- Гавриил Дмитриевич, сейчас мы заезжали к старинному храму села Шеговары. Когда он был построен? - спросил я. -Строительство Преображенского храма длилось с 1824 по 1828 годы, - с готовностью ответил он. - А вот каким образом строили, я не знаю. - Как вам пришла мысль возвести новый храм? - Старый почти совсем разрушен, а людям надо где-то собираться, молиться.У меня вначале была мысль построить часовню на угоре (это в 5 километрах отсюда), в моей родной деревне Чёрный Ручей. Там раньше стояла часовня Николая Чудотворца, потом её сломали. Место высокое, с него в хорошую погоду видна церковь на другой стороне реки Ваги в Глухой Коскаре (официальное название деревни на речке Коскаре не менее диковинное - Наум-Болото. - Е.С.), и тоже Николая Чудотворца. Известно, что эта церковь, построенная в 1817 году, в конце XIX века поддерживалась на средства одного из прихожан - купца Василия Матвеева. Его вдова Евдокия в 1914 году ради молитвенного поминовения мужа полностью отремонтировала храм. В советское время в нём был колхозный склад, поэтому стены и сохранились. - А почему не получилось построить часовню в своей деревне? -Я говорил на эту тему с нашим предпринимателем Виталием Фёдоровичем Поромовым (он уже умер - Царствие ему Небесное). Тогда он сказал мне: «Что ж вы будете строить так далеко от населённых пунктов? Стройте здесь, в Шеговарах. Я вам дам необходимые материалы». Он имел свою пилораму, доски возил на продажу в Архангельск. Поэтому я и решил строить здесь. Долго думал над проектом храма. Даже к владыке Тихону по этому поводу обращался, специально в Архангельск ездил. Спрашивал, какой нам храм надо строить. «Какой построите, такой и хорошо будет», - ответил он мне. Перед началом строительства владыка приезжал к нам и 12 июля 1999 года освятил место под застройку. Весь народ тогда собрался на площади. - И какой проект вы выбрали? Шеговары храм -Как только принял решение о строительстве, то стал интересоваться, какие тут раньше храмы были. Мне попалась фотография часовни Александра Невского 1908 года. Она стояла в Шеговарах недалеко от того места, где мы решили строить новый храм, и тоже на угорочке, только поближе к центру. Часовенка такая квадратная, небольшая, вот я и взял её форму за основу. По фотографии посчитал, сколько нужно брёвен по рядам. Но, видимо, немного ошибся - меньше получилось. Хлопотно было найти мастера.Виталий Фёдорович посоветовал мне своего знакомого - Николая Максимовича Видякина из Заречья. Мы ровесники, обоим сейчас по 65 лет. Замечательный человек, интересуется стариной, собирает материалы по краеведению. Живёт один. Мы с ним всё обговорили и в 1999 году начали строительство. А через три года в нашем храме уже можно было служить. Приглашаем священников, в остальное время сами собираемся, читаем правило и акафисты. Иногда вдвоём, втроём.

http://pravoslavie.ru/51759.html

Священники: Максим Овчинников до 1789 г.; Илия Старостин до 1790 г.; Василий Ульяновский до 4.11.1822; Алексий Ларионов до 1825 г.; Иоанн Кочерин до 1835 г.; Михаил Первушин 1839 г.; Нестор Поромов до 1843 г.; Андрей Галактионов до 1862 г.; Иоанн Келарев 16 мая - 31 октября 1864 г.; Иоанн Кремлев до 1869 г.; Иоанн Глебовский до 15.11.1870; Александр Кононов до 1884 г.; Николай Истомин до 1887 г.; Петр Поликин, Сергий Малевич и Сергий Мануилов до 1894 г. Церковные старосты: Покровской церкви(?) - Матвей Резвый, Николаевской - Василий Селенин 1887 г. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2. - Архангельск, 1895. С. 54-57.  В XVII столетии в деревне Поташевская существовал монастырь - Николаевская Верхнепаденская пустынь с двумя церквами: Никольской и иконы Божьей Матери Одигитрии. После упразднения пустыни в 1764 г. обе её церкви были обращены в приходские и впоследствии перестроены заново. В настоящее время в деревне сохранилась зимняя Никольская церковь, сооруженная в 1797-1798 г.г. Вторая церковь Божьей Матери Одигитрии, построенная в 1867 г., около двадцати лет назад перевезена в д. Ивановскую (в 30 км от д. Поташевская) и приспособлена под гараж. Оба храма были одноглавыми. Церковь Одигитрии имела колокольню. Территорию погоста окружала деревянная ограда. Никольская церковь в 1852 г. была поставлена на валунный фундамент; в 1875 г. отремонтирована с заменой значительного количества бревен и обшита тёсом. Тогда же окна её были расширены. В 1897-1898 г.г. в интерьере заменялись полы и печи. Крыша неоднократно перекрывалась. Деревня Поташевская расположена на вершине пологой возвышенности. Деревянная, на валунном фундаменте Никольская церковь поставлена в центральой части деревни и обращена к улице западным фасадом. Симметричная относительно продольной оси композиция памятника состоит из четверика храма, к которому с востока примыкает более узкая пятигранная в плане апсида, а с запада - равные ему по ширине трапезная и короткая паперть. Здание рублено из бревен, перевязанных в " обло " , на апсиде - в " лапу " . Верхние части стен четверика храма в настоящее время разобраны до высоты апсиды и трапезной, все сооружение покрыто новой двухскатной крышей и воспринимается как низкий маловыразительный объем. На западном фасаде перед входом, судя по врубкам, существовало крыльцо.

