Наибольшая же часть из оставшихся в живых, не желая расстаться друг с другом, будучи раз соединены прочными узами иноческого братства, удалились в Старую Ладогу. Там, по царскому указу, поместились они в монастыре Святителя чудотворца Николая. В новом селении изгнанников постигло новое испытание. Шведы, разорив Ладогу, умертвили многих из них и захватили часть монастырской казны. Тогда оставшиеся в живых перешли в Тихвинскую Успенскую обитель. Испытания продолжались: поляки напали на Тихвин, и еще многое из монастырской казны отняли. С удалением врагов от Тихвина, иноки, затрудняясь в средствах к жизни, обратились к новгородскому митрополиту Исидору с испрошением себе пристанища. Святитель назначил им Антониев Дымский монастырь; но и там они не могли найти для себя прочного приюта: дымские старцы высылали их вон от себя для того, что им от них утеснение. Тогда-то Валаамский строитель Сильвестр с братией в 1618 году подал челобитную государю Михаилу Феодоровичу, в которой просил у царя дозволения поместиться в Ладожском Васильевском монастыре. Государь повелел особенной грамотой, от 11 июля 1618 года ладожским воеводам Неплюеву и Змееву отвести Васильевский монастырь для обитания Валаамским старцам, дозволить им владеть вотчиной и рыбными ловлями того монастыря, строить монастырские здания и призывать братию 21 . Васильевский монастырь находился близ г. Старой Ладоги, на правом берегу Волхова, напротив города, близ Васильевского погоста. По храму во имя св. Василия Кесарийского , он получил название Васильевского. До 1687 года он был самостоятельным, а в том году патриарх Иоаким приписал его к Зеленецкому монастырю. С 1699 г., до уничтожения своего в 1764 г., он состоял в непосредственном ведении новгородской митрополии 22 . По писцовым книгам 1620 г., считалось за ним всего 450 четвертей и по книгам переписным 1678 г. 12 крестьянских дворов. Когда оставшиеся после убиения от шведов Валаамские иноки пришли в Васильевский монастырь, то он находился в совершенном запустении: только три сторожа (служки) жили, оберегая св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. преп. Антоний Дымский По житию преп. Варлаама Хутынского, близкий к кончине своей преп. Варлаам сказал ученикам своим: «блюстителем вашим по душе и телу назначаю вам игумена Антония, который возвратился из Царяграда и св. мест и в этот самый час уже не далёк от нас». Вслед за тем сказал, что Антоний уже в монастыре, и святой с радостью вручил вошедшему Антонию своё стадо. Это было в 1192 году 197 . Не известно, как долго оставался настоятелем Хутынской обители посетитель св. мест; но в 1230 году уже и другой игумен Хутынский Арсений переведён был на игуменство в Юрьев монастырь 198 . Преподобный Антоний, отказавшись от управления Хутынской обителью, на берегу озера Дымского, что в 15 вёрстах от города Тихвина, основал свой монастырь 199 . С давнего времени преп. Антоний на иконах держит хартию со словами: «се удалихся, бегая, водворихся в пустыни». Ещё и ныне обитель его окружена лесами. Площадь, на которой стоит она, поднята как холм над окрестностью; при подошве её тихое, тёмное озеро, а кругом, в необозримую даль, идут леса, ныне по местам исчезающее. Над ракой преподобного лежит железная шляпа его. В ней 15 фунтов веса; широкие поля её прибиты к тулье толстыми гвоздями; шляпки гвоздей, рубцы окраин, должны были врезываться в покровы головные, останавливаясь только на твёрдых черепных костях, а тяжесть шляпы усиливала боль язв. Так приобретал покой и радости вечной жизни подвижник Божий преп. Антоний, кроме Дымской пустынной обители, основал ещё Вырдомскую пустынь. Достигнув 67 лет в трудах и подвигах, блаженный Антоний мирно почил 24 июня 1224 г. 200 . Мощи преподобного обретены нетленными в 1330 году, и с того времени прославленные чудесами стояли открыто в храме обители. В 1409 г., по слуху о приближении полчищ свирепого Едигея, св. мощи сокрыты были в земле; сосуды, колокола, шляпа препод. опущены были в Дымское озеро; татары сожгли обитель. Мощи преподобного, со времени Едигея, остаются под спудом. В 1585 г. в октябре и ноябре, когда в Антониевой обители укрывались и Валаамские