Далее пророк Даниил предсказывает о неизбежном разделении царства Александра на четыре части ( Дан. 8:8 ) и чрезвычайном расширении и умножении одного из них, расположенного «к югу и к востоку и к прекрасной стране» ( Дан. 8:9 ). Так Даниил указывает на победу царя Антиоха Епифана. Не довольствуясь истреблением евреев, Антиох Епифан вознесся на вождя воинства небесного, что проявил в отнятии у Него ежедневной жертвы и поругании места святыни Его. Выражая желание, чтобы все его подданные были одним народом и оставили прежний закон (религиозный), он, как говорится в первой книге Маккавейской (1, 41–53), предъявил подобные требования и к евреям, запретив им приносить всесожжения и жертвы, совершать возлияния Иегове и праздновать субботу. Иудеи исполнили его требования. «В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники» ( 1 Макк. 1, 54). Это нечестие, согласно пророчеству Даниила, должно было простираться на «две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» ( Дан. 8:14 ) или, как сказано в Библии на славянском языке, что ближе к греческому оригиналу, «даже до вечера и утра дней две тысячи и триста» ( Дан. 8:14 ). «Вечер, – пишет блаженный Феодорит, – у пророка назван началом бедствий, а утром – конец их, потому что скорбное уподобляется ночи и тьме. Вот сколько времени, – говорит святой, – от настоящего начала зла и до конца. Дни же сии, вычисленные по еврейскому календарю, составляют шесть лет и шесть месяцев, ибо столько времени продолжалось бедствие иудеев» 202 . Царь Антиох умер в 164 г. В книгах Маккавейских говорится, что со 169[п] по 164 г. (до Р.Х.) 203  Израиль претерпел великие бедствия, причиненные царем Антиохом, продолжались они 2300 дней, или шесть с лишним лет. Если от начала этих бедствий – нападение Антиоха в 169 г. (до Р.Х.) на иудеев – прибавить к этому году шесть лет, то получится дата смерти Антиоха – 164 г. (до Р.Х.). А теперь попробуем понять, что есть общего между историей развития свидетелей Иеговы в Соединенных Штатах и пророчеством восьмой главы книги Даниила. Даниил пишет: «отнята была у Него ежедневная жертва и поругано место святыни Его» ( Дан. 8:11 ). В 1918 г. руководителей свидетелей Иеговы, подозревая в шпионаже, посадили в тюрьму (есть и другие версии). Книга пророка Даниила, по мнению свидетелей Иеговы, ясно пророчествует об этом. Ну не абсурд ли данная аналогия?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

иеромонах Иов (Гумеров) В Книге пророка Даниила (11:3–10) говорится о борьбе между Сирийским (Северным) и Египетским (Южным) царствами, которые были основаны полководцами Александра Македонского – Селевком Никатором и Птоломеем I. – И восстанет царь могущественный (11:3). Весной 334 г. Александр Македонский вступил в пределы Персидской империи. Начался победоносный восточный поход. Через восемь лет, в мае 326 года, Александр Македонский дошел до Индии и покорил ее восточную область. Возникает обширнейшая империя, включающая Македонию, Грецию, Египет, Малую Азию, Месопотамию и часть Индии. – Но когда он восстанет, царство его разрушится и разделится по четырем ветрам небесным, и не к его потомкам перейдет…; ибо раздробится царство его и достанется другим, кроме этих ( Дан. 11:4 . 13 июня 323 г. завоеватель умирает в Вавилоне после двух недель болезни (предположительно от малярии), не дожив несколько недель до своего 33-летия. Хотя трон перешел к слабоумному сводному брату Александра Арридею, а сопровителем стал малолетний его сын от Роксаны, однако полководцы поделили империю на четыре царства: Фракийское, Македонское, Сирийское и Египетское. Из них с течением времени усилились Северное (Сирийское) и Южное (Египетское), постоянно враждовавшие между собой. Находившаяся между ними Палестина страдала от их распрей. Поэтому пророчество касается только этих двух государств из четырех. – И усилится южный царь и один из князей его пересилит его и будет владычествовать, и велико будет владычество его ( Дан. 11:5 . Птоломей I Египетский. Палестина подпала под власть династии Птоломеев, правивших в Египте. Продолжалось это до 198 г. до Р.