Вопрос: Что означает имя Пелагея? Есть ли святая, которая имеет такое же имя? Если да, то когда Православная Церковь вспоминает эту святую за богослужением? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : По-церковнославянски это имя пишется и произносится Пелагия. Оно имеет греческие корни и в переводе означает «морская». В месяцеслове нашей Церкви указаны имена семи святых: св. мученица Пелагия Тарсийская († 290; память 4/17 мая, 7/20 октября); св. дева Пелагия Антиохийская († 303; память 8/21 октября); преп. Пелагия Палестинская († 457; память 8/21 октября); блаженная Пелагия Дивеевская (Серебренникова; † 1884; память 30 января/12 февраля); преподобномученица Пелагия (Жидко; † 1944; память 13/26 июня); новомученица Пелагия (Балакирева; † 1943; память 17/30 июня); преподобномученица Пелагия (Тестова; † 1944; память 21 октября/3 ноября). Особо назидательно житие Пелагии Палестинской. Она была блудницей в Антиохии. Вела развратную жизнь, но была обращена святителем Нонном, епископом Илиопольским. Об этом чуде воскресения души рассказывает современник и очевидец диакон Илиопольской Церкви Иаков. «Дивное событие, – пишет он, – произошло в наши дни; посему я о нем и передаю вам, братиям святым, чтобы, читая со вниманием, получили вы великую пользу. Святейший архиепископ Антиохии созвал к себе по церковным нуждам из окрестных городов восемь епископов. Между ними был и святой Божий человек, мой епископ Нонн, муж предивный, прежде бывший самым строгим иноком Тавеннского монастыря. За свою добродетельную жизнь он взят был из монастыря и поставлен в епископа. Нонн пришел из Илиополя, захватив и меня с собою. Когда епископы собрались в церковь святого мученика Иулиана, то пожелали слышать от Нонна поучение и сели все при дверях церковных. Нонн тотчас стал изустно поучать на пользу и на спасение слушавшим. Все благоговейно внимали святому учению его. В то время одна женщина – язычница, известная по всей Антиохии блудница – проходила мимо дверей церковных с великою гордостью, одетая в многоценные одежды, украшенная золотом, дорогими каменьями и жемчугом, окруженная множеством девиц и юношей в красивых одеждах, с золотыми ожерельями.

http://pravoslavie.ru/7022.html

Закрыть itemscope itemtype="" > РПЦЗ: Вмешательство Фанара в вопросы УПЦ и признание раскольников не объединяет людей, а разделяет во всем православном мире 28.11.2018 654 Время на чтение 8 минут Почему Фанар проявляет осторожность по отношению к православным в Америке, а к Украине относится столь безответственно? Какова позиция РПЦЗ в отношении политики Фанара? Эти и другие актуальные вопросы - в нашем интервью с протоиереем Серафимом Ганом, Управляющим делами канцелярии Архиерейского Синода, секретаря Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. - Отче, каково юрисдикционное положение православных Церквей в США? - В грядущем году будет молитвенно отмечаться 225-летие Православия в Америке, которое распространилось на этой земле благодаря миссионерской делегации валаамских монахов. Здесь прославились валаамский подвижник преподобный Герман, Аляскинский чудотворец; митрополит Иннокентий (Вениаминов), великий святитель и равноапостольный просветитель Америки; Святейший Патриарх Тихон, будущий исповедник веры Христовой, укрепивший присутствие православных в США и усердно заботившийся об окормлении всех представленных здесь единоверных братских народов. Святитель Тихон много потрудился над переводом богослужения на английский язык. Он ставил архиереев и священнослужителей, входивших в Северо-Американскую епархию Русской Православной Церкви, для должного окормления сербов, арабов, греков и других православных, оказавшихся на чужбине. Знаменитый святитель Бруклинский Рафаил был поставлен во епископы будущим Патриархом Тихоном с целью управления антиохийскими приходами на территории Северной Америки. Епископ Рафаил, совершая богослужения при подведомственных ему приходах, служил на арабском, английском и даже на церковно-славянском. Его святые мощи, как и честные останки святителя Тихона, были обретены нетленными в 90-х годах минувшего века. Из этого и многого другого видно, что святитель Тихон, продолжая святое дело своих предшественников, строил не только Американскую Русь, но и новую Поместную Церковь, вкусив сладость больших успехов как в миссионерском делании, так и в весьма сложном деле церковного строительства, о чем свидетельствуют многочисленные исторические материалы.

http://ruskline.ru/opp/2018/noyabr/28/rp...