иноки, выгнанные лютеранами Шведами из Валаама, преподобный два раза спас свою обитель от пожара, благовременно пробуждая настоятеля Симеона от сна. В 1744 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иеродьякон Р. переходил много раз из монастыря в монастырь, и так, что переход походил на изгнание, например, из Тихвина в Дымский. Останавливаю дело, в ожидании, чтобы вы сказали, точно ли годен. – Прочитайте прилагаемую бумагу вполне, как написана чернилами, а не как сокращена карандашем; и возвратите мне. В Петербург послан полный список. Сколько внимания, не знаю. Но мне кажется, должно было при данном случае показать, что нужно видеть, и что не довольно видят. Генваря 8-го 1862. 1424 Отцу наместнику и братии мир. Гуслицкаго иеромонаха спрошу. – И. говорит, что книгу отослал к строителю. – Жаль, что мы, не смотря на то,что монахи, не искренны к начальству. – В письмах о. Макария нет к монахам: потому что письма к монахам собираются в особой книге. Опасаюсь, что и в ней напечатают все, что попадет в руки, а не то только, что нужно и полезно. М. прислан из Петербургской Консистории: и я велел послать его в Давидову пустынь, под надзор на срок, чтобы видеть как себя покажет. Он к каком-то отуманенном состоянии. В Петербургской Консистории сказал, будто я позволил ему идти в Петербург без паспорта; в Московской Консистории переиначил сие показание, и не признает ни своей лжи, ни своей вины. Посему я нашел неудобным спросить его о письмах. – Генваря 17-го 1862. В Дивееве продолжаются странности. Из Нежегородской Консистории получен указ на имя настоятельницы Г., которой имя написано по чищеному. 1425 Отцу наместнику и братии обителей мир. Иеромонах, который из Параклитовой пустыни пошел в Оптину, был у меня, и не сказал о намерении, решительно перейти. А слышу, что он выехал совсем, и переходит в Оптинский скит, или куда-нибудь. Хорошо приходить в Параклитову пустынь: а выходить не очень хорошо. Кажется, надобно туда допускать не поспешно, и не многих. Пришлите мне священника, который был употребляем для увещания раскольников, чтобы мне узнать его, и подумать, не дать ли ему поручение.       Генваря 20-го 1862. 1426 Отцу наместнику и братии мир. Да не будет вам известно, что М. прислан из Петербургской Консистории в Московскую, и послан в Давидову пустынь. Мне сделалось известным и содержание двух его писем, посланных незапечатанными. Он писал к Государю Императору и Высочайшей фамилии, и посылал при каждом фунт чаю, а при одном 17, а при другом 25 рублей. Подписался: патриарх Иисус. Будете ли и после сего утверждать, что он в здравом уме? –

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В 1794 г. как заштатный был возобновлен тихвинский Антониев Дымский мон-рь. Управляя 2 епархиями, митр. Гавриил широко «заимствовал» оклады и должности настоятелей монастырей Новгородской епархии 2-го и 3-го класса для начальствующих лиц петербургских учреждений - Александро-Невской Главной семинарии (ректор и префект), Александро-Невского мон-ря (наместник и казначей) и для законоучителей светских учебных заведений. Один из наместников Александро-Невского мон-ря, о судьбе к-рого митрополит проявлял особую заботу,- архим. свт. Афанасий (Волховский ; впосл. епископ) - в 1785-1788 гг. числился даже настоятелем первоклассного Юрьева мон-ря. В 80-90-х гг. XVIII в. «иноепархиальные» (новгородские) архимандриты присутствовали и в С.-Петербургской духовной консистории (Афанасий (Волховский), Иннокентий (Дубровицкий), Антоний (Знаменский) ). Мон-рями, чьи номинальные настоятели находились в столице, управляли наместники из простых иеромонахов. Стремясь поднять благоустройство остальных муж. мон-рей, митр. Гавриил вводил в них общежитие и для этого вызывал опытных иноков, в т. ч. Феофана (Соколова) из Софрониевой пуст., Игнатия (Ушакова) из Николаевского Пешношского мон-ря, Маркеллина из Саровской пуст. Общежительные мон-ри строгим внутренним укладом привлекали как богомольцев-простолюдинов, так и богатых вкладчиков. Возведение в 1788 г. в сан архимандрита Игнатия (Ушакова), не имевшего богословского образования, создало важный прецедент - в предыдущие 20-25 лет в этот сан посвящали только ученых монахов ( Тихомиров. 