В конце жития святого Андрея говорится, что он скончался 28 мая, 66 лет подвизавшись тайно; так по переводу в Макарьевской минее; но Конрад Яннинг, издавший это житие в Деяниях Святых, переводит это место с греческого языка на латинский так: «скончался 28 мая на 66 году своей жизни, тайно подвизаясь, будучи ведом Богу». Задолго до Яннинга и в севастьяновском переведено: «скончасе... месяца майя 28 (…) день 66 (…) лет (то есть, имея) подвигом добрым подвигсе отай». Если признать правильным перевод Макарьев. минеи: «60 и 6 лет подвиг подвизался отай, Богу же ведом сый», то надобно признать, что под подвигом разумеется вся жизнь святого Андрея и что в определении времени жизни или подвига допущена писателем жития неточность или неопределенность, или вкралась ошибка 14 , иначе 1) число лет жизни Андрея останется неизвестным, а обыкновенно в житиях святых означается время всей жизни их; духовнику святого Андрея, знавшему его от юности его, хорошо должны быть известны лета всей жизни его. 2) Если положить, что святой Андрей начал свой подвиг, будучи 20–25 лет, и подвизался потом 66 лет, то он прожил 86–90 лет с лишком. Но при весьма страдной, исполненной лишений, жизни его, при необычайных его подвигах, при озлоблениях и биениях от разных лиц трудно дожить до 86–90 лет. 3) Писателю же жития святого Андрея священнику Никифору надобно будет дать более 120 лет, ибо, по житию святого Андрея, священник Никифор, старший его летами, жил долго по смерти его и пережил юношу Епифания, бывшего после кончины святого Андрея сперва не мало лет иноком, а потом патриархом в Царьграде. Должно заметить, что слог жития святого Андрея исполнен неточностей, неопределенностей и потому во многих местах поправляем был последующими переписчиками или справщиками, что несомненно видно из многих разностей в списках. Кто был и когда жил Епифаний, бывший в монашестве под другим именем патриархом константинопольским? Если предположить, что святый Андрей начал подвизаться при императоре Льве Великом (457–474 г.) и продолжал подвиг в начале VI века, то ни к одному патриарху этого времени не идут черты юноши Епифания, изображенного в житии святого Андрея, и ни к одному из последующих патриархов до X века не идет то, что говорится об юноше Епифании. Константинопольские патриархи VI-IX веков были или не монахи, или монахи, но не из уроженцев и жителей города Константинополя, или еретики и иконоборцы. Святой Игнатий в IX веке хотя монах и константинополец, но в мире Никита евнух, сын императора Михаила Рангава, святой патриарх Антоний Кавлей (893–895) родился в Константинополе от знатного отца, с юных лет монах, но внешней образованностью не отличался, отдан в монастырь еще отцем в двадцатилетнем возрасте, а Епифаний сделался монахом после смерти отца и в более позднем возрасте, и хронология жизни Антония Кавлея не соответствует хронологии жизни святого Андрея и Епифания. Поэтому святой Андрей подвизался не во времена Льва Великого и преемников его даже до X века.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

И во второе свое патриаршество Игнатий с большой энергией осуществлял право печалования, являясь, – по свидетельству Никиты Пафлагонского, – защитником обижаемых, скорбя вместе с оскорбленными, помогая бедным и милостиво облегчая, насколько было возможно, их нужду 14 . О патриархе Фотии (857–867 и 878–886 г.) также известно, что он выступал со своими ходатайствами пред императором Михаилом III и кесарем Вардою за низложенного патриарха Игнатия и его сторонников 15 . Затем, патриарх Антоний II Кавлей (893–901 г.) был покровителем бедных, защитником вдов и сирот, ходатаем за угнетенных и преследуемых как пред светскими властями, так и пред самим императором Львом VI Мудрым. Своим покровительственным отношением к пастве патриарх заслужил общее уважение в народе. Император Лев Мудрый также высоко чтил этого добродетельного мужа и охотно исполнял его ходатайства за