3-е поколение 1 . Преподобный Платон Исповедник (и преподобный Феодор Студит ), святой Тарасий, патриарх Константинопольский , преподобный Феофан Сигриан, преподобный Стефан Чудотворец. 2 . Вифиния, Палестина. 3 . Слово о преподобном Платоне (Слово о матери) и другие ранние творения Феодора Студита (частью житие Феодора Студита ). Житие святого Тарасия Константинопольского . Дeяhuя VII Вселенского Собора. Житие преподобного Стефана Чудотворца. IX век 1-е поколение 1 . Преподобный Феодор Студит , святой Никифор, патриарх Константинопольский, преподобные Феодор и Феофан Начертанные, Феофан Сигрианский, святой Феодор Эдесский . 2 . Вифиния, Константинополь, Палестина. 3 . Творения и жития Феодора Студита и патриарха Никифора, жития Феодора и Феофана Начертанных и Феофана Сигрианского. 2-е поколение 1 . Преподобный Иоанникий Великий, святой Мефодий, патриарх Константинопольский, равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян. Святой Феодор Эдесский . 2 . Вифиния, Константинополь, Сирия. (Палестина.) 3 . Жития: преподобного Иоанникия Великого, равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян; святого Мефодия, патриарха Константинопольского; житие и творения святого Феодора Едесского; житие Николая Студита. 3-е поколение 1 .Преподобный Иосиф Песнописец, святой Мефо-дий, просветитель славян, блаженный Фотий, патриарх Константинопольский , святой Антоний Кавлей, патриарх Константинопольский, преподобный Григорий Хан-дзитийский (Грузия), преподобный Евфимий Новый, южноиталийские подвижники (греки). 2 . Константинополь, славянские страны, Афон, Ви-финия, юг Италии, Грузия. 3 . Жития и творения: преподобного Иосифа Песно-писца, святого Мефодия, просветителя славян; житие святого Антония Кавлея, Евфимия, патриарха Константинопольского, и Евфимия Нового, преподобного Григория Хандзитийского, жития южноиталийских святых; творения блаженного Фотия Константинопольского (особенно его письма). Пособия Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX века до половины XIII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

Пертинакс † 192. Олимпиан † 203. Mapk I † 216. Св. Кириллиан или Кириак † 232. Св. Кастин или Кистин † 240. Тит или Трат, Торат † 276. Дометий или Дометиан † 301. Пров † 313. Патриархи: Св. Митрофан 315–325. Св. Александр 325–340. Св. Павел I 340 скоро изгоняется. Евсевий 340–341. Македоний I 341–360. Павел вторично 347–350. Оба современно или попеременно. Евдоксий 360–370. Св. Евагрий 370 скоро изгоняется. Демофил 370–380. Св. Григррий I 381 сейчас отказывается. Св. Нектарий 381–397. Св. Иоанн I 398–404. Св. Арсакий 404–405. Св. Аттик 406–425. Св. Сисиний I 426–427. Несторий 428–431. Св. Максимиан 431–434. Св. Прокл 434–447. Св. Флавиан I 447–449. Св. Анатолий 449–458. Св. Геннадий 458–471. Акакий 471–489. Франт или Флант, по другим Флавиан II 489–490. Св. Евфимий 490–496. Св. Македоний II 496–511. Тимофей I 511–518. Св. Иоанн Каппадокианин 518–520. Св. Епифаний 520–535. Анфим I 535–536. Св. Мина 536–552. Св. Евтихий 552–565. Св. Иоанн III Схоластик 565–577. Св. Евтихий вторично 577–582. Св. Иоанн IV постик 582–595. Кириак 595–606. Св. Фона I 607–610. Сергий I 610–638. Пирр 639–641. Павел II 641–654. Пирр онять или второй по другим 654–655. Петр 655–666. Св. Фома II 667–669. Св. Иоанн V 669–674. Св. Константин I 674–676. Св. Феодор I 676–678. Св. Георгий I 678–683. Св. Феодор опять 683–686. Павел III 686–693. Св. Каллиник I 693–705. Св. Кир 705–711 или 712. Иоанн VI (по иным святой) 711 или 712–715. Св. Герман I 715–730. Анастасий 730–753. Константин II 754–766. Никита I 766–780. Св. Павел IV 780–784. Св. Тарасий 784–806. Св. Никифор I 806–815. Феодот I Басситер 815–821. Антоний I 821–832. Иоанн VII 832–842. Св. Мефодий 1 842–846. Св. Игнатий 846–857. Св. Фотий. 857–867. Св. Игнатий втор. 867–877. Св. Фотий вторично 877–886. Св. Стефан I 886–893. Св. Антоний II Кавлей 893–895. Св. Николай I 895–906. Евфимий 906–911. Св. Николай втор. 911–925. Св. Стефан II 925–928. Св. Трифон 928–931. Вдовство церкви 931–933. Феофилакт 933–956. Св. Полиевкт 956–970. Василий I 970–974.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