1901. С. 44). Управляя тихвинским Большим Успенским мон-рем, архим. Игнатий привел его в столь образцовое состояние, что Синод 26 апр. 1795 г. поручил ему возобновление упраздненного в 1788 г. московского Симонова мон-ря, с предписанием, «чтобы в сем монастыре учреждено и всегда наблюдаемо было общежитие» (РГИА. Ф. 796. Оп. 67. Д. 150. Л. 4). На основании накопленного опыта митр. Гавриил составил в 1795 г. правила общежития из 20 пунктов (опубл.: Макарий (Миролюбов).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Богородицы (женский, в совр. дер. Лаврово Демянского р-на; основан в 1873 как жен. община, которая в 1899 была преобразована в мон-рь, закрыт не позднее 1929), пустынь во имя вмц. Параскевы Пятницы у «Забудущих родителей» (мужская, на берегу р. Удина, близ совр. дер. Зихново Боровичского р-на; основана как скит новгородского Антониева мон-ря в 1906, в 1917 скит преобразован в пустынь, к-рая была разгромлена в 1937), Иоанно-Предтеченская Железковская пуст. (мужская, в совр. дер. Железково Боровичского р-на; основана в нач. ХХ в., закрыта после 1918), Тиховская жен. община в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (в бывш. с. Тихове Боровичского у., ныне незаселенная местность между совр. деревнями Вычерема и Ковриг Любытинского р-на; учреждена в 1910, закрыта ок. 20-х гг. ХХ в.). Монастыри и пустыни, ранее входившие в Новгородскую епархию (Список обителей Пскова и Псковской земли, входивших до 1589 в состав Новгородской и Псковской архиепископии, см. в ст. Псковская и Порховская епархия ; список обителей, вошедших в 1682 в состав Холмогорской и Важской епархии, см. в ст. Архангельская и Холмогорская епархия ; список обителей, входивших в пределы Олонецкого и Каргопольского вик-ства, см. в статье об этом вик-стве). Действующие Спасо-Каменный в честь Преображения Господня (мужской, на о-ве Каменном на Кубенском оз. в Усть-Кубинском р-не Вологодской обл.; основан, по преданию, в 1260, закрыт после пожара 1774 г., восстановлен в 1801 как Белавинская Преображенская пуст., прежнее название возвращено в 1892, закрыт в 1925, возобновлен в 2017); Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения Честных Древ Креста Господня (мужской, ныне в черте Вологды; основан во 2-й пол. XIV в., закрыт в 1924, возобновлен в 1991), Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы (мужской, в г. Кириллове Вологодской обл.; основан в 1397 (1407?), закрыт в 1924, возобновлен в 1998), Горицкий в честь Воскресения Господня (женский, в Кирилловском р-не Вологодской обл., на берегу р. Шексны; основан не ранее кон. XIV и не позднее 40-х гг. XV в., официально закрыт после 1918, насельницы организовали сельскохозяйственную артель, в 1929 артель была упразднена, мон-рь возобновлен в 1999), Антониев Дымский (мужской, в дер. Красный Броневик Бокситогорского р-на Ленинградской обл.; документально известен с XVI в. (по преданию XVII в., основан в XIII в.), упразднен в 1764, возобновлен в 1794, закрыт после 1919, возобновлен в 2008), Филиппова Ирапская во имя Св. Троицы пуст. (мужская, в пос. Зелёный Берег Кадуйского р-на Вологодской обл.; основана в 1-й пол. XVI в., упразднена в 1764, возобновлена в 1792, закрыта в 1927, возобновлена в 2018), тихвинский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (женский, в г. Тихвине Ленинградской обл.; основан в 1560, в 1613 сожжен шведами, возобновлен ок. 1620, закрыт в 1924, возобновлен в 2009). Прекратившие существование к кон. XVI в.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

