Антоний (Вакарик Онуфрий Иванович), еп.Смоленский и Дорогобужский Родился 26 июня 1926 года, в с.Ставчаны, Кицманского р-на, Черниговской области. В 1940 г. окончил семь классов средней румынской школы, затем в 1942 г. поступил в Иоанно-Богословский Крещатицкий монастырь Черниговской епархии, где в 1947 г. принял монашеский постриг с именем Антония. В 1950 епископом Черновицким и Буковинским Андреем рукоположен в сан иеромонаха. В 1956 поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой продолжил свое богословское образование в Московской духовной академии. В 1964 году за курсовое сочинение на тему: «Секта иеговистов,ее история и вероучение» удостоен степени кандидата богословия. В 1964 зачислен слушателем аспирантуры при Московской духовной академии. С 5 ноября 1964 года назначен священником храма Покрова Пресвятой Богородицы в Москве. 12 февр. 1965 года хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского. Хиротонию совершали митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, епископ Волынский и Ровенский Леонтий, епископ Дмитровский Филарет и епископ Волоколамский Питирим. ТРУДЫ : Речь при наречении его во епископа. «ЖМП» 1965, 4, стр.7. Литература: «ЖМП» 1965, 3, стр.4. - " - 1965, 4, стр.7. 7.10.1967 В von Simferopol’ und der Krim (МР 1967,11,5). 31.5.1973 В von ernigov und Nein (MP 1973,7,1). 6.9.1974 zum Erzbischof erhoben (MP 1975,1,3; StdO 1965,6,7). Predigten: Slovo v prazdnik Presvjatoj Bogorodicy, in: MP 1972,5,40. «Vozmogajte о Gospode», in: MP 1974,3,34–36. Slovo na Rodestvo Christovo, in: MP 1975,1,33. Slovo na Paschu, in: MP 1975,5,33. svete duchovnom, in: MP 1976,3,37. Ob iskušenii, in: MP 1977,2,34. Slovo v Nedelju Vsech Svjatych, in: MP 1978,6,35–37. Anfechtung und Versuchung des Christen, in: StdO 1977,7,26–27. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Антоний (Вакарик), митр. Черниговский (Вакарик Онуфрий Иванович; 26.06.1926, с. Ставчаны Кицманского р-на Черновицкой обл. - 15.07.2003, Чернигов), митр. Черниговский и Нежинский УПЦ. Из крестьянской семьи, в 1940 г. окончил 7 классов средней румын. школы и в 1942 г. поступил в Крещатицкий во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-рь Черновицкой епархии, где 2 февр. 1947 г. игум. Михаилом (Мензаком) был пострижен в монашество, а 27 мая 1950 г. еп. Черновицким Андреем (Сухенко) рукоположен во иеромонаха. В 1956 г. А. поступил в МДС, затем в МДА, к-рую окончил в 1964 г. со степенью канд. богословия за соч. «Секта иеговистов: ее история и вероучение», и продолжил учебу в аспирантуре при МДА. С 5 нояб. 1964 г. А. служил в храме Покрова Пресв. Богородицы в Москве. 12 февр. 1965 г. хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского, 7 окт. 1967 г. назначен епископом Симферопольским и Крымским, 31 мая 1973 г.- епископом Черниговским и Нежинским, временно управляющим Сумской епархией. С 6 сент. 1974 г. архиепископ, с 25 февр. 1992 г. митрополит. В 1973 г., когда А. был назначен на Черниговскую кафедру, в Чернигове действовал 1 приход, в период гонений на Церковь в 60-х гг. XX в. (см. Хрущёв Н. С. ) в епархии были закрыты сотни храмов и неск. мон-рей, в т. ч. Густынский во имя Св. Троицы мон-рь , в соборе к-рого под спудом покоились мощи свт. Феодосия Черниговского ( 1696). 4 авг. 1984 г. трудами А. и его паствы мощи святителя были обретены. В июле 1993 г. состоялось прославление, а в авг. того же года обретение мощей прп. Лаврентия Черниговского ( 1950). Стараниями А. открыты Черниговское ДУ, 8 мон-рей, более 300 приходов и 40 воскресных школ. Служение А. отмечено наградами РПЦ, УПЦ, др. Поместных Церквей. В 1992 г. к празднованию 1000-летия Черниговской епархии издана книга проповедей А. Арх.: Арх. ЦНЦ. Соч.: Поучение в день Вознесения Господня//ЖМП. 1967. 6. С. 24-26; Слово на Вход Господень в Иерусалим//Там же. 1973. 3. С. 41-42; «Возмогайте о Господе»//Там же. 1974. 3. С. 34-36; Слово на Рождество Христово//Там же. 1975. 1. С. 33; Об искушении//Там же. 1977. 2. С. 34-35; Слово в Неделю Всех святых//Там же. 1978. 6. С. 35-37; В день памяти Трех святителей//Там же. 1980. 1. С. 34; О покаянии//Там же. 1980. 10. С. 30; «Победная песнь»//Там же. 1986. 4. С. 44; Проповеди и послания. Чернигов, 1992. Лит.: Наречение и хиротония архим. Антония (Вакарика) во еп. Смоленского и Дорогобужского//ЖМП. 1965. 4. С. 7. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115946.html

