Из этого отрывка видно, как зорко следили на Руси за духовной жизнью Афона. И, как можно заключить из всего, не только праздным образом интересовались Святой Горой, а тщательно подражали этой жемчужине благочестия. Преп. Антоний Дымский. С юных лет подвизался в Хутынском монастыре. В 1087 г. был послан в Константинополь по церковным нуждам к Вселенскому Патриарху Анфиму. Вернулся в день кончины преп. Варлаама, который духом провидел его возвращение и успел назначить его своим преемником. Вскоре, отказавшись от игуменства, преп. Антоний основывает свою Дымскую обитель на высокой горе над озером среди лесных дебрей (возле Тихвина). В 1330 г. обретены его св. мощи, которые в 1409 г., ввиду набега татар, предавших огню обитель, скрыты были под спудом. Колокола и железная шляпа преподобного (с широкими полями, прибитыми к тулье гвоздями), а также священные сосуды, были тогда опущены в озеро. К X1-XII вв. надо отнести еще следующие путешествия: «В 1060 году Варлаам из монастыря св. Дмитрия путешествовал в Иерусалим на поклонение Св. Гробу, потом в другой раз отправился в Константинополь, собрал там все полезное для иноков и, умирая в монастыре близ Владимире-Волынска, все это завещал в Феодосиев монастырь. В 1115 г. игумен Даниил поставил кадило на Св. Гроб и облобызал с любовью и слезами святое место, молился за свое отечество, князей и друзей и нашел в Иерусалиме других паломников русских. Затем посетила Иерусалим княжна Полоцкая Ефросиния и там скончалась. В XII веке столько было желающих идти в Иерусалим, что пастыри церкви вынуждены были запрещать эти хождения. Святой Иоанн советовал налагать эпитимии на тех, кто необдуманно связывал себя обетом идти в Иерусалим, ибо «эти обеты губят землю». Это явление не прошло мимо народного наблюдения, оно отметило его в своих былинах: известно паломничество Новгородского богатыря Василия Буслаева. Московская Русь XIV век на Руси не был переходным периодом, как считалось раньше, но по политическим и культурным движениям являлся блестящей эпохой «Русского Возрождения».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

(† 15 апр. 1601, Новгород), митр. Новгородский и Великолукский. Хиротонисан Московским Патриархом св. Иовом 20 февр. 1592 г., прежде был архимандритом московского Чудова мон-ря. Направляя В. в Новгород, царь Феодор Иоаннович особо поручал иерарху укреплять дисциплину среди духовенства («новых воров чернцов смирять и от воровства унять, и старых, сыскав, чернцов и попов от такова воровства унимать, и смирять, и воровство их вывесть»). Приехав в епархию 23 (по др. данным, 21) марта того же года, В. обнаружил казну архиерейского дома пустой, он жаловался царю также на то, что приказные люди «живут своим обычаем», не слушая владыки, «детей боярских много, не по обиходу» и они забрали себе в поместья лучшие земли. Царь дал В. полномочия не только «пересмотреть и перебрать» детей боярских (см. Бояре ), но и, взяв себе лучшие земли, устроить на них «села и пашни для себя». Эти планы были осуществлены в 1592 г., когда старец Левкий по приказу В. описал владения Софийского дома и отобрал у митрополичьих детей боярских часть их земель. После организации митрополичьего хозяйства в Полянской вол. Климецкого погоста Борис Годунов освободил от налогов 20 обеж митрополичьей пашни. В 1598 г., вскоре после своего венчания, царь Борис Годунов дал грамоту В. с подтверждением прежних пожалований новгородскому архиерейскому дому (ДАИ. Т. 1. С. 250-253. 148). В 1594 г. в Москве во время пожара сгорел Софийский двор; в 1599 г. В. построил новые хоромы, к-рые затем отошли в ведение Посольского приказа. Новгородский митрополит просил царя Бориса Годунова вернуть здания архиерейскому дому, и царь удовлетворил просьбу. При В. произошли нек-рые перемены в управлении новгородским архиерейским домом: митрополит не назначал дворецкого, поручив его обязанности особому «приказному» чиновнику, стало более точным делопроизводство. Как отмечает Б. Д. Греков, в целом В. продолжал традиции Стоглавого Собора по централизации церковной власти. С деятельностью по укреплению дисциплины среди духовенства связано послание В. 1592 г. в Антониев Дымский монастырь валаамским старцам (Антониев мон-рь был приписан к Валаамскому в 1581). Митрополит призывал иноков не нарушать «закона», установленного исстари в Валаамском мон-ре, жить в согласии и послушании.