(XIII в.?), прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых). Сведения о жизни святого содержатся в его житии, существующем в 2 редакциях. Ранняя (известна в 13 списках; древнейший в сб. БАН. Мордв. 11, кон. XVII в.) появилась в кон. XVII в. (первое записанное в ней чудо - 1671) скорее всего в Антониевом Дымском мон-ре на основе местных преданий и новгородской житийной традиции. Поздняя редакция (известна в 17 списках) также была создана в Дымском мон-ре в кон. XVIII - нач. XIX в.; ее сведения, особенно даты, не могут считаться достоверными. В ранней редакции жития не назван год рождения святого, нет описания его детства, сведений о месте и времени пострига. Скудость сведений составитель жития объясняет тем, что «преподобный Антоний, Дымския обители начальник... не желая славы от человек, все свое благое по Бозе житие, и крепкое пребывание, и всякую добродетель ни во что же вмени. И не токмо сие, но и преставление свое и вечную память непамятно всем учини». К тому же «от велия забвения и нерадения все истребися, еще же и от бывших пожаров, и всяких воинских людей буести и находов и от своих, во обители живущих, всякия скудости и простоты» ( Белоброва. С. 289). Обе редакции называют А. Д. современником прп. Варлаама Хутынского (поздняя сообщает год - 1206-й - и место рождения А. Д.- Вел. Новгород). Житие сообщает, что по воле прп. Варлаама А. Д. ходил к К-польскому Патриарху Афанасию (имя недостоверно) «некиих ради церковных вин» или «потреб». При описании «хожения» составитель ранней редакции использовал «Паломник Антония Новгородского в Царьград», устные новгородские предания и допустил ряд анахронизмов, приписав А. Д. факты путешествия Новгородского архиеп. свт. Антония (Добрыни Ядрейковича). В обеих редакциях рассказывается, что прп. Варлаам перед смертью благословил А. Д. быть игуменом Хутынского мон-ря (событие, также заимствованное из жизнеописания свт. Антония Новгородского; годом преставления Варлаама назван 1243-й вместо 1192-го). Ок. 1243 г. А. Д. удалился в уединенные и глухие места на берегу Дымского оз. (в ранней редакции говорится, что это был погост на Тихвине). Поселившись здесь, А. Д. (по сообщению поздней редакции) ископал пещеру, поставил келью и стал подвизаться, изнуряя плоть ношением железной шляпы.

http://pravenc.ru/text/116056.html

Ист.: Ранняя редакция жития//Новгородские ЕВ. 1898. 12. Ч. неофиц. С. 725-733; Белоброва О. А. Две редакции Жития Антония Дымского//ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 281-292; поздняя редакция жития: Житие прп. отца нашего Антония Дымския обители начальника. СПб., 1858. Новгород, 19019; литургические: Молитва прп. отца нашего Антония Дымского. СПб., 1881. Новгород, 1881. СПб., 1883; Служба прп. отцу нашему Антонию, Дымские обители начальнику. СПб., 1865. Лит.: Иоанн, иером. Историко-статистическое описание Дымского монастыря. СПб., 1861. Тихвин, 190612; сиспрц. С. 27-28; Ключевский В. О. Древнерусские жития. С. 144, 349; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 44; Филарет (Гумилевский). РСв. Янв.-апр. С. 74-75; Голубинский. Канонизация святых. Т. 1. Ч. 2. С. 637-638; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 48-49, 52-53; Мордвинов И. П. Письмо в редакцию//Новгородский Север. 1915. 33; он же. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. Тихвин, 1925. С. 13; Мильчик М. И. , Варакин Е. П. Иконография деревянного Антониева монастыря и его графическая реконструкция//Народное зодчество: Сб. науч. тр. Петрозаводск, 1992. С. 141-154; они же. Иконография Антониево-Дымского монастыря//Чтения по исследованию и реставрации памятников худож. культуры Сев. Руси, посвящ. памяти художника-реставратора Н. В. Перцева (1902-1981). Архангельск, 1992. С. 137-154. О. А. Белоброва Иконография А. Д. представлена немногочисленными памятниками иконописи, прорисями и гравюрами XVII-XIX вв., выполненными преимущественно на Рус. Севере и в старообрядческой среде. В описаниях мон-ря сер.- 2-й пол. XIX в. упоминаются 2 образа А. Д. в посвященном ему приделе в нижнем ярусе Казанского собора: «древний», висевший у раки на столпе (возле изображения Спасителя и Тихвинской иконы Божией Матери) и «новый» (ок. 1744) на юж. двери иконостаса. По-видимому, к древнему надгробному образу восходят редкие прямоличные изображения А. Д. XVIII-XIX вв., поясные (XIX в. ГМЗК; нач. XIX в. Частное собрание. С.-Петербург) и ростовые (кон. XIX в. ТИМАХМ), на к-рых святой представлен благословляющим, в схимническом одеянии, с куколем на голове, с развернутым свитком в левой руке; надписи на свитке традиц.: «Не скорбите, братия моя», или «Господи, да будет на месте сем обитель сия святая», или «Се удалихся бегая и водворихся в пустыни, чая Бога спасающаго мя».

