Игумен Антоний , при царе Борисе описал жизнь преп. Нила Столбенского († 1555 г.). См. Царского 107; Толстого II, 232. Около того же времени написано житие преп. Макария Унженского, и вероятно в 1594 г., когда строителем обители, по воле царя Феодора, определен боярский сын Давид Хвостов. Самый старший список жития, из известных ныне, писан в 1602 г. (Царского 743). 194. Варлаам , из архимандритов Чудова монастыря митрополит Новгородский 1594–1604 г., писал увещание Валаамским старцам в Дымский монастырь – не нарушать Валаамского устава (Ист. Акт. I, стр. 236). Его распорядительные грамоты изданы там же, стр. 231–235, 237–241, 244. Иона Думин , с 1589 г. из архимандритов Путивильских архиепископ Вологодской, в 1598 г. подписался под грамотою об избрании царя Бориса, а в 1600 г. был на соборе об установлении празднования преп. Корнелию Комельскому, причем подтвердил верность сведений о чудесах преподобного (А. э. II, 7, 222). Он писал похвальное слово благоверному князю Александру Невскому: «Всех произволяющих Бог спасти желает». Здесь скрыл он имя свое в анаграмме (Зап. Археолог. Общ. III, 149; IV, 141). Без сомнения. Им же исправлено было описание жития благоверного князя Невского, сочиненное бедным Василием (§ 127). Его список сочинений Максима Грека , всего 82, с замечанием: «писана сия книга Максим Грек с добрых переводов (списков), а трудов и потов много положено, как правили сию св. книгу» – у Царского, 241, 242. 195. Нифонт , постриженик Антониева монастыря, просил и упросил царя и патриарха открыть мощи преп. Антония Римлянина, дотоле почивавшие под спудом, и в 1598 г. описал в Сергиевой Лавре чудеса преп. Антония 1678–1697 г., тогда как чудеса 1648–1678 г. описаны уже были прежде (Царского 133, 128; Румянцева 158). Описание Нифонта любопытно и по рассеянным в нем историческим и топографическим сведениям. Усердный Нифонт написал и похвальное слово преп. Антонию. Вероятно, им же написаны: а) проречение преп. Варлаама о мразе и воспоминание о том, установленное при царе Борисе; б) воспоминание о св. Ионе архиеп. Новгор. и повесть о чудесах его, с службою; в) повесть о братьях Алфановых. Эти сочинения помещены подряд с Нифонтовым описанием чудес преп. Антония – у Румянцева 154, 158.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1450 г. в Л. м. иноком Геронтием была составлена несохранившаяся летопись, упомянутая и кратко описанная в Новгородской 2-й летописи. В следующей статье сказано, что автор летописи в 1572 г. оказался в Л. м., где, очевидно, и сделал выписку из рукописи 1450 г.: «В лето 7000 восмъдесятага. Месяца февраль въ 5, вторник, а служилъ того дни в манастыри на Лисьи горе обидню и смотрил в манастыри книгы литопистца церковнаго. А сказывал, что литописець Лесицкои добри сполна, ажо не сполна, развие написано в летописце в Лесуцкомъ владыкы Навгороцькые не вси сполна, писаны развие до владыкы Еуфимия Навгороцького. А смотрилъ въ кельи у старца у келаря у Деонисия» (ПСРЛ. Т. 30. С. 194-195). Речь здесь идет, очевидно, об архиеп. Новгородском Леониде , который 8 авг. 1572 г. побывал в Л. м., «говорил часы да и молебны пел въ церкви при игумени Пемине» (Там же. С. 193-194). Традиции летописания в обители сохранялись и позже: в 1679 г. боярский сын Суздальского архиепископа И. Кичигин переписал здесь летописные известия до нач. XVII в. (РНБ. Погод. 1953; см.: Азбелев. 1960. С. 260-261). Особая роль принадлежит Л. м. в распространении общежительной реформы. В источниках монахами с Лисьей горы названы преподобные Арсений Коневский , Ксенофонт Робейский и Антоний Дымский . В 1477 г., когда войска вел. кн. Московского Иоанна III Васильевича окружали Новгород, «з городцкие стороны велел великий князь стати князю Василью Михайловичю Верейскому на Лисье горе в монастыре» (Разрядная книга 1475-1598 гг. С. 18; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 267; Т. 12. С. 178; Т. 20. С. 326). 6 мая 1654 г. царь Алексей Михайлович пожаловал «вовеки неподвижно» Л. м. со всеми его вотчинами патриарху Никону , который владел им до 1667 г. ( Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 130, 411). В 1673 г. был изготовлен серебряный потир с надписью: «Сей потиръ Рождества пречистыя Богородицы Лисья монастыря, а сделанъ при настоящем власти тоя честныя обители при игумене Ермогене лета 7181 году» ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 2. С. 198). В 1722-1727 гг. Л. м. был приписан к Хутынскому мон-рю. За это время обители был нанесен невосполнимый ущерб. В 1764 г. Л. м. был закрыт, имущество передано в Сковородский мон-рь. Каменная Богородице-Рождественская ц. обращена в приходскую, в 1818 г. упразднена ( Петрова и др. 2000. С. 153). Во 2-й четв. XIX в. разрушились последние постройки обители. К 2016 г. на месте Л. м. на холме поставлен деревянный крест. Экономическое положение

