Изображая грядущее, пророк прозревает будущее своего народа. Блаженный Феодорит на сей счет замечает: «В образец имеем Евангельское учение. Ибо когда Господь сказал Апостолам о храме Иерусалимском: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне: все будет разрушено» ( Мф. 24:2 ), а потом Апостолы спросили: «Когда это будет и какой признак Твоего Пришествия и кончины века?» ( Мф. 24:3 ). «Поскольку предложили они двоякий вопрос, – пишет блаженный Феодорит, – Господь дает ответ нераздельно, говоря о том, что будет при кончине мира. Но таинники божественного ясно различают присущее тем и другим временам. Так будем поступать и здесь, приводя на то надлежащие доказательства» 208 . Как в таком случае понимать 1290 и 1335 дней? Взятие Иерусалима Антиохом Епифаном произошло в 169 г. до Р.Х. Но в собственном смысле «великие гонения» 209  происходили в 167–164 гг., т.е. три с лишним года (1290 дней). Более трех лет не осуществлялось богослужение в Иерусалимском храме (1290 дней). Затем 45 дней длилась болезнь Антиоха, после которой он умер. Правильность такого толкования подтверждается тем, что в 1335 днях около четырех лет; прибавляя эту сумму к 167 г., получаем год смерти Антиоха – 164 г. Смерть эта для народа Божия является счастливым событием, на что указывает 12-й стих 12-й главы книги пророка Даниила. В заключение необходимо сказать о понятии «великой скорби». Двенадцатая глава Даниила говорит: «Восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа Своего, и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди» ( Дан. 12:1 ). По учению иеговистов, Михаил (Иисус Христос) уже воссел одесную Бога, однако время великой скорби наступит непосредственно перед Армагеддоном. Здесь мы опять сталкиваемся с искусственным разделением событий, которые в Библии взаимно обусловлены. Временем великой скорби как раз и будут три года власти Антихриста. Точнее, Библия говорит о 1290 днях, как в книге пророка Даниила, так и в Откровении Иоанна. Так что все это человечеству предстоит претерпеть. Ждут этого времени и иеговисты. Но, похоже, не дождутся, так как Михаил для них уже пришел. Только после всеобщего Воскресения откроются у них глаза, но исправить что-либо будет уже невозможно. Раздел XIII. Имя Божие

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

К Хасмонеям примкнули и набожные хасиды (см. §27), среди которых были люди «крепкие силою из Израиля, все верные Закону» . Впоследствии они разошлись с Хасмонеями, но в момент общей опасности действовали с ними заодно. Вскоре Маттафия, ослабевший в скитаниях по горам, заболел и почувствовал приближение смерти. Он собрал сыновей: Иоанна, Симона, Ионафана, Елеазара и Иуду, — и завещал им биться за свободу веры, доколе язычники не отступят. Власть военного вождя он передал Иуде, «сильному от юности своей», которого прозвали Маккавеем (евр. Маккаби — Молот). 2. Войны Маккавея и их результаты. Военачальники Антиоха на первых порах не придавали серьезного значения этим событиям. Восставшие были малочисленны и плохо вооружены. Идя против них, враги брали с собой работорговцев, рассчитывая сразу же продавать пленных. Иуда тоже сознавал, чтоб вступил в единоборство с силой, намного его превосходящей, но сказал своим людям: «Не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила. Они идут против нас во множестве надменности и нечестия, чтобы истребить нас и жен наших и детей наших, чтобы ограбить нас; а мы сражаемся за души наши и законы наши. Он Сам сокрушит их пред лицем нашим; вы же не страшитесь их» (1 Макк 3,19-22). К изумлению сирийцев, Иуда стал наносить им одно поражение за другим, забирая после битв оружие противника. Сначала был разбит Аполлоний у Бет-хорона, затем Лисий, а в декабре 164 года Маккавей двинулся на Иерусалим. Хотя ему не удалось взять цитадель Акру, почти весь город был очищен от язычников. Храм