    Св. Феодора царица. Жизнь ее см. у Филарета: Подвижницы Восточной церкви. Она отказалась от правления царством в 854, по мнению других в 856 году. Скончалась, по Болландистам, 11 февр. 867 года, по других вскоре после отречения от царства (Herzog. XV, 725. Деян. св. Febr. II. 554). В греческом часослове (ρολγιον 1838 г.) под 12 декабря говорится, что во время взятия турками Константинополя 1453 г. 20 мая иерей Георгий взял мощи Феодоры Августы и в 1460 г. передал их жителям острова Коридиры. По всей вероятности здесь — разумет сию Феодору августу, а не супругу царя Иустиниана 14 ноября. 12     Св. Мелетий. По исследованию об нем в Деяниях св. (Febr. II. 599) он умер 12 или 14 февраля или немного спустя, но не в августе, ибо в мае уже прибыли египетские епископы на собор по смерти св. Мелетия. (См. Сократа кн. V. гл. 8.) — Мощи его перенесены были из Царьграда в Антиохий через города, что тогда не позволялось в отношении к другим телам, и везде встречаемы были торжественно. (См. о нем Herzog. IX. 305.)     Св. Антоний Кавлей. Родители Антония, по прозванию Кавлея, были из Фракии или Фригии, славны в синклите и отличались благочестием. Св. Антоний родился в Константинополе во время смятений от иконоборства в 898 или 829 году. В младенчестве еще замечено было в нем стремление к священным действиям, так что, будучи еще 5 лет, он подражательно возносил хлеб и держал кадильницу; 12 лет поступил в обитель по смерти матери и, подражая настоятелю, проводил ночи в молитве и вел жизнь истинного подвижника; со временем против воли сделан иеромонахом и затем настоятелем обители, в которой и отца своего постриг в монашество; во время настоятельства отличался особенною любовию в нищим и бедствующим, простирая свои благодеяния на отдаленных Скифов, Фракиан и Мазийцев, так что сам приходил в бедственное положение. Когда он однажды находился в оскудения, вдруг является человек или ангел в виде человека, подает ему узел с золотом и быстро удаляется, сказав только: прими это на нужды тех, о которых заботишься. Наконец в 893 году он сделан патриархом и с императором Львом VI Мудрым (888—912) много сделал добра для церкви. Скончался мирно в 895 году и вскоре после кончины много сотворил чудес; на 8 день по кончине его мощи его издавали благоухание. Жизнь его и чудеса по кончине весьма скоро описаны современником его Никифором философом и оратором в виде ораторской реки. (См. Деян. св. Febr. II. 622 et Aug. I. 113). Этот патриарх жил после Фогия, но чтится западную церковию, как святой 12 же февраля. Этим римская Церковь сама себя осуждает.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пользуясь сим, люди завистливые оклеветали его перед царем, порицая особенно его прежнюю, совершенно невинную дружбу с Сантаварином (которого царь издавна ненавидел, быв оклеветан им в наветах отцу своему, императору Василию). Увлекшись причинами столь неосновательными, подозрительный император сделал дело несправедливое, явившись неблагодарным к своему учителю, по духу отцу, и знаменитому светильнику Церкви. Без суда и с бесчестьем он низвел святейшего Фотия с патриаршего престола (888 г.) и, как какого-нибудь преступника, послал в заключение в монастырь Арминианский, где блаженный патриарх жил до конца славной жизни своей, в удалении от дел житейских, занимаясь науками. Скончался 891 года 6 февраля. Всему ученому свету известны мудрые сочинения сего патриарха, особенно труды его по части церковного и гражданского законоведения 22 ; его письма, лексикон и библиотека (μυριοβιβλιου), в которой рассмотрено 279 древних писателей, большей части коих сочинения считаются потерянными. По изгнании премудрого Фотия 23 , в патриарха производится 886 г. 82) Стефан , порфирородный, брат императора Льва, бывший прежде монахом и синкеллом, человек уважаемый за добродетели и благочестие. Мудро и богобоязненно правив церковью 7 лет, он по кончине причтен к лику святых (Мая 17). 