50 . Константин II, 754–766, иконоборец. 51 . Никита I, 766–780, иконоборец. 52 . Павел IV, 780–784, святой, 80 Августа, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится у Морчелли под 2-м Сентября в несправедливо, как думаем, принимается им за Павла I, исповедника, который и в его календаре находится под 6-м Ноября). 53 . Тарасий, 784–806, святой, 25 Февраля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 54 . Никифор I, 806–815, святой, 2 Июня, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 55 . Феодот I, Мелиссен или Касситера, 815–821, иконоборец. 56 . Антоний I, 821–886, иконоборец. 57 . Uoahh VII, 836–842, иконоборец. 58 . Мефодий I, 842–846, святой, 14 Июня, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 59 . Игнатий, 846–857 и вторично 867–877, святой, 23 Октября, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 60 . Фотий, 857–867 и вторично 877–886, святой, 6 Февраля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 61 . Стефан I, 886–893, святой, в Синаксаристе – 18 Мая, у преосв. Сергия – 17 Мая (находится в Менологии). 62 . Антоний II, Кавлей, 893–895, святой, 12 Февраля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 63 . Николай I, Мистик или Асинкрит, 895–906 и вторично 911–925, святой, 16 Мая, у преосв. Сергия. 64 . Евфимий II, 906–911 65 . Стефан II, 925–928, святой, 18 Июля, у преосв. Сергия. 66 . Трифон, 928–981, cbяmoй, L9 Апреля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 67 . Феофилакт, 983–956. 68 . Полиевкт, 956–970, святой, 5 Февраля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 69 . Василий I, Скамандрен, 970–974. 70 . Ahmohuй III, 974–978. 71 . Николай II, Хризоверг, после четырех-летнего слишком вдовства кафедры 982–995, святой, 16 Декабря, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 72 . Сисинний II, 995–999. 73 . Сергий II, 999–1019, святой, 12 Апреля, у преосв. Сергия. 74 . Евстафий, 1019 или 1020–1025, святой, 31 Мая, у преосв. Сергия. В общем числе 74-х епископов-патриархов 18-ть епископов-патриархов били еретики, которые, само собою разумеется, не могли быть причисляемы к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Столь негибкая позиция Рима в очередной раз сильно охладила отношения между Западной и Восточной Церквами. Разумеется, император Лев Мудрый никогда не пошел бы на то, чтобы добровольно, своими руками низвергнуть с патриаршего престола собственного брата, им же поставленного в столичные архиереи. Даже строгие «паписты» – Стилиан и «игнатиане», основу которых составляли Студийские монахи, – испытали горькое разочарование по поводу столь нелепых амбиций Рима. Мало-помалу они начали присоединяться к своему юному патриарху, нисколько не заботясь о том, признан он таковым Римским епископом или нет 126 . Поскольку же в этот период времени всеми делами в Восточной Церкви управлял сам император, то, по сути, весь клир объединился вокруг Льва Мудрого. Возможно, эта история еще могла бы иметь свое продолжение, но 17 мая 893 г. патриарх св. Стефан скончался и был погребен в малоизвестном Сикейском монастыре. Позднее он был причислен Константинопольской Церковью к лику святых. Смерть св. Стефана вызвала новые интриги, связанные с личностью будущего патриарха. Небезызвестный нам Заутца, по-прежнему имевший серьезное влияние на императора, делал все, чтобы не допустить поставления в столичные архиереи Евфимия – духовника Льва Мудрого, яркого представителя партии «игнатиан». И действительно, новым Константинопольским патриархом решением царя был назначен св. Антоний II Кавлей (893–901), ранее подвизавшийся на монашеском поприще в одной из обителей на берегу Босфора. Это был очень интересный