Евсевий, почтеннейший епископ дорилейский, сказал: «(прежде ты убил святейшего архиепископа Флавиана), ты уже убил и меня». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «я отвечаю Богу и здесь и там». Евсевий, почтеннейший епископ дорилейский, сказал: «и пред законами, как сам говоришь. Зачем же я пришел? Конечно затем, чтобы требовать наказания тебе. Не для приветствий же ты сюда пришел»? Пасхазин, почтеннейший епископ, сказал: «позволено ли было епископу Флавиану, когда этот (т. е. Диоскор) слушает, говорить так же, как говорит и этот»? Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «но в настоящее время собор действует с справедливостию». Луценций, почтеннейший епископ, занимавший место апостольского престола, сказал: «собор справедлив: пусть же дано будет справедливое суждение о том и о другом». – Вероникиан, благоверный секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка: 123 «Боголюбезнейший епископ города Палта Савва сказал: мы научены следовать (святым) отцам. Наши отцы, бывшие в Никее, говорили не от себя, но (что) возвещал Святой Дух. Подобным образом боголюбезнейший, святейший, блаженный Кирилл от Святого Духа говорил и учил о том, что говорили отцы. Ему следовал и первенствующий на Востоке боголюбезнейший Иоанн, епископ антиохийский. Ему следовал и, прежде говоривший, боголюбезнейший епископ Василий. Точно так же и я мудрствую и исповедую. Если кто во всей вселенной не мудрствует согласно с этой верою, тот чужд не только мне, но и всем истинно верующим. Прошу вашу святость отправить эту грамоту на Восток и избавить нас от нареканий. Кто не подпишется под грамотой, тот да будет нам чужд. – Боголюбезнейший епископ валентиниапольский Фома сказал: так как догматы, изложенные на святом соборе, бывшем в Никее, и в метрополии Ефесе, душеполезны, то мы так и веруем и учим наш народ. А кто мудрствует не так, того мы считаем чуждым православной Церкви. – Боголюбезнейший епископ города на острове Хиосе Трифон сказал: мы уверовали и веруем по изложению святых отцов, бывших в Никее, и блаженнейшего и святейшего архиепископа Кирилла.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Папа Лев получил 12 мая приглашение на собор. Сам он и не думал двигаться. Аттила был y ворот Рима. A кроме того, папа и не предвидел важности дела. Он послал легатов с письмами к императору, к Флавиану, к собору и к монахам Константинополя. Из них к Флавиану было самое важное. Это — знаменитый томос папы Льва. Все его значение вскрылось впоследствии. Это изложение учения ο боговоплощении в терминах очень простых и в то же время довольно точных: две полные природы , способные каждая в своей области к действию, но в единстве одного лица . Вот некоторые из его положений. «Неполезно для спасения и одинаково опасно признавать в Иисусе Христе или только Бога без человека, или только человека без Бога.» «Для нашего искупления нужно было, чтобы один и тот же посредник между Богом и человеком, человек Иисус Христос, с одной стороны, и мог бы умереть, a c другой — не мог бы... … Ибо каждая природа в общении с другой производит то, что ей свойственно. A именно: Слово производит тο, что свойственно Слову, и плоть следует тому, что свойственно плоти. Еще и еще повторяю: один и тот же истинно Сын Божий и истинно Сын Человеческий... ...Ибо хотя в Господе Иисусе Христе — Боге и Человеке — Одно Лицо, однако иное есть то, откуда происходит в том и Другом общее уничижение, и иное есть то, откуда происходит общая слава. Итак, в силу этого единства Лица, познаваемого в той и другой природе, и говорится, с одной стороны, что Сын Человеческий сошел с неба, тогда как (собственно) Сын Божий воспринял плоть от той Девы, от которой он родился, и, с другой стороны, можно сказать, что Сын Божий распят и погребен, хотя и распятие и погребение претерпел Он не в Божестве самом, по которому Единородный совечен Отцу и Единосущен, но в немощи нашей природы.» Особые достоинства папского послания составляют равномерность логических ударений на обеих сторонах догмата воплощения (против чего грешили обе школы, и Александрийская и Антиохийская) и его необыкновенное ораторское и литературное искусство , богатство синонимических глаголов, рисующих действие двух природ.