893 г. 83) Антоний , по прозванию Кавлей. При нем преемник папы Стефана Формоз опять посылает в Константинополь послов с настойчивым требованием уступки Болгарии, – и опять посланные возвратились без успеха. С того времени надолго пресеклось общение между церквями восточной и западной. Когда спустя два года Антоний скончался, Никифор Философ сочинил ему надгробное слово, в котором справедливо превозносит его похвалами. Ему наследовал 895 г. 84) Николай , Мистик, т. е. старейшина тайного совета, муж мудрый и известный своими добродетелями. Твердость его в защите нерушимости церковных правил была причиной того, что после 11-тилетнего правления он оставил престол патриарший. Это произошло следующим образом. Императрица Зоя, хотя и считалась супругой императора, однако, поскольку была уже четвертою после смерти первой его супруги, а четвертый брак воспрещен церковными правилами: то это супружество не было и не могло быть освящено молитвословием и благословением церковным, тем более, что отец императора, Василий, это церковное правило утвердил гражданским узаконением, повелев отнюдь никому не вступать в четвертый брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот акт представлялся для византийцев настолько естественным и понятным, что писатель XIV в. Георгий Кодин, передающий очень ценные сведения о порядке избрания византийского патриарха, даже не упоминает о распоряжении царя относительно собора, а прямо говорит, что архиереи, находившиеся ( πιδημοντες) в Константинополе, собирались ( συνγονται) для производства выборов. 211 Что касается состава собора, то каноническим числом ( κανονικς αριθμς) 212 его членов признавалось двенадцать. Впрочем, Кодин ограничивает его состав двенадцатью членами лишь условно, – если в данное время в Константинополе не окажется большего количества архиереев, – в противном же случае приглашаются архиереи и сверх этого числа. Для образования собора в составе двенадцати человек в Константинополе, по сообщению Кодина, приглашаются архиереи ближайших Церквей. Если же случится, что наличное число архиереев, находящихся в Константинополе и приглашенных из соседних епархий, не достигает двенадцати, то по необходимости ( ξ ανγκης) на соборе должны восседать только те архиереи, которые в данное время пребывают в столице. 213 Симеон Солунский не указывает определенного числа архиереев – членов Священного Собора, избирающего патриарха, но добавляет, что царь своими указами ( δια προσταγμτων) приглашает в столицу архиереев ближайших епархий для участия в этом соборе. Собор составляют и те архиереи, которые прежде оказались в великом городе, и те, которые вновь сюда собрались извне и которым возможно было прибыть, но только требуется, чтобы все эти архиереи были канонические и пользовались присущими епископскому сану правами. 214 Третий главный источник по нашему вопросу – Придворный Устав (с именем) Константина Багрянородного – совсем не упоминает о составе собора, избирающего патриарха, но глухо сообщает, что по смерти патриарха царь объявляет ( δηλο) боголюбезнейшим митрополитам о предстоящем избрании. 