http://pravenc.ru/text/154169.html

Преподобные отцы Новгородские 122. Преподобный отец Антоний Римлянин игумен Новгородский приплы на камени из Рима в Новгород и преставися в лето 6655 месяца августа в 3 день В 1106 году приплыл из Италии в Новгород, купил землю у Новгородских посадничьих детей и соорудил две церкви: одну соборную Рождества Богородицы, а другую Сретенскую с трапезою. Ум. 3 августа 1147 года и погребен в созданной им Рождественской церкви, где мощи его, обретенные 1 июля 1597 года, открыто почивают. При раке преп. Антония хранятся шесть мозаических икон, принесенных им из Рима; на трех из них изображен Господь Вседержитель, а на трех других распятие Господне, и ветви морской травы, которые он держал в руке во время плавания в Новгород. Сочинение жития, сохранившегося в списках XVI-XVIII в., приписывается игумену Андрею (1147–1157) (Филарет, «Обзор Р. Дух. Литерат»., стр. 51). Чудеса описаны иноком Нифонтом в конце XVI в., причем списано им и первоначальное (Андреево) житие, до нас не дошедшее. ( В.О. Ключевский , стр. 306–310). 123. Преподобный Варлаам игумен Хутынский преставися в лето 6751 месяца ноября в 6 день В мире Алекса Михалевич, родом Новгородец. В 1192 году на берегу реки Волхова, в 10 верстах от Новгорода, основал Хутынский монастырь с деревянным храмом Преображения. Ум. 6 ноября 1193 года. Мощи его были освидетельствованы св. владыкою Евфимием, но доныне остаются под спудом. Он пользовался особенным уважением Новгородцев при жизни и по кончине и был насадителем иночества в пределах Новгородских. Житие распределено В.О. Ключевским на четыре редакции и сохранилось во множестве списков. «Краткое житие Варлаама» несомненно существовало в конце XIII в.; оно носит на себе типические черты так называемого проложного жития. Позже, рядом с пространными житиями, в значительном количестве встречаются такие краткие «проложные» их редакции. Пространные редакции жития не встречаются в рукописях раньше XV в.; сличая их содержание с краткой, можно заметить внутренние признаки старшинства последней. Она вышла из среды, где события и лица из истории Варлаама были еще в свежей памяти и достаточно было намекнуть на них без пояснений. ( В.О. Ключевский , стр. 58–60). В «Иконописном Подлиннике»: «Варлаам лежит во гробе, из черна рус, с проседью, брада до персей, узка, на главе схима, риза преподобническая, испод санкир с белилы». (Филимонов, стр. 186). Память в день преставления, а в Новгороде кроме того празднуется с крестным ходом из Софийского собора в Хутынь монастырь в первую пятницу после недели всех святых в память одного из чудес, совершенных преп. Варлаамом. 124. Преподобный Антоний игумен Дымский ученик Варлаамов преставися в лето 6800 месяца апреля в 13 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Др. центром монастырской колонизации был Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , основанный в 1397 г. (по другим сведениям, после 1407). Ученик Кирилла Белозерского († 1427), прп. Мартиниан после преставления наставника основал до 1437/38 г. Вожеозерский мон-рь, это стало вехой в дальнейшем продвижении колонизационного потока на север. Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь , основанный после 1436 г. прп. Зосимой на месте подвигов др. соловецких подвижников, играл ведущую роль в освоении Беломорского края, Поморского, Карельского, Терского берегов Белого м. Многочисленные пустыни, построенные монахами-отшельниками в XIV-XV вв. на севере России, в Заволжье, позволили позже этот район именовать Северной Фиваидой, или Русской Фиваидой на севере. Во 2-й пол. XIII - 1-й пол. XV в. было основано 286 мон-рей ( Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 649-662; Кн. 4. Ч. 2. С. 339), а в период 1448-1589 гг.