Х. – Но через несколько лет они сблизятся, и дочь южного царя придет к царю северному, чтобы установить правильные отношения между ними( Дан. 11:6 . Ради прекращения многолетней вражды и сближения царь Птоломей Филадельф выдал свою дочь Веренику за правителя Северного царства Антиоха II. В качестве приданного он отдал Антиоху Палестину. Антиох был к этому времени женат на Лаодике и имел от нее двух сыновей: Селевка Каллиника и Антиоха. Хотя Лаодика ко времени свадьбы была удалена из столицы, но по смерти Птоломея Филадельфа была возвращена во дворец. Она отравила своего мужа Антиоха II, велела убить Веренику и ее малолетнего сына, а на сирийский престол поставила своего сына Селевка Каллиника. Так исполнилось пророчество книги Даниила:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но этот союз с сирийским царем не принес иудеям ничего, кроме вреда. Завоевание египетских областей Антиох начал с самой же Палестины, как владения южного царя; взял много городов, подвластных Египту и среди них Иерусалим. Ему не могли противостоять «мышцы юга», – египетские полководцы с отборным войском. Именно Скопа, успевший было завоевать Келе-Сирию, потерпел в 198 г. сильное поражение при Понсале, около истоков Иордана, благодаря чему вся Келе-Сирия и Палестина до Газы снова оказалась в руках Антиоха. Дан.11:17 . И воз­намерит­ся войти со всеми силами царства своего, и праведные с ним, и совершит это; и дочь жен отдаст ему, на по­гибель ее, но этот замысел не состо­ит­ся, и ему не будет по­льзы из того. Желая по возможности захватить и египетские владения «южного царя», Антиох стал действовать хитростью. После разгрома Палестины он заключил с Птоломеем мир и обручил с ним, семилетним мальчиком, свою дочь Клеопатру, надеясь при содействии ее погубить малолетнего царя и захватить Египет. Но Птоломей и его вельможи, раскрыв замыслы Антиоха, были очень осторожны; при этом и Клеопатра явно склонялась на сторону мужа, а не отца. Благодаря всему этому, коварные замыслы Антиоха «не состоялись» и пользы ему не принесли никакой. Дан.11:18 . Потом обратит лице свое к островам и овладеет многими; но некий вождь пре­кратит нанесен­ный им по­зор и даже свой по­зор обратит на него. Дан.11:19 . Затем он обратит лице свое на крепости своей земли; но споткнет­ся, падет и не станет его. Потерпев неудачу в попытке овладеть Египтом, Антиох удовлетворил свою страсть к завоеваниям удачным походом в 197 г. против островов и прибрежных областей Малой Азии: завоевал Родос, Самос, Колофон, Фокею и т. д. Конец его победам был положен римским консулом Сципионом Назикой ( «некий вождь») и его братом Сципионом Африканским. Посланные Римским правительством для защиты находившихся под римским протекторатом островов, они в 190 г. нанесли Антиоху страшное поражение при Магнезии. Заключив с победителями унизительный для себя мир, он возвратился в свою землю и скоро погиб во время народного возмущения, открывшегося по поводу ограбления царем храма Зевса, или Бела в городе Элимаисе, к югу от Каспийского моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«После поражения Египта Антиох возвратился в 143 году (Царства Еллинскаго) и пошел против Израиля» ( 1Мак.1:20 ). С 143 года началось бедствие иудеев. В 15-й день Хаслева 145 