http://pravenc.ru/text/116056.html

Вероятно, ко 2-й пол. XVII в. относится появление типа изображения А. Д. с поднятой в молении Спасу правой рукой и с развернутым свитком в левой, напр. на прориси с иконы XVII в. (БАН. СВ 751. Л. 12), на иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (частное собрание). Этот извод, очевидно, повторяет распространенный вариант иконографии прп. Варлаама Хутынского. Небольшой размер таких икон свидетельствует о том, что они возлагались на аналой или писались для раздачи паломникам, о чем упоминается в приходо-расходных книгах мон-ря XVII-XIX вв., фиксировавших плату иконописцам за выполнение «пядничных образов дымского чудотворца». Образ А. Д. включен в композицию «Новгородские чудотворцы», как на прориси с иконы XVIII в. (изображен без куколя), а также в состав Собора рус. святых - на иконе 1814 г. старообрядческого иконописца П. Тимофеева ( Маркелов. Т. 1. С. 399, 453). Арх.: Монастырь Антониев на Дымях//СПб ФИРИ РАН. Ф. 89. К. 2. 18. Л. 28; Архив ИИМК. Ф. 29. Ед. 472. Лит.: ВОИДР. 1850. Кн. 6. С. 89; [Григорьев Л. И.] Тихвинские монастыри. СПб., 1854. С. 97-110; Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. Т. 2. СПб., 1906. Табл. 567; Покровский Н. В. Церковно-археологический музей СПб ДА, 879-1909. СПб., 1909. С. 141-144. Табл. 58; Мордвинов И. П. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье: Ист. очерк. Тихвин, 1925. С. 13; Живопись Древней Карелии: Кат. выст./Сост. Г. Жаренков, С. Ямщиков. Петрозаводск, 1964. С. 8; Ямщиков С. В. Древняя живопись Карелии. Петрозаводск, 1986. С. 56, 106-107; Мильчик М. И., Варакин Е. П. Иконография деревянного Антониева монастыря и его графическая реконструкция//Народное зодчество: Сб. науч. тр. Петрозаводск, 1992. С. 141-154; они же. Иконография Антониево-Дымского монастыря//Чтения по исследованию и реставрации памятников художественной культуры Северной Руси, посвященные памяти художника-реставратора Н. В. Перцева (1902-1981). Архангельск, 1992. С. 137-154; Маркелов Г. В. Новгородские святые по иконописным подлинникам//Новгород в культуре Древней Руси: Мат-лы Чтений по древнерус. литературе. Новгород, 16-19 мая 1995 г. Новгород, 1995. С. 39; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 100-105, 398-399, 452-453, 608. Т. 2. С. 54.