- 488 мон-рей (Там же. Кн. 4. Ч. 2. С. 339-385). Они были неодинаковы по величине и значению. Можно назвать не менее 10 обителей с количеством монахов свыше 50: Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь (до 95 иноков при жизни основателя), Иосифов Волоколамский (Волоцкий) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь (100-130), переславль-залесский Данилов во имя Святой Троицы монастырь (55-70), Герасимов Болдинский монастырь (до 140 при жизни основателя), Александров Свирский монастырь (59-86), Антониев Дымский монастырь (до 55), Корнилиев Комельский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь (до 90), Антониев Сийский монастырь (до 73), Кириллов Белозерский, Троице-Сергиев (по сведениям иностранцев, в 1-й четв. XVI в. здесь было 300 иноков, а в конце - до 700, не считая слуг). Большинство мон-рей были невелики: в них жили до 10 монахов; еще в 10 монастырях число братии колебалось от 20 до 50. Внедрение общежительных принципов сопровождалось ростом монастырской земельной собственности и усилением экономической функции мон-рей в общественной жизни (не только в освоении территории, но и в организации производства, в кредитовании крестьян).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

В середине XVII века началось каменное строительство церквей монастыря. Трагический в истории русского монашества нового времени 1764 год, когда на месте монастыря была устроена приходская община, ненадолго прервал течение иноческого подвига в стенах древней обители: уже в конце того же столетия монастырь возобновился. На протяжении всего XIX века обитель посещали толпы паломников, в одном 1864 году их было более 25 тысяч… Могла ли в течение стольких веков обитель, удаленная от больших городов, обитель, связанная с почитанием мифического лица и легендарного персонажа, как это считалось в научной литературе еще совсем недавно, процветать, возобновляться каждый раз после очередного исторического удара и привлекать к себе толпы паломников со всей Руси? Кажется, ответ очевиден. Образ преподобного Антония явственно рисуется в дымчатом небосводе над контурами монастырских зданий, ведь именно его отеческое предстательство сделало возможным это многовековое молитвенное стояние его монастыря. Так дым, окутавший «Онтониев погост» и храмовые здания древнего монастыря, понемногу рассеивается, и истина предстает перед читателями древнего Жития в своей святой простоте. Рейтинг: 9.9 Голосов: 513 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Один из важнейших тезисов священника Димитрия Пономарева, автора монографии «Житие Антония Дымского как достоверный исторический источник»: дата смерти преподобного Варлаама Хутынского в 1193 году, вошедшая в ряд редакций его Жития и некоторые летописи, недостоверна, и кончину учителя и духовного наставника Антония следует относить к 1243 году. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей 30 января 2021, 13:34 Честно говоря, в описании жития прп. Антония есть одна деталь, которая смущает - это поездка в Константинополь. Ведь на тот момент он был столицей отнюдь не Византии, а т.н. Латинской империи. Может быть, преподобный был в Никее, а не в Царьграде? Так или иначе - преподобный Антоние, моли Бога о нас! евгений 7 июля 2020, 16:55 Спасибо,автору! Прекрасная статья.Не помню где,давно читал,что прп. Антоний Дымский,будучи в Константинополе,часто молился во Влахернской Церкви перед образом Богородицы. И потом,вервнувшись и обосновавшись у озера,он продолжал обращать молитвенный взор к той Влахернской иконе Божией Матери,и в какой то момент икона эта из Влахернской Церкви исчезла и явилась пред Антонием.Это и была Тихвинская икона.Вот такая легенда. Я верю.Отче Антоние,моли Бога о нас,грешных,да помилует нас Господь наш Иисус Христос+++++++++

http://pravoslavie.ru/110268.html

