Слишком большая высота малых западных глав объясняется расчетом их размера с ориентацией на восточный фасад. Боковые фасады – длинные, с дополнительным членением нартекса, с асимметрично поставленными главами, в западной части решены с перебивкой ритма, чему в особенности способствует повышение закомары, соответствующей нартексу, до уровня закомары центрального прясла. Живописность боковых фасадов усилена тем, что обводки (профили) в боковых пряслах основного объема лишены симметрии: они поставлены выше в лопатке, примыкающей к центральной закомаре, и ниже к краям. Окна на боковых фасадах расположены пирамидально, эту обретенную еще в Антониевом соборе красивую композицию не нарушают маленькие круглые окошки второго яруса. Западный фасад с окном в центральном и нижним окном в южном прясле предваряет 544 схему зрелых решений XII в., разница лишь в том, что окно центрального прясла фланкируют ниши в боковых. Строительство Нифонта продолжилось в Старой Ладоге, причем начальный его этап был отложен в связи с историческими обстоятельствами (заточение Нифонта в Киеве) до 1152 г. Между тем можно предположить, что христианское освоение этой старинной новгородской территории, связанной еще с варягами, планировалось Нифонтом изначально. Не все постройки этого региона сохранились, но большинство изучено археологически и составляет представительный ряд для суждения о новгородском зодчестве этого периода. Ладожское строительство можно считать той базой, 545 где был отчетливо сформирован тип классического новгородского храма второй половины XII в., отработаны механизмы и технико-технологические приемы, позволившие возводить храмы очень быстро, а также расширены кадры строительных мастеров. Храм Св. Климента, Папы Римского, в Городище в Старой Ладоге – в числе первых построек ладожского варианта новгородского зодчества (1152, не сохранился, изучен археологически). Посвящение храма святителю, мощи которого были перенесены в Киев и являлись своеобразным филактерием русской христианизации, не случайно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общественная палата Татарстана прокомментировала заявление прот. Всеволода Чаплина об ущемлении прав кряшен 11 декабря, 2013. Новостная служба Мы не скрываем тех проблем, которые стоят сегодня перед татарстанским обществом, но не видим повода делать столь категоричные выводы. 11 декабря. ПРАВМИР. Комиссия Общественной палаты Республики Татарстан по вопросам культуры, межэтнических и межконфессиональных отношений распространила обращение, в котором прокомментировала высказывания главы Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина об ущемлении прав кряшен в Татарстане. Полный текст обращения приводит  «Татар-информ» : «Недавно в СМИ появилось сообщение о сделанном на II Международных Свято-Антониевских чтениях в Бишкеке председателем Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского Патриархата Русской Православной Церкви В.А. Чаплиным заявлении, которое вызвало у нас определенное недоумение. Возможно, говоря о том, что в Татарстане ущемляются права русских и кряшен, уважаемый протоиерей пользовался непроверенной информацией или был введен в заблуждение заявлениями некоторых безответственных журналистов, старающихся «раскачать» межнациональную и межрелигиозную ситуацию в республике. Тем не менее, он практически сам встал на их сторону, вместо того, чтобы солидаризироваться со здоровыми общественными силами, ведущими борьбу с отдельными проявлениями радикализма и заботящимися о духовно-нравственном возрождении народа. Мы не скрываем тех проблем, которые стоят сегодня перед татарстанским обществом, но не видим повода делать столь категоричные выводы. В настоящее время Татарстан – это один из наиболее динамично развивающихся регионов Российской Федерации, который известен межнациональным и межконфессиональным согласием не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Представители разных народов и государств приезжают в Татарстан, чтобы ощутить царящую в республике атмосферу мира и взаимопонимания. Поступательный подъем наблюдается сегодня и в жизни православной общины Татарстана, что находит свое отражение в возрождении чтимых святынь, многотысячных крестных ходах и преображении духовного облика представителей русского и кряшенского народов.

http://pravmir.ru/obshhestvennaya-palata...