Закрыть itemscope itemtype="" > С Днём духовного рождения нашего народа! В Крестном ходе в Киеве приняло участие рекордное число верующих — более 350 000 человек 27.07.2021 1681 Время на чтение 3 минуты Фото: УПЦ МП Сегодня на Украине торжественно отмечается 1033-я годовщина со Дня Крещения Руси . Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил праздничный молебен у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке в Киеве, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ МП. Вместе с Его Блаженством за богослужением молились представители Антиохийской, Сербской Православных Церквей и Православной Церкви Чешских земель и Словакии, епископат, духовенство всех епархий Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, десятки тысяч православных верующих со всей Украины и группы иностранных паломников из Черногории, Грузии, Польши и других стран. Богослужебные песнопения исполнил хор Киевской духовной академии и семинарии под руководством архимандрита Романа (Подлубняка). За богослужением были вознесены молитвы с благодарностью Богу за все благодеяния, которые Господь даровал Украине, за то, что Он избрал наш народ и через святого князя Владимира привел к Православной вере. От имени всех верных звучали молитвенные просьбы сохранить Церковь от расколов и невзгод, приумножить любовь среди нашего народа и даровать мир и благосостояние украинскому государству. После завершения молебна Митрополит Онуфрий обратился к многолюдной пастве с приветствием и духовным наставлением. «Сердечно поздравляю с Днем Крещения Руси - Днем духовного рождения нашего народа! Пусть Бог молитвами святого князя Владимира помогает нам. Пусть Бог молитвами Пречистой Своей Матери хранит всех нас!» – пожелал Предстоятель УПЦ МП. После завершения молебна на Владимирской горке Митрополит Онуфрий вместе с представителями Поместных Православных Церквей, епископатом и духовенством УПЦ МП возглавил Большой Крестный ход с чудотворными иконами. В молитвенном шествии в этом году приняли участие 350 тысяч православных верующих — такую цифру во время брифинга озвучил Управляющий делами УПЦ МП митрополит Антоний.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/27/s_...