http://sobory.ru/article/?object=38857

Храм в Матигоре, в честь Воскресения Христова, очень интересен: 10 июля в минувшем 1894 году ему исполнилось двести лет 334 . Он высокий, светлый; иконостас пятиярусный; иконы в нем гораздо древнее храма и перенесены сюда из старой церкви села Шильцова, отличаются древностью письма. Особенно замечателен по живопи­си местный образ Божией Матери «Неопалимая Купина». Колокола тоже перенесены из той же церкви; главный из них в 30 пудов – с греческой надписью, другой в 17 пудов – разбитый и от старости совсем почерневший. В прошлом году отец Иоанн взбирался на колокольню и в каждый колокол ударял сам, пробуя звон. После обеда, к которому собралось немало родных отца Иоанна, он куда-то ездил и, отдохнув, опять уехал кататься. Подивилась я, увидав дорогого своего Батюшку на какой-то непонятной для меня двухколесной колымаге, в которой приходится сидеть, держа колени почти у груди, потому что вместо сиденья наложена груда сена и подушка, и подумала, что бы сказали петербургские почи­татели, катающие Батюшку в тысячных каретах, увидавши его в такой библейской колеснице, смахивающей немного, судя по картинам, на колесницу Илии пророка, в которой он взят был на небо; только та колесница была огненная, а эта самая заурядная, деревянная. Но правду надо сказать: Батюшка садился в этот экипаж заметно с большим удовольствием, чем в петербургскую карету. Там он находится вечно под конвоем целой толпы народа, которая его с утра до ночи теснит и жмет; тут же он был вполне на просторе и, видимо, наслаждался этой свободой. Нигде я его не вижу таким веселым и спокойным, как в архангель­ских палестинах: там ему все свое. Накатавшись, он еще долго гулял около дома; никто его не бес­покоил. Отправилась и я гулять на погост и живо вспомнила нашу прошлогоднюю с отцом Иоанном на этом месте прогулку. Тогда среди могил особенное внимание его было обращено на плиту, надпись которой гласит следующее: «Под камнем сим лежит прах священника, Алексия Поромова, скончавшагося в 1826 году июля 27 числа; священствовал в Матигоре 16 лет; совершил два похода на кораблях из Архангельска в Кронштадт; за 1812 год получил наперсный крест». Теперь, подумала я, Бог воздвиг другого священника, который ежегодно совершает походы из Кронштадта в Архангельск, и как благотворны и благодетельны бывают эти походы для Архангельской губернии!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Поромов. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церква Покрови Покровська церква Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Поромов расположено в гористой местности. Деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы построен в 1750 г., вместительный, украшен благолепно. Прихожан 2167 душ. Причт: священник, псаломщик и просфорня. Причтовые помещения построены на казенные средства в 1898 г., холодные; дом для священника в 10 саж. от церкви, а псаломщика поодаль; надворные постройки у священника в 1906 г. возобновлены после бывшего пожара. Есть при домах фруктовые сады и огород. Земли 35 дес. в 8 кусках, расположена в 1 – 2 верстах от дома: пахотной 29 дес., сенокосной 4 дес., остальная усадебная. Документы и план на землю есть. Приписная деревня Цуцнев в 3 верстах. В приходе имеется министерское училище. В приходе есть несколько семейств католиков и евреев. Приписное село Божанки (Бужанка) в 2 верстах; в селе есть церковь Михаила Архангела, построена в 1775 г. Богослужения совершаются через неделю. Земли при церкви 33 дес., из которых 4 дес. 1258 кв. саж. захвачены в 1868 г.; пахотной 29 дес., сенокосной 4 дес. Приписная деревня Дорогиничи в 2 верстах. В селе имеется министерское училище, помещается в новом здании. «Справочная книга о приходах и монастырях Волынской епархии» К. В. Переверзев, Житомир. Электрическая типография М. Дененмана, 1914 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=45899