215 Обращаясь к историческим свидетельствам, находим в них прямые и ясные указания относительно применения соборного начала в акте избрания византийских патриархов. Так, при участии соборов были указаны и избраны следующие патриархи: Мефодий, 216 Игнатий, 217 Фотий, 218 Антоний II Кавлей, 219 Николай Мистик , 220 Евфимий, 221 Василий I, 222 Михаил Кирулларий, 223 Константин III Лихуд, 224 Иоанн VIII Ксифилин, 225 Михаил И, 226 Досифей, 227 Максим II, 228 Арсений, 229 Никифор II, 230 Герман III, 231 Иоанн XI Векк, 232 Григорий II Кипрский , 233 Афанасий I, 234 Иоанн XII Созопольский, 235 Исайя, 236 Исидор, 237 Каллист I, 238 Филофей, 239 Антоний IV, 240 Макарий, 241 Нил, 242 KaллucmII, 243 Матфей 1, 244 Митрофан И, 245 Григорий III, 246 Афанасий II 247 и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Как известно, этим названием обозначались хлебные и, вообще, продовольственные пайки, раздача которых населению столицы была введена Константином В. 397 , опиравшимся, в данном случае, не только на предшествующую римскую, но и на чисто эллинистическую практику 398 . Однако не всё в сообщении жития преп. Олимпиады ясно, и мы наталкиваемся на вопрос, который не может быть решён с доступными нам данными, хотя решение его и осветило бы, быть может, интереснейшие подробности относительно каких-то группировок столичного населения около знатных лиц. В самом деле, что значит это пожертвование преп. Олимпиадой продовольственных пайков в значительном количестве, и какие права имела она, богатая патрицианка, на них? Не принадлежали ли ей πολιτικο ρτοι всех тех многочисленных клиентов, которые постоянно окружали и римскую, и византийскую знать, не передала ли она эти ρτοι в ведение Церкви, вместе с пожертвованием домов, в которых жили её многочисленные квартиранты-клиенты? Всё это представляется в высокой степени неопределённым, и требует столь тщательного пересмотра всех многочисленных памятников IV–VI столетий, для какого у автора данного исследования нет ни времени, ни сил. Что касается практики раздач продовольственных пайков, которые производились через предварительную выдачу специальных тессер 399 , то агиография сохранила на неё равным образом лишь косвенное указание. В житии патриарха Антония Кавлея из X в. мы читаем, что в константинопольской патриархии производилась раздача беднякам хлеба, причём получавшие имели в руках особые значки, раздававшиеся им раньше 400 . Таким образом, оказывается, что в X веке, когда уже ни один источник не говорит нам о дальнейшем существовании в Константинополе государственной фрументации, церковь в значительной степени приняла на себя старинную муниципальную обязанность продовольственной помощи беднейшему населению. Патриарх Антоний Кавлей, как гласит вышеприведённое место, кормил 1.000 человек; патр. Тарасий не только ежемесячно подавал милостыню массе лиц, внесённых в особые списки 401 , но организовал хоры добровольцев певчих, которые кормились на определённое жалованье, получаемое после каждого богослужения 402 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В состав школьного курса в Византии входила и арифметика, знание которой вызывалось и потребностями жизни. Феофилакт Болгарский в письме к Григорию Каматиру говорит о занятиях сына последнего, Феодора, и арифметикой. Арифметика преподавалась в школах монахов Никифора Влеммида и Максима Планудиса, которые славились своими математическими познаниями, особенно последний. В некоторых школах преподавалась и география, например, в школах при монастыре Никифора Влеммида. Никифор написал два учебника по географии; один для низшей школы, а другой – для средней. В первой книге он говорит о форме, природе, величине Земли и её отношении к другим планетам, а во второй – о странах и городах. В первом учебнике автор по тому или иному вопросу сначала приводит мнения других, а потом излагает свои взгляды. Сведения излагаются здесь популярно и приспособительно к детскому пониманию, так что не может быть сомнения в школьном назначении этого сочинения. Наконец, есть одиночное свидетельство о преподавании в византийских школах истории. О Мефодии Константинопольском сообщается в его житии, что он с детства изучил и историю. Можно ещё