http://pravenc.ru/text/2110554.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КСЕНОФОНТ (XIV/XV в. (?)), прп. (пам. 28 июня, 26 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), основатель Робейского во имя свт. Николая Чудотворца мужского мон-ря. Сведения о жизни святого содержатся в его кратком Житии, текст к-рого был начертан на несохранившейся раке К. ( Цветков. 1899), а также в единственном ныне известном списке 30-х гг. XIX в. (НГОМЗ. КП 30056-312. Л. 103 об.- 106; см.: Бобров. 1997). Судя по языковым особенностям, сохранившаяся редакция Жития была составлена достаточно поздно - не ранее XVIII в., поэтому его сведения не отличаются достоверностью. Согласно Житию, святой был послушником, а затем иноком новгородского Лисицкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря при игум. Варлааме, причем в одно время с К. иноком той же обители был прп. Антоний Дымский . Игум. Варлаам в Житии отождествлен с прп. Варлаамом Хутынским , основателем Хутынского в честь Преображения Господня мон-ря, находившегося в 3 верстах от Лисицкого. Житие рассказывает, что однажды К. вместе с прп. Антонием Дымским оказался на месте, называемом Хутынь. Там они увидели 2 огненных столпа и дым, покрывавший землю, о чем сообщили игум. Варлааму. Узнав о видении, прп. Варлаам на этом месте водрузил при помощи учеников крест, поставил часовню и хижину, собираясь создать здесь новый мон-рь. Испугавшись начавшейся бури, К. стал призывать прп. Варлаама спрятаться в хижине, что вызвало гнев игумена, отправившего ученика прочь на плоте с «четвертиною» хлеба в качестве напутствия. Сначала плот поплыл вниз по течению Волхова до устья р. Робейки, но далее чудесным образом устремился вверх и пристал к берегу. Там К. и поселился, а впосл., получив прощение и благословение игум. Варлаама, создал мон-рь и построил каменную ц. во имя свт. Николая Чудотворца. В этой обители К. скончался в глубокой старости. В литературе указываются разные даты преставления святого - 1230, 1245, 1262, 1266 или 1268 г.

http://pravenc.ru/text/2462137.html

И последнее, о чем я хотел бы сказать. Когда человек плохо видит или плохо слышит, у него затрудняются связи с окружающими людьми. Но это не смертельно опасно, особенно сегодня, когда существуют разного рода технологии, которые помогают устанавливать связь с окружающими даже в отсутствие острого зрения или хорошего слуха. Но вот что действительно ужасно: когда человек слеп и глух духовно, когда он слышит человеческие голоса и видит человеческие лица, но ему не дано слышать голос Божий в своем сердце, чувствовать Божие присутствие в своей жизни. Таких глухих и слепых намного больше, чем людей, ограниченных по физическому зрению и слуху. Поэтому наша главная задача как Церкви Божией — помочь нашим современникам обрести тот слух и то зрение, без которых нельзя войти в Божественное Царство, нельзя стать по-настоящему счастливыми. И да поможет нам Господь совершать свое служение со смирением, с упованием на Его волю и с опорой на Его силу, дабы люди открывали для себя прекрасный Божественный мир даже в том случае, когда у них ограничено физическое зрение или физический слух. Я хотел бы еще раз поблагодарить Вас, отец Михаил, братию сего святого храма, всех братьев, которые сегодня мне сослужили и которые трудятся, пастырски окормляя слабослышащих и слабовидящих. В память об освящении сего святого храма хотел бы преподнести эту икону с мощами. Здесь Александр Свирский, Антоний Дымский и Мартирий Зеленецкий — великие подвижники, преподобные отцы северо-запада Руси. Их молитвами да хранит Господь и сию святую общину, посвященную Всем святым, в земле Русской просиявшим. С праздником всех вас поздравляю! Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939).