Приготовив потом трапезу, он опять пригласил к ней Павла, и они сели есть уже поздно вечером. Антоний Великий , съевши один хлебец, другого не брал, а старец, евши медленнее, не успел еще съесть и начатого им хлебца. Дождавшись, пока он кончит, Антоний сказал ему: «Возьми и другой хлебец». «Если ты будешь есть, то и я, – отвечал Павел, – а если ты не будешь, то и я не буду». «Для меня довольно, – сказал ему Антоний, – я монах». «И для меня довольно, – отвечал Павел Великому, – и я хочу быть монахом». Тогда они встали, и Антоний прочитал двенадцать молитв и пропел двенадцать псалмов. После молитв они уснули немного первым сном, потом опять встали и пели псалмы от полуночи до самого дня. Затем Антоний послал Павла обойти пустыню, сказав ему: «Через три дня приходи сюда». Сделав это и застав у Антония несколько братий, Павел спросил его, что прикажет ему делать? Антоний отвечал: «Ни слова не говоря, служи братиям и ничего не вкушай, пока братия не отправятся в путь». И так целых три недели Павел не вкушал ничего. Братия спросили его: «Почему ты молчишь?». Павел ничего не отвечал. Тогда Антоний сказал ему: «Что ты молчишь? Поговори с братиями». И он стал говорить. Однажды Павлу принесли сосуд меду, и Антоний сказал ему: «Разбей сосуд, пусть мед весь вытечет». Он так и сделал. «Собери опять мед», – сказал Антоний. И это было сделано. Потом Антоний говорит ему: «Собери мед в другой раз в раковину – так, чтобы не было в нем никакого сору». Еще велел ему Антоний целый день черпать воду. В другой раз раздрал у него одежду и приказал сшить ее, и тот сшил снова. Сей муж стяжал такое послушание, что ему дана была от Бога власть изгонять бесов. Великий Антоний, видя, что старец ревностно подражает ему во всяком роде подвижничества, сказал ему: «Смотри, брат! Если ты можешь ежедневно так подвизаться, то оставайся со мною». Павел отвечал: «Может быть, ты покажешь мне со временем и больше что-нибудь – не знаю, но, что доселе ты делал при мне, все то и я делаю легко». На другой день после сего Антоний сказал Павлу: «Во имя Господа, ты уже стал монахом».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Eleno...

– Возьми другой хлебец. – Если ты будешь есть, то и я, – отвечал Павел, – а если ты не будешь, то и я не буду. – Для меня довольно, – сказал ему Антоний, – я монах. – И для меня довольно, – отвечал Павел Великому, – и я хочу быть монахом. Тогда они встали, и Антоний прочитал 12 молитв и пропел 12 псалмов. После молитв они уснули немного первым сном, потом опять встали и пели псалмы от полуночи до самого дня. Затем Антоний послал Павла обойти пустыню, сказав ему: – Через три дня приходи сюда. Сделав это и застав у Антония несколько братии, Павел спросил его, что он прикажет ему делать. – Ни слова не говоря, служи братьям и ничего не вкушай, пока братия не отправятся в путь. И так целые три недели Павел не вкушал ничего. – Почему ты молчишь? – спросили его братия. Павел ничего не отвечал. Тогда Антоний сказал ему: – Что ты молчишь? Поговори с братиями. И он стал говорить. Однажды Павлу принесли сосуд меду, и Антоний сказал ему: – Разбей сосуд, пусть мед весь вытечет. Он так и сделал. – Собери опять мед. И это было сделано. Потом Антоний говорит ему: – Собери мед в другой раз в раковину так, чтобы не было в нем никакого сору. Еще велел ему Антоний целый день черпать воду и выливать на землю. В другой раз раздрал у него одежду и приказал сшить ее, и тот сшил снова. Сей муж стяжал такое послушание, что ему дана была от Бога власть изгонять бесов. Великий Антоний, видя, что старец ревностно подражает ему во всяком роде подвижничества, сказал ему: – Смотри, брат! Если ты можешь ежедневно так подвизаться, то оставайся со мною. – Может быть, ты покажешь мне со временем и больше что-нибудь, не знаю, – отвечал Павел, – но что доселе ты делал при мне, все это и я делаю легко. На другой день после этого Антоний сказал Павлу: – Во имя Господа, ты уже стал монахом. Уверившись наконец вполне, что раб Христов Павел, хотя весьма прост и неучен, но совершен душою, блаженный и великий Антоний спустя несколько месяцев, при содействии благодати Божией, устроил ему особую келью, поприща за три или за четыре от своей, и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