АНАСТАСИЙ Митр.Западно-Европейских (Грибановский) Православных Церквей.211 АНАСТАСИЙ (Добрадин) Архп.Воронежский и Задонский 214 АНАСТАСИЙ (Опоцкий) Еп.Олонецкий и Петрозавод­ ский ..217 АНАТОЛИЙ (Бусел) Еп.Каменец-Подольский ..221 АНАТОЛИЙ (Грисюк) Митр.Одесский и Херсонский.. 222 АНАТОЛИЙ (Каменский) Архп. Иркутский ..227 АНАТОЛИЙ (Соколов) Еп.Енотаевский, вик.Астрахан­ ской епархии 231 Анатолий (Станкевич) Еп.Калужский и Боровский.... 233 АНАТОЛИЙ Еп.Ибресинский 236 АНДРЕЙ (Комаров) Архп.Днепропетровский и Запо­ рожский ..237 Андрей (Одинцов) Еп.б.Мариупольский, вик. Екатеринославской еп 244 Андрей (Солнцев) Еп.Рыбинский 245 АНДРЕЙ (Сухенко) Архп.Черниговский и Нежинс­ кий 246 АНДРЕЙ (Ухтомский) Еп.б.Уфимский и Мензелинский 250 АНДРОНИК Еп.Мамадышский, вик.Казанс- (Богословский) кой епархии .254 АНДРОНИК (Никольский ( Архп.Пермский и Соликамский....256 АНТОНИЙ (Блум) Архп.Сурожский и.о.Экзарха Московской Патриархии в За­ падной Европе .259 АНТОНИЙ (Быстров) Архп «Архангельский .263 АНТОНИИ (Вадковский) Митр.СПБ и Ладожский...266 АНТОНИЙ (Вакарик) Еп.Смоленский и Дорогобуж­ ский .276 АНТОНИЙ (Варжанский) Архп.Виленский и Литовский....278 АНТОНИЙ (Васильев) Еп. Сан-Франциский .280 АНТОНИЙ (Георгадзе) Митр.Кутаисский .281 АНТОНИЙ (Демянский) Еп.Тихвинский, вик.Новгород­ ской еп 283 АНТОНИЙ (Каржавин) Архп·Тверской. 285 АНТОНИЙ (Кротевич) Митр.Ивановекий и Кинешемский290 АНТОНИН (Марценко) Архп.Тульский и Белевский... 292 АНТОНИЙ (Мельников) архп.Минский и Белорусский·· 294 АНТОНИЙ (Миловидов) Еп.Омский 297 АНТОНИЙ (Панкеев) Еп.Белгородский 299 АНТОНИЙ (Пельвецкий) Архп.Станиславский и Коломый- ский 300 АНТОНИЙ (Покровский) Архп·Вашингтонский 303 АНТОНИЙ (Романовский) Митр.Ставропольский и Бакин­ ский...304 АНТОНИЙ (Флоренсов) Еп.Вологодский и Тотемский. 311 АНТОНИЙ (Храповицкий) Митр.Киевский и Галицкий... 313 АНТОНИН (Грановский) Еп.Владимирский (обновл. митр .Московский) 331 АНТОНИН (Державин) Еп.Псковский и Порховский.. 335 АПОЛЛИНАРИЙ (Кошевой) Еп.Белгородский, вик.Курс­

