Т. В. Анатониева Рубрики: Ключевые слова: ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия, XIII в.), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Суздальская. ИОАНН (Крюков Иоанн Семенович; 1795 - 1867), иеросхим., затворник Святогорский, прп. (пам. 11 авг. и 19 июля - в Соборе Курских святых) МОИСЕЙ (Путилов Тимофей Иванович, 1782-1862), схиархим., настоятель Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 16 июня, 11 окт., в Соборе всех святых, в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе Ростово-Ярославких Святых)) НЕКТАРИЙ (Тихонов Николай Васильевич; 1853-1928), иеросхимонах, прп. (пам. 29 апр. и в Соборе преподобных Оптинских старцев)

http://pravenc.ru/text/2463231.html

Прп. Амвросий Оптинский с. 112] Для сего [избавления от страданий – ред.] нужен… благоискусный врач, а наиболее всего помощь Божия и смиренная ко Господу молитва: молитву мою пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко исполнися зол душа моя (Пс. 87, 4). Прп. Антоний Оптинский с. 123] На домашних гнева не держи, а молись за них и за всех ненавидящих и обидящих тебя, – и милостию Божию спасешься. Прп. Амвросий Оптинский с. 138] Если о всякой вещи должны молиться Богу: «да будет воля Твоя», то более всего прилично это в отношении нашей жизни, которая нам дана для приобретения вечного спасения. Прп. Амвросий Оптинский с. 125] У всех святых отцов единогласный ответ и совет… во всяком искушении победа: смирение, самоукорение и терпение, разумеется, при испрашивании помощи свыше. Молись об этом и Царице Небесной и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской. Прп. Амвросий Оптинский с. 97–98] Спасительно… чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой. Прп. Амвросий Оптинский с. 33] Для грешников, которые умирают тотчас после покаяния, очищением служат молитвы Церкви и молящихся за них, а те, которые еще живы, сами должны очищаться исправлением жизни и милостынею, покрывающею грехи. Прп. Амвросий Оптинский с. 175] Не без причины Православная Церковь установила церковное поминовение по усопшим – чтение Псалтири, милостыню. Приемлются и частные молитвы. Если бы… решила участь покойника одна разрешительная молитва духовника, тогда было бы установленное Церковью поминовение тщетно, а оно приносит великую пользу покойникам покаявшимся, только не приносит пользы непокаявшимся грешникам, или неверующим, или иноверцам и еретикам. Прп. Амвросий Оптинский с. 86] Вас заботит время трудного рождения: и заботит и страшит так, что эта преобладающая мысль мешает вам пользоваться всяким благом жизни, и поэтому желаете иметь какую-либо молитву себе в подкрепление. Есть православное предание, что в этих случаях прибегают к Божией Матери, по названию иконы, Феодоровской. Выменяйте или напишите себе эту икону, празднование которой бывает дважды в год: 14 марта и 16 августа (27 марта и 29 августа по новому стилю). Если пожелаете, то можете накануне этих дней вечером совершать домашнее бдение, а в самый день – молебствие с акафистом Божией Матери. П о усердию можете совершать это и в другое время, как пожелается. Можете ежедневно и сами молиться Царице Небесной, читая Ей не менее двенадцати раз в день «Богородице Дево, радуйся», хоть с поясными поклонами. Столько же раз читать и кондак Ей: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби: да не постыдимся».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Из общего сонма святых старцев Оптиной пустыни наиболее известны своими поучениями преподобные Макарий (1788–1860), Антоний (1795–1865), Амвросий (1812–1891), Анатолий Старший (Зерцалов) (1824–1894). Помимо изречений этих отцов о молитве, в данной работе будут приведены поучения и других святых старцев Оптиной обители: преподобных Льва (1768–1841), Моисея (1782–1862), Илариона (1805–1873), Исаакия (1810–1894), Иосифа (1837–1911), Варсонофия (1845–1913), Анатолия Младшего (Потапова) (1855–1922), Нектария (1856–1928), а также исповедника Никона (1888–1931). Данная работа, в первую