http://sedmitza.ru/lib/text/435167/

Христос, – говорит Апостол Павел, – «поставил одних Апостолами, других Пророками, иных Евангелистами, иных Пастырями и Учителями к совершению святых на дело служения для создания Тела Христова, дабы все возращали в Того, Который есть Глава», то есть во Христа ( Еф. 4:11,12,15 ). И тот же Апостол заповедует тем, коих Дух Святый поставил Епископами, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Своею Кровью( Деян. 20:17 ). Ибо каждый Епископ есть представитель благодати Христовой для своей паствы, за которую должен дать ответ Общему Пастыреначальнику Христу и как местоблюститель Его в кругу своей Церкви, по нестрогому словоупотреблению называется её Главою. Существенно же Сам Господь и Бог наш – Иисус Христос, и един Он есть Глава Церкви. Когда несколько Епископов находятся под управлением одного старейшего или многих, соединенных в один правительственный Собор, то старейший, смотря по пространству области его и власти, именуется Архиепископом, Митрополитом, Экзархом и Патриархом, или Патриарха заменяет равный ему в достоинстве Синод. В таком виде Вселенская Церковь представляет свою Высшую Иерархию в Великих Церквах: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Российской. Все же вкупе Православные Церкви, повсеместно разсеянные, могут образовать из себя Вселенский Собор, который в союзе мира властен управлять Кафолической Церковью и непогрешителен в своих уставах. Соборы Вселенские и Поместные служили всегда утверждением Церкви, когда возникали ереси и соблазны, предвиденные, впрочем, Апостолами. «Дух ясно говорит», – возвещал Св. Павел, – «что в последние времена отступят некоторые от веры, слушаясь духов обольстителей и учения бесовского» ( 1Тим. 4:1 ). И потому заранее увещевал: «смотрите, братия, чтобы кто не прельстил вас философией и суетной лестью, по преданию человеков, по вещественным началам мира, а не по Христу, ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:8,9 ). «И хотя бы и мы, или Ангел в Небе стал благовествовать вам, не то, что мы вам благовествовали, да будет анафема» ( Гал.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   Проповедав веру в Дервии и приобретя довольно учеников, апостолы мужественно предприняли обратный путь чрез те же города, где проповедовали веру и претерпели гонение, для того, чтобы ободрить и укрепить в вере новообращенных христиан.    В каждой основанной ими Церкви апостолы рукополагали пресвитеров, которым поручали пасти Христову Церковь и распространять веру. Это была вторая священная степень. Название «пресвитер» (значит «старейший») показывает, что в эту должность апостолы избирали старейших или по возрасту, или по времени обращения, как более опытных и надежных, для того, чтобы они могли быть руководителями других. Наконец, не заезжая на остров Кипр, апостолы возвратились в Антиохию Сирийскую.    – Можно полагать, что полнота и сила дарований Святого Духа, явленная Павлом в обращении римского проконсула, указали в нем главного апостола языков и поставили его выше Варнавы. Имя Павла он усвоил себе или в благодарное воспоминание об этом великом успехе проповеди, или по значению этого слова, которое благоприятствовало великому смирению первоверховного апостола (parvus – малый); по мнению некоторых, он и ранее сего имел это римское имя, только среди иудеев не употреблял его, а стал употреблять после того, как окончательно вступил на поприще проповеди язычникам. 10. Апостольский собор в Иерусалиме (51 г. по Р. X.)...    По возвращении апостола Павла в Антиохию пришли туда некоторые христиане из иудеев и начали учить христиан, обратившихся из язычников: «Если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись». По сему поводу произошло разногласие и немалое состязание с ними у Павла и Варнавы. Возник вопрос трудный, грозивший разделением Церкви: нужно ли христианам соблюдать обрядовый закон Моисеев? Для разрешения его антиохийские христиане обратились к апостолам и пресвитерам в Иерусалиме, а они по заповеди Спасителя (Мф. 18:17) собрались вместе для рассмотрения сего дела.    