бедных, несчастных, несправедливо преследуемых и наказанных 16 . Его преемник по кафедре Николай Мистик (901–907 и 911–925 г.), один из наиболее выдающихся патриархов средневековой Византии, заявил себя трудами и в отношении печалования. Так, когда друнгарий византийского флота Евстафий и Карамал проиграли битву с арабами, взявшими (902 г.) г. Таормину в Сицилии, и за это были обвинены в измене и осуждены императором Львом Мудрым на смертную казнь, то патриарх Николай выступил пред василевсом с ходатайством об их помиловании. Просьба патриарха была уважена, и виновные были пострижены в монашество – Карамал в обители Пикридия, а Евстафий – в монастыре Студийском 17 . Затем, из письма патриарха Николая к анфинату Ландульфу, правителю беневентскому (в Италии), видно, что он ходатайствовал за последнего перед императорами Константином VII Порфирородным и Романом I Лакапином и старался снять с него подозрение в измене и восстановить покровительственное к нему отношение со стороны византийских василевсов. И это ходатайство патриарха Николая не осталось тщетным 18 . В XI веке одним из выдающихся патриархов византийских был Иоанн VIII Ксифилин (1064–1075 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

И святой Христодул, учившийся в сельской школе, предварительно изучил буквы ( τ πρτα τν γραμμτων στοιχεα). По изучению азбуки ученику давалась книга, по которой он и навыкал чтению. Первой учебной книгой в византийских школах была Псалтирь. Это подтверждается многочисленными примерами из житий византийских подвижников. Так, Антоний Кавлей (IX b.), изучив буквы и усвоив в храме во время богослужения некоторые молитвы, стал потом читать священные псалмы. Святой Иоанникий (IX b.), научившись читать в монастырской школе, прежде всего, выучил 30 псалмов. Святой Феодор Эдесский (IX b.), получив чудесным образом способность быстрого запоминания, легко изучил в школе, по словам его биографа, и псалмы Давида, – стоило ему только прочитать два раза псалом, и он уже усваивал его. Некоторые изучали в школе всю Псалтирь. Таковы были, например, святые Никита Мидикийский (IX b.) и Симеон, впоследствии игумен Афонского монастыря Филофея. Псалтирь изучалась в византийских школах не механически, а сознательно, при помощи кратких изъяснений и толкований. Учёный монах XIII b. Никифор Влеммид, учредивший школу при монастыре Θεο το ντος, близ Ефеса, составил для школьного употребления изъяснение некоторых псалмов. Вообще Псалтирь была первой и самой распространённой учебной книгой в византийских школах. В молитве, которая читалась перед отправлением детей в школу, у Господа испрашивалась учащимся помощь для изучения, прежде всего книги псалмов. В монастырях знание Псалтири считалось обязательным для всех монахов. Детей, которые поступали в обители, и вообще всех монахов, прежде всего, следовало обучить Псалтири. Знание Псалтири было необходимо и для духовенства. VII Вселенский собор (правило 2) вменил в обязанность епископам умение читать и изъяснять Псалтирь. Через школу и монастыри Псалтирь проникала и в народ и была любимой народной книгой во всю византийскую эпоху. Кроме Псалтири в византийских школах читались и другие книги Священного Писания. Во многих житиях византийских подвижников сообщается, что они в школьном возрасте читали и изучали τ θεα κα ερ γρμματα.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

