X. Распространение христианства Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Chadwick; Walker; Шмеман, Исторический путь; Болотов. Христианство распространялось с необычайной скоростью в Сирии и к северо-западу - в Малую Азию и Грецию. При распространении к северо-востоку ему пришлось пересечь имперскую границу и языковой барьер. Эдесское царство, или Озроэн, до 216 г. находилось вне Империи. Его население говорило на древнесирийском (или сирском) языке, который был одним из диалектов арамейского. Образованные жители Озроэна знали греческий. Христианская община была образована в Эдессе во II в. Самый ее известный член - Вардесан был другом царя Абгара (Авгаря) IX Великого, которого он обратил в христианство. Таким образом, Озроэн стал первым государством мира, официально принявшим христианство в конце II века. Вардесан был культурным человеком и поэтом-классиком сирской литературы. Он первым изобрел стихосложение для сирского языка и сочинил по образцу Псалтири 150 гимнов, которые даже употреблялись при церковном богослужении, пока в IV в. не были заменены гимнами св. Ефрема Сирина. До своего обращения Вардесан был экспертом-астрологом. По всей видимости, он до конца жизни так полностью и не изжил своих прежних увлечений. В его поэзии и философских трудах весьма явственно прослеживается серьезное гностическое влияние. И хотя он энергично противостоял распространению маркионизма в Эдессе, антиохийцы считали его самого весьма подозрительным человеком. Позже такие сирийские христиане, как св. Ефрем Сирин (306-373), считали Вардесана опасным гением. Чтобы бороться с его влиянием, которое в Эдессе было огромным, около 200 г. Серапион, епископ Антиохийский, хиротонисал эдессянина Палута в епископы эдесские. Вначале Палут возглавлял лишь малочисленную общину, однако после вхождения Эдессы в Римскую империю палутяне смогли доказать своим согражданам, что именно они, а не вардесаниты находятся в общении с великими кафедрами Антиохии, Александрии и Рима. Постепенно они вытеснили последователей Вардесана.

http://sedmitza.ru/lib/text/434682/

А.В. Попов Глава 8. 1906 год § 1. Поминки по Патриархе Антиохийском Мелетие (19 февраля/4 марта 1906 г.) «В воскресенье, в пять часов вечера, в Сиро-арабской православной кафедральной церкви г. Бруклина соборным Архиерейским служением совершено торжественное поминовение почившего блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Мелетия. Неожиданная кончина патриарха Мелетия – тяжкий удар для православных сирийцев как на родине, так и в здешней американской колонии. С грустью приняли православные наши собратья сиро-арабы эту весть, дошедшую сюда, вследствие медленности в сообщениях, уже долго спустя после дня самой кончины, чрез посредство русских газет. Сердечные братские отношения между двумя нашими ветвями Православной Церкви в Америке вызвали самое искреннее проявление сочувствия с русской стороны сирийской православной церкви в постигшем ее горе. Его Высокопреосвященство высказал желание участвовать в поминовении почившего Патриарха в сирийском кафедральном храме, среди сынов далекого Востока. Так как в ближайшее воскресенье некоторые обстоятельства, – посвящение во священники для Канады о. Гр. Вархола 858 , – требовали Владычнего присутствия на литургийном богослужении в русском кафедральном Нью-Йоркском Соборе, то панихида в Бруклине была назначена на 5 часов вечера, о чем Преосвящ. Рафаилом и было сообщено в арабской печати к общему сведению. Извещение собрало к назначенному часу много богомольцев, которые и встретили прибывшего Архипастыря. С Его Высокопреосвященством прибыли кафедральный протоиерей А. Хотовицкий, крестовый иеромонах Иоанникий и диакон А. Кальнев. Почти одновременно прибыл выразить соболезнование и помолиться и Русск. Генер. Консул Н.Н. Лодыженский. В церкви Его Высокопреосвященство был встречен сирийским священником со крестом, а в алтаре приветствован преосвященным Рафаилом. Облачившись, Архипастыри вместе с духовенством вышли из алтаря. Посредине на аналое, рядом с уготованной кутией, стоял образ Божией Матери и, по восточному обычаю, убранный зеленью и пальмами портрет патриарха Мелетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