года на жертвеннике была устроена мерзость запустения ( 1Мак.1:54 ). В 148 году священники «очистили святилище» и 25-й день Хаслева 148 года принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений ( 1Мак.4:43 ; 1Мак.4:52–53 ). Царь Антиох умер в 149-м году ( 1Мак.6:16 ). Всевидящий Господь Бог Израилев поразил его невидимым и неизцельным ударом, схватила его нестерпимая болезнь живота и жестокие внутренние муки. После того, «случилось, что он упал с колесницы, которая неслась быстро, и тяжким падением повредил все члены тела». «И того, который незадолго пред тем мечтал касаться звезд небесных, никто не мог носить»... «Теперь то будучи сокрушен, начал он оставлять свое великое высокомерие»... «Так этот человекоубийца и богохульник... кончил жизнь» ( 2Мак.9:5–29 ). Период бедствий согласно историческим свидетельствам Маккавейских книг имел место в исторической жизни Израиля с 143 года по 149-й. Продолжительность бедствий, причиненных Антиохом, соответствует 2300-м дням. 2300 дней (считая год за 365 дней и месяц за 30) равны 6 годам 3 месяцам и 20 дням 29 . Считая временем начала бедствий Израиля нападение Антиоха в 143 году, присчитывая протекшее время этого года, и, прибавив 2300 дней, мы получим год смерти Антиоха – 149-й. Осквернение святилища и очищение его падает на промежуток этого времени. Окончательное очищение храма соединяет со смертью Антиоха в последовательную связь и 2-я книга Маккавейская ( 2Мак.10:5–9 ). Антиох Епифан умер по выражению 8-й главы книги Даниила, будучи сокрушен – «не рукою» (ст. 26). Таков непосредственный библейский смысл 8-й главы книги пророка Даниила. Какое отношение «малый рог» 8-й главы книги Даниила имеет к «малому рогу» 7-й главы? Иностранные комментаторы книги Даниила отмечают, что она не чужда повторений; это нисколько не умаляет ее богодохновенное значение, ибо Бог открывая волю Свою чрез пророка, не уничтожает личных свойств в душе провозвестника Его святой воли.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

«Так этот человекоубийца и богохульник, – заключает библейский историк, – претерпев тяжкие страдания, какие причинял другим, кончил жизнь на чужой стороне, в горах, самою жалкою смертью» ( 2Мак. 9:28 ). Перед смертью он вполне обнаружил свое ненормальное умственное состояние, так как он назначил одного из своих доверенных лиц, Филиппа, регентом государства и опекуном своего юного сына Антиоха V, хотя он уже раньше предоставил неограниченное полномочие Лисию. Этим распоряжением он подвергал все свое государство опасности соперничества между двумя уполномоченными, и действительно его предсмертное завещание было роковым для Сирийско-Македонской монархии и вообще дома Селевкидов. Смерть Антиоха Епифана не принесла с собою какой-либо резкой перемены в положении иудеев. Лисий продолжал самовластно править как и прежде, считал себя уполномоченным опекуном молодого царя Антиоха V Евпатора и не предпринимал ничего против иудеев. Теперь у него было еще более оснований не раздроблять находившихся у него в распоряжении сил, так как ему угрожали два врага. С одной стороны, каждый день мог выступить против него Филипп, с целью заявить предоставленное ему на смертном одре Антиохом Епифаном право быть опекуном молодого царя и регентом государства и вытеснить его, и с другой стороны в Риме князь Димитрий, как известно было Лисию, находившийся в качестве заложника в Риме, добивался у сената и влиятельных лиц позволения возвратиться в Антиохию и занять собственно ему принадлежащий престол. Стоило бы только Риму сказать слово против Евпатора и он погиб бы. Поэтому Лисий и оставался совершенно в бездеятельном состоянии, чтобы не обратить на себя внимания