12 февр. 901 г. скончался патриарх К-польский свт. Антоний II Кавлей , занимавший кафедру с 893 г., и его преемником стал Н. М. После того как 1 авг. 902 г. арабами была захвачена крепость Тавромений (ныне Таормина), важный опорный пункт Византии на о-ве Сицилия, неск. вельмож были обвинены в гос. измене и приговорены к смертной казни, однако Н. М. успешно ходатайствовал перед императором об их помиловании. Согласно ряду источников, патриарха подозревали в том, что он был соучастником покушения на Льва VI в ц. св. Мокия (11 мая 903). Впрочем, эти сведения могут отражать обвинения, выдвинутые против Н. М. впосл., в ходе конфликта, причиной которого стал 4-й брак императора. На Пасху 901 г. 3-я жена Льва VI, Евдокия Ваяна, скончалась во время родов, вскоре умер и ее новорожденный сын Василий. Ок. 904 г. император из династических соображений принял решение взять в жены представительницу влиятельной столичной семьи Зою Карвонопсину (Углеликую), к-рая в мае 905 г. родила буд. имп. Константина VII Багрянородного . Однако Лев и Зоя еще не были венчаны, а Константин, хотя и род. в порфировой палате имп. дворца, в к-рой появлялись на свет наследники престола, формально считался незаконнорожденным. 6 янв. 906 г., в праздник Богоявления, Н. М., исходивший из приципа икономии и не обращавший внимания на противодействие нек-рых митрополитов, крестил Константина, заявив также в частном разговоре, что духовенство молилось о рождении наследника. Крестным отцом выступил патриарший синкелл Евфимий. Предполагалось, что связь с Зоей будет разорвана, однако Лев VI поселил ее во дворце, а весной 906 г. императора венчал с Зоей некий пресв. Фома, к-рый после этого был лишен сана патриархом. В результате конфликт между Патриархией и имп. властью обострился. Лев согласился с предложением Н. М. созвать Собор с участием легатов Римского папы, а также вост. патриархов, однако категорически отказался удалить Зою из дворца до Собора. Н. М. отлучил императора от причастия и запретил ему присутствовать в алтаре. На Рождество, 25 дек. 906 г., Н. М. не впустил Льва через царские (западные) врата храма Св. Софии, потребовав войти через южные. Патриарх взял с митрополитов клятву, что никто из них не позволит Льву узаконить брак без позволения Н. М. Эпизод с отказом пустить императора в храм через царские врата повторился и на Богоявление, 6 янв. 907 г. В февр. Лев поместил Н. М. под надзор в основанный последним мон-рь в Галакринах (Γαλακρηνα) близ Халкидона (точная локализация неизв.; см.: Janin. Grands centres. P. 40-42; Talbot A.-M., Cutler A. Galakrenai//ODB. Vol. 2. P. 815) и добился его отречения от Патриаршего престола. Тем не менее Н. М. сказал, что не снимает с себя священный сан.

http://pravenc.ru/text/2566032.html

Святые Мефодий и Константин прибыли в Рим с мощами святого Климента. 867–877 Святой Игнатий, патр. Константинопольский (вторично). 867–886 Имп. Василий I Македонянин. Кончина в Риме святого Константина, в монашестве Кирилла. Святой Мефодий посвящен во архиепископа Моравии и Паннонии и отправлен на кафедру. 869–870 Утверждение восточного христианства в Моравии (проповедь святителя Мефодия). Кн. чешский Боривой и его супруга Людмила приняли крещение от святителя Мефодия. 877–886 Фотий, патр. Константинопольский (вторично). Олег, кн. киевский. Кончина равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского. Его ученики и около двухсот священников были изгнаны из Моравии. Часть их по приглашению царя болгарского Бориса переселилась в Болгарию для утверждения богослужения на славянском языке. 886–893 Святой Стефан I, патр. Константинопольский. 886–912 Имп. Лев VI Мудрый. 912–913 Имп. Александр. 893–901 Святой Антоний II Кавлей, патр. Константинопольский. 912–925 Николай I Мистик, патр. Константинопольский. Евфимий II, патр. Константинопольский. 912–925 Николай I Мистик, патр. Константинопольский (вторично). Игорь Рюрикович, кн. киевский. 920–944 Имп. Константин VII Багрянородный. Имп. Роман I Лакапин. 925–928 Стефан II, патр. Константинопольский. Папа Иоанн Х безуспешно пытался остановить распространение славянского богослужения в хорватских землях. 928–931 Святой Трифон, патр. Константинопольский. 933–956 Феофилакт, патр. Константинопольский. Договор кн. киевского Игоря с греками: при заключении договора князь и язычники из его дружины клялись Перуном, а дружинники-христиане присягали в храме пророка Илии. ок. 945–960 Святая Ольга, кнг. киевская. Кончина святого Андрея Юродивого, славянина из Новгорода, подвизавшегося в Константинополе. 