очередь, будет важна православным христианам, так как молитва является неотъемлемой частью духовной жизни каждого верующего. В тоже время работа будет полезна и для тех, кого интересует наследие Русской Православной Церкви, выраженное в душеполезных наставлениях ее святых, и, в частности, преподобных Оптинских старцев. Сергей Милов Молитовку не оставляй Господь глаголет о Себе в Евангелии: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Молитесь искренне и с верой Всеблагому Господу, чтобы извел вас на истинный путь спасения. Прп. Амвросий Оптинский с. 39] Молитесь Пречистой Деве Богородице, да ходатайствует о вас ко Господу. Она Заступница всем прибегающим под кров Ее. Прп. Макарий Оптинский с. 208] Советую… ободрять себя молитвою, хотя краткою, и упованием, что как после зимы и суровой непогоды приходит приятная весна, так и после скуки не замедлит показаться приятная отрада. Прп. Антоний Оптинский с. 152–153] Какие бы ни восстали волны на твою душу, всегда прибегай ко Христу. Спаситель, Он придет на помощь и укротит волны. Прп. Лев Оптинский с. 18] От трудности и множества дел, а также и от недостатков не приходи в смущение, но прибегай к Господу с молитвою, и Он не оставит тебя. Прп. Иосиф Оптинский с. 316] Предадим себя воле Божией и будем молиться и ожидать от Него [Бога – ред.] помощи. Прп. Макарий Оптинский с. 281] Помыслы борют очень многих, только смиренных не смеют тронуть. А мы смирения не имеем, вот и терпим бесчестие. Этих помыслов ты еще не можешь отразить, а беги скорей к Иисусу, т. е. твори Иисусову молитву.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Прп. Амвросий Оптинский с. 40] Молитесь просто Когда помыслы находят, не принимай их и не отражай, а тем более не заклинай их и не противоречь – это не твоей меры! А прибегай к Господу с молитвою и смирением. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 85] Фарисей больше нашего и молился и постился, но без смирения весь труд его ни во что. Прп. Антоний Оптинский с. 37] Не смущайтесь о том, что иногда бывает на молитве рассеянность… Смиряйте себя и успокаивайтесь, то и будут по времени утишаться помыслы. Это – тоже брань вражия. Когда мы принимаемся за оружие – молитву, то он [враг, бес – ред.] противостает оной, но смирением прогоняется. Прп. Макарий Оптинский с. 34] Молитва прекратиться может только от больших грехов. Или если кто не кается и не зазирает себя. А кто кается, тому-то и нужна эта молитва [Иисусова – ред.]. Только нужно держать себя во глубине смирения и непотребства… А чтобы утвердилась молитва, лучшее самое средство – терпеть скорби и презрение! Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 144] Не ищите слез [во время молитвы – ред.], это особенное дарование Божие, но памятью грехов своих имейте смирение, которое привлечет… милость Божию; а без смирения и слезы не помогут, а только приведут в самомнение; потому Господь и не дает оных, чтобы не возгордились, а если будете иметь залог смирения, то и при дарованиях не возгордитесь. Прп. Макарий Оптинский с. 231] Путь молитвы Иисусовой есть путь кратчайший, самый удобный. Но не поропщи, ибо всякий идущий этим путем испытывает скорби…Нужно терпеть. Прп. Варсонофий Оптинский с. 370] Всего вернее со смирением прибегать всегда к помощи и заступлению Божественному, призывая на помощь Самого Господа и Пречистую Его Матерь. Прп. Амвросий Оптинский с. 149] Конечно, можно положить не менее 30 поклонов, а в случае немощи и меньше можно; если есть воля и усердие, то можно и больше, но надобно избегать тщеславия и самомнения и делать все со смирением. Прп. Макарий Оптинский с. 55] Со благодарением и с желанием… будем просить Господа: Отче наш… да приидет Царствие Твое!