Введенский) епископ, рукоположен с 29.06.1801 по 16.04.1809 еп. Калужский и Боровский Парфений (Петров) епископ, рукоположен с 6.06.1809 †22.07.1819 Иосиф (Величковский) епископ, рукоположен с 9.11.1819 по 3.07.1821 еп. Смоленский и Дорогобужский Неофит (Докучаев-Платонов) епископ, рукоположен с 15.08.1821 †8.06.1825 Аарон (Нарциссов) епископ, рукоположен с 14.02.1826 по 14.09.1830 на покое; †15.01.1842 Георгий (Ящуржинский) епископ, бывший еп. Полтавский и Переяславский с 16.08.1830 по 30.06.1845 архиеп. Тобольский и Сибирский Варлаам (Успенский) епископ, бывший еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии с 30.06.1845 по 4.12.1854 еп. Пензенский и Саранский Антоний (Павлинский) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 8.12.1854 по 20.07.1857 еп. Нижегородский и Арзамасский Александр (Павлович) епископ, рукоположен с 17.11.1857 по 13.09.1860 еп. Полтавский и Переяславский Нафанаил (Савченко) епископ, бывший еп. Полтавский и Переяславский с 13.09.1860 по 18.08.1871 еп. Черниговский и Нежинский Ювеналий (Карюков) епископ, бывший еп. Михайловский, викарий Рязанской епархии с 16.08.1871 по 25.12.1876 еп. Орловский и Севский Макарий (Миролюбов) епископ, бывший еп. Орловский и Севский с 25.12.1876 по 23.05.1879

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

25 мая 1774 г. – обновленный Успенский собор освятил владимирский епископ Иероним (Формаковский). 1776 г. – устроена каменная соборная часовня. До 1770-х гг. – Успенский собор был холодным, в 1870-е гг. устроены калориферы. 1806 г. – колокольня XVII в. была повреждена ударом молнии. 1810 г. – построена колокольня с высоким золоченым шпилем, стоит на месте старой. Колокольня (архитектор Вершинский) стилистически представляет собой свободное соединение классических элементов (спаренные колонны первого яруса, композитные - третьего) с псевдоготическими деталями. Высота со шпилем более 70 м. 1812 г. – из Москвы во владимирский Успенский собор были принесены на хранение чудотворные Владимирская и Иверская иконы. 1859 г. – первые попытки по раскрытию фресок были сделаны археологом Солнцевым. Он открыл фреску «Лоно Авраамово» и часть древних орнаментов. 1860 г. – построен Георгиевский придел, соединяющий собор с колокольней (проект губернского архитектора Н.А. Артлебена). 1862 г. – в колокольне устроен придел в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех. В соборе в это же время деревянная лестница на хоры заменена на чугунную винтовую лестницу. 1866-1878 гг. – архиепископ Антоний (Павлинский). При нем вокруг Успенского собора соорудили ограду с железными решетками, а за оградой странноприимный дом. 1880 г. – начались работы по реставрации собора местными силами. 1882 г. – под руководством особой реставрационной комиссии, возглавляемой И.Е. Забелиным. Работы по раскрытию фресок возложили на пользовавшегося большой известностью палехского иконника-реставратора Н.М. Сафонова. Ему удалось установить наличие композиции «Страшный суд святых» в арках и много других фрагментов. В это время были сделаны кальки и акварели со всех открытых стен, отмечены утраты, все это послужило исходным пунктом во время реставрационных работ 1918 г. 1882-1891 гг. – обновлял росписи, расписывал собор, открыл фрески А.Рублева Николай Михайлович Софонов. 1890-е гг. – в соборе проведена капитальная реставрация, восстановлено древнее покрытие храма и его глав, проведено инженерное укрепление стен и сводов, раскрыта древняя фресковая роспись. Фасады в значительной мере были облицованы новым камнем. Заменена часть обветшавших резных камней. С запада был пристроен новый притвор.