могущественного Рима. Этою бездеятельностью сирийского регента воспользовался Иуда Маккавей, чтобы улучшить тяжелое внутреннее положение своего народа. Положение иудейского народа в действительности было чрезвычайно странным. В Иерусалиме по близости были два укрепленных места, из которых враждебные партии ежедневно причиняли друг другу разрушение и смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Также сыновья отступников из народа твоего превознесутся, чтобы исполнить видение, и падут. Во время борьбы Антиоха Великого с вождями Птоломея Иудея, находившаяся между ними, разделялась на различные партии, потому что одни склонялись на сторону Антиоха, а другие на сторону Птоломея. Поэтому священник Ония вместе с весьма многими иудеями бежал в Египет и, принятый с почетом Птоломеем, получил ту страну, которая называлась Гелиополисом, и с дозволения царя построил храм в Египте, подобный иудейскому храму, существовавший до правления Веспасиана, в течение двухсот пятидесяти лет. Но самый город, называвшийся именем Ония, впоследствии, во время войны иудеев против римлян, был разрушен до основания, и не остается никакого следа ни от города, ни от храма. Таким образом, благодаря первосвященнику Онии, в Египет бежали безчисленные толпы иудеев. В то время он наполнился также множеством киринейцев. Ибо Ония утверждал, что он исполняет пророчество Исаии, писавшего: «будет жертвенник Господу в Египте и именование Господа в пределах его» ( Ис. 19:19 ). Об этом именно и говорится теперь: «сыновья отступников из народа твоего», которые оставили закон Господень, пожелав в другом месте, вопреки повелению, приносить жертвы Богу, превознесутся чрез высокомерие и будут хвастаться, что они исполняют видение, то есть заповедь Господню. Но они «падут " ибо и храм и город впоследствии будут разрушены. И когда Антиох владел Иудеею, Скопа Эфол, вождь Птоломеевой партии, посланный против Антиоха, овладел после мужественной битвы Иудеею и, уведши с собою знатнейших из приверженцев Птоломея, возвратился в Египет. Дан. 11:15, 16 . И придет царь северный, и устроит вал, и овладеет городами укрепленными, и не устоят мышцы юга, и восстанут избранные его, чтобы противустать, но не будет силы [у них]. И тот, кто придет на него, будет поступать по своей воле, и никто не устоит пред ним, и будет стоять в земле славной, и она будет обессилена (consumemur) от руки его. Ибо Антиох, желая снова овладеть Иудеею и многими сирийскими городами, вступил в бой с Скопою, вождем Птоломея, близ источников Иордана, где теперь построена Панея, обратил его в бегство и с десятью тысячами войска осадил его, запершегося в Сидоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

(18) И обратит лице свое на островы морские, т.е. Александр пойдет в верхнюю Киликию, которая отложилась от него. И возмет многи из возмутившихся Киликиан. И погубит князя укоризны своея в Киликии. И укоризна его возвратится ему, т.е. возмутитель предан будет казни. (19) И обратит лице свое, т.е. Александр, в крепость земли по гордости своей; и изнеможет, и падется, и не обрящется, т.е. Александр. (20) И станет на место его испровергший могущество его, т.е. Птоломей, который ниспровергнет владычество и царство Александра. И в малы дни сокрушится, т.