повстанцы нашли в жалком запустении. После дней траура Иуда назначил праздник освящения. Святыня была возрождена почти три года спустя после ее поругания. В честь этого события был учрежден праздник (см. Ин 10,22). По всему Иерусалиму зажигали светильники. Пророчество Даниила исполнилось. Весть о захвате Иудой Иерусалима привела Антиоха в ярость. Он клялся, что сделает город «еврейским кладбищем», сотрет его до основания, так, что даже имя его будет позабыто. Но для новой кампании ему нужны были средства. Поэтому он решил обобрать один из эламских храмов. Посланные за добычей получили суровый отпор; вскоре после этого Антиох умер. Историк Полибий утверждает, что смерть настигла его в состоянии помешательства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Когда речь идет о седьминах, то пророк всегда имеет в виду 7 лет, то есть здесь применяется принцип «день» за «год». Но слова: «И был вечер, и было утро: день один»; «И был вечер, и было утро: день второй» и т.д., которые мы встречаем в главе 1 Книги Бытия, указывают именно на дни творения, а не на годы, во что верят и современные адвентисты – то есть в буквальные дни творения мира. В Дан. 8:14 мы встречаем то же самое словосочетание, что и в Книге Бытия о «шестодневе»: «на две тысячи триста вечеров и утр ». Как в Книге Бытия дни творения «вечер… утро» – «σπρα κα... μρα» – это день ( Быт. 1:5 ), так и здесь у пророка Даниила «2300 вечеров и утр» – «σπρας κα… μραι» – это дни, а не годы. По истолкованию отцов Церкви, в данном пророчестве содержится указание на конкретные дни – а не годы, как рассчитал Миллер, – во время которых будет продолжаться осквернение Храма, совершенное Антиохом Епифаном. «По причине умножения грехов народа Божия Господь попустит Антиоху возобладать над Иудеями, чтобы рукой Антиоха вразумить их», – пишет об этом преподобный Ефрем Сирин . Читаем: «В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники» ( 1Мак. 1:54 ). В 169 году до Р.Х. Антиох напал на Иерусалим и осквернил Храм. Об этом было предсказано в пророчестве Даниила: «и поругано было место святыни Его» ( Дан. 8:11 ). Именно за это нечестие, согласно пророчеству, и должна была простираться власть Антиоха над иудеями на «две тысячи триста вечеров и утр» ( Дан. 8:14 ), или, как сказано в Библии на славянском языке, что ближе к греческому оригиналу: «даже до вечера и утра дней две тысячи и триста». «Вечер, – пишет блаженный Феодорит , – у пророка назван началом бедствий, а утром – конец их, потому что скорбное уподобляется ночи и тьме. Вот сколько времени, – говорит святой, – от настоящего начала зла и до конца. Дни же сии, вычисленные по еврейскому календарю, составляют шесть лет и шесть месяцев, ибо столько времени продолжалось бедствие иудеев».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

Летописцу важно было указать не просто на братоубийцу, а на уже имеющийся в ветхозаветной истории прецедент рождения братоубийцы от " греховного плода " : " Ламехъ уби два брата Енохова, и поя собе жене ею " (С.64), от одной из них и родился Авимелех; Владимир убил своего брата Ярополка, силою взял в жены его жену - мать Святополка, уже беременную им. Ветхозаветный Авимелех выступил прообразом новозаветного Святополка. Изменилось время и исторический быт, но не исчез грех братоубийства. И кончина, т.е. наказание за преступление, Святополка находит библейскую аналогию. Разбитый Ярославом Владимировичем (Мудрым), вступившемся за своих менших братьев, Святополк бежал с поля битвы: " И бежащю ему, нападе на нь бесъ, и раслабеша кости его, не можаше седети на кони, и несяхуть и на носилехъ ... Онъ же глаголаше: " Побегнете со мною, женуть по насъ " . Отроци же его всылаху противу: " Еда кто женеть по насъ? " И не бе никого же вследъ гонящаго , и бежаху с нимь. Он же в немощи лежа, и въсхопивъся глаголаше: " Осе женуть, о женуть, побегнете " . Не можаше терпети на единомь месте, и пробежа Лядьскую землю, гонимъ Божьимъ гневомъ, прибежа в пустыню межю Ляхы и Чехы, испроверже зле животъ свой в томъ месте ... Суду нашедшю на нь, по отшествии сего света прияша мукы, оканьнаго (т.