Деян.21:40. Когда же тот позволил, Павел, стоя на лестнице, дал знак рукою народу; и, когда сделалось глубокое молчание, начал говорить на еврейском языке так:    Если первое из этих обвинений было клеветой, основывавшейся хотя отчасти на недоразумении или неразумии обвинителей, то второе обвинение было уже явной клеветой, в которой ложное подозрение выставлялось, как действительный факт. Такими тяжкими обвинениями они привели в движение «весь город». Мятежная толпа, схватив Павла, повлекла его вон из храма, то есть из двора израильтян, и тотчас заперты были двери, чтобы не осквернить святого места смертоубийством. Никогда еще святой Павел не находился в столь опасном для жизни положении. Но в тот момент, когда всякая надежда на спасение казалась уже потерянной, неожиданно пришла помощь: Клавдий Лисий, комендант римского отряда войск, который помещался в так называемой Антониевой крепости, господствовавшей над храмом на северо-западе, был извещен, что Иерусалим возмутился. Тотчас же он с воинами и сотниками устремился на место возмущения, и мятежная толпа, при виде римского тысяченачальника, испугавшись кровавой расправы за возмущение, перестала бить Павла. Заметив против кого было направлено возмущение, тысяченачальник приблизился к Павлу, велел его сковать цепями и стал спрашивать, кто он и что сделал. По причине смятения, так как одни кричали одно, а другие — другое, он, как и всегда бывает в подобных случаях, не мог узнать ничего верного, а потому велел отвести Павла в помещение крепости. Это было нелегко сделать из-за теснившегося народа, громко требовавшего смерти Павла, так что, когда они подошли к ступеням лестницы, ведущей в крепость, воинам пришлось нести Павла на руках. Прежде, нежели ворота крепости затворились, Павлу захотелось сказать речь этому, так несправедливо поступившему с ним народу, и он обратился за позволением к тысяченачальнику. Обратился он к начальнику по-гречески, что удивило того и показало ему ошибочность его первоначального предположения, что Павел — одно лицо с известным в то время возмутителем-египтянином.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Другое не менее страшное в тех обстоятельствах обвинение (притом) состояло в том, что он Еллинов, т.е. язычников, ввел в храм и тем осквернил святое место сие». Еллинов – множественное вместо единственного (ст. 29) для усиления обвинения и возмущения. Ввел в храм: т.е. во двор израильтян, куда запрещалось входить язычникам (см. прим. к Мф.21:12 ), и где присутствие нечистого язычника могло и должно было считаться осквернением святого места сего. Если первое из сих обвинений было клеветой на Павла, основывающейся хотя отчасти на недоразумении и неразумии обвинителей, не хотевших или не могущих понимать учение апостола, то второе обвинение было уже явной клеветой, основывавшейся только на том, что им показалось. Пред тем они видели в городе Павла вместе со спутником его Трофимом из Эфеса ( Деян.20:4 ) и подумали, что он его вводил во двор израильтян. Таким образом, ложное подозрение выставлено ими как уверение в действительном факте, которого однако же вовсе не было; подумали и – уверяют, что это действительно было. Такими тяжкими обвинениями они привели в движение весь город (опять усиленное выражение). Мятежная толпа, схватив Павла, повлекла его вон из храма, т.е. из двора израильтян, и тотчас заперты были левитами, прислуживавшими при храме, двери или врата, ведущие из двора израильтян во двор жен или во двор язычников. Двери были заперты для того, чтобы не осквернить святого места смертоубийством, так как буйная толпа хотела убить Павла (ст. 31). 31. Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился. 32. Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла. 33. Тогда тысяченачальник, приблизившись, взял его и велел сковать двумя цепями, и спрашивал: кто он, и что сделал? 