Вторая часть. Церковь Христова среди язычников (гл. 13–28) I. Первое путешествие апостола Павла 27 (13, 1–15, 35) 1. Распространение Церкви Христовой на острове Кипр (13, 1–12) По умирении Церкви, возмущенной на некоторое время гонением, воздвигнутым в Иерусалиме Иродом Агриппою, и по смерти этого последнего открылся новый период в истории христианства: начинается распространение Евангелия главным образом среди язычников. Таким образом, свет Христовой истины переходил в страны языческие по мере того, как возрастала злоба иудейства против Христа и Его Церкви. Иудеи сами гнали от себя этот свет и делали себя более и более недостойными его, и апостольская деятельность сама собою должна была переноситься к язычникам (13, 46). На место Иерусалима главным, средоточным и исходным пунктом апостольской деятельности является теперь Антиохия; главным деятелем в распространении Евангелия – святой апостол Павел, на то и призванный, чтобы возвещать имя Христово среди язычников (9, 15; 22, 21). а) Начало апостольских путешествий святого Павла Глава 13. 1 В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. 2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. 3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Глава 13: 1–3. Антиохийская Церковь в то время достигла уже такого духовного совершенства, что в ней были уже свои пророки и учители 28 . Из них первым дееписатель называет Варнаву, который, вероятно, пользовался особенным уважением среди христиан, как устроитель Церкви Антиохийской по поручению самих апостолов (11, 22), а последним – Савла, который после других вошел в общение с Церковию Антиохийскою и в состав ее членов. Когда однажды все члены Антиохийской Церкви были в собрании при богослужении и постились, Дух Святой (чрез одного или нескольких пророков) сказал: «выделите Мне из среды своего общества Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Призвание апостола Павла быть апостолом язычников было, конечно, всем известно в Церкви Антиохийской, а потому все понимали, к чему призывал теперь Варнаву и Савла Дух Святой. Все понимали также важность и величие подвига, к какому призывались эти апостолы, а потому не просто отпустили их в путь, но после особенного поста и молитвы о проповедниках Христовых и возложив на них руки, то есть после общего поста и молитвы, посвятив их на новое, особенное служение, призвав на них вспомоществующую немощам человеческим благодать Святого Духа. б) Обращение проконсула Сергия Павла

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Г. И. Беневич Христологические споры V-VI веков Несторий (Г. И. Беневич) Патриарх Константинопольский Несторий (годы патриаршества: 428–431) после осуждения на III Вселенском соборе был в глазах господствовавшего в Византии православия ересиархом не менее «злочестивым», чем Арий, родоначальником одного из наиболее серьезных церковных разделений, существующих и поныне. Тем не менее, учение Нестория в том виде, в каком оно известно из его позднего сочинения, дошедшего по-сирийски псевдоэпиграфа «Книга Ираклида» 1605 , – оценивается многими исследователями сейчас по-иному по сравнению с представлением, которое может возннкнуть, если судить о нем по православной полемике против Нестория V-VI вв. 1606 Прежде чем обратиться к учению Нестория, скажем кратко о его личности и жизни. О времени рождения Нестория и его родителях точных данных нет. Известно, что он родился в Германикие (Сирия). В юности он поступил в монастырь св. Евпрепия, близ Антиохии, где по некоторым свидетельствам был учеником Феодора Мопсуестийского – главы Антиохийской школы богословия. Долгое время Несторий подвизался в этом монастыре как монах, затем, приняв священство, стал известным проповедником. По совету Иоанна, епископа Антиохийского, Несторий в 428 г. был избран Феодосием II в патриархи Константинопольские; здесь он сразу, не подготовив это должным образом, приступил к реформам и нововведениям, настроившим против него многих монашествующих, часть клира, а главное – весьма влиятельные силы при дворе, в первую очередь, сестру Феодосия Пульхерию. Несторий, как и св. Кирилл, когда он занял Александрийскую кафедру, предпринял ряд жестких мер против еретиков и попытался стеснить в «свободах» монашествующих и клир. Что касается Пульхерии, то Несторий настроил ее против себя, запретив ей причащаться по императорскому чину (как девственница и сестра императора, разделявшая с ним власть, она прежде причащалась в алтаре); настроил он против себя и многих других влиятельных дам, запретив им ходить на вечерние богослужения под предлогом неприличия устраиваемых после них трапез.