е. Окаянного - А.У.) ... и по смерти вечно мучимъ есть связанъ. Есть же могыла его в пустыни и до сего дне. Исходить же от нея смрадъ золъ " (С.63-64). " При ближайшем рассмотрении оказывается, что почти все эти детали имеются в 28-й и 29-й главах Притчей Соломоновых и чуть ли не дословно повторяют описание бегства Антиоха IV Епифана из Персии. Тот " приказал правящему колесницею погонять и ускорять путешествие, тогда как небесный суд уже следовал за ним Бог поразил его неисцельным и невидимым ударом Тогда случилось, что он упал с колесницы, которая неслась быстро, и тяжким падением повредил все члены тела и несен был на носилках, показуя всем явную силу Божию смрад же зловония от него невыносим был в целом войске " . Описание бегства Антиоха завершается выводом: " Так этот человекоубийца и богохульник, претерпев тяжкие страдания, какие причинял другим, кончил жизнь на чужой стороне в горах самою жалкою смертью " (2 Макк.9;4,5,8-9,28). Как видим, аналогия почти полная " .

http://pravoslavie.ru/5194.html

Маккавейское время должно было усилить еще более и сознание этого единства, и изучение кетубим наряду с первыми двумя частями Канона. Антиох Епифан думал уничтожить все списки Священного Писания, и вот «книги Закона, какие находили, разрывали, и сожигали огнем; у кого находили книгу завета, и кто держался закона, того по повелению царя предавали смерти» (1 Макк. I, 56–7). Вероятно, истребление книг Закона сопровождалось уничтожением и прочих древних, заботливо хранимых Писаний: все сколько-нибудь похожее на списки Закона обрекалось на гибель от рук солдат Антиоха. Но это самое преследование Антиоха увеличило в глазах иудейских патриотов цену сокровища, которым они владели в своих Писаниях; оно, подобно гонению Диоклетиана 303 г. по Р. Хр., только содействовало обнаружению пред обладателями Писания бесценного характера их наследия. Благодаря гонению и победам первых Асмонеев, палестинская община еще решительнее замкнулась в себя и свою досточтимую древность. Исторически осуществлявшиеся видения пророка Даниила должны были также повлиять на усиление благоговейного уважения к тому собранию свящ. книг, к которому принадлежала и книга Даниила. Собрание книг Иудою Маккавейским, о котором говорит 2 Макк. II, 14 – «Подобным образом и Иуда затерянное, по случаю бывшей у нас войны, все собрал, и оно есть у нас», вопреки мнению рационалистов 229 , конечно, в количественном отношении не привнесло ничего нового в Канон; но оно характерно обрисовывает положение иудейства, пережившего страшную бурю гонений, по отношению к своему единственно ценному сокровищу – собранию Свящ. Писаний. «Все собрал и оно есть у нас»: Канон уже не простое достояние архивной библиотеки, но неотъемлемая принадлежность, без которой палестинская община не мыслит своего существования, как и существования ей подобной общины александрийской: «если вы имеете в этом надобность (т. е. если у вас недостает списков с некоторых книг), пришлите людей, которые вам доставят». В жизни начинают играть важную роль собрания мужей – знатоков Писания: «К Алкиму-же и Вакхиду сошлось собрание книжников искать справедливости» (1 Макк. VII, 12). Неизвестно с определенностью, когда вошло в обычай в ночь бодрствования накануне дня Очищения чтение Первосвященником исключительно кетубим – Иова, Ездры, Неемии, Паралипоменон, Даниила, Притчей и т. д. 230 Неизвестно также, с какого времени по понедельникам, вторникам и за вечерним субботним богослужением начали читаться отделения – сидры не из Пророков, но Агиографов 231 : во всяком случае, думается, начала этих явлений