Но если пришли, то «кушайте же во славу Божию все предлагаемое вам без сомнения. А вместо этого положите вы хранение устам своим от празднословия, смехословия и осуждения. Это будет выше вашего поста» (прп. Антоний Оптинский ). 10. Неправильный выход из поста (разговение), многоядение Вкусная трапеза и духовная радость – это непременные атрибуты праздника, следующего за многодневным постом. Однако в порыве радости можно очень неумеренно разговеться. Особенно это актуально на Пасхальной неделе и на Святках, когда нет поста в среду и пятницу, и праздничные дни насыщены обильными трапезами. Не буду рассказывать, чем чревато для организма переедание, полагаю, каждый знает это на себе. Если разговляться неосторожно, то духовная радость потихоньку сменяется духовным расслаблением, и вновь начинают разгораться страсти, с которыми шла борьба весь пост. В итоге можно свести на нет духовную работу всего поста, а к новому посту подойти с солидным багажом старых грехов. Чтобы этого не происходило, нужно проявлять умеренность в еде и не давать волю страстям. 11. Оправдание отказа от постов или их нарушения цитатами из Библии Хотя данный вопрос не является ошибкой или проблемой в самом посту, все же хочется рассмотреть его в рамках данной статьи. Для этого стоит привести несколько цитат. « Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни – для Господа различает; и кто не различает дней – для Господа не различает. Кто ест – для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест – для Господа не ест, и благодарит Бога » ( Рим.14:5-6 ). На первый взгляд, цитата предполагает самому размыслить, стоит поститься или нет, поскольку « пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем » ( 1Кор.8:8 ). Однако, обе цитаты вырваны из контекста. В обоих случаях апостол говорит о насущной для первых христиан проблеме – идоложертвенной пище, которая свободно продавалась на базаре и не было возможности понять, была ли она посвящена языческим богам или нет.

http://azbyka.ru/oshibki-postjashhihsja

Почему из десяти прокаженных Христа поблагодарил только один? Священник Константин Камышанов размышляет о том, как благодарность связана со счастьем 18 декабря, 2016 Священник Константин Камышанов размышляет о том, как благодарность связана со счастьем Как благодарность связана со счастьем? Почему же мы часто бываем неблагодарны друг другу и Богу? Приближает ли болезнь к Богу? Священник Константин Камышанов размышляет о евангельском рассказе об исцелении десяти прокаженных. Антоний Сурожский сказал: «Что неблагодарный человек не может быть счастливым». Как благодарность связана со счастьем? Очень просто. Существует круговорот добра. И благо-дарность – это возврат добра, пусть и в словах. Добру все равно, в какой корзинке его носят – денежной, продуктовой или словесной. Таким образом, добро нас связывает и дает возможность получить с-частье – часть друг с другом. Главное иметь часть с Богом. Это наивысшее счастье. Почему же мы часто бываем неблагодарны друг другу и Богу? И почему оказались неблагодарны Христу те девять прокаженных, которых Он исцелил: И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали   и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Ув идев   их,   Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,   и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? За что благодарить Бога, если болезнь и здоровье от Него? Сам дал. Сам забрал. А мы должны еще благодарить за эти болезненные эксперименты над нами? И вместе с тем, как это ни печально, болезнь часто нужна нам для отрезвления. Как-то по молодости читал прп. Амвросия Оптинского, наткнулся на его слова о том, что болезнь есть прекраснейшее средство, приближающее к Богу. Смутился и подумал: «Зачем он, человек веселый и свободный, проповедует Евангелие в рабском изводе? Почему наши отцы-пустынники все время говорят о каком-то нытье перед Богом? Почему бы им не радоваться? Ведь святые стояли близко к источнику благодати и, несмотря на близость к источнику блаженства, почему-то все время ныли и искали повод сделать себе больно и поплакаться.

http://pravmir.ru/pochemu-iz-desyati-pro...