е. сам Птоломей. Не во гневе и не в ярости брани, потому что умер после трехдневной болезни. (21) И станет на месте его уничиженный; то есть владения Александра, захваченные Птоломеем, похитит ничтожный Димитрий, который будет сокрушен Ионафаном; и приидет тайно, и соодолеет царству лестми, Димитрий придет и овладеет царством без труда; потому что Александр будет убит, и Птоломей умрет от болезни. (22) И крепость городов будет разхищена Димитрием. И сокрушатся от лица его старейшины завета; о сем повествуется: слыша Ионафан, яко суть начальницы Димитриевы в Кадисе, иже в Галилеи, с силою многою (Мак.11:63). (23) И сотворят к нему лесть. Войско его, которое возненавидит его, и самые близкие к нему будут злоумышлять против него. И взыдет, и преодолеет в царстве своем крепком. (24) И сотворит, яко не сотвориша отцы его, то есть Александр с помощью малочисленного народа опустошит Антиохию и жителей отведет в плен. И на города их замыслит замысл, то есть, на города двух умерших царей. (25) И даже до времене возстанет, то есть не на долгое время будет славен, потому что близка его погибель. И сердце его на царя, то есть на Антиоха, сына Александрова, которого возрастил и воцарил на престоле отца его Трифон. И укрепится царь южский, т.е. Антиох младший. И сотворит с ним сечь силою великою, потому что соберутся к нему все возненавидевшие Димитрия. И не станут, яко помышляют нань помышления злая, потому что Трифон замышлял зло против Антиоха.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1.Первая книга Маккавейская Сразу отметим, что пересказ событий Маккавейских книг не входит в задачу этой работы, происходящее рассматривается в той мере, в какой это служит иллюстрацией ряда смыслов, в них заложенных. Уже говорилось о неразрывной связи Ветхого и Нового Заветов, эта связь хорошо видна и при изучении Маккавейских книг и может выглядеть примерно так: «Книга пророка Даниила» - «Маккавейские книги» - «Новый Завет». Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос дважды ссылается на пророчества Даниила, в том числе в главе 24 Евангелия от Матфея и в 13 главе Евангелия от Марка. В свою очередь, в книге пророка Даниила, задолго до произошедшего, были предсказаны события, более подробный рассказ о которых представлен в Маккавейских книгах. Начинается первая книга Маккавейская рассказом о создании государств и новых династий полководцами Александра Македонского, в Египте (Птоломеи) и в Сирии (Селевкиды). Причем эта новая геополитическая реальность названа в Первой книге Маккавейской «умножением зла на земле». И причина здесь не в собственно изменении политического и военного баланса сил в регионе, а совсем в другом. В новой страшной угрозе для иудеев. «И вышел от них корень греха - Антиох Епифан, сын царя Антиоха, который был заложником в Риме, и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского» (1 Макк 1:10). О личности Антиоха Епифана немного позже, а пока обратим ваше внимание на тех, кто ожидал и со своей стороны готовил духовную оккупацию отечества. Это так называемая «пятая колонна», состоящая из тех, кто тяготился бременем избранного народа и был готов «за чечевичную похлебку» продать свое первородство. Вполне ожидаемо было узнать, что «сыны беззакония» Израиля оказались представленными образованными людьми, теми, кого принято называть в наше время «элитой общества». Своя миссия на земле зачастую предполагает определенный аскетизм, более суровый «стиль поведения», но человек слаб, и ему сложно долго выдерживать ответственность. Особенно это нелегко «образованным людям», ведь они так долго учились, столько знают и им что, тоже подчиняться заповедям, также как и остальным? А тем более, когда враг рода человеческого шепчет о людской бренности: «между утром и вечером они распадаются; не увидишь, как они вовсе исчезнут. Не погибают ли с ними и достоинства их? Они умирают не достигнув мудрости» (Иов 4:20-21). Именно отсюда родом философия «желудком думающих» со своим лозунгами: «живи одним днем!» и «любой каприз за Ваши деньги!»

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/12/...