человек, происходивший из знатного рода, начитанный (он научился читать в 5-летнем возрасте), благочестивый и аскетичный. Еще в молодости он был посвящен св. Фотием в пресвитеры и, следовательно, являлся представителем партии «фотиан» – неприятное известие для Рима. Кроме того, незлобивый и простой, патриарх св. Антоний II снискал любовь и уважение среди «игнатиан». Выбор царя пал на него не только по этим причинам, но и вследствие того, что, будучи престарелого возраста, совершенно не разбираясь в политических делах и далекий от дворцовых интриг, он никак не мог стать конкурентом Льву Мудрому в части церковного и государственного управления 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И вот, были представлены ( προβεβλημνων) многие великие и святые мужи, но только один был предпочтен на основании предварительной оценки его достоинств ( προκρνεται) – победоносный Мефодий, превосходивший всех аскетизмом, знанием Писаний, красноречием, терпением в трудах, правильностью размышления, обходительностью и весьма приятной беседой. 153 По смерти Мефодия для предстоятельства ( εις προστασαν) в Церкви предлагались многие лица, но все, после предварительной оценки, были признаны несоответствовавшими назначению, один – по одной, иные – по другой причине. По воле Божественного Духа, содействием и избранием ( συνεργα και ψφω) архиереев Божиих, божественной иерархии был удостоен Игнатий, преподобнейший пресвитер, преисполненный всякой справедливости, добродетели и благочестия, подвижник святой жизни, пользовавшийся всеобщим уважением за кротость, учительность и преданность ортодоксии. 154 В таком же роде характеризуется и Антоний II Кавлей, праведный муж, воспитанный в добродетелях, жилище милосердия, источник добра. 155 Далее, при избрании Василия Скамандрина (970 г.) было указано на то, что этот претендент патриаршей власти, отличаясь высокими аскетическими доблестями, превосходит всех в исполнении дел божественных и испытан в познании дел человеческих. 156 А патриарх Антоний Студит до занятия кафедры проводил, по свидетельству историков, апостольскую жизнь, все, что имел, раздавал бедным, обогащался знанием божественным и человеческим и с готовностью учил тех, кто приходил к нему для назидания, без всякого лицеприятия относился к людям знатным и богатым, был и по жизни, и по разуму мужем ангельским и божественным. 157 Об Иоанне Ксифилине, занявшем престол в 1064 г., историки сообщают, что это был муж мудрый и достигший высшей степени знания, весьма опытный в делах добродетели, большой любитель монашеской жизни, которую он самоотверженно проходил на иноческой горе Олимпе, преуспевая в нравственном совершенстве и страхе Божием. Посему, когда возник вопрос об избрании преемника патриарху Константину III, то из многих кандидатов, подвергшихся предварительной оценке применительно к τποςу ( πολλν ανερευνηθντων), ни один, кроме него, не оказался достойным столь высокой степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

О, как несходны эти нравы римского духовенства с нравами православного духовенства на Востоке! Какая разность, особенно между нравами тогдашних пап и нравами патриархов Цареградских! Из числа тринадцати первосвятителей, восседавших в период насаждения нашей Церкви на кафедре Византийской, четыре, именно: Игнатий (867–877), Стефан I (886–893), Антоний II Кавлей (893–895) и Трифон (928–933), причислены православною Церковию к лику святых, а Антоний – даже и Церковию Западною; еще семь: Николай Мистик (895–906 и 911–925), Стефан II (925–928), Евфимий I (906–911), Полиевкт (956–970), Василий I Скамандрин (970–974), Антоний III Студит (974–984) и Николай Хрисоверг (984–996), по