нужно искать после Маккавейского времени, в связи с усилившимся изучением Писаний книжниками 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Мировые державы и их владыки предстают Даниилу в виде разнообразных зверей, их голов, крыльев, рогов и зубов. Появляются и исчезают лев (Вавилон), медведь (Персия), барс с четырьмя головами (держава Александра Македонского и эллинистические государства), затем – неизвестный зверь с железными зубами и множеством рогов, которые вырастают и исторгаются – это, очевидно, Рим. В другом видении ведут борьбу друг с другом козел (Македония) и овен (Персия); козел побеждает, потом у него вырастают четыре рога (как раньше было с головами у барса), а от одного из рогов появляется потом «небольшой рог», означающий Антиоха Епифана – «царя наглого и искусного в коварстве» ( Дан. 8:23 ). Это видение толкует Даниилу архангел Гавриил. Он же объясняет значение пророчества Иеремии о 70-летнем запустении Иерусалима ( Иер. 25:11 слл.): речь шла не о 70 годах, но о 70 «седминах», то есть должно пройти 490 лет – и тогда придет Мессия, или, по Даниилу, «Сын человеческий» – имя, которым чаще всего будет называть Себя Иисус Христос . «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, а царство Его не разрушится» ( Дан. 7:13–14 ). В конце времен грядет борьба «Михаила, князя великого, стоящего за сынов народа своего» ( Дан. 12:1 ) с врагами Господними. Эта апокалиптическая битва закончится воскресением мертвых и спасением праведников. Гибель Антиоха Епифана как бы не отделена у Даниила от этой последней битвы и гибели богоборцев, но такая «туманная перспектива» – общая черта всех пророческих книг и особенно апокалиптических писаний. Да и в самом деле, до пришествия Иисуса Христа оставалось менее двух веков – для истории это не так много. Пророчества Книги Даниила хронологически завершают Ветхий Завет. Те самые неполные два века, которые остались до земной жизни Иисуса Христа, из Священного Писания выпали. И пусть для мировой истории это небольшой отрезок времени, но для истории иудейского народа 2–1 вв. до Р. X. – время, чрезвычайно насыщенное событиями. Иудея освободилась из-под власти Селевкидов и стала, наконец, независимой, но мир не пришел на землю – усилились гражданские распри, а враги по-прежнему грозили со всех сторон. Окрепнувшая Римская держава – прежде союзница Иудеи в борьбе против сирийских Селевкидов – подчинила себе маленькую страну, и недавно обретенная независимость вновь отошла в прошлое. Затем более тридцати лет правит в принадлежащей Риму Иудее царь Ирод, прозванный Великим, но снискавший ненависть своего народа. Только конец царствования Ирода захватывает уже Новый Завет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

Нападение на Иерусалим лжепророка, по свидетельству сочинения «Начало и конец нашего земного мира…», проиллюстрировано в пророчестве Даниила о семидесяти седминах. Результатом этого вторжения станет разрушение города и святилища, отмена богослужения и установка на кровле святилища идола антихриста с. 213]. Вот как об этом свидетельствовал Даниил: «город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения» ( Дан.9:26–27 ). Нельзя пройти тихой тенью и мимо пророчества о будущем завоевании Египта, Ливии, Эфиопии, зафиксированном в 11-й главе Книги пророка Даниила. Заметим, что поражение царей этих стран прочно связывается древним преданием с завоеванием власти антихристом над Римской империей (подробнее этот вопрос будет исследован ниже). Диапазон предполагаемых толкований названного провозвестия довольно широк. Из всех известных нам толкований уместно выделить два доминирующих смысла. В упомянутом пророчестве речь идёт о презренном, неслыханно наглом, превозносящемся царе, нарушающем не только Божественные, но и человеческие уставы, совершающем то, чего не совершали ни его отцы, ни его деды