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

photosight.ru. Фото: Игорь Подвысоцкий Главное достояние Церкви. Я стоял и молился в этом прекрасно сложенном деревянном храме, в это прекрасное новое время, при этих таких же прекрасных новых людях, в основном женщинах, но мысли мои были в прошлом. (Настоящее уныло, что прошло, то будет мило!) Пред моим мысленным взором проходили храмы Полтавщины советского периода, которые мне доводилось видеть, в которых мне доводилось молиться и служить. В основном это были хаты, молитвенные дома, как их называли тогда, дабы хоть чем-то отличить от простого жилища. Они — мазаные, глинобитные, деревянные — кое-где еще остаются, как памятники тому печальному безвременью. И память, память сверлит и из своих сокровищ извлекает образы, тени прошлого… Отец Федор служит в восьмидесятые годы в селе Поливяном, Семеновского района. У него «храм», одно только название — авангардный. Хату с соломенной крышей под церковь предоставила сама старостиха, причем в одной половине она продолжает жить, а через сени оборудована и сама церковь. В холодные долгие зимы старостиха забирала из холодного сарая козу в сени. И вот, в воскресенье и в праздники люди собираются на службу, а в сенях их встречает коза, делово и тревожно рассматривает и провожает взглядом всякого входящего. Приветствует по-своему. Так было. В них, в этих молитвенных домах, большинство прихожан составляли женщины, причем пожилые. Блаженной памяти владыка Антоний (Вакарик), преосвященный Черниговский, в проповеди как-то тепло и любвеобильно сказал: «Все у вас в прекрасно, рушники на них красиво но главне сокровище храму, — обращается к старушкам, – це ви, (Всё у вас в церкви прекрасно, иконы хорошие, рушники на них красиво вышиты, но главное сокровище храма – это вы, мои дорогие! — прим. ред. ) Действительно, главное достояние Церкви – это люди в ней. Применительно к Православию – это женщины. И здесь память, память… Старостиха из села Лысенки Кобеляцкого района — живая, подвижная старушка, фронтовичка — перед Пасхой, вдвоем с батюшкой, обносят вокруг церкви плащаницу. Священник впереди, она за ним, сзади. Людей нет, не пришел никто. Не ходят. Старостиха, дабы привнести в это скорбное шествие благолепный элемент богослужения, еще и «Святый Боже» поет, старается. Умилительная, в общем-то, сцена, но еще более трагичная…

http://pravmir.ru/docheri-sveta/

Слева направо: иеромонах Никодим и иеродиакон Антоний (Вакарик), с 1992 г. – митрополит Черниговский и Нежинский (фото 1948 г.) Вскоре после запечатлевшейся в моей памяти поездки в Архангельскую область мне довелось совмещать учебу в Духовной Семинарии с пастырской деятельностью. Дело в том, что мою мать вскоре после ее вступления в монастырь постиг тяжелый недуг — паралич, и в таком мучительном состоянии она пребывала 12 лет. Все эти годы за ней ухаживала одна благочестивая, сострадательная инокиня Иустина (Веренько). Но за уход надо было платить. Я обратился к ректору Духовной Семинарии и Академии, протоиерею Константину Ружицкому и к инспектору Московских Духовных школ, выдающемуся богослову, философу и историку Николаю Петровичу Доктусову и попросил их походатайствовать перед Московской Патриархией о том, чтобы мне разрешили по воскресеньям и праздничным дням служить в одном из московских храмов и таким образом зарабатывать средства на уход за больной матерью. Такое разрешение было получено. Я был определен для служения в московский Свято-Скорбященский храм, расположенный на улице Большая Ордынка. Настоятелем этого храма в то время был протоиерей Михаил Зернов (впоследствии — Архиепископ Киприан, Управляющий делами Московской Патриархии). В Свято-Скорбященском храме находилась икона Богоматери всех скорбящих, перед которой свершались молитвословия и акафисты, что изобильно питало меня духовно. И хотя мне было трудно совмещать напряженную учебу со священнослужением, это совмещение оказалось чрезвычайно полезным для моей дальнейшей деятельности. Через много лет, выступая перед преподавателями и учащимися Харьковской Духовной Семинарии как ее ректор, я сказал: «Многие спрашивают меня, где я учился, какие науки изучал, откуда почерпнул знания в области литературы и искусства, кто учил меня разбираться в экономике и дипломатии и т. д. В таких случаях я отвечаю, что получил образование не только в духовной Семинарии и Академии, а учился и учусь до сего дня у книги жизни, познанию которой нет предела».

http://pravmir.ru/mitropolit-nikodim-rus...