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 88] Будем просить Господа: Господи Владыко живота моего! Дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Прп. Антоний Оптинский с. 237] Более всего и, прежде всего, следует молиться за творящих нам напасть, как научает святой Дорофей: «Помози Господи, якоже веси (имена), и за их молитвы и мне окаянному». Краткая эта молитва, как показывает опыт, очень сильна и нам помогает, и изменяет противное расположение других. Прп. Амвросий Оптинский с. 157] Должно ли роптать? Должно ли негодовать? Должно ли на что сердиться? Должно ли себя несчастным страдальцем считать? Не лучше ли успокоиться в духе, не лучше ли возблагодарить Бога, не лучше ли со святым Давидом почаще говорить: что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? (Пс. 115, 3). И: благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его (Пс. 102, 2). Прп. Антоний Оптинский с. 110] П о силе понуждай себя… особенно к Иисусовой молитве; говорю тебе, тысячу раз слюбится. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 66] Когда будут приходить помыслы зависти, надо молиться: «От тайных моих очисти мя и от чуждых пощади раба Твоего» (см. Пс. 18, 13). Прп. Амвросий Оптинский с. 214] Когда мы столь немощны и слабы, что ни дать себе чего, ни отбросить от себя чего тяготеющего не можем, то вкупе помолимся Матери Божией и попросим: «Исполни, Чистая, веселия сердце мое, Твою нетленную дающи радость, веселия рождши Виновного, печаль греховную потребляющего, и мир (спокойствие) подающего, всяк ум преимущий». Прп. Антоний Оптинский с. 50] Славьте [Господа Иисуса Христа – ред.] не гневом, не ропотом, не зазрением высших и низших, а смирением, любовию… молитвенным непрестанным призыванием Иисуса – и тогда познаешь славу Христа и дары Сладчайшего Иисуса. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 98] Благодари Господа Бога, взывая к Нему из глубины души: Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго все благие желания твои (Пс. 102, 2–5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Касательно правила [молитвенного – ред.]… справляй как удобнее, только старайся совсем не опускать, да чтобы ум был занят молитвою и Богом. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 216] [Необходимо – ред.] подражать святому Петру, утопавшему в волнах: Господи, спаси мя, погибаю (Мф. 14, 31) и святому Давиду, вопиющему: скажи мне, Господи, путь, воньже пойду (Пс. 142, 8), и путь неправды отстави от мене (Пс. 118, 29). Прп. Макарий Оптинский с. 85] Не всегда Господь посылает умно-сердечную молитву: некоторые всю жизнь молятся устной молитвой, с ней и умирают, не ощутив восторгов сердечной молитвы; но и таким людям не следует унывать: для них духовные восторги начнутся в будущей жизни и никогда не кончатся, а все будут увеличиваться с каждым мгновением, постигая все больше и больше совершенства Божий, в трепете произнося: «Свят, Свят, Свят». Прп. Варсонофий Оптинский с. 372] Прошу вас за обидящих вас молиться, говоря: ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имя рек), прости, Господи Человеколюбие, не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам недостойным (Лк. 23, 34). Каковую молитву и советую вам ежедневно читать. Прп. Антоний Оптинский с. 86] Молиться… всегда полезнее вообще об избавлении от обольщения: «Господи! Не попусти мне заблудити от воли Твоея, но имиже веси судьбами настави на путь, воньже пойду». Прп. Макарий Оптинский с. 321] Иисусова молитва необходимо нужна для входа в Царство Небесное. Многим неполезно иметь внутреннюю молитву, ибо они могут возгордиться этим. Поэтому Бог дает молитву молящемуся, а не достигшему внутренней молитвы дает [ее] или перед смертью, или даже после смерти, ибо и по смерти идет рост молитвы Иисусовой. Прп. Варсонофий Оптинский с. 371] Если… не исполните по какому случаю [молитву – ред.] в должное время, то приносите покаяние… но не смущайтесь; это будет лучше того, что… кое-как проговорите и будете повлекаться помыслом, что исполнили и уже не должны, а смирение останется в стороне. Прп. Макарий Оптинский с. 45] Молиться с самопонуждением состоит в нашей воле, а молиться с умилением зависит от Бога. Мы же должны молиться молитвою, какою можем, а за самопонуждение Бог даст и умиление в свое время, когда Ему благоугодно будет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