и прадеды, отвергающем не только Единого Бога (что свойственно всем грубым язычникам), но и всякое божество. В ближайшем хронологическом измерении, о чём свидетельствовали некоторые отцы, это пророчество сбылось (но только отчасти) на личности Антиоха Епифана, злостном богохульнике, ненавидевшем иудейскую веру лютою ненавистью, надругавшемся над святилищем, запятнавшем свой трон кровью Израильских мучеников. Однако, к этому грозному властелину совершенно не приложимо речение об отвержении всякого божества. Наоборот, Антиох Епифан был язычником и по крайней мере внешне, формально чтил своих богов ( 2Мак.6:2 ). Кроме того, о презренном царе Даниил сообщает, что он «не уважит» желания жен. Это также противоречит образу Антиоха. Как известно, на женщин он смотрел с чувством необузданного сладострастия, как и другие женонеистовые цари, обладавшие всеми необходимыми возможностями для организации сексуальных утех. Одной из своих наложниц он даже отдал в дар Тарсян и Маллотов ( 2Мак.4:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Наши же полагают, что все это есть пророчество об антихристе, который будет в последнее время. И так как им, по-видимому, ставится следующее возражение: почему пророческая речь опустила столько событий от Селевка до конца мира, то они отвечают, что и в предшествующей истории, где говорилось о персидских царях, она указала лишь на четырех царей после Кира персидского и, опустив многое в средине, вдруг перешла к Александру, царю македонскому, и что Священное Писание обыкновенно не обо всем повествует, но излагает, по-видимому, лишь то, что более важно. А так как многое, что впоследствии мы будем читать и изъяснять, может быть применимо к лицу Антиоха, то они полагают, что он был образом антихриста и что бывшее с ним было отчасти предшествием того, что вполне должно исполниться на антихристе. Священное Писание имеет также такой обычай, что предварительно представляет истину будущего в образах, подобно тому, что говорится в семьдесят первом псалме, который в надписании приписывается Соломону, но все то, что о нем говорится, не может быть применимо к Соломону; ибо он не пребывал с солнцем и прежде луны рода родов (ст. 5), и не обладал от моря до моря и от реки до конец вселенныя (ст. 8), и не все народы служили ему (ст. 11), и имя его не пребывало прежде солнца, и не были благословляемы в нем все племена земные и не все народы ублажали его (ст. 17). Но в Соломоне отчасти и как бы в тени и образе истины было предпослано то, что совершеннейшим образом исполнилось на Господе Спасителе. Поэтому как Спаситель имеет Соломона и прочих святых образами пришествия Своего, так справедливо следует верить, что и антихрист имел своим образом наихудшего царя Антиоха, преследовавшего святых и осквернившего храм. Теперь мы последуем порядку изложения и вкратце отметим, соответственно тому и другому роду толкования, мнения противников и наших. Восстанет, говорит, на место Селевка брат его, Антиох Епифан, которому сначала приверженцами Птоломея в Сирии не воздавались царскит почести, но который впоследствии чрез притворную доброту овладел царством сирийским.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Неблагодарный Димитрий не исполнил однако ничего, из обещанного им Первосвященнику, во дни опасности, и Ионафан принял сторону Антиоха, который , с своей стороны, послал к нему богатые дары и сосуды для храма, утвердил и умножил царственные и святительские права его. Ионафан вышел к нему на помощь, с вооруженной силой, покорил Аскалон и Газу, сразился с полками Димитрия в Галилеи, и оставленный своими в начале битвы, молитвой одержал победу. Пользуясь временем благоприятным, Первосвященник отправил от себя посланников в Рим и Спарту, чтобы обновить и заключить с ними дружественный союз. Между тем, слыша о вооружении некоторых военачальников бывшего