http://patriarchia.ru/db/text/4624346.ht...

4. Назвать Лаврский парк именем Святейшего Патриарха Алексия II с установкой памятника. Также Владыка сообщил, что Санкт-Петербургская епархия к 80-летию со дня рождения Патриарха готовит книгу-альбом о его студенческих годах в период обучения в Ленинградских Духовных школах. Все это будет данью памяти Святейшему Патриарху, который очень любил наш город. Участники Собрания единогласно проголосовали за это предложение. Протоиерей Владимир Сорокин внес дополнение к словам Владыки: один из вопросов ему на Радио России был посвящен тому, будет ли увековечена память Патриарха в Санкт-Петербурге. Люди нас поддерживают, и хорошо было бы прихожанам направлять в администрацию города письма с поддержкой этой инициативы. Затем митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир представил участникам Собрания свой доклад. Владыка представил директора предприятия " Софрино " Е.А. Пархаева, который присутствовал на Собрании. Митрополит Владимир поблагодарил Евгения Алексеевича за помощь Церкви в деле производства церковной утвари, икон и свечей - всего необходимого для совершения богослужений. Владыка кратко рассказал о важнейший событиях Санкт-Петербургской епархии за прошедший год: о закладке новых храмов и часовен, об освящении новопостроенных и отреставрированных храмов. В епархии появилась новая обитель - Антониево-Дымский мужской монастырь. Владыка рассказал о последнем визите Патриарха Алексия в Санкт-Петербургскую епархию, о том, как в Санкт-Петербургской епархии воплощают в жизнь постановления последнего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Упомянул Владыка о XIV богословских собеседованиях между Русской Православной Церковью и Финской Евангелическо-Лютеранской Церковью, прошедших в этом году в Санкт-Петербурге, о других значимых епархиальных событиях. Затем выступил ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий. Он рассказал о жизни и деятельности духовных школ в прошедшем году. В этом году Академия прошла перелицензирование. К сожалению, историческое здание Духовной Академии до сих пор не возвращено, и все отделения Духовных школ вынуждены тесниться в здании Духовной Семинарии.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=194...

Потомство исцелённого Финна жило на Валааме до времен игумена Назария, по воле которого выселилось в Якимварский погост, в деревню Кумоля, где и до сих пор существует под именем Куколя. Из движимого же имущества многие вещи, даже довольно тяжеловесные, были спасены от разграбления и уничтожения. Иноки, как видно, ожидали нападения Шведов, и на случай его благовременно принимали свои меры. Так с Валаама увезены были многие св. иконы, которые долго сохранялись в разных новгородских монастырях, кресты, ризы, колокола и казна монастырская. Равным образом многие Валаамские старцы, иноки и слуги также спаслись от руки Шведов, перебравшись в новгородские и псковские монастыри. Наибольшая же часть из оставшихся в живых, не желая расстаться друг с другом, будучи раз соединены прочными узами иноческого братства, удалились в Старую Ладогу. Там, по царскому указу, поместились они в монастыре Святителя и чудотворца Николая. В новом селении и изгнанников постигло новое испытание. Шведы, разорив Ладогу, умертвили многих из них и захватили часть монастырской казны. Тогда оставшиеся в живых перешли в Тихвинскую Успенскую обитель. Испытания продолжались: поляки напали на Тихвин, и ещё многое из монастырской казны отняли. С удалением врагов от Тихвина, иноки, затрудняясь в средствах к жизни, обратились к Новгородскому митрополиту Исидору с испрошением себе пристанища. Святитель назначил им Антониев Дымский монастырь; но и там они не могли найти для себя прочного приюта: Дымские старцы высылали их вон от себя для того, что им от них утеснение. Тогда-то Валаамский строитель Сильвестр с братиею в 1618 году подал челобитную государю Михаилу Феодоровичу, в которой просил у царя дозволения поместиться в Ладожском Васильевском монастыре. Государь повелел особенною грамотою, от 11 июля 1618 года, Ладожским воеводам Неплюеву и Змееву отвести Васильевский монастырь для обитания Валаамским старцам, дозволить им владеть вотчиною и рыбными ловлями того монастыря, строить монастырские здания и призывать братию 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храм в Криницах каменный, пятиглавый, с каменною колокольнею, во имя Петра и Павла, с приделом Вознесения Господня; обнесен, с трех сторон, кирпичною глухою стеною, а с лицевой – деревянным полисадом, с