Название Литургики, или науки о Богослужении Православной церкви, происходит от греческого слова Λειτουργα, (от Λετος – общественный и ργον – дело), что в теснейшем смысле слова означает всенародное Богослужение, соединенное с приношением бескровной жертвы, или, иначе сказать, означает святейшую Евхаристию. В более обширном смысле слово Λειτουργα означает всякую службу, установленную святою церковью во славу Триипостасного Бога. В 4-м правиле Антиохийского собора, бывшего в 341 году, читаем: «аще кто Епископ, от собора изверженный, или пресвитер, или диакон от своего Епископа отлученный, дерзнет что-либо творити от Λειτουργας – служб.... Здесь под словом Λειτουργα – служба, по толкованию канонич. правил Зонары (12 в.), должно разуметь не только Божественную Евхаристию, но и всякое Богослужение, которое обязаны совершать священные лица. В деяниях собора Ефесского прямо сказано, что словом Λειτουργα могут назваться и вечерня и прочие церковные моления – κα σπερινα κα ωθινα, κα Λειτουργαι. 1 Св. Климент, Епископ Римский (2 века) говорит, что «Господь повелел в определенные времена совершать приношения и литургии – προσφορς κα Λειτουργας и повелел сему быть не без рассуждения и не без порядка, но в известные времена и часы». Теперь, если слово Λειτουργα, на основании приведенных авторитетных свидетельств, нужно понимать в более обширном значении то, след., Литургика, как наука, должна заниматься изложением учения о Богослужении вообще. Далее, она может называться екклезиастикою, или наукою о церковном Богослужении. И это вот почему: должно знать, что Литургика рассматривает христианскую религию именно в том отношении, как она должна правильно и на законных основаниях внешне выражаться в обществе многих людей, связанных между собою в одно благодатное царство Христово или в церковь Бога жива. 2 А церковь , или общество верующих в Иисуса Христа, содержа веру христианскую, должна, во-первых, обнаруживать в себе внутренний дух этой веры, во-вторых, должна назидать, питать благочестивые души верующих: для этого у ней есть священнодействия и священные обряды (различие этих предметов будет показано в свое время). Таким образом, называя Литургику екклезиастикой, мы обозначаем этим, что она должна заниматься рассмотрением того, как религия христиан выражается в священнодействиях и обрядах Церкви, как общества верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie В день памяти святителя Николая Чудотворца митрополит Иларион совершил богослужение на московском Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии 19 декабря 2016 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме святителя Николая в Котельниках – на Патриаршем Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве. В этот день отмечалось 17-летие со дня основания московского Подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Председателю ОВЦС сослужили представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон, архиепископ Пражский и Чешских земель Михаил, викарий Видинской митрополии епископ Белоградчишский Поликарп (Болгарская Православная Церковь), представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский), клирики храма. На богослужении присутствовали Чрезвычайный и Полномочный посол Чешской Республики в Российской Федерации В. Ремек, советник Посольства Словацкой Республики в Российской Федерации И. Дерцо, президент Фонда единства православных народов В.А. Алексеев. После сугубой ектеньи митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине. По окончании Литургии было совершено славление перед чудотворной иконой святителя Николая. Затем настоятель храма архимандрит Серафим (Шемятовский) обратился к митрополиту Илариону со словами приветствия. «В этот торжественный день, престольный праздник нашего храма и 17-летие со дня основания подворья при Патриархе Московском и всея Руси, хотел бы, прежде всего, поблагодарить Святейшего Патриарха Кирилла, который благословил Вашему Высокопреосвященству совершить сегодня Божественную литургию, доставив нам большую радость молиться вместе с Вами перед престолом Божиим», – в частности, отметил он.

http://mospat.ru/ru/news/48865/

Разделы портала «Азбука веры» В книге своих воспоминаний «В родном углу» писатель и историк Сергей Николаевич Дурылин, описывая глубокое благочестие своего отца, потомственного купца, приводит пример одного обычая, которому тот неукоснительно следовал всю жизнь: «Каждый понедельник – день, посвященный ангелам, отец неопустительно ходил к обедне в Архангельский собор, особенно почитая Архангела Михаила… Это неопустительное хождение в Архангельский собор по понедельникам, нарушавшее обычное течение его «трудов и дней», отец исполнял по обету, данному еще в молодых годах, и исполнял до старости. Никто не знал, когда и при каких условиях дан был отцом этот обет, но он никогда – разве болезнь приковывала его к постели – не нарушал исполнения этого обета и, сколько помню, никого никогда не брал с собою в эти понедельники в Архангельский собор» 1 . Откуда идет эта традиция, как видим, глубоко укоренившаяся на Руси, посвящать дни недели памяти определенных святых или событий Священной Истории? Истоки ее следует искать в Византии и связаны они с историей Октоиха – одной из наиболее употребительных книг в греческом богослужении. Современная наука употребляет термин «Октоих» в основном в двух смыслах: первый – это система пения на восемь гласов, принятая в церковном богослужении; второй – книга, используемая в современном православном богослужении 2 . Если традиция церковного пения на гласы уходит корнями в глубокую древность и наиболее ранние сборники литургической поэзии восьми гласов датируются VI–VII веками (Октоихи Севира Антиохийского, Иоанна Дамаскина ), то об Октоихе как богослужебной книге в современном ее значении можно говорить лишь начиная с IX века. IX век – это переломное для истории византийской гимнографии время, когда получила окончательное оформление вся система церковного пения, заимствованная из Палестины, были заложены основы современного богослужебного устава и в результате деятельности крупнейших константинопольских песнописцев того времени: преподобных Феодора и Иосифа Студитов, Иосифа Песнописца, Феофана Начертанного и других, – появился комплекс основных книг Восточно-Православной Церкви: Триоди, Октоиха, Служебных Миней и тем самым завершена работа по созданию годового круга церковных песнопений.

http://azbyka.ru/k-istorii-formirovaniya...