свидетельству современников, отличались все более или менее истинною святостию и многими пастырскими добродетелями, а некоторые притом высокими подвигами самой строгой подвижнической жизни, в чем невольно соглашаются и сами римские писатели; еще один – премудрый Фотий (857–867 и 877–886), если и подвергался бесчисленным клеветам со стороны врагов своих и папистов, доселе не престающих чернить память великого мужа, зато по всей справедливости почитался и почитается православными как пламенный ревнитель веры и поборник правды, украсивший себя страданиями за истину. И только один – Феофилакт (933–956), сын императора Романа Лакапина, возведенный на патриарший престол по обету и непреодолимому желанию отца в летах ранней юности (на 17-м году), вовсе не понимал обязанностей своего высокого звания и, занимаясь большею частик) детскими играми и некоторыми светскими развлечениями, недостойно носил имя первосвятителя. В то же время современные летописцы свидетельствуют о благочестии, процветавшем в святых обителях и пустынях Греции и Востока; упоминают о многих святых мужах, с которыми любили беседовать сами императоры, о великих подвижниках, обладавших даром прозорливости, чудесных исцелений и другими духовными дарованиями; и подробнейшие жизнеописания преподобного Афанасия Афонского (июля 5), Михаила Малеина (июля 12), Луки, нового столпника (декабря 11), Павла Латрского (декабря 15), с которым переписывались император Константин Багрянородный и болгарский царь Петр, Никона Армянина и других как нельзя более оправдывают эти свидетельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

св. Максимиан 431–434 гг. св. Прокл 434–447 гг. св. Флавиан 447–449 гг. св. Анатолий 449–458 гг. IV Вселенский Собор. св. Геннадий 358–471 гг. Акакий 471–489 гг. 489–490 гг. Евфимий 490–496 гг. Македонии II 496–511 гг. Тимофей I 511–518 гг. Иоанн II Каппадокианин 518–520 гг. Епифаний 520–535 гг. Анфим I 535–536 гг. св. Мина 536–552 гг. св. Евтихий 552–565, 577–582 гг. V Вселенский Собор. Иоанн III Схоластик 565–577 гг. св. Иоанн IV Постник 582–595 гг. Кириак 595–606 гг. св. Фoмa I 607–610 гг. Сергий I 610–638 гг. 639–641, 654–655 гг. Павел II 641–654 гг. 655–666 гг. Фома II 667–669 гг. св. Uoahh V 669–674 гг. Константин I 674–676 гг. св. Феодор I 676–678, 683–686 гг. св. Георгий I 678–683 гг. VI Вселенский Собор. Павел III 686–693 гг. св. Каллиник 693–705 гг. 705–712 гг. Иоанн VI 712–715 гг. св. Герман I 715–730 гг. Анастасий 730–753 гг. Константин II 754–766 гг. Никита I 767–780 гг. св. Nabeл IV 780–784 гг. св. Тарасий 784–806 гг. VII Вселенский Собор. св. Никифор I 806–815 гг. (+ 828) Феодот I Касситер 815–821 гг. Антоний I 821–832 гг. Иоанн VII 832–842 гг. св. Мефодий 842–846 гг. Торжество Православия. св. Игнатий 846–857, 867–877 гг. св. Фотий 857–867, 877–886 гг. I Крещение Руси. св. Стефан I 886–893 гг. св. Антоний II Кавлей 893–895 гг. Николай I 895–906, 911–925 гг. Евфимий 906–911гг. Стефан II 925–928 гг. св. Трифон 928–931 гг. Феофилакт 933–956 гг. Полиевкт 956–970 гг. Крещение св. княгини Ольги. Василий I Скамандрин 970–974 гг. Антоний III Студит 974–979 гг. Николай II Хрисоверг 983–996 гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 года входила в состав Константинопольского Патриархата. Митрополиты Киевские: св. Михаил I 988–991 гг. Крещение Руси. Леонтий I 9921007 гг. Иоанн I 1008–1035 гг. Феопемт 1035–1049 гг. Кирилл I 1050 г. св. Иларион 1051–1054 гг. Ефрем I 1055 г. Георгий II 1067–1077 гг. Иоанн II 1077–1089 гг. Иоанн III 1089–1091 гг. св. Eфpeм II 1092–1097 гг. Николай 1097–1102 гг. Никифор I 1103–1121гг. Никита 1122–1126 гг. Михаил II

http://azbyka.ru/shemy/spiski-apostolsko...