И начал Антоний в следующие дни вести такую суровую жизнь, какой не вел и в ранней юности. Искушая Павла, он сказал ему: «Стой здесь и молись до тех пор, пока я не приду и не принесу тебе работу». Потом, ушедши в пещеру, смотрел на него в окно и видел, как он, палимый зноем, простоял на том месте целую неделю неподвижно. Затем, намочив пальмовых ветвей, сказал ему: «Возьми и плети веревку вот так, как я». Старец плел до девятого часа и с великим трудом сплел веревку в пятнадцать локтей длиною. Посмотрев на плетенье, Великий Антоний был недоволен им и сказал Павлу: «Дурно сплел, расплети и начни снова». Между тем Павел уже четыре дня ничего не ел – в таких преклонных летах! Антоний изнурял так Павла для того, чтобы этот старец, вышедши из терпения, убежал от него и бросил монашество. Но тот расплел веревку и начал плести ее снова из тех же самых ветвей, хотя это было уже труднее прежнего, потому что ветви крутились от первого плетения. Антоний Великий , видя, что старец и не пороптал, и не помалодушествовал, и нисколько не оскорбился, даже вовсе не изменился в лице, сжалился над ним и при захождении солнца сказал ему: «Не съесть ли нам, отец, кусок хлеба?». «Как тебе угодно, авва», – отвечал Павел. Это еще боле тронуло Антония, что он не побежал тотчас же, как услышал о пище, но отдал на его волю. «Так поставь стол», – сказал Антоний старцу. Он сделал это. Антоний принес и положил на стол четыре сухих хлебца, унций по шесть каждый, и размочил для себя один, а для него три; потом начал петь псалом, какой знал, и, пропев его двенадцать раз, столько же раз молился, чтобы и в этом испытать Павла. Вместе с Великим молился и старец, и еще усерднее его. После двенадцати молитв Антоний сказал ему: «Пойди ешь». Но, как только он сел за стол и стал брать хлеб, Антоний сказал ему: «Сиди и не ешь до вечера, а только смотри на хлеб». Наступил вечер, а Павел все не ел. Тогда Антоний сказал ему: «Вставай, помолись и ложись спать». Павел так и сделал. В полночь Антоний разбудил его на молитву и продолжал молитвы до девятого часа дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Eleno...

Сказав сие, Антоний затворил двери и три дня не выходил из своей келии. Но старец все это время оставался около келии, никуда не уходя. На четвертый день Антоний отворил дверь и опять увидел Павла и, чтобы заставить удалиться его, сказал: — Уйди отсюда, старец. Зачем ты досаждаешь мне? Я сказал тебе, что ты не можешь остаться здесь. — Умру тут, а не уйду, — ответил старец. Антоний, видя, что у старца нет ни хлеба, ни воды, и что он уже четвертый день остается без пищи, подумал про себя: «старец сей, не привыкший так долго поститься, может умереть от голода, и на моей душе будет за него грех». Посему он согласился оставить его у себя и сказал: — Ты можешь спастись, если будешь послушен и сделаешь то, что я повелю тебе. Павел ответил: — Отче, я готов исполнять все то, что ты скажешь мне. Антоний же, испытывая его, сказал: — Стой и молись на сем месте до тех пор, пока я не приду и не принесу тебе того, над чем ты должен трудиться. Оставив Павла, Антоний вошел в пещеру. Целую неделю он не выходил к нему, но тайно через окно наблюдал за ним и видел его все то время неподвижно стоящим день и ночь на одном месте. Тогда, выйдя из келии, Антоний принес старцу финиковые ветви и, омочив их в воде, сказал ему: — Плети, старец, веревку так же, как я плету. И плел Павел веревку до девятого часа и с большим трудом сплел пятнадцать лактей [ 2 ]. Антоний же, посмотрев работу, сказал: — Нехорошо ты сплел, расплети и плети снова. А был уже седьмой день, как он не давал ему ничего есть. Все же сие делал Антоний для того, чтобы удалить Павла от себя, ибо он думал, что тот уйдет от него, не выдержав испытания. Но Павел продолжал с большим трудом расплетать веревку и снова сплетать ее; и как он ни был голоден, однако нисколько не огорчился и не возроптал. Тогда Антоний сжалился над ним, — и вот, когда уже солнце заходило, он сказал Павлу: — Старец, не хочешь ли немного вкусить хлеба? — Как ты хочешь, отче, — отвечал Павел. Антоний пришел в умиление от сих слов Павла, который, и страдая от голода, не спешил, однако, к утолению его хлебом, но отдавался на волю Антония.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