По долгом (предварительном) рассуждении апостол Петр сказал, что его первого Бог избрал для проповеди язычникам и, «очистив сердца их верою, даровал им Святого Духа, как и нам: что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?» Варнава и Павел рассказали, со своей стороны, какие знамения и чудеса Бог сотворил через них среди язычников. В заключение говорил святой апостол Иаков, и слова его как бы выразили решение (резолюцию) собора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Апостол Иаков говорит: Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Все эти предметы были чрезвычайно важны. Потому для бывших язычников Апостольским собором было составлено наставительное письмо, в котором от лица всех апостолов и пресвитеров Церкви Христовой говорилось, угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого. Послание в Антиохию было доставлено апостолами Павлом и Варнавой, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа, а также Иудой и Силой, которые должны были изъяснить представителям антиохийской общины то же и словесно. Как мы слышали, эта миссия была успешно выполнена. Христиане из язычников с радостью восприняли апостольское письмо. Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их. Сила остался еще на некоторое время в Антиохии, а Иуда благополучно вернулся в Иерусалим. Возлюбленные о Господе братья и сестры! По человеческой своей немощи нам свойственно осуждать других людей. Христиане из иудеев судили христиан из язычников за то, что они не выполняли ветхозаветные обряды. Мы судим тех людей, которые, приходя в храм, быть может, по незнанию делают что-то неправильно или одеты неподобающе. Но если бы тогда Апостольский собор не принял важного и правильного решения, скольких верных последователей Христовых Святая Церковь могла бы потерять! Точно так же и сейчас, резкими словами своими, недобрыми упреками или, хуже того, строгими выговорами мы тоже можем оттолкнуть от Церкви тех, кого Господь в данный момент призывает. Да, вполне возможно, что они не обладают пока достаточными знаниями, не понимают элементарных вещей, но они пришли в храм Божий, вступили на путь, ведущий к Богу, и одно это уже значимо и важно. Вот почему не осуждать и не упрекать мы должны новоначальных, а помочь, поддержать, подсказать.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

В 39-м году, когда христианство проникло и в столицу востока Антиохию и распространилось здесь между язычниками, Апостолы послали к ним Варнаву. Варнава, вызвав к себе на помощь Савла, целый год с ним трудился над устроением Церкви антиохийской. В ней-то в первый раз верующие стали именоваться христианами. 7. Первое благовестническое путешествие Ап. Павла Когда Церковь антиохийская была достаточно устроена, Дух Святой воззвал Савла и Варнаву на проповедь в других местах. Они отпущены были после поста, молитвы и возложения рук. Со словом благовестия Апостолы отправились сначала на остров Кипр, родину Варнавы, и дошли до города Пафоса. Здесь римский проконсул Павел Серий пожелал слышать Слово Божие, но бывший при нем иудейский волхв старался отвратить его от веры. Павел поразил слепотой волхва и тем обратил проконсула. Из Пафоса Апостолы отправились в Малую Азию и прибыли в Антиохию Писидийскую. Здесь, в один субботний день, они посетили синагогу. После чтения закона и пророков начальники синагоги предложили им сказать поучение народу. Павел встал и проповедал о необходимости веры в Господа Иисуса Христа. При выходе Апостолов из синагоги язычники просили проповедать им о том же в следующую субботу. В назначенный день почти весь город собрался слушать Слово Божие. Иудеи, увидя собравшийся народ, исполнились зависти и стали сопротивляться всему, что ни говорил Павел. Тогда Апостолы смело сказали им: «прежде всего вам, надлежало проповедать Слово Божие; но как вы отвергаете оное и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то мы обращаемся к язычникам». Слыша это, язычники радовались и прославляли Господа, но иудеи подняли на проповедников гонение и выгнали их из своих пределов. Апостолы же, отрясши на них прах от ног своих, пошли для проповеди в Иконию и Листру. В Листре Апостол Павел исцелил хромого от рождения. Изумленные язычники приняли Павла за Меркурия, а Варнаву за Юпитера, и хотели им, как богам, принести жертвы. Апостолы с трудом вразумили толпу, что они такие же люди и пришли для обращения их от ложных божеств к истинному, живому Богу. Несмотря на сильное впечатление, произведенное в народе исцелением хромого, иудеи, прибывшие из Антиохии Писидийской, скоро успели вооружить жителей Листры против проповедников Христовых. Павел был побит камнями и замертво вынесен из города. Когда же ученики собрались вокруг него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавой в Дервию. Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они отправились обратно в Антиохию. На сем пути они снова побывали в Листре, Иконии и Антиохии Писидийской и к основанным в сих городах церквам рукоположили пресвитеров. Возвратившись в Антиохию, они собрали церковь и возвестили все, что Бог сотворил через них, как Он отверз дверь веры язычникам. 8. Апостольский собор в Иерусалиме