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Гиллквист Питер Содержание ВВЕДЕНИЕ ЧТО могло побудить группу из двух тысяч Северо¬американских христиан перейти от самой жизнерадостной разновидности евангелического протестантизма к древнейшей, возможно, форме апостольской веры — и притом всего за десятилетие? Как могли люди, прошедшие школу " Студенческого крестового похода в поисках Христа " , " Юности для Христа " и " Молодой жизни " , войти в Право¬славную Церковь? По какой причине христиане, получившие образование в Витон колледже, Даллаской семинарии, Фуллеровской семинарии. Юго-западной баптистской семинарии, Сиэтлском университете Пасифик, университете Орал Роберте, Линкольновском христианском колледже и универ-ситете Биола, должны были сперва собраться вместе и затем завершить свой путь принятием исторической экклезиологии, литургического богослужения и таинств? С февраля по апрель 1987 года вся эта группа " Евангелическая православная церковь " , духовенство и миряне, была введена — приход за приходом — в полное литургическое общение с Православной Церковью Митрополитом Филиппом Салибой — архиепископом Североамериканской епархии Антиохийской православной церкви. (Термин митрополит означает здесь — епископ, возглавляющий церковь провинции или страны, а не одной епархии. Архиепископ — это епископ, который обычно осуществляет руководство несколькими епископами. Данные термины часто взаимозаменяются). Эта книга излагает шаг за шагом хронику пройденного пути, разбирая один за другим сложные и подчас запутанные библейские и богословские вопросы, с которыми нам приходилось сталкиваться в процессе продвижения. Помимо нашей собственной истории, мы рассмотрим начало христианской Церкви, как оно описано в Новом Завете, и от него совершим путешествие через века к Церкви нашего времени. Это моя личная история, но в то же время насколько возможно подробный отчет о том, что происходило с каждым участником нашего «паломничества». Я хочу выразить признательность о. Джону Брауну за участие в работе над главой 4 «В поисках Церкви Нового Завета», о. Ричарду Бэлью — над главой 7 «Не называйте никого отцом» и о. Уэлдону Харденбруку над главой 9 «Знак для всех христиан».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2325...

Глава 13 Путешествие Варнавы и Савла в Кипр и обращение проконсула Сергия Павла (1-12). Путешествие в Пергию и Антиохию Писидийскую и речь апостола Павла в синагоге (13-41). Действие апостольской проповеди на язычников и на иудеев и гонение на апостолов со стороны иудеев (42-52). Путешествие Варнавы и Савла на Кипр (13:1-12). В первенствующей христианской Церкви особенными дарами Св. Духа, которых сподоблялись лишь некоторые избранные, были пророчество и учительство (см. 1 Кор. 12:28 и Ефес. 4:11 ). Антиохийская церковь к описываемому времени достигла такого духовного преуспеяния, что в ней были уже свои пророки и учители. Из них на первом месте Дееписатель называет Варнаву, вероятно по особенному к нему уважению в первенствующей Церкви и по особенному участию в устройстве церкви Антиохийской, а Савла - на последнем месте, так как он позднее всех вступил в общение с Антиохийской церковью да и самая его Апостольская деятельность только что еще начиналась. Упоминает Дееписатель еще троих, о которых в новозаветных книгах ничего неизвестно: Симеона, называемого Нигер, что значит " черный, " вероятно, из римских прозелитов, как можно догадываться по прозвищу; Лукия, или Луция Киринеянина, - может быть одно лицо с тем Луцием, кого упоминает Ап. Павел в послании к Римлянам 16:21 (сравни Деян. 13:1 ), - Манаила, или Манаима, совоспитанника Ирода четвертовластника, то есть Ирода-Антипы, тетрарха Галилейского. Это примечание характерно: воспитание при дворе Ирода Великого не оказало, следовательно, на него влияния. " Когда они служили Господу " - греческое слово, употребленное здесь относится к храмовому священническому служению: вероятно, это была Евхаристия. Важно отметить при этом, что они " постились. " ? современные сектанты, уверяющие, что они во всем следуют Священному Писанию, отвергают пост. Во время этого богослужения Дух Святой, вероятно, через одного или нескольких пророков, повелел " отделить Варнаву и Савла на дело, к которому Он призвал их, " то есть на особенное благодатное служение Церкви Христовой. Как видно дальше, это было миссионерское служение для обращения ко Христу язычников.