После 1786 г. монастырская Иоанно-Богословская ц. была обращена в приходскую для окрестных жителей, к-рые продолжали приходить к св. источнику. В 1915 г., во время первой мировой войны, Иоанно-Богословский храм и др. постройки пострадали, сгорел почти весь архив обители. В 1918 г. часовня над источником была восстановлена. После присоединения в 1918 г. Буковины к Румынскому королевству православные ходатайствовали о возрождении мон-ря. Церковь во имя ап. Иоанна Богослова Крещатицкого мон-ря. Ок. 1765–1768 гг. Фотография. Нач. XXI в. Церковь во имя ап. Иоанна Богослова Крещатицкого мон-ря. Ок. 1765–1768 гг. Фотография. Нач. XXI в. 8 мая 1933 г. указом Синода Румынской Православной Церкви при Иоанно-Богословской ц. был открыт мон-рь. Насельником К. м. был буд. архиеп. Омский и Тюменский Мефодий (Мензак; † 1974). В 1938 г. в К. м. поступил, в 1945 г. принял постриг, в 1950-1955 гг. был настоятелем буд. митр. Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак) . При архим. Никодиме в обители строился братский корпус. В 1942 г. в К. м. поступил, 2 февр. 1947 г. игум. Мефодием (Мензаком) пострижен в монашество, 27 мая 1950 г. рукоположен во иерея буд. митр. Черниговский и Нежинский Антоний (Вакарик) . В 1940 г. Сев. Буковина вошла в состав Черновицкой обл. УССР. В 1957-1960 гг. в К. м. подвизался прп. Кукша (Величко) . Старец сравнивал Крещатик с Афоном, где начинал монашеский путь: «Здесь я дома, здесь я на Афоне! Вон внизу сады цветут, точно маслины на Афоне. Здесь Афон!» В обитель к подвижнику приезжали мн. духовные чада. Пожертвования, к-рые паломники оставляли прп. Кукше, он передавал на строительство монастырских зданий и служб. В 1960 г. началось поэтапное упразднение мон-ря властями: братию перевели в Почаевскую в честь Успения Пресв. Богородицы лавру , прп. Кукшу - в одесский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь , а в К. м. поселили инокинь закрытого черновицкого в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря . В 1962 г. и жен. мон-рь был закрыт, на его территории открыли базу отдыха, а на источнике устроили водозабор для завода минеральной воды.

http://pravenc.ru/text/2459041.html

После этого мы пригласили его на Епархиальный совет, беседовали. Я впереди поставил микрофон: «Отец Георгий, вот микрофон, что мы будем говорить, что вы будете говорить, — все будет фиксироваться. Дальше мы изложим это в письменном протоколе, можете проверить, сличить, ни единого слова добавлять не будем». Часа четыре-пять беседовали. Он же начал захватывать храмы — четыре храма практически. Я потихонечку отбивал по одному храму. В конце концов он остался за бортом в какой-то степени. Хорошие сначала были цели у обновленцев — обновить, внести свежую струю, но ведь не могут вовремя остановиться и начинают… «Главный подсказчик» в семинарии — Хотел бы предложить вернуться в 1964 год, когда Вы окончили Московскую духовную академию, и вспомнить Ваших одноклассников. Кем стали Ваши однокашники, с кем Вы поддерживали отношения, дружили, кто в живых сейчас остался? — Однокашники… Был такой владыка Антоний (Вакарик), митрополит Черниговский, епископ Платон (Лобанков), наместник Троице-Сергиевой лавры, потом епископ Воронежский, архимандрит Наум (Байбородин), владыка Нифон (Сайкали) — представитель Антиохийского Патриарха. Он приехал диаконом в конце 3-го курса академии. Конечно, ни слова по-русски не понимал. Поэтому учили жестко. Но научили: сейчас может быть переводчиком, прекрасно знает язык. С тех пор он стал по-настоящему русским, его на родине зовут «русский архиерей». В этом плане он многое усвоил, чего не могу сказать о другом, представителе Александрийской Церкви, который сейчас уехал… Он категорически отвергал все русское, поэтому с ним сложно было контактировать. — А кроме владыки Нифона кто-то жив сейчас и поддерживаете ли общение? — Отец Вячеслав Ушаков когда-то был в Ставрополе, потом по какой-то причине уехал на Украину, там несколько храмов построил. После военных действий через Грузию уехал на юг, но я его потерял. Пока переписки никакой нет. Здесь, в Москве, уже никого нет из тех, с кем я учился. — Вы нередко в своих интервью упоминаете студентов-украинцев, которые приехали учиться сюда, в Московские духовные школы. Какие отношения тогда были между украинцами и русскими?

http://radonezh.ru/2023/12/20/protopresv...