На основе изложенного можно заключить, что в руках писца Мазуринского списка мог оказаться подлинник «Учения» или его близкая к XII в. копия. Писец воспроизвел текст в старинной полууставной, близкой к уставной манере письма, а не стал его строго копировать в письменной традиции своего времени. Поэтому Мазуринский список мог сохранить текст «Учения» в виде, близком к первозданному. Напрашивается еще один вывод: хронологический перечень, по- видимому, изначально составлял с «Учением» Кирика единый комплекс календарно-математических текстов. Кирик мог лично знать анонимного автора перечня и даже находиться/жить рядом с ним в Новгородском Антониевом монастыре. В таком случае наука получает дополнительное свидетельство того, что эта обитель была средоточием научных знаний в хронологии и математике, и что интересы Кирика в этой области не были случайными. В «Учении» Кирика содержится материал о так называемых «поновлениях»: неба (за 80 лет), земли (за 40 лет), моря (за 60 лет), вод (за 70). Аналогичный материал есть и в «семитысячниках», но там номенклатура и циклы поновлений иные. Уникальность этого текста в «Учении» заключается в величине циклов, которые в византийских материалах не встречаются: «...В трактате Кирика присутствует оригинальный «натурфилософский» элемент: учение о поновлениях стихий. Изложено оно сухо и кратко, что наводит на мысль о некоей практической его направленности. Это хорошо согласуется с той осведомленностью, которую Кирик демонстрирует в отношении реальных, а не пасхалистических лунных циклов». Отталкиваясь от историографии, связывающей кириковские поновления стихий с прогностикой (в частности, с астрологией), П.В. Кузенков сам делает предсказательные расчеты, которые дают год, в котором Кирик якобы предвещал конец света, – 6720/1212: «Упоминание „поновления” стихий – одно из самых загадочных мест в трактате Кирика. Было предложено видеть в них некий астрологический смысл, либо какие-то умозрения в духе пифагорейской философии. Предложим и свою гипотезу. Наименьшее общее кратное указанных циклов составляет 3360 лет (42 цикла неба, 84 – земли, 56 – моря, 48 – вод). Не содержится ли здесь скрытое указание на грядущий конец света в 6720 (1212) г., когда все циклы „обновлений” вновь сойдутся в исходной точке?». 241

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Взрослый в духовном отношении человек становится свободным. Свободному человеку всё позволительно, но ничто не должно обладать им. И если ребёнок, испуганный таким произволом, спросит: Значит, и воровать, и убивать можно? Взрослый человек должен успокоить испуганного ребёнка: Нет-нет, убивать не надо. Но когда будешь большой – всё узнаешь. Ребёнку не понять всей наивности своего вопроса. Не понять потому, что только взрослый человек может понять человеческую свободу. Человечество избрало два взаимно противоположных пути для достижения свободы: аскетический и языческий, думая, что так будет скорее. Так думал каждый отдельный человек, думало и всё человечество. Аскетизм решил добиться свободы, умертвив порабощающую дух плоть. Но это была междоусобная война. Борьба себя – против себя же. Аскетизм рассуждал так: личность находится в плену у страстей, страсти живут в теле, буду умерщвлять тело, это обуздает страсти, и дух мой станет свободен. Задача в корне своём нелепая, потому что неосуществимая. Тело нельзя уничтожить, значит, и страсти нельзя уничтожить. А потому и свободы достигнуть невозможно. Предел – смерть. И действительно, аскетизм в смерти стал видеть единственный путь к окончательной свободе. Таким образом, «умерщвление тела» – при жизни давало призрачную свободу, тонкий самообман, подделку подлинной свободы Христовой. Это была не свобода человеческой личности, а бегство от самого себя без оглядки. Человек старался «не оглядываться» на «страсти» свои, старался смотреть «прямо перед собой» – и ему иногда казалось, что он «убежал» окончательно, что сзади никого нет, что он, наконец, свободен. Но ложь мстила за себя, и девяностолетним старцам являлись в пещеру обнажённые женщины и мучили святых Антониев так же, как и юношей в расцвете сил. Очевидно, и в девяносто лет старец не мог бы сказать: «всё мне позволительно». И это не потому, что он плохо боролся и «тихо бежал», – а потому, что то, от чего он бежал, бежало вместе с ним. Аскетическое начало породило нашу «духовную культуру».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Новгород. Ночью с 28 на 29 апреля происходил обыск в Антониевом монастыре, рядом со стенами которого находится духовная семинария. Целый батальон солдат окружал стены монастыря. Как говорят, поводом к обыску послужила найденная под покоями ректора семинарии (он же настоятель монастыря) бомба. 1655 Саратов. 9. V. В последние дни в духовной семинарии происходили собрания воспитанников по вопросу о бойкоте экзаменов. За бойкот высказались все ученики, исключая выпускных IV-ro и VI-ro классов. 2-го мая был назначен первый письменный экзамен. Пред началом его воспитанники собрались на сходку и выработали для подачи в педагогический совет заявление с отказом от экзаменов. 1656 Рязань. 9. V. Воспитанники четырех младших классов объявившие бойкот переводным экзаменам, уволены и разъезжаются по домам. Пытавшиеся устроить шествие по городу разогнаны казаками. Здание семинарии охраняется войсками. 1657 Кострома. 9. V. Вчера семинаристы устроили две сходки – —238— днем и вечером. Присутствовало до 400 человек. Толковали главным образом об экзаменах. 1658 Вятка . На Страстной неделе, при вятской духовной семинарии случайно обнаружен был центральный революционный комитет семинарских организаций, учрежденный по постановлению всероссийского съезда семинаристов, происходившего в Москве во время рождественских каникул. Прибывшему из Петербурга для ревизии Д.И. Тихомирову не пришлось обнаружить каких-либо документов, относящихся к организаторской деятельности комитета. Такие документы неожиданно отыскались, после отъезда ревизора, в семинарском храме. Случилось это в Великую субботу за литургией. Когда священнослужители, во время чтения апостола, стали сменять черные облачения на светлые пасхальные, они увидели под жертвенником объемистую связку бумаг, оказавшихся потом секретной литературой центрального семинарского комитета. В бумагах, помимо разного рода воззваний революционного характера, оказалась также программа, которой обязаны были руководиться в своих действиях члены комитета и семинарских организаций; теперь раскрылось, кто были участники московского съезда семинаристов. Выяснилось между прочим, что из 50 слишком семинарий успели уже объединиться вокруг вятского центрального комитета до 30 семинарий, решивших между прочим бойкотировать переводные экзамены, введенные ныне снова в семинариях Св. Синодом. Наши вятские семинаристы 5 мая уже объявили своему начальству о принятом ими решению бойкотировать экзамены. Многие родители вынуждены теперь брать своих детей домой, так как занятия в семинарии прекратились одновременно с объявлением бойкота. На Пасхе несколько семинаристов, очевидно освободивших себя от всякой совести, поснимали иконы в спальной комнате общежития, раскололи одну из них на щепы для растопки печи, а остальные побросали в ватер-клозет, а на место икон повесили метлу. 1659