А. Л. Дворкин Скачать epub pdf Содержание Предисловие Предисловие ко второму изданию I. Предмет истории Церкви II. Понятие об исторических источниках III. Две родины Церкви I. Начало Церкви II. Мужи апостольские. Церковное устройство III. Гонения V. Апологеты VI. Гностицизм VII. Священномученик Ириней Лионский VIII. Судьба иудаизма IX. Рост Церкви X. Распространение христианства XI. Монтанизм XII. Первые церковные разделения. Богословские споры. Новые ереси и расколы XIII. Тертуллиан XIV. Гонение Декия. Священномученик Киприан Карфагенский XV. Александрийская Церковь. Св. Климент Александрийский XVI. Ориген. Александрийская и антиохийская школы христианской мысли XVII. Великое гонение Диоклетиана и Галерия I. Император Константин и христианство II. Первый Вселенский Собор в Никее III. Арианские споры после Никейского Собора (1) IV. Юлиан Отступник V. Арианские споры после Никейского Собора (2) VI. После II Вселенского Собора VII. Христианство и Рим VIII. Монашество, аскетическая литература, блж. Иероним IX. Свт. Иоанн Златоуст X. Блаженный Августин XI. Послание апостола Павла к Римлянам, 5в понимании св. Иоанна Златоуста и блж. Августина XII. Третий Вселенский Собор XIII. Разбойничий собор XIV. Халкидонский Собор XV. Церковь и общество после обращения Константина XVI. Церковь: устройство и богослужение XVII. Распространение христианства на Востоке XVIII. Распространение христианства на Западе XIX. Папа Лев Великий и развитие идеи папского верховенства XX. Монофизитские споры после Халкидонского Собора XXI. Эпоха императора Юстиниана XXII. Христианский Восток после Юстиниана XXIII. Свт. Григорий Великий и период «Византийского папства» XXIV. Император Ираклий. Персидские войны и зарождение ислама XXV. Моноэнергизм и монофелизм. Свт. Софроний Иерусалимский. Преп. Максим Исповедник. VI Вселенский Собор XXVI. Юстиниан II и Пято-Шестой (Трулльский) Собор XXVII. Первый период иконоборчества и собор Константина Копронима. Преп. Иоанн Дамаскин XXVIII. VII Вселенский Собор и второй период иконоборчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. О Церковном пении Беседа 1. О том, как пели древние христиане I. Христианское богослужение, братья, состоит, кроме священных обрядов, из пения священных песнопений, молитв, чтения Священного Писания , совершения св. таинств и проповедания слова Божия. Скажем сначала о церковном пении и прежде всего обратимся к вопросу: как пели древние христиане? II. а) У древних христиан были различные роды пения : Иногда пел один только певец, а все прочие верующие молча слушали. Так пели, например, у египетских пустынников: у них во время богослужения пел один мерно и благозвучно псалмы, а другие молча слушали. (Евсевий «Церковная история», кн. 2 гл. 14). Иногда же пели все, собравшиеся на молитву, мужчины и женщины и даже дети. Св. Златоуст говорил: «жены и мужи, старцы и юноши различны полом и возрастом, но не различны по отношению к пению, потому что Дух Святый, соединяя голоса каждого, из всех устрояет одну мелодию» («Православное обозрение», 1873 г.). Такой образ пения употреблялся во многих местах; но в IV веке Лаодикийским собором (364 г.) постановлено было (прав. 15), чтобы вместо всего собрания народа пели только одни избранные, способные певцы. Такое постановление сделано было, вероятно, потому, что пение всем собранием народа оказалось уже нестройным и неблагозвучным, так как в это время число священных песней значительно увеличилось, а люди, между тем, уже не с таким усердием посещали храм Божий, с каким посещали прежде, и потому многие не могли быть вполне знакомы с пением и священными песнями и своим участием в пении лишь мешали знающим петь как следует. Иногда пели попеременно два хора. Такое пение, называвшееся антифонным, ввел в церковное употребление св. Игнатий Богоносец , епископ Антиохийский, по образцу слышанного им пения ангелов. («Церковная история», Сокр. кн. 6, гл. 8). А по мнению других (Феод. «Церковная история», кн. 2, гл. 24), оно было введено в употребление антиохийскими иноками Флавианом и Диодором. В IV веке оно употреблялось во многих церквах и считалось самым торжественным, а на западе введено было св. Амвросием Медиоланским . («Духовные беседы», 1872 г, 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