1 Eusebius, Historia, V, 24 2 Ibid. 3 Corp. script.ecclesiastic.latin. Vindob., XX, 1900, p.274 4 F.X.Funk, Didascalia et Constit. Apostolorum, 1906, I,288 5 Учение XII апостолов, гл. VIII 6 Апостольск. Постановл., VII, 23 7 Funk,цum.uзд.,286,288 8 Посл.канонич.,пр.1 9 Texte u.Untersuch.,III,1888,S.179—195 10 Corp. script, ecclesiastic, latin., XXXIX,85. 11 Biblioth. orientalis, 1,23. 12 Ibid. 13 А. Дмитриевский, Опис. литург. рукописей Востока, 1,1895, стр. 127—129. 14 «Аще кто епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во св.40-цу пред Пасхой, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен, аще же мирянин, да будет отлучен» 15 Если выкинуть из апостольских правил переделанные правила Антиохийского собора 341 г. (7—11, 14—16, 28, 31—41), то оставшиеся правила до 60-го почти повторяют собою план VIII-oй книги Апост. Постановлений. Вероятно, они постепенно образовывались, вместе с нею, как приложение к «Учению XII апостолов», находящемуся в VII-oй книге, и некогда составляли вместе с последней одну книгу. См. об этом другую книгу автора — «Евхаристическая молитва», 1908, стр. 52—61. 16 PG. 12, col. 528. 17 F. Funk, D. Entwickelung d. Osterfastens в Kirchengeschichtliche Abhandlungen, 1,1897, S. 252. 18 Наиск, Real-Encyklopädie, V, 770. 19 PG, 24, col. 694. 20 Collatio XXI, 30. PL, 49. col. 1208—9. 21 «В древности многие приступали к св. Тайнам без разбора и как случалось, особенно в то время, когда Христос преподал их. Заметив вред, какой происходит от небрежного преступления, отцы, собравшись вместе, назначили сорок дней поста для молитвы, слушания (слова Божия) и Церковных собраний». — Против Иудеев, слово III. Творения в русск. перев., I, 1895, стр. 663. 22 V, 21. 23 VII, 29. 24 I, 11. 25 Русск. пер., Т. II, 1896, стр. 186. 26 PG, 26, col. 1413. 27 I, 13. 28 Он, например, отмечает, что в Элладе, Иерусалиме и Фессалии вечернее богослужение совершается так же, как и у константинопольских новациан. — V, 22.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3473...