http://sedmitza.ru/lib/text/430544/

Глава I. О церкви Божией § 1. Церковь Божия на земле есть общество человеков, соединенных верою, законом, священноначалием и Богослужением, для славы Божией и собственного блаженства. Первою Церковию было общество первых, безгрешных человеков. Бывшая в Ветхом Завете называется ветхозаветною, а основанная Христом – новозаветною или христианскою. Та христианская Церковь , которая непрерывно и неизменно сохраняется от Апостолов, называется православною, правоверующею или апостольскою. По неизменному хранению ею учения и постановлений св. Апостолов и вселенских соборов, коих вещания и глаголы изречены для всей вселенной, именуется соборною, вселенскою или кафолическою; а по древлебывшему разделению римской империи на восточную и западную, – восточною. Церковь , пребывающая на земле и воинствующая против греха ( 2Тим. 2, 3 ), называется видимою и воинствующею, а Церковь Святых на небеси – невидимою, небесною, торжествующею ( Евр. 11: 22–23 ).Члены Православной Церкви суть все Святые, умершие в правой вере ( Лк. 20:38 ) и живущие на земле, которые принадлежат Церквам иерусалимской, антиохийской, александрийской, константинопольской, всероссийской, греческой и другим, соединенным между собою одним духом веры и учения, одним исповеданием и Богослужением, под единою вечною и всемогущею Главою, Господом нашим Иисусом Христом. Глава II. О Богослужении § 2. Богослужение бывает общественное, к которому каждый член Церкви призывается благовестом и частное, совершаемое в храмах и домах для одного или нескольких лиц, к участию в котором не обязываются все. И частное и общественное необходимо, важно и священно. Но общественное важнее частного, и по месту. которого устройство и освящение отличны от устроения и освящения обыкновенных наших жилищ: и по священнодействиям, из коих важнейшее совершается только в общественных храмах: и по качеству участия, которое при общественном Богослужении управляется не только нашим усердием, но и уставом Церкви; и по высшей славе Богу среди множества молящихся; и по умилительно-духовному назиданию среди лиц всякого возраста, пола, состояния и звания, смиренно преклоняющих главы и колена пред Всевышним; и по благотворному влиянию на утверждение взаимного союза между молящимися; и, что особенно важно, по обилию благодати Божией , которую сам Господь обещает молящемуся обществу ( Мф. 18:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Глава XX. Последование исходное и погребение мирских человек §1 Последование исходное. На греческом языке исходным назывался тот стих, который пели при выходе из театра. Подобно сему христиане именуют исходным пением последнее богослужение, совершаемое в напутие отходящим из сей временной жизни. Такое наименование принято и в подражание исхода Евреев, которые некогда прославили исшествие свое из Египта и избавление свое от рабства многими песнями ( Втор.16 ; Лев.22 ; Чис.9 ). §2 Святейшего патриарха господина Феодора. Сей Феодор есть тот самый Вальсамон, святейший патриарх антиохийский, который написал толкование на многие правила святых соборов. Он же присовокупил свои ответы к некоторым ответам древних ученых на вопросы Марка, патриарха александрийского. К числу сих вопросов и ответов принадлежит и настоящий вопрос и ответ его (в порядке его творений 38) о погребении мертвых тел в освященной церкви. В настоящей книге этот Феодор Вальсамон упоминается многократно. §3. Усопшие не погребаются в церкви Вопрос: от древнего преданного обычая погребаются мощи и проч. Перевод сего вопроса и ответа. Вопрос: «по древнему местному обыкновению тела умерших православных погребаются в церквах, которые находятся в стране нашей. Хочу знать, не предосудительно ли это?» – Ответ: «великое различие церквей, освященных обновлениями, отверстиями, воспрестолием, помазанием святого мира и положением святых мученических мощей, от тех молитвенных храмов, которые не имеют сего основания (объяснение всех сих выражений см. 3 ч., гл. 8). Посему в тех церквах, в которые положено сокровище мученических мощей и которые запечатлены печатию помазания святым миром, не должно погребать какие-либо человеческие трупы, по смыслу второй главы первого титла пятой книги Царских законов, в которой прямо сказано: никто не должен погребать мертвого в церкви; и по другому древнему гражданскому закону, который гласит: неприлично погребать кого-либо в церкви, если совершенно известно, что в ней лежит тело мученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава пятая. Всенощное бдение на Афоне Единственным местом на Православном Востоке, где до сего времени совершается