Святоотеческое наследие Помочь сайту Антоний Великий, преподобный Век: III — IV Дата Рождения: ок. 251 Дата Смерти: ок. 356 Страна: Отец монашества. Антоний Великий вырос в благочестивой коптской семье. Однажды в храме Антоний услышал слова Христа о духовном совершенстве, обращенные к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и Отец монашества. Антоний Великий вырос в благочестивой коптской семье. Однажды в храме Антоний услышал слова Христа о духовном совершенстве, обращенные к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною» (Мф., 19; 21) — и поступил, как было сказано: отдал жителям своей деревни доставшийся ему по наследству земельный надел, продал свое имущество и раздал деньги нищим, оставив небольшую часть для сестры. Услышав в храме заповедь Спасителя не заботиться о завтрашнем дне (Мф., 6; 34), Антоний Великий раздал и оставшееся имущество, определил сестру на воспитание к «известным и верным девам», а сам начал вести монашеский образ жизни возле своего села. Сначала, Антоний Великий учится у неких «ревнителей» — христианских аскетов, живших до III в. в Египте до Антония (поэтому Антония Великого нельзя считать в строгом смысле основателем монашества). Затем Антоний Великий переселяется в гробницу, где происходит его знаменитая борьба с демонами (в конце концов бесов разгоняет Господь и между Ним и Антонием Великим происходит примечательная беседа: «Где был Ты? Почему не явился вначале — прекратить мои мучения?» — спрашивает Антоний Великий, и слышит в ответ: «Здесь пребывал Я, Антоний, но ждал, желая видеть твое ратоборство»). Следующие двадцать лет Антоний Великий проводит в затворе. Однако его слава растет и постепенно на горе Писпир вокруг Антония Великого образуется целая колония анахоретов. Антоний Великий дважды посещает Александрию: во время гонений язычников и ариан. Антоний Великий также посещал Нитрию (крупный монашеский центр), где основывает Келлии. Антоний Великий конечно не был хронологически первым христианским монахом, но именно он стал образцом для последующих аскетов и послужил как бы катализатором расцвета египетского монашества.

http://predanie.ru/antoniy-velikiy-prepo...