1961); еп. Алипий (Хотовицкий; 14 авг.- 14 нояб. 1961); еп. Полтавский и Кременчугский Феодосий (Процюк ; 19 июля - 8 окт. 1965, в. у.); еп., затем архиеп., позднее митр. Симферопольский Леонтий (Гудимов ; 8 окт. 1965 - 7 окт. 1967; 31 мая 1973 - 19 февр. 1990, в. у.); еп. Симферопольский и Крымский Антоний (Вакарик ; 7 окт. 1967 - 31 мая 1973, в. у.); архиеп. Варлаам (Ильющенко ; 20 июля - 17 сент. 1990; в. у. Днепропетровской епархией 19 февр.- 19 июля 1990 в сане архиеп. Симферопольского и Крымского); митр. Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак ; 20 сент.- 2 дек. 1990, в. у.); еп. Глеб (Савин ; 24 нояб. 1990 - 16 сент. 1992); еп. Кронид (Мищенко ; 19 сент. 1992 - 6 сент. 1993); митр. Одесский и Измаильский Агафангел (Саввин ; 7 сент.- 19 окт. 1993, в. у.); митр. Ириней (Середний; с 19 окт. 1993 в сане архиепископа, с 19 июня 2002 в сане митрополита). Монастыри Действующие Самарский Пустынный Свято-Николаевский (муж., близ Новомосковска, основан во 2-й пол. XVI в., в 1791 приписан к архиерейскому дому, упразднен в 1928, возобновлен в 1995); днепропетровский в честь Тихвинской иконы Божией Матери (жен., основан в 1866 как община, с 1877 мон-рь, закрыт в 1925, действовал в 1943-1959, возобновлен в 1997); марьевский во имя св. Иосифа Обручника (жен., в с. Марьевка Магдалиновского р-на, основан в 1873 как община, с 1886 мон-рь, закрыт в 1927, действовал в 1943-1960, восстановлен в 1998); Знаменский (жен., в с. Вербовском Васильковского р-на, учрежден в 1903 как община, с 1906 мон-рь, закрыт в 1927, в 1995 возрожден). Упраздненные, действовавшие на территории современной Д. и П. е. Кохановский Самарский во имя Св. Троицы (муж., близ с. Кохановка Павлоградского у., основан в 1885, в 20-х гг. XX в. упразднен); Светловская община во имя святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова (жен., в с. Ивановка Павлоградского у., основана в 1897, закрыта в 20-х гг. XX в.). Е. А. Агеева, митр. Ириней (Середний) Другие конфессии, существующие на территории Днепропетровской обл. Заселение Днепропетровщины людьми разных национальностей и разного вероисповедания, а также активное распространение в посл. десятилетие ХХ в. на территории республик бывш. СССР многочисленных новых религ. образований сформировали сложную конфессиональную ситуацию в регионе. По данным обл. Совета по делам религий, в 2006 г. в Днепропетровской обл. действовали 469 зарегистрированных религ. орг-ций, принадлежавших к 43 конфессиям, с численностью верующих ок. 1 млн. чел., в т. ч. Украинская Православная Церковь - 528 тыс. верующих, Украинская православная церковь «Киевского патриархата» (филаретовский раскол) - 119 тыс., Украинская автокефальная православная церковь - 8 тыс., Украинская греко-католическая Церковь (см. Униаты ) - 7 тыс., евангельские христиане- баптисты - 98 тыс., христиане веры евангельской ( пятидесятники ) - 60 тыс., адвентисты седьмого дня - 47 тыс., мусульмане - 5 тыс., иудеи - 23 тыс., представители др. верований - ок. 105 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/178625.html