св. Максимиан 431–434 гг. св. Прокл 434–447 гг. св. Флавиан 447–449 гг. св. Анатолий 449–458 гг. IV Вселенский Собор. св. Геннадий 358–471 гг. Акакий 471–489 гг. Франт 489–490 гг. Евфимий 490–496 гг. Македонии II 496–511 гг. Тимофей I 511–518 гг. Иоанн II Каппадокианин 518–520 гг. Епифаний 520–535 гг. Анфим I 535–536 гг. св. Мина 536–552 гг. св. Евтихий 552–565, 577–582 гг. V Вселенский Собор. Иоанн III Схоластик 565–577 гг. Кириак 595–606 гг. св. Фома I 607–610 гг. Сергий I 610–638 гг. Пирр 639–641, 654–655 гг. Павел II 641–654 гг. Петр 655–666 гг. Фома II 667–669 гг. св. Иоанн V 669–674 гг. Константин I 674–676 гг. св. Феодор I 676–678, 683–686 гг. св. Георгий I 678–683 гг. VI Вселенский Собор. Павел III 686–693 гг. св. Каллиник 693–705 гг. Кирр 705–712 гг. Иоанн VI 712–715 гг. св. Герман I 715–730 гг. Анастасий 730–753 гг. Константин II 754–766 гг. Никита I 767–780 гг. св. Павел IV 780–784 гг. св. Тарасий 784–806 гг. VII Вселенский Собор. св. Никифор I 806–815 гг. (+828) Феодот I Касситер 815–821 гг. Антоний I 821–832 гг. Иоанн VII 832–842 гг. св. Мефодий 842–846 гг. Торжество Православия. св. Игнатий 846–857, 867–877 гг. св. Фотий 857–867, 877–886 гг. I Крещение Руси. св. Стефан I 886–893 гг. св. Антоний II Кавлей 893–895 гг. Николай I 895–906, 911–925 гг. Евфимий 906–911гг. Стефан II 925–928 гг. св. Трифон 928–931 гг. Феофилакт 933–956 гг. св. Полиевкт 956–970 гг. Крещение св. княгини Ольги. Василий I Скамандрин 970–974 гг. Антоний III Студит 974–979 гг. Николай II Хрисоверг 983–996 гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 г. входила в состав Константинопольского Патриархата. св. Михаил I 988–991 гг. Крещение Руси. Леонтий I 992–1007 гг. Иоанн I 1008–1035 гг. Феопемт 1035–1049 гг. Кирилл I 1050 г. св. Иларион 1051–1054 гг. Ефрем I 1055 г. Георгий II 1067–1077 гг. Иоанн II 1077–1089 гг. Иоанн III 1089–1091 гг. св. Ефрем II 1092–1097 гг. Николай 1097–1102 гг. Никифор I 1103–1121гг. Никита 1122–1126 гг. Михаил II 1129–1145 гг. Климент Смолятич 1147–1154 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

424 В 911 г. царь построил монастырь во имя Спасителя в Носиях ( Νοσια) для одного придворного чиновника Константина и сам присутствовал на освящении этого монастыря вместе с патриархом Евфимием. 425 В память о своей умершей супруге Феофании Лев построил храм во имя Всех Святых и основал при нем женский монастырь. 426 Монастыри строились и другими лицами. Так, патриций Константин Ливийский основал монастырь во имя Богородицы, названный монастырем Лива ( το Λιβς); 427 патриций Самона основал монастырь Спирá ( τν Σπειρν); 428 тесть Льва Философа магистр Цауц построил монастырь, названный монастырем Цауца; 429 протовестиарий Христофор возобновил свой монастырь в местности Βουτου; 430 придворный Никита Ксилинит воздвиг себе монастырь, неизвестный по имени, в котором и погребен. 431 Патриарх Антоний Кавлей (893–895) выстроил женский монастырь во имя Каллии, в котором и положил мощи этой святой. 432 Патриарх Николай Мистик основал монастырь Галакринский ( τν Γαλακρνων), в который он удалился после низложения его Львом с кафедры; из этого монастыря он был вторично возведен императором Александром на патриарший трон; здесь же и погребен. 433 В царствование Льва монастыри строились и в других местах. Так, в Афинах был построен женский монастырь во имя Богородицы, названный Ликодимом ( μον το Λυκοδμου). 434 В качестве метоха этот монастырь владел в Афинах другим, также женским, вновь выстроенным монастырем во имя Пресвятой Троицы. 