1Мак.6:2 . и в нем храм весьма богатый, а тут – покровы золотые, брони и оружия, которыя оставил там Александр сын Филиппа царь Македонский, первый воцарившийся над Еллинами. 1Мак.6:3 . И пошел он и решился взять сей город и ограбить его, но не мог, потому что речь об этом стала известна гражданам. 1Мак.6:4 . И они возстали, чтобы воевать с ним; и он побежал, и удалился оттуда с великою скорбию, чтобы возвратиться в Вавилон. 1Мак.6:5 . И пришел к нему в Персию некто с известием, что побеждены ополчения, ходившия в землю Иудейскую, 1Мак.6:6 . и что Лисий с сильным войском ходил впереди всех, но был прогнан от лица их (Иудеев); и они усилились оружием, войском и многими добычами, кои взяли от истребленных ополчений, 1Мак.6:7 . и разрушили мерзость, которую он построил над жертвенником в Иерусалиме, а святилище, как прежде, окружили высокими стенами так же, как и Вефсур город его. 1Мак.6:8 . И было: когда выслушал царь слова эти, то ужаснулся и потрясся вельми, и слег в постель, и заболел от печали, что не удалось ему, чего желал он. 1Мак.6:9 . И пробыл там многие дни, ибо возобновлялась в нем великая печаль, и он думал, что умирает. 1Мак.6:10 . И созвал он всех друзей своих и сказал им: удалился от очей моих сон, и я изнемог сердцем от печали, 1Мак.6:11 . И сказал в сердце своем: до какой скорби дошел я и до какого великаго волнения, в котором теперь нахожусь? тогда как был я полезен и любим во время власти моей, 1Мак.6:12 . Теперь же воспоминаю о тех злодеяниях, кои совершил я в Иерусалиме, когда изъял все серебреные и золотыя сосуды его, и послал погубить ни за что живущих в Иудее. 1Мак.6:13 . Итак узнал я, что за это постигли меня сии бедствия: и вот я погибаю от великой печали в чужой земле. 1Мак.6:14 . И призвал Филиппа, одного из друзей своих, и поручил ему все царство свое. 1Мак.6:15 . И дал ему венец и убранство свое и перстень, дабы он взял Антиоха сына его, и воспитал его для царствования. 1Мак.6:16 . И умер там Антиох царь в сто сорок девятом году. 1Мак.6:17 . И узнал Лисий, что умер царь, и поставил вместо его царем Антиоха сына его, котораго воспитал, еще юнаго, и нарек имя ему Евпатор.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.6:52 . Но устроили и они (Иудеи) машины против машин их, и сражались в течении многих дней. 1Мак.6:53 . Пищи же не было в хранилищах, потому что был седьмый год, и спасшиеся в Иудее от язычников поели остаток запаса. 1Мак.6:54 . И остались на святых местах мужи немногие, ибо одолел их голод, и разошлись, каждый в место свое. 1Мак.6:55 . Но услышал Лисий, что Филипп, котораго царь Антиох еще заживо поставял воспитателем сына своего Антиоха с тем, чтобы и воцарить его, возвратился из Персии и Индии с полками царя, какие ходили с ним, и что он старается захватить дела (царственныя): 1Мак.6:56 . Притом сбирались и охотились возвратиться (и полки Лисия): 1Мак.6:57 . И сказал он царю и вождям войска и воинам: мы оскудеваем ежедневно, и продовольствия у нас мало, а место, где мы ополчились, укреплено, дела же царства требуют нас. 1Мак.6:58 . Итак подадим теперь правую руку людям сим, и заключим с ними мир и со всем народом их. 1Мак.6:59 . И предоставим им жить по законам их, как прежде: ибо за свои законы, которые мы нарушали, они разгневались и сделали все это. 1Мак.6:60 . И понравилась эта речь царю и начальникам, и послал он к ним мировую, которую они и приняли. 1Мак.6:61 . И клялся им царь с начальниками. После сего они вышли из укрепления. 1Мак.6:62 . И взошел царь на гору Сион, и увидел укрепление сего места, и отверг клятву, которою клялся, и повелел раззорить стену вокруг. 1Мак.6:63 . И отправился поспешно и возвратился в Антиохию, и застал Филиппа, господствующаго в этом городе, и сразился с ним, и взял город силою. Глава 7 1Мак.7:1 . В сто пятьдесят первом году вышел Димитрий, сын Селевка, из Рима, и с немногими мужами вошел в город приморский, и воцарился там. 1Мак.7:2 . И было: когда он входил в царственный дом отцов своих, полки схватили Антиоха и Лисия, чтобы привесть их к нему. 1Мак.7:3 . И стало известно ему сие дело, и он сказал: не показывайте мне лиц их. 1Мак.7:4 . И умертвили их полки; и сел Димитрий на престоле царства своего. 1Мак.7:5 . И пришли к нему все мужи беззаконные и нечестивые из израильтян, а предводительствовал ими Алким, хотевший священствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010