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Впрочем, в заседании 3-го числа, при некоторых уступках со стороны окружников касательно нового Антония 221 , раздорники согласились было признать обоих Антониев законными пастырями Москвы, и даже статью об окружном послании готовы были изложить в выражениях менее резких. Но тут один из окружников заметил, что нужно бы произнесть осуждение на Прокопову ересь и на содержащих оную, а не окружное послание уничтожить. Это замечание окончательно взбесило раздорников. Они закричали: «окружное послание возмутило всю вселенную! оно сближает нас, православных христиан, с еретиками! оно научает, яко бы у великороссийской церкви един Бог с нами, яко бы четырехконечный крест имеет такую же силу, как осмиконечный!» и проч. Эту картину безобразных криков особенно хорошо изображает один очевидец. «Одни кричат, говорит он, Иисуса приняли»! – другие: «одного бога с великороссийскою церковью имеют»! А один из присутствующих, стоявший в стороне, видит, что один баташанский раздорник стоит молча, толкнул его да и говорит: «чего ты молчишь? Поди в кучу, кричи хоть что-нибудь»! Бывшие по близости покатились со смеху» 222 . – Картина вполне достойная завзятых фанатиков-старообрядцев, и весьма характеризующая все их соборы! После этого окружники решительно объявили, что они до тех пор не помирятся с раздорниками, пока они не откажутся письменно от своих еретических мудрований, и на следующий день оставили Белую Криницу и поехали восвояси. Вместе с другими окружниками оставили Белую Криницу и оба Аркадия. Но с Аркадием славским, не успевшим еще выбраться из австрийских владений, повстречалась в пути какая-то неприятность, которая заставила его на другой же день по отъезде (8 июля) опять возвратиться в Белую Криницу. Приняв это случайное обстоятельство за благоприятное для себя и для раскола вообще предзнаменование, он не отказался снова вступить с раздорниками, которые не оставили еще Белой Криницы, в разглагольствие и собеседование, и на этот раз сделали раздорникам такие уступки, какие ни в каком случае не могли понравиться той партии, представителя которой он изображал из себя.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorich...