http://sobory.ru/article/?object=00186

1884. Вып. 4. С. 307). Цокольный этаж с престолами во имя Св. Троицы, в честь Успения св. Анны пророчицы (правый) и во имя вмц. Екатерины (левый) к 1848 г. был окончен и освящен. 13 авг. 1853 г., в день, когда по традиции архиереем служились панихида и заупокойная литургия по свт. Тихону, архиеп. Воронежский Иосиф (Богословский) и еп. Острогожский Антоний (Павлинский) освятили престолы в основном храме: в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери (главный), Покрова Пресв. Богородицы (справа) и во имя свт. Алексия Московского и Симеона Столпника (слева); на хорах, слева - во имя первомч. архидиак. Стефана, справа - во имя мц. царицы Александры, небесной покровительницы благотворительницы гр. А. А. Орловой-Чесменской . На нижнем этаже собора, на зап. стороне, находилось 3 отд-ния для усыпальниц. Пятикупольный 8-престольный 4-столпный собор построен в т. н. русско-визант. стиле архит. К. А. Тоном и близок к архитектуре ряда церквей, спроектированных им в 30-х гг. XIX в., в т. ч. к храму Христа Спасителя в Москве (1839-1883, не сохр.). В нач. 1890 г. собор был расписан по образцу росписи в храме Христа Спасителя бригадой московских художников под рук. К. Е. Морозова. К традиц. сюжетам были добавлены росписи, выполненные на темы Жития свт. Тихона, его прославления, и монументальные картины на сюжеты Жития свт. Митрофана Воронежского. Росписи были частично утрачены, к 2008 г. восстановлены и обновлены. Первая каменная надвратная колокольня с храмом свт. Николая Чудотворца, возведенная в 1775 г. в «готическом вкусе», находилась напротив старого собора, в 1836-1837 гг. она была разобрана. В 1824-1835 гг. западнее ее была выстроена новая колокольня в стиле ампир. Нижний ярус, на к-ром находятся св. ворота, оформлен мощными 6-колонными портиками. Над ним возвышается 2 ротондальных яруса: на нижнем, окруженном колоннадой, размещена ц. свт. Николая Чудотворца (освящена в 1838), верхний, оформленный пилястрами,- ярус звона. Общая высота колокольни с крестом 82 м. К 1871 г. там находилось 11 колоколов, главный, «большой колокол», весом более 11 т., был отлит в Москве на заводе Самгина в 1886 г.

http://pravenc.ru/text/182467.html

14. Павел Пономарев 12 февр. 1794 хирот. из архим. Новоспасского монастыря; 26 окт. 1798 перев. в Тверь. III. Епископы Нижегородские и Арзамасские 15. Вениамин Краснопевков-Румовский 26 окт. 1798 перев. из Архангельска; 11 нояб. 1804 пожалован в архиепископа; † 16 мар. 1811. 16. Моисей Близнецов-Платонов 28 мая 1811 перев. из Пензы; † 10 янв. 1825. Целый год была 1825 и 26 вакансия: управлял Костромской Самуил . 17. Мефодий Соколов хирот. 28 февр. 1826 из архим. Акатова монастыря, а 19 окт. уволен, за болезнью; † 12 мая 1827, в Желтоводском мнтре и погребён там же. 18. Афанасий Протопопов 13 окт. 1826 перев. из викариев Киевских, а 24 янв. 1832 – в Тобольск. 19. Амвросий Морев 1 февр. 1832 перев. с Волынской епархии, а 19 янв. 1835 – в Пензу. 20. Иоанн Доброзраков 19 янв. 1835 перев. из Пензы, а 13 янв. 1847 перев. в Новочеркасск. 21. Иаков Вечерков 13 янв. 1847 перев. из Саратова; 3 апр. 1849 пожалован в архиепископа; † 20 мая 1850, в С.-Петербурге. 22. Иеремия Соловьев 19 дек. 1850 перев. из Полтавы, а 17 июня 1857 уволен на покой; жил в Нижегородском Печерском мнтре. 15 февр. 1864, по высочайшему указу, назначен настоятелем Нового монастыря на Алтае, за Телезским (sic) озером. В 1868 в Нижегородском Печерском мнтре. 23. Антоний Павлинский 20 июля 1857 перев. из Архангельска, а 29 авг. 1860 перев. на Волынь. 24. Нектарий Надеждин 22 сент. 1860 перев. из еписк. Выборгских (викариев С.-Петербургских); 14 мая 1867 пожалован в архиепископа; 21 янв. 1869 перев. в Харьков. 25. Филарет Малышевский 28 февр. 1869 перев. из Уфы, епископ; в окт. 1871 заболел; † 7 февр. 1873. 26. ?? Феоктист Попов в мар. 1873 перев. из викариев Новгородских. 27. Иоанникий Руднев 13 июня 1873 перев. из Саратова. В 1866 учреждено викариатство: «Епископы Балахнинские» 1. Макарий Миролюбов 17 июля 1866 хирот. из архим. Новгородского Антониева монастыря, а 29 авг. 1867 перев. в Орёл. 2. Поликарп Гонорский 14 янв. 1868 хирот. из наместн. (архим.) Александро-Невской Лавры. Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010