34. В народе одни кричали одно, а другие другое. Он же, не могши по причине смятения узнать ничего верного, повелел вести его в крепость. До тысяченачальника полка: главный командир римского отряда войска, который занимал во время праздников в усиленном составе военный пост в Иерусалиме и помещался в так называемой крепости Антониевой, примыкавшей с северо-западной стороны к внешней стене храма иерусалимского, соединяясь с галереями ее посредством лестниц (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Из всех направлений назарянское было самым беззащитным. Поэтому царь в первую очередь обрушился на него. Это происходило в третий год его правления, весной 44 г. По доносу был арестован галилеянин Иаков, сын Зеведея, и вскоре казнен. В чем заключался донос, неизвестно, но мы знаем, что Иаков, как и его брат, был человеком пылкого характера (откуда и их прозвище «Сыны громовы»). Возможно, доносчик воспользовался каким–нибудь неосторожным словом в адрес властей. Так исполнилось пророчество Христово: первый из Двенадцати «испил чашу», о которой много лет назад говорил ему Учитель. Видя, что Синедрион, перед которым Агриппа всячески заискивал, одобрил эту меру, царь на ней не остановился. Он отдал приказ взять под стражу Симона бар–Иону, главу назарян. На сей раз было задумано провести показательный процесс, однако его отложили на послепасхальные дни. Истинное правосудие Агриппу не интересовало, поэтому из казематов Антониевой крепости путь Петра мог вести только на плаху. Вся церковь находилась в горестном ожидании. Верные молились, собравшись в доме Марии, родственницы Варнавы. Но случилось невероятное. Таинственная рука вывела Симона из крепости, и, лишь оказавшись на ночной улице, он понял, что происходящее не сон. По спящему городу он добрался до дома Марии. Лука описывает его появление столь живо, что в его словах ясно слышится отзвук рассказа очевидца. «Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода; и, узнавши голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежавши, объявила, что Петр стоит у ворот. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его. Между тем Петр продолжал стучать; Когда же отворили, то увидели его и изумились. Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом вышед пошел в другое место» (Деян 12: 13 — 17). В этом рассказе обращают на себя внимание слова об «Иакове и братьях». Очевидно, уже тогда Иаков занял ведущее место среди назарян. Теперь, когда Петр вынужден был покинуть Иерусалим, руководство общиной легло на плечи Брата Господня, который стал фактическим ее главой. Скорее всего, ап. Петр вместе с неразлучным Иоанном нашли убежище в своей родной Галилее. С этого времени они будут появляться в Иерусалиме лишь как почетные гости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

История св. Феодора и Василия представляет нам в опыте мысли св. писания: «те, которые хотят обогащаться, впадают в искушения и в сети и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и гибель» ( 1Тим.6:9 ). «Как трудно имеющим богатство войти в царствие Божие» ( Лк.18:24 ). «Любостяжатель есть идолослужитель» ( Ефес.5:5 ). Богатых в настоящем веке увещавай, чтобы они не высоко о себе думали и уповали не на богатство ненадежное, но на Бога живого; – чтобы они благодетельствовали, обогащались добрыми делами, были щедры и общительны (Тим.6:17, 18). Св. муч. Евпла диакона Диакон в городе Катане, носил с собою евангелие и, читая народу, наставлял вере в Господа Иисуса Христа. В гонение Диоклитианово схвачен по поведению градоначальника, и как непоколебимый в своем исповедании предан пыткам, строган железными гребнями и бит железными молотками. Затем судья велел повесить книгу евангелия на шею мученика, отвести в тюрьму и не давать ему ни хлеба, ни воды. Чрез семь дней призвал его и сказал: «хоть теперь поклонись богам!» Но мученик ответил: «кто ж захочет оставить свет и ходить во тьме?» Он был осужден на смерть, перед казнию поучал народ и обезглавлен (304 года). Св. мученицы Сосанны, Гавиния пресвитера, отца ее, Гаия папы и других с ними Сострадали в Риме в 296 году. Папа Гаий (Каий), Гавиний (Габиний) и Сосанна были родственники имп. Диоклитиану, который узнав, что они христиане и распространяют эту веру, велел предать их и обращенных ими двух знатных сановников смерти. Мощи их покоятся в Риме. 80 Варяжские пещеры идут на юг от юго-западного угла Феодосиевой пещеры. См. пр. 83. и август. 28. 84 Ркп. святцы: „преподобномученики Василий иерей и Феодор пострадаша в л. 6610 мес. августа в 11 день“. О годе кончины ошибка в опис. Киев. лавры. стр. 107. и у Вершинского в месяцеслове. Не могло быть и того, чтобы Василий после Феодора жил в варяжской пещере 29 лет, о чем говорит опись лавры. 85 Печ. патерик л. 159. 