– Возьми другой хлебец. – Если ты будешь есть, то и я, – отвечал Павел, – а если ты не будешь, то и я не буду. – Для меня довольно, – сказал ему Антоний, – я монах. – И для меня довольно, – отвечал Павел Великому, – и я хочу быть монахом. Тогда они встали, и Антоний прочитал 12 молитв и пропел 12 псалмов. После молитв они уснули немного первым сном, потом опять встали и пели псалмы от полуночи до самого дня. Затем Антоний послал Павла обойти пустыню, сказав ему: – Через три дня приходи сюда. Сделав это и застав у Антония несколько братии, Павел спросил его, что он прикажет ему делать. – Ни слова не говоря, служи братьям и ничего не вкушай, пока братия не отправятся в путь. И так целые три недели Павел не вкушал ничего. – Почему ты молчишь? – спросили его братия. Павел ничего не отвечал. Тогда Антоний сказал ему: – Что ты молчишь? Поговори с братиями. И он стал говорить. Однажды Павлу принесли сосуд меду, и Антоний сказал ему: – Разбей сосуд, пусть мед весь вытечет. Он так и сделал. – Собери опять мед. И это было сделано. Потом Антоний говорит ему: – Собери мед в другой раз в раковину так, чтобы не было в нем никакого сору. Еще велел ему Антоний целый день черпать воду и выливать на землю. В другой раз раздрал у него одежду и приказал сшить ее, и тот сшил снова. Сей муж стяжал такое послушание, что ему дана была от Бога власть изгонять бесов. Великий Антоний, видя, что старец ревностно подражает ему во всяком роде подвижничества, сказал ему: – Смотри, брат! Если ты можешь ежедневно так подвизаться, то оставайся со мною. – Может быть, ты покажешь мне со временем и больше что-нибудь, не знаю, – отвечал Павел, – но что доселе ты делал при мне, все это и я делаю легко. На другой день после этого Антоний сказал Павлу: – Во имя Господа, ты уже стал монахом. Уверившись наконец вполне, что раб Христов Павел, хотя весьма прост и неучен, но совершен душою, блаженный и великий Антоний спустя несколько месяцев, при содействии благодати Божией, устроил ему особую келью, поприща за три или за четыре от своей, и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Сказав сие, Антоний затворил двери и три дня не выходил из своей келии. Но старец все это время оставался около келии, никуда не уходя. На четвертый день Антоний отворил дверь и опять увидел Павла и, чтобы заставить удалиться его, сказал: — Уйди отсюда, старец. Зачем ты досаждаешь мне? Я сказал тебе, что ты не можешь остаться здесь. — Умру тут, а не уйду, — ответил старец. Антоний, видя, что у старца нет ни хлеба, ни воды, и что он уже четвертый день остается без пищи, подумал про себя: «старец сей, не привыкший так долго поститься, может умереть от голода, и на моей душе будет за него грех». Посему он согласился оставить его у себя и сказал: — Ты можешь спастись, если будешь послушен и сделаешь то, что я повелю тебе. Павел ответил: — Отче, я готов исполнять все то, что ты скажешь мне. Антоний же, испытывая его, сказал: — Стой и молись на сем месте до тех пор, пока я не приду и не принесу тебе того, над чем ты должен трудиться. Оставив Павла, Антоний вошел в пещеру. Целую неделю он не выходил к нему, но тайно через окно наблюдал за ним и видел его все то время неподвижно стоящим день и ночь на одном месте. Тогда, выйдя из келии, Антоний принес старцу финиковые ветви и, омочив их в воде, сказал ему: — Плети, старец, веревку так же, как я плету. И плел Павел веревку до девятого часа и с большим трудом сплел пятнадцать лактей [ 2 ]. Антоний же, посмотрев работу, сказал: — Нехорошо ты сплел, расплети и плети снова. А был уже седьмой день, как он не давал ему ничего есть. Все же сие делал Антоний для того, чтобы удалить Павла от себя, ибо он думал, что тот уйдет от него, не выдержав испытания. Но Павел продолжал с большим трудом расплетать веревку и снова сплетать ее; и как он ни был голоден, однако нисколько не огорчился и не возроптал. Тогда Антоний сжалился над ним, — и вот, когда уже солнце заходило, он сказал Павлу: — Старец, не хочешь ли немного вкусить хлеба? — Как ты хочешь, отче, — отвечал Павел. Антоний пришел в умиление от сих слов Павла, который, и страдая от голода, не спешил, однако, к утолению его хлебом, но отдавался на волю Антония.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

- Ты можешь спастись, если будешь послушен и сделаешь то, что я повелю тебе. Павел ответил: - Отче, я готов исполнять все то, что ты скажешь мне. Антоний же, испытывая его, сказал: - Стой и молись на сем месте до тех пор, пока я не приду и не принесу тебе того, над чем ты должен трудиться. Оставив Павла, Антоний вошел в пещеру. Целую неделю он не выходил к нему, но тайно через окно наблюдал за ним и видел его все то время неподвижно стоящим день и ночь на одном месте. Тогда, выйдя из келии, Антоний принес старцу финиковые ветви и, омочив их в воде, сказал ему: - Плети, старец, веревку так же, как я плету. И плел Павел веревку до девятого часа и с большим трудом сплел пятнадцать локтей. Антоний же, посмотрев работу, сказал: - Нехорошо ты сплел, расплети и плети снова. А был уже седьмой день, как он не давал ему ничего есть. Все же сие делал Антоний для того, чтобы удалить Павла от себя, ибо он думал, что тот уйдет от него, не выдержав испытания. Но Павел продолжал с большим трудом расплетать веревку и снова сплетать ее; и как он ни был голоден, однако нисколько не огорчился и не возроптал. Тогда Антоний сжалился над ним, — и вот, когда уже солнце заходило, он сказал Павлу: – Старец, не хочешь ли немного вкусить хлеба? – Как ты хочешь, отче, – отвечал Павел. Антоний пришел в умиление от сих слов Павла, который, и страдая от голода, не спешил, однако, к утолению его хлебом, но отдавался на волю Антония. Они вкусили немного хлеба с водою и, вставши из-за стола, возблагодарили Господа. Испытывал святой Антоний Павла и в молитвах, по целым ночам не ложась спать и поя псалмы со многими поклонами, но и в сем Павел оказался терпеливым и бодрым. Раз, когда они вкушали пищу, Антоний велел Павлу вкусить более того, чем сколько вкушал сам, ибо он жалел его, как еще непривыкшего к строгому посту. Но тот ответил: – Если ты, отче, будешь есть еще, то и я буду. – Мне довольно, – сказал Антоний, – потому что я монах. А Павел ответил: – И мне довольно, потому что и я хочу быть монахом.

http://azbyka.ru/deti/zhitiya-svyatyh-v-...