[Аколит; греч. κλουθος, лат. acolythus, acoluthus, acolitus - спутник, сопровождающий, служитель], в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель , помогающий священнослужителям совершать богослужение. Об А., возможно, уже говорится в Послании к Филадельфийцам (11. 1) сщмч. Игнатия Богоносца (нач. II в.), к-рый называет Рея Агафопода «мужем избранным, который сопутствует [или последует - κολουθε] мне от Сирии, отказавшись от жизни». В «Liber pontificalis» при сщмч. папе Викторе I (186-197), а также при папе Гае (кон. III в.) упоминаются «последующие» (лат. sequentes) (LP. T. 1. P. 137, 161). Впервые же в качестве члена низшего клира Римской Церкви А. засвидетельствован в 251 г., он занимал положение между 7 субдиаконами ( иподиаконами ) и 53 экзорцистами , чтецами , остиариями привратниками ) (Послание св. Корнелия, еп. Римского, к Фавию, еп. Антиохийскому// Евсевий. Церк. ист. VI 43. 11). На каждый из 7 (по числу диаконов) округов (regiones) Римской Церкви приходилось по 6 А., возможно подчинявшихся одному из субдиаконов (LP. T. 1. P. 148). В III в. А. стали относить Св. Дары в тюрьмы исповедникам (в 18-й «Песни» папы Дамаса I говорится о претерпевшем мученичество А. Тарсиции ), столетием раньше это входило в обязанность диаконов ( Иустин Философ. Апология. I 65, 67). В письмах свт. Киприана Карфагенского († 258) письмоносцы по церковным делам называются А., а один из них также и клириком, однако без указания конкретного рода церковного служения. А. упоминаются в эпиграфических памятниках Рима (с III в.), Галлии (сер. V- нач. VI в.) и Карфагена (Cabrol, Leclercq. Monumenta. T. 1. N 1989, 1999, 3122; CIL. T. 8. N 13426; Leclercq. Col. 349, 350-351). Памятник «Statuta Ecclesiae antiqua» (Древние церковные постановления; ок. 500) подтверждает наличие А. в Арле (Галлия) (Dushesne. P. 332, 350). В канонах Ирландской Церкви упоминаются архиаколуфы, но не среди 7 степеней иерархии, а отдельно вместе с певчими (Collectio. Can. 32). В др. зап. Церквах до V в. А., по-видимому, не было. Для Востока они засвидетельствованы только на Всел. I Соборе в Никее (325), где наряду со священниками и диаконами А. сопровождали епископов, однако как члены епископской свиты, а не как церковнослужители (Евсевий. Жизнь Константина. III 8). В 24-м прав. Лаодик. Собора (365), содержащем перечень степеней священно- и церковнослужителей, А. не упоминаются.

http://pravenc.ru/text/63904.html

Архив Пн В день памяти святителя Филарета Московского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Спиридона (Морозова) во епископа Бирского и Белорецкого 2 декабря 2018 г. 16:51 2 декабря 2018 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Патриаршее богослужение в Храме Христа Спасителя стало центральным событием торжеств, посвященных 10-летию Общества Друзей милосердия. Перед входом в Храм Христа Спасителя были размещены стенды с информацией о православной службе помощи «Милосердие» и организована раздача листовок c основными текстами службы и песнопений для общенародного пения, в галереях были оборудованы зоны сбора пожертвований и записи в Друзья милосердия. По прибытии в храм Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Филарета, митрополита Московского. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Спиридона (Морозова) во епископа Бирского и Белорецкого ( Башкортостанская митрополия ). Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Филиппопольский Нифон , представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси; митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон ; митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством ; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель Синодального отдел по монастырям и монашеству , наместник Троице-Сергиевой лавры ; архиепископ Верейский Амвросий , ректор Московской духовной академии ; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Егорьевский Матфей ; епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального монастыря ; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению , руководитель православной службы помощи «Милосердие»; епископ Салаватский и Кумертауский Николай ; епископ Балашихинский Николай , главный редактор Издательства Московской Патриархии ; епископ Нефтекамский и Октябрьский Амвросий ; епископ Домодедовский Иоанн , наместник Новоспасского ставропигиального монастыря ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г.

http://patriarchia.ru/db/text/5315673.ht...