кирпичными столбами, на цокольном фундаменте. Придел устроен прихожанами в 1804 году. Крыша его покрыта железом и окрашена медянкой. Антиминс главного алтаря освящен еп. Никанором 19 сент. 1830 года и подписан митр. Серафимом; антиминс придела освящен митр. Амвросием 23 февр. 1804 г. и им же подписан. В храме достопримечателен только деревянный, резной вызолоченный иконостас, устроенный, на пожертвования прихожан, в 1804 году, мастером Абросимовым. Иконы его, в греческом вкусе, работы иконописца Фаддеева. До 1845 года причт составляли: священник, дьякон и пономарь. В 1845 году пономарская вакансия закрыта. Имена прежних священников записаны в поминальных книгах прихожан. Это – Иеремия, Григорий, Евфимий и Тихон. Из них Евфимий погребен при здешней церкви, а Тихон выбыл в единоверческую «Миловскую» церковь , в Петербурге; с 1806 года известны священники: Петр Трифиллиев Ласточкин (14 сент. 1832 г.), усердный к пастырским обязанностям, и научивший прихожан более правильному и удачному лову рыбы; Алексей Стефанов Соколов, перешедший из Новоладожского собора, поступивший в Антониев Дымский монастырь, умерший в 1846 году и погребенный на кладбище Новоладожского собора; Василий Иоаннов Криницкий, умерший 8 августа 1841 года; Иоанн Федоров Музовской, перешедший отсюда в Новоладожскую Климентовскую церковь , умерший в 1848 году от холеры и погребенный на кладбище Новоладожского собора; Михаил Яковлев Покровский, поступивший сюда в 1849 году, 21 февраля и служащий до ныне. 19 янв. 1883 г. о. Михаилу, жителями Ладоги, поднесен золотой, с драгоценными камнями крест. До 1833 года причт содержался доброхотными подаяниями прихожан и скудною ругою, в размере 8 рублей 60 коп. сер. Руга прекращена в 1844 г. В 1833 году, по указу Синода от 30 января положено причту вспоможение, в размере 148 руб. 83 коп. сер. Этот оклад, вторично утвержденный указом Синода, 30 октября 1844 года, получался до 1882 г. Но штатного, положенного для других сельских церквей, причт долго не получал на том основании, как сказано в указе Духовной консистории от 22 дек. 1843 г. за 6176, что «Епархиальное начальство должно сообразить, нельзя ли будет приписать сей малочисленный приход, из одних почти купцов и мещан состоящий, к приходу какой-либо из Новоладожских церквей, весьма близких от него по местному расстоянию». Только с 1882 г. священник сталь получать 240 р., а псаломщик – 80 р. Капитала в пользу причта до 700 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Т. 3. С. 230-231). Во Введенском мон-ре хранилась духовная грамота Д., в к-рой помимо вклада во Введенский мон-рь указаны денежные вклады на заупокойные богослужения в др. мон-ри: тихвинский Успенский, Соловецкий в честь Преображения Господня (туда Д. ранее уже давала вклады по 10 р.), Антониев Дымский , Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы , Зеленецкий во имя Св. Троицы , Никольский в Сторожно (см. Киприан , прп., Стороженский), Медведский во имя свт. Николая Чудотворца , Горицкий Воскресенский, Оятский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (Островский), а также в приходские храмы. Д. была похоронена во Введенском храме на левой стороне, при входе, во 2-й пол. XVII в. рядом с ней были погребены ее племянницы, подвизавшиеся во Введенском монастыре. Над могилой Д. была устроена позолоченная гробница под резной сенью, перед гробницей горела неугасимая лампада. В 1814 г. по благословению С.-Петербургского и Новгородского митр. Амвросия (Подобедова) взамен старого надгробия было установлено новое, устроенное «старанием священника Иоанна, подаянием граждан и прочих подателей», о чем сообщала помещенная рядом плита. Д. почиталась в Тихвине и окрестностях как устроительница и благотворительница Введенского мон-ря, к-рый называли Царицыным. В духовной грамоте записано: «Мне шло царского жалованья за годовые запасы денег, и что доходишки имела с вотчинишки, и мы тем питалися. И после разорения литовского и немецкого в монастыре в храмах устроено, и кельи, и житницы, и мельница, и конюшенной двор, и коровей, поповские и служебниковы дворы, и всякое монастырское строение теми деньгами устроено» (цит. по: Описание Введенского девичьего 2-классного мон-ря. С. 23). В мон-ре память Д. праздновалась на ее именины - 19 марта и в день преставления - 5 апр. В обители хранились шитая золотом и жемчугом Тихвинская икона Божией Матери - благословение Д. одному из граждан Тихвина, после кончины к-рого образ поступил в мон-рь, 2 покрова на гробницу царицы-инокини (один - из красного бархата, опушенный горностаем).