     Благословив таким чудотворением и выбор места, и начало работ церковных во святой Печерской обители, преподобный и Богоносноый отец наш Антоний Печерский   стал приготовляться сам к отшествию в Святая Церковь нерукотворенную, вечную, в небесных обителях, о которой святой Иоанн написал в Откровении: Господь Бог Вседержитель — храм его (Отк. 21, 22). Так назначила Небесная Царица при явлении Своем во Влахерне, говоря мастерам: «Сей Антоний Печерский только благословит вас на дело, ибо отходит в вечный покой, Феодосий же последует за ним на второй год».   Но в каком приготовлении имел нужду для честной смерти в Господе преподобный и Богоносноый отец наш Антоний Печерский , который, проводя добродетельную жизнь в пещере, как в вечном гробе, мог сказать с апостолом: Я каждый день умираю (1 Кор. 15, 31)? Также каждый день, неложными устами, Антоний Печерский Печерский говорил с пророком: Уготовахся и не смутихся сохранити заповеди Твоя. Уже готовый в сердце своем к смерти и не смущаясь уже о делах своих, был только смущен Антоний Печерский Печерский тем, чтоб не оставить в унынии Богоизбранное свое стадо, так что над преподобным исполнилось слово апостольское: Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас (Флп. 1, 24). Но видя, что время разрешения и отделения души от тела уже приспело, Антоний Печерский  утешал чад своих, обещая им, что и по отшествии своем не оставить того святого места, на котором подвизался; но будет всегда надзирать за ним и посещать, заботясь о нем и помогая живущим в нем и притекающим к нему с верой. И вот какое благонадежное обещание, высшее всякого наследия, оставил Антоний Печерский  на святом месте своем. Он обещал молитвами своими ходатайствовать, чтоб, как Антоний Печерский  сам, умирая на этом месте, расстается с жизнью полный чувств покаяния, с несомненной верой о помиловании чтоб так же сподобились и все, упокоевающиеся тут, имеющие к нему любовь — отходить в покаянии и получить помилование.

http://isihazm.ru/1/?id=820

Сими и подобными словами Антоний отгонял от себя Павла и, чтобы не пустить его к себе, запер дверь и три дня не выходил из-за него даже для своих нужд. А старец все стоял и не отходил. На четвертый день Антоний, по необходимости отворив дверь, вышел и, увидев опять Павла, сказал ему: " Отойди отсюда, старец. Чего ты от меня домогаешься? Нельзя тебе здесь остаться " . " Невозможно мне умереть в другом месте, как здесь " , отвечал Павел. Посмотрев на него и видя, что с ним ничего нет съестного: ни хлеба, ни воды и ничего другого и что он уже четвертый день остается совсем без пищи, Великий Антоний подумал: " Как бы он, не привыкши поститься, не умер и не положил пятна на душу мою " и после этого принял Павла к себе, сказав ему: " Можешь спастись, если будешь послушен и станешь делать все, что услышишь от меня " . " Все буду делать, что ни прикажешь " , отвечал Павел. И начал Антоний в следующие дни вести такую суровую жизнь, какой не вел и в ранней юности. Искушая Павла, он сказал ему: " Стой здесь и молись до тех пор, пока я не приду и не принесу тебе работу " . Потом, ушедши в пещеру, смотрел на него в окно и видел, как он, палимый зноем, простоял на том месте целую неделю неподвижно. Затем, намочив пальмовых ветвей, сказал ему: " Возьми и плети веревку вот так, как я " . Старец плел до девятого часа и с великим трудом сплел веревку в пятнадцать локтей длиною. Посмотрев на плетенье, Великий Антоний был недоволен им и сказал Павлу: " Дурно сплел, расплети и начни снова " . Между тем Павел уже четыре дня ничего не ел в таких преклонных летах! Антоний изнурял так Павла для того, чтобы этот старец, вышедши из терпения, убежал от него и бросил монашество. Но тот расплел веревку и начал плести ее снова из тех же самых ветвей, хотя это было уже труднее прежнего, потому что ветви крутились от первого плетения. Антоний Великий, видя, что старец и не пороптал, и не помалодушествовал, и нисколько не оскорбился, даже вовсе не изменился в лице, сжалился над ним и при захождении солнца сказал ему: " Не съесть ли нам, отец, кусок хлеба? " . " Как тебе угодно, авва " , отвечал Павел. Это еще боле тронуло Антония, что он не побежал тотчас же, как услышал о пище, но отдал на его волю. " Так поставь стол " , сказал Антоний старцу. Он сделал это. Антоний принес и положил на стол четыре сухих хлебца, унций по шесть каждый, и размочил для себя один, а для него три; потом начал петь псалом, какой знал, и, пропев его двенадцать раз, столько же раз молился, чтобы и в этом испытать Павла.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1973...