160. При Кальнофойском (1632 г.) св. страдальцы почивали уже в Антониевой пещере. Землетрясением 1614 г. варяжская пещера сильно была повреждена. И едва ли не вслед за тем св. мощи перенесены были из нее в Антониеву пещеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Благовещение Пресвятой Богородицы Московская " Описания иконы Описание иконы Благовещение Пресвятой Богородицы Московская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Хотя торжественное празднование дня Благовещения началось в IV веке, но иконы, отображающие это событие, появились в христианской церкви несравненно раньше. Уже в римских катакомбах, в усыпальнице святой Прискиллы, можно найти стенное изображение Благовещения, относящееся к началу II века: здесь бескрылый ангел преклонил колена пред Девой; одну руку он простер к Ней, а в другой держал свиток. Пресвятая Дева изображена сидящей, на лице Ее – выражение удивления и страха. Позднее на иконе изображался архангел Гавриил с крыльями и райской ветвью, как символом радостного приветствия, в руках, а Богоматерь – сидящей или стоящей и читающей книгу, на которой иногда была видна надпись: «Се Дева во чреве приимет». На древнерусских иконах, таких, как, например, мозаичное изображение в киевском Софийском соборе на двух столбах, поддерживающих алтарную арку, или в новгородской Борисоглебской церкви Антониева монастыря Благовещение изображено в другом виде: Пресвятая Дева держит в руках верете[...] Икона Благовещение Пресвятой Богородицы Московская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников На иконе изображены Дева Мария и Архангел Гавриил, посвящена икона двунадесятому празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Слово «благовещение» означает: добрая, благая весть. Повествование о событии, изображённом на иконе, изложено в 1-й главе Евангелия от Луки (стихи 26-38): «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не з[...]

http://pravicon.com/icon-28

Князь велел бить и Василия без пощады; быв шумен от вина и рассвирепев, он взял стрелу и пустил ее в Василия. Оба друга скончались в следующую за тем ночь. Спустя не много времени и сам Мстислав застрелен был на городской стене по пророчеству Василия. Он бился с Давидом Игоревичем и тогда узнал стрелу, которою застрелил Василия: «умираю, сказал он, за преподобных Василия и Феодора». Так повествует блаж. Поликарп. 920 По летописи, печерский монастырь сожжен был половцами в 1096 г.; 921 а Феодор, уже состарившийся построил после того келью в обители и жил уже не долго; кн. Мстислав, по летописи 15 июля 1099 г. на стене Владимирской крепости, неожиданно «сквозь отверстие доски поражен был стрелою под пазуху и в следующую ночь скончался». 922 По этому видно, что блаж. кончину св. Феодора и Василия надобно отнести к 1098 г. и согласно со святцами к 11 августа. 923 Мощи св. Феодора и Василия похоронены были в варяжской пещере, в которой подвизались они, а потом перенесены были в Антониеву пещеру, где и ныне покоятся. 924 Заложенный вход в варяжскую пещеру ныне видят близ затвора пр. Лаврентия. Недавний и неоднократный осмотр этой пещеры показал, что в ней было довольно затворнических келлий с седалищами. Составленные из разноцветных песков келлии и седалища представляются как бы покрытыми полосатою материей. Итак там, где прежде скрывались бродяги, занимавшиеся грабежом, подвизались потом рабы Божии и освятили разбойнический притон своими молитвами и подвигами. 925 История св. Феодора и Василия представляет нам в опыте мысли св. писания: «те, которые хотят обогащаться, впадают в искушения и в сети, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и гибель» ( 1Тим.6:9 ). «Как трудно имеющим богатство, войти в царствие Божие» ( Лук.18:24 ). «Любостяжатель есть идолослужитель» ( Ефес.5:5 ). Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко о себе думали и уповали не на богатство ненадежное; но на Бога живого, – чтобы они благодетельствовали, обогащались добрыми делами, были щедры и общительны» (Тим.6:17–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мф.26:42–44 . Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Мф.26:45–46 . Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. «Вы все еще спите и почиваете». Эта речь или выражает легкий упрек ученикам, или просто значит – «спите и почивайте», и в этом виде толкуют ее так: «показывая, что не имеет нужды в их помощи, когда намерен был предаться, Он говорит: теперь уже спите; или произносит это, чтобы пристыдить их, как бы так говоря: вот предатель приблизился; если вам угодно и время позволяет спать, спите» (Феофил.). В пользу этого последнего смысла речи говорит сравнение приведенного изречения с передаваемым в Евангелии от Луки ( Лк.22:46 ). – «В руки грешников»: «слова – в руки грешников» служат к ободрению их (учеников) духа, показывая, что совершающееся над Ним есть дело злобы грешников, а не Его вины в каком-либо грехе» (Злат.). – «Пойдем»: навстречу предателю и идущим с ним; пойдем к ним, да совершится предание. Мф.26:47 . И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, при­шел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. «Множество народа» и пр.: по свидетельству Флавия (Ant. 20, 4), в продолжение праздника Пасхи первосвященники иудейские имели в своем распоряжении некоторое число солдат, которые стерегли врата храма в предупреждение беспорядков, при значительном стечении народа на праздник (ср. Мф.27:65 ). Это были римские солдаты, имевшие свое местопребывание на сей раз в так называемом замке Антониевом, находившемся близ храма. Кроме сего, особенная стража при храме была из левитов. Римские воины были вооружены обыкновенно мечами; другие же, сопровождавшие Иуду, вооружились на сей случай, как видно, что попало под руку, кольями. Вероятно, некоторые из главных священников и из старейшин народа сами были тут (ср. Лк.22:52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Носить тяготы друг друга» — удел не только тех, кто прославил себя подвигом мученическим ради милосердия и помощи ближнему. Есть иная грань православного подвига — ратная. На первый взгляд, сочетание воинской славы и христианского смирения — нонсенс, но о каком пацифизме может идти речь, если призывы к миру отвергаются, а твои братья и сестры во Христе страдают и умирают от нашествия тех, для кого утверждение «человек — образ и подобие Бога» — ничего не значащие слова? Слова Христовы: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин. 15:13 ), — это призыв к борьбе со злом не только методами обличения и вразумления, но и силой. Вспомним, как Сам Христос относился к воинскому делу: Спрашивали Его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем ( Лк. 3:14 ). Нет в этой цитате ни слова об оставлении службы. Если же делаешь зло, бойся, ибо он [начальник] не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое ( Рим. 13:4 ), — говорит апостол Павел. И вновь слова Спасителя: говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место; ибо все взявшие меч, мечем и погибнут ( Мф. 26:52 ). Заметьте, не «выбрось вон», но «возврати». Защита Отечества и братьев по вере всегда благословлялись Церковью. Среди православных воинов особое место занимает преподобный Илия Муромец, которого народное предание отожествляет со знаменитым и легендарным богатырем Ильей Муромцем, о котором пелись русские былины. Свой ратный подвиг Илия Муромец закончил иноком Киево-Печерской Лавры, и хотя его монашеский путь был недолог (в патериках Лавры отсутствует его житие), нетленные мощи инока-воина — безусловное свидетельство того, что подвижник как в ратном, так и в монашеском делании выполнял закон Христов «носить тяготы друг друга». Преподобный Илия Муромец, Печерский, по прозвищу Чоботок, был уроженцем города Мурома. Предполагают, что родился он около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье простого крестьянина Ивана и его жены Евфросиньи. Достоверных сведений о жизни святого сохранилось до нашего времени крайне мало. В детстве и юности Илия страдал параличом, однако чудесным образом был от него исцелен. Поступил в княжескую дружину, где прославился воинскими подвигами и невиданной силой. О богатырском внешнем виде свидетельствуют почивающие в Антониевых пещерах мощи преподобного Илии. Для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста. Здесь важно учесть тот факт, что в те давние времена наши предки значительно отличались как по росту, так и по весу от наших современников. Ни одна найденная кольчуга русских воинов сегодня не подойдет (будет мала) современному человеку, так что понятие «богатырь» XII века не соответствует этому определению в веке нынешнем.