чин агрипнии в течение всей ночи, как указывает Иерусалимский устав, является Афон. Монашество на Афоне появилось около 680 года, когда этот полуостров, представлявший собой выморочную государственную землю, был передан императором Константином Погона-том константинопольскому патриарху для заселения монахами, бежавшими из разных мест империи вследствие погромов арабов-магометан 464 . Прибывающие на Афон монахи, как правило, жили одиночно в шалашах-келиях или в домах с небольшим числом обитателей. Уклад жизни их, таким образом, весьма приближался к укладу палестинских келиотов 465 . Насколько авторитетным на Афоне считался келиотский уклад жизни монахов даже с появлением здесь общежительных монастырей, в частности лавры преп. Афанасия (X век), получившей от последнего общежительный устав – Диатипосис, написанный по образцу Ипотипосиса преподобного Феодора Студита , это видно из того, что киево-печерский игумен Досифей в XIII веке заимствовал для русских монахов устав келейного правила с Афона 466 , а несколько позднее митрополит Киприан (1390– 1406) редактировал Псалтирь под знаком афонских порядков келейного совершения суточного богослужения 467 . Прямым следствием келиотского быта афонского монашества было постепенное отклонение афонских уставов, возникших на основе Диатипосиса преп. Афанасия, от студийских обычаев в сторону иерусалимских 468  и, наконец, появление на Афоне Иерусалимского устава. В 1190 году его вводит в Хиландарской обители преп. Савва Сербский 469 . Сохранившиеся в большом количестве в монастырских библиотеках Афона и относящиеся по времени своего появления к XIII и XIV столетиям списки Иерусалимского устава 470  свидетельствуют о широком его распространении в это время на Афоне. Принадлежа по своему содержанию к иеру-салимо-константинопольской редакции, они лишены в части порядка отправления всенощного бдения тех особенностей, какие присущи были этому чину в период действия его в Палестине и в тяготевших к последней монастырях, например Синайском, Антиохийском преп. Симеона Дивногорца. Иерусалимский устав вошел в употребление на Афоне в период повсеместного распространения его на Православном Востоке 471 , когда в нем исчезли местные богослужебные особенности упомянутых монастырей и когда их место заняли порядки, создавшиеся под влиянием богослужебной практики Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Дамаск, 14 ноября. Встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с главой сирийского государства Башаром Асадом состоялась 13 ноября в Президентском дворце в Дамаске, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . В беседе с президентом Сирийской Арабской Республики участвовал Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Игнатий IV. Среди участников встречи были члены делегации, сопровождающей Патриарха Кирилла в ходе официального визита в Антиохийский Патриархат: председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов. Также участвовали иерархи Антиохийской Церкви: митрополит Мексиканский Антоний и митрополит Сан-Паульский и Бразильский Дамаскин. На мероприятии также присутствовали представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском архиепископ Филиппопольский Нифон и представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока архимандрит Александр (Елисов). Президент Сирии приветствовал Патриарха Кирилла на древней сирийской земле. Он напомнил, что именно из Дамаска трудами святого апостола Павла начало распространяться по миру христианство. «Сирия представляет собой прекрасный образец мирного сосуществования различных религиозных общин людей разных национальностей», – подчеркнул президент. Патриарх Кирилл в свою очередь отметил, что приехал в Сирию с особым чувством: «Я много раз бывал здесь раньше и хорошо знаю вашу страну и сирийский народ. Сирия – страна с очень сильной, глубокой культурой. В формировании этой традиции принимали участие и православное христианство, и ислам, и мы особенно ценим уровень диалога, сотрудничества, пример мирной жизни в этой стране». Русская Церковь и Церковь Антиохийская, которую возглавляет Патриарх Игнатий IV, имеют многовековую историю добрых отношений, продолжил Патриарх Кирилл: «У меня долгая личная история отношений с Патриархом Игнатием, которая длится уже более сорока трех лет. И поэтому после того, как я стал Патриархом Московским, я принял решение обязательно посетить Сирию и навестить моего любимого собрата. Сегодня мы имели возможность вместе совершить в Дамаске богослужение при большом стечении народа, и я до глубины души был тронут атмосферой в храме: люди так сильно и так искренне проявляли симпатию к России и Русской Православной Церкви. Это свидетельствует о том, что наши двусторонние отношения – и между странами, и между Церквами – действительно имеют очень богатую историю».