2 . После смерти родителей Антоний остался с одной малолетней сестрою; ему было приблизительно всего лишь восемнадцать или двадцать лет, а он сам заботился и о доме, и о сестре. Не прошло еще и шести месяцев со дня смерти родителей, как однажды Антоний, отправившись по обыкновению в храм Божий и собравшись с мыслями, задумался дорогою о том, каким образом апостолы, оставив все, пошли за спасителем? На какое воздание на небесах уповали те, о ком говорится в Деяниях, что они, продавая свое имущество, приносили и складывали его к ногам апостолов, чтобы раздать нуждающимся? С такими мыслями вошел Антоний в храм и услыхал в читавшемся в это время Евангелии слова господа к богатому: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и приходи, следуй за мною, и будешь иметь сокровище на небесах» 5 . Антоний же, приняв это за божественное напоминание свыше, словно ради него было такое чтение, сразу же, выйдя из храма, подарил жителям своей деревни доставшиеся ему от предков владения, чтобы ничего не тяготило ни его, ни сестру (а было у него триста арур 6 очень плодородной, хорошей земли). Что же касается остального имевшегося у них движимого имущества, то Антоний, все распродав и собрав достаточно денег, отдал их нищим, немного оставив для сестры. 3 . Но снова войдя в храм, услышал Антоний слова господа, сказанные в Евангелии: «Не заботьтесь о завтрашнем дне» 7 . Не в силах более медлить, он, выйдя из храма, и те деньги отдал нуждающимся. Поручив сестру известным ему и верным девственницам, отдал ее на воспитание в их обитель, а сам невдалеке от дома своего стал, наконец, предаваться жизни аскета, оставаясь наедине с самим собою и изнуряя себя терпением. Ведь в Египте монастырей еще было немного и не было ни одного монаха, который бы знал великую пустыню 8 ; а всякий, кто желал одиночества, становился аскетом, уединяясь недалеко от своего селения. Вот почему в то время жил в ближнем селении один старец, смолоду проводивший дни свои в уединении. Увидев его, Антоний стал подражать ему в добром деле и прежде всего начал сам уединяться в местах, расположенных близ селения. И если слышал там, что гдето есть какой–нибудь человек не от мира сего, то, словно мудрая пчела, отправлялся его искать; Антоний не возвращался на свое место до тех пор, пока не видел его, и уходил, получив нечто вроде напутствия на стезю добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