http://pravenc.ru/text/171388.html

Десять лет спустя после кончины Блаженного Римлянина возник новый светильник иночества в земле Новгородской: родился Варлаам, сын богатых родителей, в мирском имени Алексий; это был второй Феодосий Печерский для обителей своей родины. С детского возраста уже он почувствовал отвращение ко всему мирскому и тотчас по кончине родителей, раздав все свое имущество, предал себя под строгое начало некоего инока Порфирия, чтобы пройти первый искус жития монашеского. Можно предполагать, что инок сей был сам из обители Антониевой и что там поселился вначале юноша Варлаам, потому что высокий берег Волхова предпочтительно им избранный для своего жительства, находился в той же стороне. Там любил он уединяться на малом холме в глубокой чаще леса для созерцания, и там видение небесного света указало ему место будущей славной обители, как некогда великому труженику палестинскому, Савве Освященному. Там основался Варлаам и соорудил в 1192 году малую деревянную церковь , во имя Преображения Господня, в память того небесного света, который осенил его; около него стали собираться в убогих келлиях многочосленные ученики. Первыми из них были Антоний Дымский и Ксенофонт, восприявшие после него обитель Хутынскую и сами основавшие другие монастыри в окрестностях Новгорода. Бывший тогда архиепископом Святитель Григорий, брат и преемник святого схимника Иоанна на кафеде Софийской, рукоположил Варлаама во пресвитера и игумена новой обители Хутынской, и отовсюду начали к нему стекаться миряне и духовные, всякого звания и возраста, ибо назидательна была беседа опытного аввы. Он был постоянно другом и советником Владык Новгородских, но всех ближе по сердцу был ему Владыка Антоний, избранный на кафедру Софийскую из числа его иноков и трижды с нее низводимый по своеволию народному. Часто приглашал он на совет бывшего своего игумена в Архиерейские палаты. Однажды, проходя Волховский мост, Варлаам увидел человека осужденного, которого по приговору Веча уже готовились сбросить в реку, и умолил народ отдать обреченного на казнь в свою обител, для служения братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Для большего изнурения своей плоти, Антоний, как великий труженик, постоянно носил на голове железную шляпу. Когда собралось в его пустынь довольное число, братии, тогда общим советом их положено было создать монастырь. Вследствие же сего, с разрешения великого князя Новгородского и благословения тамошнего же архиепископа Исаии, поставлена была церковь во имя преподобного Антония Великого с приделом Покрова Богородицы. Устроив, таким образом, обитель, Антоний не оставлял труженических подвигов своих до самой кончины; ибо, кроме Дымской обители, он основал еще Вырдомскую пустынь. Преподобный Антоний Дымский преставился 1273 года 24-го июня и погребен в созданной им церкви. Мощи его обретены нетленными чрез 106 лет по кончине его (в 1379 г.) В 1409 году, по случаю нашествия татар на область Новгородскую, рака с мощами преподобного опущена была в землю, а церковная утварь и шляпа погружены были в озеро. В последствии эта шляпа была обретена и ныне хранится при гробе св. угодника. Мощи преподобного Антония Дымского почивают под спудом в приделе во имя преподобного Антония Великого , что в нижнем этаже каменной соборной церкви Дымской обители. Обитель же Дымская находится в Тихвинском уезде въ 15-ти верстах от г. Тихвина при озере Дымском. В 1613 году обитель Дымская много терпела от нашествия шведов. В 1744 году усердием купца Калитина устроены в ней иконостасы и рака преподобному. Память преподобного Антония Дымского местно чтится 17 Января, вероятно, по случаю обретения мощей его или дня Ангела его, и 24 июня – в день кончины его, в который совершается крестный ход на озеро Дымское, почитаемое чудотворным. См. ист. Рос. Иер. IV, 71 стр. Рус. свят. 1861 г. Преподобного Антония, основателя пустыни на Черных озерках Кто был, из какого звания происходил и с чьего разрешения устроил сей Антоний пустынь на Черных озерках – об этом нигде и никаких сведений встечать не представлялось, равно как о жизни подвигах и кончин его. За известное и достоверное признается всеми только то, что он быль основателем и устроителем сей пустыни, которая и названа Антониевою по имени его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010