9 октября, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, прошли торжества, посвященные 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения. За Божественной литургией в домовом храме Санкт-Петербургской духовной академии Его Святейшеству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, митрополит Минский и Слуцкий Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, и.о. управляющего делами московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион, председатель Учебного комитета при Священном Синоде, ректор Московской духовной академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон, архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан, архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима, ректор Киевской духовной академии и семинарии архиепископ Бориспольский Антоний, епископ Архангельский и Холмогорский Тихон, епископ Петергофский Маркелл, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий, епископ Выборгский Назарий, духовенство Санкт-Петербургской митрополии, выпускники и гости в священном сане, прибывшие на юбилей в духовную академию. За богослужением также молились представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси епископ Филиппопольский Нифон, епископ Бачский Ириней (Сербская Православная Церковь), митрополит Доростольский Иларион (Болгарская Православная Церковь), представители Поместных Православных Церквей, а также делегации Московской, Минской, Кишиневской и Киевской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и других духовных школ Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210098...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Иоанн Златоуст Феодосии II Малый, или Младший (408-450) А.А.Васильев. История Византийской империи Иоанн Златоуст На фоне германских осложнений выступает выдающаяся личность константинопольского патриарха Иоанна Златоуста. Будучи родом из Антиохии и учеником знаменитого ритора Либания, Иоанн, готовившийся к светской карьере, отказался от нее и, приняв крещение, отдался всей душой проповеднической деятельности в родной Антиохии, где он был пресвитером. Временщик Евтропий, после смерти патриарха Нектария, остановил свой выбор на знаменитом уже антиохийском проповеднике Иоанне, который и был тайно увезен в столицу из боязни, чтобы антиохийское население, очень любившее своего проповедника, не воспротивилось его отъезду. Несмотря на происки Феофила, епископа Александрийского, Иоанн был посвящен в епископы, и ему вверена была столичная кафедра (398 г.). Столица получила в его лице замечательного, бесстрашного оратора и одного из тех убежденных людей, у которых принципы не расходились с делом. Проповедник строгой нравственности и противник излишней роскоши, не отступавший от своего никейского мировоззрения, Иоанн встретил среди своей паствы немало врагов. Среди последних находилась императрица Евдоксия, любившая роскошь и удовольствия, которую он в своих публичных проповедях осыпал упреками, а в одной из них, подлинность которой некоторыми учеными, без больших оснований, оспаривается, сравнивал с Иезавелью и Иродиадой. Твердой политики он держался по отношению к арианам-готам, которые, как уже было сказано выше, в лице Гайны требовали уступки им для совершения арианского богослужения одной из столичных церквей. Иоанн отказал в просьбе, и готы примирились с этим и продолжали довольствоваться отведенной им церковью за городскими стенами. Но к меньшинству готов, которые были православными, Иоанн относился очень внимательно, он отвел им церковь в городе, часто бывал в ней и через переводчика вел с ними беседы.

http://sedmitza.ru/lib/text/434259/

VIII. Приготовление и освящение мира в великий четверг в Константинополе в патриаршей Великой Церкви Исключительную особенность богослужения великого четверга в константинопольской Великой Церкви составляет совершаемый вселенским патриархом чин мироосвящения, получивший надписание в специальной филладе: „Διταξις περ τοδ γιου μρου“ 126 . В других православных церквах христианского Востока, за исключением Букарешта въ 127 , чин этот не совершается, причем и здесь в первый раз торжественно он был совершен лишь в 1882 году. Эту привиллегию всегда ревниво оберегала Великая Церковь константинопольская, желая удержать с собою „в каноническом единении“ все прочие православныя церкви Ближнего Востока, а посему и предписывала, чтобы освященное ею миро получали из Константинополя все патриархаты и даже автокефальные церкви, как, напр., элладская (с 1850 г., июля 29) и сербская (с 1879 г., апреля 27) и др. Само собою разумеется, что церкви, не находящиеся с нею в общении, как, напр., антиохийская, и признаваемые ею за схизматические, как, напр., болгарская, лишены этого „канонического единения“, а вместе с тем и права получать из Константинополя освященное миро. И та и другая церкви, не имея возможности, за скудостью денежных средств, приготовлять у себя миро, пользуются в этом отношении братскими услугами единоверной им церкви русской, в которой, как известно, ежегодно совершается мироосвящение или в Москве, или в Киеве, и которая не порвала своего духовного обшения и с этими православными церквами Ближнего Востока. Чин мироосвящения греческой константинопольской церкви, составленный известным ученым патриархом ея Констанцием I (1830–1834), бывшим питомцем Киевской духовной Академии, был напечатан в первый раз в 1833 году и повторен печатанием в патриаршей константинопольской типографии, в количестве лишь 50 экземпляров, в 1890 году 128 . Составитель ныне практикуемого на Востоке чина мироварения и освящения его, как питомец русской высшей богословской школы, ознакомившийся, в бытность свою в Киеве, с порядками, соблюдаемыми здесь при этом священнодействии, на практике, в значительной степени сблизил оба чина – восточный и русский, подчинив первый сильному влиянию последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010