ч. Н., изображены в овальных клобуках с воскрылиями на фоне Иоанно-Предтеченского скита. Образ Н. (с непокрытой головой) включен в композицию иконы «Собор святых, прославленных в 2000 лето от Р. Х.» (2000, Масюкова, храм Христа Спасителя), которая была создана к общецерковной канонизации оптинских старцев на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ. Вместе с др. оптинскими преподобными Н. изображается на совр. иконах «Собор всех святых, в земле Русской просиявших», написанных с дополнениями фигур новопрославленных святых (в т. ч. оптинских старцев) по образцам мон. Иулиании (Соколовой). Лит.: Житие иеросхим. Нектария/Изд. Введенской Оптиной пуст. [Козельск], 1996. С. 63, 189; Оптина пустынь: [Буклет]/Изд. Введенского мон-ря Оптина пуст. [Козельск], 2016. С. 24-25; Оптина пуст. в воспоминаниях очевидцев/Изд. Введенского мон-ря Оптина пуст. Козельск, 2016. С. 326, 533-534. Т. В. Анатониева Рубрики: Ключевые слова: ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) НИКОЛАЙ Петрович Пономарёв (1867 (1866) - 1918), диак. , сщмч.(пам. 28 июля, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИОАНН (Крюков Иоанн Семенович; 1795 - 1867), иеросхим., затворник Святогорский, прп. (пам. 11 авг. и 19 июля - в Соборе Курских святых)

http://pravenc.ru/text/2564872.html

Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 284] Не должно нам винить никого, кроме себя, говоря тако: Благо мне, Господи, яко смирил мя еси (Пс. 118, 71) и наказание Твое — то мя научит (см. Пс. 17, 36). Прп. Антоний Оптинский с. 192] Меч, рассекающий наши оковы, есть очищенный ум, видящий во всяком случае его истинную, сокровенную, таинственную причину. Достигает сей цели всякий, кто устремится к ней рассматриванием своего ничтожества, с трепетным прошением Божественного покровительства и помощи. Прп. Макарий Оптинский с. 119] Молитва Иисусова не может быть крепка без многих скорбей… «Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие». «В скорбях сокровенна есть милость Божия». Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 143] Прибегая к молитве, видите ее нечистой и говорите: какая это молитва? Правда, что худая, однако ж, не фарисейская; но… хотя не совершенно мытарева, но ближе к ней. И не должно ее оставлять, укоряя себя за скверну ее и стараясь воззвать от помыслов. Оставивши же ее, какую приобретете пользу? Там, по крайней мере, за неисправность ее осуждаем себя, а может быть, когда и одно слово может умилостивить Бога, нам, не ведущим, а только смиряющим себя. Оставя же молитву, совершенно охладеем. Прп. Макарий Оптинский с. 266–267] Молитесь усердно Господу Богу и хладное сердце свое разогревайте сладчайшим именем Его, поелику Бог наш огнь есть. Оное призывание и нечистые мечтания истребляет, и сердце согревает ко всем заповедям Его. А посему молитвенное призывание сладчайшего имени Его должно быть дыханием души нашей, должно быть чаще биения сердца нашего. Прп. Антоний Оптинский с. 238–239] Не вините никого: ни людей, ни природу, ни врага, но единственно полагайте себя виновным и постарайтесь с чувством мытаря взывать ко Господу: Боже, милостив буди мне, грешному! (Лк. 18, 13). Прп. Макарий Оптинский с. 264] Не забывай самого важного – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй мя». Знаю, что в начале это дело трудное, но зато узришь свет и радость… Правда, трудно, но вникнуть – тут особого нет ничего. Не требуется ни книг, ни свечей, ни времени. Сидишь, ходишь, ешь, лежишь, а… все: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Вслух читаемая молитва пользует и лежачего. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 246] Нужно молиться усерднее, как молилась жена-хананеянка . Некоторые говорят: да молимся, но молитвы-то наши не исполняются… Но вы, невзирая ни на что, продолжайте молиться, вопить, как святые апостолы молились: «Господи, спаси нас, погибаем» или как слепец . Молится надменный фараон, и услышан… Кольми паче услышан будет молящийся христианин. Не унывайте, а продолжайте молиться. Прп. Иосиф Оптинский с. 318] Правило молитвенное исполняйте по силе и по возможности своей, более с чувством мытаря, а не фарисея. Прп. Макарий Оптинский с. 135] Мы не можем требовать от Бога молитвенных восторгов – от нас требуется молитвенный труд, а радости посылаются от Бога, когда это Богу угодно и нам на пользу. Итак, будем молиться Ему и положимся во всем на Его святую волю. Прп. Варсонофий Оптинский с. 368–369] Призывайте на помощь [в борьбе с бесами, страстями – ред.] в молитве святую мученицу Иустину девицу и веруйте, что ее молитвенное ходатайство к Богу много… поможет. Прп. Антоний Оптинский с. 277 Молитесь общими молитвами святых, прося всегда от Господа, да устроит полезное о вас, имиже весть судьбами, и располагаясь во всем на волю Божию: «Господи! Да будет воля Твоя!» Прп. Макарий Оптинский с. 324] Не ждите от молитвы одних восторгов, не унывайте, когда не ощутите радости. Ведь и так бывает, что стоишь, стоишь в церкви, а будто внутри не сердце, а так, деревяшка, да деревяшка-то неоструганная… Ну что ж, и за это, т. е. за деревяшку, спаси Господи. Значит, надо так было. Ведь иная душа, пережив высокие восторги, и возомнить о себе может, а такое состояние «окамененного нечувствия» смиряет ее. Прп. Варсонофий Оптинский с. 368] Пользуйтесь вниманием… храня ум от помыслов безместных. Легчайшая бо победа в начале прилога призывать имя Иисусово, чем и спасайте свои души от всех противных мечтаний. Прп. Моисей Оптинский с. 108] Надобно со смирением воззвать ко Господу: «Помилуй мя, яко немощна есмь» – и не смущаться; они [помыслы – ред.] и отойдут. А если будете смущаться, то враги больше… восстанут.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Прп. Макарий Оптинский с. 184–185] Молитву умственно держать можно и по болезни, и по немощам, и по случаю народа, и в службе. Только от этого иногда голова болит, но что же делать? Зато слюбится. Тысячу раз слюбится. Ты старайся держать мысль с Иисусом не в голове собственно, а направляя несколько к персям [груди – ред.]. Тогда, конечно, грудь заболит, но без этого нельзя. Бог наш огнь поядаяй есть. И где нечисто – там и больно. Такая боль за недостоинство посылается, но со временем пройдет. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 36] Если и случится когда-нибудь насладиться теплотой молитвы и после отъятой быти, то не должно унывать, а смиряться. Прп. Макарий Оптинский с. 69] Прошу вас не вдаваться в тоскливость, но утешаться и благодарить Господа Бога за многие милости Его к вам, и из глубины души своей молитвенно взывайте пред Ним: благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его (Пс. 102, 2). Прп. Антоний Оптинский с. 42] Будьте… спокойны, взывайте ко Господу: Не умру, но жив буду, и повем дела Господня. Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя (Пс. 117, 17–18). С преданием себя в волю Божию молитесь Ему и Пречистой Деве Богородице, Заступнице нашей, и Господь… да сохранит. Прп. Макарий Оптинский с. 189] Прежде всего, не оставлять церковного правила, потом совершать келейное (для мирян – домашнее – ред.), а после молиться по усердию. Прп. Амвросий Оптинский с. 214] Когда будете благодарить Бога и винить себя, то все скорби будут… утешением и скоро пройдут. Прп. Макарий Оптинский с. 299] Мы ежедневно читаем в молитве: Отче наш, – и просим: да будет воля Твоя; надобно, чтобы не одни слова произносились, но чтобы с оными и воля наша, и разум согласовались. Прп. Макарий Оптинский с. 182] [Необходимо – ред.] искать только помилования от Господа через сию духовную молитву [Иисусову – ред.]; и это должно [делать – ред.] со смирением. При наблюдениях же… о чем-либо умилительном и приятном тотчас готова прелесть; хотя бы и точно было от благодати, но считать себя того недостойным: ибо многие и получавшие благодать, а возомнившие о себе отпали от оной неисцелимо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010