предполагать, что исторические сведения сообщались школьникам на уроках пиитики и грамматики, при чтении и изучении классических авторов. Таким образом, курс византийских школ был довольно сложен. Впрочем, нет оснований утверждать, что он был одинаков во всех школах. Общими для всех школ предметами следует признать лишь чтение, письмо, пение, грамматику и счисление: пиитика же, география и история входили в курс только некоторых школ. Но и в этом ограниченном объёме курс оказывался вполне достаточным для сообщения учащимся общего образования и требовал немало времени для ознакомления с ним. Учение начиналось в Византии обыкновенно с 7–8-летнего возраста, хотя известны случаи поступления в школу и в 5-летнем возрасте (Антоний Кавлей, Феодор Эдесский , Михаил Пселл ); заканчивался же курс в 15–16-летнем возрасте. Тем не менее, начальная школа, по мнению византийских писателей, имела лишь приготовительное значение, она была только εσαγωγ, προπαιδεα, а за ней стояли школы средняя и высшая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Руководство школьным делом всей епархии принадлежало местному епископу. Многие из византийских иерархов с большим вниманием следили за состоянием епархиальных школ, а иные даже исполняли в них обязанности дидаскалов. Писатель Х в. Иоанн Камениат, сообщая о процветании в городе Фессалонике наук, приписывает это влиянию на молодёжь фессалоникийских иерархов, которые просвещали народ под сенью многочисленных городских храмов, посредством проповеди и школ. В истории Фессалоники особенно знаменит митрополит Евстафий. Он был учёнейшим мужем своего времени и до поступления в монашество был дидаскалом в Константинополе. Он имел громадное влияние на своих учеников и своей учёностью, и нравственной жизнью. Сделавшись Фессалоникийским митрополитом, Евстафий предпринял преобразование внутренней жизни своей паствы, и сильнейшим орудием этой реформы были школы. Достойным учеником Евстафия был Афинский митрополит Михаил Акоминат. Заняв в 1182г. Афинскую кафедру, Михаил за первым же богослужением в новом месте произнёс речь, в которой убеждал духовенство учить народ, обещая быть для него руководителем в этом отношении. Свою деятельность в Афинах Михаил начал с того, что возобновил кафедральный храм во имя архистратига Михаила, а потом приступил и к просвещению народа: не только проповедью, но и посредством школ. Не менее знаменитый Феофилакт, архиепископ Болгарский, в одном из своих писем выражает скорбь по поводу разлуки с воспитанными им болгарами, а в другом преподаёт увещания и наставления своему ученику Никите, состоявшему диаконом в Халкидоне. От него же сохранилось несколько писем, адресованных Никите, епископу Серрскому, под руководством которого учились братья Феофилакта. Большое просветительное влияние на народ имел и епископ Милетский Никифор (Х в.), получивший хорошее образование. А о епископе Асском Григории (XI b.) известно, что он учил ( δδασκε) мальчика Льва, сына одного священника. Обязанности дидаскалов школ несли и другие лица. Так, Антоний Кавлей, бывший Константинопольским патриархом (IX b.), учился в одном монастыре под руководством игумена, преподобный Нифонт (XIV b.) имел дидаскалом экклесиарха монастыря святого Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Трифона постригся в монашество. Спустя некоторое время, когда нерасположение Льва к Фотию и его родственникам мало-помалу исчезло, Николай был вызван ко двору и даже почтен достоинством мистика – μυστικς, которому поручались государственные дела, подлежавшие тайне. По смерти патриарха Антония Кавлея [Антоний II Кавлей (893–901)] Николай был избран его преемником по кафедре. Он был предпочтён другим кандидатам патриаршества потому, что отличался выдающимся образованием и был вообще талантливым деятелем. И на патриаршей кафедре Николай оказался вполне достойным предстоятелем Церкви и много содействовал внутреннему миру, упорядочению церковного строя, торжеству церковных канонов и независимости Церкви от вмешательства гражданской власти. 