435 Турмарх Лев основал в феме Харсианской монастырь во имя св. Елизаветы, в котором и погребен. 436 Вельможа Галоликт ( Γαλολεκτης) основал монастырь, неизвестный по имени, на реке Сангарис в Опсикийской феме. 437 Число монастырей умножилось в царствование Льва и в Южной Италии. Развитию монашества немало содействовал инок Илия Новый (823– 903). 438 Он был родом сицилиец из города Энны, сын знатных родителей. Пострижение он принял в Иерусалиме от патриарха Илии, куда ходил для поклонения святыням. Около 886 г. Илия возвратился в Сицилию, жил сначала в Палермо и Тавромене, а потом вместе со своим учеником Даниилом поселился в конце IX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

167 Gregoras. Τ. Ι. Ρ. 163. – Пахимер (Т. II. Ρ. 381) говорит и о предварительном его испытании ( ξετασμς). 170 В частности, из монастырей вышли: Мефодий I [март 843–14 июня 847] – инок монастыря Хинолакка близ горы Олимп в Вифинии (Vita s. Methodii//PG. Т. С. Col. 1245 D; Georgius Monachus Hamartolus. Chronicon/Ed. Muralt. P. 718; Nicephorus Callistus Xanthopulus. Catalogus patriarcharum. Ср.: Col. 406 B. (PG. T. CXLVII); Игнатий [июнь 847–23 нояб. 857 и 23 нояб. 867–23 окт. 878] – подвижник обителей на Принцевых островах – Плати, Гиатр и Теревинф (Vita s. Ignatii//PG. Т. CV. Col. 496); Антоний II Кавлей (893–12 февраля 901) – инок Олимпа вифинского (Vita Antonii//PG. Т. CVI. Col. 189); Николай I Мистик (1 марта 901–1 февр. 907 и 911–15 мая 925) – монах обители св. Трифона в Халкидонской митрополии, исполнявший потом при Византийском дворе должность мистика, которому поручались подлежавшие тайне дела (De Boor. Vita Euthumii. P. 6; Continuatus. Chronographia. Bonnae, 1838. P. 364; Cedrenus. Historiarum compendium. Bonnae, 1839. T. II. P. 259; Zonaras. Epitome historiarum. Lipsiae, 1871. T. IV. P. 42. Edid. Dindorfius; Symeon Magister. Annales. Bonnae, 1838. P. 703; Georgius Monachus. Chronicon. P. 779; Ephraemius. De patriarchis Constantinopolitanis. Bonnae, 1840. P. 402); Евфимий I [февр. 907-май 912] – монах одной из обителей на Олимпе Вифино-Мизийском, потом подвижник константинопольский и патриарший синкелл (De Boor. Ibid. P. 5, 9 etc.; Continuatus. P. 371; Leo Grammaticus. Chronographia. Bonnae, 1842. P. 280; Cedrenus. T. II. P. 265; Zonaras. T. IV. P. 44; Ephraemius. P. 402; Symeon Magister. P. 709; Georgius Monachus. P. 865); Трифон (928-авг. 931) – монах неизвестного монастыря на горе Опсикии (Continuatus. Р. 417; Cerdenus. Т. II. Р. 311; Leo Grammaticus. P. 318; Zonaras. Т. IV. P. 62; Ephraemius. P. 402; Symeon Magister. P. 742; Georgius Monachus. P. 908; Callistus. P. 460 D); Полиевкт (3 апр. 956–16 янв. 970) – константинопольский монах-евнух (Continuatus.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Что касается исторических фактов, то для примера можно отметить, что в начале нашей эпохи именно монахи выдвинули из своей среды таких известных патриархов, как Мефодий, Игнатий, Антоний II Кавлей. 107 Евфимий I также был кандидатом монашеской партии и занял престол при горячем сочувствии и содействии иноков. 