956–970 Полиевкт, патр. Константинопольский. ок. 945–960 Кнг. киевская Ольга приняла в Константинополе крещение с именем Елена. 959–963 Имп. Роман II. 959–963 Святослав Игоревич, кн. киевский. ок. 960–972 Имп. Никифор II Фока. 967 или 968 Вторжение кн. киевского Святослава в Болгарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Преподобная подвизалась в одном из Вифинских монастырей. Чет. Минея от Метафраста. (Surius 8 febr. Act. SS iul. IV. p. 278.) Мес. B. Св. отца нашего Антония, патриарха Константинопольского. Св. Антоний, по проименованию Кавлей, скончался 895 г. Славен нищелюбием. (Act SS. ad 12 febr. р. 621 sqq.) Мес. В. Март. Р. Св. отца нашего Алексия митрополита Киевского, всея России чудотворца. Родился в 1292 году, посвящен во епископа в 1350 г. Избран в митрополита 1354 г., хиротонисан патриархом Филофеем. Преставился 1378 г., к лику святых причтен собором 1519 года. Чет. Минея. (Ист. Кар. VII. 3. Житие пис. Пахомием в Макар. Четии. «Святый Алексий Митрополит Киевский» в Прибавл. к Твор. О. Ц. 1848. стр. 89. Обретение мощей 20 мая. В Соборе трех святителей Моск. 5 окт. Есть служба (канон Епифания Славиницкого). Акафист, соч. Иувеналия, пап. 1802. Явление Иверской иконы Пресвятой Богородицы. В 1654 году. 13 Преп. Мартиниана. Пустынник, подвизавшийся в окрестностях Кесарии Палестинской. Блудница, хотевшая соблазнить праведника, уцеломудрилась его святостью, и под именем Зои инокиней скончалась в Вифлеемском монастыре, основанном Павлою (ум. 404 г. Март. Р. 26 янв.). Избегая подобных искушений, преподобный переселился на безлюдный островок, по и оттуда должен был удалиться, когда кораблекрушение привело на оный Фотинию. Она водворилась и скончалась на месте подвигов Мартиниана; сей, странствуя, дошел до Афин, и там преставился в начале 5 века. Чет. Минея от Метафраста. (Act. SS. Febr. II p. 666–671). Мес. В. Есть служба. Преп. Симеона, Сербского мироточца. В миру Стефан Неманя, род. 1114 г. Велий Жупан с 1159, афонский монах с 1195, отец св. Саввы, первого архиепископа Сербского (12 января), и с ним основатель афонской обители Хиландар, ум. 1200 г. Пролог. (Assem. Kal. un. eccl. 1. V р. 33). Преп. Евлогия, архиепископа Александрийского. Патриаршествовал 27 лет, скончался в 607 г. Пролог. (Or. Chr. t. 2, col. 442). Март. Р. 13 сент. Мес. В. 14 Преп. Авксентия. Сирианин, сначала царедворец, потом отшельник Вифинский, подвизавшийся не вдалеке от Халкидона, на горе Оксии, и впоследствии на горе Сионе, современник и друг св. Маркиана (10 янв.) и Анфимия песнописца, наставник св. Вендимиана (1 февр.), прозорливец и чудотворец, ум. около 170 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Хинолаккова обитель, в Царьграде. Стефан преп., основатель ее, в 8 веке. 14 янв. Хиос. Исидор воин, муч. при Декии. 14 мая. Мирония, мученица при Декии. 2 дек. Xo зевитская обитель, в Палестине, между Иерусалимом и Иерихоном. Иоанн преп., еп. Кесарийский, сконч. ранее 536. 3 окт. Георгий, преп. 7 века. 8 янв. Хоны. См. Колоссы. Хормв, в Аравии. Исихий блаженный, безмолвник. 3 окт. Царьград, Константинополь. (Сн. Византия, Евгениевы селения, Павлопетрие и Хинолаккова обитель). Свв. иерархи: Митрофан, ум. 325. 4 июня. Александр, ум. 340. 30 авг. Павел испов., ум. 350. 6 ноября. Григорий Богослов, 379–381. 25 янв. Нектарий, 381–397. Субб. с. Иоанн I, Златоустый, с 398, ум. 407. 14 сент. Аттик, 406–425. Субб. с. Максимиан, 431–434. 21 апр. Прокл, 434–447. 20 ноября. Флавиан испов., 447–449. 18 февр. Анатолий, 451–458. 3 июля. Геннадий, 458–471. 31 авг. Иоанн II, Каппадокианин, 517–520. 30 авг. Мина, 536–552. 25 авг. Евтихий, 552–582. 6 апр. Иоанн IV, Постник, 582–595. 2 сент. Фома, 607–610. 21 марта. Георгий, ум. 683. 18 авг. Феодор, ум. 686. 27 дек. Каллиник, с 693 года. 23 авг. Иоанн VI, 712–715. 18 авг. Герман, 715–730. 12 мая. Павел, 780–784. 30 авг. Тарасий, 781–806. 