Царя Дмитрия, он рассеял полчища их, одним страхом имени своего, и победил Арабов в окрестностях Дамаска; брат его Симон успешно действовал против приверженцев Димитрия, в Аскалоне и Иопии. Первосвященник возвысил и укрепил стены Иерусалимские; но посреди славного своего правления сделался жертвой измены. Трифон, воцаривший Антиоха, умыслил сам похитить его престол, и зная верность Ионафана, искал умертвить его. Первосвященник встретил Трифона, сперва с сильным ополчением, но потом, обманутый его льстивой речью, последовал за ним в Птолемаиду, только с тысячью воинов; там ожидала их измена, ибо Трифон, заключив врата города, умертвил всех бывших с Ионафаном, и послал преследовать остаток дружины его в Галилее, но она спаслась. Горько плакал весь Израиль о своем великом вожде; окрестные народы надеялись опять покорить беззащитных. Тогда Симон услышав, что Трифин собрал многочисленное войско, дабы сокрушить землю Иудину, взошел в Иерусалим и ободрил смутившийся народ: «вы знаете, сказал он, сколько я и братья мои, и весь дом отца моего, позвизались за храм и законы, и сколько видели брани и бедствий; все братья мои погибли ради Израиля и я остался один; ныне, во время скорби, да не пощажу души моей, ибо я не лучше братьев моих; буду защищать народ мой и святыню, и жен и детей наших, ибо собрались народы сокрушить нас, по своей вражде.» При сих словах возгорелся дух народа и все единодушно воскликнули: «будь вождем нашим, вместо Иуды и Ионафана, братьев твоих, сражайся за нас, и все, что повелишь, исполним.» Симон поспешил собрать воинов и укрепить стены Иерусалимские, послал дружину и в Иоппию, отколе изгнал неприятельскую стражу.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Он говорит, что Иисус, сын Иоседеков, один из возвратившихся пленников, занял в то время пост первосвященника, и его потомки в числе 15-ти человек до Антиоха Евпатора управляли (πολιεοντο) народом. 284 В частности об Онии, сыне Симона Праведного, сообщается, что он имел в своих руках управление народом ( ποστασα το λαο). 285 Вообще нужно заметить, что иудейский первосвященник всегда является главой народа; он, прежде всего, ведает нужды государства, заботится о его благоустроении, 286 к нему относится иностранное правительство, через него оно дает распоряжения и предложения народу, 287 через него требует себе дани. 288 И общественное мнение видело в нем законного представителя государства. Вот выражения Сираха о первосвященнике, какие находим в греческой Библии. Бог дал ему заповедь и власть в постановлениях судебных; 289 с ним постановлен завет мира, чтобы быть ему предстоятелем святых и народа своего, 290 и судить народ справедливо. 291 Эти полномочия первосвященника писатель относит и к имени его. 292 Тоже положение правителей народа занимали и первосвященники Маккавеи. Ионафан в 152 г. получил первосвященническое достоинство, и в силу этого, он формально становится главой государства, как это видно из письма Антиоха. « Предоставляю тебе, – пишет царь, – первосвященничество, и поставляю тебя над четырьмя областями, и ты будешь в числе друзей царских.» 293 А в народном решении, определяющем первосвященническое и княжеское достоинство, наследственном в фамилии Симона Маккавея, прямо воспрещается « противоречить словам его или без него созывать собрания в стране.» 294 С этого времени политическое значение первосвященника еще более возрастает. До смерти Антигона княжеское и первосвященническое достоинство были соединены в одном лице: первосвященник был князем Иудеи, ее светским правителем. Даже тогда, когда Иудейское государство потеряло свою независимость и политическая власть сосредоточилась в руках Антипатра и его сыновей, первосвященник Гиркан II имел, хоть и номинально, в своих руках управление народом (ποστασαν το ϑνου).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010