1857. С. 135-138). К концу правления имп. Екатерины II в границах Новгородской епархии насчитывалось 22 штатных мон-ря: 4 - 1-го класса (добавился Кириллов Белозерский), 8 - 2-го (3 мужских: новгородский Антониев, Вяжищский Николаевский, тихвинский Большой Успенский; 5 женских: новгородские Духов, Десятинный, Зверин, Сырков; тихвинский Введенский), 10 - 3-го (9 мужских: Деревяницкий Воскресенский, Малокириллов, Сковородский, Клопский, Отенский, старорусский Преображенский, устюженский Николаевский Моденский, Кириллов Новоезерский, Ферапонтов; 1 женский - Горицкий Воскресенский). Кроме того, имелось 5 заштатных мужских мон-рей (Николаевский Розважский, к которому была приписана часовня Чудного Креста на Волховском мосту, Саввин Вишерский, боровичский Духосошественский, тихвинский Николаевский Беседный, тихвинский Антониев Дымский) и Филиппова Ирапская пуст. После упразднения Олонецкой губ. и передачи большей части ее территории в состав Новгородской губ. Синод подготовил доклад, согласно к-рому церкви, «отошедшие ныне, по упразднении в 1796 декабря 12 дня губернии Олонецкой от епархии Архангельской в губернию Новгородскую» (231), предполагалось поручить в управление Новгородскому викарному епископу, «с присовокуплением ему наименования Олонецкого и Каргопольского». 5 окт. 1798 г. имп. Павел I утвердил передачу указанных церквей в управление викария, но сохранил за ним титул, «какой ныне имеет», т. е. «Старорусский» ( Здравомыслов. 1897. С. 122-123). С упразднением Олонецкого наместничества в Новгородскую епархию вошли еще 3 штатных мон-ря (Троицкий Александров Свирский 2-го класса, каргопольский Александров Ошевенский и жен. каргопольский Успенский 3-го класса) и 2 муж. заштатных мон-ря (каргопольский Преображенский и Палеостровский). В 1798 г. упразднен Ферапонтов мон-рь, а его оклад по ходатайству епископа Тамбовского и Пензенского Феофила (Раева) получил Преображенский мон-рь в Пензе, включенный в число штатных (ПСЗ. Т. 44. Ч. 2. Кн. штатов. 18500). К кон. XVIII в. изменился и состав Новгородской духовной консистории: в 1798 г. большинство в ней составляло белое духовенство (3 из 5: протоиереи Софийского и Николо-Дворищенского соборов, ключарь Софийского собора; РГИА. Ф. 796. Оп. 79. Д. 159). Три настоятеля монастырей Новгородской епархии являлись членами Синода: архим. Ириней (Клементьевский ; впосл. архиепископ) , архим. Михаил (Десницкий ; впосл. митрополит) , архим. Феофилакт (Русанов ; впосл. митрополит).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Аврамий мир. 24 сент. 1158. Иоанн многострадальный 18 июля 1160. Аркадий епископ новгород. 18 сент. 1162. Эразм печерский 24 февр. 1164. В. к. Ростислав Михаил 14 мар. 1167. Евфросиния кн. полоцкая 23 мая 1173. Вел. князь Андрей богол. 29 июня 1174. Князь Глеб Андреевич 20 июня 1175. Афанасий печерский 2 дек. 1176. Герасим вологодский 4 мар. 1178. Кн. Мстислав новгород. 18 июня 1180. Поликарп арх. печерский 24 июля 1182. Кирилл епископ туров. 28 апр. 1183. Иоанн архиеп. новгород. 7 сент. 1185. Никита столпник переясл. 24 мая 1186. Илия муромец 18 дек. 1188. Анастасий диак. 22 янв. 1190. Тит печерский 27 февр. 1190. Варлаам хут. 6 нояб. 1192. Григорий арх. новгород. 4 фев. 1193. Лаврентий затвор. еписк. 29 янв. 1194. Арефа затвор. печерский 24 окт. 1195. Мартирий арх. новгород. 4 февр. 1199. Печерские подвижники Сильвестр 2 янв. Макарий 19 янв. Савва 24 апр. Онуфрий 21 июня Феофан 11 окт. Анатолий 21 окт. Нектарий 29 нояб. 13 век Досифей игумен 28 авг. 1218. Аврамий смоленский 21 авг. 1220. Антоний дымский 17 янв. 1224. Симон епископ владим. 10 мая 1226. Кн. Петр и Феврония мур. 25 июня 1228. Кн. Феодор новгородский 5 июня 1233. Акиндин игумен 28 авг. 1235. Антоний арх. новгородский 4 февр. 1238. Кн. Георгий мученик 4 мар. 1238. Кн. Василько ростовский – 1238. Меркурий мученик смолен. 