Что же и о себе, – продолжал господь, – не судите праведное? Егда бо грядеши с соперником твоим ко князю, на пути потщися избыти от него, да не како привлечет тебе к судии, и судия тя предаст слузе, и слуга всадит тя в темницу, глаголю тебе: не изыдеши оттуду, Дóндеже и последнюю медницу воздаси. Напоминание о покаянии и притча о бесплодной смоковнице Лк. 13, 1–9 В это время совершилось в иерусалиме кровавое событие, которое дало Господу случай об ратиться к слушателям с предостережением о неотложной нужде покаяния. При огромном стечении народа в храме на великие годовые праздники нередко происходили, иногда по самым ничтожным причинам, мятежи и беспорядки, которые римские правители вынуждены были подавлять вооруженной силою. Для ограждения общей безопасности и поддержания порядка во время молитвенных собраний римляне устроили в непосредственном соседстве с храмом антониеву башню, с которой легко было следить за всем, что происходило во дворе святилища. когда между другими богомольцами окружили жертвенник галилеяне, самые беспокойные противники римского владычества, и шумно выказали враждебное настроение, то бессердечный и своенравный Пилат повелел своим воинам восстановить нарушенный порядок. римские воины исполнили это повеление с такой беспощадной жестокостью и быстротой, что возмутители были умерщвлены у самого жертвенника и кровь их смешалась с кровию жертв. Об ужасной каре, постигшей галилеян в священном месте, во время молитвы, стали говорить в народе как бы об очевидном наказании Божием за какие-либо особенные грехи, рассказали также и Господу, желая, по всей вероятности, слышать Его мнение о необычайном происшествии. в ответе своем Иисус Христос не отрицал виновности пострадавших, но, умеряя безжалостный приговор о них, обращал внимание собеседников на самих себя: мните ли, яко галилеане сии грешнейши паче всех галилеан бяху, яко тако пострадаша? Ни, глаголю вам, но аще не покаетеся, вси такожде погибнете. «Бог, как замечает святитель Иоанн Златоуст , для того наказывает не вдруг всех достойных наказания, чтобы от несчастий одних все прочие сделались лучшими». При этом господь припомнил другой случай внезапной смерти, который мог служить поводом к подобным же превратным суждениям и заключал в себе такое же нравственное назидание: или они осмьнадесяте, на нихже паде столп Силоамский и поби их, мните ли, яко тии должнейши бяху паче всех живущих во Иерусалиме? Ни, глаголю вам, но аще не покаетеся, вси такожде погибнете. взор Богочеловека, перед которым было открыто будущее, как настоящее, видел, что это предвестие гибели, высказанное им иудеям за ожесточение и нераскаянность, в свое время исполнится во всей силе. Многие из слушателей Господа, дожив до войны с римлянами, испытали на себе грозную правду слов Его, когда победоносные легионы врагов, сметая пред собою нестройные толпы иудеев, заключили их в иерусалиме и, окружив со всех сторон, похоронили под развалинами города и храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

1й трибун Да, я не видел здесь изображений Ни Юлия, ни Августа, ни даже Божественного нашего владыки Тиверия — храни его Юпитер! Префект Великий наш властитель, покоряя Народы чуждые, нигде досель В терпимости широкой не касался Обычаев и верований их. Пилат Назначенный сюда, не мог снести я Подобного позора и, кормило Правления рукою властной взяв, Велел тайком из Кесарии ночью В Ерусалим, в Антониеву башню Отнесть когорт знаменные отличья - Значки с изображением священным Божественного кесаря. Префект Опасный И смелый шаг! Позволено да будет Правителя поздравить мне с такой Отважною решимостью. Пилат Когда Увидели с рассветом иудеи Значки когорт между зубцами башни, [Что высится над площадью широкой, Где храма жертвенный алтарь курится, Они густой толпою в Кесарию С стенаньями и воплем повалили. Пять дней и пять ночей они меня В моем дворце упорно осаждали. Я, наконец, велел загнать их в цирк. Их жалобы все громче раздавались. Когда ж, по знаку моему, сверкнув Мечами, воины их окружили, На землю пав и шеи обнажив,-] Толпа вскричала, что умрет скорее, Чем надруганье над законом их Снесет. Префект Но прокуратор, нет сомненья, Поставил на своем? Пилат (в некотором смущении) . Кровопролитья Не допустил я… Я значки когорт Велел унесть обратно в Кесарию. И ненавистны стали с той поры Евреи мне. 2й трибун Не очень-то их любят И в Риме. Помнится, тому назад Лет десять, было выслано оттуда Вольноотпущенных евреев тысяч До четырех. Пилат Божественный Тиверий Такую меру принял по совету Сеяна, не терпевшего евреев. Правитель мудрый, дальновидный Элий Сеян и мне наказывал, меня Поставив в Иудею, быть построже С народом здешним. И теперь щиты Из золота литого, на которых Тиверия божественное имя Начертано, я здесь перед дворцом Развесил. Префект Их я с площади заметил, Входя сюда; украшен ими мрамор Перил перед твоим судейским креслом. Пилат Что в Риме нового? Здоров ли кесарь? Префект Стареет. 1й трибун Уж ему восьмой десяток. 2й Все также он страдает лишаями, И пластыри чернеют на лице.

http://azbyka.ru/fiction/czar-iudejskij-...