25 февр. Никифор испов., 806–815, ум. 829. 2 июня. Мефодий, 842–846. 14 июня. Игнатий, ум. 877. 23 окт. Стефан, 886–893. 17 мая. Антоний Кавлей, 893–895. 12 февр. Трифон, 928–931, ум. 933. 19 апр. Свв. цари, царицы и царевны: Елена царица, ум. ок. 326, и сын ее Константин Великий, царь равноапостольный, ум. 337. 21 мая. Пулхерия царица, супруга Маркиана, ум. 453. 10 сент. Сосипатра царевна, дочь Маврикия, преп. 6 века. 9 ноября. Анфуса преп., дочь Константина Копронима. 12 апр. Феодора царица, супруга Феофила, ум. ок. 815. 11 февр. Феофания царица, супруга Льва Философа, ум. ок. 892. 10 дек. Мученики и преподобномученики: Мартиан и Мартирий, нотарии св. Павла патриарха, от ариан в 355. 25 окт. Урван, Феодор, Медимн и проч., до 70. при Валенте. 5 и 29 сент. Тигрий пресв. и Евтропий чтец из клира Иоанна Златоуста . 5 века. 10 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

    Бароний под именем императора Василия разумел Василия македонянина (867—889). Но это мнение не верно, 1) потому что Василий македонянин не от царя родился и не может быть назван порфирородным или багрянородным, как Василий называется в предисловии; 2) в месяцеслове находятся святые, скончавшиеся после Василия македонянина, напр. Феофания супруга императора. Льва философа ( ок. 892, память ее 16 декабря), Стефан патриарх константинопольский ( 893, память 17 мая и 25 августа), Антоний Кавлей патриарх константинопольский ( 895, память 12 февраля), Петр аргосский (10 века 3 мая). Посему последующие и новейшие писатели единогласно приписывают сей месяцеслов импер. Василию II (975—1025). К сожалению, во всем христианском мире сохранился только один экземпляр этого драгоценного памятника и при том в полном и первоначальном виде только за одну сентябрьскую половину года (с сент. по февр. включительно). Вот история его: экземпляр сей, украшенный золотом и драгоценными камнями, принесен был из Константинополя в дар Людовику Сфорце, герцогу миланскому, в конце 15 века; от него перешел в достояние фамилии Сфондратов; кардинал Павел Сфондрат подарил его папе Павлу V, а сей в 1615 году положил его на хранение в Ватинанскую библиотеку. Алляций так описывает его: «месяцеслов написан на пергамене в большой лист (in folio) искусно полированном, хотя от времени несколько побагровевшем, формы квадратной, литеры превосходные; заглавные слова выведены золотом. На верху страницы изображены имена святых дня, затем на одной части ее описаны сокращенно деяния святых, а на другой они же изображены красками тщательно и изящно. Новейшие такую живопись называют миниатюрною, краски не масляные, но на воде и камеди. Изображения обязаны происхождением не одной руке, потому не одинаковы, но одно другого красивее, тщательнее и искуснее; живописцы выставляли имена свои на поле книги при изображениях, ими сделанных. Имена живописцев: Панталеон, Михаил влахернский, Георгий, Симеон, Михаил малый, Мина, Нестор, Симеон влахернский.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иерусалимский и Калиполитанский X в     Сии месяцесловы изданы Шольцом в конце 1 тома нового завета и отдельно в брошюре: (de menologiis duorum codicum graecotum bibliothecae regiae parisensis 1823 an.) Писаны они при евангелиях пергаменных X в. первый некиим Даниилом, который жил в Иерусалиме на св. горе, а второй в Каллиполи (ныне Галлиполи, на европейском берегу Геллеспонта, против Лампсака). Манускрипты хранились в парижской королевской библиотеке первый под 53, второй под 79.     