28.11.1867 17.03.1882 24.04.1882 09.03.1885 Гермоген Добронравин 09.05.1885 11.05.1885 11.05.1885 19.02.1897 19.02.1897 19.08.1898 14.09.1898 26.03.1905 Николай Зиоров 26.03.1905 05.11.1910 Алексий III Молчанов 19.11.1910 25.06.1912 Феофан Быстров 25.06.1912 10(23)08.1921 10(23)08.1921 12(25)06.1930 06(19)03.1928 16(29)11.1928 12(25)06.1930 12(25)06.1930 29.07(11.08)1931 29.07(11.08)1931 26.09(09.10)1936 31.07(13.08)1944 27.03(09.04)1946 Иоасаф Журманов 27.03(09.04)1946 29.05(11.06)1961 01(14)08.1961 01(14)11.1961 01(14)11.1961 29.06(12.07)1965 06(19)07.1965 25.09(08.10)1965 25.09(08.10)1965 24.09(07.10)1967 Леонтий Гудимов 24.09(07.10)1967 18(31.05)1973 Антоний Вакарик 18(31)05.1973 06(19)02.1990 06(19)02.1990 07(20)07.1990 07(20)07.1990 19.07(01.08)1990 20.07(02.08) 1990 10(23)11.1990 Глеб Саввин 10(23)11.1990 19.11(02.12)1990 19.11(02.12)1990 14(27)07.1992 Василий Златолинский 14(27)07.1992 Симферопольская, обн. Основана в 1922 г. «Автономная» с 10(23)06.1925. Упразднена в 1938 г. Именовалась: Таврическая и Симферопольская; Симферопольская и Таврическая; Митрополия Крымская; Митрополия Таврическая. Викарные кафедры: Мелитопольская, Севастопольская, Ялтинская. 11(24)09.1922 17(30)01.1923 Петр Рождественский Александр Раевский 06(19)07.1924 12(25)11.1924 26.11(09.12)1924 05(18)04.1927 23.06(06.07)1927 Анатолий Соколов 21.08(03.09)1929 09(22)03.1928 30.05(12.06)1933 10.1929 11.1933 Иерофей Померанцев 27.01(09.02)1938 Синьцзянская Основана в 1935 г. Зарубежным Синодом (РПЦЗ) (местопребывание – в г. Синьцзян, Китай). Харбинское викариатство. (28.01(10.02)1935 – 1940 г. на кафедре пребывал епископ Иувеналий Килин, воссоединившийся с РПЦ в 1945 г. (Поздняев Д., свящ. Православие в Китае (1900–1997 гг.). M., 1998. С. 254)). Восстановлена в юрисдикции Московского Патриархата в 1950 г. Самостоятельная. Вакантная. Ситхинская Основана и упразднена в 1910 г. Именование – по пос. Ситха (Аляска, США). Американское (Алеутское) викариатство. 1910 Сквирская Основана ок. 1924 г. Именование – по г. Сквира (Киевская область УССР).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Большое место уделяется проповедническому слову, за время издания Журнала в нем были опубликованы проповеди на все основные праздники церковного календаря — Господские и Богородичные праздники, дни Недельные и постовые, памяти русских и общеправославных святых, а также посвященные важнейшим христианским добродетелям, основам православного вероучения и правилам христианской жизни. Многие из этих тем освещались многократно различными авторами — от святых отцов и иерархов Церкви до мирян-богословов и студентов духовных академий. Так, темой 624 проповедей, посвященных праздникам, чаще всего были Рождество Христово (60 проповедей), Пасха (52), Пятидесятница и Преображение Господне (по 26), Успение Пресвятой Богородицы (21) и т. д.; достаточное представление о богатстве помещенного в Журнале гомилетического материала дает список проповедников на вышеуказанную тему Успения: преп. Иоанн Дамаскин (1987, 8, 9; 1991, 8; 1992, 8), свт. Филарет Московский (2002, 12), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1991, 12), митрополиты Николай (Ярушевич) (1946, 9, 1955, 8), Антоний (Вакарик) (1979, 8), Симон (Новиков) (1981, 8), Иоанн (Вендланд) (1989, 8), архиеп. Димитрий (Муретов) (1983, 8), протоиереи Леонид Кузьминов (1964, 8), Геннадий Нефедов (1993, 8), Александр Шмеман (1994, 9/10) и др. На страницах Журнала постоянно публикуются святоотеческие творения (464 работы 87 святых авторов), чаще всего печатались труды святителей Кирилла Иерусалимского (23), Иоанна Златоуста (22), Василия Великого (18), Григория Богослова (13), преподобных Ефрема Сирина (20), Варсонофия Великого (11), Максима Исповедника (10); рус. святоотеческая лит-ра представлена публикациями святителей Феофана Затворника (29), Тихона Задонского (16), Филарета Московского (16), Димитрия Ростовского (12) и Игнатия Кавказского (10). Журнал внес заметный вклад и в развитие современной богословской мысли, опубликовав ряд статей, посвященных православной догматике (230, из к-рых 129 — по экклезиологии), нравственному и пастырскому богословию (73), литургике (169), канонике (48), агиологии (56). Именно Журнал начал знакомить русского читателя с работами богослова В.Н. Лосского («Образ и подобие». 1958, 3); здесь же после большого перерыва начали публиковаться работы священника Павла Флоренского («Дух и плоть». 1969, 4).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5306942...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010