Прп. Анатолий (Потапов) с. 406] Когда будете чаще пребывать в молитве, и печаль свою во всем возлагать на Господа Бога, и уповать на Его всесильную помощь, тогда Он и успокоит… душу. Прп. Антоний Оптинский с. 157] Если ты видишь какие-нибудь слабости в матери, то ты не должна судить ее, а молиться Богу о ней. Прп. Макарий Оптинский с. 221] Как найдет на тебя раздражение, тверди только: «Господи, помилуй». Молитвой всякая скверна очищается. Прп. Нектарий Оптинский с. 413] Матерь Божию Пречистую как можно чаще призывай – и спасешься. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 260] При разговоре с другими осторожность в словах не мешает иметь и молитву Иисусову на уме держать в то же время можно. Прп. Иларион Оптинский с. 173] Молитесь Господу, да сохранит Он сердца их [детей – ред.] от плевел, насеваемых супостатом посреди пшеницы. Прп. Макарий Оптинский с. 136] Как пред Богом молитва не останется тщетною, так и пред Богородицею и пред преподобным угодником Их – Пафнутием [Боровским – ред.] чудотворцем не будет тщетною. Много… может моление Матернее [Богородицы – ред.] ко благосердию Владыки и много может молитва праведного. Прп. Антоний Оптинский с. 76] Живите по совести и просите помощи у Царицы Небесной – и все будет хорошо. Прп. Исаакий Оптинский с. 303] Не в силах будучи сами противиться оным [помыслам – ред.], должно прибегать к Богу, повергать свою немощь и просить Его помощи, просить и Матерь Божию о помощи на оные. Прп. Макарий Оптинский с. 48] Положим начало своему исправлению и будем друг об друге Бога молить, дабы помог нам день ото дня возрастать и достигать в меру возраста Христова. Прп. Антоний Оптинский с. 245] Положитесь на Промысл Божий и усердно молитесь, Господь вас не оставит, и ко всему относитесь равнодушно. Прп. Анатолий (Потапов) с. 405] Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия, ибо занятия, освященные молитвою, будут благотворны для нашего душевного спасения. Прп. Иларион Оптинский с. 166] Погрязая в волнах [страстях – ред.], вопийте к Спасителю: «Спаси мя, погибаю!» – и, конечно, услышит вопль и стенание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Никодим (Кротков), архиеп. Костромской († 21.08.1938, пам. 8 авг.), прославлен 27.03.1995 архиеп. Костромским и Галичским Александром (Могилевым), торжество прославления возглавил митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий. 53) Прп. Варнава (Меркулов) Гефсиманский, Радонежский († 17.02.1906), прославлен 19.07.1995 по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, священноархим. ТСЛ, при наместнике архим. Феогносте (Гузикове) и скитоначальнике Черниговского скита архим. Феофилакте (Моисееве), прославление возглавил Святейший Патриарх Алексий II. 54) Прп. Иона Одесский († 30.05.1924, пам. 17 мая) прославлен 8.09.1995 решением Синода УПЦ. Обретение мощей состоялось 1.07.1996, торжество прославления 7.09.1996 возглавил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). 55–57) Прп. Иона (в схиме Петр) Киевский, архим. Троицкого мон-ря († 9.01.1902); прп. Иоанн Затворник Святогорский, Харьковский († 11.08.1867); свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , архиеп. Симферопольский и Крымский, исповедник († 11.06.1961, пам. 29 мая),— прославлены 22.11.1995 решением Синода УПЦ. 58) Сщмч. Константин (Голубев), миссионер, Богородский, Московский († 1918, пам. 19 сент.), прославлен 18.04.1996 митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием. 59) Сщмч. Прокопий (Титов), архиеп. Херсонский и Николаевский († 23.11.1937, пам. 10 нояб.), прославлен 3.05.1996 решением Свящ. Синода УПЦ (по данным Херсонской епархии, торжество прославления состоялось 5.09.1996). 60) Прп. Рахиль (Короткова) Бородинская († 10.10.1928, пам. 27 сент.) прославлена митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием 28.07.1996. 61–73) Прп. Лев (Наголкин) Оптинский († 11.10.1841); прп. Макарий (Иванов) Оптинский († 7.09.1860); прп. Моисей (Путилов) Оптинский († 16.06.1862); прп. Антоний (Путилов) Оптинский († 7.08.1865); прп. Иларион (Пономарев) Оптинский († 17.09.1873); прп. Анатолий (Зерцалов) старший Оптинский († 25.01.1894); прп. Исаакий I (Антимонов) Оптинский († 22.08.1894); прп. Иосиф (Литовкин) Оптинский († 9.05.1911); прп. Варсонофий (Плиханков) Оптинский († 1.04.1913); прп.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