35 Что касается его трудов в области духовного просвещения, то и в этом отношении патриарх Николай должен быть выделен из ряда других деятелей эпохи. Продолжатель Феофана говорит, что Николай имел многие преимущества сравнительно с другими в отношении мудрости ( πολλ κατ τς σοφας προτερματα), 36 а Кедрин свидетельствует, что он первенствовал умом и мудростью ( π συνσει κα σοφ δοκν πρωτεειν). 37 Патриарх Николай хорошо знал и понимал Священное Писание , как это видно из некоторых его писем XXII), где он приводит тексты Писания и объясняет их, – был сведущ в святоотеческой письменности (письмо к римскому папе Анастасию III о четвёртом браке, принятом Западной церковью) и особенно в канонах: известно, что он почти всё своё патриаршество посвятил борьбе в защиту акривии канонов, ввиду их нарушения императором Львом VI и разногласия в их оценке со стороны Римской церкви, причём был даже насильственно лишён кафедры (907г.) за свою стойкость в охранении авторитета и независимости Церкви. Затем, патриарх Николай известен и литературными трудами. Особенную историческую ценность имеют те письма, которые относятся к столкновению патриарха Николая с императором Львом VI и Римской церковью из-за четвёртого брака басилевса. Просвещённый и энергичный патриарх, строгий блюститель церковных канонов, вовсе не хотел быть послушным орудием императора Льва, вопреки его расчёту и предположению, что придворный монах и мистик, соученик басилевса, будет и на патриаршем престоле снисходительно относиться к вмешательству царя в церковные дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Р. 742). При Андронике Комнине невольному пострижению подвергся, между прочим, Алексей Комнин, незаконнорожденный сын императора Мануила и муж незаконной дочери Андроника – Ирины. Царь заподозрил его в измене престолу, ослепил и сослал в заточение в один отдаленный от столицы городок. Гнев царя простерся и на непричастную к заговору жену Алексея – Ирину, «которой он приказал не скорбеть и отнюдь не сокрушаться о своем муже, а, напротив, совершенно забыть его и, сколько прежде любила, столько же теперь возненавидеть». Но это требование оказалось выше сил несчастной женщины: она не могла разлюбить своего супруга, плакала о нем и даже с печали постриглась в монахини (Choniat. De Andronico Comneno. Lib. I. Cap. 10). Вместе с Алексеем в заговоре были заподозрены многие женщины высшего сословия и также против своей воли пострижены. При императоре Исааке Ангеле патриарх Василий Каматир дал разрешение этим женщинам снять черное платье и возвратиться к прежнему образу жизни и прежней одежде. Но это распоряжение стоило патриарху кафедры (Choniat. De Isaacio Angelo. Lib. II. Cap. 4). При Исааке же Ангеле последовала трагическая развязка судьбы и самого Алексея Комнина, который вторично был заподозрен в заговоре против царя и пострижен в одном из Папикийских монастырей (Ibid. Lib. III. Cap. 2). Именно: Мефодий (842–846), инок монастыря Хинолакка ( Χυνολκκου – Lacus anserum), построенного св. Стефаном († 716), близ горы Олимпа в Вифинии (Vita s. Methodii, patr. constantinop//PG. T. C. Col. 1245.); Игнатий (846–857 и 867–877); Стефан I (886–893) (Continuatus. Р. 264.); Антоний II Кавлей (893–895), инок Олимпа вифинского (Vila s. Antonii cognomento Cauleae, patr. const. Migne. T. CVI. C. 189); Евфимий (907–911); Трифон (928–931) (Ephraemius. De patriarchis constantinopolitanis. P. 402; Banduri. Imperium Orientale. T. 1. Pars 3. P. 196); Полиевкт (956–970) (Cedrenus. T. II. P. 334; Ephraemius. P. 403); Василий I (970– 974), инок Олимпа вифинского (Leo Diaconus. P. 102; Cedrenus. T.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010