24 нояб. 1238. Симеон еписк. переяслав. 28 авг. 1239. Лукиан священномученик 28 авг. 1239. Константин кос. 29 июля 1240 Меркурий еписк. смоленский 21 сент. 1241. Евпраксия кн. псковская 16 окт. 1243. Кн. Михаил чернигов. 20 сент. 1244. Ксенофонт робейский 28 июня 1245. Кн. Василий ярославский 3 июля 1249. Евфросиния суздальская 25 сент. 1250. Кн. Константин яросл. 3 июля 1257. Кн. Александр невский 23 нояб. 1263. Кн. Роман рязанский 19 июля 1270. Серапион еписк. владим. 12 июля 1275. Киприан устюжский 29 сент. 1276. Кн. Харитина 5 окт. 1281. Кн. Роман углич. 3 февр. 1285. Прокопий устюжский 8 июля 1285. Игнатий еписк. ростовский 28 мая 1288. Симеон еписк. тверской 3 февр. 1289. Петр царевич 29 июня 1290.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Св. блгв. кн. новгородский Василий (3 июля – Собор Новгородских святых). † после 1219, 23 сентября Прп. Авраамий, игумен ярославский (23 мая – Собор Ростовских и Ярославских святых). † до 1224, 21 августа Прп. Авраамий Смоленский. XIII в. († после 1224 г.) Прп. Ефрем Смоленский (21 августа). † 1224, 24 июня Прп. Антоний Дымский (17 января). † 1226, 22 мая Свт. Симон, еп. Владимирский и Суздальский (10 мая). † 1228, 25 июня Св. блгв. кн. муромский Петр (Давид). † 1228, 25 июня Св. блгв. кнг. муромская Феврония (Евфросиния). Св. блгв. кн. новгородский и галицкий Мстислав Удалой (10 февраля, 4 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † 1221, 1 апреля Св. мч. Авраамий Болгарский, Владимирский. † после 1229 г. Свт. Иоасаф, еп. Владимиро-Волынский (19 ноября, 10 октября – Собор Волынских святых). † 1232, 8 октября Свт. Антоний, архиеп. Новгородский (10 февраля, 4 октября). Прп. Акинидин II, игумен киево-печерский, в Дальних пещерах почивающий (2 ноября, 28 августа – Собор Дальних пещер). † 1233, 5 июня Св. блгв. кн. новгородский Феодор. 660 Св. блгв. кн. зарайский Феодор мученик (21 декабря, 10 июня – Собор Рязанских святых). Св. блгв кнг. зарайская Евпраксия мученица (21 декабря, 10 июня – Собор Рязанских святых). Св. блгв. кн. зарайский Иоанн постник , младенец, мученик Рязанский (21 декабря, 10 июня – Собор Рязанских святых). † 1237, ок. 21 декабря Св. блгв. кн. рязанский Георгий мученик (10 июня – Собор Рязанских святых). † 1237, ок. 21 декабря Св. блгв. кн. пронский Олег (в крещении Косма) мученик (10 июня – Собор Рязанских святых). † 1237, ок. 21 декабря Св. блгв. кн. (рязанский) Роман мученик (10 июня – Собор Рязанских святых). † 1237, ок. 21 декабря Св. блгв. кн. (коломенский) Глеб мученик (10 июня – Собор Рязанских святых. † 1237, ок. 21 декабря Св. блгв. кн. (муромский) Давид мученик (10 июня – Собор Рязанских святых). † 1237, ок. 21 декабря Св. сщмч. Евфросин, еп. Рязанский (10 июня – Собор Рязанских святых). † 1237, ок. 21 декабря Св. блгв. кнг. рязанская Агриппина мученица (10 июня – Собор Рязанских святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Тверской Епархии находится на берегу реки Мологи в пустоши Теребенке. До Штатов за этой пустынью было крестьян 77 душ, земли пахотной и сенокосной – 600 десятин и две пустыни приписные: Спасская Забережская и Воротилова, а Настоятельство Игуменское. По Штатам же 1764 года состоит на своём содержании. Терехов Воскресенский монастырь Мужской упразднённый, находился в Рязанской Епархии и приписан был к Савину Сторожевскому монастырю. О нём в Большом Чертеже, изданном в 1792 году, на стр. 193 упоминается так: «а ниже Переславля Рязанского (что ныне Губернский город, Рязань именуется) 30 вёрст на Оке Старая Рязань. А ниже Старой Рязани на Оке – Терехов монастырь; от Рязани до Терехова монастыря – 50 вёрст». Терехтемировский Крестовоздвиженский монастырь Мужской 85 упразднённый, находился в Киевском Воеводстве в Панстве Князя Понятовского, при бывшем в старину городе Терехтемирове на Днепре с правой