Иерусалимский месяцеслов (от 1 сент. до 7 июня) не имеет последних трех месяцев вследствие потери конца списка. От 1 сентября по 7 июня святые положены в нем на каждый день, не редко по две памяти. На каждый день показаны также чтения из евангелий. Он имеет особенности: 18 сентября св. Феодосии, священномуч. Пиония14 марта (а другие Пиония10, 11 и 15 марта). В означении дней памятей некоторых святых он сходствует с нанианскими месяцесловами (о коих скажем ниже). Разностей в днях памятей святых с настоящими греческими и славянскими минеями не много, но где две памяти в один день, там первые или вторые памяти часто разнятся в числах с настоящими месяцесловами. Самый позднейший по времени святой в сем месяцеслове есть Антоний, патриарх цареградский, Кавлей 895 года 12 февраля. Шольц назвал сей месяцеслов по месту написания иерусалимским, он весьма сходствует с установившимся потом иерусалимо-константинопольским уставом или, что тоже, с настоящими греческими и славянскими минеями: 1 сент. в нем праздник Богородице в Халкопратиях, имена патриархов Константинопольских в изобилии, 2 сент. Иоанн и Павел, 20 нояб. пр. Максим, Анатолий, Геннадий, 13 сент. нет иерусалим. праздника обновления храма Воскресения, 3 нояб. нет Георгия в Лидде, нет совсем Герасима, но есть Исихий, пресвитер иерусалим. (5 марта), Иоанн патр иерус. 29 марта, Иоанн Палеоливрит 18 апр. и другие иерусал. памяти. Основа его древнее X века и святые со службами иногда стоят на втором месте, как после прибавленные. Сн. 30 сент., 19 нояб., 14 марта, 24 апр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Священный Фотий жил в монастыре Армениан в мире, безмолвническом служении и благодарности Богу. 6 февраля 891 года, достигнув полноты дней, Фотий предал свою святую душу Богу, называющему «блаженными» «гонимых правды ради». А его многострадальное тело было положено в основанном им женском монастыре Иеремии, и память его во век. После кончины Стефана V на патриарший престол взошёл Антоний Кавлей. Папа Формоз, преемник Стефана, направил в Константинополь послов опять требовать Болгарию. Но Восточная Церковь не делала никаких уступок требованиям легатов: ни в том, чтобы Болгарскую Церковь подчинить Римскому Епископу, ни в том, чтобы дать ему какую-то власть над Константинопольской Церковью. Легаты уехали из Константинополя и, прибыв в Рим, сообщили Папе обо всём произошедшем. Папа продолжал настаивать на своих абсурдных требованиях, а восточные христиане ни в коем случае не могли принять его власть, основанную на лжи. Поэтому постепенно рвались узы взаимного общения и братской любви. Более всего сказались в расколе нововведения латинян, прежде всего прибавка в Символе Веры слов «и от Сына», что святейший Фотий назвал венцом зол 40 . Это зло, пока оно распространялось на Западе за пределами юрисдикции Римского престола (в Испании и Галлии), только вводило в соблазн восточных христиан. Но потом эта ересь дошла до Рима и нашла в нём множество сторонников, включая Пап. Они по своей самонадеянности и властолюбию одобрили эту ересь 41 , хотя остальные Патриархи и предстоятели Церквей многократно их вразумляли и обличали за это злое нововведение – прибавление в Символе Веры . Наконец, они изгладили имена Пап из священных диптихов и анафематствовали их. Об этом мы и расскажем. Папа Формоз был беззаконным епископом, погрязшим в симонии. И как обо всём он думал мерзостно, так же нечестиво он мыслил и о Святом Духе. Но он боялся объявить свою мысль, ибо знал, что вся Церковь восстанет против такого беззакония. Поэтому он только исподволь внедрял ересь. Когда Папой стал Христофор, который был настоящим скопищем ересей, а после – его сотрудник Сергий, то было сочтено, что как раз пришло время ввести прибавление в Символ Веры . Ведь в Риме шли постоянные конфликты различных церковных партий и многие уже разделяли эту ересь и готовы были встать на их сторону. О, дерзость души! О, омерзительная рука! Она искажает божественный и святой Символ Православной Веры, святую священную жертву и все предания Православной Церкви. Когда об этом узнал святейший Патриарх Константинопольский Сергий, происходивший из того же рода, что и Патриарх Фотий, то отправил в Рим послов, призывая вернуться к прежнему благочестию. А Папа и его приближённые только презрительно отвернулись от послов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010