Архив Пн В общинах Русской Православной Церкви в разных странах мира молятся о жертвах теракта в «Крокус Сити Холле» 25 марта 2024 г. 12:29 Молитвы о погибших во время теракта в концертном зале «Крокус Сити Холл» в подмосковном Красногорске и здравии раненых совершаются в представительствах Русской Православной Церкви в Поместных Православных Церквах, на приходах Московского Патриархата в зарубежных странах на разных континентах. В субботу 23 марта в храме священномученика Игнатия Богоносца — Представительстве Русской Православной Церкви в Дамаске (Сирия) — была совершена Божественная литургия. Богослужение совершил представитель Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриаршем престоле архимандрит Филипп (Васильцев) . После богослужения он  отслужил  панихиду по всем невинно погибшим в Красногорске. На следующий день, 24 марта, в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Жаль Эль Дибе (Ливан) прихожане Подворья Русской Православной Церкви молились за утреней и Литургией. Затем архимандритом Филиппом был совершён чин, певаемый в Неделю Торжества Православия, и  отслужена панихида по всем жертвам террористического акта. В храме присутствовал представитель Министерства иностранных дел Ливана Родриг Эль Хури. 23 марта начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Вассиан (Змеев) в Илиинском храме подворья Миссии в Хайфе (Израиль)  совершил литию по невинноубиенным жертвам террористического акта. Отцу Вассиану сослужили ключарь подворья протоиерей Мирослав Витив, клирики миссии иеромонах Тихон (Прояев) и диакон Макарий Петухов. В Белграде (Сербия) в храме Святой Троицы  — подворье Русской Православной Церкви — 23 марта собрались прихожане, чтобы помолиться о тех, кто лишился жизни в результате действий террористов, напавших на концертный зал в Подмосковье. Панихиду  совершил настоятель храма, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Сербском протоиерей Виталий Тарасьев. Обращаясь к присутствовавшим, он призвал всех молиться о невинно убиенных и пострадавших.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Архив Пн В последний день визита в Латинскую Америку Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Литургию в соборе апостола Павла в Сан-Паулу Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов, Платон Конухов, Артём Леднёв. 21 февраля 2016 г. 23:26 21 февраля 2016 года, в Неделю о мытаре и фарисее, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе святого апостола Павла Бразильской митрополии  Антиохийского Патриархата  в г. Сан-Паулу. Его Святейшеству сослужили: Божественная литургия совершалась на церковнославянском и португальском языках. За богослужением молились представители российской и сирийско-ливанской диаспор в Бразилии, горячо приветствовавшие Предстоятеля Русской Православной Церкви. В храме присутствовали губернатор штата Сан-Паулу Жералду Алкмин, мэр г. Сан-Паулу Фернандо Хаддад, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Федеративной Республике Бразилии С.П. Акопов, генеральный консул Российской Федерации в Сан-Паулу К.С. Каменев, архиепископ Сан-Паулу кардинал Одилиу Педру Шерер, сотрудники дипломатического корпуса, аккредитованные в Сан-Паулу, представители Римско-Католической Церкви Бразилии и иных христианских конфессий. Богослужебные песнопения исполнил хор духовенства Московской епархии (регент — священник Сергий Голев). После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл  произнес проповедь . На сугубой ектении были вознесены прошения о христианах «на Ближнем Востоке и во иных землех гонимых». Святейший Владыка прочитал молитву о мире на Ближнем Востоке. По окончании Литургии Предстоятеля Русской Церкви  приветствовал  митрополит Сан-Паулу и всей Бразилии Дамаскин, который преподнес Его Святейшеству икону святых равноапостольных Петра и Павла. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся в соборе со словом: «Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Дамаскин! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Высокопреосвященство, господин архиепископ этого града! Господин губернатор! Господа послы, дамы и господа, братья и сестры!

http://patriarchia.ru/db/text/4383706.ht...