Прп. Антоний Оптинский с. 239] Ни о чем таком не моли Господа, а молись, да будет над тобою Его святая воля. Прп. Иларион Оптинский с. 164] При исполнении Его [Господа Бога – ред.] заповедей молитесь Ему, предавая себя в волю Его. Прп. Макарий Оптинский с. 115] Проси у Господа терпения – и Он тебе подаст, и укрепит на таком пути, который ведет в Небесное Царствие. Он говорит: Я есмь путь и истина (Ин. 14, 6). Ты намерения Божия о себе не знаешь, поэтому молись, да будет над тобою святая Его воля, на которую и возложи смиренно упование и надежду твою. Прп. Амвросий Оптинский с. 37] Надобно желания свои и деяния сообразовать и согласовать с законом Божиим, предавать воле Его и просить Его содействия. Прп. Макарий Оптинский с. 112] Молитесь… ко Господу Богу, чтоб одна Его святая воля совершалась… А также молитесь и к Пречистой Его Матери, говоря: не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога, да мя спасет и вразумит. Прп. Антоний Оптинский с. 247] Ты не можешь творить молитву Иисусову без расхищения мыслей. С новоначальных не взыскивает Бог нерасхищаемой молитвы, она приобретается многим временем и трудами, как писание святых отец говорит: «Бог дает молитву молящемуся», а молиться все-таки продолжать надо, устами и умом. Прп. Иларион Оптинский с. 165–166] Укрепить и утешить… силен один Бог; и так вопийте к Нему: пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу (Пс. 141, 3); ко Господу воззвах, внегда уны сердце мое (Пс. 60, 3) и прочими глаголами, в Псалтири чтомыми. Прп. Макарий Оптинский с. 202] Правило [молитвенное – ред.], как можешь, так и исправляй, хоть в десять приемов. Когда голова нездорова, земных поклонов не клади. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 254] По болезни в случае нужды можно совершать правило (молитвенное) и без поклонов, даже сидя и хоть и лежа. Проговаривай только молитвы со вниманием и усердием. Прп. Иосиф Оптинский с. 320] Молись Богу даровать тебе помощь… во всех делах твоих. Прп. Макарий Оптинский с. 68]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Прп. Антоний Оптинский с. 238] Молитесь Господу, да устроит Он полезное о вас; а дотоле, пребывая в мире, пекитесь о заповедях Божиих. В недоумении к Нему прибегайте, и Он не попустит… впасть в бездну греховную или в пропасть безнадежия, но устроит все во благо. Прп. Макарий Оптинский с. 160] Молиться не забывай. Помни русскую пословицу: «Без Бога ни до порога». Постоянно держи Иисусову молитву. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 261] Для избежания скорби, тебя отягчающей, потребно и необходимо молиться за ту особу, на которую скорбишь… Молиться так имеешь евангельскую заповедь от Самого Господа, глаголющего: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте кленущия вас и молитесь за творящих вам напасть и изгоняющия вы (Мф. 5, 44). Без такой молитвы нельзя избавиться от скорби и успокоиться. А когда будешь молиться с верой и усердием, то и особа эта к тебе может перемениться на лучшее. Прп. Амвросий Оптинский с. 159] Хотя сами на себя и никак не можете надеяться, но, сознавая свою немощь и призывая Бога в помощь, избавитесь от стрел лукавого, коими он будет… уязвлять плотским сладострастием. Прп. Макарий Оптинский с. 198] Для успокоения своего прочитывайте… девяностый псалом, в коем Дух Святой говорит: Не приидет к тебе зло, и беда не приближится селению твоему (Пс. 90, 10). Прп. Антоний Оптинский с. 89] Молись всегда: ходя, лежа, вкушая – и… Господь пребудет с тобою навсегда. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 43] Призывайте в помощь Господа, отнюдь не надеясь на свои силы, – и узрите победу Прп. Макарий Оптинский с. 161] Когда в будни нельзя бывать в Церкви, пораньше вставай и прочитывай что-нибудь молитвенное в свое утешение. Прп. Амвросий Оптинский с. 56] [Стоит – ред.] прибегать со смиренною молитвою ко Господу Богу, как и святой Давид говорит: Бог нам прибежище… от скорби (см. Пс. 31, 7). Прп. Антоний Оптинский с. 95] Молитесь Богу и Его Пречистой Матери, да устроит Господь судьбу вашу по святой Его воле. Прп. Макарий Оптинский с. 198] О… детях ваших усердно молитесь, чтобы Господь устроил о них полезное и спасительное, имиже весть судьбами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Прп. Амвросий Оптинский с. 39–40] Надо умудряться, чтобы хоть утром и вечером, ложась и вставая, помолиться Богу и видимо. Прп. Амвросий Оптинский с. 120] О трудных обстоятельствах родных… не слишком скорбите, а лучше молитесь о них, и сие доставит им [Господь – ред.]