А ОБ АВВЕ АНТОНИИ • Святой авва Антоний, пребывая некогда в пустыне, впал в уныние и в глубокую тьму помыслов и воззвал к Богу: «Господи! Я хочу спастись, а помыслы не дают мне. Что мне делать в своей скорби? Как спастись?» И вскоре потом Антоний, встав, вышел из кельи; и вот видит кого–то похожего на себя, который сидел и работал, потом встал из–за работы и молился; после опять сел и вил веревку; далее опять встал на молитву Это был Ангел Господень, посланный для наставления и подкрепления Антония. И Ангел сказал вслух ему: «И ты делай так — и спасешься». Услышав сие, Антоний весьма обрадовался и ободрился. Стал так делать —и спасался. 2. Тот же авва Антоний, приникая в глубину судов Божиих, вопросил Бога таю «Господи! Для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? Для чего одни бедны, а другие богаты? Для чего нечестивые богаты, а благочестивые бедны?» Тогда пришел к нему глас: «Антоний! Себе внимай! А то — суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их». 3. Некто спросил авву Антония: «Что мне делать, чтоб угодить Богу?» — «Что велю тебе, — отвечал старец, — то соблюдай: куда бы ты ни пошел, всегда имей Бога пред своими очами; что бы ни делал ты, имей на это свидетельство в Священном Писании; и в каком бы месте ты ни жил, не скоро уходи оттуда. Соблюдай сии три заповеди — и спасешься». 4. Авва Антоний говорил авве Пимену: «Великий подвиг для человека — раскаяние во грехах своих пред Богом и ожидание искушений до последнею издыхания!» 5. Он же говорил: «Никто без искушения не может войти в Царство Небесное. Ибо не будь искушений — и никто не спасется». 6. Авва Памво спросил авву Антония: «Что мне делать?» Старец сказал ему: «Не надейся на свою праведность, не жалей о том, что прошло, и обуздывай язык и чрево». 7. Авва Антоний говорил: «Видел я однажды все сети врага, распростертые по земле, и со вздохом сказал: “Кто же избегнет их?” — но услышал глас, говорящий мне: “Смиренномудрие!”» 8. Он еще говорил: «Есть люди, которые изнурили тело свое подвижничеством и однако ж удалились от Бога, потому что не имели рассудительности».

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

Антоний! — сказал Господь, — ты обрел благодать предо Мною. Услышав это, преподобный Антоний испросил у Господа, чтобы в эту ночь по всей земле была роса, а на предполагаемом для церкви месте суша; в другую же ночь он испросил у Господа сушу, а на место, угодное Ему для храма, росу На третий день преподобный отец благословил предуказанное место и велел размерить его золотым поясом, взятым с иконы Спасителя и полученным от Шимона, — в тридцать поясов в длину и двадцать в ширину, как повелено было Шимону свыше. Затем преподобный Антоний низвел молитвою своею огонь уничтоживший поросль того места, которое, после окружения рвом, стало уже совершенно готовым; здесь и была поставлена чудотворная печерская церковь, «небеси подобная» по выражению сказания о ней Так преподобный отец наш Антоний столь великими чудесами уготовил место для храма своей обители и благословил самое начало его постройки. После этого он начал приуготовлять самого себя к отшествию к Церкви вечной, нерукотворенной в обителях небесных; об этой Церкви святой Апостол Иоанн в Откровении пишет: «Храма же я не видел в нем ибо Господь Вседержитель его храм» (Откр.21:10,22). Так предсказала и Царица Небесная, во время явления Своего во Влахерне открывши строителям церкви: — Сей Антоний только благословит вас на дело, ибо он сам отходит в вечный покой; за ним во второе лето последует и Феодосий Но в каком приуготовлении к честной кончине нуждался преподобный Антоний, который, проводя добродетельную жизнь в пещере, мог сказать с Апостолом: я каждый день умираю (1 Кор.16:31)? который не ложно применял к себе во все дни слова пророка: (я) спешил не медлил соблюдать заповеди Твои (Пс.118:50)? Преподобный Антоний готов был в душе своей (к переходу в вечную жизнь) и смущался мыслью не о себе, но за свое богоизбранное стадо, как бы его не оставить в смятении. Так исполнилось на преподобном слово Апостольское: влечет меня то и другое: «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (для самого Апостола); а оставаться во плоти нужнее для вас» (Фил.1:23–24).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Антоний Великий, икона 2-й половины XVI века. Антоний Великий (ок. 251 - 356 ), отшельник египетской пустыни, основатель отшельнического монашества, преподобный Память 17 января Родился в городе Коме (ныне Куманс, Египет ) около 251 года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. Восемнадцати лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах, как они оставили все, чтобы идти за Господом. Входит в храм и слышит евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру. Озабоченный этой мыслью, он в другой раз входит в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). Антоний поручил сестру известным ему христианским девствен-ницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу. Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно и старался во всем подражать ему. Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали «другом Божиим». Затем он решается уйти дальше. Зовет старца с собой, и когда тот отказался, прощается с ним и поселяется в одной из отдаленных пещер. Один из друзей его по временам приносил ему пищу. Наконец святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Он принес с собой хлеба на шесть месяцев, а после получал его от друзей своих только два раза в год через отверстие в кровле.

http://drevo-info.ru/articles/2827.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010