108 В конце XIII и в начале XIV в. монашеская партия арсенитов принимала весьма живое и деятельное участие в возведении и низведении патриархов и усиленно выставляла кандидатуру лучших своих представителей. Наибольшего значения в деле избрания византийских патриархов монахи достигли в XIV в., когда целый ряд выдающихся представителей Церкви вышел из монашеских обителей Афона (Исаия, Исидор, Каллист I, Филофей и др.). О любопытном эпизоде из этого времени рассказывает историк Кантакузин. После удаления с патриаршей кафедры Иоанна Калеки (1347 г.) возникли горячие речи о будущем предстоятеле Церкви. Очень многие, преимущественно монахи, никого другого не считали более достойным престола, как известного Фессалоникийского архиепископа Григория Паламу , который не только отличался добродетелью, философской жизнью, точным пониманием догматов и опытностью, но и был мужем свободного, независимого характера и смело говорил против самого царя, когда видел нарушение справедливости и блага Церкви. Между архиереями и представителями монахов был, по словам историка, большой спор по этому делу. Монахи, испытавшие в период недавних исихастских споров заключение в тюрьмах и изгнания, надеялись, что патриарший престол будет им наградой за тяжелые невзгоды. А когда кандидатура Григория Паламы встретила оппозицию со стороны архиереев, то монахи стали указывать и других лиц из своей среды, достойных патриаршего престола. Наконец избиратели остановились на монахе Исидоре. 109 Многочисленные патриаршие чины (девять пентад) и столичное духовенство, члены царского синклита и придворные оффикии, византийское образованное общество и простой народ также более или менее живо интересовались делом избрания нового патриарха и принимали то или иное участие в предварительном указании кандидатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

ок. 865 — После заключения мирного договора с руссами имп. Михаил III и патр. Фотий отправили в Киев епископа и священников. Приняли крещение князья и часть народа, для которых была устроена в Киеве первая церковь в честь святого пророка Илии. Это первое известие о христианстве в Киеве. 867 — Святые Мефодий и Константин прибыли в Рим с мощами святого Климента. 867—877 — Святой Игнатий, патр. Константинопольский (вторично). 867—886 — Имп. Василий I Македонянин. 869 — Кончина в Риме святого Константина, в монашестве Кирилла. Святой Мефодий посвящен во архиепископа Моравии и Паннонии и отправлен на кафедру. 869—870 — Утверждение восточного христианства в Моравии (проповедь святителя Мефодия). 874 — Кн. чешский Боривой и его супруга Людмила приняли крещение от святителя Мефодия. 877—886 — Фотий, патр. Константинопольский (вторично). 879—912 — Олег, кн. киевский. 885 — Кончина равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского. Его ученики и около двухсот священников были изгнаны из Моравии. Часть их по приглашению царя болгарского Бориса переселилась в Болгарию для утверждения богослужения на славянском языке. 886—893 — Святой Стефан I, патр. Константинопольский. 886—912 — Имп. Лев VI Мудрый. 912—913 — Имп. Александр. 893—901 — Святой Антоний II Кавлей, патр. Константинопольский. 912—925 — Николай I Мистик, патр. Константинопольский. — Евфимий II, патр. Константинопольский. 912—925 — Николай I Мистик, патр. Константинопольский (вторично). 912 ок. 945 — Игорь Рюрикович, кн. киевский. 920—944 — Имп. Константин VII Багрянородный. — Имп. Роман I Лакапин. 925—928 — Стефан II, патр. Константинопольский. 925 — Папа Иоанн Х безуспешно пытался остановить распространение славянского богослужения в хорватских землях. 928—931 — Святой Трифон, патр. Константинопольский. 933—956 — Феофилакт, патр. Константинопольский. 944 — Договор кн. киевского Игоря с греками: при заключении договора князь и язычники из его дружины клялись Перуном, а дружинники-христиане присягали в храме пророка Илии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010