… успокоение в духе. Прп. Антоний Оптинский с. 225] Древние христиане по великой ревности духовной много подвизались в посте и во всенощных бдениях и упражнялись в продолжительном псалмопении и молитвах. Прп. Амвросий Оптинский с. 100–101] У Господа все воздыхания… не будут утаены, все капли слез будут изочтены… и все нужды… будут услышаны. Прп. Антоний Оптинский с. 276] Когда посылается нам серьезная болезнь, то мы посерьезнее и рассуждаем о себе и о наших обстоятельствах и искренне прибегаем в молениях наших ко Врачу душ и телес, к Единому вся Ведущему и Всемогущему, а вместе Всеблагому и Премудрому, Который хочет всем спастися и в разум истины прийти! (1 Тим. 2, 4). Прп. Амвросий Оптинский с. 75] Творите молитву со смирением, и Бог не оставит… и понуждайтесь на делание заповедей Божиих. Прп. Макарий Оптинский с. 273] Советую… вместо всякой мечты душу свою напитывать молитвою ко Господу и упованием на Него, Который… не оставит, чему и Матерь наша Святая Церковь учит «самих себе и друг друга и весь живот свой Христу Богу предавать». Прп. Антоний Оптинский с. 103] Если не отпускаем [своим ближним их долги – ред.], то и нам не отпустятся; но чтобы удобнее было это исполнить, то надобно призывать в помощь Бога, ибо мы не можем без Него творити ничесоже. Прп. Макарий Оптинский с. 236] Мы должны быть рассудительны, то есть должны, прежде всего, заботиться о получении милости Божией и спасения вечного, а не о том, чтобы возвращать прежнее царство, то есть временные блага… Нужно смиренно и с верой молиться Богу об этом, да вразумит… нас. Прп. Амвросий Оптинский с. 35–36] Уподобляется жизнь наша морю и корабль души нашей плывет по бурному сему океану, погружается волнами, но не утопает; в опасности и мы, да взываем: Господи, спаси ны, погибаем (Мф. 8, 25) – и узрим спасение от потопления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Прп. Макарий Оптинский с. 283] Подержи молитву, не только Рим и Иерусалим, а Сам Распятый за нас придет с Пречистою Материю. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 113] Имейте веру к угодникам Божиим: преподобному Сергию Радонежскому и святому Митрофану Воронежскому, а паче призывайте Заступницу нашу, премилосердую Матерь Божию, и, предавшись в волю Божию, успокаивайтесь. Прп. Макарий Оптинский с. 226] Полезно церковное поминовение и частные молитвы покойникам покаявшимся, но не понесшим или не успевшим понести епитимий. Прп. Амвросий Оптинский с. 85–86] От нападения вражия будем обороняться молитвою. Молитесь за творящих напасть. Прп. Моисей Оптинский с. 121] О сохранении Православия в детях… молитесь Богу о сем. Прп. Макарий Оптинский с. 42] Нет нам иного средства к ограждению себя, кроме одной молитвы ко Господу. Прп. Антоний Оптинский с. 48] Совет мой: не оставлять церковной молитвы, но смиренно в оной молиться и не смущаться. Прп. Макарий Оптинский с. 132] Молитву Иисусову всеми силами старайся держать – она вся наша жизнь, вся краса, все утешение, что в начале она трудна – это всем известно; но после зато неоцененна, всерадостна, вселюбезна. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 192] В третьей молитве на сон грядущим изъяснены многие могущие быть повседневные согрешения, о коих и приносим покаяние вседневное. Прп. Макарий Оптинский с. 36] В затруднениях, недоумениях и всех обстоятельствах ближайшее средство и верное к пользе нашей – одно обращение ко Господу и возложение на Него всей печали и попечения. Притом надобно молить Бога о тех, с кем предлежит дело, и все уладится хорошо. Прп. Моисей Оптинский с. 127] Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанною молитвою и самоукорением не утишится твое сердце. Прп. Иларион Оптинский с. 169] Старайтесь идти путем заповедей Божиих, сопротивляясь препятствующим сему враждебным силам: не своей силой, но Божией помощью, призывая оную молитвой. Прп. Макарий Оптинский с. 267] Ничего не бойся только. Бог не оставит уповающих на Него. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Прп. Варсонофий Оптинский с. 369] Господь молился за распинающих, а первомученик Стефан молился за убивающих, чтобы не вменилось им в грех, глаголя: не ведают, что творят (Лк. 23, 34). Делай и ты то же и получишь милость и помощь Божию и успокоишься. Прп. Амвросий Оптинский с. 158] Первейшее и самонужнейшее… средство к примирению с обидящими и гонящими нас есть молить о них по заповеди Христовой. Прп. Лев Оптинский с. 40] Мысленных волков кроме помощи Христовой избавиться не можно – на отгнание их потребно Его всемогущей благодати, а не человеческой слабой помощи. Для того нужно привергаться к стопам Иисуса с крайним смирением, Его просить обо всем и на Него всю печаль свою возвергать и сверх того молить Божию Матерь и прочих угодников с истинным признанием своих грехов, немощи в исправлении себя. Прп. Моисей Оптинский с. 109–110] Молитесь Богу, чтобы сохранил… от сетей врага [диавола – ред.], ищущего погибели человеческой. Прп. Макарий Оптинский с. 283] В церкви, когда диавол затыкает тебе уши и смежает глаза, старайся читать Иисусову молитву. Внимай по силе кафизмам [часть, раздел Псалтири – ред.], они после тебе усладятся. В них много красоты и сладости, которые разгонят сон и уныние. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 62] Важна молитва церковная, лучшие мысли и чувства приходят именно в церкви, правда, и враг в церкви сильнее нападает, но крестным знамением и молитвой Иисусовой отгоняйте его. Прп. Варсонофий Оптинский с. 369–370] П о усопшим хорошо и панихиды служить, и творить милостыню, а паче всего хорошо поминать на проскомидии. Прп. Макарий Оптинский с. 42] Без молитвы спать не надо ложиться. Прп. Иосиф Оптинский с. 321] Усердно молитесь ко Христу Богу, чтобы Он Сам научил вас смирению и кротости. Прп. Антоний Оптинский с. 42] Что невозможно исправить нам, то, без сомнения, возможно Богу, Которым живем и движемся. Молися о всем и неси все терпеливо. Прп. Моисей Оптинский с. 121] Желаете уничтожить в себе гордость и стяжать смирение… Надобно молиться Богу, просить помощи в сем деле, ибо Он сказал: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Прп. Иосиф Оптинский с. 321] Попробуй – начни читанное [душеполезное чтение – ред.], по силе, приводить в дело. Да к этому присовокупи (опять по силе) непрестанную Иисусову (устную) молитву – и узришь милость Божию. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 270] Благодари Господа, все строящего нам на пользу. Прп. Макарий Оптинский с. 183] Как молиться Иисусовой молитвой, как за сердцем следить? – Просто от души взывай ко Господу, за простоту Господь пошлет сердечную молитву, взывай и взывай к Нему – и пошлет тебе. Прп. Анатолий (Потапов) с. 396] Уму нашему от скитания семо и овамо много способствует краткая, но часто повторяемая молитва Иисусова, к которой даруй… Господи, приобрести навык – и тогда ясные дни настанут. Прп. Антоний Оптинский с. 239] Надо внимательно слова молитвы произносить, в смысл вникать, а не стремиться к слишком высокому… Ведь если мы неправильно читаем, не внимаем читаемому, то этим утешаем бесов. Прп. Никон Оптинский с. 430–431] Кому завидуешь, за того Богу молись! Прп. Иосиф Оптинский с. 335] Господь заповедал: просите, и дастся вам (Мф. 7, 7), но не сказал числа молитв о каждом деле, сколько произносить, и дает нам только то, что нам полезно, а что нет, то и не дает. Прп. Макарий Оптинский с. 58] Лучше и полезнее полагаться на волю Божию и молиться так: «Господи, якоже веси и якоже хощеши, устрой о мне полезное по воле Твоей святой». Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 146] Советую… при свободе, при страстных движениях, при немощи призывать Бога сей молитвой [Иисусовой – ред.] со смирением. Прп. Макарий Оптинский с. 73] Если какая-либо дурная мысль неотступно приходит на ум и сердце к ней прилепляется, сочувствует ей, тогда надо приложить все силы, чтобы выбросить ее с помощью молитвы Иисусовой и исповеданием. Прп. Никон Оптинский с. 433] Усерднее молись и чаще за тех, к кому будешь чувствовать гнев и памятозлобие, а иначе легко погибнешь. Прп. Иосиф Оптинский с. 336] Неполезно холодное отношение к делу молитвы. «Отмолился, вычитал, что положено, и свободен. Отбыл повинность свою». Такая молитва не дает благих плодов. А такая молитва и бывает у тех, кто ограничивает свое обращение к Богу только совершением правила или хождением в церковь, не стремясь к тому, чтобы молитва наполнила и освятила всю их жизнь, все их дела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010