стороны, ниже города Ходорова против Переяславля к югу в 22 вёрстах, от Терехтемирова города к востоку в 2, от Киева вниз по течению Днепра в 50 вёрстах. В летописи о Малороссии повествуется, что Стефан, Король Польский, около 1575 года отдал Запорожским казакам для пристани и зимнего пребывания город Терехтемиров с монастырём. Следовательно, этот монастырь существовал ещё в XVI веке. В Июле 1639 года упоминается Игумен Порфирий Борецкий, а в 1660 году Игумен сего монастыря Иоасаф приезжал в Москву с прошением о дозволении избрать в Киев Митрополита. Терешковский монастырь Мужской. Упоминается в привилегии Короля Польского Августа II, данной в 1720 году, Ноября 28 дня, в Польше. В 1743 году, Ноября 6 дня, превращён в Униатский. См. Историческое Известие о возникшей в Польше Унии, изд. 1805 года, стр. 191 и 448. Терский монастырь Мужской Игуменский. Упоминается в Астраханской Епархии. См. Спасский Терский. Тешевский Богородицкий Задонский монастырь См. Задонский Богородицкий монастырь. Тиксенская Спаса Нерукотворного Образа пустынь Давно уже упразднённая, была в Вологодской Епархии в Тотемском уезде между реками Тиксной и Вопрой близ озера Семенкова, в нынешней Тиксенской волости от города Тотьмы в 50 вёрстах к западу. Она основана была в 1603 году Преподобным Вассианом, который был родом из земледельцев села Бурцова, а в бельцах именовался Василий. Пострижен в Тотемском Спасосуморине монастыре, а преставился в созданной им обители в 1633 году, Сентября 12, и мощи его почивают в Тиксенской Преображенской, ныне приходской, церкви. Почитание его началось со времени заразительной язвы, бывшей в тех местах в 1647 году. Тихвин Антониев Дымский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

На острове открылся мор, жертвой которого сделались 37 старцев и 47 послушников. Вскоре после сего несчастья, пламя войны опустошило и саму обитель: церкви, трапезу, кельи и ограду. Иноки одни вместе с настоятелем скрылись в дебрях монастырских, другие поселились в Антониевом Дымском монастыре. Скрывшиеся на Валааме, по миновании опасности, построили на горах свои кущи и жили в них. Они вели здесь скитский образ жизни, который уже известен был до того времени на Валааме. Переселившиеся же в Дымский монастырь сохраняли устав Валаамского общежития. Этот устав стали было нарушать некоторые из старших братий. Дело дошло до новгородского владыки: Валаамские старцы не могли снести нарушения древних своих установлений. Новгородский митрополит Варлаам от 23 мая 1592 года, утвердил исполнение устава во всей его силе. Разорение Валаамской обители в последний раз произошло также от шведов, с которыми потом, 18 мая 1595 года заключен был мир. По договору России была возвращена вся ее древняя Новгородская собственность, где наши братья и церкви, по выражению российского историографа, «тосковали под властью чуждых завоевателей». Царь и великий князь Федор Иоаннович, отправляя своих воевод в Кексгольм, послал с ними и святителя, чтобы утешить православие, столько лет страшно угнетаемое в Карелии от иноверцев. Попечительные взоры благочестивого царя обратились и на многопострадавшую Валаамскую обитель. 18 ноября 1597 по донесению боярина Бориса Феодоровича Годунова: «про нужу и терпенье Валаамского монастыря игумена Давида с братией, что учинилось разорение от свейских людей их монастырю», царь Федор Иоаннович повелел царской казной возобновить обитель, устроить в ней церкви, трапезу, ограду, кельи и предоставил монастырю владеть по-прежнему вотчиной, рыбными ловлями и угодьями «по нашим жалованным грамотам и писцовым книгам». Вотчины Антониева Дымского монастыря оставлены были во владении Валаамской обители до тех пор, пока поспеют Валаамские иноки называть крестьян на свои монастырские земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010