Когда же враг увидел немощь свою против Антониева намерения, паче же увидел, что сам поборается твердостию Антония, то, как-бы изъявляя покорность, не нападает уже помыслами, но говорит человеческим голосом: «многих обольстил я, и еще большее число низложил, но, в числе многих напав теперь на тебя и на труды твои, изнемог. Многократно смущал я и тебя, но всякий раз был низложен тобою». Антоний, возблагодарив Господа, небоязненно сказал врагу: «поэтому и достоин ты великаго презрения. Ибо черен ты умом и безсилен. У меня нет уже и заботы о тебе. Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя» (Псал. CXYII, 7).    Но Антоний не пришел в нерадение и небре­жение о себе потому, что демон уже побежден. И враг не перестал разставлять ему сети, как побежденный, но снова ходил как лев, ища удоб­наго случая напасть на подвижника. Антоний же, зная из Писания, что много козней у врага (Ефес. VI:11), неослабно упражнялся в подвигах, раз­суждая, что, если враг и не мог обольстить серд­це его плотским удовольствием, то, без сомнения, покусится уловить иным способом, потомучто де­мон грехолюбив. Посему-то Антоний паче и паче умерщвлял и порабощал тело, чтобы, победив в одном, не уступить над собою победы в другом. Поэтому, приемлет он намерение приобучить себя к более суровому житию; и многие приходили в удивление, видя труд его, а он переносил оный легко. Душевная его ревность своею долговременностию производила в нем добрый навык, и потому, к чему хотя малый повод подавали ему другие, в том оказывал он великую тщательность. Столько неутомим был во бдении, что часто целую ночь проводил без сна, и, повторяя это не раз, но многократно, возбуждал тем удивление. Пищу вкушал однажды в день по захождении солнца, иногда принимал ее и через два дня, а нередко и через четыре. Пищею же служили ему хлеб и соль, и питием одна вода. О мясах и вине не нужно и говорить, потомучто и у других рачительных подвижников едва ли встретишь что-либо подобное. Во время сна Антоний довольствовался рогожею, а большею частию возлегал на голой земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

А над ней свисал омофор, сделанный из золота, имеющий вид брони. Внизу его – два щита, кованные из золота, и в середине у них – большие и прекрасные сардониксы, на которых написаны родоначальники колен иудейских. На другой стороне были прикреплены двенадцать камней, разделенных на четыре части: в первой сердолик, топаз, изумруд, во второй карбункул, яшма и сапфир, в третьей агат, аметист, лигурий, а в четвертой оникс, берилл, хризолит. Голову же он покрывал повязкой из виссона, сверху – синей тканью, а поверх – еще одним золотым венцом, на котором были написаны крестом священные буквы, составляющие четверицу. В эту ризу он не облачался в другое время, но только когда служил в , куда никому нельзя было входить, – один раз в год, когда все по обычаю говеют Богу. В другие же праздники он облачался в более простые ризы. О городе, о храме, о дворе О городе, о храме и об обычаях мы еще скажем, что опустили. Крепость же, называемая Антониевой, была построена между двумя крытыми галереями храма, на высоком камне в 50 локтей высотой. Это было сооружение царя Ирода, который покрыл этот камень мраморными плитами от основания до верха – для красоты и ради пользы, чтобы невозможно было ни войти, ни выйти. И перед крепостью он построил стену в три локтя высотой и потом построил крепость 40 локтей в высоту. Ее внутреннее пространство было царским дворцом: прекрасные и удобные дома, крытые галереи, большие бани и широкие дворы для воинов. Поскольку там было все необходимое, она была похожа на сильный город; поскольку все в ней было прекрасно и разнообразно – на царское жилище. Имея вид башни, она по четырем углам была окружена башнями, три были в высоту по пятьдесят локтей, а четвертая на восточной стороне – семьдесят локтей, так что с нее можно было видеть храм, и на ней сидела римская стража с оружием, наблюдая во время праздников, чтобы народ не поднял мятеж. Таким образом, кремль вокруг храма был по отношению к городу как детинец, а Антониева крепость – еще более укрепленной, чем храмовый кремль.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010