Архив Пн Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн X и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетили подворье Антиохийской Церкви в Москве 27 января 2014 г. 22:08 27 января 2014 года  Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X  и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетили храм Архангела Гавриила — подворье  Антиохийской Православной Церкви  в Москве. Предстоятелей встречали настоятель подворья, представитель Патриарха Антиохийского при Московском Патриаршем престоле  архиепископ Филиппопольский Нифон , многочисленные прихожане и гости, в числе которых — председатель  Императорского православного палестинского общества   С.В. Степашин , председатель Попечительского совета Центра национальной славы и  Фонда святого апостола Андрея Первозванного   В.И. Якунин , главы дипломатических миссий, аккредитованные в Москве. Блаженнейшего Патриарха Иоанна сопровождали митрополит Аккарский Василий, митрополит Триполийский Ефрем, архимандрит Филипп (Язейджи), архимандрит Парфений (Аллати), архидиакон Герасим (Каббас) и группа мирян. Блаженнейший Патриарх Иоанн и Святейший Патриарх Кирилл отслужили в храме молебен. За богослужением, совершавшемся на русском и арабском языках, молились председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , представитель Александрийской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий, председатель  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению   епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , представитель  Иерусалимской Православной Церкви  при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Стефан (Диспиракис), секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов), клирики храма. По завершении молебного пения архиепископ Филиппопольский Нифон обратился со словами приветствия к Предстоятелям Антиохийской и Русской Православных Церквей, отметив: «Нам радостно приветствовать вас в храме нашего подворья, на стенах которого — образа великих антиохийских и русских святителей: Иоанна Златоуста, Сергия Радонежского, Иоанна Дамаскина, Алексия, митрополита Московского и всея Руси. Эти святители объединяют нас в молитве, дабы мы единым сердцем прославляли нашего Спасителя. Мы всегда с любовью вспоминаем здесь святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, по благословению которого в 1848 году было создано Антиохийское подворье в Москве, и просим его помощи в укреплении этого моста любви между нашими Церквами, особенно сейчас, когда мы молимся за наш страждущий Восток».

http://patriarchia.ru/db/text/3546522.ht...

архим. Иов (Гумеров) Послание к евреям Литература Основная Аверкий (Таушев) , архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 2: Апостол. М.: ПСТБИ, 1995. Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2006. Дополнительная Творения святых отцов Зачала из Послания к евреям с древних пор читаются в церкви за богослужением. По этой причине толкователи, преимущественно восточные, уже с IV в. обращают на него свое внимание. В настоящее время известны следующие святоотеческие толкования на Послание к евреям: Ефрем Сирин , при. Творения. В 8 т. Т. 7. Толкование на Послания ап. Павла. Сергиев Посад, 1995. Григорий Нисский , сет. О жизни Моисея. М., 1999. С. 68–73. Ч. II: Взгляд на жизнь Моисееву: о нерукотворенной и земной скинии. Евсевий Памфил , еп. Церковная история. М., 1993. Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PG, 59 col. 63–64. Имеется в русском переводе. Свт. Иоанн Златоуст . Полное собрание творений. Т. XII. Кн. 1. М.: Радонеж, 2004. С. 5–281. Последовательные, очень подробные толкования на все 13 глав Послания к евреям изложены Златоустом в форме бесед на богослужебных собраниях. Записаны и изданы уже после смерти святителя неким Константином, пресвитером антиохийским. Кирилл Александрийский , свт. PG 74, col. 953–1006. Довольно пространные толкования на отдельные стихи Послания к евреям. Феодорит Кирский , блж. PG 82. Есть в русском переводе. Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. XII. Творения блж. Феодорита , епископа Киррского. М.: Паломник, 2003. С. 502–575. Постишный комментарий на все 13 глав Послания к евреям. Иоанн Дамаскин , прп. PG 95, col. 929–998. Последовательное толкование на все 13 глав Евр. Комментарии довольно краткие, по одному-два предложения на каждый стих Послания. Икумений. PG 119. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. PG 125. Доступен в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. Спб., 1911. С. 903–1020. Последовательный комментарий на все 13 глав послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010