2 . После смерти родителей Антоний остался с одной малолетней сестрою; ему было приблизительно всего лишь восемнадцать или двадцать лет, а он сам заботился и о доме, и о сестре. Не прошло еще и шести месяцев со дня смерти родителей, как однажды Антоний, отправившись по обыкновению в храм Божий и собравшись с мыслями, задумался дорогою о том, каким образом апостолы, оставив все, пошли за спасителем? На какое воздание на небесах уповали те, о ком говорится в Деяниях, что они, продавая свое имущество, приносили и складывали его к ногам апостолов, чтобы раздать нуждающимся? С такими мыслями вошел Антоний в храм и услыхал в читавшемся в это время Евангелии слова господа к богатому: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и приходи, следуй за мною, и будешь иметь сокровище на небесах» 5 . Антоний же, приняв это за божественное напоминание свыше, словно ради него было такое чтение, сразу же, выйдя из храма, подарил жителям своей деревни доставшиеся ему от предков владения, чтобы ничего не тяготило ни его, ни сестру (а было у него триста арур 6 очень плодородной, хорошей земли). Что же касается остального имевшегося у них движимого имущества, то Антоний, все распродав и собрав достаточно денег, отдал их нищим, немного оставив для сестры. 3 . Но снова войдя в храм, услышал Антоний слова господа, сказанные в Евангелии: «Не заботьтесь о завтрашнем дне» 7 . Не в силах более медлить, он, выйдя из храма, и те деньги отдал нуждающимся. Поручив сестру известным ему и верным девственницам, отдал ее на воспитание в их обитель, а сам невдалеке от дома своего стал, наконец, предаваться жизни аскета, оставаясь наедине с самим собою и изнуряя себя терпением. Ведь в Египте монастырей еще было немного и не было ни одного монаха, который бы знал великую пустыню 8 ; а всякий, кто желал одиночества, становился аскетом, уединяясь недалеко от своего селения. Вот почему в то время жил в ближнем селении один старец, смолоду проводивший дни свои в уединении. Увидев его, Антоний стал подражать ему в добром деле и прежде всего начал сам уединяться в местах, расположенных близ селения. И если слышал там, что гдето есть какой–нибудь человек не от мира сего, то, словно мудрая пчела, отправлялся его искать; Антоний не возвращался на свое место до тех пор, пока не видел его, и уходил, получив нечто вроде напутствия на стезю добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Антоний Великий, икона 2-й половины XVI века. Антоний Великий (ок. 251 - 356 ), отшельник египетской пустыни, основатель отшельнического монашества, преподобный Память 17 января Родился в городе Коме (ныне Куманс, Египет ) около 251 года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. Восемнадцати лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах, как они оставили все, чтобы идти за Господом. Входит в храм и слышит евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру. Озабоченный этой мыслью, он в другой раз входит в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). Антоний поручил сестру известным ему христианским девствен-ницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу. Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно и старался во всем подражать ему. Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали «другом Божиим». Затем он решается уйти дальше. Зовет старца с собой, и когда тот отказался, прощается с ним и поселяется в одной из отдаленных пещер. Один из друзей его по временам приносил ему пищу. Наконец святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Он принес с собой хлеба на шесть месяцев, а после получал его от друзей своих только два раза в год через отверстие в кровле.

http://drevo-info.ru/articles/2827.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010