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Глава 15 Смущения в Церкви Антиохийской (1–4). Апостольский Собор в Иерусалиме, его определения и письма в Антиохию. (5–35). Начало второго апостольского путешествия Павла с Силою (36–41) Деян.15:1 .  Некоторые, при­шедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Мо­исееву, не можете спастись. «Некоторые, пришедшие из Иудеи». Это были излишне ревностно преданные иудейству христиане из иудеев, укорявшие недавно Петра за крещение язычника Корнилия и искренно считавшие соблюдение всех обрядов Моисеева закона (ср. Деян.15:5 ) обязательным и в христианстве. Выражение «учили» показывает, что они явились в Антиохию, как настоящие миссионеры-проповедники определенно формулированного учения. Судя по дальнейшему, это учение успело распространиться, кроме Антиохии, и в Сирии и Киликии ( Деян.15:23 ). Деян.15:2 .  Когда же про­изошло раз­ногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то по­ложили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пре­свитерам в Иерусалим. «Произошло разногласие и немалое состязание». Это показывает, что хотя лжеучители не встретили себе единодушного сочувствия, однако не получили и достаточно единодушного отпора, внеся в общество во всяком случае большую смуту. «Положили... отправиться», т.е. братия ( Деян.15:1 ) или вся Антиохийская Церковь порешила отправиться Павлу и Варнаве для решения возникшего спора в Иерусалим, где находились авторитетнейшие судьи этого дела в лице апостолов (хотя бы и не всех) и пресвитеров церкви Иерусалимской. – «Павел» и «Варнава» избираются потому, что они были наиболее заинтересованы и сведущи в этом деле. «Некоторые другие», отправившиеся с ними, были, очевидно, избраны для более полного представительства общины Антиохийской, в которой Павел и Варнава являлись пришельцами. Деян.15:3 .  Итак, быв про­вожены церковью, они про­ходили Финикию и Самарию, рас­сказывая об обраще­нии язычников, и про­изводили радость великую во всех братиях. «Проходили Финикию и Самарию», лежавшие на пути к Иерусалиму из Антиохии, «рассказывая о обращении язычников» финикийским и самарийским христианам ( Деян.13–14 ), «чем производили радость великую во всех братиях», по-видимому, не только из язычников, но и иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дееписатель упоминает только апостолов и пресвитеров, как предстоятелей и представителей Церкви; но что и простые члены общества, даже вероятно вся Церковь было в этом собрании, и притом не в качестве только слушающих, но в качестве участвовавших в рассмотрении, совещании и решении дела, несомненно видно из дальнейшего повествования (ст. 12, 22, 23). Вопрос был столь важен, что для решения его потребовалось нарочитое собрание всей иерусалимской Церкви. Вопрос в сущности был таков: закон или евангелие? Моисей или Христос? Благодать или дела закона? Евангельская свобода или иго законное? Закон Моисеев дан был как детоводитель к Христу; по пришествии Христа он уже не нужен, он заменен законом Христовым ( Гал.3:24–25 ). Считать этот закон обязательным в христианстве значит отвергать достаточность и оправдательную силу закона Христова. Если бы это воззрение иудействующих одержало верх и не было препобеждено и отвергнуто апостолами со всей церковью, то христианству грозила бы опасность снова превратиться в иудейство, и вот почему великий апостол Павел до конца своей жизни боролся с этим заблуждением иудействующих, доколе не победил его до конца. Апостольский собор положил начало этой победе истины над заблуждением, евангельской свободы над игом закона ветхого. 7. По долгом рассуждении, Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия, и уверовали. 8. И сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; 9. И не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. 10. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понеси ни отцы наши, ни мы? 11. Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они. По долгом рассуждении: собственно – после многих споров и прений. Это были предварительные споры и прения, которые неизбежно должны были произойти, когда прямо друг против друга встали открыто и решительно два противоположные и взаимно исключающиеся мнения – защитников закона, иудействующих иерусалимских христиан и – защитников христианской свободы, антиохийских христиан из язычников с Павлом и Варнавой во главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Если это частное совещание состоялось, то там проповедь и дела ап. Павла не вызвали возражений. Во всяком случае, ап. Павла Иерусалимская церковь приняла в свое общение: «По прибытии же в Иерусалим, они были приняты церковью, апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам» ( Деян 15:4 ). Однако пребывание среди членов церкви и участие на Евхаристическом собрании Тита ( Гал 2:3 ), не обрезанного по закону Моисееву, вызвало возражения со стороны некоторых из уверовавших фарисеев. Тогда апостолы передают вопрос (вероятно, совершенно конкретный – об участии на собрании Тита) решению самой Иерусалимской церкви. Хотя автор Деяний говорит: «Апостолы и пресвитеры собрались ( συνχθησαν) для рассмотрения сего дела» ( Деян 15:6 ), однако сам термин «собрались» – συνχθησαν и все дальнейшее повествование доказывает, что это не было только лишь собрание апостолов и пресвитеров, но всей общины: «Тогда умолкло все собрание ( τ πλθος-множество в смысле общины) и слушало Варнаву» ( Деян 15:12 ). Более определенно указывается состав собрания ( πλθος) несколько ниже: «Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили ( δοξε)» ( Деян 15:22 ). Употребление в подлиннике «рассудили» – δοξε – в единственном числе указывает, что центр тяжести решения лежит в церкви. Наконец: «Апостолы и пресвитеры и братья» (разночтение «братьям») (ст. 23). На этом собрании приняли участие ап. Павел и Варнава (ст. 12), члены Антиохийской общины, подобно тому, как в Антиохийском собрании приняли участие, по-видимому, члены Иерусалимской общины. Повествование Деяний апостольских не дает полной и ясной картины собрания, но одно ясно и не вызывает никаких сомнений, что это было собрание Иерусалимской общины. Вполне возможно допустить, что собрание Иерусалимской церкви по своему характеру отличалось несколько от аналогичных собраний других общин, так как устройство Иерусалимской церкви было своеобразным и во многом отличающимся от устройства других, особенно внепалестинских, общин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

И не только в будущей жизни обещается такое воздаяние, но и в этой жизни предписана смерть за отступление от Ислама, так же, как было и в Ветхом завете. «Воздаяние тем, которые воюют с Аллахом и Его посланником, и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли. Это для них – позор в ближайшей жизни, а в последней для них – великое наказание» (Сура 5, 33). И опять, как в Ветхом завете, до Боговоплощения, – запрет на священные изображения. Отчасти под влиянием Ислама в христианстве и возникла последняя из так называемых «великих» ересей: иконоборчество. Ислам обвинял христиан в идолопоклонстве, не понимая, что мы не невидимого Бога дерзаем изображать, но – воплотившегося. Последний из семи вселенских соборов и собирался в 787 году по поводу этой ереси. Собор определил, что чествование икон и поклонение им не является идолопоклонством, потому что относится не к веществу иконы, не к дереву и краскам, а к тому, кто изображен на иконе, и невидимо присутствует с нами. Кажется, сформулировано достаточно ясно, однако протестанты последующих времен, и вплоть до наших дней, упорно не хотят этого слышать и понимать, и продолжают упрекать в идолопоклонстве православных, почитающих святые иконы. Они спрашивают нас: а где сказано, что нужно делать священные изображения? Но мы спросим их: а где сказано, чтобы писать Священные Книги, которые они признают? А тоже нигде. В Писании сказано: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф. 28:19–20 ). Господь не предписал, как учить, и не ограничил в методах. Вот, Христиане, и описывают то, что слышали, и изображают то, что видели, вплоть до «Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» ( Ин. 1:51 ), и одинаково почитают как Священные Писания, так и Священные изображения. Православие представляет собой братскую семью Автокефальных, то есть самостоятельных Церквей. И среди них первой по чести всегда была, естественно, Римская кафедра, как кафедра Царствующего града. Второй была Константинопольская, как кафедра второго, восточного, царствующего града. Потом – Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010