http://pravenc.ru/text/116056.html

Николо-Беседный монастырь. — Два деревянных креста. — Учитель Никита Кондратьевич, товарищ Егор. — Дымский Антониев монастырь. — Обычай купаться в монастырском пруде. — В гостях у о. архимандрита. — Забавы добродушных иноков. — Второй приезд грузинской царевны. — Закладка придела. — Чудный камень, надпись. — Рассказы о. Флавиана и Нила, пивоварение в Угодичах. — Рождественские праздники и свадьбы. — Век нынешний и век минувший. — Свищ и жабиха. — Старые барские слуги. — Диспут о построении г. Тулы. Мая 9го, в день святителя Николая, отец мой поехал в Николо-Беседный монастырь, к строителю этой обители, иеромонаху Анастасию, взяв с собой и меня. Монастырь этот стоит на восток от города Тихвина, в расстоянии четырех верст, на большой столбовой дороге из города Тихвина в город Устюг. Когда мы приехали, то у строителя было немало гостей, в том числе и архимандрит Самуил; было также несколько человек и из купечества. Монастырь состоял в зависимости от Тихвинского большого монастыря. За трапезой между гостями зашла речь о начале этой обители, устроенной по поводу явления на этом месте Божией Матери со святителем Николаем. Здесь Божия Матерь беседовала на колоде или упавшей сосне, а перед ней стоял святитель Николай. Это видел тогда один благочестивый причетник из недальнего, тут бывшего погоста. Этому же причетнику Божия Матерь в видении повелела потом сходить в город и сказать попам, чтобы они над построенною деревянного церковию на месте явления ее на болоте «Таборы» не ставили бы железных крестов, но ставили бы деревянные, в противном случае она сим будет прогневлена. Попы причетнику не поверили и уже готовый железный крест велели мастеру поставить над главой. Едва принялся мастер ставить крест, как сильная буря мастера и с крестом унесла за три версты. Тут вмешались в разговор несколько купцов; один из них, Иван Тимофеевич Бередников, высказал, что на его полянке, где он сеет хлеб для своего продовольствия, находящейся в трех верстах от города, стоит большой деревянный крест под шатровою крышею на четырех столбах. На этом месте и был поставлен мастером невредимо, унесенным бурею вместе с железным крестом. Купец Максим Иванович Калашников сказывал о таком же кресте и на его полянке, только по какому случаю был поставлен этот крест — я теперь рассказа не припомню, а, должно быть, чудо было замечательное, потому что тогда об этом говорили. Наконец Григорий Иванович Парихин и тот сказывал, что и на его полянке, близкой к городу, стоит тоже подобный крест. Поставлен он потому, что на этом месте было какое-то чудо с Грозным царем, когда он приехал на поклонение Божией Матери в Тихвине. Кажется, тут что-то сделал с ним юродивый или какой-то блаженный, но что именно сделал — опять я запамятовал.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

В 1134 году Дионисий новгородец был посылаем во св. землю посадником Мирославом. (Карамз. II, прим. 269). В 1192 г. возвратился из Царяграда и св. мест св. Антоний Дымский, бывший потом настоятелем хутынской обители 14 . О каком-то Леонтии попе упоминает паломник Добрыня Андрейкович: «На уболе св. Георгия (εμβλος – крытый ход, улица) св. Леонтий поп русин Леонтий лежит в теле; велик человек: той бо Леонтий трижды в Иерусалим пеш ходил» (Путеш. архиеп. Антония, Спб. 1872, стр. 88; Св. восток, архим. Сергия, М. 1876, т. 2, ч. 2, стр. 171). Около 1220 г. гость скандинавский Огмунд ездил из России в Иерусалим (Карамз. III, 127). В половине XIII в. путешествовал в Иерусалим Воишелг, сын литовского князя Миндовга. Иерод. Зосима (1420) ездил с купцами многими и вельможами великими. В 14 в. является паломником архиеп. новгородский Василий 15 (Карамзин IV, пр. 359). В 1438 г. проезжал чрез Россию в Палестину принц клевский Эбергард. В 1560 г. царь Иоанн IV посылает посольство с богатою милостынею в Иерусалим и Грецию, в память усопшей супруги своей Анастасии, а в 1582 г. в память убитого им старшего сына. В 1592 г. царь Феодор, в благодарность за рождение у него дочери Феодосии, послал в Палестину множество серебра духовенству 16 . Независимо от сказаний о путешествии, в летописях наших встречаются разные упоминания об Иерусалиме. Во многих сборниках рукописных, самого разнородного содержания, встречаются приписки, касающиеся Иерусалима. Так напр., обозначалась дорога во св. великий град Иеросалим и замечалось: ходу полтора года; замечались дни, в которые было совпадения событий, напр., 8 июля разрушение храма Соломонова царем вавилонским, того же дня сожжение храма римлянами; 1 августа окончательное взятие Иерусалима Титом, того же дня убиение Варкохавы, сына звезды. В киевской летописи под 1187 г. замечено 15 сентября, как день взятия Иерусалима сарацинами и проч. Паломники не раз приносили на родину замечательные святыни из Иерусалима (мы говорим, конечно, о святынях, строго засвидетельствованных); так, Даниил игумен принес с собою часть камня от Гроба Господня; в 1134 году – читаем в киевской летописи – принесена бысть доска оконечная Гроба Господня Дионисием, послал бо бе Мирослав, посадник новгородский; в 1212 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010