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Двадцать седьмой день. Перенесение мощей св. отца нашего Иоанна Златоуста. (О клевете). I. Вселенский великий учитель и святитель, глубокий истолкователь Свящ. Писания, устроитель чина церковного богослужения, за свое красноречие прозванный Златоустом, день перенесения св. мощей коего ныне празднуется, Иоанн родился в Антиохии в 367 году от богатых родителей. Получив отличное образование, он пренебрег земными почестями и посвятил себя на служение церкви. В сане пресвитера церкви антиохийской и затем архиепископа константинопольского он грозно обличал пороки современного общества. Проводя жизнь в высшей степени воздержную и жертвуя всем для бедных, он старался возбудить сострадание к ним и в других; с этою целию он часто сопоставлял в своей проповеди незнавшую меры расточительность с ужасающею бедностью, и тем вооружил против себя богатых вельмож и особенно императрицу Евдоксию, супругу императора Аркадия. Оклеветанный своими завистниками и ненавистниками в оскорблении царского величества, он в 404 г. послан был в ссылку сначала в г. Кукуз (в Армении), а потом через два года еще далее в Абхазию. Не дойдя до места ссылки, святитель скончался в гор. Команах 14 сентября 407 года с словами: «слава Богу за все». Ученик и преемник его, архиепископ константинопольский Прокл убедил императора Феодосия Младшего перенести св. мощи Златоуста из Коман в Константинополь. Император, с плачем над мощами святителя, просил прощения для своей матери Евдоксии. II. Св. Иоанн Златоуст пал жертвою гнусной клеветы. Это побуждает нас побеседовать ныне об этом пороке, который к несчастию очень распространен среди христиан. Имея свой корень в исконном враге рода " человеческого – духе злобы, отце лжи и всякого лукавства, питаясь соками наиболее порочных человеческих страстей, – руководимая враждою, завистью, ненавистью, – клевета не гнушается никакими средствами для погубления своей жертвы и не смущается достоинством лиц, на которых направляет свое ядовитое жало. «Изостриша» – говорит псалмопевец о клеветниках – «язык свой, яко змиин: яд аспидов под устнами их» (Псал. СХХХИХ, ст. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Добрые вести Православия: первая половина июня 2007 г. Большая часть хороших новостей за это время связана с возрождением храмов и монастырей и, соответственно, возрождением церковной жизни в Сирии, Сербии, Болгарии, Испании, Армении и, конечно же, России.   На юге Сирии обустраивается церковная жизнь православных Прибытие главы святого апостола и евангелиста Луки в Россию. Фото: Патриархия.Ru Минувший век тяжело отразился на Православии в южных районах Сирии. Опустошения от войн, засухи и нищеты привели к тому, что многие древние храмы были заброшены или подверглись разрушению, а христианское население сократилось. Положение стало меняться к лучшему после 1999 г., когда на здешнюю кафедру был избран новый правящий архиерей – митрополит Савва, и недавно стали известны промежуточные итоги его восьмилетних трудов. В отличие от своих предшественников, живших в столице, владыка Савва решил жить в своей епархии, восстановив разрушенную архиерейскую резиденцию в г. Суейда. В то время во всей епархии на двадцать тысяч православных было лишь трое священников, двоим из которых было уже за восемьдесят, а третьему – за семьдесят лет, и ни один из них не имел духовного образования. Не одно поколение здешних православных жило без духовного окормления и возможности быть на богослужении, без наставления в вере. Теперь здесь восемь новых священников, окончивших семинарию, окормляют 32 прихода. Построен странноприимный дом и больница. Епархия материально помогает 192 беднейшим семьям, причем не только православным, но и мусульманам и друзам. Владыка организовал сестричество, которое опекает больных. 80 % детей охвачены образованием. Восстановлен храм IV века в честь святого пророка Илии, готовится реставрация других древних храмов . Антиохийская Церковь, каноническая территория которой располагается на территории большинства арабских стран, в минувшем веке переживала тяжелые времена и доныне переживает, достаточно вспомнить недавние события в Ливане или ужасное положение христиан в Ираке. Поэтому особенно радостно было услышать хорошие новости из жизни этой многострадальной части Вселенского Православия.

http://pravoslavie.ru/5016.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010