http://azbyka.ru/fiction/batjushkin-greh...

– Освободил его от оков (на другой день): что Лисий не тотчас по дознании римского гражданства Павла снял с него оковы, а только на другой день, когда он должен был явиться пред синедрионом, это указывает на упорство и каприз власть имущего чиновника, который хотя и испугался, но не хотел выказать свою слабую сторону освобождением тотчас же иудейского узника от оков. – Повелел собраться первосвященникам и всему синедриону (см. прим. к Деян.4:5 и дал.): это повеление ясно показывает, как римским правительством принижена была власть синедриона иерусалимского к этому времени даже в делах, относящихся к области дел религиозных; оставалась одна лишь тень самостоятельности. Не только прокуратор-правитель области, но даже простой полковой начальник повелевает собраться синедриону иерусалимскому, этой некогда могучей силе, которая считала себя в силе распоряжаться делами не только религиозными, но и общественными, иудеев всего мира, где только они были. И в самом деле, не было уже прежнего духа в этом синедрионе! – Собраться: выражение указывает на обыкновенное официальное собрание синедриона, не у римского тысяченачальника, но в обычном месте его официальных заседаний, вероятно, ( Деян.23:10 ) в одной из храмовых построек (см. прим. к Ин.7:32 ). Выведши Павла из крепости Антониевой, поставил его пред ними в палате заседаний, и как видно из дальнейшего – сам остался тут же, вероятно, предвидя бурю (ср. Деян.23:10 ). Глава 23 Апостол Павел перед синедрионом (1–10). Явление ему Господа Иисуса (11) 1. Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестию жил пред Богом до сего дня. 2. Первосвященник же Анания стоявшим пред ним приказал бить его по устам. 3. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная; ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. Устремив взор на синедрион: и этот апостол Христов, как и сам Христос в ночь перед распятием и как прежде старейшие апостолы ( Деян.4:7 и дал. Деян.5:27 и дал.), теперь поставлен был перед верховным судилищем иерусалимским.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Открылось сильное возмущение, и Павел только при помощи отряда войск римских, вышедших из прилегавшей к храму крепости Антониевой, мог быть вырван из рук разъяренной толпы. Считая Павла действительно в чем-либо виновным, тысяченачальник, приблизившись, взял его и велел сковать двумя цепями. Потом, не имея возможности, по причине беспорядочного народного крика, узнать, в чем именно обвиняют Павла, он повелел вести его в крепость. На лестнице ап. Павел испросил у тысяченачальника позволение говорить к народу и сказал к нему речь, в которой, в оправдание себя, передал историю чудесного обращения своего ко Христу. Иудеи терпеливо и со вниманием слушали апостола. Но когда он сказал, что Сам Господь, явившись ему в Храме, послал его с проповедью к язычникам, вся народная толпа снова пришла в неистовство и стала яростно кричать: «Истреби от земли такого, ибо ему не должно жить!» Тогда тысяченачальник повелел вести апостола в крепость и, чтобы узнать, в чем он виновен, хотел подвергнуть его пытке. Но когда растянули Павла для бичевания, он сказал стоявшему сотнику: «Разве вам дозволено бичевать римского гражданина, да и без суда?» Услышав это, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря: «Смотри, что ты хочешь делать? Этот человек римский гражданин». Тогда тысяченачальник спросил Павла: «Скажи мне, ты римский гражданин?» Павел отвечал утвердительно. Тысяченачальник сказал: «Я за большие деньги приобрел это гражданство». Павел же отвечал на это: «А я и родился в нем». Тогда тотчас отступили от него хотевшие пытать его. А тысяченачальник, узнав, что он римский гражданин, испугался, что связал его, и велел освободить его от оков. На другой день, желая достоверно узнать, в чем иудеи обвиняют Павла, тысяченачальник повелел собраться первосвященникам и синедриону и, выведши Павла из крепости, поставил его перед ними. Павел бестрепетно выступил, чтобы защищать имя Иисуса перед людьми, от которых он некогда искал полномочия гнать Его. Сознание своей невинности наполнило его душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010